Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Ключевые слова
психологическая безопасность / образовательная среда / новые вызовы и угрозы / международное сотрудничество / psychological safety / educational environment / new challenges and threats / international cooperation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна

Анализируются новые вызовы и угрозы, возникающие в современном мире социокультурных трансформаций и цифровых технологий. Подводятся итоги обсуждения новых аспектов в изучении психологических маркеров безопасности образовательной среды на международной конференции, посвященной 85-летию ТГПУ и м. Л.Н. Толстого. Обозначен спектр методологических подходов, адекватных исследованию заявленной проблемы в современных реалиях. Рассмотрены составляющие комплекса методических материалов, разработанных при выполнении государственного задания по педагогическому обеспечению психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHALLENGES AND THREATS IN THE CONTEXT OF ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyses new challenges and threats arising in the modern world of sociocultural transformations and digital technologies. The paper summarizes the results of the discussion of new aspects in the study of psychological markers of educational environment security at the international conference dedicated to the 85th anniversary of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. The article outlines the range of methodological approaches adequate to the study of the stated problem in modern realities. The author considers the components of a set of methodological materials developed in the course of fulfilment of the state assignment on pedagogical support of psychological safety of the educational environment in the conditions of new challenges and threats (in the framework of cooperation with the Republic of Belarus).

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

#Ученичество. 2023. Вып. 2. С. 12-22. #Apprenticeship. 2023. Issue 2. P. 12-22.

Научная статья УДК 159.922

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-2-12-22

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ*

доктор психологических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Тула, Россия

pazuhina@mail.ru_

Аннотация. Анализируются новые вызовы и угрозы, возникающие в современном мире социокультурных трансформаций и цифровых технологий. Подводятся итоги обсуждения новых аспектов в изучении психологических маркеров безопасности образовательной среды на международной конференции, посвященной 85-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Обозначен спектр методологических подходов, адекватных исследованию заявленной проблемы в современных реалиях. Рассмотрены составляющие комплекса методических материалов, разработанных при выполнении государственного задания по педагогическому обеспечению психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь).

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, новые вызовы и угрозы, международное сотрудничество.

Scientific Article

UDC 159.922

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-2-12-22

NEW CHALLENGES AND THREATS IN THE CONTEXT OF ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Sc.D. (Psychology), Associate Professor, Pazukhina (Pazuhina) Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Svetlana Vyacheslavovna Tula, Russia

pazuhina@mail. ru_

Abstract: The article analyses new challenges and threats arising in the modern world of socio-cultural transformations and digital technologies. The paper summarizes the results of the discussion of new aspects in the study of psychological markers of educational environment security at the international conference dedicated to the 85th anniversary of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. The article outlines the range of methodological approaches adequate to the study of the stated problem in modern realities. The author considers the components of a set of methodological materials developed in the course of fulfilment of the state assignment on pedagogical support of psychological safety of the educational environment in the conditions of new challenges and threats (in the framework of cooperation with the Republic of Belarus).

Пазухина Светлана Вячеславовна

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минпросвещения России на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-00030-23-03 от 02.06.2023 по теме «Педагогическое обеспечение психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь)» при финансовой поддержке из средств дополнительного соглашения № 073-03-2023-030/3 от 19.06.2023 года к Соглашению № 073-03-2023-030 от 27.01.2023 г. о предоставлении субсидии из федерального бюджета

Keywords: psychological safety, educational environment, new challenges and threats, international cooperation

© Пазухина С. В., 2023 © Pazukhina (Pazuhina) S. V., 2023

Психологически безопасная образовательная среда является важным условием для нормального развития личности каждого обучающегося. В традиционных определениях понятие психологически безопасной образовательной среды связывается с полной защищенностью детей от любых вызовов и угроз [i; 7]. Однако в условиях трансформаций современного мира, который многие ученые характеризуются как BANI-мир (от англ. B - brittle - хрупкий; A - anxious -беспокойный; N - nonlinear - нелинейный; I - incomprehensible - непостижимый) [10], на наш взгляд, защититься от всех угроз невозможно. С одной стороны, угрозой для одного может быть то, что для другого угрозой не является (в силу того, что он чем-то не пользуется, куда-то не ходит, с кем-то не дружит, где-то в другом месте проживает, выполняет определенные правила и не нарушает иные, имеет адекватные способы самовыражения и т. д.); с другой стороны, стихийная социализация современного подрастающего поколения в мире Интернета со слабо контролируемым содержанием контента и недостаточно управляемыми механизмами его воздействия на сознание и поведение современных школьников тоже может нести за собой немало угроз. И в этом заключается основной вызов современности.

