Научная статья на тему 'Новый финансовый инструмент в работе с поставщиками в аэрокосмической отрасли'

Новый финансовый инструмент в работе с поставщиками в аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимин Д.Г.

Рассматривается новый финансовый инструмент финансирование цепочки поставок на основе факторинга, который может использоваться в работе с поставщиками предприятий аэрокосмической отрасли для улучшения или установления партнерских отношений, а также управления и финансирования дебиторской задолженности с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FINANCIAL INSTRUMENT FOR SUPPLIER RELATIONS IN THE AEROSPACE INDUSTRY

The author analyzes a new financial instrument, such as supply chain financing relied on factoring, which can be used for work with suppliers of the aerospace industry to improve or establish partnerships, as well as for management and financing of accounts receivable to reduce costs and improve competitiveness.

Текст научной работы на тему «Новый финансовый инструмент в работе с поставщиками в аэрокосмической отрасли»

УДК 669.713.7

Д. Г. Алимин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

НОВЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ПОСТАВЩИКАМИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассматривается новый финансовый инструмент - финансирование цепочки поставок на основе факторинга, который может использоваться в работе с поставщиками предприятий аэрокосмической отрасли для улучшения или установления партнерских отношений, а также управления и финансирования дебиторской задолженности с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности.

В период высокой конкуренции, а также экономического кризиса остро встал вопрос долгосрочного взаимодействия с поставщиками на обоюдовыгодных условиях, которые могут помочь достичь конкурентного преимущества. В аэрокосмической сфере работа с поставщиками является очень важным фактором, так как от надежности комплектующих зависит качество, надежность и долговечность конечного продукта, а от стоимости компонентов продукции - конечная стоимость изделия и его конкурентоспособность на мировом рынке. Многие крупные международные компании используют новые методы управления финансами и поставками, такие как финансирование цепочки поставок, что помогает им наладить или улучшить партнерские соглашения со стратегическими поставщиками и снизить издержки. Использование финансирования цепочки поставок для российского аэрокосмического предприятия также может представлять значительный интерес, так как отлаженная партнерская работа с поставщика может уменьшить период производства изделий аэрокосмической отрасли и приблизится к показателям зарубежных компаний по выпуску готовой продукции.

Современные космические аппараты, спутники и самолеты являются высокотехнологичными изделиями, в которых применяется большое количество компонентов российского, а также иностранного производства. Многие поставщики предприятий аэрокосмической отрасли являются крупными международными компаниями производящими большой спектр продукции, однако многие фирмы являются узкоспециализированными компаниями, ориентированными на аэрокосмическую промышленность. В то же время многие предприятия аэрокосмической отрасли относятся крупным холдингам и крупным предприятиям. В случае, когда речь идет о взаимодействии крупного предприятия аэрокосмической отрасли с такой же крупной международной фирмой-поставщиком, следует исследовать возможность использования финансирования цепочки поставок с помощью факторинга. Этот инструмент может быть обоюдовыгоден как для производителя, так и для поставщика комплектующих.

Факторинг - это финансовый инструмент, позволяющий производителям комплектующих предоставлять предприятиям отсрочку платежа. Использование факторинга позволяет не просто увеличивать обороты поставщика, но и расширять клиентскую базу, выхо-

дить на новые рынки и увеличивать рыночную долю. Факторинг как услуга включает в себя финансирование под уступку дебиторской задолженности, проверку, контроль над дебиторской задолженностью, возникающей при сделках с отсрочкой платежа, и работу с покупателями по улучшению их платежной дисциплины. Целью факторинга является устранение риска неплатежа как неотъемлемой части любой торговой и кредитной операции [1]. В случае сотрудничества двух крупных компаний при предоставление факторинга будет рассматриваться финансовая стабильность и кредитные риски поставщика, и если им является крупная иностранная компания, то вероятнее всего стоимость факторинга и финансирования будет ниже, чем если бы оценивалась финансовая стабильность российского аэрокосмического предприятия. Следовательно, покупатель получает отсрочку и возможность использовать оборотные средства для других нужд. Также развиваются партнерские отношения с поставщиками, которые получают денежные средства за свою продукцию без задержек и расширяют круг своих покупателей, которые ранее не могли позволить себе применять эти комплектующие.

