быть рассмотрены при создании комплексной методики. Этот алгоритм позволяет:
— определить значимость для потребителя отдельных составляющих услуги;
— определить составляющие новой услуги и внимание, которое необходимо каждой из них;
— определить «акценты» рекламной политики предприятия (сравнительный критерий);
— рассчитать степень удовлетворенности потребителя составляющими услуги и всей услугой в целом;
— определить составляющие, которые необходимо корректировать в услуге;
— определить эффективность мероприятий по корректированию составляющих услуги.
Предложения по совершенствованию существующих методов анализа и оценки эффективности услуг нашли свое отражение в комплексной методике, сочетающей в себе выбранные методы, подходы и собственные разработки. Положительный вклад в расчете эффективности услуг торгового обслуживания вносит обобщающий показатель эффективности услуг, который позволяет объединить в проводимом анализе количественную и качественную стороны изучаемых услуг предприятия.
А.И. ЩЕПИН
аспирант
новый эффективный механизм инвестирования
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
в городской коммунальной инфраструктуре
При формировании механизма управления в сфере ЖКХ долгое время оставалось приоритетным направление приватизации (акционирования) муниципальных предприятий коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время альтернативу приватизации объектов жизнеобеспечения, к которым относится городская коммунальная инфраструктура, может составить взаимодействие власти и бизнеса в форме концессионного соглашения.
Опыт многих стран мира с различными правовыми системами и уровнем развития рыночных отношений показателен в части привлечения к управлению объектами государственной или муниципальной собственности частного капитала на концессионной основе. Концессионная основа базируется на партнерстве власти и бизнеса и является наиболее перспективной формой данного партнерства на современном этапе.
Концессия как форма хозяйственной деятельности используется уже ни одно столетие и имеет свою историю. Концессионные договоры впервые получили распространение в Европе еще в начале XIX века и применялись сначала во Франции, затем в Германии, Италии как раз преимущественно в сфере городского и коммунального хозяйства.
В истории России Концессии также занимают значительное место на протяжении
длительного времени. Во второй половине XIX века и в начале XX века Концессии в России использовались в строительстве железных дорог и для решения коммунальных проблем губернских и уездных городов.
Принципиально иной экономический и политический характер имели Концессии, существовавшие с СССР в переходный период от капитализма к социализму. Декретом от 23 ноября 1920 ноября 1920 года было разрешено заключать Концессию с целью привлечения иностранного капитала в такие отрасли, развить которые в те годы Советское государство не могло.
В.И. Ленин так характеризовал цели Концессии. «Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов..., но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, т.е. увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и не занятых»1.
Не следует путать концессию с арендой. Термин «аренда» происходит от латинского «arrendare», что значит отдавать в наем, а термин «концессия» происходит от латинского «concesso», что означает разрешение, уступка. Следовательно, концессия подразумевает уступку или льготные условия.
© А.И. Щепин, 2006
А.И. ЩЕПИН
Век Примеры концессионных договоров, заключенных между Правительством России и частными компаниями
XIX — концессия на линию железной дороги от г. Тамбова до г. Саратова — 1868 г.; — концессия на линию железной дороги от Балтийского порта до г. Санкт-Петербурга — 1870 г.; — концессия на железную дорогу от Шуйско-Ивановской станции Московско-Нижегородской железной дроги, через г. Шую, до с. Иваново — 1867 г.; — концессия для сооружения железной дороги от г. Ельца до Грязевской станции Воронежско-Вяземской железной дороги — 18676 г.
XX К 1926 г. Россия предоставила иностранным компаниям 144 концессии (из полученных к тому времени 1900 заявок). По отдельным отраслям народного хозяйства они распределялись следующим образом: — обрабатывающая промышленность — 40; — торговля — 38; — горное дело (включая нефтяное) — 23; — транспорт — 13; — аграрный сектор — 12; — лесное хозяйство — 6; — строительство — 3; — прочие отрасли — 9 На первом месте по обладанию концессиями на территории России находилась Германия — 40 единиц. Британия получила — 20 концессий. США получили — 15 концессий. Концессии были также были предоставлены Норвегии, Польше, Японии, Австрии, Швеции, Италии, Франции, Дании, Голландии и др.
