Научная статья на тему 'К вопросу о классификации источников современного английского уголовного права'

К вопросу о классификации источников современного английского уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1930
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / МИНИКОДЕКС / ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PRIMARY LEGISLATION / СТАТУТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / STATUTORY OFFENSE / СУБСТАТУТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / CRIMINAL PENALTIES / ГРАЖДАНСКИЕ САНКЦИИ / CIVIL PENALTIES / MINIСODE / SECONDARY LEGISLATION / REGULATORY OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голованова Наталья Александровна

Рассматриваются вопросы формирования английского уголовного права на современном этапе, характеризующемся во многих европейских странах экспансионизмом уголовного права. В частности, исследуются: кодификация уголовного права; соотношение первичного и вторичного законодательства (статутных и субстатутных норм), вводящего уголовную ответственность; основные направления развития уголовного законодательства (отмена устаревших норм, введение новых составов преступлений, ранее неизвестных английскому праву, ужесточение наказаний за определенные виды преступлений, расширение применения гражданских санкций наряду с уголовными наказаниями). На примере статутов, изданных в последние годы, автор демонстрирует законодательный механизм, применяемый в ходе законотворчества, использование кодифицирующих законодательных актов (миникодексов), отраслевых (неуголовных) законодательных актов, специальных комплексных законов об уголовной юстиции, периодически издаваемых в Великобритании. Учитывая, что большая часть составов преступлений продолжает с нарастающим итогом формироваться на уровне вторичного законодательства, в статье анализируется этот вид актов, в частности в области миграционной политики, охраны окружающей среды и защиты прав потребителей. Рассматривается также вопрос о введении в Великобритании гражданских санкций за определенные субстатутные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голованова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Classification of Sources of Contemporary English Criminal Law

The article deals with the development of the English criminal law at the current stage, which can be characterized as a period of expansionism of criminal law in many European countries. It explores the following issues: the codification of criminal law, the ratio between primary and secondary legislation (statutory and regulatory), introducing criminal liability, the basic directions of development of criminal law the removal of outdated rules, the establishment of new offenses, which have not been previously known to English law; increasing (hardening) penalties for certain crimes, as well as increasing the application of civil sanctions in addition to criminal penalties. On the example of the statutes which have come into force in recent years, the author demonstrates a legislative mechanism employed during the process of legislature the use of codifying statute (minicodes), noncriminal legal acts, special comprehensive laws on criminal justice, published periodically in the UK. Given that most of the crimes continues to be formed on the cumulative level of secondary legislation, the article analyzes this kind of acts, in particular in the field of migration policy, environmental protection and consumer protection. The article also examines the introduction civil sanctions for certain regulatory offences in the UK.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации источников современного английского уголовного права»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

К вопросу о классификации источников современного английского уголовного права

ГОЛОВАНОВА Наталья Александровна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Рассматриваются вопросы формирования английского уголовного права на современном этапе, характеризующемся во многих европейских странах экспансионизмом уголовного права. В частности, исследуются: кодификация уголовного права; соотношение первичного и вторичного законодательства (статутных и субстатутных норм), вводящего уголовную ответственность; основные направления развития уголовного законодательства (отмена устаревших норм, введение новых составов преступлений, ранее неизвестных английскому праву, ужесточение наказаний за определенные виды преступлений, расширение применения гражданских санкций наряду с уголовными наказаниями). На примере статутов, изданных в последние годы, автор демонстрирует законодательный механизм, применяемый в ходе законотворчества, — использование кодифицирующих законодательных актов (мини-кодексов), отраслевых (неуголовных) законодательных актов, специальных комплексных законов об уголовной юстиции, периодически издаваемых в Великобритании. Учитывая, что большая часть составов преступлений продолжает с нарастающим итогом формироваться на уровне вторичного законодательства, в статье анализируется этот вид актов, в частности в области миграционной политики, охраны окружающей среды и защиты прав потребителей. Рассматривается также вопрос о введении в Великобритании гражданских санкций за определенные субстатутные преступления.

Ключевые слова: уголовное право, кодификация, мини-кодекс, первичное и вторичное законодательство, статутные преступления, субстатутные преступления, уголовные наказания, гражданские санкции.

