Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурное образование / Болонская система / высшее образование / тенденции в современном образовании / академическое сотрудничество / поликультурность / multicultural education / Bologna system / higher education / trends in modern education / academic cooperation / multiculturalism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Р. Унежева, С.А. Хафизова, Т.А. Жукова, И.И. Климова, С.Ю. Дронова

Изменчивость поликультурных процессов в мире, их динамичность, несомненно, определяет значимую проблему, связанную с проектированием новых основ для развития поликультурного образования в России. В настоящем исследовании авторами рассматриваются такие вызовы развития поликультурного образования в России, как последствия выхода страны из Болонской системы; разворот России на восток, который характеризуется активным расширением долгосрочного академического сотрудничества со странами Азии, в связи с чем вопросы изучения культуры народов этих стран вызывают несомненный интерес; усиление общероссийской идентичности в условиях динамичности поликультурных процессов и в этой связи соблюдение принципа «русская основа и многоцветие национальностей, каждая из которых для России – большая ценность». Авторами справедливо подчеркивается динамичный характер развития поликультурного образования, что определяется новыми вызовами. Детальное изучение новых вызовов позволяет в дальнейшем своевременно вносить изменения в развитие поликультурного образования, проектировать новые образовательные практики, которые могут быть успешно применены в различных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHALLENGES TO MULTICULTURAL EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

The variability of multicultural processes in the world, their dynamism, undoubtedly determines a significant problem associated with the design of new foundations for the development of multicultural education in Russia. The authors consider such challenges to the development of multicultural education in Russia, as the consequences of the country’s withdrawal from the Bologna system, Russia’s turn to the east, which is characterized by the active expansion of long-term academic cooperation with Asian countries, in connection with which the issues of studying the culture of the peoples of these countries are of undoubted interest, strengthening of all-Russian identity in the context of dynamic multicultural processes and, in this regard, adherence to the principle of “Russian basis and diversity of nationalities, each of which is of great value for Russia”. The authors rightly emphasize the dynamic nature of the development of multicultural education, which is determined by new challenges. A detailed study of new challenges allows us to make timely changes in the development of multicultural education in the future and design new educational practices that can be successfully applied in various educational institutions.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

5. Завестовская И.Н., Григорьева М.С., Громушкина Е.В., Петров B.A. Практика подготовки научных и инженерных кадров в рамках реализации междисциплинарных проектов федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019-2027 г Физика в системе современного образования: материалы XVII Международной конференции. 2023: 21-26.

6. Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Павлова Т.О. Прикладные исследования в области физики. Роль физики в инженерном образовании. Фундаментальные исследования. 2015: 3850-3854.

7. Джардималиева Г.И., Кыдралиева kA., Метелица A.B., Уфлянд И.Е. Наноматериалы. Свойства и сферы применения. Санкт-Петербург: Лань, 2021.

8. Горин Ю.В., Моисеев В.Б. Свистунов Б.Л. Физика в технологии творческой деятельности инженера. Физика в системе современного образования: материалы VIII Международной конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПу им. A.K Герцена, 2005: 161-162.

9. Зимняя Ил Исследовательская деятельность в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализуемых ФГОС ВПО. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

10. Садыкова A.IO., Холин К.В. Курс физики в инженерном образовании и тенденции современности. Физика в системе современного образования: материалы XVII Международной конференции. 2023: 425-433.

11. Шарощенко В.С., Разумовская И.В., Шаронова Н.В. Физическая составляющая подготовки инженера на различных этапах его становления. Физика в системе современного образования: материалы XVII Международной конференции. 2023: 475-482.

12. Фадеев МА Масленникова Ю.В. Решение многоуровневых экспериментальных задач по физике как основа подготовки учащихся к обучению в передовых инженерных школах. Физика в системе современного образования: материалы XVII Международной конференции. 2023: 425-459.

13. Колесников Ю.Л., Никоноров Н.В. Современная фотоника и подготовка кадров. Физическое образование в вузах. 2013; Т. 19, № 1: 19-24.

References

1. Antifeeva E.L. Formirovanie issledovatel'skih kompetencij obuchayuschihsya posredstvom resheniya 'eksperimental'nyh zadach po fizike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4: 170-171.

2. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; Vypusk 642: 210-215.

3. Ostanina S.A., Pticyna E.V. Kompetentnostnyj podhod k obucheniyu studentov vuza v usloviyah realizacii obrazovatel'nyh standartov tret'ego pokoleniya. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. 2019; T. 7, № 5. Available at: https://mir-nauki.com/54PDMN519.html

4. Gorohovatskij Yu.A., Karulina E.A., Temnov D.'E. Kompetentnostno-orientirovannyj podhod pri organizacii modulya «Obschaya i 'eksperimental'naya fizika» po osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programme podgotovki bakalavra po napravleniyu «Fizika». Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya: materialy XVII Mezhdunarodnoj konferencii. 2023: 87-93.

5. Zavestovskaya I.N., Grigor'eva M.S., Gromushkina E.V., Petrov V.A. Praktika podgotovki nauchnyh i inzhenernyh kadrov v ramkah realizacii mezhdisciplinarnyh proektov federal'noj nauchno-tehnicheskoj programmy razvitiya sinhrotronnyh i nejtronnyh issledovanij i issledovatel'skoj infrastruktury na 2019-2027 g. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya: materialy XVII Mezhdunarodnoj konferencii. 2023: 21-26.

6. Shishelova T.I., Konovalov N.P., Pavlova T.O. Prikladnye issledovaniya v oblasti fiziki. Rol' fiziki v inzhenernom obrazovanii. Fundamental'nye issledovaniya. 2015: 3850-3854.

7. Dzhardimalieva G.I., Kydralieva K.A., Metelica A.V., Uflyand I.E. Nanomaterialy. Svojstva isfery primeneniya. Sankt-Peterburg: Lan', 2021.