В современных условиях есть объекты хозяйственной деятельности, особенно в сфере ЖКХ, для развития которых необходимо привлечение частных инвестиций, новых механизмов управления, но без изменения собственности.
В коммунальной инфраструктуре самой дорогостоящей составляющей является коммунальная теплоэнергетика, в том числе потребление теплоисточником жидкого топлива. Отсюда следует, что при реконструкции и модернизации коммунальных систем теплоснабжения в первую очередь необходимо предусматривать следующие мероприятия энергосбережения: перевод теплоисточников с мазута на другой вид топлива, где должен рассматриваться не только уголь и древесное топливо, но и использование газа на тех территориях, где это будет экономически оправдано.
Считается, что основной причиной, тормозящей реализацию данных мероприятий, является отсутствие финансовых средств и инвесторов. Мы часто слышим: «главное — привлечь инвестиции в ЖКХ». На наш взгляд нужно несколько сместить акценты. Не только и не столько о привлечении инвестиций должна идти речь. Важнее привести в коммунальный сектор эффективный бизнес-менеджмент, в отсутствие которого никакие инвестиции не помогут. А самый оптимальный вариант: инвестиции при эффективном бизнес-менеджменте.
Главное, что нужно сделать в жилищно-коммунальном секторе, — это определить
правила взаимоотношений, оптимальную пропорцию между властью и бизнесом, а также создать мотивацию для вхождения в эту сферу бизнеса.
Как уже отмечалось, объекты коммунальной инфраструктуры относятся к системам жизнеобеспечения. Именно поэтому право собственности на эти объекты должно остаться за органом местного самоуправления. Не следует забывать, что сфера жилищно-коммунального обслуживания — это сфера социальная, особенно в России, где высок риск «замораживания» инженерных систем в силу суровых климатических условий на огромной территории.
Реализация модели полной приватизации коммунальных объектов (данная модель называется среди специалистов «английской») может привести к потере контроля над объектами системы жизнеобеспечения. А это чревато негативными последствиями. Пример тому тот факт, что даже в Англии сейчас возникают серьезные конфликты между публичным характером предоставления услуг и интересами частного бизнеса. В наших условиях всегда все гораздо сложней.
А Концессия это тот вариант, где собственность остается муниципальной, а работает на ней частный бизнес. Данный способ управления объектами жизнеобеспечения на наш взгляд наиболее эффективен. Сегодня мы часто говорим о неэффективности жилищно-коммунального сектора. Отмечаются и колоссальные потери в теплоснабжении, раздутые штаты и плохой менеджмент. Существующие
Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)
условия хозяйствования в отрасли сформированы таким образом, что отрасль просто экономически не может работать нормально, т.е. на условиях ресурсосбережения и эффективности управления. Нужно изменить эти условия, чтобы была мотивация к эффективности и энергоресурсосбережению.
С принятием в июле 2005 года Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» появилась реальная возможность инвестировать проекты в коммунальной инфраструктуре на условиях концессионных соглашений, изменив и условия хозяйствования.
Сегодня актуальным является разработка стратегии введения концессионных форм пользования муниципальной собственностью. На наш взгляд, концессионное соглашение — это один из возможных инструментов активизации инвестиционной деятельности в части энергоресурсосбережения. Особенно это важно для сферы ЖКХ. Именно в этой отрасли требуется разработка конкурентоспособных побудительных механизмов, создание зон технологического развития, информационной системы для инвесторов.
Очень важное место должна занимать и активная роль органа местного самоуправления на начальных этапах развития концессионных схем с постепенным расширением поля деятельности для частной инициативы, а также сотрудничество с международными и российскими финансовыми институтами для формирования целевых источников финанси-
рования концессионных проектов на долгосрочной основе.
Как известно, для осуществления инвестиционных проектов любого вида, в том числе концессионных, необходимо вложение капиталов определенной формы и определенного размера — инвестиционных ресурсов.
На успех реализации того или иного концессионного проекта наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
— стоимость права реализации концессионного проекта;
— концессионер, его опыт, квалификация и репутация;
— форма реализации концессионного проекта.
