ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.77; 070
НОВЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: СТРУКТУРНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Ерицян Асмик Егишевна
Российско-Армянский Университет Институт медиа, рекламы и кино Аспирант 3-го курса
Аннотация. В данном исследовании мы на основе мониторинга авторитетных русскоязычных интернет-изданий исследовали структурные, тематические и стилистические особенности новых форм журналистских материалов и выделили их в отдельные жанры.
Abstract. In this study, we investigate the structural, thematic, and stylistic peculiarities of new forms of journalistic materials and divide them into separate genres, based on the monitoring of influential Russian-language online media.
Ключевые слова: мультимедийная журналистика, интернет-СМИ, жанр, лонгрид, фактчек.
Keywords: multimedia journalism, online media, genre, longread, fact check.
Непрерывный процесс конвергенции и мультмедизации привели к изменению принципов журналистской деятельности, работы редакций и повлиял на структуру и особенности самих журналистских продуктов. Парадоксально, но, несмотря на пессимистические прогнозы относительно жанров журналистики, которые должны были быть поглощены отмеченными изменениями, данный процесс привел к рождению новых жанров журналистики, структурные и стилистические особенности которых мы рассмотрели в данной статье.
На основе мониторинга русскоязычных интернет-СМИ (Русская служба Би-би-си, Лента.Ру, ТАСС, Meduza, Настоящее время, русскоязычная версия Deutsche welle, Журнал Esquire.ru и др.) мы выделили следующие новые мультимедийные жанры, основываясь на закономерности их структурных и стилистических особенностей, а также частоте появления в 3-х и более СМИ. •лонгрид •фактчек •правила жизни.
На основе проведенного нами контент-анализа материалов вышеотмеченных жанров выделим их специфические особенности: •мультимедийность,
•адаптированность к различным цифровым платформам, •креативность и хорошие литературные способности автора, •более свободный, непринужденный стиль повествования, •ядром новых жанров являются традиционные, газетные жанры.
Рассмотрим характерные черты новых жанров подробнее. Мультимедийность подразумевает гармоничное сочетание различных форматов повествования: текст, изображение (фото, рисунок, карикатура), аудио, видео, инфографика, таблица. Отметим, что, независимо от жанра, современная интернет-журналистика - это мультимедийная журналистика, где переплетены как минимум два из перечисленных форматов (например, формула текст +фото). Адаптированность к различным цифровым платформам предполагает гибкость в работе журналиста и редакции: их продукты будут доступны на различных платформах, под особенности которых необходимо «подстраиваться». Отметим, что эти два фактора характерны для всех жанров современной журналистики.
Для журналиста, работающего с новыми жанрами, например, с «лонгридами», необходимы хотя бы базовые навыки литературного, художественного письма, чтобы полностью «погрузить» читателя в материал. Здесь необходимы также креативные решения: интересные заголовки, гипертекстуальность, игра слов, интерактивность и др. Отметим, что непринужденный стиль повествования и иные креативные стилистические решения уместны в случае новых жанров журналистики (в зависимости от темы), однако, они могут быть совершенно неуместны в новостных сводках и других информационных жанрах.
Что касается о структурном и содержательном ядре новых жанров, то мы наблюдаем за таким интересным процессом, когда традиционные жанры журналистики становятся основой для появления новых. Например, репортажи трансформируются в лонгриды, а газетные расследовательсткие статьи - в фактчеки, интервью - в мультимедийные истории. При этом традиционные формы репортажей и
интервью также продолжают оставаться популярными в интернет-СМИ, приобретая мультимедийные черты.
Примечательно также, что новые жанры во многом появляются из-за глобализации информационного пространства: так, например, жанр «лонгрид» впервые появился в The New York Times [1] и сразу же был «перехвачен» другими СМИ.
Структурная особенность рассматриваемых нами лонгридов такова: материалы данного жанра разделены на блоки, состоящие из отдельных, креативных подзаголовков. Так, читателю будет легче воспринимать объемный текст. Примечательно, что каждый блок может претендовать на отдельный, законченный материал. Однако все эти блоки должны обязательно формировать единый гармоничный текст. Каждый блок может сопровождаться гиперссылками, видеоматериалами, аудио, фотографиями и инфографикой, карикатурами. Лонгрид - это полностью мультимедийный жанр.
