Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития реверсивного факторинга в России'

Проблемы и перспективы развития реверсивного факторинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимин Д.Г., Пименова М.В.

Рассматривается финансовый инструмент факторинг и его инновационный вид реверсивный факторинг, исследуются проблемы, связанные с распространением данного инструмента в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития реверсивного факторинга в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- эффекты реакции конкурентов;

- риски рынка.

Если экономию можно оценить достаточно точно, то прирост прибыли и ответ рынка можно только прогнозировать. Чтобы составить прогноз, требуется тщательный анализ конкурентной позиции, рынков, технологий, причем точность такого прогноза всегда будет зависеть от множества допущений.

Как сохранить «синергию» ?

Чистый прирост стоимости ? Синергия — Затраты

Затраты на прио бретение

Смена управленцев

Затраты на согласования

Прирост прибыли

Эк аномия на налогах

Экономия на затратах

Рис. 2. Взаимосвязь факторов изменения прибыли

Есть граница эффективного расширения для любой компании, которая выбрала стратегию диверсификации. По мере расширения (горизонтального или вертикального), положительный эффект будет убывать, поскольку растут риски и неопределенности, связянные с деятельностью компании. Даже на одном крупном предприятии трудно решать проблемы управленческого учета и выяснить, какие же изделия или направления приносят прибыль, а какие - нет. В многопрофильных холдингах эта проблема многократно усложняется, и все становится еще более неопределенно. Появляются дополнительные проблемы: координация развития, перераспределение прибыли, управление темпами роста различных подразделений. В случае тесной интеграции любые изменения в конкурентной среде обычно приводят к потере эффек-

тивности и снижению нормы прибыли. Если предприятия не связаны технологически или операционно, то возможно их выделение и продажа, если связаны -весь холдинг теряет конкурентность, начинает использовать часть доходов для покрытия убытков внутренних звеньев.

Повышенные риски отражаются на возможности кредитоваться, на трудностях с определением приоритетов отдельных подразделений, на создании конкурентной продукции. На определенном этапе можно перейти черту. Дальнейшее расширение будет приносить только большие затраты, поскольку будет утеряна основная компетенция компании, что негативно скажется на ее конкурентной позиции.

Например, в фармацевтике практически не создается вертикальных холдингов, поскольку очень слаба связь производства препаратов и розничной торговли. Фактически, каждое звено решает свои специфические задачи, которые различны по методам. В производстве решаются вопросы управления себестоимостью, исследований и разработки новых препаратов, поставок ингредиентов. В сфере оптовой торговли на первое место выходит логистика, управление запасами многих тысяч наименований, знание рынка. Розничная торговля занимается рекламой, клиентами, регулированием продаж, вопросами качества. Почти нет компаний, которые бы перешли границу между секторами, поскольку негативные тенденции при объединениях очень сильны [3].

Библиографические ссылки

1. The Art of M&A : A Merger Acquisition Buyout Guide. Альпина Паблишерз, 2011.

2. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. Процесс, инструментарий, примеры из практики, ответы на вопросы. М. : Олимп-Бизнес, 2007.

3. URL: http://www.nep08.ru/banks/news/2011/01/11 /pogloshhenija/

© Александрова О. А., Владимирова О. Н., 2011 1

УДК 669.713.7

Д. Г. Алимин Научный руководитель - М. В. Пименова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕВЕРСИВНОГО ФАКТОРИНГА В РОССИИ

Рассматривается финансовый инструмент факторинг и его инновационный вид - реверсивный факторинг, исследуются проблемы, связанные с распространением данного инструмента в России.

Объем продаж товаров и услуг любого производителя зависит в первую очередь от платежеспособного спроса, расширить который позволяет предоставление клиентам товарного кредита, или отсрочки платежа. В период глобального кредитного кризиса сильно возросли ставки по кредитам, что повлекло за собой снижение возможности кредитного финансирования оборотного капитала и привело к его дефициту.

В этих условиях, компании вынуждены были привлекать заемные средства с высоким процентом. Однако увеличение расходов по финансированию оборотного капитала снижает прибыли поставщиков и увеличивает стоимость изделий и услуг, что в результате снижает способность поставщиков успешно конкурировать на рынке, а в общем виде снижает темпы роста предприятия. Одним из наиболее эффективных спо-

Секция «Инновационные технологии в финансовом менеджменте»

собов избежать в такой ситуации дефицита оборотного капитала, одновременно переложив заботы об управлении дебиторской задолженностью на сторонних специалистов, является классический факторинг.

