Научная статья на тему 'НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА'

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
573
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ ТРУДА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / LABOR STANDARDS / NORMATIVE LEGAL DOCUMENTS / MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова В.М., Гриднев О.В., Кучиц С.С.

В публикации представлены этапы проведения работ по нормированию труда в условиях эффективного контракта. Статья посвящена отдельным организационным аспектам, которые возникают в ходе анализа современного трудового законодательства и других нормативно-правовых документов по труду в сфере здравоохранения. Рассмотрены подходы к созданию системы нормирования труда в медицинской организации, определению трудовых функций и функциональных обязанностей медицинских работников, составлению штатного расписания медицинской организации, отражающего объем работы и возможности соблюдения качественных показателей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work quota setting in health care in conditions of efficient contract

The publication presents the stages of activities on standardization of work quota setting in conditions of efficient contract. The article is devoted to particular organizational aspects occurring in the course of analysis of modern labor legislation and other normative legal documents concerning labor in the field of health care. The approaches are considered related to to development of system of work quota setting in medical organization, definition of labor functions and functional duties of medical workers, composition of staffing table of medical organization reflecting scope of work and possibilities of observing indices of qualitative performance.

Текст научной работы на тему «НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44

Реформы здравоохранения

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.251.2:331.31

Шипова В. М.1, Гриднев О. В.2, Кучиц С. С.2 НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА

'ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко» Министерства науки и высшего

образования России, '05064, г. Москва; 2ГБУЗ «Городская клиническая больница им. М. П. Кончаловского ДЗМ», ' 24489, г. Москва, г. Зеленоград

В публикации представлены этапы проведения работ по нормированию труда в условиях эффективного контракта. Статья посвящена отдельным организационным аспектам, которые возникают в ходе анализа современного трудового законодательства и других нормативно-правовых документов по труду в сфере здравоохранения. Рассмотрены подходы к созданию системы нормирования труда в медицинской организации, определению трудовых функций и функциональных обязанностей медицинских работников, составлению штатного расписания медицинской организации, отражающего объем работы и возможности соблюдения качественных показателей деятельности.

Ключевые слова: нормы труда; нормативно-правовые документы; медицинские работники.

Для цитирования: Шипова В. М., Гриднев О. В., Кучиц С. С. Нормирование труда в здравоохранении в условиях эффективного контракта. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(1):41—44. D OI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44

Для корреспонденции: Шипова Валентина Михайловна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко», e-mail: vschipova@yandex.ru

Shipova V. M.', Gridnev O. V.2, Kutchits S. S.3

THE WORK QUOTA SETTING IN HEALTH CARE IN CONDITIONS OF EFFICIENT CONTRACT

1The Federal State Budget Scientific Institution "The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health",

105064, Moscow, Russia;

2The State Oblast Budget Institution of Health Care "The Municipal Clinical Hospital №3, 124617, Zelenograd, Russia;

3The State Budget Institution of Health Care "The M/P/ Konchalovsky Municipal Clinical Hospital" of the Moscow

Health Care Department, 124489, Moscow, Russia

The publication presents the stages of activities on standardization of work quota setting in conditions of efficient contract. The article is devoted to particular organizational aspects occurring in the course of analysis of modern labor legislation and other normative legal documents concerning labor in the field of health care. The approaches are considered related to to development of system of work quota setting in medical organization, definition of labor functions and functional duties of medical workers, composition of staffing table of medical organization reflecting scope of work and possibilities of observing indices of qualitative performance.

Keywords: labor standards; normative legal documents; medical workers.

For citation: Shipova V. M., Gridnev O. V., Kutchits S. S. The work quota setting in health care in conditions of efficient contract. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019; 27(1):41—44 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44

For correspondence: Shipova V. M., doctor of medical sciences, professor, chief researcher of the Federal State Budget Scientific Institution "N. A. Semashko National Research Institute of Public Health". e-mail: vschipova@yandex.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 27.04.2018 Accepted 20.09.2018

В условиях эффективного контракта большое значение придается вопросам установления норм труда того или иного медицинского работника.

Нормирование труда является первым и необходимым этапом внедрения эффективного контракта, в дальнейшем проводится постоянная коррекция этих данных в связи с происходящими изменениями на отраслевом уровне и возможным перераспределением функциональных обязанностей работника в конкретной медицинской организации. При этом, учитывая взаимосвязь между оплатой труда медицинских работников и ее влиянием на конечные результаты деятельности медицинской организации, посредством применения эффективного контракта решаются проблемы трудовой мотивации.

Цель исследования — анализ проблем правового регулирования организации установления норм тру-

да того или иного медицинского работника в рамках внедрения эффективного контракта.

Материалы и методы

В ходе исследования проанализированы действующие законодательные и нормативные правовые документы и современные литературные источники по организации установления норм труда того или иного медицинского работника в рамках внедрения эффективного контракта. Использовались следующие методы изучения и обобщения опыта, аналитический и другие. Исследование проводилось на базе ГБУЗ «ГКБ им. М. П. Кончаловского».

