Научная статья на тему 'Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве'

Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1620
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОСТРАНСТВО МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ / ЖАНР / ФОРМАТ / АУДИТОРИЯ / ЧИТАТЕЛЬ / МУЛЬТИМЕДИА / CONVERGENCE / ONLINE JOURNALISM / GLOBALIZATION / MASS MEDIA / MEDIA COMMUNICATION SPACE / GENRE / FORMAT / AUDIENCE / READER / MULTIMEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна

Автор исследует феномен конвергенции в онлайн-медиа, использование новых методик и механизмов для привлечения читательской аудитории, обосновывает необходимость исследовать новые форматы прессы в связи с быстрым развитием мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of convergent journalism in the media-communication space

The author explores the phenomenon of convergence in online media, using new methods and mechanisms to attract readership, justifies the need to explore new forms of the press in connection with the rapid development of multimedia technologies.

Текст научной работы на тему «Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве»

О.Е. КОХАНАЯ доктор культурологии, доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, профессор кафедры журналистики"

Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве

Автор исследует феномен конвергенции в онлайн-медиа, использование новых методик и механизмов для привлечения читательской аудитории, обосновывает необходимость исследовать новые форматы прессы в связи с быстрым развитием мультимедийных технологий.

Ключевые слова: конвергенция, онлайн-журналистика, глобализация, средства массовой информации, пространство ме-диакоммуникаций, жанр, формат, аудитория, читатель, мультимедиа.

Kokhanaya O.E. The phenomenon of convergent journalism in the media-communication space. The author explores the phenomenon of convergence in online media, using new methods and mechanisms to attract readership, justifies the need to explore new forms of the press in connection with the rapid development of multimedia technologies.

Keywords: convergence, online journalism, globalization, mass media, media communication space, genre, format, audience, reader, multimedia.

В развитии современной журналистики наблюдается формирование нового тренда: доминантное значение в журналистском произведении занимают мультимедийные элементы. Авторы применяют новые методы и инструменты для создания своих материалов, чтобы не упустить возможности цифровой среды. Известный исследователь в области ме-диалогии М.В. Шкондин отмечает: «Медиасистема усилиями

* Коханая Ольга Евгеньевна, е-mail: kokhanaya@mail.ru

тех, кто участвует в производстве, распространении и освоении информации, отражает в их сознании всю совокупность существующих медиакартин с их специфическими для каждой из них функциями»1. На современном этапе формат «сторителлинга» кардинально изменился с развитием Сети, и современным журналистам при создании медиакартины мира в сознании аудитории приходится осваивать новые для себя навыки, чтобы иметь возможность заинтересовать читателя при освоении им картины текущей действительности: многочисленные фотографии, видеоролики, инфографика дополняют классический текст, благодаря чему читатель глубже погружается в материал.

Термин «конвергенция» был введен в 1713 г. английским священником, натурфилософом, физиком Уильямом Дерха-мом в его работе «Физико-теология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога через его работы по творению». Он использовал это слово, чтобы охарактеризовать им расхождение лучей. Позднее «конвергенция» (от лат. converge - сближаться, сходиться) получила распространение во многих науках, в частности в широко известной работе Чарльза Дарвина «Происхождение видов», где он таким образом назвал приобретение схожих форм и строения у далеких по происхождению организмов в условиях схожей среды обитания. За три столетия существования термин «конвергенция» получил распространение во многих отраслях научного знания, так как обладает достаточно большой семантической емкостью. Так возникла социальная конвергенция, как мультизадачность потребителя информации (одновременно листает газету, говорит по телефону и делает поисковый запрос в Интернете); экономическая конвергенция, как тенденция развивающихся стран иметь более высокий уровень роста ВВП, нежели у развитых; конвергенция в лингвистике, как возникновение общих свойств у разных языков вследствие длительных и интенсивных контактов.

О слиянии различных средств массовой информации начали задумываться во второй половине XX века. Повсеместное распространение газет и журналов, огромный охват радиовещания и телевидения привели к специфической ситуации, когда все виды средств массовой информации дополняли друг друга и способствовали взаимодействию.

1 Шкондин М.В. Интегративные качества медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики, 2014, № 2, с. 20.