8. Gorin Yu.V., Moiseev V.B. Svistunov B.L. Fizika v tehnologii tvorcheskoj deyatel'nosti inzhenera. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2005: 161-162.

9. Zimnyaya I.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' v vuze kak ob'ekt proektirovaniya v kompetentnostno-orientirovannoj OOP VPO. Dlya programmy povysheniya kvalifikacii prepodavatelej vuzov v oblasti proektirovaniya OOP, realizuemyh FGOS VPO. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2010.

10. Sadykova A.Yu., Holin K.V. Kurs fiziki v inzhenernom obrazovanii i tendencii sovremennosti. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya: materialy XVII Mezhdunarodnoj konferencii. 2023: 425-433.

11. Sharoschenko V.S., Razumovskaya I.V., Sharonova N.V. Fizicheskaya sostavlyayuschaya podgotovki inzhenera na razlichnyh 'etapah ego stanovleniya. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya: materialy XVII Mezhdunarodnoj konferencii. 2023: 475-482.

12. Fadeev M.A. Maslennikova Yu.V. Reshenie mnogourovnevyh 'eksperimental'nyh zadach po fizike kak osnova podgotovki uchaschihsya k obucheniyu v peredovyh inzhenernyh shkolah. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya: materialy XvII Mezhdunarodnoj konferencii. 2023: 425-459.

13. Kolesnikov Yu.L., Nikonorov N.V. Sovremennaya fotonika i podgotovka kadrov. Fizicheskoe obrazovanie v vuzah. 2013; T. 19, № 1: 19-24.

Статья поступила в редакцию 18.03.24

УДК 378

Unezheva S.R., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: 211137@edu.fa.ru Khafizova S.А., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: hafizovasona01@gmail.com Zhukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia); National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

Klimova I.I., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: iiklimova@fa.ru

Dronova S.Yu., Cand. of Sciences (Political Sciences), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: sydronova@fa.ru

NEW CHALLENGES TO MULTICULTURAL EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA. The variability of multicultural processes in the world, their dynamism, undoubtedly determines a significant problem associated with the design of new foundations for the development of multicultural education in Russia. The authors consider such challenges to the development of multicultural education in Russia, as the consequences of the country's withdrawal from the Bologna system, Russia's turn to the east, which is characterized by the active expansion of long-term academic cooperation with Asian countries, in connection with which the issues of studying the culture of the peoples of these countries are of undoubted interest, strengthening of all-Russian identity in the context of dynamic multicultural processes and, in this regard, adherence to the principle of "Russian basis and diversity of nationalities, each of which is of great value for Russia". The authors rightly emphasize the dynamic nature of the development of multicultural education, which is determined by new challenges. A detailed study of new challenges allows us to make timely changes in the development of multicultural education in the future and design new educational practices that can be successfully applied in various educational institutions. Key words: multicultural education, Bologna system, higher education, trends in modern education, academic cooperation, multiculturalism

С.Р. Унежева, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: 211137@edu.fa.ru С.А. Хафизова, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: hafizovasona01@gmail.com Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

И.И. Климова, канд. филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: iiklimova@fa.ru

С.Ю. Дронова, канд. полит. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: sydronova@fa.ru

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Изменчивость поликультурных процессов в мире, их динамичность, несомненно, определяет значимую проблему, связанную с проектированием новых основ для развития поликультурного образования в России. В настоящем исследовании авторами рассматриваются такие вызовы развития поликультурного образования в России, как последствия выхода страны из Болонской системы; разворот России на восток, который характеризуется активным расширением долгосрочного академического сотрудничества со странами Азии, в связи с чем вопросы изучения культуры народов этих стран вызывают

несомненный интерес; усиление общероссийской идентичности в условиях динамичности поликультурных процессов и в этой связи соблюдение принципа «русская основа и многоцветие национальностей, каждая из которых для России - большая ценность». Авторами справедливо подчеркивается динамичный характер развития поликультурного образования, что определяется новыми вызовами. Детальное изучение новых вызовов позволяет в дальнейшем своевременно вносить изменения в развитие поликультурного образования, проектировать новые образовательные практики, которые могут быть успешно применены в различных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: поликультурное образование, Болонская система, высшее образование, тенденции в современном образовании, академическое сотрудничество, поликультурность

Статья выполнена в рамках МКТСК № 15 «Поворот России на Восток: новые вызовы и возможности поликультурного образования» на кафедре иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ

Социальные, экономические и политические изменения в мировом поликультурном пространстве оказывают влияние не только на характер взаимодействия и направления сотрудничества с различными государствами, но и на такие аспекты внутренней политики, как краткосрочные и долгосрочные цели и векторы развития страны, в том числе касающиеся образовательных процессов. Поликультурное образование, очевидно, отражает мировые и национальные тенденции, способствуя развитию актуальных компетенций, необходимых личности для существования в поликультурном мире.

Цель настоящего исследования - разработать модель развития поликультурного образования в России с учетом новых вызовов.

Ключевыми задачами исследованиями являются определение понятия и составляющих поликультурного образования, выявление и систематизация влияния ключевых вызовов поликультурного образования в России, рассмотрение возможностей и перспектив развития поликультурного образования в текущей ситуации.

В качестве методов исследования был использован метод анализа научной литературы по обозначенной теме.

Научная новизна определяется проектированием модели развития поликультурного образования в России с учетом новых вызовов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют проследить динамику развития поликультурного образования в России, сделать прогнозы по дальнейшему развитию поликультурного образования в нашей стране с учетом всех вызовов, с которыми оно сталкивается в данный момент Исследование выявляет не только проблемное поле, но и возможности, которые открываются в раках национальных целей развития России до 2030 года в контексте выхода из Болонской системы и поворота на Восток.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития поликультурных образовательных практик с учетом обозначенных вызовов.