Рассмотрим более подробно, с какими угрозами в образовательной среде может столкнуться любой из субъектов педагогического процесса. Проблема обсуждалась на V Международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития», приуроченной к 85-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого, организованной 18-19 октября 2023 г. на факультете психологии.

Соорганизаторами конференции выступили Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Белоруссия, Минск), Гродненский государственный университет им. Янки Купалы (Белоруссия, Гродно), Гродненский областной институт развития образования (Белоруссия, Гродно), Барановичский государственный университет (Белоруссия, Барановичи).

Целью конференции было развитие регионального и международного научного сотрудничества между образовательными организациями Российской Федерации и Республики Беларусь, выявление актуальных проблем, обобщение и распространение опыта в области методологии, теории и практики проектирования психологически безопасной образовательной среды.

Целевые установки конференции соответствовали задачам Десятилетия науки и технологий, в частности, в рамках конференции предполагалось следующее.

S Привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, что было реализовано в форме подготовленных докладов и публикаций студентов, магистрантов, аспирантов, выступивших в том числе на пленарном и секционных заседаниях, участия в обсуждении актуальной проблематики в формате круглого стола; проведения молодыми учеными мастер-классов и семинара-практикума.

•S Содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны. Этому способствовали выделенные ниже тематические направления работы конференции.

1. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения психологической безопасности личности в современном образовательном пространстве.

2. Риски и ресурсы обеспечения психологической защищенности и информационной безопасности личности в условиях цифровизации.

3. Современные модели и технологии создания психологически безопасной образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз.

4. Формирование системы позитивных межличностных отношений субъектов образовательного процесса и благоприятного психологического климата в учреждениях образования.

5. Профилактика девиантного и делинквентного поведения детей и подростков в контексте обеспечения психологической безопасности.

6. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

7. Психолого-педагогическая поддержка и консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания, развития, обеспечения личной безопасности детей и подростков в современных условиях.

8. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области обеспечения безопасного детства.

S Повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан РФ и Республики Беларусь. С этой целью информация о мероприятиях конференции размещалась на сайтах и в социальных сетях; пленарное заседание и круглый стол проводились в гибридном формате с возможностью подключения заинтересованных участников; сборник материалов конференции размещен в открытом доступе на электронной странице конференции издательского дома «Среда».

Форматами проведения мероприятий конференции были следующие: пленарное заседание в очном режиме с онлайн подключением белорусских участников, секционные заседания, круглый стол в гибридном режиме, мастер-классы (один из которых очно проводил белорусский ученый), семинар-практикум, открытый лекторий.

В мероприятиях конференции приняли участие более 100 очных участников, среди них - ученые из России (включая ЛНР и ДНР) и Республики Беларусь, преподаватели вузов, колледжей, аспиранты, магистранты, студенты, руководители и педагоги образовательных учреждений, социально-психологических центров, психологи, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, представители общественных организаций и др. Белорусские ученые, наряду с российскими, вошли в состав программного комитета конференции, выступили с приветствиями, подготовили доклады и статьи, являлись научными консультантами и рецензентами сборника материалов конференции. Кроме этого, в сборник материалов конференции поступило более 100 публикаций от очных и заочных участников.

На пленарном и секционных заседаниях состоялся обмен концептуально оформленными взглядами, касающимися индикаторов и маркеров психологической безопасности образовательной среды, были озвучены результаты экспериментальных исследований в данной области, обсуждены эффективные модели и практики использования инновационных психолого-педагогических технологий для повышения уровня безопасности образовательного пространства в условиях новых вызовов и угроз.

Необходимо отметить, что пленарные доклады были подобраны таким образом, чтобы обеспечить междисциплинарное рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением психологически безопасной образовательной среды с педагогической, психологической, медицинской, юридической позиций, а также с позиции современных информационных технологий.