Одним из первых этот процесс описал советский и российский ученый, доктор исторических наук В.С. Хелемендик. Он обратил внимание на функциональные сходства, которыми обладают печать, радио и телевидение. В процессе своего развития новые средства массовой информации не вытесняли старые, а дополняли их, вносили нечто новое. Многие первые новостные радиопередачи заключались в чтении газетных статей.

Посредством печати, радиовещания и телевидения журналисты различных СМИ целостно рассматривали ту или иную социальную проблему. В совокупности аналитическая составляющая газеты, оперативность радиоформата, эмоциональность телевизионной картинки дополняли друг друга, позволяли обогащать аудиторию новыми информацией и идеями. В.С. Хелемендик стал автором прогноза, который в полной мере осуществился в XXI веке: «Со временем организационная структура журналистики изменится, и ныне самостоятельные газета, радиовещание, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности влияния на массы»1.

В конце XX века в связи с распространением Интернета и общим развитием различных средств массовой коммуникации в медиасфере тоже возникли предпосылки для конвергенции. Технологический прогресс позволил объединить все СМК для создания информационного продукта, сочетающего в себе черты различных медиаплатформ: на интернет-порталах изданий начали появляться фото-, видео-, аудиоматериалы, инфографика и др.

В зарубежной практике одним из первых тему слияния различных СМИ исследовал американский ученый, профессор Итьель де Сола Пул. В своей книге «Технологии свободы» он дал оригинальную трактовку конвергенции медиа как «стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение»2.

1 Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры. М., 1977, с. 96.

2 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010, с. 15.

Профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Е.Л. Вартанова исследовала экономическую, политическую и технологическую основы конвергенции в медиакоммуникативном пространстве. Глобализация, региональная интеграция национальных экономик и технический прогресс способствуют пониманию дальнейшего развития медиа. В отличие от традиционной диверсификации производства, медиапредприятия вынуждены оперативно вносить изменения в стратегию, чтобы оставаться на рынке. Свободный доступ к коммуникационным системам становится залогом успеха государств. Государственные деятели США и Европейского Союза создали ряд новых законов, направленных на либерализацию телекоммуникационных рынков, что должно было способствовать появлению новых игроков и стимулированию конкуренции1.

Исследователи Д. Доминго и Р. Салаверриа в своем определении конвергенции сделали акцент на изменениях, связанных с появлением новых знаний и обязанностей журналистов, объединении журналистов из разных СМИ: «Конвергенция - очень многозначное понятие, которое используется для описания различных тенденций в журналистике. Эти тенденции имеют и нечто общее - стирание границ между различными средствами массовой информации, профессиональными навыками и ролями»2.

Известный исследователь феномена конвергентной журналистики Е.А. Баранова обобщает определения конвергентной журналистики других ученых следующим образом: «Это журналистика, основанная на мультимедийной подаче контента и распространении его по разным медиаплатфор-мам. Она сопряжена с глобальными изменениями, которые происходят на всех стадиях создания и распространения продуктов СМИ <...> для развития американских газетных редакций в условиях процесса конвергенции характерна частая практика объединения на базе печатного издания трех медиаплатформ - газеты, ТВ-канала и веб-сайта; высокий

1 Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/bpa/b59df6463a315de-4c32568fd0038da32 (дата обращения: 23.03.2018)

2 Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain // Paper for the 8th International Symposium of Online Journalism. University of Texas at Austin.). Р. 1.

уровень развития интернет-платформы; использование различных каналов распространения контента»1. Процесс образования конвергентных СМИ в России отличается от американского своей скоростью. Быстро сформировавшаяся в начале 2000-х гг. интернет-аудитория стала огромным потребителем медиаконтента, отечественные журналисты крайне быстро начали обучаться работе с новыми для них форматами, а также заимствовать опыт зарубежных коллег.

В научной статье «Текст средств массовой информации и конвергенция» М.В. Луканина дает несколько иное определение: «Процесс конвергенции является общим свойством современного информационного общества, в рамках которого происходит повышение взаимозависимости различных форматов (газета в Интернете), так и экономическое объединение ранее изолированных секторов (телефония, радио и кабельное телевидение)»2. Такое толкование отражает соединение на базе одного СМИ других отраслей медиабизнеса как экономическую составляющую процесса конвергенции.