Россия всегда была многонациональным государством. На данный момент в нем насчитывается более 190 народов, которые чтят своё происхождение и историю и в то же время уважают другие культуры. В Россию ежегодно приезжают мигранты ближнего и дальнего зарубежья, в том числе иностранные студенты. Все они погружаются в незнакомую для себя культуру и, в свою очередь, транслируют свои культурные особенности, поэтому для того, чтобы выстроить грамотную и толерантную коммуникацию, необходимо уделять особое внимание поликультурному образованию.

Поликультурное образование направлено на всестороннее развитие открытой, толерантной другим культурам личности, на воспитание уважения и понимания других национальностей и культур, на развитие навыков эффективного взаимодействия с представителями других национальностей и культур [1]. В контексте поликультурного образования речь идет не только о национальностях, проживающих на территории государства, но и об иностранных культурах. Таким образом, поликультурное образование может рассматриваться как фактор стабильности внутриполитической ситуации в вопросе мирного и гармоничного сосуществования народов, что является актуальным для такого многонационального государства, как Российская Федерация, с сильной внутренней миграцией, но также поликультурное образование способствует установлению успешных и долгосрочных международных контактов в области образования, науки, культуры и других сферах.

К очевидным значимым результатам поликультурного образования необходимо отнести преодоление предрассудков и стереотипов в отношении других национальностей и развитие культурной эмпатии обучающихся. Культурная эм-патия заключается в понимании и толерантности к чужим культурам и начинает развиваться в молодости, а с возрастом может укрепиться или измениться под воздействием влияния окружения и собственного опыта. Особенность культурной эмпатии и необходимость выделения ее из эмпатии в целом (или «природной» эмпатии) обусловлена тем, что представители разных культур могут выражать свои эмоции, мысли и вести себя иначе, чем принято в культуре реципиента. Национальность и культура человека могут влиять также на то, вызовет ли та или иная ситуация эмоциональную реакцию человека или нет [2]. Иначе выраженные эмоции могут неверно считываться на подсознательном уровне или вызывать отторжение, а также приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Далеко не только язык позволяет понять чужую культуру, но и другое восприятие мира, чужие ценности. Культурная эмпатия предполагает уважение как к культуре, так и к истории, гибкость, ответственность и сопереживание.

Также необходимо отметить, что понимание чужой культуры часто приводит к более глубокому восприятию собственной культуры, ведь человеческий мозг

воспринимает новое через сравнение с известным, а новое из чужой культуры побуждает лучше изучить и понять элементы собственной культуры, найти что-то общее, объединяющее или отличающееся, продемонстрировать как уникальность своей культуры, так и существующие исторические взаимосвязи между различными культурами.

На уровень культурной эмпатии оказывают влияние несколько факторов. Социально-экономический статус человека влияет на восприятие представителей других культур. Зачастую представители доминирующей национальности или представители более экономически развитого государства менее чутки к тем, кто относится к более малочисленной культуре или чье экономическое положение хуже.

Также значительное влияние оказывает осведомленность человека о других культурах, его культурный кругозор. Чем больше человек знаком с людьми из разных культур, тем выше его культурная эмпатия. Безусловно, лучший способ расширить культурный кругозор человека - это путешествия, однако этого можно добиться и просмотром различных фильмов, чтением книг и статей, общением как очным, так и онлайн с представителями других культур и, что важно, знакомством с другими культурами через обучение.

Понимание собственной культуры - еще один фактор культурной эмпатии. Чем больше человек знает и понимает собственную культуру, включая также и существующие стереотипы, тем больше он может осознать и понять другие культуры. Например, если человек понимает, что в его культуре принято открытое выражение эмоций и мыслей, он может осознать, увидеть собственные предубеждения, общаясь с людьми из культур, в которых яркое выражение эмоций является дурным тоном.

На культурную эмпатию также влияет наличие личной заинтересованности в общении с представителями других культур. Необходимо проявлять сочувствие, понимание и уважение к другим культурам в интересах тех, кто должен взаимодействовать с людьми из других культур в рамках своей профессии. Такие люди изучают особенности представителей тех культур, с которыми ведут дела, ведь от этого зависит как процесс их работы, скорость принятия решений, переговорный процесс, так и результативность их работы.

При этом поликультурное образование влияет на все перечисленные факторы: способствует преодолению стереотипов и предоставляет знания о других культурах и углубляет понимание своей культуры. Очевидно, что образовательный процесс не может вместить в себя знания обо всех культурах мира, однако расширение культурного кругозора позволит учащимся лучше понимать и те культуры, с которыми они никогда не сталкивались, благодаря пониманию культурного многообразия мира и навыку самостоятельного поиска информации.

Анализируя понятие культурной эмпатии, можно говорить о трех ее уровнях по аналогии с тремя компонентами эмпатии:

1) когнитивный уровень: способность на основе имеющихся знаний и представлений встать на место другого и понять, как он воспринимает конкретную ситуацию;

2) эмоциональный уровень: способность представить эмоции другого в отношении той или иной ситуации, разделить его эмоции;

3) поведенческий уровень: способность вести себя так, чтобы собеседник понял, что его понимают, что его эмоции и реакции важны и уважаются.

Как через образование возможно развить в обучающихся культурную эм-патию? Развитие культурной эмпатии можно разделить на несколько шагов, каждый из которых может быть пройден вместе с обучающимися как школьного, так и студенческого возраста. Важно развивать культурную эмпатию на всех трех уровнях одновременно и постепенно, тогда будет сформирована гармоничная картина.

Первый шаг - это умение понимать ценности, убеждения и модели поведения, основанные на культурном происхождении другого человека. Для этого необходимо изучать и уважать модели поведения. Данные знания можно транслировать через учебные материалы, в том числе печатные и аудиовизуальные материалы из Интернета, а также через непосредственное общение с представителями других культур, которые могут объяснить национальные традиции, особенности, привычки и в диалоге возможно достичь большего понимания.