Приход частного бизнеса в сферу ЖКХ — одно из перспективных взаимоотношений государства или органов местного самоуправления с частным оператором-инвестором. Но для этой цели должны быть созданы:
— правовая и институциональная среда;
— система регулирования деятельности частных компаний в интересах удовлетворения общественных нужд.
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства или органа местного самоуправления с частным бизнесом является одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики территории, повышения инновационной активности. Характерные модели государственно-частного партнерства представлены на рисунке.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
^ Постепенное развитие государственно-частного партнерства от простых форм госконтракта к комплексным концессионным схемам.
Основная тенденция в течение последних лет — все более сбалансированное распределение рисков между государством и частным сектором.
Госконтракт
Госзаказчик выплачивает исполнителю твердую сумму
Характерные модели государственно-частного партнерства
(варианты возврата инвестиций)
BOOT/ROOT
Государство (профильное государственное предприятие) возмещает инвестиционные затраты и берет на себя прямые «обеспечительные» обязательства
Арендная схема
Частный оператор окупает инвестиции за счет эксплуатации, выплачивает арендную плату за пользование объектом и, как правило, несет риски
BOO/ROO
Проектные риски несет инвестор. Обязательства государства ограничиваются, в основном, гарантией обеспечения поставок сырья и/или закупок продукции, а также/либо гарантией фиксированного тарифа
Концессия
Концедент может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности, либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности (availability/payments) и/или иные компенсационные платежи
Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)
С.В. ГОРЕЛИК
Концессия — одна из наиболее развитых рыночных форм партнерства государства (органа местного самоуправления) и частного сектора на современном этапе. В отличие от других форм она носит долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам (государству и частному бизнесу) осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. При этом предоставляется в сфере ЖКХ частному опе-
ратору высокая степень свободы в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий и принятии по данному вопросу самостоятельных управленческих решений.
Примечание
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд., т. 43, С. 190.
С.В. ГОРЕЛИК
аспирант
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Современный этап развития российских предприятий характеризуется необходимостью их непрерывного преобразования. В основе данного явления — реформирование экономики страны. Практически все отечественные предприятия стоят перед проблемой постоянных структурных изменений.
Несмотря на большое количество исследований в области преобразований предприятий, названная проблема сохраняет свою актуальность. Многие издания трактуют такие подходы, методы и понятия теории управления изменениями как организационное развитие, процессное консультирование, организационные изменения, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация, аутсорсинг, менеджмент качества, бизнес-инжиниринг и др. Прикладные пособия определяют последовательность процесса осуществления практических форм бизнес-преобразований.
Казалось бы, теоретическая проработка данного вопроса достаточна. Однако на практике успешный опыт преобразований можно наблюдать далеко не на каждом предприятии. При этом факторами неудач являются и законодательство, и неэффективность собственников и менеджеров, а также деятельность профсоюзов и криминальных групп. В то время как законодательство и несовершенство налогообложения являются объектом исследования и критики многих специалистов по экономике и управлению, некоторые элементы внутренней среды предприятия не имеют «соответствующей духу времени» теоретической проработки. Это касается, например,
вспомогательных подразделений (бизнес-процессов), значение которых в большинстве случаев недооценивается менеджментом предприятий. Между тем практический опыт показывает, что без разработки методических основ реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов, преобразование предприятия в целом является слабоструктурированной проблемой. Данный факт обусловливает необходимость использования современного методического обеспечения преобразований применительно не только к основной, но и к вспомогательной деятельности предприятия.
Под современным методическим обеспечением преобразований в данном случае понимается совокупность методов, позволяющих в короткие сроки создавать модели состояний предприятия на каждом этапе процесса его преобразования с различным уровнем детализации для разных уровней менеджмента. Эти методы имеют четко прослеживающиеся связи методологий со стандартами по управлению, графических способов визуализации элементов бизнеса с информационно-технологической поддержкой преобразований. Они синтезируют в себе элементы функциональной и процессной парадигмы управления, ориентированы на непрекращающиеся изменения бизнеса.
В общем случае методы преобразований достаточно разнообразны, они имеют историю своего становления и различны по своей сути. В чем их различие?
Абстрагируясь от деталей можно заключить, что главным отличием методов является
© С.В. Горелик, 2006