Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО НОМЕНКЛАТУРУ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НОВЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО НОМЕНКЛАТУРУ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / РАБОТНИКИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА / НОМЕНКЛАТУРА / ДОЛЖНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боговская Е.А., Шипова В.М., Александрова О.Ю.

Введение. Нормирование труда - один из важнейших аспектов здравоохранения. Необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, назрела давно. Проект нового документа вносит существенные положительные изменения, но существуют организационно-правовые элементы, требующие дальнейшей модификации. Цель исследования. Обосновать целесообразность и предложить изменения организационно-правовых аспектов, регламентирующих номенклатуру должностей и нормирование труда работников медицинских организаций. Материалы и методы. Изучены нормативные правовые акты, определяющие номенклатуру должностей работников медицинских организаций. Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы познания; сравнительно-правовой метод; метод моделирования. Результаты. Предложены изменения, необходимые для приведения в соответствие законодательства, регулирующего номенклатуру должностей, нормирование труда лиц, участвующих в оказании медицинской помощи. Заключение. Новый нормативно-правовой акт является своевременным и целесообразным, но существуют организационно-правовые аспекты, требующие дальнейшей доработки и усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боговская Е.А., Шипова В.М., Александрова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OBJECTIVES OF LABOR REGULATION IN THE CONTEXT OF CHANGES IN LEGISLATION REGULATING THE NOMENCLATURE OF HEALTHCARE STAFF

Background. Labor regulation is one of the most important aspects of the health care. Changes to the regulatory legal acts regulating this issue are long overdue. A new draft introduces significant positive changes, but there are organizational and legal elements that require further modification. Objective. To substantiate the expediency and to propose changes to the organizational and legal aspects regulating the nomenclature of positions and work of healthcare employees. Methods. The normative legal acts defining the nomenclature of healthcare positions are studied. The methodological basis of the study was as follows: general scientific methods of cognition; comparative legal method; modeling method. Result. The authors proposed changes necessary to bring the legislation regulating the nomenclature of positions, the rationing of labor of persons involved in the provision of medical care into line. Interpretation. The new regulatory legal act is timely and appropriate, but there are organizational and legal aspects that require further refinement and improvement.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО НОМЕНКЛАТУРУ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502202207-08003-010

НОВЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО НОМЕНКЛАТУРУ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Введение. Нормирование труда — один из важнейших аспектов здравоохранения. Необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, назрела давно. Проект нового документа вносит существенные положительные изменения, но существуют организационно-правовые элементы, требующие дальнейшей модификации.

Цель исследования. Обосновать целесообразность и предложить изменения организационно-правовых аспектов, регламентирующих номенклатуру должностей и нормирование труда работников медицинских организаций.

Материалы и методы. Изучены нормативные правовые акты, определяющие номенклатуру должностей работников медицинских организаций. Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы познания; сравнительно-правовой метод; метод моделирования.

Результаты. Предложены изменения, необходимые для приведения в соответствие законодательства, регулирующего номенклатуру должностей, нормирование труда лиц, участвующих в оказании медицинской помощи.

Заключение. Новый нормативно-правовой акт является своевременным и целесообразным, но существуют организационно-правовые аспекты, требующие дальнейшей доработки и усовершенствования.

Ключевые слова: здравоохранение, нормирование труда, медицинские работники, работники медицинских организаций, нормативные правовые акты, законодательство, нормативно-правовое регулирование, проект документа, номенклатура, должности, специальности

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Боговская Е.А., Шипова В.М., Александрова О.Ю. Новые задачи нормирования труда в свете изменения законодательства, регулирующего номенклатуру должностей работников медицинских организаций. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 7-8: 3-10. DOI: 10.26347/1607-2502202207-08003-010

Е.А. Боговская1,2, В.М. Шипова1, О.Ю. Александрова1

1 ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко», 105064, Москва, Россия

12 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, Россия

NEW OBJECTIVES OF LABOR REGULATION IN THE CONTEXT OF CHANGES IN LEGISLATION REGULATING THE NOMENCLATURE OF HEALTHCARE STAFF

Background. Labor regulation is one of the most important aspects of the health care. Changes to the regulatory legal acts regulating this issue are long overdue. A new draft introduces significant positive changes, but there are organizational and legal elements that require further modification. Objective. To substantiate the expediency and to propose changes to the organizational and legal aspects regulating the nomenclature of positions and work of healthcare employees. Methods. The normative legal acts defining the nomenclature of healthcare positions are studied. The methodological basis of the study was as follows: general scientific methods of cognition; comparative legal method; modeling method.