После того, как первый шаг сделан, следующий этап - это тренировка способности представить себя с точки зрения другого человека, представителя другой культуры. Необходимо научить задавать себе вопрос «Как другой человек видит эту ситуацию?» или «Если бы я был на месте этого человека, что бы я подумал об этой ситуации?» Эти вопросы соответствуют когнитивному уровню культурной эмпатии, а следующие за ними вопросы относятся уже к эмоциональному ее уровню: «Что чувствует другой человек прямо сейчас?», «Если бы я был

этим человеком, как бы я себя чувствовал сейчас?», «Какие факторы влияют на то, что чувствует другой человек прямо сейчас?»

Следующий шаг после того, как достигнуто понимание другого человека и его культуры, - отражение этих знаний в собственном поведении. Нет необходимости полностью подстраиваться под поведение другого или поступаться своими ценностями и традициями, но важно научиться учитывать культурные особенности поведения и мировосприятия собеседника.

Без поликультурного образования развитие уважения к представителям других культур, понимание специфики их поведения, мотивации, эмоций возможно только через воспитание, окружение и личный опыт, что не всегда присутствует в жизни человека. Отсутствие уважения к другим культурам и культурной эм-патии приводит к националистическим и ксенофобным настроениям в обществе, что недопустимо в многонациональном государстве.

Поликультурное образование в современном быстроменяющемся мире должно быть комплексным (рис. 1), а не сфокусированным на отдельных культурах, в противном случае существует риск столкнуться с нетолерантным поведением и ксенофобным отношением к представителям национальностей, с которыми ранее было мало контактов в связи с изменением миграционных потоков или внешней политики.

Рис. 1. Поликультурное образование как фактор повышения приЕшекательностинационального образованиязарубежом

Многие исследователи говорят о том [3], что Россия прошла немало этапов становления и развития поликультурного образования (поликультурное образование в условнох мсрломия миграоиоузых ортцессзв; ноликулнзурннм оОразова-ние в умновомн усиоеиряпвлоязо1чно;гюливнлыуруов орразмнанмевусиовияи развития глобализационных процессов; поликультурное образование в условиях развитняннфо|змамнрацрх).

Анроизуенпенулй ра послрьним ресять иет ионволил выонить клвьливру вызовы, с ьороррюш ядалвнваеовя поорьнлзнунное и^ьзнис^Е^^ние. Вонвраотинл^т^Е^"^!^, что оно остается динамичной и адаптивной системой, способной реагировать на меняющиева трлбован ия современного мира. На пути его развития стоят задачи, связанные с оборлмменнвм кнчеооменногообучмвнл н ролоаиях оаысущмйдния-мичности мнра, увеночинмющвнор мббилнмо^т^ис н н^ммкультуртоз! Меобрезолен-ности, о тлl"жeямpсoоьмнтмциимeждyзapoднлro ллaдмми лнтного софдан сзо соно на оброззвзоалм^^^4^!^! страрАнии. Тем не меоои опомимониeм этям аы^омоа и принзнием урответмавующих ринк со^га^егнт с прашки, ко-

торые нимвосму малььслзйMунoл у oбpaзoвaннюоcпeшнocпpaвлмунcяcЛyдyщрми труднооиммм. СЭсманосммвм но ж оин^м^изе молоо радрв^^зс^.

1. Выход из Болонской системы

11 а преля 2022 года вовремя LXXX Собрания группы по реализации Бо-лонского соглашения членами Европейского пространства высшего образования было принято решение о приостановлении участия Российской Федерации в процессах Европейского пространства и прекращении сотрудничества с государственными органами страны [4]. 24 мая министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков также заявил о выходе России из Болонской системы [5]. Как известно, основные цели функционирования Болонской системы - создание единого европейского образовательного пространства и формирование условий для активной международной академической мобильности студентов внутри стран-участников процесса. Очевидно, что приостановление деятельности в рамках Болонской системы в заметной степени ограничивает

возможности международного академического сотрудничества с ее членами из-за потенциального расхождения между национальными системами оценивания знаний и различной трудоемкости дисциплин.

Согласно опросу фонда «Общественное мнение» [6], который был проведен 3-5 июня 2022 г. в 53 субъектах РФ среди 1 500 респондентов, 69% респондентов никогда не слышали о Болонской системе, а из 29% опрошенных, кто знает о ней, 7% и 4%, соответственно, считают, что ее суть в двухуровневом высшем образовании и в признании дипломов за рубежом, а еще 4% называют ее характеристиками снижение уровня образования и введение ЕГЭ. При этом 46% респондентов, согласившихся, что выход из Болонской системы - правильное решение, отметили в качестве аргументов, что ранее система образования была лучше, и сейчас России необходима своя система образования без разделения на бакалавриат (который респонденты назвали «неполным высшим образованием») и магистратуру. 12% противников отказа от данной системы образования выступают за разделение высшего образования на два уровня и среди положительных сторон отмечают возможность признания российских дипломов за рубежом и, как следствие, возможность трудоустройства в странах - членах Болонской системы.

Выход России из Болонского процесса может иметь несколько последствий: во-первых, поскольку возможность взаимозачета дисциплин между зарубежными вузами и признание национального образования за рубежом являются одними из решающих факторов выбора академической дестинации для мобильности студентов [7], потоки иностранных студентов из стран - членов Европейского пространства высшего образования могут значительно уменьшиться, что создает необходимость «восполнения» рынка входящей академической мобильности за счет увеличения числа студентов - граждан зарубежных стран, не входящих в Болонскую систему. Кроме того, ограничение взаимодействия университетов европейского направления на сотрудничество с государственными органами России также распространяется и на другие совместные международные проекты, в рамках которых обучающиеся имели бы возможность улучшить свою межкультурную коммуникативную компетенцию.

