Научная статья на тему 'Новый эффективный механизм инвестирования энергоресурсосбережения в городской коммунальной инфраструктуре'

Новый эффективный механизм инвестирования энергоресурсосбережения в городской коммунальной инфраструктуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНЦЕССИИ / INVESTMENTS / HOUSING AND PUBLIC SERVICES / CONCESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепин Александр Иванович

Рассмотрены способы привлечения к управлению объектами государственной и муниципальной собственности частного капитала на концессионной основе. Проанализированы факторы, оказывающие наибольшее влияние на успех реализации концессионного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW EFFICIENT WAY OF INVESTMENT TO ENERGY RESOURCES ECONOMY IN THE CITY INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

Ways of attracting private capital in the management of government and municipal property on the basis of concession are discussed. Factors having the most impact on successful realization of concession projects are analyzed.

Текст научной работы на тему «Новый эффективный механизм инвестирования энергоресурсосбережения в городской коммунальной инфраструктуре»

быть рассмотрены при создании комплексной методики. Этот алгоритм позволяет:

— определить значимость для потребителя отдельных составляющих услуги;

— определить составляющие новой услуги и внимание, которое необходимо каждой из них;

— определить «акценты» рекламной политики предприятия (сравнительный критерий);

— рассчитать степень удовлетворенности потребителя составляющими услуги и всей услугой в целом;

— определить составляющие, которые необходимо корректировать в услуге;

— определить эффективность мероприятий по корректированию составляющих услуги.

Предложения по совершенствованию существующих методов анализа и оценки эффективности услуг нашли свое отражение в комплексной методике, сочетающей в себе выбранные методы, подходы и собственные разработки. Положительный вклад в расчете эффективности услуг торгового обслуживания вносит обобщающий показатель эффективности услуг, который позволяет объединить в проводимом анализе количественную и качественную стороны изучаемых услуг предприятия.

А.И. ЩЕПИН

аспирант

новый эффективный механизм инвестирования

ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

в городской коммунальной инфраструктуре

При формировании механизма управления в сфере ЖКХ долгое время оставалось приоритетным направление приватизации (акционирования) муниципальных предприятий коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время альтернативу приватизации объектов жизнеобеспечения, к которым относится городская коммунальная инфраструктура, может составить взаимодействие власти и бизнеса в форме концессионного соглашения.

Опыт многих стран мира с различными правовыми системами и уровнем развития рыночных отношений показателен в части привлечения к управлению объектами государственной или муниципальной собственности частного капитала на концессионной основе. Концессионная основа базируется на партнерстве власти и бизнеса и является наиболее перспективной формой данного партнерства на современном этапе.

Концессия как форма хозяйственной деятельности используется уже ни одно столетие и имеет свою историю. Концессионные договоры впервые получили распространение в Европе еще в начале XIX века и применялись сначала во Франции, затем в Германии, Италии как раз преимущественно в сфере городского и коммунального хозяйства.

В истории России Концессии также занимают значительное место на протяжении

длительного времени. Во второй половине XIX века и в начале XX века Концессии в России использовались в строительстве железных дорог и для решения коммунальных проблем губернских и уездных городов.

Принципиально иной экономический и политический характер имели Концессии, существовавшие с СССР в переходный период от капитализма к социализму. Декретом от 23 ноября 1920 ноября 1920 года было разрешено заключать Концессию с целью привлечения иностранного капитала в такие отрасли, развить которые в те годы Советское государство не могло.

В.И. Ленин так характеризовал цели Концессии. «Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов..., но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, т.е. увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и не занятых»1.

Не следует путать концессию с арендой. Термин «аренда» происходит от латинского «arrendare», что значит отдавать в наем, а термин «концессия» происходит от латинского «concesso», что означает разрешение, уступка. Следовательно, концессия подразумевает уступку или льготные условия.

© А.И. Щепин, 2006

А.И. ЩЕПИН

Век Примеры концессионных договоров, заключенных между Правительством России и частными компаниями

XIX — концессия на линию железной дороги от г. Тамбова до г. Саратова — 1868 г.; — концессия на линию железной дороги от Балтийского порта до г. Санкт-Петербурга — 1870 г.; — концессия на железную дорогу от Шуйско-Ивановской станции Московско-Нижегородской железной дроги, через г. Шую, до с. Иваново — 1867 г.; — концессия для сооружения железной дороги от г. Ельца до Грязевской станции Воронежско-Вяземской железной дороги — 18676 г.