Исходя из анализа рассматриваемых нами СМИ, мы разделили лонгрид на следующие виды, исходя из их содержательных (смысловых особенностей): •лонгрид-обобщение, •лонгрид-инструкция, •лонгрид-история.
Лонгрид-обобщение чаще всего относится к какому-либо актуальному и значимому общественному событию и разворачивающихся вокруг него изменений. В этом плане лонгрид-обобщение может напоминать аналитическую статью, однако, отличается некоторыми структурными особенностями (например, четкое разделение на блоки, где отдельно представлены предыстория, собственно событие, прогнозы), а также пояснительными сносками, гиперссылками и мультимедийными вставками.
Лонгрид-инструкция по своему содержанию отвечает на вопрос «что делать?». Ядром таких материалов обычно является какая-либо проблема и пошаговая инструкция, как ее можно решить. Например, лонгриды «Медузы» обычно посвящены актуальным проблемам, которые могут волновать конкретного человека: «Я быстро устаю. Что делать?», «Как избавить свою речь от канцелярита?», «У моего родственника деменция. Что делать?», «Очень хочется избавиться от шрама. Что делать? Инструкция «Медузы» [2].
Лонгрид-история - это своеобразная мультимедийная история, интерактивный рассказ о каком-то интересном явлении, научном открытии или историческом событии, это истории о людях и их проблемах, виртуальное погружение в рассказ. Иногда такие материалы представляют собой целый мультимедийный проект с интерактивными картами, особой визуализацией и графическим дизайном.
Еще одним интересным жанром, который набирает популярность в электронной журналистике, является - фактчек или факт-чекинг (в переводе проверка фактов). Это материалы расследовательской журналистики с более выраженной композиционной структурой. Так, в фактчеке автор сначала рассказывает читателю о каком-либо факте, опираясь на статью в прессе или заявления официальных лиц или даже на какой-нибудь взволновавший общественность слух, и начинает последовательную проверку данного факта. В заключительном абзаце, выводе, автор либо подтверждает данный факт, либо опровергает его. Фактчеки или «разборы» распространены в таких интернет-СМИ, как Meduza [2], русской версии Deutsche welle, «Настоящем времени».
Правила жизни - это т.н. глянцевый жанр, который распространен в электронных журналах. Правила жизни состоят из высказываний знаменитостей, которые представлены в единой «инструкции» - правилах жизни. Редакторы графически выделяют ключевые слова или фразы в высказываниях. Правила жизни - это излюбленный жанр и фишка глянцевого издания Esquire [3], который покорил сердца читателей и других СМИ. Приведем отрывок из материала «Правила жизни Нила Армстронга»: «Луна — неплохое место. Точно заслуживает короткого визита. <...>
Когда я учился в школе, мы говорили только о летчиках. И иногда о девочках. <...>
Меня часто спрашивают, почему человек полетел на Луну. Спросите лучше лосося, зачем он плывет против течения.
Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете». [4] Итак, непрерывные изменения в медиапространстве поднимают требования к «выживаемости» журналистских продуктов, что ведет к изменению традиционных жанров, их мультимедизации и появлению новых, более адаптированных к требованиям современного цифрового контента форм, которые благодаря глобализации медиапространства переходят («кочуют») из одних изданий в другие. Однако не все новые формы подачи информации можно назвать состоявшимися жанрами. Некоторые, не приживаясь, сливаются с традиционными жанрами, а некоторые - все же отпочковываются, приобретая свои собственные структурные, тематические и стилистические особенности, и становятся самостоятельными жанрами мультимедийной журналистики.
ЛИТЕРАТУРА
1.Галустян А. Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // New media // [Электронный ресурс] - URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki / (дата обращения: 16.10.2021).
2.Рубрика Разбор // Meduza // [Электронный ресурс] - URL: https://meduza.io/razbor (дата обращения: 16.10.2021).
3.Рубрика Правила жизни // Esquire // [Электронный ресурс] - URL: https://esquire.ru/rules/ (дата обращения: 16.10.2021).
4.Правила жизни Нила Армстронга // Esquire // [Электронный ресурс] - URL: https://esquire.ru/rules/7-neil-armstrong/#part1 (дата обращения: 16.10.2021).