История геополитики, международных отношений и всеобщая история №74 год 2024
Мардан Марьям
Аспирант кафедры теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мохаммад Алем Мохаммад Тамим
Аспирант кафедры теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Новые вызовы и угрозы региональной безопасности Центральной Азии
Сегодня появились принципиально новые угрозы и вызовы, известные и ранее, однако они приобрели глобальный характер, такие, как терроризм и сепаратизм, национальный, религиозный и другие формы экстремизма, наркоторговля и организованная преступность, незаконный оборот оружия, региональные конфликты, экологические катастрофы, неконтролируемая миграция и эпидемия. Все эти проблемы существовали и раньше, но в эпоху глобализации, когда мир стал гораздо более взаимосвязанным, они стали быстро приобретать универсальный характер. Одновременно они в значительной степени затрагивают повседневную жизнь миллиардов человек. Следует отметить, что эти угрозы и вызовы остаются актуальными и в полной мере относятся к Центральноазиатскому региону и прилегающим к нему районам, где проблемы обеспечения безопасности в настоящее время приобретают особую актуальность. Не случайно они становятся предметом дискуссий, в ходе которых делаются попытки определить роль, место и возможности действующих на этом международном пространстве структур в деле поддержки здесь стабильности. Этим и обуславливается актуальность данного исследования.
Целью статьи является выявление основных угроз безопасности Центральноазиатского региона и анализ механизмов их предотвращения и решения.
Нестабильная ситуация в Афганистане остается основной предполагаемой угрозой для региональной безопасности Центральной Азии. С начала 1990-х годов затянувшаяся гражданская война в Афганистане и вторжение США в Афганистан после 11 сентября способствовали неопределенности обстановки в области региональной безопасности и подорвали перспективы экономического сотрудничества региона с Южной Азией. В середине 2000-х годов, когда возглав-
ляемая США западная коалиция заявила, что она разгромила Талибан и вытеснила Аль-Каиду из Афганистана, казалось, что это серьезная угроза безопасности для правительств стран Центральной Азии исчезла. Заявление, однако, оказалось преждевременным, поскольку Талибан укреплял свои возможности и восстанавливал свои позиции1.
Поддерживаемое Западом афганское государство рухнуло в августе 2021 г. после вывода иностранных войск из страны. В результате этого краха сектор безопасности Афганистана также распался. Этот распад усложняет любые отношения в области безопасности между Афганистаном и его соседями, особенно с государствами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Угроза, исходящая от иностранных боевиков-террористов, возвращающихся в Центральную Азию, также значительна, особенно с учетом того, что этот регион был третьим по величине местом происхождения салафитских джихадистов в Сирии и Ираке. С 2012 г. в их ряды вступили более 4000 граждан Центральной Азии, симпатизирующих ИГИЛ, Фронту Ан-Нусра и другим террористическим организациям2.
Используя прочные связи со своими собратьями-многонацио-нальными джихадистами в Афганистане, Ираке, Сирии, Синьцзяне, на Кавказе и в других местах, эти опытные боевики потенциально могут участвовать в насильственном экстремизме, организовывать террористические акты или даже вести асимметричную и повстанческую войну. Хотя они не способны свергнуть региональные правительства и создать ИГИЛ наподобие халифата, они могут вызвать широкомасштабные внутренние беспорядки и нестабильность в государствах Центральной Азии3.
Поэтому на региональном уровне правительствам стран Центральной Азии при содействии международных и региональных организаций, действующих в Афганистане и Центральной Азии, следует создать механизм сотрудничества для лучшей координации своих усилий и эффективного противодействия угрозе безопасности, исходящей от иностранных комбатантов, в том числе посредством более тесного взаимодействия в информационной сфере, пограничного контроля и правоохранительной деятельности.
1 Laruelle M. The Central Asia-Afghanistan Relationship: from Soviet Intervention to the Silk Road Initiatives. Lanham: Lexington Books. P. 86.
2 Karin E. Central Asia: Facing Radical Islam // French Institute of International Relations. 2017. // URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/rnv98_erlan_kar-in_central_asia_radical_islam_eng_2017.pdf.
3 Karin E. Central Asia: Facing Radical Islam // French Institute of International Relations. 2017. // URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/rnv98_erlan_kar-in_central_asia_radical_islam_eng_2017.pdf.