XX К 1926 г. Россия предоставила иностранным компаниям 144 концессии (из полученных к тому времени 1900 заявок). По отдельным отраслям народного хозяйства они распределялись следующим образом: — обрабатывающая промышленность — 40; — торговля — 38; — горное дело (включая нефтяное) — 23; — транспорт — 13; — аграрный сектор — 12; — лесное хозяйство — 6; — строительство — 3; — прочие отрасли — 9 На первом месте по обладанию концессиями на территории России находилась Германия — 40 единиц. Британия получила — 20 концессий. США получили — 15 концессий. Концессии были также были предоставлены Норвегии, Польше, Японии, Австрии, Швеции, Италии, Франции, Дании, Голландии и др.

В современных условиях есть объекты хозяйственной деятельности, особенно в сфере ЖКХ, для развития которых необходимо привлечение частных инвестиций, новых механизмов управления, но без изменения собственности.

В коммунальной инфраструктуре самой дорогостоящей составляющей является коммунальная теплоэнергетика, в том числе потребление теплоисточником жидкого топлива. Отсюда следует, что при реконструкции и модернизации коммунальных систем теплоснабжения в первую очередь необходимо предусматривать следующие мероприятия энергосбережения: перевод теплоисточников с мазута на другой вид топлива, где должен рассматриваться не только уголь и древесное топливо, но и использование газа на тех территориях, где это будет экономически оправдано.

Считается, что основной причиной, тормозящей реализацию данных мероприятий, является отсутствие финансовых средств и инвесторов. Мы часто слышим: «главное — привлечь инвестиции в ЖКХ». На наш взгляд нужно несколько сместить акценты. Не только и не столько о привлечении инвестиций должна идти речь. Важнее привести в коммунальный сектор эффективный бизнес-менеджмент, в отсутствие которого никакие инвестиции не помогут. А самый оптимальный вариант: инвестиции при эффективном бизнес-менеджменте.

Главное, что нужно сделать в жилищно-коммунальном секторе, — это определить

правила взаимоотношений, оптимальную пропорцию между властью и бизнесом, а также создать мотивацию для вхождения в эту сферу бизнеса.

Как уже отмечалось, объекты коммунальной инфраструктуры относятся к системам жизнеобеспечения. Именно поэтому право собственности на эти объекты должно остаться за органом местного самоуправления. Не следует забывать, что сфера жилищно-коммунального обслуживания — это сфера социальная, особенно в России, где высок риск «замораживания» инженерных систем в силу суровых климатических условий на огромной территории.

Реализация модели полной приватизации коммунальных объектов (данная модель называется среди специалистов «английской») может привести к потере контроля над объектами системы жизнеобеспечения. А это чревато негативными последствиями. Пример тому тот факт, что даже в Англии сейчас возникают серьезные конфликты между публичным характером предоставления услуг и интересами частного бизнеса. В наших условиях всегда все гораздо сложней.

А Концессия это тот вариант, где собственность остается муниципальной, а работает на ней частный бизнес. Данный способ управления объектами жизнеобеспечения на наш взгляд наиболее эффективен. Сегодня мы часто говорим о неэффективности жилищно-коммунального сектора. Отмечаются и колоссальные потери в теплоснабжении, раздутые штаты и плохой менеджмент. Существующие

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

условия хозяйствования в отрасли сформированы таким образом, что отрасль просто экономически не может работать нормально, т.е. на условиях ресурсосбережения и эффективности управления. Нужно изменить эти условия, чтобы была мотивация к эффективности и энергоресурсосбережению.

С принятием в июле 2005 года Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» появилась реальная возможность инвестировать проекты в коммунальной инфраструктуре на условиях концессионных соглашений, изменив и условия хозяйствования.

Сегодня актуальным является разработка стратегии введения концессионных форм пользования муниципальной собственностью. На наш взгляд, концессионное соглашение — это один из возможных инструментов активизации инвестиционной деятельности в части энергоресурсосбережения. Особенно это важно для сферы ЖКХ. Именно в этой отрасли требуется разработка конкурентоспособных побудительных механизмов, создание зон технологического развития, информационной системы для инвесторов.

Очень важное место должна занимать и активная роль органа местного самоуправления на начальных этапах развития концессионных схем с постепенным расширением поля деятельности для частной инициативы, а также сотрудничество с международными и российскими финансовыми институтами для формирования целевых источников финанси-

рования концессионных проектов на долгосрочной основе.

Как известно, для осуществления инвестиционных проектов любого вида, в том числе концессионных, необходимо вложение капиталов определенной формы и определенного размера — инвестиционных ресурсов.