Результаты исследования

Работы по нормированию труда в условиях эффективного контракта проводятся поэтапно следующим образом.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 27(1) 42 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44

Health Care Reforms

1. Создание системы нормирования труда в медицинской организации

Эта работа в государственных (муниципальных) учреждениях регламентируется приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях». Документом рекомендуется разработка Положения о системе нормирования труда, которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

При этом в положении рекомендуется выделять следующие разделы:

— применяемые в учреждении нормы труда;

— порядок внедрения норм труда;

— порядок организации замены и пересмотра норм труда;

— меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Наиболее важным для медицинских организаций является первый из этих разделов, в приложении к которому указываются:

— ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

— примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

— расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

— методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.

В документе также указаны специалисты и подразделения, которые должны заниматься нормированием труда.

Разработка (определение) системы нормирования труда в учреждении указана в документе, должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. К сожалению, врачи такими знаниями не обладают, поскольку эти вопросы не входят в программу дипломного образования, отсутствуют они и в последипломном повышении квалификации по общественному здоровью и организации здравоохранения.

С учетом численности работников и специфики деятельности учреждения для выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендуется создание в учреждении специализированного структурного подразделения (службы) по нормированию труда. При его отсутствии выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возло-

жено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

В указанный документ следует, на наш взгляд, внести уточнения: речь должна идти не о выполнении работ, связанных с нормированием труда, а об организации этих работ, которую действительно можно поручить указанным работникам. Специфика деятельности медицинских работников не предусматривает возможность присутствия на контакте врача и пациента специалиста без медицинского образования. Следовательно, нормирование труда медицинских работников должны проводить заведующие отделениями, высококвалифицированные специалисты, главные (старшие) медицинские сестры, хорошо знающие технологию лечебно-диагностического процесса и способные осуществить экспертную оценку объема и качества оказанной медицинской помощи.

2. Определение трудовых функций

и функциональных обязанностей медицинских работников

При проведении этой работы целесообразно использовать приказ Минздравсоцразвития РФ по квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, профессиональные стандарты, приказы о порядках оказания медицинской помощи и другие нормативно-правовые документы [1]. При изменениях функциональных обязанностей работника следует провести пересчет и численности должностей.

Одной из тенденций последних лет является сокращение фактической численности младшего медицинского персонала в медицинских организациях, обусловленное, по-видимому, попыткой таким образом выполнить майские указы 2012 г. Президента России. В медицинских организациях осуществляется перевод должностей санитарок в должности уборщиц, т. е. происходит исключение этих должностей из числа медицинских работников, и за несколько месяцев 2016 г., по данным Росстата, уволились около 50 тыс. санитарок [2].

Следует заметить, что перевод должностей санитарок в должности уборщиц не всегда обоснован, так как в ряде случаев санитарка больничных подразделений не только выполняет функции уборщицы, но и принимает в определенной мере участие в оказании медицинской помощи больному, т. е. выполняет функции младшей медицинской сестры по уходу за больными. Кроме того, в ряде подразделений амбу-латорно-поликлинических учреждений предполагается работа с биологическим материалом, например в стоматологическом и травматологическом кабинетах, перевязочной. При исключении из штатного расписания должностей санитаров повышается нагрузка на средних медицинских работников, поэтому нормы труда для них должны быть изменены. Так, медицинские работники больничных учреждений по существу переходят на двухстепенную систе-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44

Реформы здравоохранения

му обслуживания, а в этом случае штаты медицинских сестер увеличиваются примерно на 10% по сравнению с системой обслуживания, когда в оказании медицинской помощи и в организации ухода принимают участие врачи, медицинские сестры и санитарки [3].

3. Составление штатного расписания медицинской организации, отражающего объем работы и возможности соблюдения качественных показателей деятельности

Было определено, что для составления штатного расписания необходимы следующие документы:

— межотраслевые документы, определяющие технологию нормирования труда (приказы Минтруда РФ);

— форма штатного расписания (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, письмо ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30—4 «О порядке формирования штатных расписаний»);

— номенклатуры медицинских организаций, специальностей, должностей, профилей медицинской помощи, квалификационные требования;

— штатные нормативы, типовые нормы;

— плановые и фактические показатели деятельности медицинской организации: справки о плановых показателях, государственный (муниципальный) заказ, отчетные данные медицинской организации;

— методические материалы последовательности расчетов численности должностей (методическое письмо к приказу Минздрава СССР от 30.04.1968 №340, утверждено 08.01.1969 №02— 14/4; численность должностей ЛПУ; методические и нормативные материалы по расчету численности должностей и составлению штатных расписаний лечебно-профилактических учреждений).