В качестве наиболее значимых сегодня проблем на пленарном заседании были обозначены следующие:

S профилактика насилия и буллинга среди учащихся;

S профилактика наркогенного поведения студенческой молодёжи;

S профилактика самоубийств среди детей и молодежи;

S панические атаки как генерализованный невроз у молодых людей;

S важность ценности здоровья, сохранения и укрепления его у обучающихся и педагогов в условиях цифровизации и новых социальных рисков;

S значимость развития нейропсихологического подхода к обеспечению психологической безопасности в образовательных учреждениях;

S риски и угрозы информационной безопасности личности в условиях цифровизации, необходимость фактчекинга, т. е. проверки информации на правдивость, точность и достоверность, развития осознанности, критического мышления, умения прогнозировать и социально-ответственного поведения у подрастающего поколения;

S возможности и риски использования нейросетей в деятельности педагога-психолога в аспекте безопасности;

S необходимость консалтинга исследовательской деятельности педагога для обеспечения психологически безопасной образовательной среды и др.

Кроме этого, на открытом лектории обсуждались вопросы основных угроз XXI века и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду, а в формате круглого стола одной из проблем для обсуждения стала детерминированность процесса формирования национальной идентичности учащихся системой референтного педагогического взаимодействия.

Как видно из представленного перечня, часть выделенных проблем относилась к уже ставшим традиционными, обусловленным девиантным поведением детей и подростков (буллинг, наркомания, суицид и пр.), часть - к сфере сохранения и укрепления здоровья, профилактике его нарушений, часть - к трудностям процесса формирования национальной идентичности учащихся в условиях социальных трансформаций, патриотического и других видов воспитания, поиску эффективных педагогических воздействий на современных детей и молодежь; а часть - к проблемам, связанным с использованием и воздействием интернет-среды, ее опасностей и угроз подрастающему поколению.

Секционные заседания и прозвучавшие на них доклады также были посвящены перечисленным проблемам.

В частности, на секции № 1 «Риски и угрозы психологической безопасности в интернет-среде» обсуждались проблемы онлайн-груминга, психологические маркеры кибербуллинга, киберсуицида, влияние онлайн-игр на психологическое здоровье несовершеннолетних, киберпреступления и телефонное мошенничество против несовершеннолетних; были проанализированы интернет-риски и угрозы современного интернет-пространства для детско-подростковой среды, обсуждены факторы кибербезопасности в РФ и условия обеспечения медиабезопасности детей.

Секция № 2 была посвящена теме профилактики виктимного поведения и обеспечения психологической безопасности личности в процессе ее социализации. Здесь были рассмотрены вопросы отбора эффективных методов профилактики поведенческих девиаций, включая асоциальное поведение школьников в виртуальном пространстве; мотивации употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; влияния селфи-зависимости на психологическое здоровье подростков; особенностей деструктивного лидерства; обеспечения психологической безопасности детей из многодетных семей, обучающихся на этапе адаптации, в период подготовки к экзаменам и ЕГЭ; новых форматов патриотического воспитания как условия обеспечения психологической безопасности в образовательном учреждении; подходы к созданию психологически безопасной образовательной среды в образовательных учреждениях различного типа и др.

На секции № 3 на основе междисциплинарного подхода были рассмотрены модели и концепции обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Многие доклады были связаны с формированием родительской компетентности, информационной компетентности взрослых, с проектированием конкретных условий обеспечения психологической безопасности образовательной среды при работе с детьми разных возрастов (повышение мотивации, патриотическое воспитание и др.); с повышением самоэффективности педагога в современных условиях новых вызовов и угроз, в том числе для работы в системе инклюзивного образования и др.

Отдельная секция № 4 была посвящена вопросам организации образовательной среды дошкольных организаций как пространства психологической безопасности и развития детей. Здесь были выявлены проблемы формирования профессиональной готовности воспитателей к созданию психологически безопасной и экологической среды в дошкольных образовательных организациях при работе с дошкольниками разного возраста в условиях поликультурности и инклюзивных групп, к эффективному взаимодействию с родителями детей, к использованию современных педагогических технологий (технология развивающего образования, технология педагогической поддержки, технология развития эмпатии и эмоционального интеллекта у детей, игровые технологии, технологии самореализации и др.).

Тематика названий мастер-классов также соответствовала выделенному кругу проблем:

S сфера профилактики девиаций «Современные технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков с целью формирования благоприятного психологического климата в образовательной среде»;

S сфера здоровья «Кукла как символ. Использование элементов куклотерапии и изотерапии в регуляции эмоциональных состояний личности»; «Арт-терапевтические техники в работе с тревожными состояниями детей дошкольного возраста»; «Основы телесно-ориентированной терапии как фактор психологической безопасности личности»; «Техники развития психологической устойчивости как ресурса обеспечения психологической безопасности личности»; «Техники сохранения эмоционального благополучия педагогов образовательных организаций»; «Использование элементов сказкотерапии в сохранении психологического благополучия дошкольников: из опыта работы»;

S сфера цифровых технологий «Искусственный интеллект в современной школе: риски и ресурсы использования»; «Психологическая безопасность: как помешать фейкам, симулякрам и инфоцыганам влиять на нашу жизнь?».