Если рассматривать ситуацию, когда крупный аэрокосмический холдинг закупает комплектующие у небольшой фирмы поставщика, имеет смысл обратить на финансирование цепочки поставок с использованием обратного, или реверсивного факторинга. Реверсивный факторинг - вид факторинга, разработанный и нацеленный на покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа. С покупателем фактор заключает партнерское соглашение о его согласии направлять своих поставщиков на факторинговое обслуживание. Поставщики же заключают договор факторинга, в рамках которого фактор финансирует поставщика, т. е. поставщики пользуются кредитной линией и низкими процентными ставками покупателя [2]. Данный инструмент полезен обеим сторонам торговой операции, так как использование факторинга поможет маленьким компаниям получать сразу оплату за свою продукцию, а покупателю дает возможность снизить цену комплектующих в связи с низкой стоимостью факторинга.

К сожалению, на сегодняшний день малое количество компаний обращает внимание на новые финансовые инструменты, такие как финансирование цепочки поставок, помогающие снизить издержки про-

Решетневскце чтения

изводства и улучшить отношения с поставщиками. Предприятиям аэрокосмической отрасли следует уделить должное внимание данным инструментам с целью улучшения партнерских отношений с поставщиками, уменьшения срока поставки комплектующих, что приведет в более быстрому выводу продукта на рынок, а также снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции аэрокосмической отрасли.

Библиографические ссылки

1. Абашкин Ф. Ю. Финансирование оборотного капитала предприятия при помощи факторинга // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы. 2004. № 2. С. 311-316.

2. Терешкова Н. Реверсивный факторинг // Ван-дербильд. 2010. № 9 (26). С. 45.

D. G. Alimin

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

NEW FINANCIAL INSTRUMENT FOR SUPPLIER RELATIONS IN THE AEROSPACE INDUSTRY

The author analyzes a new financial instrument, such as supply chain financing relied on factoring, which can be used for work with suppliers of the aerospace industry to improve or establish partnerships, as well as for management and financing of accounts receivable to reduce costs and improve competitiveness.

© AJIHMHH fl. r., 2011

УДК 658.3.01

Н. А. Белозерова, О. А. Титов ОАО «Красноярский машиностроительный завод», Россия, Красноярск

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА ПЕРСОНАЛА

Рассмотрены вопросы управления персоналом в условиях инновационного развития предприятия.

В настоящее время на предприятиях любой отрасли все большую актуальность приобретают вопросы управления персоналом. На предприятиях оборонной промышленности управление персоналом выходит на первый план в условиях ограниченности ресурсов и необходимости эффективного и высокотехнологичного производства.

Существующие системы управления уже устарели и не могут адекватно реагировать на рыночные изменения, быстро принимать эффективные управленческие решения. Основные препятствия к переходу на более гибкие системы управления состоят в относительно большой стоимости ее внедрения, недостаточной обоснованности внедрения подобной системы, а порой и в скептическом отношении руководства к новым концепциям управления.

Для эффективной организации работы предприятия необходима эффективная организация работы всех ее функциональных подсистем, определяющих конечную результативность, в частности, систему управления персоналом. Проблема создания эффективной системы обучения и развития персонала является приоритетной, потому как именно человеческие ресурсы являются носителем интеллектуального капитала и уникальных знаний, фактором инновационного развития предприятия. Контроллинг персонала

является эффективным инструментом управления кадрами.

Применение контроллинга персонала направлено на повышение эффективности управления кадрами предприятия за счет своевременного мониторинга отклонений в системе целей и результатов и координации действий в рамках функциональных подсистем по управлению персоналом и системой управления предприятия в целом.

Таким образом, контроллинг персонала - это современная концепция управления персоналом, стремящаяся соответствовать новой, резко возросшей в последнее время вследствие многочисленных изменений в технологии и обществе роли человеческих ресурсов на предприятии.

При внедрении системы контроллинга персонала необходимо тщательно оценивать внедряемые инструменты, сопоставлять сложность внедрения, необходимость получения информации и соответствие получаемой модели контроллинга ожидаемым целям и действительности.

На ОАО «Красмаш» активно идет процесс перехода на систему контроллинга персонала. Контроллинг персонала на крупных промышленных предприятиях невозможен без применения высокотехнологичных средств и прикладного программного обеспечения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.