С другой стороны, выход из Болонской системы в достаточной мере ограничивает российских студентов в выборе зарубежных университетов-партнеров, поскольку, согласно исследованиям В.В. Петрова [8], национальные образовательные организации были ориентированы на американский и европейский образовательные рынки до 2022 года. В данной ситуации перед российскими университетами встает задача поиска новых зарубежных партнеров как академических направлений, которая осложняется отсутствием опыта сотрудничества с некоторыми странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Тем не менее упразднение стандартной системы Болонского процесса «бакалавриат - магистратура» может предоставить возможность создания образовательных программ с варьирующимся сроком обучения в зависимости от потребностей национального рынка труда. В таком случае возникает потенциал для проектирования программ академических обменов студентами и совместных образовательных программ со странами, где также не используется Болонская система (например, со странами Азиатско-Тихоокеанского и Латиноамериканского регионов). Углубление сотрудничества с указанными странами требует наличия не только универсальных межкультурных компетенций, но и специфических знаний об особенностях культуры этих национальностей.

2. Национальные цели развития России до 2030 года

21 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9], согласно которому одним из важнейших направлений развития страны являются «присутствие Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» и «создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Следовательно, можно сделать вывод о том, что необходимость развития не только многостороннего международного сотрудничества в сфере совместных исследований, но и приобретения межкультурных компетенций и таких универсальных ценностей, как толерантность, эмпатия, адаптивность и гибкость, провозглашены в стране на национальном уровне как необходимые условия для устойчивого развития общества и экономики и полноценной реализации потенциала каждого гражданина. Этому способствует усиление региональной политики и выявление образовательных поликультурных практик разных регионов. Таким образом, создается международная площадка обмена опытом, образовательными практиками и знаниями о культуре и ценностях различных стран.

На данный момент создана достаточно обширная материально-правовая база для развития научных школ в Российской Федерации. Осуществляется активная поддержка молодых ученых, существует большое количество конкурсов, грантов, программ поддержки стартапов. Также оказывается поддержка семьям молодых ученых, и существует много возможностей трудоустройства для тех, кто решил посвятить себя научной деятельности.

Необходимо отметить, что текущий период (2022-2031 гг) объявлен в России десятилетием науки и технологий с целью привлечения в науку молодых исследователей, повышения престижа профессий, связанных с научными и техно-

/-\

Развитие культурной эмпатии:

Ч_/

логическими разработками, создания авторитетных научных школ, привлечения инвестиций из бизнеса и сокращения оттока кадров за рубеж. Популяризация науки, в особенности среди молодежи, является одной из ключевых задач, реализация которой позволит привлечь перспективные кадры и открыть новые возможности развития отечественной науки. На данный момент финансовая грантовая поддержка молодых ученых начинается со студенческих лет: грант на студенческие исследования Минобрнауки составляет 100 млн рублей. Российский научный фонд (РНФ) организует грантовые конкурсы для ученых всех возрастов, из них два конкурса - для молодых ученых (до 33 лет, для научных коллективов под руководством кандидатов и докторов наук - до 35 лет), сумма грантов составляет от 1,5 до 6 млн рублей. Также конкурсы для молодых ученых проводятся во всех ведущих вузах России и во многих регионах РФ на базе крупных корпораций.

На данный момент доля молодых ученых в России (до 39 лет) превышает средние показатели по миру (44% против 35% соответственно). Это свидетельствует как о положительных результатах государственной политики, эффективности мер социальной и финансовой поддержки, так и об активной жизненной и профессиональной позиции современной молодежи, которая стремится к развитию и продвижению российской науки.

При этом сотрудничество с зарубежными партнерами является перспективным направлением научной деятельности, и одной из задач поликультурного образования становится создание благоприятных условий для плодотворного международного научного сотрудничества, основанного на взаимном уважении и равноправии всех участников научных коллективов.

3. Активное расширение долгосрочного академического сотрудничества со странами Азии

На данный момент особо актуальной является политика «поворота на Восток», о которой говорят в последние несколько лет в разных сферах: от бизнеса до образования. Деловые, коммерческие и академические контакты со странами Востока (в особенности с Китаем и Индией) имеют долгую историю, однако сейчас данные контакты усилились многократно, и идет процесс активного расширения географии партнеров. В августе 2023 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос жителей Российской Федерации об отношениях России со странами Востока, их персональной оценке данного вектора развития международных отношений в разных сферах и перспективах [10]. Следует отметить, что 58% респондентов ассоциируют восточные страны с положительными характеристиками, отмечая их технологическое развитие и инновационность, сильную экономику, хорошие перспективы развития отношений между данными странами и Россией, взаимовыгодное сотрудничество, дружбу. Такие ассоциации, как богатая и интересная история и культура, возможности для импортозамещения и развития многополярного мира, ВЦИОМ отнес к нейтральным характеристикам (их отметили 15% респондентов), однако мы считаем справедливым отнести их также к положительным характеристикам.

В целом больше половины респондентов оценили политику поворота на Восток положительно, и среди поддерживающих данный вектор - все возрастные категории (рис. 2). Для развития поликультурного образования возрастной фактор важен, так как поддержка сотрудничества со странами Востока всеми категориями означает также поддержку расширения преподавания восточных языков и культур, открытость новым знаниям и межкультурному взаимодействию, понимание ценности данных знаний.

Рис. 2. Отношение россиян к политике «поворота на Восток» (по материалам опроса ВЦИОМ, 2023 г.) [10]

Также следует отметить, что среди областей, в которых следует развивать сотрудничество со странами данного региона, треть респондентов назвала научное и академическое взаимодействие, идущее в ответах сразу после торгово-экономического сотрудничества и сферы туризма (рис. 3). Данный опрос проводился среди 1 600 жителей со всей России, которые не являются экспертами в области международных отношений или востоковедения, в связи с этим его результаты показательны и демонстрируют общественный запрос на развитие отношений со странами Востока, в том числе в области образования и науки.