To the Question of Classification of Sources of Contemporary English Criminal Law

N. A. Golovanova, PhD in law

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: [email protected]

The article deals with the development of the English criminal law at the current stage, which can be characterized as a period of expansionism of criminal law in many European countries. It explores the following issues: the codification of criminal law, the ratio between primary and secondary legislation (statutory and regulatory), introducing criminal liability, the basic directions of development of criminal law — the removal of outdated rules, the establishment of new offenses, which have not been previously known to English law; increasing (hardening) penalties for certain crimes, as well as increasing the application of civil sanctions in addition to criminal penalties. On the example of the statutes which have come into force in recent years, the author demonstrates a legislative mechanism employed during the process of legislature — the use of codifying statute (mini-codes), non-criminal legal acts, special comprehensive laws on criminal justice, published periodically in the UK. Given that most of the crimes continues to be formed on the cumulative level of secondary legislation, the article analyzes this kind

of acts, in particular in the field of migration policy, environmental protection and consumer protection. The article also examines the introduction civil sanctions for certain regulatory offences in the UK.

Keywords: criminal law, codification, mini-сode, primary legislation, secondary legislation, statutory offense, regulatory offense, criminal penalties, civil penalties.

DOI: 10.12737/6070

Предметом рассмотрения в данной статье является английское уголовное законодательство1 последних 15 лет, т. е. периода, который во многих государствах Европы характеризуется экспансионизмом уголовного права и проникновением в континентальное право принципиальных положений, сформулированных общим правом.

Круг уголовных преступлений в Англии и Уэльсе настолько широк, что, по всей видимости, даже английские юристы не могут точно сказать, сколько же их в действительности существует. Безусловно, немалую роль в этом играют отсутствие уголовного кодекса, в котором эти составы были бы упорядочены, и большое число статутов (более 8 тыс., что, естественно, затрудняет доступ к законодательству не только обывателей, но и специалистов), в которых имеются нормы об уголовной ответственности физических и юридических лиц. Однако львиная доля составов преступлений приходится не на первичное (primary), а на вторичное (secondary) законодательство. Частично ответственность за отдельные виды преступлений сохраняется в общем праве, но их доля постоянно уменьшается. Так, были декриминализирова-ны такие преступления по общему

1 Для понимания британского права важно не забывать, что единого подхода к формированию права, в том числе уголовного, в Великобритании не существует. Оно слагается из права нескольких юрисдикций: Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии, Джерси, Гернси и других очень малых юрисдикций. Все эти отдельные правовые системы имеют как общие принципы, сходные с английским правом, так и определенные различия.

праву, как богохульство и кощунственная клевета; подстрекательство к мятежу и крамольная клевета; порочащая клевета; оскорбительная клевета. Статутными были заменены преступления общего права — подстрекательство к совершению преступления, простое убийство, совершенное корпорацией, взяточничество.

К настоящему времени многие важные вопросы Общей части уголовного права получили свое законодательное закрепление, вместе с тем значительная их часть до сих пор существует в том виде, в котором они были сформулированы в судебных прецедентах. Что же касается Особенной части, то и сегодня за определенные преступления ответственность устанавливается по общему праву. Некоторые статуты определяют наказание за преступления, ответственность за которые установлена по общему праву2.

Решение вопроса о кодификации уголовного права, который, следует признать, периодически подни-

2 Тяжкое и простое убийства до сих пор являются преступлениями по общему праву. Определения этих деяний нельзя встретить ни в одном статуте, однако наказания за них предусмотрены в Законе о преступлениях против личности 1861 г. (Offences Against the Person Act) и других законодательных актах. Начиная с 1972 г. суды не вправе вводить уголовную ответственность за какие-либо новые преступные дей-

ствия или расширять уже существующие

составы преступлений. Это правило было подтверждено решением Палаты лордов по делу Нуллера, которая отказалась подтвердить наличие такого полномочия у судов. См.: Knuller (Publishing, Printing and Promotions) Ltd v DPP [1973] AC 435, [1972] 2 All ER 898, HL.

мается, все еще откладывается на неопределенный срок. Можно сказать, что в настоящее время кодификация уголовного права, которая на протяжении прошлых десятилетий осуществлялась в рамках подготовки крупных законов, регламентирующих Общую и Особенную части, перешла в новую фазу, в которой кодификация как цель уголовного законодательства фактически была снята с программы Комиссии по реформе права. Однако ее составители отмечают, что законодатель полностью от кодификации не отказывается, хотя приостановил над ней работу3. Кроме того, некоторые юристы считают, что идея кодификации вообще чужда английскому праву, а детальная кодификация вполне способна причинить ущерб уголовному праву, ибо приверженность нормам общего права дает ему большую гибкость4.

Поскольку уголовному праву Англии присущи использование древних институтов и чрезвычайная сложность, на первый план была выдвинута программа его упрощения, и потому сегодня главная цель реформирования английского уголовного права состоит в его приспособлении к современным условиям, с тем чтобы сделать его более доступным для понимания, устранить неопределенность и устарелые формулировки. Кроме того, нормы общего права и статуты, целиком или частично посвященные уголовному праву, а так-

3 Simplification of the Criminal Law. URL: http://lawcommission.justice.gov.uk/areas/ codification-of-the-general-principles-of-the-criminal-law.htm; http://lawcommission. justice.gov.uk/docs/cp193_Simplification_ Public_Nuisance_Consultation.pdf; http:// lawcommission.justice.gov.uk/docs/cp200_ kidnapping_consultation.pdf (дата обращения: 27.06.2014).