Обсуждение

Сложность этого этапа работы состоит прежде всего в том, что современные нормативно-правовые документы содержат массу ошибочных положений, неоднократно указанных в печати [4]. Системные ошибочные положения современных нормативно-правовых документов, носящие редакционный и смысловой характер, можно сгруппировать следующим образом:

— игнорирование расчетного принципа формирования и применения норм труда;

— нарушения утвержденных номенклатур;

— ошибочные данные о численности должностей для обеспечения круглосуточной работы;

— введение новых показателей норм труда, отсутствующих в статистической документации;

— формулировки норматива должности главного врача, заведующего подразделением, противоречащие практике здравоохранения;

— пропуски штатного обеспечения отдельных должностей;

Таблица 1

Нормативная численность врачей амбулаторного приема (на 10 тыс. взрослого населения)

Должность По приказу № 543н По приказам о порядках по соответствующим видам помощи

Врач-терапевт участковый 5,9 5,9+дополнительно

Врач-кардиолог 0,5 0,5

Врач-ревматолог 0,333 0,2

Врач-хирург 0,65 1,0

Врач травматолог-ортопед 0,488 0,667

Врач-уролог 0,5 0,5

Врач-отоларинголог 0,5 0,85

Врач-невролог 0,5 0,667

Врач-офтальмолог 0,6 1,0

Врач-эндокринолог 0,5 0,529

Врач-инфекционист 0,2 0,5

Врач аллерголог-иммунолог 0,1 0,1

Врач-гастроэнтеролог 0,2 0,143

Врач-колопроктолог 0,1 0,125

— ошибочное введение союза «или» при перечислении показателей для норм труда;

— нечеткость в указании контингента населения для установления норматива;

— разные величины норм труда в одновременно действующих нормативно-правовых документах и экономическая необоснованность норм труда.

Пример несовпадения нормативов численности врачей амбулаторного приема для оказания медицинской помощи взрослому населению по разным нормативно-правовым документам приведен в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что соответствие величины нормативного показателя наблюдается лишь по трем должностям врачей амбулаторного приема из 14.

Нормативы численности лечащих врачей больничных учреждений (подразделений) устанавливаются в приказах о порядках, в письмах Минздрава России по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В этих документах также приводятся противоречивые сведения о нормативной численности должностей (табл. 2).

Таблица 2

Число коек на одну врачебную должность по разным нормативно-правовым документам

Профиль медицинской помощи

Число коек на одну врачебную должность

по территориальной программе на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по приказам о порядках

Оториноларингология Акушерство и гинекология Акушерское дело (койки патологии беременности) Гинекология Нейрохирургия

Нефрология

12 15

12 12

12 12

20 10

10 10

2,1 (расчетно, исходя из 4,75 должности на 10 коек) 15

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 27(1) 44 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44

Health Care Reforms

Заключение

Указанные ошибочные положения приказов о порядках, главными из которых являются несоответствия величин норм труда в одновременно действующих нормативно-правовых документов и экономическая необоснованность норм труда, свидетельствуют о необходимости их пересмотра на федеральном уровне управления здравоохранением. К тому же по подавляющему большинству приказов о порядках оказания медицинской помощи прошли и рекомендуемые Минтруда РФ сроки пересмотра нормативно-правовых документов по труду: через каждые 5 лет после их утверждения.

Наши рекомендации по нормированию труда в условиях эффективного контракта сводятся прежде всего к соблюдению всех традиционных правил нормирования труда, тщательному анализу современных нормативно-правовых документов с целью возможностей их применения в практике здравоохранения, использованию в ряде случаев приказов Минздрава СССР, в том числе и тех, что ошибочно, на наш взгляд, признаны не действующими на территории РФ, расчету и установлению необходимой численности медицинских работников на основе фактического и планируемого объема работы.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.06.2010 № 541»Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения)». Главная медицинская сестра. 2016;(10):8—12.

2. Шипова В. М. Организация нормирования труда среднего и младшего медицинского персонала. О. П. Щепин (ред.). М.: ГРАНТЪ; 2011.

3. Шипова В. М. Штатное расписание медицинской организации. Р. У Хабриев (ред.). М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015.

4. Хабриев Р. У, Шипова В. М., Гаджиева С. М. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2017.

Поступила 27.04.2018 Принята в печать 20.09.2018

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation of June 23, 2010 No. 541 "On Approval of the Unified Qualification Reference Book of Managers, Specialists and Employees (Section Qualification Characteristics of Health Workers)". Glavnaya meditsinskaya sestra. 2016;(10):8—12 (in Russian).

2. Shipova V. M. Organization of rationing of labor of middle and junior medical personnel. O. P. Shchepin (ed.) [Organizacija nor-mirovanija truda srednego i mladshego medicinskogo personala]. Moscow: GRANT; 2011 (in Russian).

3. Shipova V. M. Staff list of the medical organization. R. U. Khabriev (ed.). [Shtatnoe raspisanie medicinskoj organizacii]. Moscow: GEO-TAR-Media; 2015 (in Russian).

4. Habriev R. U., Shipova V. M., Gadzhieva S. M. Comments on labor standards in health care. [Kommentarii k normam truda v zdra-voohranenii]. Moscow: GEOTAR-Media; 2017 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.