Перспективные области сотрудничества РФ

и стран Востока, по мнению респондентов, в

%

[][ИМЯ

[][ИМЯ

[][ИМЯ

[][ИМЯ К [][ИМЯ К [][ИМЯ К [][ИМЯ К

□ 18-24 года Ш25-34 года Ш35-44 года

Рис. 3. Перспективные области сотрудничества РФ и стран Востока (по материалам опроса ВЦИОМ, 2023 г.) [10]

В связи с ограничением возможностей международного образовательного сотрудничества со странами Европейского Союза и Северной Америки российские образовательные учреждения уделяют особое внимание развитию долгосрочных отношений со странами Азии. Так, в 2008 году 6 странами (Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном) был создан сетевой Университет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), основанный как азиатский аналог Европейского пространства высшего образования, выполняющий схожие цели: взаимное признание документов об образовании, фаси-литация обмена студентами и научно-педагогическими сотрудниками и внедрение современных образовательных методик. Кроме того, университеты - члены Университета ШОС - предоставляют обучающимся в вузах-партнерах бюджетные квоты на обучение в рамках разработанных совместных образовательных программ [11]. Участие в функционировании таких сетевых университетов, как Университет ШОС, Университет БРИКС и Сетевой университет СНГ, позволяет странам-участникам не только инкорпорировать научные достижения зарубежных партнеров, но и привлечь большее количество иностранных студентов и повысить экспортный потенциал национального образования, что является одной из ключевых целей развития Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи обучающиеся получают бесценный опыт, открывающий бесконечное количество возможностей. В рамках Университета ШОС также проводится организация языковых (русских и китайских) страноведческих курсов. Схемы обучения Университета БРИКС и Университета ШОС предполагают регулярный обмен обучающимися в рамках стран-участниц. Увеличение потребности в исследовательских работах и научной деятельности создает возможности для определения новых научных периодических изданий и издательств.

Отдельно необходимо отметить важную роль в развитии академического сотрудничества между Россией и странами Востока двусторонних соглашений между университетами. Данные соглашения имеют долгую историю, однако в последние годы количество соглашений именно с университетами Востока значительно увеличилось, как и количество студентов, участвующих в программах академического обмена и международных научных проектах.

Сотрудничество Финансового университета с азиатскими странами началось еще в 1946 году, когда Московский финансовый институт (МФИ) открыл двери для первых китайских абитуриентов. Под эгидой продвижения положительного имиджа СССР на международной арене и укрепления связей с образо-

Отношение россиян к политике "поворота на Восток",в % Возраст поддерживающих политику "поворота на Восток", в %

7%

/ 15% Ч / 24% 15%

1 11°% 67% \ 21% 19% 21%

□ Поддерживаю

□ Не поддерживаю □ 18-24 года □ 25-34 года

□ Безразлично □ 35-44 года □ 45-59 лет

□ Затрудняюсь ответить □ 60 лет и старше

вательными организациями стран социального блока в послевоенных годах МФИ также создал программы обмена студентами с Албанией, Вьетнамом, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Необходимо отметить, что МФИ был в числе немногих высших учебных заведений того времени, которые предоставляли обучающимся возможность прохождения стажировок в зарубежных институтах в рамках производственной практики. Кроме того, в 50-60-х годах прошлого века преподаватели института активно проводили исследования с коллегами из социалистических стран и организовывали совместные конференции, стажировки для профессорского состава и читали лекции в университетах-партнерах. В 1970-1980-х годах МФИ обучались студенты и аспиранты из более 40 стран мира за счет высококачественной подготовки специалистов в сфере международных экономических отношений.

1990-2000-е годы ознаменовались интеграцией Финансовой академии в европейское образовательное пространство благодаря вступлению в Болонскую систему. Установление контактов и впоследствии сотрудничества в сфере академических обменов и совместных программ с крупными европейскими вузами, а также основание Международного финансового факультета, где обучение проходило полностью на английском языке, повысили популярность академии среди иностранных студентов, в том числе из азиатского региона.

В период 2010-2020-х годов Финуниверситет расширял взаимодействие с вьетнамскими и китайскими университетами в области финансовых, политологических и социологических исследований. Одним из основных приоритетов международного сотрудничества с КНР того времени был обмен опытом профессорско-преподавательского состава, участие в конференциях и разработка научных и учебно-методических материалов, которые учитывали опыт обоих государств в решении важнейших социально-экономических проблем. С начала 2010-х годов в Финуниверситете также проводятся дискуссии и семинары, которые полностью посвящены связанным с КНР вопросам.

2021-2023 годы стали одними из самых плодотворных для сотрудничества с азиатскими партнерами. Количество партнеров по студенческим обменам с КНР увеличилось в 4 раза по сравнению с допандемийными годами (заключены соглашения с более 25 учебными заведениями Китая), и Финуниверситет достиг договоренностей по долгосрочному сотрудничеству с представительствами посольств стран-партнеров и крупнейшими азиатскими компаниями. В 2022-2023 году был организован вечер культуры "Россия и Вьетнам: вчера, сегодня, завтра" при поддержке Посольства Социалистической Республики Вьетнам в Москве, в рамках которого более 500 российских, вьетнамских и иностранных студентов посетили мастер-классы по культуре и традициями Вьетнама и концерт музыки и танца двух стран. На базе факультета международных экономических отношений также были организованы мероприятия китайской культуры совместно с международной инвестиционной корпорацией "Хуамин". Благодаря накопленному опыту взаимодействия с азиатскими партнерами была запущена уникальная программа бакалавриата, сконцентрированная на особенностях экономического сотрудничества со странами Востока и углубленным изучением азиатских языков. Летом 2023 года также был успешно реализован проект краткосрочных студенческих обменов на базе летних школ с Цзилиньским университетом.