Формирование конвергентной журналистики было, в том числе, обусловлено рядом процессов, происходивших в медиапространстве в начале 2000-x гг. и продолжающихся до сих пор. Среди аспектов, повлиявших на трансформацию журналистики, исследователи выделяют:

• Интеграционные процессы в мировом медиа-пространстве - десятки независимых изданий объединились под началом нескольких транснациональных корпораций, например: Time Warner, Sony Corporation, Walt Disney Company, News Corporation и др.;

• Меняется аудитория - помимо стремления к многозадачности, потребители контента все больше подразделяются по новым основаниям, образуются большие «группы интересов», причем это происходит по собственной инициативе читателей, а не под влиянием медиа. Общение с аудиторией переходит в виртуальный режим. Писательница и журналистка «Business Week» Сарас Лейси пишет: «Мало кто сейчас вспомнит, зачем ему понадобился интернет, но с появлением

1 Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М., 2015, с. 102.

2 Луканина М.В. Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика, 2006, № 20, с. 206.

социальных сетей мы точно уяснили, почему включаем каждое утро компьютер - чтобы жить виртуальной жизнью»1;

• Меняется система авторства - в цифровом пространстве институт авторства преобразовался. Каждый пользователь получил возможность высказывать свое мнение и делиться им с многомиллионной аудиторией. Чем большее число мнений охватит то или иное сообщение, тем большее значение как информационный продукт оно имеет для всего сообщества;

• Институционализация - медиапространство трансформировалось в сложную многоуровневую систему. Наверху этой системы расположены такие мегаинституты, как мас-смедиа, реклама, РК а ниже - институты, обеспечивающие коммуникацию крупных сфер общественной жизнедеятельности. Из-за такой структуры сложилась строгая система правил и норм коммуникации, в соответствии с которыми должна происходить работа журналистов2, на основании чего формируется профессиональная медиакультура.

Конвергенция затрагивает не только «чистый» журналистский продукт, но и процесс его создания, обработки, приема и передачи. Норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул выделили шесть интерпретаций этого термина, каждая из которых касается отдельной стороны медиаконвергенции:

1. Конвергенция сетей, представленная в превращении аналогового сигнала в цифровой;

2. Конвергенция терминалов - объединение нескольких устройств в одно многофункциональное, предназначенное для приема и потребления информации;

3. Конвергенция услуг как появление различных по своей сути услуг, но предоставляемых одним «электронным» способом;

4. Конвергенция рынков, выраженная в участии телекоммуникационных компаний в создании медиапро-дукта, например, в открытии собственного телеканала;

5. Конвергенция жанров и форм как использование нетипичных для данной медиаплатформы жанров;

1 Saras L. The story of Facebook, YouTube & MySpace: The people, she hype and the deals behind the giants of Web 2.0. Gotham Books, 2008, р. 304.

2 Дзялошинский И.М. Медиалингвистика в контексте трансформирующихся медиа // Гуманитарный вектор. Сер. Филология, востоковедение, 2014, № 4, с. 74-78.

6. Конвергенция регулирования - регулирование не конкретного вида коммуникаций, а всех горизонтально связанных видов1.

Модели изменения медиасистем становятся похожими, и тенденции глобализации играют в этом процессе не последнюю роль. Создание различных медийных информационных контекстов требует особых компетенций, высокого уровня профессионального мастерства. Мобильность, мультиме-дийность, интерактивность, универсальность, многофункциональность - вот ключевые понятия современной журналистики, которая постепенно становится конвергентной.

Конвергенция проявляется и в комбинации различных жанров внутри журналистского текста. Формируются новые жанры периодической прессы: репортаж-очерк, интервью-очерк, travel-дайджест, интервью-комментарий. «Само содержание СМИ приобретает ценность именно в процессе "потребления" его аудиторией. В результате современный человек превращается в "человека медийного" (homo media-tus), и это становится важнейшей особенностью общества»2.

