Научная статья на тему 'Новый английский закон о борьбе с терроризмом'

Новый английский закон о борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
627
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козочкин И. Д.

Статья содержит анализ основных положений английского закона о борьбе с терроризмом 2000 г., который вступил в силу 19.02.2001 г. По сравнению с ранее действовавшим законодательством он является более детализированным и предусматривает более суровую ответственность за террористическую деятельность и преступления, связанные с ней. Закон 2000 г. прежде всего направлен на подавление вооруженной борьбы Ирландской республиканской армии за освобождение Ольстера, хотя он позволяет наказывать акты терроризма, совершенные и за пределами Соединенного Королевства. Это обнадеживающий фактор, т.к. ранее английские правительства относились весьма благосклонно к зарубежным террористическим организациям и отдельным террористам, нашедшим убежище в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New British Counter - Terrorism Law

The article contains an analysis of the main provisions of the Terrorism Act 2000, which became effective on February 19, 2001. In comparison with the previous legislation it is more detailed and provides for more severe liability for terrorist activity and for crimes connected with it. The Act is first of all headed to suppress arms struggle of the Irish Republican Army for the liberation of Olster, though allows to punish acts of terrorism committed outside the United Kingdom. It is encouraging factor because earlier British governments were rather favourable towards foreign terrorists and their organizations having hide -outs in the country.

Текст научной работы на тему «Новый английский закон о борьбе с терроризмом»

НОВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЗАКОН О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И.Д. Козочкин

Кафедра уголовного права и процесса Российский Университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Статья содержит анализ основных положений английского закона о борьбе с терроризмом 2000 г., который вступил в силу 19.02.2001 г. По сравнению с ранее действовавшим законодательством он является более детализированным и предусматривает более суровую ответственность за террористическую деятельность и преступления, связанные с ней. Закон 2000 г. прежде всего направлен на подавление вооруженной борьбы Ирландской республиканской армии за освобождение Ольстера, хотя он позволяет наказывать акты терроризма, совершенные и за пределами Соединенного Королевства. Это обнадеживающий фактор, т.к. ранее английские правительства относились весьма благосклонно к зарубежным террористическим организациям и отдельным террористам, нашедшим убежище в стране.

19 февраля 2001 г. в общественной жизни Соединенного Королевства произошло заметное событие: вступил в силу принятый парламентом и одобренный 21. VII. 2000 г. королевой закон о борьбе с терроризмом (Terrorism Act. 2000). По этому поводу тогдашний министр внутренних дел страны Джек Стро заявил: «Отныне мы имеем единое британское антитеррористическое законодательство, которое, думается, является адекватным и вместе с тем гибким, чтобы ответить на изменяющуюся и эволюционирующую угрозу. Закон наделяет еще большими правами полицию и другие правоохранительные органы в борьбе с терроризмом; он полностью совместим с нашими обязательствами по закону о правах человека».1

Закон о борьбе с терроризмом 2000 г. заменил собой два основных, очевидно, оказавшихся малоэффективными, нормативных акта в этой области: закон о предупреждении терроризма (временные положения) 1989 г. и закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996,2 внес изменения во многие другие нормативные акты.

В части первой (ст. I) Закона «терроризм» определяется следующим образом. Это акция или угроза ее осуществления, если она:

а) включает в себя серьезное насилие против лица (личности) или существенный вред имуществу, создает угрозу для жизни какого-либо лица, кроме того, которая осуществляет акцию, создает значительную опасность для здоровья или безопасности населения или какой-либо его части либо, направлена на серьезное вмешательство в электронную систему или ее расстройство;

б) направлена на то, чтобы оказать влияние на правительство либо запугать население или часть его;

в) имеет своей целью реализацию планов политического, религиозного или идеологического характера.

Акция или угроза ее осуществления, указанная в п. а), включающая использование огнестрельного оружия или взрывчатых веществ, является террористической безотносительно к тому, удовлетворены требования п. б) или нет.