Усиление сотрудничества с ведущими учебными заведениями азиатского континента - одно из приоритетных направлений стратегии интернационализации Финансового университета в современном многополярном мире. Университет не только расширяет партнерскую сеть на уже изученных образовательных рынках (КНР, Вьетнам, Индия и Монголия), активизируя студенческие обмены с такими университетами мирового масштаба, как Университет Фудань, Вьетнамский национальный университет, Делийский университет и Финансово-экономический университет в Улан-Баторе, но и открывает для себя совершенно новые регионы для сотрудничества. Так, в 2024 году заключены соглашения о программах академических обменов с вузами Малайзии, Индонезии и Камбоджи и уже отобраны студенты-первопроходцы, которые будут направлены в данные страны в следующем учебном году.

На данный момент разворот Финуниверситета на Восток проходит во многих формах, помимо программ академической мобильности обучающихся. Действуют 4 совместные образовательные программы с университетами КНР (Шаньдунским университетом финансов и экономики, Цзилиньским университетом и Даляньским университетом информатики iiNEUSOFT"), также достигнуты договоренности о совместной разработке программ с долгосрочным партнером Финуниверситета во Вьетнаме - Банковской академией. В учебный процесс внедряются дисциплины, посвященные особенностям культуры и ведения бизнеса в странах Азии, часть из которых преподается профессорами партнерских учебных заведений в рамках программы "Приглашенный профессор", и студентам доступны крупнейшие китайские базы данных для проведения исследований, а также мероприятия Китайского клуба факультета международных экономических отношений и уроки каллиграфии. Полученные знания и навыки студенты могут практиковать, участвуя в проводимой факультетом ежегодной всероссийской олимпиаде по актуальным вопросам развития Китая "Китайской вектор". Наряду с этим университеты-партнеры из Ирана и КНР предоставляют возможность дистанционного изучения иностранных языков на базе их факультетов и летних школ.

Таким образом, в связи с усилением академического сотрудничества с государствами Азии возникает все большая необходимость совершенствования меж-

культурных коммуникативных компетенций, приобретения новых знаний и умений для организации сотрудничества с азиатскими странами, что, несомненно, обусловлено значительной разницей в менталитете и культурных особенностях. Восток больше не является своеобразной terra incognita - в Азии открывается все больше перспектив для получения образования и бесценного опыта.

В целом можно обозначить значимую тенденцию к тому, что основные вызовы, с которыми сталкивается поликультурное образование в России сегодня, открывают возможности развития системы образования, новых направлений международного сотрудничества и нового знания (табл. 1).

Таблица 1

Вызовы и возможности современного поликультурного образования в РФ

Вызовы Возможности для поликультурного образования

Выход РФ из Болонской системы - Создание образовательных программ с варьирующимся сроком обучения в зависимости от потребностей национального рынка труда. - Проектирование программ академических обменов студентами и совместных образовательных программ со странами, не входящими в Бо-лонскую систему. - Расширение географии вузов-партнеров

Национальные цели развития России до 2030 года - Законодательно зафиксированная необходимость развития многостороннего международного сотрудничества в сфере совместных научных исследований. - Усиление взаимодействия между регионами РФ в области обмена опытом и развития образовательных поликультурных практик

Активное расширение долгосрочного академического сотрудничества со странами Азии - Регулярный обмен обучающимися в рамках стран-участниц сетевых университетов (Университет ШОС, Университет БРИКС, Сетевой университет СНГ). - Повышение экспортного потенциала национального образования РФ. - Совершенствование межкультурных коммуникативных компетенций, приобретение новых знаний и умений для организации сотрудничества с азиатскими странами

Новые вызовы поликультурного образования в России, на наш взгляд, являются в большей мере не препятствием к развитию, а напротив - возможностями расширения научного и образовательного сотрудничества как внутри страны, так и за ее пределами, мотивацией к диверсификации поликультурного образования и отходу от мононаправленности на отдельные исторически-традиционные для российского образования зарубежные регионы в сторону народов, проживающих на территории Российской Федерации, и новых и потенциальных зарубежных партнеров.

Необходимо отметить, что важным компонентом поликультурного образования является знание и уважение собственной культуры и национальное самосознание. Именно исходя из этого можно развивать уважение к другим культурам, выстраивать эффективную межкультурную коммуникацию, транслировать ценности собственной культуры и повышать привлекательность российского образования.

Тем самым, исходя из потенциальных перспектив развития поликультурного образования в России, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на современные процессы в обществе, увеличение привлекательности национального образования за рубежом остается приоритетом развития российской системы образования. Для того чтобы обеспечить позицию страны как интернационализированного государства, эффективно внедряющего практики исследований стран-партнеров, осуществляющего подготовку кадров, способных быстро адаптироваться к изменениям поликультурной среды, и обладающего значительным потенциалом для иностранных абитуриентов, образовательное сотрудничество со странами азиатского региона является одним из ключевых направлений деятельности на международной арене.

В этой связи успешное обучение направлено на приобретение знаний о культурных особенностях современных иностранных партнеров и универсальных навыков взаимодействия с представителями большого множества наций. Поскольку до недавнего времени международное академическое взаимодействие России ориентировалось преимущественно на европейские и североамериканские страны, необходимо развитие компетенций, касающихся успешной коммуникации с представителями государств Азии, с которыми на данный момент идет активное расширение сотрудничества в большом спектре сфер, включая образование. Возникает потребность в модели изменений поликультурного образования в новых условиях - так, к примеру, построена модель сравнительного анализа образовательных систем.