Факторинг - это финансовый инструмент, позволяющий производителям и оптовым поставщикам предоставлять своим покупателям отсрочку платежа. Использование факторинга позволяет не просто увеличивать обороты, но и расширять клиентскую базу, выходить на новые рынки и увеличивать рыночную долю. Факторинг как услуга включает в себя финансирование под уступку дебиторской задолженности, проверку, контроль над дебиторской задолженностью, возникающей при сделках с отсрочкой платежа и работу с покупателями по улучшению их платежной дисциплины. Факторинг для экономического рынка России - явление достаточно новое, но обретающее все большую популярность, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. По оценкам специалистов в настоящее время объем рынка факторига в нашей стране составляет в совокупности около 11 миллиардов долларов США [1]. Молодой российский рынок факторинговых услуг развивается стремительно и достаточно высокими темпами, однако из множества разновидностей факторинга, присутствующих в мире, в России применяется только ограниченное количество и очень незначительную роль играет реверсивный факторинг, который представляет собой удобный и эффективный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса.

Реверсивный факторинг - вид факторинга, разработанный и нацеленный на покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа. С покупателем фактор заключает партнерское соглашение о его согласии направлять своих поставщиков на факторинговое обслуживание. Поставщики же заключают договор факторинга, в рамках которого фактор финансирует поставщика, то есть поставщики пользуются кредитной линией и низкими процентными ставками покупателя. Реверсивный факторинг, будучи популярным во многих странах Западной Европы, в России пока остается слабо востребованным. Основная проблема заключается в том, что в Европе поставщиками крупного торгового или промышленного холдинга часто являются предприятия среднего бизнеса, а то и вовсе малые фирмы, и потому фактор имеет вполне понятный мотив предложить факторинг покупателю, а не поставщику. Реверсивный факторинг наиболее распространен там, где есть критическая масса малых и средних компаний-поставщиков, работающих с дебиторами-гигантами. Так, если в развитых странах предприятия малого бизнеса генерируют до 70 % ВВП, то в России - чуть более 20 % [2]. Данный инструмент полезен обеим сторонам торговой операции и за рубежом развивается очень динамично. В России также стоит ожидать взлета реверсивного факторинга, когда малые и средние предприятия получат возможность заключать договоры поставки с крупными дебиторами, но в данный момент поставщиками крупных про-

мышленников, как правило, являются не менее крупные сырьевые предприятия.

Казалось бы, в первую очередь реверсивный факторинг выгоден как раз крупному покупателю-дебитору, так как он может реально снизить стоимость финансирования своих поставщиков - предприятий среднего бизнеса, привлекающих средства под 18-20 % до 10-12 % годовых. Все свои издержки поставщик включает в стоимость товара, а уменьшив затраты поставщика, возможно и снижение цены. Но у нас пока действует другой принцип: если небольшой поставщик не может дать нужную цену, то с ним сотрудничать бессмысленно, ведь средний бизнес не играет особой роли. Если же у предприятия много сравнительно небольших поставщиков, то такой дебитор часто заключает договоры без отсрочки платежа, а сам привлекает кредит. Однако кредит - это когда берутся чужие средства и ненадолго, а отдаются собственные и навсегда. А при использовании факторинга ресурсы получает клиент, и тоже ненадолго, но отдает покупатель. Поэтому финансово более грамотно договориться о реверсивном факторинге и ввести отсрочку по оплате, тем самым убрав ненужную кредитную нагрузку и предоставив поставщикам финансирование по хорошей ставке.

В связи с тем, что крупные предприятия не уделяют внимания реверсивному факторингу, в данный момент, у отечественных факторов нет существенных причин формировать специальное предложение для дебиторов. Кроме того, внедрение такого продукта требует от факторов определенных маркетинговых усилий и немалых вложений в инфраструктуру по части риск-менеджмента, IT, и многим другим областям. К сожалению, не многие фирмы-факторы могут себе это позволить, а крупные игроки не всегда видят выгоду от таких существенных вложений.

Сейчас, когда дебиторы уже лучше понимают суть факторинга, он может стать новой точкой роста рынка, если российские факторы все-таки предложат качественный продукт. Перспективы реверсивного факторинга в России огромны, как и перспективы факторинга классического. Чем больше предприятий начнут обращать внимание на финансовые инструменты, отличные от классического кредитования под залог, и оценят преимущества классического факторинга, тем быстрее в России начнут расти обороты реверсивного факторинга. Скорее всего, от классического факторинга - факторинга с регрессом рынок будет двигаться к безрегрессным операциям, и только затем настанет черед высоких оборотов реверсивного факторинга. Смена парадигмы - самый долгий и непростой путь, поэтому развитие реверсивного факторинга в России только начинается.

Библиографические ссылки

1. Проблемы законодательного регулирования факторинга. URL: http://factoringpro.ru/

2. Терешкова Н. Реверсивный факторинг // Ван-дербильд. 2010. № 9 (26). С. 45.

© Алимин Д. Г., Пименова М. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.