4 См.: Elliott C., Quinn F. English Legal System. 8th ed., 2007/2008. P. 126; Law Reform Lecture Notes. URL: http://www.lawteacher. net/english-legal-system/lecture-notes/law-reform.php (дата обращения: 27.06.2014).

же отдельные институты уголовного права подлежат проверке с точки зрения целесообразности их сохранения в дальнейшем. По мнению английских юристов, именно этот этап должен предшествовать любым попыткам кодификации5, что, по нашему мнению, может расцениваться как признание неудачи предыдущих попыток.

В Англии и Уэльсе в последние годы достаточно редки законодательные акты, полностью посвященные уголовной проблематике. Такие законы, являющиеся своеобразными мини-кодексами, посвященными определенным институтам уголовного права, гораздо чаще издавались в 60—80-е гг. XX в. (в рамках предполагаемой кодификации)6. Тем не менее и в последние годы был издан ряд новых специальных уголовных законов, которые смело могут быть названы мини-кодексами. Наиболее значимыми из них следует признать Закон об обмане 2006 г., Закон о половых

5 The Law Commission (LAW COM No. 311). Tenth Programme of Law Reform. URL: http://lawcommission.justice.gov.uk/docs/ lc311_10th_Programme.pdf (дата обращения: 27.06.2014).

6 К ним относятся: Закон о преступле-

ниях против личности 1861 г. (действует с последующими изменениями) предусматривал ответственность за простое и тяжкое убийство, тяжкие телесные повреждения, отравление, нападение, похищение ребенка, двоеженство и незаконный аборт и проч.; Закон о краже 1968 г. и Закон об уголовно наказуемом причинении вреда 1971 г., которыми была установлена ответственность за ряд преступлений против собственности; Закон о публичном порядке 1986 г., установивший ответственность за ряд новых преступлений, включая футбольное хулиганство, и в то же время декримина-лизировавший устарелые деяния, и др. акты (Criminal Law Act 1967; Theft Act 1968; Criminal Damage Act 1971; Criminal Law Act

1977; Criminal Attempts Act 1981; Public Order Act 1986; Crime (Sentences) Act 1997; Crime and Disorder Act 1998).

преступлениях 2003 г., Закон о корпоративном убийстве 2007 г. и Закон о взяточничестве 2010 г.7

Остановимся подробнее на трех последних законах. Закон о половых преступлениях 2003 г. является кодифицирующим статутом8, обобщившим не только ранее существовавшие нормы общего и статутного права, но и внесшим значительные изменения в уголовную политику в сфере борьбы с половыми преступлениями. Закон состоит из трех частей, первая из которых включает 72 статьи, содержащие множество составов преступлений, в том числе квалифицированных, которые, в свою очередь, являются отдельными преступлениями. Особенностью Закона является применение строгой ответственности (которая наступает независимо от наличия вины), особенно когда речь идет о защите детей в возрасте до 13 лет, а также лиц, страдающих душевными заболеваниями, от сексуального насилия и эксплуатации. Кроме того, Закон устанавливает уголовную ответственность за ряд деяний, связанных с неисполнением гражданских судебных приказов, которыми были установлены определенные запреты в отношении лиц, осужденных за половые преступления, например на выезд за границу, приказ о

7 Fraud Act 2006; Sexual Offences Act 2003; Corporate Manslaughter and Corporate Homicide Act 2007; Bribery Act 2010.

8 Помимо кодифицирующих статутов, которые не только обобщают законодательство, но и придают ему новое звучание, в английском законодательстве существуют консолидирующие статуты, цель которых состоит в систематизации законов, когда ряд старых законов объединяются в один новый с сохранением их содержания. Примером такого акта может служить Закон о полномочиях уголовных судов (назначение наказаний) 2000 г. (Powers of Criminal Courts (Sentencing) Act 2000), консолидировавший нормы, ранее размещенные в 12 других статутах. Большая его часть была отменена Законом об уголовной юстиции 2003 г.

предупреждении половых преступлений и т. д. Принятие данного Закона, безусловно, признается выдающимся юридическим событием, хотя он, по мнению известного английского юриста Э. Эшворда, не лишен недостатков из-за большого числа дублирующих составов преступлений и отсутствия некоторых ключевых определений9.