Жанр интервью - один из центральных в журналистике, непосредственное общение со спикером позволяет автору материала корректировать в ходе беседы свои вопросы, уточнять детали. Эти стороны интервью расширены в процессе конвергенции журналистских жанров. Интервью-очерк3 охарактеризован совмещением стандартной структуры «вопрос-ответ» с некоторым преобладанием монолога в определенной ситуации. Вопросы представлены косвенно, так речь героя воспринимается в едином стилистическом контексте. Автор словно отстранен от самого материала, предоставляя интервьюируемому «свободное пространство». Благодаря этому читатель глубже погружается в историю героя, сопереживает ему.

Не менее примечательно и интервью-комментарий. Здесь осуществлен формат «вопрос-ответ-комментарий». Читатель не только узнает мнение интервьюируемого, но и

1 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные..., с. 16-17.

2 Вартанова Е.Л., Ажгихина Н.И. Диалоги о журналистике. М., 2011, с. 96.

3 Виноградский В.С., Куницына Н.В. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, № 2, с. 370-381.

получает некое дополнение, которое помогает глубже ознакомиться с темой. Так, например, в журнале «Вокруг света»1 реализована рубрика «Вопрос-ответ»:

«- Почему Будда сидит в позе лотоса?

- Эта поза медитации.

Лотос в буддизме символизирует чистоту и совершенство, поскольку этот цветок, вырастая из ила и грязи, остается незапятнанным. В позе лотоса обычно совершается буддистская медитация. Впрочем, Будда не всегда изображается сидящим, а его мудры (ритуальные положения рук) имеют различные толкования».

Такая модель помогает не только узнать и прочитать, но и увидеть, представить, вообразить.

Несколько иначе интервью-комментарий представлен в редакции Esquire. Рубрика «Правила жизни» посвящена успешному светскому человеку2. Читатель вовлекается в контекст внутреннего монолога героя, начинает «мыслить» так, как это делает респондент:

«Компромисс хуже любой из альтернатив.

Я был в гостях у очень богатых людей, был на больших яхтах, частных самолетах, виллах - и я четко понял, что все это мне не нужно.

Всеобщая любовь - тревожный знак для человека, привыкшего плыть против течения».

Рубрика развивается в онлайн-версии журнала. Таким образом, в целом текстоцентричный формат приобретает мультимедийные черты.

Развитие не только англоговорящего, но и русскоязычного сегментов Интернета дало толчок мультимедийной журналистике в России. Пользователи, особенно молодая аудитория, теперь не готовы тратить время на чтение длинных текстов без дополнительной нагрузки. Уже появилось такое понятие, как «second screen»3 - дополнительный экран, когда человек может пользоваться несколькими гад-жетами одновременно (например, ТВ и смартфон). Интерактивность и аудиовизуальное наполнение способствуют

1 Вокруг света. 2016, март, с. 72-76.

2 Правила жизни Павла Дурова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esquire.ru/rules/6599-10-2006-durov/ (дата обращения: 05.05.2018)

3 Courtois C, and D'heer E. Second screen applications and tablet users: constellation, awareness, experience, and interest. URL: https://pdfs.seman-ticscholar.org/a01c/855b24fea6fe8ecd229e9a3b536760c689e4.pdf.

большей вовлеченности читателя в тему статьи. Большое распространение получил феномен лонгридов - мультимедийных статей, содержащих фотографии, видеоролики, аудиозаписи, инфографику, анимацию и интерактивные элементы. Ведущие издания уже начинают экспериментировать с технологиями дополненной и виртуальной реальности, чтобы привлечь внимание к своему бренду1.

Большое распространение в конвергентной прессе получил лонгрид - особое журналистское произведение, одновременно сочетающее в себе в разных пропорциях текст, аудио-, фото- и видеоинформацию. В газетах лонгрид, например, мог быть представлен серией разворотов. В качестве примера можно привести 16-полосный репортаж «The Miami Herald» «What Went Wrong» о разрушениях после урагана «Эндрю», опубликованный в газете в 1992 г. В материале были использованы фотографии, карты, ин-фографика. Газета получила за этот специальный репортаж в 1993 г. Пулитцеровскую премию.