В рассматриваемом нормативном акте закреплен универсальный принцип действия закона в пространстве. Это означает, что акция квалифицируется как террористическая и в том случае, если она совершена или имела место угроза ее осуществления за пределами страны в отношении любого лица, имущества, населения или правительства. Это очень важное положение, поскольку, как будет сказано далее, Великобритания далеко не всегда последовательно вела борьбу с террористами «иностранного» происхождения.

Однако в законе (п.5 ст. 1) подчеркивается, что понятие террористической акции включает в себя деяние, совершенное в интересах одной из запрещенных в Великобритании организации. В соответствии с Приложением №2 таких организаций 14. Это, в частности, Ирландская республиканская армия (ИРА), Борцы за свободу Ольстера, Ирландская национально-освободительная армия, Лоялистская добровольческая сила, Аранжисты-добровольцы. Из приведенного перечня видно, что указанный список включает в себя как организации

1 http: www. britenb msk. ru / news terrorism act. html.

2 Отдельные положения этого закона (некоторые с изменениями) будут продолжать действовать в течение соответствующего переходного периода (см. Приложение № 1 к закону 2000 г.)

республиканцев, так и организации лоялистов. Первые, как известно, борются за присоединение Ольстера к Ирландской республике, последние же, наоборот, выступают за то, чтобы эта провинция оставалась в рамках Соединенного Королевства. Однако, несомненно, закон своим острием направлен на подавление движения республиканцев, прежде всего ИРА, поскольку, по мнению властей, именно ее деятельность является основным дестабилизирующим фактором внутриполитического положения в Северной Ирландии и в стране в целом.

Список запрещенных организаций может быть изменен в ту или иную сторону или как-либо еще Государственным секретарем (министром). Перечислением случаев его расширения законодатель как-будто попытался ограничить усмотрение этого должностного лица. Однако по существу этого не произошло, т.к. он может включить в список любую организацию, которая не только совершает террористический акт, участвует в нем, осуществляет подготовку к нему или поддерживает его, но и «как- либо еще связана с терроризмом» (п.5 ст. 3).

Вообще же следует отметить, что по вопросам, связанным с запрещенными организациями, закон наделяет министра большими правами. Однако его действия, в частности в случае отказа исключить организацию из числа запрещенных, могут быть обжалованы в специально созданном органе — Апелляционной комиссии по запрещенным организациям.1 Если комиссия просьбу удовлетворяет, она издает соответствующий приказ, в силу которого министр на основании ст. 123 (п. 4) представляет в парламент свой проект приказа об исключении организации из списка запрещенных, либо на основании ст. 123 (п. 5) сам издает приказ.

Сторона, которую не удовлетворяет решение комиссии, может подать заявление по вопросам применения в следующие суды: в Апелляционный суд, если первая жалоба рассматривалась в Англии и Уэльсе; в Сесионный суд, если — в Шотландии и в Апелляционный суд в Северной Ирландии, если - рассматривалась именно там.

Закон предусматривает уголовную ответственность за довольно широкий круг деяний, связанных с терроризмом. Так, членство или нескрываемая принадлежность к запрещенной организации карается.1 Порядок формирования и работы этой комиссии изложен в Приложении №3 к закону 2000 г.

Если деяние преследуется по обвинительному акту — тюремным заключением на срок до 10 лет и (или) штрафом; а если рассматривается в магистратском суде—тюремным заключением сроком до шести месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем статутного максимума (ст. 11). Также карается лицо, которое призывает к поддержке (не только материальной) запрещенной организации, в том числе организуя митинг или выступая на нем. Причем, митингом считается собрание трех лиц или более.

Если лицо к каком-либо публичном месте носит на одежде опознавательный знак или держит какой-либо предмет таким образом или при таких обстоятельствах, что это вызывает «разумное подозрение», что оно является сторонником или членом запрещенной организации, то оно наказывается тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем 5-го уровня стандартной шкалы.2 Дело рассматривается в магистратском суде.

В законе специально выделяется преступление, связанное с «террористической собственностью», под которой понимаются (ст. 14):

а) деньги или другое имущество, которое «вероятно должно использоваться в террористических целях» (включая средства запрещенной организации);

б) доходы, полученные в результате совершения актов терроризма;

в) доходы от действий, совершенных в террористических целях.