Не менее важным для развития английского уголовного права стало принятие кодифицирующего Закона о корпоративном убийстве 2007 г.10, в основу которого были положены ключевые предписания общего права, регулировавшего ответственность за убийство, совершенное по грубой небрежности; однако вместо признания виновными одного или нескольких физических лиц ответственность за новое преступление возникает в результате грубой небрежности, совершенной в ходе деятельности организации, т. е. при использовании высшим руководством организации11 ненадлежащих методов управления. В первую очередь ответственности под-

9 См.: Ashworth A. J. United Kingdom // The Handbook of Comparative Criminal Law. Stanford University Press, Stanford California, 2011. P. 549.

10 Норма общего права об ответственности корпорации за простое убийство была упразднена, новое статутное преступление называется «корпоративное убийство». Интересно, что в названии этого Закона была использована терминология, традиционная для общего права Англии, Уэльса и Северной Ирландии, т. е. корпоративное простое убийство (Corporate Manslaughter), и Шотландии — корпоративное человекоубийство (Corporate Homicide).

11 Под «высшим руководством» организа-

ции Закон о корпоративном убийстве понимает лиц, играющих важную роль в управлении всей или значительной частью деятельности организации. Этот термин охватывает не только тех лиц, которые входят в прямую цепочку управления, но и тех, кто выполняет в организации стратегические и надзорные функции.

лежит корпорация, т. е. любое юридическое лицо, зарегистрированное в Соединенном Королевстве или за его пределами, в том числе компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством о компаниях, а также орган, зарегистрированный на основании закона (сюда относятся многие вневедомственные государственные органы и другие органы, относящиеся к публичному сектору) либо действующий на основании Королевской хартии. Закон распространяется также на партнерства, профсоюзы и объединения, если они являются организа-циями-работодателями12.

Закон о взяточничестве 2010 г. получил широкий резонанс во всем мире и в настоящее время признан самым жестким антикоррупционным законом не только из-за строгих санкций и неограниченной уголовной ответственности юридических лиц, но и ввиду его экстерриториального действия в отношении иностранных компаний, имеющих какую-либо связь с британскими компаниями. С принятием этого Закона перестали действовать многочисленные законы о предупреждении коррупции, за исключением соответствующих предписаний в избирательном законодательстве, а также предписания общего права.

Комплексными мини-кодексами, включающими административные, уголовно-процессуальные и граж-

12 Закон о корпоративном убийстве определяет круг органов и ситуаций, при которых корпорация, в частности армия, полиция, таможня, МЧС, миграционная служба и другие государственные органы, не несут уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности, что не исключает, однако, в этих случаях индивидуальную ответственность конкретных лиц. Подробнее об этом Законе см.: Голованова Н. А., Лафитский В. И., Цирина М. А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2013.

данские процессуальные положения, следует признать Закон о терроризме 2000 г. и Закон о доходах от преступлений 2002 г.13

Закон о терроризме 2000 г., заменивший все ранее действовавшие временные положения о противодействии терроризму, содержит ряд мер, направленных на предотвращение и расследование террористических преступлений. Эти меры можно подразделить на три основные категории: полномочия министра внутренних дел по запрету террористических организаций, новые составы террористических преступлений (финансирование терроризма, обучение применению огнестрельного оружия в террористических целях и т. д.), а также ряд следственных полномочий полиции.

Закон о доходах от преступлений 2002 г. не только консолидировал, но и обновил и реформировал уголовное право в отношении отмывания денег в Англии и Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии, обеспечив тем самым на всей территории Великобритании единый подход к преступлениям, связанным с незаконными активами. Этим Законом были заново регламентированы положения о конфискации преступных активов, и возможность их применения была распространена не только на активы, полученные от незаконного оборота наркотиков (как это было ранее), но и на любые доходы от преступлений. Закон ввел четыре режима конфискации таких доходов: в административном, налоговом, уголовном и гражданском порядке. В отличие от некоторых других государств (в частности, США и большинства стран Европы) преступление отмывания денег в Великобритании не ограничивается доходами от тяжких преступлений, и, если речь идет о доходах, полученных вообще в результате преступного образа жизни (criminal lifestile), какого-

13 Terrorism Act 2000; Proceeds of Crime Act 2002.

либо нижнего предела таких доходов не существует. С принятием Закона правоохранительным органам больше не нужно доказывать, что незаконно полученные деньги связаны с конкретным преступлением (в отличие от ранее действовавшего законодательства, направленного лишь на противодействие трафику наркотиков). При этом бремя доказывания законности приобретения активов возлагается на обвиняемого, в связи с чем стандарт доказывания, необходимый для конфискации активов в уголовном процессе, значительно снижен, что весьма одобрительно было встречено со стороны органов, занимающихся расследованием экономических и коррупционных преступлений14. Издание этого комплексного мини-кодекса, которым был введен специальный механизм борьбы с отмыванием денег, предусматривающий использование административных, уголовных, гражданских норм, особых процедур по розыску, замораживанию и конфискации преступных активов, учреждение агентства по изъятию преступных активов15, позволило Великобритании выйти на новый уровень борьбы с отмыванием незаконных активов. По оценкам ФАТФ16, британские власти добились значительного прогресса, и в дальнейшем Великобритания должна лишь сообщать ФАТФ о любых улучшениях в сфере борьбы с ПОД/ФТ (противодействие легализации (отмыванию)