На заседании круглого стола обсуждались результаты исследования, выполненного в рамках государственного задания Минпросвещения России по теме «Педагогическое обеспечение психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь)». В частности, были проанализированы проблемы обеспечения психологической безопасности подрастающего поколения в Интернете в условиях новых вызовов и угроз; рассмотрено теоретико-методологическое обоснование индикаторов и маркеров психологической безопасности образовательной среды с учетом новых вызовов и угроз; обсуждены показатели сформированности личностной безопасности студентов в вузе; произведена экспертная оценка спроектированной в ходе выполнения госзадания структурно-функциональной динамической модели становления готовности педагогов и студентов - будущих учителей и психологов к обеспечению психологической безопасности образовательной среды; обсуждена разработанная участниками научной группы программа формирования компетенций у педагогов и студентов - будущих учителей

и психологов, необходимых для обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

В качестве базовых методологических подходов при разработке заявленной проблематики мы определили системно-деятельностный, полисубъектный, контекстный, ценностно-смысловой. В ходе обсуждения теоретико-методологических основ новой концепции психологически безопасной образовательной среды на круглом столе белорусскими учеными был предложен в качестве эффективного методологического подхода - конвергентный, сущность которого заключается в сближении образовательных технологий, изучении действительности в реальном и цифровом форматах, синтезе предметного знания с опытом деятельности, выходящих за пределы учебных предметов [9].

Центральным понятием для определения категории психологически безопасной образовательной среды является понятие угрозы. Так, В. В. Бедрина и А. В. Личутин в своей статье дали такое определение безопасности: «Безопасность - это реальность, понимаемая на языке угроз (вызовов)» [3].

На заседании было отмечено, что понятие «угроза» в психолого-педагогических изданиях научной литературы связывается прежде всего с различными видами насилия над человеком и намерениями нанести ему психологический, физический, материальный или иной вред [2; 5; 6; 8]. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на период от 11 до 25 лет, что обусловливает необходимость своевременного проведения профилактической работы с детьми и молодежью.

В этой связи при подготовке педагогического обеспечения психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь) нами был разработан комплекс методических материалов и рекомендаций по этой тематике и отражен в учебно-методическом пособии «Профилактика насилия в обществе и семье» по одноименной дисциплине, где акцент сделан на изучении следующих тем:

тема 1. Понятие о насилии, его видах и формах проявления;

тема 2. Насилие как одна из форм проявления агрессии;

тема 3. Насилие как интерактивный процесс. обидчики и жертвы;

тема 4. Домашнее насилие и его профилактика;

тема 5. Насилие в образовательной среде и пути обеспечения ее

психологической безопасности в условиях новых вызовов и угроз;

тема 6. Насилие на работе и его профилактика;

тема 7. Насилие в обществе и меры по его предотвращению;

тема 8. Насилие в интернете и кибербезопасность;

тема 9. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма как видов насилия в обществе.

Все возможные угрозы, которые могут подстерегать современное подрастающее поколение, мы условно поделили на внутренние и внешние. Внутренние исходят из самой личности (низкая стрессоустойчивость, недостаточная жизнестойкость, не развитая осознанность, не сформированное критическое мышление, социально-безответственное поведение и пр.) и внешние, которые связаны с погруженностью ее в определенную природную, техногенную и социальную среду, включая интернет-среду.

При формировании концептуальных основ нашей модели мы старались уйти от традиционного определения психологической безопасности как полной защищенности от всех опасностей и угроз, а рассматривали ее как динамическое состояние, связанное напрямую с субъектной позицией человека по отношению к тому или иному жизненному событию, ситуации, в которой он оказался, или которое только планирует создать. С позиции психологии это положение можно связать с преобладающим внешним или внутренним локусом контроля. С точки зрения

определения данного понятия нам наиболее близка позиция Т. Н. Захаровой и М. И. Андросовой, которые отмечают, что психологически безопасная образовательная среда предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека со стороны внешних и внутренних факторов и его стабильность, способность преодолевать такое воздействие собственными силами или с использованием помощи [5].