Три состава касаются сбора средств для террористических целей (ст. 15). Во-первых, если лицо призывает кого-либо давать деньги или другое имущество; во-вторых, если лицо получает деньги или другое имущество и, в-третьих, если лицо само дает деньги или другое имущество. Причем, в двух первых случаях требуется намерение, а в последнем - осознание того, что имущество будет использовано в указанных целях.

И, конечно, закон (п.1 ст. 16) предусматривает уголовную ответственность за использование денег или другого имущества в террористических целях, а также за владение им, если лицо имеет намерение, чтобы оно использовалось в таких целях (п. 2). Наказывается и достижение договоренности, в результате которой деньги или другое имущество может быть получено, и лицо

1 Порядок формирования и работы этой комиссии изложен в Приложении №3 к закону 2000 г.

2 См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. Под ред ИД. Козочкина. М., 2001, с 94-95

знает, что оно будет использовано в террористических целях (ст. 17). Здесь следует отметить, что в ст. 15,16 (п. 2) и 17 содержатся положения о том, что лицо совершает преступление и в том случае, если «оно имеет разумное основание предполагать, что имущество может быть использовано в террористических целях».

Такое преступление как отмывание денег определяется следующим образом (ст. 18): лицо совершает уголовно наказуемое деяние, если оно вступило в соглашение или заинтересовано в соглашении, которое способствует сохранению «террористической собственности» или установлению контроля над ней другим лицом или от имени другого лица, путем:

а) утаивания ее;

б) сокрытие от правоохранительных органов;

в) перевода на имя каких-то определенных лиц или

г) каким-либо другим способом.

Лица, виновные в преступлениях, предусмотрены в ст. 15-18, караются: в случае осуждения по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 14 лет и (или) штрафом; в случае рассмотрения дела в упрощенном порядке -тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем статутного максимума (ст. 22). Суд также может постановить о конфискации денег или другого имущества, причем не только виновного, но и любого лица, которое получило его «целиком или частично, прямо или косвенно, в качестве платежа или другого вознаграждения в связи с совершением преступления». Однако не подлежит уголовной ответственности по указанным статьям лицо, которое действует «с явно выраженного согласия полицейского».

Закон возлагает обязанность на каждого, кто знает или подозревает в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, бизнеса или трудовых отношений, что другое лицо совершило преступление, предусмотренное в ст. 15-18, довести об этом до сведения полицейского в разумно короткие сроки. Неисполнение этой обязанности является преступлением, которое карается: в случае осуждения по обвинительному акту — тюремным заключением на срок до пяти лет и (или) штрафом; в случае рассмотрения дела в упрощенном порядке—тюремным заключением на срок до шести месяцев и или штрафом в размере не превышающем статутного максимума (п.8 ст.19). Однако освобождается от уголовной ответственности профессиональный юрисконсульт1, которому стала известна соответствующая информация в силу исполнения им своих служебных обязанностей, кроме случаев, когда сокрытием ее преследуются преступные цели.

В соответствии со ст. 25 (п.1) управомоченное должностное лицо2 может изъять и удерживать любую наличность (деньги, почтовые переводы, чеки и т.п.), если оно имеет «разумное основание предполагать», что такая наличность -

1) будет использована в террористических целях;

2) предназначена для создания или пополнения кассы запрещенной организации, или

3) это террористическая собственность в смысле п.«б» или «в» ст. 14.

Причем, может изыматься наличность, которая как ввозится в Соединенное Королевство, так и вывозится оттуда.

Изъятая наличность возвращается не позже, чем через 48 часов. Однако по решению магистратского суда она может удерживаться в течение трех месяцев или любого срока, указанного в его приказе.3

По ходатайству соответствующего управомоченного лица или Комиссара таможенного и акцизного управления магистратский суд (в Шотландии - шериф) может издать приказ о конфискации изъятой наличности (п.1 ст.28). Его решение может быть обжалованно. Если оно вынесено в Англии и Уэльсе - в суде Короны, если в Шотландии -в Сессионном суде, а если оно вынесено в Северной Ирландии - в суде графства. Конфискованная наличность и начисленные на нее проценты перечисляются в Консолидированный фонд (ст.ЗО).