14 The UK Anti-Money Laundering Regime: Statutory Offences and the Role of the FSA. URL: http://www.slaughterandmay.com/ what-we-do/publications-and-seminars/ publications/client-publications-and-articles/t/the-uk-anti-money-laundering-regime-statutory-offences-and-the-role-of-the-fsa.aspx (дата обращения: 27.06.2014).

15 В настоящее время этот орган упразднен и его функции переданы Агентству по борьбе с серьезной организованной преступностью (Serious Organised Crime Agency — SOCA).

16 Financial Action Task Force (FATF).

доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) каждые два года без проведения регулярных взаимных оценок17.

Помимо упомянутых мини-кодексов, английский парламент традиционно (примерно один раз в пять лет, в последние годы чаще) издает комплексные законы об уголовной юстиции, вносящие изменения в функционирование уголовной юстиции в широком смысле этого слова, которые всегда включают новые виды преступлений (либо упраздняют старые нормы общего права), а также вносят дополнения в уже действующее уголовное законодательство путем расширения имеющихся видов наказаний или их ужесточения.

Наиболее значимым, как представляется, в исследуемый период является Закон об уголовной юстиции 2003 г.18, в котором впервые на законодательном уровне были сформулированы общие принципы и цели наказания. Закрепленные в нем правила явились результатом десятилетней напряженной работы парламента, который разрабатывал новые подходы к наказаниям, а также принципам их назначения и исполнения. Прежде считалось, что наказание в первую очередь предполагает справедливое воздаяние преступнику, устрашение других лиц и только затем защиту общества от вреда, причиняемого преступлением. На современном этапе государство отдает приоритет наказанию как средству защиты общества, а только затем каре преступника, снижению и сдерживанию преступности, реформированию и реабилитации преступника. Главная цель политики в области назначения наказания, как отмечалось в совместном отчете о назначении наказаний, подготовленном министром внутренних дел, лорд-канц-

17 URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/ mutualevaluations/ documents/ mutualevaluat ionoftheunitedkingdom-follow-upreport.html (дата обращения: 27.06.2014).

18 Criminal Justice Act 2003.

лером и генеральным атторнеем, состоит в усилении уже достигнутого прогресса индивидуализации наказания, более широкого использования мер наказания, не связанных с лишением свободы, в защите общества от опасных преступников, а также в применении к осужденным новых принципов условно-досрочного освобождения. При этом, по мнению правительства, тюремное заключение должно использоваться для наказания лишь опасных преступников и лиц, совершивших тяжкие преступления, представляющих высокую опасность для общества, и потому в тюрьмах не должны находиться женщины и несовершеннолетние, совершившие преступления, за которые закон не устанавливает наказание в виде обязательного тюремного заключения; лица с психическими заболеваниями, которые по состоянию здоровья нуждаются в лечении; лица, совершившие ненасильственные преступления, не представляющие опасности для общества, наказание которых ввиду малозначительности деяния возможно без ограничения свободы; иностранцы, подлежащие де-портации19.

Закон об уголовной юстиции и иммиграции 2008 г.20 ввел уголовную ответственность за владение порнографическими изображениями жестоких половых актов, угрожающих жизни человека или способных привести к серьезным травмам, изображений зоофилии или некрофилии; создал ряд новых видов уголовных преступлений, в том числе преступлений, связанных с нанесением ущерба окружающей среде, ввозом и вывозом ядерного материала.

19 См.: Власов И. С., Голованова Н. А, Ла-фитский В. И., Тимошенко И. Г. Тенденции развития законодательства зарубежных стран // Концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т. Я. Хаб-риева, Ю. А. Тихомиров. М., 2010. С. 118—119.

20 Criminal Justice and Immigration Act 2008.

Закон о коронерах и юстиции 2009 г.21 ввел уголовную ответственность за принуждение человека к рабству, подневольному состоянию и принудительному труду. Новое преступление, если дело рассматривает суд присяжных, наказывается по английским меркам весьма строго — тюремным заключением на срок 14 лет22.