История геополитики, международных отношений и всеобщая история №74 год 2024
Транснациональная организованная преступность является еще одной причиной беспокойства по поводу безопасности региональных правительств, поскольку она имеет политические, экономические и социальные последствия для обществ Центральной Азии. Незаконный оборот наркотиков, происходящий из Афганистана и доходящий до России и Европы через Центральную Азию, является наиболее опасным транснациональным преступлением, поскольку он имеет последствия не только для региона, но и для всего мира. Подобно Афганистану, где отсутствие реальных экономических возможностей подталкивает местное население к производству и торговле опиумом, граждане Центральной Азии занимаются незаконным оборотом наркотиков, участвуют в незаконной многомиллиардной торговле наркотиками, которой способствуют как боевики, так и коррумпированные чиновники.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом площади выращивания опийного мака в Афганистане увеличились на 32%, до 233 тыс гектаров, а доходы афганских фермеров от производства опийного мака выросли более чем в три раза: с 425 млн долларов в 2021 г. до 1,4 млрд в 2022 г4. Такое резкое увеличение производства афганских опиатов создает многочисленные проблемы безопасности для Афганистана, его соседей по Центральной Азии и других стран транзита и назначения.
Существуют и другие преступления, выходящие за пределы границ, такие как торговля людьми, сексуальное рабство, незаконная миграция, незаконная торговля оружием, контрабанда товаров и т. д., которые не только наносят ущерб экономике и внутренней стабильности, но и усугубляют коррупцию, подрывая зарождающиеся усилия по установлению верховенства закона в государствах Центральной Азии. Транснациональные организованные преступные группы связаны с террористами, экстремистами и другими негосударственными субъектами, преследующими насильственные цели, предоставляя им финансирование для поддержки подрывной деятельности, которая отрицательно влияет на власть правительства и угрожает региональной безопасности5.
Поэтому государствам Центральной Азии необходимо продолжать укреплять свой потенциал правоохранительных органов и безопасности и участвовать в активном международном сотрудничестве для искоренения серьезных нетрадиционных угроз, исходящих от
4 В 2022 году производство опиумного мака в Афганистане выросло на 32 процента // Групп ООН по устойчивому развитию. // URL: https://unsdg.un.org/ru/latest/ stories/v-2022-godu-proizvodstvo-opiumnogo-maka-v-afganistane-vyroslo-na-32-procenta.
5 Aben D. Regional security in Central Asia: addressing existing and potential threats and challenges // Eurasian Research Journal. 2019. Vol. 1. № 1. Р. 55.
транснациональном организованном преступности, которая оказывает негативное влияние на общества Центральной Азии, ослабляя государственные институты и препятствуя долгосрочному экономическому развитию. Для борьбы с распространением транснациональной организованной преступности странам Центральной Азии следует принять комплексную и всеобъемлющую программу действий и поделиться передовым опытом и извлеченными уроками при поддержке соответствующих агентств ООН и региональных организаций, таких как Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества и Организация Договора о коллективной безопасности.
Таким образом, перед странами Центральной Азии в настоящее время в повестке дня все еще сохраняются такие источники напряженности как экстремизм во всех его формах, международный терроризм, незаконное обращение наркотиков, а также контрабанда оружия, нелегальная миграция, транснациональная организованная преступность, сепаратизм. Под значительным влиянием внешних факторов, сохраняют также свою реальность угрозы не только возникновения, но и разрастания конфликтных ситуаций в исследуемом регионе. В некоторой степени на стабильность ситуации в Центральной Азии влияют также и внутренние факторы, среди которых социально - экономическое отставание входящих в этот регион стран, кроме того, сохранение определенных кризисных тенденций в экономическом развитии государств, существующие межэтнические противоречия, экологические и ряд иных проблем социального, межгосударственного характера. Задача международных структур, которые действуют в Центральноазиатском регионе заключается в обеспечении мира и стабильности, стимулировании развития многостороннего экономического сотрудничества. В этом отношении перспективы дальнейшей деятельности ШОС, ОДКБ и СНГ достаточно широки.
Библиографический список / References
1. В 2022 году производство опиумного мака в Афганистане выросло на 32 процента // Групп ООН по устойчивому развитию. // URL: https://unsdg.un.org/ru/latest/stories/v-2022-godu-proizvodstvo-opiumnogo-maka-v-afganistane-vyroslo-na-32-procenta.
In 2022, opium poppy production in Afghanistan increased by 32 percent // UN Sustainable Development Group. // URL: https://unsdg.un.org/ru/latest/stories/v-2022-godu-proizvod-stvo-opiumnogo-maka-v-afganistane-vyroslo-na-32-procenta.
2. Aben D. Regional security in Central Asia: addressing existing and potential threats and challenges // Eurasian Research Journal. 2019. Vol. 1. № 1. Р. 51-65.
3. ^rin E. Central Asia: Facing Radical Islam // French Institute of International Relations. 2017. // URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/rnv98_erlan_karin_central_ asia_radical_islam_eng_2017.pdf
4. Laruelle M. The Central Asia-Afghanistan Relationship: from Soviet Intervention to the Silk Road Initiatives. Lanham: Lexington Books. 266 р.