Result. The authors proposed changes necessary to bring the legislation regulating the nomenclature of positions, the rationing of labor of persons involved in the provision of medical care into line. Interpretation. The new regulatory legal act is timely and appropriate, but there are organizational and legal aspects that require further refinement and improvement.

Elizaveta Bogovskaya1,2, Prof. Valentina Shipova1, Oxana Aleksandrova1

1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

2 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia

Keywords: health care, labor rationing, medical workers, employees of medical organizations, regulatory legal acts, legislation, legal regulation, draft, nomenclature of positions, positions, specialties

Competing interests. The authors declare no competing interests. Funding. The study had no funding.

For citation: Bogovskaya EA, Shipova VM, Aleksandrova OYu. New objectives of labor regulation in the context of changes in legislation regulating the nomenclature of healthcare staff. Health Care Standardization Problems. 2022; 7-8: 3-10. DOI: 10.26347/16072502202207-08003-010

Несогласованность действующих нормативно-правовых документов регламентирующих номенклатуру должностей лиц, участвующих в оказании медицинской помощи, регулярно освещается в публикациях [1—4]. Это определило необходимость пересмотра основного акта, регулирующего данный аспект — приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Обсуждение проекта1 нового документа приобретает особую значимость в условиях планируемого перехода на новую систему оплаты труда медицинских работников2, одним из первых этапов которого является формирование профессиональных квалификационных групп (ПКГ) с включением в них работников, соответствующих номенклатуре.

Перечень документов, взаимосвязанных с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н, представлен в табл. 1.

Каждый из указанных в табл. 1 документов имеет свое правовое поле. В частности, приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н и профессиональные стандарты целесообразно использовать при определении должностных обязанностей медицинских работников, а приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н, приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н — при обучении, — при реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования.

1 Проект приказа Минздрава России «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (подготовлен Минздравом России 31.03.2022). URL: https:// base.garant.ru/56915355/#

2 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202106090009

Необходимо отметить, что, к сожалению, изменения, вносимые в один из приведенных выше документов, не всегда своевременно отражаются в других документах. Примером может служить введение должности врача физической и реабилитационной медицины.

Профессиональный стандарт по данной должности утвержден в сентябре 2018 г.3, более чем через один год внесены изменения в номенклату-

„ 4

ру специальностей , еще через семь месяцев — модифицирован приказ, предусматривающий порядок оказания медицинской помощи по этому направлению5, и лишь в конце 2020 г. откорректирована номенклатура должностей 6 и квалификационные требования 7.

3 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.09.2018 № 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации».

4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2019 № 996н «О внесении изменений в номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н».

5 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых»

6 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2020 № 939н «О внесении изменений в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н».

7 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2020 № 940н «О внесении изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»», вносящий изменения в Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н.

Таблица 1

Нормативные правовые акты, регламентирующие номенклатуру специальностей, квалификационные характеристики, квалификационные требования медицинских работников

Наименование документа Документ или орган, утвердивший акт

«Об утверждении номенклатуры специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения) «Об утверждении номенклатуры специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» Профессиональные стандарты Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н (в ред. приказа от 30.03.2010 № 199н) Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (в ред. приказа Минтруда России 09.04.2018 № 214н) Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н (в ред. приказов 11.10.2016 № 771н, 09.12.2019 № 996н) Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (в ред. приказов 15.06.2017 № 328н, 04.09.2020 № 940н) Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н Приказы Минтруда России с 2015 г. по настоящее время

Таким образом, процесс создания полного пакета документов по данной должности длился в течение двух лет.

При анализе и применении актов, регулирующих данный вопрос, необходимо учитывать иерархию документов. Основным документом, определяющим трудовые правоотношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации8, отраслевые документы — конкретизируют нормы кодекса (рис.1).

Рис. 1 показывает не только подчиненность документов, но и отражает «где» содержатся: перечень/наименование; требования и характеристики; а также предъявляемые стандарты.

Стоит отметить, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, до сих пор нет полной согласованности в названиях должностей в нормативно-правовых документах, — это и является одной из причин появления проекта нового приказа по номенклатуре должностей. Новый документ можно расценивать как первый шаг в попытке исправить сложившуюся ситуацию.

Проект приказа содержит следующие основные изменения:

— реструктуризацию документа с обозначением новых групп должностей;

8 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

— исключение наименований ряда должностей и введение новых;

— установление связи наименования должностей с полученным образованием.