Дополнительная звуковая и визуальная нагрузка помогают читателю лучше погрузиться в тему статьи. Мультимедийные элементы и основной фон движутся с разной скоростью, так возникает эффект параллакса.

Мультимедийное нарративное изложение, как правило, обладает интерактивностью, которая обеспечивает активную роль аудитории. Читатель может сам определить количество и порядок просмотра всех элементов журналистского произведения. Нарративное изложение сочетает в себе свойства журналистики и художественной литературы: социально значимая тема с фактографической точностью становится частью увлекательной истории, написанной живым языком, с драматическим сюжетом. Непосредственное участие автора в создании материала, его видение являются неотъемлемой частью лонгрида.

Однако дополнительная мультимедийная составляющая не является ключевым отличием лонгридов от других журналистских жанров. Облегчение восприятия текстовой информации с помощью визуальной - тренд двух последних десятилетий. Главной жанровой характеристикой является

1 Дополненная реальность National Geographic [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/D0ojxzS1fCw (дата обращения: 18.03.2018)

системность, глубокое исследование журналистом определенной темы. Здесь совмещены большой объем текста с такой высокой плотностью смысла, что возникает претензия на исчерпанность темы. Сложно добавить что-то к такому большому исследовательскому материалу.

С точки зрения жанровой соотнесенности лонгриды ближе к аналитической группе материалов1. Как и в аналитической статье, лонгриду присущи глубокое проникновение в тему, представление разных точек зрения, появления у читателя нового видения темы после прочтения материала. Однако если аналитическая статья обычно строится по принципу научного исследования, то лонгрид ориентирован на более простую подачу информации. Примеры, репортажные вставки, драматургия текста не только облегчают восприятие, но и обогащают его.

В то же время некоторые исследователи считают, что лонгриды могут сочетать в себе различные жанры, а не относиться к одному из них. Акцент может быть сделан на телевизионную съемку, на 3й-анимацию или профессиональные фотографии. При этом текст совмещает черты очерковой журналистики, расследовательских материалов, аналитики2. Таким образом, можно сказать, что лонгриды - это не жанр, а особый формат журналистского произведения.

Несмотря на то, что формат продолжает развиваться, многие стороны работы над такими текстами уже изучены как в российской, так и в зарубежной научной литературе. Исследователи рассматривают композиционную структуру лонгридов, стремясь определить ее отличительные черты.

М.В. Григорян считает, что темой для таких материалов может стать «анализ ситуации, рассказ о необычном человеке и повествование о том, как живут люди в странных мес-тах»3. При подготовке материала он рекомендует использовать композиционную схему «зигзаг», чередуя примеры и репортажные фрагменты («краски») с информационными вставками («факты»). Началом текста должна стать человеческая история, отражающая проблему, а концом - другая

1 Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medias-cope.ru/1691 (дата обращения: 27.04.2018)

2 Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / Под ред. С. Бал-маевой, М. Лукиной. Екатеринбург, 2016, с. 185.

3 Гоигорян М.В. Пособие по журналистике. М., 2007, с. 97-120.

история, которая запомнилась бы читателю. Похожим образом композиционную схему лонгридов определил О.Р. Са-марцев. В отличие от «перевернутой пирамиды» новостных текстов здесь повествование выстраивается последовательностью историй. Такие истории могут быть связаны только на уровне темы, могут быть объединены сквозной историей и пересекаться с ней в ключевых местах, а иногда пересекаться как в отдельных точках, так и во всем тексте1.

Иностранные исследователи тоже изучают структуру такого формата. Среди них нужно отметить, прежде всего, М. Менчера, выделившего «длинную историю» (long story) как жанр2. Ее характерными особенностями являются большой объем и наличие такой информации, которая отсутствует в традиционных коротких новостях. Текст строится следующим образом. Началом становится инфоповод, пример, иллюстрирующий тему, затем указывается значимость явления (significance paragraph). Когда она определена, автор дает другие примеры, старается объяснить поступки героев, указывает экспертные пояснения и контекст, а завершает материал так называемый kicker (ударная концовка) - информация, призванная перевернуть сложившееся впечатление и показать происходящее в новом свете.