Этим был обусловлен выбор тем, которые вошли в программу курса повышения квалификации «Организация психологически безопасной образовательной среды», нацеленного на формирование психолого-педагогических компетенций у субъектов образовательного процесса, связанных с обеспечением психологической безопасности образовательной среды.

Для реализации курса был разработан комплекс методических материалов, размещенных в системе электронного обучения MOODLE ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Апробацию данного курса повышения квалификации планируется провести в образовательных организациях Республики Беларусь с привлечением белорусских ученых в рамках подписанных договоров о сотрудничестве. В содержании курса отражены темы, ориентированные на заявленные методологические подходы и разработанную нами модель:

тема 1. Сравнительный анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме психологической безопасности; тема 2. Проблема проектирования психологически безопасной образовательной среды;

тема 3. Профилактика насилия и реализация психолого-педагогических условий здоровьесбережения как основа создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

тема 4. Выявление и профилактика деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии; тема 5. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде;

тема 6. Психологическая помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации;

тема 7. Психологическая самопомощь с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии.

В модели психологической безопасности, разработанной нами, было выделено несколько уровней: личностный, уровень ближайшего окружения, уровень социальных институтов, выполняющих воспитывающую функцию, уровень страны, планетарный уровень.

В качестве наиболее значимых маркеров нарушения психологической безопасности, которые проявляются на личностном уровне были определены следующие:

S цинизм;

S социальный пессимизм;

S интолерантность;

S антиинтрацепция;

S подверженность давлению группы сверстников, слабость внутренних регуляторов поведения, готовность совершить правонарушение «за компанию» (конформизм);

S деструктивностъ;

S игнорирование законов и социальных норм поведения, убежденность в том, что ради дела можно переступить через принятые в обществе нормы поведения (нормативный нигилизм);

S восприятие насилия как предпочитаемого способа достижения своих целей

S и разрешения противоречий (культ силы);

S допустимость агрессии, личностная готовность совершить его;

S склонность к конвенциональному принуждению;

S протестная активность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные маркеры были выделены в соответствии со шкалами диагностической методики Д. Г. Давыдова и К. Д. Хломова [4]. Этот тест был проведен нами на выборке более 200 человек при работе с российскими и белорусскими участниками.

Для изучения субъективных характеристик психологически безопасной образовательной среды нами была разработана специальная анкета, приведенная ниже.

Анкета

Уважаемый участник курса повышения квалификации! Пожалуйста, оцените показатели психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз. В закрытых вопросах выберите один вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. В открытых вопросах предложите свои развернутые ответы. Результаты анкетирования будут учитываться при проектировании психологически безопасной образовательной среды. Нам важно Ваше мнение.

1. Укажите данные о себе: Ф.И.О._____

пол__возраст (полных лет)____

уровень образования / (профессия, если уже работаете)

2. Психологическая безопасность для Вас - это ...

3. Охарактеризуйте психологически безопасную образовательную среду 5 прилагательными:

4. Можете ли Вы назвать образовательную среду школы, в которой Вы учились, психологически безопасной? Почему?

5. Чего (кого) Вы боялись в школе? И как Вы справились с этим страхом?

6. Являлись ли Вы свидетелем буллинга в образовательной среде школы?

- да, приходилось наблюдать со стороны;

- да, был (а) жертвой;

- да, был (а) в числе агрессоров;

- нет;

- другое_________

7. Что нужно изменить, чтобы среду в образовательном учреждении, в котором Вы сейчас обучаетесь (работаете), можно было бы назвать психологически безопасной?

8. Приведите примеры факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды.

д. С какими новыми вызовами, опасностями, угрозами сейчас сталкивается в образовательной среде подрастающее поколение?

10. С какими новыми вызовами, опасностями, угрозами подрастающее поколение сейчас сталкивается в Интернете?

11. Оцените в баллах показатели психологической безопасности образовательной среды в Вашем образовательном учреждении, где 1 соответствует минимальному значению, 10 - максимальной выраженности показателя.

Защищенность от... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публичного унижения, оскорбления

Психологических и физических угроз

Принуждения делать что-либо против

желания

Игнорирования

Недоброжелательного отношения со стороны

одногруппников

Предвзятого отношения со стороны

преподавателей

Недоброжелательного отношения со стороны других участников образовательного процесса

Другое (укажите, что именно)

Показатели психологического благополучия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Возможность высказать свою точку зрения

Уважительное отношение к себе

Сохранение личного достоинства

Возможность обратиться за помощью

Возможность проявлять инициативу,

активность

Учет личных проблем и затруднений

12. Выделите возможные психологические риски и опасности в образовательной среде:

для дошкольников -________________________________________

для младших школьников -_____

для подростков -_______

для старшеклассников -_______

для студентов -________

13. Чего конкретно не хватает современному ребенку для того, чтобы чувствовать себя защищенным в образовательной среде?