По закону полиция имеет право объявить какую-либо территорию «кордонной зоной». Полицейский в униформе может приказать любому лицу, находящемуся там, в том числе в жилище, покинуть ее или не проходить туда, либо отогнать оттуда какое-либо транспортное

1 Эго адвокат или любое другое лицо, чья профессия — оказание правовой помощи.

2 Это может быть полицейский, чиновник таможенной или иммиграционной службы.

1 Приказ может быть обжалован также в магистратском суде; в Шотландии жалоба подается шерифу (п.2 ст.27).

средство. Нарушение приказа наказывается тюремным заключением на срок до трех месяцев и (или) штрафом в размере}не превышающем 4-го уровня стандартной шкалы (п.4 ст.36).

Закон предусматривает уголовную ответственность за разглашение чего-либо, что «вероятно может причинить вред расследованию», террористической деятельности, и за вмешательство в материалы, которые «вероятно имеют отношение к расследованию» (п.2 ст.39). Виновный в этих и сходных деяниях (п.4 ст.39), если дело рассматривается с обвинительным актом, карается тюремным заключением на срок до пяти лет и (или) штрафом, а если -в упрощенном порядке -сроком до шести месяцев и (или) штрафом в размере не более статутного максимума (п.7 ст.39).

Большими правами наделена полиция в отношении «террористов», которыми признаются лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 11,12,15-18, 54, 56-63, либо которые были связаны с совершением акта терроризма, подготовкой или подстрекательством к нему. Полицейский может подвергнуть аресту таких лиц без ордера на арест и заключить под стражу на 48 часов (п.З ст.41). Однако на основании п.З ст.29 Приложения №8 по ходатайству полицейского чиновника суд может издать приказ о продлении заключения на срок до семи дней, а в соответствии с п.З ст.36 того же Приложения - еще на такой же срок. Следует подчеркнуть, что п.2 ст. 114 разрешает полицейскому, когда это необходимо, применять «разумную силу» для осуществления предоставленных данным законом прав.

Если у полицейского есть «разумное основание полагать», что в каком-либо помещении находится «террорист», он на основании испрошенного и полученного у соответствующего органа (a justice of the peace) ордера может произвести обыск в таком помещении. А без ордера -остановить и обыскать любого, кто, как он «разумно подозревает», является террористом, на предмет обнаружения доказательств, подтверждающих, что он действительно является террористом (п. 1 ст.43).

По правомочию, предоставленному вышестоящим полицейским начальником, полицейский может в определенных местах остановить любое транспортное средство, обыскать его и лиц, находящихся в нем, а равно любого пешехода. Правда, такое правомочие предоставляется только в случаях, когда оно, по мнению этого начальника, необходимо для предотвращения актов терроризма.

Лицо, не остановившее транспортное средство или препятствующее обыску, наказывается тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере не превышающем 5-го уровня стандартной шкалы. Дело рассматривается в упрощенном порядке (п.2 ст.47).

Согласно Приложению №7, введенному в действие п.1 ст.53 Закона, соответствующее должностное лицо (examining officer) 1 имеет право допросить любое лицо для установления его причастности к совершению акта терроризма, к его подготовке или подстрекательству к нему, находящееся в порту или пограничной зоне, въезжающее или покидающее Великобританию или Северную Ирландию, а также находящееся на воздушном или водном судне, прибывшее туда.2 Кроме того, должностное лицо может произвести обыск судна, а также лиц, находящихся на нем и их багажа. Оно также может изъять какой-либо предмет на срок не более семи дней и на любой срок - в качестве доказательства в уголовном процессе или для принятия министром решения о депортации по закону об иммиграции 1971 г.