Исследователи Школы журналистики Университета Миссури рассказывают, что в США «лонгрид» как термин получил признание только последние 3-4 года: «До этого мы его просто называли "журналистика длинного формата", "долгого формата". А еще раньше просто говорили: ух ты, длинная статья». По мнению Майка Маккиена, когда речь идет о «лонгридах», под ними всегда подразумевается контент, который находится в сети Интернет: «Мы не говорим: слушай, вот это печатная версия, а в сети будет по-другому <...> Почти всегда лонгрид - это термин онлайновый»3.

Близким к лонгриду жанром в англоязычной литературе принято считать feature. Б.Р. Паттерсон относит к этому жанру большие тексты, написанные после «глубокого погружения в тему». Такие тексты, как правило, состоят из 4 элементов: повествования (англ. narrative - «действия»,

1 Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007, с. 412-448.

2 MencherM. Melvin Mencher's News Reporting And Writing. Columbia, 2011, р. 188-201.

3 Мультимедийная журналистика / Под ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М., 2017, с. 114.

«движения», «сцены»), описания (англ. description - «показ деталей обстановки»), реалистичного диалога (англ. Realistic dialogue - «разговоры персонажей между собой») и объяснения (англ. exposition - «обстоятельства», «предыстория», «причины», «процедуры»)1.

Подача материала может разниться, и Б.Р. Паттерсон предлагает следующие варианты: показ события с разных точек зрения, повествование с чередованием объяснения либо несколько примеров, представленных друг за другом. Как правило, такие форматы не представлены в журналистской работе в чистом виде, а обладают чертами некоторых или каждого из них.

Конвергентность и интерактивность как неотъемлемая часть мышления современного человека активно реализуются в журналистике. Медийная картина мира перенасыщена информацией, и удачно выбранный жанр помогает вычленить в новостном пространстве важнейший факт, интересно интерпретировать и комментировать событие. Известный исследователь в сфере массмедиа В.В. Смеюха пишет: «Если цели и задачи традиционного (печатного) <...> периодического издания ограничиваются функциями информирования, развлечения и обучения, то в интернет-журнале немаловажное значение имеет интерактивная функция - благодаря интерактивным возможностям разрозненные читательские группы могут объединяться в читательские общества. Интерактивные сервисы позволяют читателям участвовать в онлайновых опросах, голосованиях, обсуждениях тем на форумах, онлайн-конференциях и т.д.»2.

Обобщая вышесказанное, можно сделать некоторые выводы о понимании конвергентной журналистики как феномена культуры российскими и зарубежными учеными. Развитие средств массовой коммуникации поспособствовало увеличению вовлеченности аудитории в процесс создания и ретрансляции журналистского произведения. Читатели, зрители, слушатели уже не просто потребители информации, но активные участники, взаимодействующие как с автором, так и с аудиторией. Субъект-субъектные отношения обеспечены не только дополнительной аудио-, фото- и видеоинформацией, но и

1 Patterson B.R. Write to be read: a practical guide to feature writing. Iowa, 1986, р. 34.

2 Смеюха В.В. Женские СМИ и новые медиа. Ростов-на-Дону, 2015, с. 47.

возможностью подписчиков комментировать текст, делиться им в Интернете, а в ходе прямого эфира оказывать непосредственное влияние на происходящее в студии.

Важным отличием конвергентной журналистики, как феномена культуры в широком смысле, является ее глобальность; открытая медиасреда и широкий доступ к Интернету помогают большой аудитории приобщиться к журналистскому произведению. Сегодня пресса уже не может ограничиваться отдельными языковыми или территориальными барьерами. Образуются новые жанры, совмещающие в себе черты традиционных. Новые форматы привлекают внимание аудитории. Благодаря им читатель не только дополнительно погружается в тему материала, но и активнее включается в «соавторство», комментирует материал, делится им со своими близкими. В работе конвергентной редакции упор делается на горизонтальные, а не вертикальные связи. Сотрудники активно взаимодействуют между собой, чтобы оперативно, качественно и интересно сделать такой материал, который заинтересует читателя. В работе над текстом принимают участие не только журналисты, но и фотографы, операторы, программисты, социологи и представители других профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.