14. Что лично Вы делали, чтобы обеспечить психологическую безопасность собственного пребывания в школе?

15. Что Вам советовали Ваши родители, чтобы обеспечить психологическую безопасность Вашего пребывания в школе?

16. Почему психологическая безопасность образовательной среды является характеристикой ее развивающего характера?

17. Что нужно в первую очередь делать администрации, учителям, чтобы обеспечить психологическую безопасность в образовательной среде?

18. Какие темы Вы хотели бы рассмотреть на курсе повышения квалификации «Организация психологически безопасной образовательной среды» более подробно?

19. С каким вопросом, связанным с психологической безопасностью образовательной среды, Вы бы обратились на индивидуальную консультацию к психологу (сейчас или будучи школьником)?

20. Напишите Ваши пожелания, комментарии, мнения.

Благодарим за обратную связь!

Результаты анкетирования будут использоваться в качестве эмпирического материала для последующего анализа.

Таким образом, при проектировании психологически безопасной образовательной среды в настоящее время необходимо учитывать новые вызовы и угрозы, часть из которых имеет внутренний характер (с соответствующими психодиагностическими показателями), часть - внешний (с соответствующими психологическими маркерами).

Само понятие «психологическая безопасность образовательной среды» целесообразно рассматривать как динамическое состояние, при котором невозможна полная защищенность от всех возможных рисков и угроз (причем некоторые риски могут носить позитивный характер), но с учетом субъектного фактора и полисубъектного взаимодействия может быть достигнута готовность к ее обеспечению, необходимой в контексте различных ситуаций регуляции, коррекции ее характеристик.

Выявленные нами угрозы психологической безопасности образовательной среды условно можно представить как несколько взаимосвязанных сфер: сфера девиантного поведения и его профилактики;

сфера нарушений здоровья, технологий его сохранения и укрепления, профилактике его нарушений;

сфера патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности;

сфера цифровых технологий, поведения в интернет-среде и медиавзаимодействия. К числу наиболее значимых личностных характеристик, которые необходимо развивать у подрастающего поколения в условиях новых вызовов и угроз можно отнести следующие:

осознанность, субъектность, критичность мышления, умения прогнозировать, социально-ответственное поведение, патриотизм, гражданская идентичность.

Литература

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Баева И. А. Психологическая защищённость и психологическая безопасность современного человека : [доклад на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии», Москва, 12 февраля 2008 г.] // Центр развития межличностных коммуникаций : сайт. URL: https://clck.ru/36oqWA (дата обращения: 24.10.2023).

3. Бедрина В. В., Личутин А. В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия / / Преподаватель XXI век. 2010. № 2-1. С. 157-169.

4. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма / / Психологическая диагностика. 2017. Т. 14, № 1. С. 78-97.

5. Захарова Т. Н., Андросова М. И. Психологическая безопасность образовательной среды обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 26. С. 67-70. URL: http://e-koncept.ru/2017/770714.htm (дата обращения: 24.10.2023).

6. Куликова Т. И. Риски и угрозы психологической безопасности школьников в условиях поликультурной образовательной среды / / The Scientific Heritage. 2020. № 52. С. 52-54.

7. Литвинова А. В. Подходы к изучению безопасности среды в колледжах / / Власть. 2014. № 3. С. 106-110.

8. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды : учебно-методическое пособие / С. Е. Чиркина, Р. А. Ахмеров, К. С. Бажин, Е. В. Царева. Казань: Бриг, 2015. 136 с.

9. Фещенко Т. С., Шестакова Л. А. Конвергентный подход в школьном образовании - новые возможности для будущего / / Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65), ч. 2 (ноябрь). С. 159-165.

10. Хасанов А. Э. VUCA- и BANI-мир - новая реальность для российского предпринимательства // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8, № 4. Ст. 37.

Статья поступила в редакцию: 28.10.2023 The article was submitted: 28.10.2023

Одобрена после рецензирования: 20.11.2023 Approved after reviewing: 20.11.2023

Принята к публикации: 22.11.2023 Accepted for publication: 22.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.