Комплексным Законом об антиобщественном поведении, преступности и полиции 2014 г.23 была введена уголовная ответственность за насильственный брак, особенно распространенный среди выходцев из мусульманских государств, который стал настоящей проблемой в Великобритании. В последние годы молодые люди или недееспособные лица, отказывающиеся от вступления в такой брак, заключаемый по договоренности между родителями, часто становятся жертвами физического насилия или даже подвергаются смерти24. Согласно данному

21 Coroners and Justice Act 2009.

22 В декабре 2012 г. владельцы семейного бизнеса в г. Бедфорд (Англия) на основании данной нормы были привлечены к уголовной ответственности. Расследование уголовного дела о принудительном труде началось после обнаружения тела одного из работников семьи, которая принудительно использовала труд социально уязвимых лиц — психически больных, алкоголиков и бездомных. Как выяснил суд, использование принудительного труда оказалось для этой семьи очень прибыльным (на счетах семьи в банке оказалось более 500 тыс. фунтов стерлингов), поскольку некоторым людям, содержавшимся в рабстве в течение многих десятилетий, выплачивалось чрезвычайно маленькое жалованье. См.: Traveller Family Guilty of Forced Labour are Jailed. URL: http://www.bbc.com/news/uk-england-gloucestershire-20775623 (дата обращения: 27.06.2014).

23 Anti-Social Behaviour, Crime and Policing Act 2014.

24 По данным специально учрежденной в

январе 2005 г. Комиссии по вопросам насиль-

ственного брака — Forced Marriage Unit (в ее

Закону преступлением, подлежащим наказанию в виде семилетнего тюремного заключения, является не только принуждение к браку, но и нарушение судебного приказа о запрете принуждения к браку (наказание до пяти лет тюремного заключения).

Гораздо чаще уголовно-правовые запреты включаются в различные отраслевые акты, регулирующие, например, вопросы охраны окружающей среды и животного мира. Например, Закон об охоте 2004 г.25 под страхом уголовного наказания запретил все виды традиционной охоты с собаками на диких млекопитающих. Закон об энергетике 2013 г.26 ввел семь видов новых уголовных преступлений, связанных с раскрытием информации.

Значительно был увеличен каталог уголовных преступлений за счет иммиграционного законодательства. В период с 1999 по 2009 г. создано 84 новых вида преступлений, связанных с нарушением иммиграционных процедур и предоставления убежища (это в два раза больше числа преступлений, созданных с 1905 г., когда был принят Закон об иностранцах27, который

состав входят представители Министерства иностранных дел и по делам Содружества и Министерства внутренних дел), которая помогает потерпевшим британским гражданам и лицам с двойным гражданством как на территории Великобритании, так и за рубежом, на декабрь 2013 г. консультации или поддержка в связи с возможным принудительным браком были оказаны в 1302 случаях. При этом в 5% случаев речь шла о лицах моложе 16 лет, 25% — в возрасте 16—17, 33% — в возрасте 18—21, 15% —в возрасте 22—25, 7% — в возрасте 26—30, 3% — в возрасте 31 год и старше. В 82% случаев жертвами предполагаемого насильственного брака были женщины, в 18% — мужчины. URL: http://www.gov.uk/forced-marriage (дата обращения: 27.06.2014).

25 Hunting Act 2004.

26 Energy Act 2013.

27 Aliens Act 1905.

положил начало современному английскому иммиграционному законодательству, по 1999 г.28). К ним относятся незаконный въезд, получение разрешения на пребывание в Великобритании путем обмана, нахождение на территории страны без паспорта, торговля людьми в целях эксплуатации и др. Иммиграционные преступления охватывают широкий спектр незаконного поведения (к которому относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением иммиграционного законодательства, совершенные как мигрантами, так и британскими гражданами), наказуемого тюремным заключением и штрафами.

Иммиграционное законодательство позволяет применять к нарушителям не только уголовные, но и гражданские санкции в качестве альтернативы. Иногда один и тот же инцидент может рассматриваться как в уголовном, так и в гражданском порядке. Например, человек, прибывший в Великобританию с фальшивым паспортом, может быть удален из страны сразу, а может быть привлечен к уголовной ответственности за хранение и использование фальшивого документа, если немедленное удаление невозможно. В зависимости от обстоятельств дела иммиграционные органы могут отказать во въезде в страну или инициировать депортацию «в целях общественного блага». Если же немедленное удаление из страны невозможно, возбуждается уголовное дело о незаконном въезде, по итогам рассмотрения которого возможна депортация. Вынесение приговора о тюремном заключении на срок 12 месяцев или более влечет автоматическую депортацию. Практика, однако, показывает, что в большинстве случаев все же приме-

28 Подробнее см.: Власов И. С., Голованова Н. А., Артемов В. Ю. и др. Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: монография / отв. ред. И. С. Власов, Н. А. Голованова. М., 2012.