В Приложении №7 довольно детально регламентируются вопросы, связанные с прибытием в воздушные или морские порты Великобритании или Северной Ирландии воздушных или водных судов, или их отбытием оттуда. Так, например, не разрешается заход или прилет судов с целью посадки или высадки пассажиров в порты, помимо тех, которые указаны в специальном перечне,3 или без разрешения должностного лица (п.2 ст. 12). Министр может довести до сведения владельцев судов или их представителей о «контрольных зонах» в любом порту Соединенного Королевства и определить условия или ограничения в отношении посадки или высадки пассажиров в таких зонах. В этих случаях владельцы судов или их представители должны принять «все разумные меры», чтобы пассажиры не производили посадку или высадку за пределами «контрольной зоны» и чтобы соблюдались установленные условия или ограничения (ст. 13).

1 Это лица, указанные в примечании на с.6 данной работы.

2 В соответствии с п.4 ст.2 Приложения №7 должностное лицо может допросить и лицо, которое нет оснований подозревать в причастности к осуществлению указанных действий.

1 Таковыми (аэропортами), например, в Северной Ирландии являются Belfast City, Belfast International, City of Derry.

Министр может также издать приказ о том, что по требованию должностного лица любое лицо должно заполнить и предъявить ему карточку, содержащую требуемую по приказу информацию.

Виновный в несоблюдении требований, установленных в данном Приложении, карается тюремным заключением на срок до трех месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем 4-го уровня стандартной шкалы. Дело рассматривается в упрорщенном порядке (п.2 ст. 18).

Однако более опасные преступления (terrorist offences) предусматриваются в части У1 закона («Разное»).

Лицо, которое осуществляет обучение или инструктаж по изготовлению или использованию огнестрельного оружия, взрывчатки, химического, биологического или ядерного оружия, получает инструктаж или обучается этому либо вовлекает другого в это, наказывается тюремным заключением на срок до десяти лет и (или) штрафом, если дело рассматривается с обвинительным актом, и тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере не более статутного максимума, если дело рассматривается в упрощенном порядке (п. 1 -3 и 6 ст.54).

Также наказывается лицо, которое владеет каким-либо предметом при обстоятельствах, дающих основание для «разумного подозрения» в том, что такое владение имеет целью, связанной с совершением, подготовкой или подстрекательством к террористическому акту (п.1 и 4 ст.57), а равно лицо, котороре собирает или записывает информацию, владеет документом или записью, которые «вероятно» полезны для лица, совершающего акт терроризма или осуществляющего подготовку к нему (п.1 и 4 ст.58).

Максимально применяемым в настоящее время в Соединенном Королевстве наказанием -пожизненным тюремным заключением -наказывается руководство, причем на любом уровне, деятельностью организации, которая связана с совершением актов терроризма (ст. 56).

Закон содержит ряд положений об уголовной ответственности за террористическую деятельность , осуществляемую за рубежом. Так, если лицо подстрекает другого совершить акт терроризма, полностью или частично, за пределами Соединенного Королевства и такой акт, будь он совершен в Англии и Уэльсе, представлял бы собой одно из нижеперечисленных преступлений, оно подлежит наказанию, которое ему могло быть назначено за такое преступление, соответствующее акту, к которому оно подстрекает (п.1 и 3 ст.59). Такими преступлениями являются:

1) тяжкое убийство;

2) посягательство, предусмотренное ст. 18 (намеренное причинение ран) закона о преступлениях против личности 1861 г.;

3) посягательство, предусмотренное ст. 23 или 24 (яд) того же закона;

4) посягательство, предусмотренное ст. 28 или 29 (взрывы) того же закона;

5) посягательство, предусмотренное ст. 1 п.2 (поставление в опасность жизнь человека повреждением имущества) закона 1971 г. об уголовно-наказуемом причинении вреда.

Также решается вопрос об ответственности за подстрекательство к совершению акта терроризма, будь он совершен в Северной Ирландии (ст.60) и Шотландии (ст. 61). Однако применительно к последней это следующие деяния:

1) тяжкое убийство;

2) нападение, которое может повлечь тяжкий телесный вред;

3) неосторожное поведение, которым причиняется действительный вред.

Из приведенных положений есть одно общее исключение: не подлежит уголовной

ответственности лицо, действующее от имени Короны или находящееся у нее на службе.