На успех реализации того или иного концессионного проекта наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

— стоимость права реализации концессионного проекта;

— концессионер, его опыт, квалификация и репутация;

— форма реализации концессионного проекта.

Приход частного бизнеса в сферу ЖКХ — одно из перспективных взаимоотношений государства или органов местного самоуправления с частным оператором-инвестором. Но для этой цели должны быть созданы:

— правовая и институциональная среда;

— система регулирования деятельности частных компаний в интересах удовлетворения общественных нужд.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства или органа местного самоуправления с частным бизнесом является одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики территории, повышения инновационной активности. Характерные модели государственно-частного партнерства представлены на рисунке.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

^ Постепенное развитие государственно-частного партнерства от простых форм госконтракта к комплексным концессионным схемам.

Основная тенденция в течение последних лет — все более сбалансированное распределение рисков между государством и частным сектором.

Госконтракт

Госзаказчик выплачивает исполнителю твердую сумму

Характерные модели государственно-частного партнерства

(варианты возврата инвестиций)

BOOT/ROOT

Государство (профильное государственное предприятие) возмещает инвестиционные затраты и берет на себя прямые «обеспечительные» обязательства

Арендная схема

Частный оператор окупает инвестиции за счет эксплуатации, выплачивает арендную плату за пользование объектом и, как правило, несет риски

BOO/ROO

Проектные риски несет инвестор. Обязательства государства ограничиваются, в основном, гарантией обеспечения поставок сырья и/или закупок продукции, а также/либо гарантией фиксированного тарифа

Концессия

Концедент может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности, либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности (availability/payments) и/или иные компенсационные платежи

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

С.В. ГОРЕЛИК

Концессия — одна из наиболее развитых рыночных форм партнерства государства (органа местного самоуправления) и частного сектора на современном этапе. В отличие от других форм она носит долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам (государству и частному бизнесу) осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. При этом предоставляется в сфере ЖКХ частному опе-

ратору высокая степень свободы в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий и принятии по данному вопросу самостоятельных управленческих решений.

Примечание

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд., т. 43, С. 190.

С.В. ГОРЕЛИК

аспирант

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Современный этап развития российских предприятий характеризуется необходимостью их непрерывного преобразования. В основе данного явления — реформирование экономики страны. Практически все отечественные предприятия стоят перед проблемой постоянных структурных изменений.

Несмотря на большое количество исследований в области преобразований предприятий, названная проблема сохраняет свою актуальность. Многие издания трактуют такие подходы, методы и понятия теории управления изменениями как организационное развитие, процессное консультирование, организационные изменения, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация, аутсорсинг, менеджмент качества, бизнес-инжиниринг и др. Прикладные пособия определяют последовательность процесса осуществления практических форм бизнес-преобразований.

Казалось бы, теоретическая проработка данного вопроса достаточна. Однако на практике успешный опыт преобразований можно наблюдать далеко не на каждом предприятии. При этом факторами неудач являются и законодательство, и неэффективность собственников и менеджеров, а также деятельность профсоюзов и криминальных групп. В то время как законодательство и несовершенство налогообложения являются объектом исследования и критики многих специалистов по экономике и управлению, некоторые элементы внутренней среды предприятия не имеют «соответствующей духу времени» теоретической проработки. Это касается, например,

вспомогательных подразделений (бизнес-процессов), значение которых в большинстве случаев недооценивается менеджментом предприятий. Между тем практический опыт показывает, что без разработки методических основ реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов, преобразование предприятия в целом является слабоструктурированной проблемой. Данный факт обусловливает необходимость использования современного методического обеспечения преобразований применительно не только к основной, но и к вспомогательной деятельности предприятия.

Под современным методическим обеспечением преобразований в данном случае понимается совокупность методов, позволяющих в короткие сроки создавать модели состояний предприятия на каждом этапе процесса его преобразования с различным уровнем детализации для разных уровней менеджмента. Эти методы имеют четко прослеживающиеся связи методологий со стандартами по управлению, графических способов визуализации элементов бизнеса с информационно-технологической поддержкой преобразований. Они синтезируют в себе элементы функциональной и процессной парадигмы управления, ориентированы на непрекращающиеся изменения бизнеса.

В общем случае методы преобразований достаточно разнообразны, они имеют историю своего становления и различны по своей сути. В чем их различие?

Абстрагируясь от деталей можно заключить, что главным отличием методов является

© С.В. Горелик, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.