няются гражданско-правовые санкции и удаление незаконных мигрантов из страны, а не уголовное пре-следование29. С принятием Закона о регулятивном правоприменении и санкциях 2008 г.30, который предусмотрел новый набор гражданско-правовых санкций за субстатутные преступления, увеличилось количество и размер штрафов, применяемых к работодателям, использующим труд незаконных мигрантов.

Современное английское законодательство предоставляет возможность использования широкого спектра гражданских санкций к лицам, совершившим преступления, наряду с уголовными наказаниями или взамен их. Например, Закон об антисоциальном поведении, преступности и полиции 2014 г. расширил возможность применения гражданских санкций за преступления антисоциальной направленности. Термин «антисоциальное поведение» охватывает большой круг преступных деяний (к которым относятся вандализм, граффити, агрессивное попрошайничество, приставание на улице или дебоши в состоянии алкогольного опьянения и т. п.), оказывающих негативное влияние на качество жизни других людей. По данным полиции, в Англии и Уэльсе в течение 2013 г. было зарегистрировано 2,3 млн случаев антисоциального поведения, что составило примерно 6300 случаев в день, однако о большинстве инцидентов в полицию вообще не сообщается или жалобы подаются в другие учреждения — местные советы или владельцам социального жилья31. Не исключая уголовно-

29 URL: http://www.migrationobservatory. ox.ac.uk/briefings/immigration-offences-trends-legislation-and-criminal-and-civil-enforcement (дата обращения: 27.06.2014).

30 Regulatory Enforcement and Sanctions Act 2008.

31 URL: http://www.legislation.gov.uk/

ukpga/ 2014/12/notes/division/3/1/1.

го преследования, Закон разрешает вместо него использование такой процедуры, как издание запретительного приказа об антисоциальном поведении (anti-social behaviour injunction). Этот судебный приказ является альтернативой уголовному преследованию, позволяя полиции и другим учреждениям оценивать «совокупное» поведение правонарушителя, а не расследовать конкретное преступление.

Причинение вреда или беспокойства проживающим рядом соседям до последних пор преследовалось в Англии в уголовном порядке на основании нормы общего права — nuisance, введение же альтернативных норм позволяет перевести преследование в русло гражданского и административного производства. Судя по тому, что в Англии даже появился специальный термин для обозначения таких правонарушителей — «кошмарные соседи» (nightmare neighbours), количество жалоб настолько огромно, что суды просто с ними не справляются. По новым правилам, если инцидент (например, пьянство, ночной шум и проч.) произошел в жилье, предоставленном по социальному найму, бремя доказывания правомерности поведения возлагается на самого нарушителя, который может быть выселен без предоставления другого жилья. Такая гражданская санкция является более строгой, чем уголовный штраф или работы на благо общества. Кроме того, полиция и местные власти в своей практике часто используют неофициальные меры, такие как предупредительные письма или соглашения о приемлемом поведении.

Несмотря на все разнообразие уголовно-правовых запретов, существующих в английском законодательстве, самое большое их число содержится не в статутах, а во вторичном законодательстве — в тысячах актов делегированного законодательства, издаваемых министрами и иными наделенными соответ-

ствующими полномочиями органами управления32. Такие виды преступных деяний — назовем их субстатутными преступлениями (regulatory offences) — ежегодно плодятся регуляторами (различными органами и агентствами, их в Великобритании более 6033) в таком количестве, что подсчитать их практически невозможно.

Создание нового вида статутного уголовного преступления (иногда популистского) можно рассматривать как политический ответ на требования общества в связи с конкретным случаем, получившим широкую известность благодаря СМИ или телевидению, между тем субстатутные преступления создаются в прагматических целях упорядочения и поддержания правил, действующих в регулируемой деятельности. Например, Департамент по охране окружающей среды, продовольствию и сельскому хозяйству (Department for Environment, Food and Rural Affairs), наделенный очень широкими полномочиями в области соблюдения продовольственных стандартов, в 2008 г. издал Правила о трансмиссивной губчатой энцефалопатии No. 118034, которыми были введены 103 новых вида уголовных преступлений, направленных на снижение риска, связанного с распространением коровьего бешенства, хотя действующее

32 За 10 лет, начиная с 1997 г., было создано более 3 тыс. субстатутных преступлений. Закон об органах государственного управления 2011 г. (Public Bodies Act 2011) содержит норму об ограничении максимального наказания за субстатутные преступления (ст. 22) — за преступления, преследуемые по обвинительному акту, максимальное наказание составляет до двух лет тюремного заключения и (или) штраф в размере 5 тыс. фунтов стерлингов.