Существенные изменения вносятся в названия разделов и наименования должностей руководителей. Так, в приказе Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении

Рис. 1. Иерархия основных нормативных правовых документов, регламентирующих квалификационные характеристики, требования, профессиональные стандарты лиц, участвующих в оказании медицинской помощи

Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» раздел «Должности руководителей», включает 6 должностей. В проекте нового акта к ним добавлены еще 15. Должности руководителей в проекте приказа разделены на 4 группы:

— должности руководителей медицинских организаций (8);

— должности руководителей фармацевтических организаций (4);

— должности руководителей структурных подразделений медицинских организаций (6);

—должности руководителей структурных подразделений фармацевтических организаций (3).

Такое существенное дополнение должностей руководителей произошло как за счет введения новых, например главного врача (начальника) обособленного подразделения медицинской организации и его заместителя, так и за счет отнесения ряда должностей к разделу — руководителей (например, заведующий молочной кухней, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом и т. д.).

Сравнительные изменения в названиях должностей по группам специалистов представлены в табл. 2.

Приведенные изменения ликвидируют часть имеющихся коллизий между номенклатурой

Таблица 2

Изменения в наименованиях должностей

Приказ Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183н Проект приказа Минздрава России

Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи)

Врач-дезинфектолог —

Врач сурдолог-протезист —

Врач лабораторный миколог —

— Семейный врач

— Врач по спортивной медицине спортивной сборной команды

— Старший врач по спортивной медицине спортивной сборной

команды

— Врач-кибернетик

Специалисты с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием

Старший провизор —

Должности специалистов с высшим (немедицинским) образованием

Зоолог —

Энтомолог —

— Медицинский логопед

— Специалист по физической реабилитации (кинезиоспециа-

лист)

— Специалист по эргореабилитации (эргоспециалист)

Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием

(средний медицинский персонал)

Медицинская сестра врача общей практики (семейного —

врача)

Фельдшер-водитель скорой медицинской помощи —

Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант) —

Помощник энтомолога —

— Медицинский лабораторный техник

— Фельдшер-лаборант

— Медицинская сестра клиническая

Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием

(средний фармацевтический персонал)

Младший фармацевт —

Старший фармацевт —

Иные должности медицинских работников (младший

медицинский персонал)

Санитар-водитель —

Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фасовщик —

должностей и другими нормативно-правовыми документами. Так, включение в номенклатуру должностей врача-кибернетика обусловлено утверждением соответствующего профессиональ-

9

ного стандарта , включение должностей: специалиста по физической реабилитации (кинезио-специалист) и специалиста по эргореабилитации (эргоспециалист), — соответствующих Порядков оказания медицинской помощи10. Вместе с тем, следует отметить, что в указанных приказах о Порядках эти должности имеют другое название: эргоспециалист, кинезиоспециалист, эрготе-рапевт. Следовательно, с утверждением рассматриваемого проекта необходимо внесение изменений по наименованиям должностей в документы, регламентирующие Порядки оказания медицинской помощи.

Включение должности медицинского логопеда как должности специалиста с высшим профессиональным (немедицинским) образованием ликвидирует имеющуюся несогласованность между номенклатурой должностей и приказами о Порядках, в которых эта должность уже указывалась.

Вполне объяснимо и исключение ряда должностей из номенклатуры. Так, в первоначальном приказе о Порядке оказания скорой медицинской помощи11 указывались должности фельдшера-водителя и санитара-водителя. Однако, с 2016 г.12 эти должности исключены из данного документа, но в номенклатуре должностей они по-прежнему остались. Подготовленный проект ликвидирует эти противоречия.

9 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 № 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-кибернетик».

10 Приказ Минздрава России от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей»; Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».

11 Приказ Минздрава России от 20.07.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

12 Приказ Минздрава России от 22.01.2016 № 33н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Уедерации от 20 июня 2013 г. № 388н».

На наш взгляд, в ряде случаев, исключения в проекте должностей можно объяснить малой востребованностью данных должностей в здравоохранении, небольшой численностью медицинского персонала по данным должностям, тенденцией к сокращению. Так, по официальным данным число врачей клинических микологов в целом по стране в 2013 г. составляло 53 физических лица, а в 2019 г. — всего 5; врачей-диабетоло-гов — 65 и 14 соответственно; врачей-дезинфек-тологов — 185 и 53 соответственно. Число врачей сурдологов-протезистов составляло в 2019 г. — 6 физических лиц, офтальмологов-протезистов — 5 физических лиц. Необходимо констатировать, что, к сожалению, с 2021 г. указанные сборники перестали публиковаться в открытой печати.