Лицо, совершающее за пределами Соединенного Королевства что-либо как акт терроризма или с целью осуществления терроризма и его акция представляла бы собой одно из нижеперечисленных преступлений, если бы оно было совершено в Соединенном Королевстве, виновно в этом преступлении (ст.62) .Это -

1) посягательства, предусмотренные ст.2,3 или 5 (учинение взрывов и др.) закона о

взрывчатых веществах 1883 г.;

2) посягательство, предусмотренное ст.1 (биологическое оружие) закона о биологическом

оружии 1974 г.;

3) посягательство, предусмотренное ст.2 (химическое оружие) закона о химическом

оружии 1996 г.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что совершение этих преступлений карается санкциями, предусмотренными в указанных нормативных актах.

Если лицо совершает что-либо за пределами Соединенного Королевства и его деяние представляло бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 15-18 данного закона, если бы оно было совершено в Соединенном Королевстве, виновно в этом преступлении (ст.63).

В связи с включением в закон вышеуказанных положений он (ст.64) внес ряд изменений в закон об экстрадиции 1989 г.

УИ-я часть анализируемого закона специально посвящена самой беспокойной провинции Соединенного Королевства, которая так и называется «Северная Ирландия». Она содержит положения как материального, так и процессуального права, применяемого только в Ольстере.

В первом разделе указанной части рассматриваются вопросы, связанные с преступлениями, предусмотренными в Приложении №9. Отмечается, что их перечень, кстати весьма значительный, может быть решением министра изменен в ту или иную сторону (п.2 ст.66). Предусматриваются серьезные ограничения, касающиеся поручительства, отпуска под залог (ст. 67). Расширяются полномочия властей по содержанию в предварительном заключении: лицо, обвиняемое в совершении преступления, указанного в Приложении, может быть (по решению магистратского суда) помещено под стражу на срок до 28 дней (п.1 ст.69), а «молодой человек»1 (по усмотрению министра) - на срок более двух месяцев (п.2 ст.71), если есть опасность его побега либо для обеспечения безопасности его самого или других лиц (п.З ст. 70). Закон также предусматривает ограничения в отношении смягчения наказания. Так, ремиссия, осуществляемая в соответствии с тюремными правилами,2 в отношении приговора к тюремному заключению на срок пять или более лет, вынесенного в Северной Ирландии за преступление, предусмотренное в Приложении, не может превышать 1/3 срока (п.1 ст.79). Однако министр может своим приказом определить другой период времени, на который наказание может быть сокращено (п.5).

В разделе «Право на арест, обыск и прочие действия» говорится, например, о том, что полицейский может арестовать без ордера на арест в любом месте, в том числе в каком-либо помещении любое лицо, которое, как он «разумно полагает», совершает, совершило или вот-вот совершит преступление, указанное в Приложении или любое преступление, предусмотренное данным законом (п.1 и 2 ст.82). Должностное лицо, в том числе полицейский может, остановить и допросить любого для установления его личности и маршрута следования, выяснения того, что ему известно о взрыве или другом недавно происшедшим инциденте, угрожающем жизни, или установления личности погибшего или раненого в результате взрыва ил другого такого инцидента. Виновный в неподчинении приказу должностного лица наказывается штрафом в размере, не превышающем 5-го уровня стандартной шкалы (ст.89).

Если это необходимо для сохранения мира или поддержания порядка, министр может уполномочить какое-либо лицо - принять на себя владение землей или другим имуществом, взять на себя охрану какого-либо строения, удержать какое-либо имущество, уничтожить (разрушить) его или переместить куда-нибудь, выполнить какие-либо работы на земле, которой оно владеет в силу настоящей статьи, или другие действия, которые представляют собой вмешательство в «публичное право или частное право собственности» (ст.91).

Должностное лицо само или по приказу министра может полностью или частично закрыть какую-либо дорогу, а самолично - и водный путь, если это необходимо для сохранения мира или поддержания порядка (ст.92, п.1 ст.94). Виновный в воспрепятствовании закрытию дороги (водного пути) наказывается тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем 5-го уровня стандартной шкалы. Дело рассматривается в упрощенном порядке.