33 URL: http://discuss.bis.gov.uk/ focusonenforcement/list-of-regulators-and-their-remit/ (дата обращения: 27.06.2014).

34 Transmissible Spongiform Encephalopathies (No. 2) (Amendment) Regulations 2008.16 SI 2008 No. 1180.

законодательство с XIX в. предусматривает ответственность за причинение вреда здоровью35. Департамент по вопросам бизнеса, инноваций и ремесел (Department for Business, Innovation and Skills) в 2008 г. дополнил список уголовных преступлений 74 новыми видами36. Таким же образом действуют и другие регуляторы.

По мнению Комиссии по реформе права, резкий рост криминализации через вторичное законодательство требует введения в этой сфере ограничений, которые бы позволили создавать новые виды уголовных преступлений только путем издания первичного законодательства, предлагалось даже наряду с уголовной ввести административную ответственность за подобные деяния с рассмотрением таких дел в специальном административном трибуна-ле37, однако это предложение не получило поддержки38. Вместо этого, как было сказано выше, британский зако-

35 Закон о преступлениях против личности 1861 г. предусматривает уголовную ответственность за злонамеренное использование яда и подобных веществ, которые подвергают опасности жизнь или причиняют тяжкие телесные повреждения (ст. 23).

36 Эти преступления, созданные на основании полномочий, делегированных Законом о компаниях 2006 г. (Companies Act 2006), регулируются следующим вторичным законодательством: the Export Control (Burma) Order SI 2008 No. 1098; the Consumer Protection from Unfair Trading Regulations SI 2008 No. 1277; the Batteries and Accumulators (Placing on the Market) Regulations SI 2008 No. 2164; the Cat and Dog Fur (Control of Import, Export and Placing on the Market) Regulations SI 2008 No. 2795. Некоторые из рассматриваемых преступлений являются реконструкцией старых видов преступлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 См.: Macrory R. New Approaches to Regulatory Sanctions. URL: http://www.ukela. org/content/page/2247/ELM-20-5-Macrory-final.pdf (дата обращения: 27.06.2014).

38 Criminal Liability in Regulatory Contexts. The Law Commission Consultation Paper No. 195. URL: http://lawcommission.justice.

нодатель пошел по пути более широкого применения гражданских санкций. Поскольку к юридическим лицам (в отличие от физических лиц) применяется меньший круг санкций, законодатель решил предоставить ряду регуляторов право применять в отношении них не только уголовные наказания, но и более гибкий диапазон неуголовных мер — гражданских санкций, чтобы по возможности избегать уголовного преследования. К ним относятся фиксированные штрафы, дискреционные требования (о прекращении нарушения, восстановлении нарушенного и выплате штрафа, размер которого устанавливает регулятор) и предписание о запрете деятельности (Stop notices), которое выдается в случаях, когда деятельность, по мнению регулятора, затрагивает здоровье человека, окружающую среду (включая здоровье животных и растений), финансовые интересы потребителей. Невыполнение гражданских санкций само по себе является уголовным преступлением.

Действие Закона 2008 г. распространяется на конкретный круг регуляторов (более 30), применяющих первичное законодательство, позволяющее создавать новые виды преступлений. Это самые разнообразные законы — о диких и домашних животных, пчелах, барсуках, разведении собак, опасных собаках, транспорте, рыболовстве, мореход-

gov.uk/docs/cp195_Criminal_Liability_ consultation.pdf (дата обращения: 27.06.2014).

стве, авиационной безопасности, чистом воздухе, чистом соседстве и окружающей среде, потребительском кредите, публичном порядке, уголовной юстиции, реформе образования, детях и подростках и многие другие законы (всего 142 закона, затрагивающих различные стороны жизни общества).

Библиографический список

Ashworth A. J. United Kingdom // The Handbook of Comparative Criminal Law. Stanford University Press, Stanford California, 2011.

Elliott C., Quinn F. English Legal System. 8th ed., 2007/2008. P. 126; Law Reform Lecture Notes. URL: http://www.lawteacher.net/ english-legal-system/lecture-notes/law-reform.php (дата обращения: 27.06.2014).

Macrory R. New Approaches to Regulatory Sanctions. URL: http://www.ukela.org/ content/page/2247/ELM-20-5-Macrory-final. pdf (дата обращения: 27.06.2014).

Власов И. С., Голованова Н. А., Лафит-ский В. И., Тимошенко И. Г. Тенденции развития законодательства зарубежных стран // Концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2010.

Власов И. С., Голованова Н. А., Артемов В. Ю. и др. Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: монография / отв. ред. И. С. Власов, Н. А. Голованова. М., 2012.

Голованова Н. А., Лафитский В. И., Цири-на М. А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.