Еще одним из важных вопросов, требующих изменения, является формулировка (наименование) должности медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта) и разделение ее на две должности, в зависимости от полученного образования.

Существующий проект приказа предусматривает, что должность «медицинский лабораторный техник» предназначена для лиц, получивших квалификацию «медицинский лабораторный техник», а должность «фельдшер-лаборант» — для лиц, получивших квалификацию «фельдшер-лаборант» до перехода на обучение по программе для «медицинского лабораторного техника» (образовательный стандарт от 17 июня 1997 № 1216, (утратил силу). При этом наименование должности «врач-лаборант» по-прежнему сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 01 января 1999.

Исключение должности энтомолога и помощника энтомолога связано не только с малой численностью этих должностей, но и с тем фактом, что энтомолог относится к должностям с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, а должность помощника энтомолога — к среднему медицинскому персоналу. В этом случае достаточно сложно достичь взаимодействия между этими должностями.

Исключение должности фасовщика из проекта приказа сопровождается полным исключением всей группы должностей младшего фармацевтического персонала.

Проект приказа не ликвидировал противоречия между приказом № 1183н и наименованием должностей младшего медицинского персона-

ла, указанного в профессиональном стандарте13. В приказе № 1183н и проекте приказа указана должность сестры-хозяйки, а в соответствующем профессиональном стандарте эта должность отсутствует.

Кроме указанных в табл. 2 изменений, проектом приказа впервые выделены следующие группы должностей:

1. Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, завершивших обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело.

В эту группу входят: медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра-специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся, а также должность, включенная в состав руководителей: заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — медицинская сестра.

2. Должности специалистов со средним профессиональным (немедицинским) образованием. В эту группу входят: техник слухопротезист (сурдо-акустик), регистратор медицинской организации.

3. Должности, наименования которых сохраняются только для специалистов, принятых на эти должности до 1 марта 2022 г. В эту группу входят следующие врачебные должности: врач-диабетолог, врач-офтальмолог-протезист, врач педиатр городской (районный), врач приемного отделения, врач-терапевт подростковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач акушер-гинеколог цехового врачебного участка, а также должность химика-эксперта медицинской организации, относящегося к должностям специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.

Включение в эту группу ряда должностей приведет к существенным изменениям в организационных формах оказания медицинской помощи. Так, включение в эту группу должностей врача-терапевта участкового цехового врачебно-

13 Приказ Минтруда России от 12.01.2016 № 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал».

го участка, врача акушера-гинеколога цехового врачебного участка можно рассматривать как закрепление сложившейся ситуации с игнорированием в последние годы одного из основных принципов советского здравоохранения по преимущественному обслуживанию рабочих промышленных предприятий, крупных строительных организаций.

Особую тревогу вызывает включение в эту группу врача-терапевта подросткового. По нашему мнению, данные изменения не являются целесообразными, так как это может негативно сказаться на организации оказания медицинской помощи подросткам, в том числе медицинском обеспечении юношей при подготовке к военной службе.

Непонятна и требует разъяснений позиция авторов проекта по включению в эту группу врача приемного отделения.

Более того, из примечаний к проекту приказа исключен п.6, который был в приказе Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, указывающий, что: «в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

Проект приказа ставит ряд новых задач в нормировании труда:

— пересмотр всех нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения в здравоохранении, с целью выявления тех должностей, по которым нормы труда не установлены;

— разработка новых норм труда для вновь введенных должностей и пересмотр, в связи с этим имеющихся норм труда должностей, в функциональные обязанности которых частично входят и трудовые функции вновь введенной должности.

Например, введение новой должности «медицинская сестра клиническая» определяет не только необходимость разработки штатных нормативов для этой должности, но и пересмотр норматива должностей медицинских сестер палатных (постовых), медицинских сестер процедурной, перевязочной.

Другим противоположным примером может служить введение должностей врача и старшего врача по спортивной медицине спортивной сборной команды. В этом случае, хотя штатные нормативы по этим должностям и отсутствуют, новые разработки норм труда проводить, на наш взгляд, не следует, так как имеющийся нормативно-правовой документ по штатному обеспече-

14

нию врачами по спортивной медицине предполагает при его внедрении такое число врачебных должностей, которое превышает общее число врачей всех специальностей в стране [5]. Следовательно, в рамках приказа Минздрава России от 23 октября 2020 г. № 1144н можно установить и эти вновь введенные в проект приказа должности. Разработка норм труда для новой должности «семейный врач» наряду с сохранением прежней должности «врач общей практики (семейный врач)» потребует четкого разделения функциональных обязанностей этих врачей, уточнения контингента обслуживаемого населения, определения взаимодействия с участковой службой, целесообразности введения этих должностей в зависимости от особенностей проживания населения и т. д.