Также наказывается лицо, которое отказывается остановить транспортное средство, кроме воздушного, находящегося в полете (п.4 и 5 ст.95).

Следует отметить, что закон вообще наделяет министра большими правами по сохранению мира и поддержанию порядка в Северной Ирландии. Ярким подтверждением этого является то, что он может издать любое постановление, направленное на достижение указанной цели, либо - приказ или распоряжение (на основании постановления) - для достижения более конкретных целей. Виновный в нарушении установленных предписаний наказывается, как указано выше (ст.96).

1 Это лицо в возрасте от 14 до 17 лет (п.5 ст.70), хотя применительно к статье 78 лицо, не достигшее 17-летнего возраста, именуется «ребенком»,

2 Имеются ввиду правила, издаваемые на основании ст. 13 закона о тюрьмах (Северная Ирландия) 1953 г.

Министр может также издать так называемые «кодексы практики» по вопросам, связанным с осуществлением полицией полномочий представленных данным законом (п.1 ст.99).1 Он может издать специальный «кодекс практики» о негласной видеозаписи разговоров. Однако министр должен представить проект любого кодекса в парламент и, как только это сделано, он может своим приказом ввести его в действие (п.З и 4 ст. 101).

В законе содержится очень важное положение о том, что несоблюдение полицейским требований кодекса не может само по себе служить основанием для привлечения его к уголовной или гражданской ответственности (п.6 ст. 101 )2.

Довольно суровое наказание — в виде тюремного заключения на срок до десяти лет и (или) штрафом, если дело рассматривается с обвинительным актом, или тюремного заключения на срок до шести месяцев и (или) штрафа в размере, не превышающем статутного максимума, если дело рассматривается в упрощенном порядке, предусматривается для тех, кто собирает, записывает, публикует, передает или пытается добыть информацию о нижеперечисленных лицах, которая «вероятно» может быть полезной для совершения или подготовки акта терроризма (п. 1 и 6 ст. 103). Такими лицами являются полицейский, служащий вооруженных сил или правоохранительных органов, а также служащий тюремного ведомства Северной Ирландии.

Если лицо осуждено по статье 11 или 12 данного закона, и во время совершения преступления являлось членом определенной организации, суд может постановить о конфискации денежных средств или другого имущества, находившегося у него во время совершения преступления и которое использовалось или, по мнению суда, может быть использовано в связи с деятельностью такой организации (п. 1 и 2 ст. 111).

Положение части VII данного закона действует в течение одного года со дня ее вступления в силу. Однако приказом министра их действие может быть продлено еще на год (п. I и 2 ст. 112).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дж. Стро в своем выступлении назвал терроризм «необычным, подлым и варварским преступлением». Это в значительной степени верно, особенно, если иметь в виду события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, в которых США обвиняют небезызвестного бен Ладена. А далее он высказал очень важную мысль: «С введением в действие закона о борьбе с терроризмом 2000 г. Соединенное Королевство твердо заявляет о своем намерении бороться с терроризмом всеми законными средствами, независимо от того, когда и где он имеет место».3

Такое заявление во многих странах, в том числе у нас в России, ждали давно. Дело в том, что на протяжении длительного времени Великобритания, мягко говоря, довольно «благосклонно относилась к разного рода террористическим организациям и отдельным террористам, находящимся на ее территории.

В меморандуме, подписанном рядом видных американских политических и государственных деятелей, адресованном тогдашнему Государственному секретарю Мадлен Олбрайт, перед ней, на основе большого числа фактов был поставлен вопрос о включении Великобритании в список стран, которые, по мнению американского правительства, поддерживают терроризм, наряду с такими как Ирак, Иран, Ливия, Судан, Сирия, Куба и КНДР.4

Вот несколько примеров из меморандума. Там отмечается, что бен Ладен имел дом в богатом лондонском пригороде Уэмбли, в Лондоне находилась штаб-квартира его Консультативной комиссии по реформам, он имел доступ на Би-Би-Си и страницы ряда крупнейших британских газет, где призывал к джихаду против США.