Завершая данное исследование, мы приходим к выводу о том, что поликультурное образование остается ключевым компонентом подготовки современных граждан, способных адаптироваться к многокультурному миру, решать его вызовы и преобразовывать в возможности. Для достижения этой цели необходимо продолжать исследования и разработку поликультурных образовательных методик, ориентированных на способность успешного взаимодействия с представителями азиатских партнеров, а также активно сотрудничать на международном уровне, чтобы обеспечить качественное обучение в усло-

Библиографический список

виях глобального общества. В ближайшем будущем стоит уделить внимание следующим проблемам: созданию целостности концепции и стратегии образования, нормативного регулирования принципа поликультурности и требований к содержанию учебных программ. Эти действия помогут более точно понимать принципы и механизм работы данного образования. Более того, стоит обратить особое внимание на обучение учителей и преподавателей основам поликультурного образования для того, чтобы они грамотно смогли транслировать необходимую информацию.

1. Гукаленко О.В., Борисенков В.П. Поликультурное образование и вызовы современности. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-i-vyzovy-sovremennosti

2. Карпова Ю.А. Эмотивно-эмпатийный компонент межкультурной коммуникации. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2010; № 4: 147-159. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/emotivno-empatiynyy-komponent-mezhkulturnoy-kommunikatsii

3. Мартынова М.Ю. Особенности становления и перспективы развития поликультурного образования в России. Коммуникология. 2014; № 2: 38-49. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-i-perspektivy-razvitiya-polikulturnogo-obrazovaniya-v-rossii

4. BFUG MEETING LXXX. Bologna Process. Available at: https://www.ehea.info/page-bfug-meeting-80

5. Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснётся. РБК. Available at: https://www.rbc.ru/spb_sz/28/05/2022/628e29749a794747a1ee085d

6. Болонская система образования. Представления о Болонской системе. Отношение к отказу от нее в России. Фонд «Общественное мнение». Available at: https:// fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14736/

7. Манукян А.Р Государственное регулирование международного сотрудничества в сфере образования. Власть. 2023; № 2: 15-23.

8. Петров В.В. За пределами Болони: перспектива развития отечественных университетов в условиях локализации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023; № 72: 142-150.

9. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/63728

10. Идем на Восток! ВЦИОМ. 2023. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/idem-na-vostok

11. Ефремова Л.И., Федоров РГ 10 лет университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы. ВестникРУДН. Серия: Всеобщая история. 2017; № 4: 363-369.

References

1. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P. Polikul'turnoe obrazovanie i vyzovy sovremennosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-i-vyzovy-sovremennosti

2. Karpova Yu.A. 'Emotivno-'empatijnyj komponent mezhkul'turnoj kommunikacii. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2010; № 4: 147-159. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/emotivno-empatiynyy-komponent-mezhkulturnoy-kommunikatsii

3. Martynova M.Yu. Osobennosti stanovleniya i perspektivy razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossii. Kommunikologiya. 2014; № 2: 38-49. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-i-perspektivy-razvitiya-polikulturnogo-obrazovaniya-v-rossii

4. BFUG MEETING LXXX. Bologna Process. Available at: https://www.ehea.info/page-bfug-meeting-80

5. Rossiya vyhodit iz Bolonskoj sistemy: kogo i kak 'eto kosnetsya. RBK. Available at: https://www.rbc.ru/spb_sz/28/05/2022/628e29749a794747a1ee085d

6. Bolonskaya sistema obrazovaniya. Predstavleniya o Bolonskojsisteme. Otnoshenie kotkazu ot nee v Rossii. Fond «Obschestvennoe mnenie». Available at: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14736/

7. Manukyan A.R. Gosudarstvennoe regulirovanie mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere obrazovaniya. Vlast'. 2023; № 2: 15-23.

8. Petrov V.V. Za predelami Boloni: perspektiva razvitiya otechestvennyh universitetov v usloviyah lokalizacii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2023; № 72: 142-150.

9. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728

10. Idem na Vostok! VCIOM. 2023. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/idem-na-vostok

11. Efremova L.I., Fedorov R.G. 10 let universitetu Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva: osnovnye rezul'taty raboty. Vestnik RUDN. Seriya: Vseobschaya istoriya. 2017; № 4: 363-369.

Статья поступила в редакцию 21.02.24

УДК 378

Ermolova T.V., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: tvermolova@fa.ru

Fedoseeva T.V., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: tvfedoseeva@fa.ru

ABOUT THE CONTENT OF LEXICAL COMPETENCE IN TEACHING ENGLISH FOR PROFESSIONAL PURPOSES. The article studies how to form foreign language lexical competence as a linguistic basis of the communicative competence of students of non-linguistic universities. The authors consider the concept and content of lexical competence as an important component for the formation of all types of speech activity. The components of lexical competence for the needs of professional communication are described in detail. The conditions for creating a model for the formation of lexical competence in teaching a foreign language in the professional sphere are listed. The importance of developing receptive and productive activities while simultaneously using the techniques of semanticizing lexical units to improve language guesswork and associative thinking is emphasized. Considerable attention is paid to the vocabulary and types of systemic connections of lexical units. The complex of statistical, linguistic and methodological principles for the successful formation of lexical competence is considered.

Key words: lexical competence, lexical skill, lexical unit, lexical connections, professional communication

Т.В. Ермолова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: tvermolova@fa.ru

Т.В. Федосеева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: tvfedoseeva@fa.ru

О СОДЕРЖАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Статья посвящена вопросам формирования иноязычной лексической компетенции как языковой основы коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых вузов. Авторы рассматривают понятие и содержание лексической компетенции как важной составляющей для формирования всех видов речевой деятельности. Подробно описываются компоненты лексической компетенции для нужд профессионального общения. Перечисляются условия создания модели формирования лексической компетенции при обучении иностранному языку профессиональной сферы. Подчеркивается важность развития рецептивных и продуктивных видов деятельности при одновременном использовании приемов семантизации лексических единиц для улучшения языковой догадки и ассоциативного мышления. Значительное внимание уделяется словарному составу и видам системных связей лексических единиц. Рассматривается комплекс статистических, лингвистических и методических принципов для успешного формирования лексической компетенции.

Ключевые слова: лексическая компетенция, лексический навык, лексическая единица, лексические связи, профессиональное общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.