Также необходимо будет внести изменения в наименования должностей во все другие нормативно-правовые акты, в том числе и в приказы о порядках оказания медицинской помощи.

Нарушения номенклатуры должностей в приказах о Порядках достигли критической массы, они носят системный характер, и пересмотр с этой целью всех указанных документов обычным ручным способом — довольно трудоемкая работа.

Наши предложения сводятся к переходу на автоматизированную проверку документов с применением экспертной оценки. Однако, для разработки и применения такой системы необходима

14 Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

заинтересованность органов управления здравоохранением в исправлении ошибочных положений приказов о порядках оказании медицинской помощи.

Таким образом, на основе полученных результатов анализа проекта приказа и сопоставления его основных позиций с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н можно сделать следующие выводы:

— проект приказа по ряду основных положений способствует ликвидации несогласованности в наименовании должностей в разных, одновременно действующих нормативно-правовых документах, но требует определенной доработки с учетом высказанных замечаний;

— проект приказа целесообразно утверждать одновременно с другими обновленными документами по номенклатуре специальностей, квалификационным требованиям, названиям должностей, указанным в профессиональных стандартах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что новый нормативный правовой акт является своевременным, целесообразным, многообещающим, но, тем не менее, существуют организационно-правовые аспекты, требующие дальнейшей доработки и усовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шипова В.М., под ред. Р.У. Хабриева. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 308 е.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9704-4631-7

2. Шипова В.М., Рощин Д.О., Плутницкий А.Н. Нормы труда в порядках оказания медицинской помощи: теория и практика применения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28 (S): 834—839.

3. Шипова В.М., Берсенева Е.А. Наименования специальностей и должностей медицинских работников: Учебное пособие. М.: ООО «Светлица», 2021. 156 с. ISBN: 978-5-902438-92-2.

4. Шипова В.М. Специальности и должности в медицине: нестыковки приказов Минздрава. Правовые вопросы в здравоохранении. 2017; 8: 102—107.

5. Шипова В.М., Миргородская О.В Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021; 7 (2): 77—85.

REFERENCES

1. Shipova VM, Khabrieva RU. Organization and technology of labor regulation in the health care. Moscow: GEOTAR-Media, 2018. 308 p. ISBN 978-5-9704-4631.

2. Shipova VM, Roshchin DO, Plutnitsky AN. Labor standards for providing medical care: theory and practice of use. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2020; 28(S): 834—839.

3. Shipova VM, Berseneva EA. Names of specialties and positions of medical workers: Textbook. Moscow: LLC «Svetlitsa», 2021. 156 p. ISBN: 978-5-902438-92-2.

4. Shipova VM. Specialties and positions in medicine: inconsistencies in the orders of the Ministry of Health. Legal Issues in Healthcare. 2017; 8: 102—107.

5. Shipova VM, Mirgorodskaya OV. New working standards for sport medicine and therapeutic exercise. HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ. 2021; 7(2): 77—85.

Поступила/Received: 29.04.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 10.06.2022

Сведения об авторах:

Шипова Валентина Михайловна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИН общественного здоровья имени H.A. Семашко» Минобрнауки России, Москва; 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. +7-916-5055933, vschipova@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0002-8957-921X

Боговская Елизавета Алексеевна — врач, юрист, к.м.н., доцент, заведующая кафедрой организации сестринского дела ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко», доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО, Москва; Тел. +79261624663, bogovskaia@yandex.ru. SPIN: 9874-2524; ORCID: 0000-0002-1282-8513; ResearcherlD: 0-2645-2015

Александрова Оксана Юрьевна — д-р мед. наук, заместитель директора ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени H.A. Семашко». Москва, 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. 8(903)163-06-05. E-mail: aou18@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-0761-1838

About the authors:

Prof. Valentina M. Shipova — Sc.D. in Medicine, Principal Researcher with the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail vschipova@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0002-8957-921X

Elizaveta A. Bogovskaya — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, MD, lawyer, Head of the Department of Nursing Care Organization, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow; Associate Professor, Department of Health care and Public Health Organization, Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: bogovskaia@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-1282-8513; SPIN: 9874-2524; http://www.researcherid.com/rid/0-2645-2015

Oxana Yu. Aleksandrova — Sc.D. in Medicine, Deputy Director of the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: aou18@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-0761-1838

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.