17 ноября 1997 г. члены радикальной организации Гамаа Аль-Исламия (исламская группа), взорвав автобус в Луксоре (Египет), лишили жизни 62 туристов. А вообще, по признанию этой организации, с 1992 г. они убили 92 человека. Несмотря на это, ее лидеры получили политическое убежище в Великобритании и все усилия египетского правительства добиться их выдачи получали решительный отпор как со стороны правительства консерваторов, так и лейбористов. В интервью лондонской «Таймс» 14 декабря 1997 г. министр иностранных дел Египта Амр Муса призвал Великобританию перекрыть поток денег, поступающих от исламских радикалов в Лондоне террористическим группам в Египте.

1 Издание таких кодексов предусматривается и для вооруженных сил, но осуществляющих свои права только на основании положений части VII данного закона (т е. только в Сев. Ирландии) (п.2), которые, однако, в данной работе не рассматриваются.

2 За некоторыми исключениями такое положение действует и в отношении военнослужащих (п.7 ст. 101).

1 См Примечание на с. I.

J Executive Intelligence Review, January 21,2000.

Более свежий пример и уже касающийся России. 14 ноября 1999 г. в министерство иностранных дел России был вызван британский посол Эндрю Вуд, где ему была вручена нота протеста по поводу бездействия британских властей в отношении участников исламской конференции в Лондоне,1 жестоко избивших двух российских тележурналистов. Последние пытались снять фильм об этой конференции, где звучали призывы к джихаду против России за ее действия в Чечне.

В 1998 г., по-видимому, не в последнюю очередь благодаря решимости британского правительства обуздать терроризм в Северной Ирландии принятием нового более репрессивного законодательства, было подписано мирное соглашение, по которому боевики ИРА обязывались разоружиться - сдать огромные запасы оружия и боеприпасов, накопленные за 30 лет вооруженной борьбы в Ольстере, а британские власти -выпустить из тюрем всех заключенных, совершивших акты террора, предоставить населению провинции возможность избрать свой парламент и органы самоуправления. Но если правительство выполнило свои обязательства, то ИРА своего слова не сдержала. Более того, летом 2001 г. в Ольстере с новой силой вспыхнули кровавые столкновения между католиками и протестантами (лоялистами), в какой-то степени спровоцированные намерением последних провести традиционный парад членов Ордена оранжистов.2

Однако вдруг, как многим показалось совершенно неожиданно, ИРА по собственной инициативе начала сдавать оружие. Профессор лондонской школы экономики Лесли Томсон, давно изучающий политическую историю Северной Ирландии считает, что толчком, побудившим руководство этой организации пойти на такой шаг, стали сентябрьские события в США. Дело в том, что многие из проживающих там миллионов американцев ирландского происхождения были сторонниками ИРА. Они считали ее боевиков не столько террористами, сколько борцами за свободу Ольстера. Однако после^ 11 сентября их настроения резко изменились. Теперь они, судя по всему, отвергают терроризм во всех его формах, какими бы идеологическими соображениями он ни объяснялся. Это означает, что ИРА больше не будет получать из-за океана ни денег, ни моральной поддержки.3 Но, думается, не маловажную роль в этом сыграл фактор принятия и введения в действие закона о борьбе с терроризмом 2000 г.

NEW BRITISH COUNTER -TERRORISM LAW I.D. Kozochkin

The Department of Penal Law and Procedure Russian University of People ' s Friendship Mikluho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

The article contains an analysis of the main provisions of the Terrorism Act 2000, which became effective on February 19, 2001. In comparison with the previous legislation it is more detailed and provides for more severe liability for terrorist activity and for crimes connected with it. The Act is first of all headed to suppress arms struggle of the Irish Republican Army for the liberation of Olster, though allows to punish acts of terrorism committed outside the United Kingdom . It is encouraging factor because earlier British governments were rather favourable towards foreign terrorists and their organizations having hide -outs in the country.

1 На этой конференции были представлены такие организации и группы как бенладеновский Международный исламский фронт, Ансар Ас-Шариат, Аль-Мухаджирум и др.

2 «Труд» 2001, 27 июня.

5 «Труд» 2001,27 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.