DOI: 10.48647/IFES.2022.22.71.020
А.Ф. Клименко
КИТАЙ, РОССИЯ И ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ШОС В НОВЫХ АФГАНСКИХ РЕАЛИЯХ
Аннотация. Статья посвящена анализу проблем безопасности в Центральной Азии в свете прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» (запрещено в Росии), оценке новых вызовов и угроз для Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также характеристике основных направлений деятельности Организации по обеспечению региональной стабильности.
Автор обращает внимание на противоречия в интересах, целях и задачах членов ШОС в Афганистане. По его мнению, поиск точек соприкосновения и согласование коллективных усилий является необходимым условием для эффективного содействия правительству этой страны в ее становлении как демократического и мирного государства, свободного от терроризма, войн и наркотиков.
Анализируя деятельность различных акторов по афганскому направлению, автор выделяет ряд многосторонних форматов, созданных участниками ШОС в Центральной Азии и прилегающих регионах с целью потиводействия террористическим и другим угрозам. Некоторые из этих форматов, не проявив особой активности, «ушли со сцены». Действия иных, в первую очередь Организации тюркских государств (ОТГ), в состав которой входят участники ШОС — Казахстан, Киргизия и Узбекистан, противоречат национальным интересам других полноправных членов Шанхайского форума.
Автором выделено три структуры — Содружество нзависимых государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества, предназначение и направленность которых соответствуют задачам преобразо-
вания Афганистана в стабильное государство, а также обеспечения региональной безопасности и стабильности.
При этом оценка состава, структуры и уставных документов названных организаций дает основание сделать вывод о том, что перед их государствами-участниками встает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего повышения эффективности этих организации в плане решения стоящих перед ними задач в условиях усложняющейся международно-политической обстановки.
Ключевые слова: Китай, Афганистан, экономическое сотрудничество, безопасность и стабильность, Центральная Азия, Шанхайская организация сотрудничества, Организация тюркских государств.
Автор: Клименко Анатолий Филиппович, кандидат военных наук, ведущий науч-ный сотрудник Центра «Россия, Китай и мир» Института Дальнего Востока РАН. E-mail: klimenko46@ifes-ras.ru
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
A.F. Klimenko
China, Russia and other SCO members in the new Afghan realities
Abstract. The article is devoted to the analysis of security problems in Central Asia with the coming to power in Afghanistan of the Taliban movement (banned in Russia), assessment of new challenges and threats to the Shanghai Cooperation Organization (SCO), as well as to the main directions of its activities to ensure regional stability.
The author draws attention to contradictions in interests, goals and objectives of the SCO members in Afghanistan. In his opinion, the search for common grounds and coordination of collective efforts are prerequisites for gaining success in assisting the Government of this country in its transition to a democratic and peaceful State free of terrorism, wars and drugs.
Analyzing activities of various actors in the Afghan direction, the author reveals a number of multilateral formats created by the SCO members in Central Asia and adjacent regions in order to counter terrorist and other threats. Some of these formats, which had not shown much activity, "left the scene." Actions of others, primarily in the Organization of Turkic States (OTG), which includes SCO members — Kazakhstan, Kyrgyzstan and Uzbekistan, contradict national interests of other full members of the SCO.
The author identifies three organizations — the Commonwealth of Independent States (CIS), the Collective Security Treaty Organization (CSTO) and the Shanghai Cooperation Organization, whose purpose and
direction of activity correspond to the tasks of transforming Afghanistan into a stable state, as well as ensuring regional security and stability.
At the same time, assessment of the composition, structure and statutory documents of these organizations gives grounds to conclude that their participating States face a number of problems related to the need to further increase the capacity of these organizations in terms of solving the tasks they face in an increasingly complicated international political situation.
Keywords: China, Afghanistan, economic cooperation, security and stability, Central Asia, Shanghai Cooperation Organization, Organization of Turanian States.
Author: Anatoly F. KLIMENKO, Ph.D. (Military Sc.), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: klimenko46@ifes-ras.ru
Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interests.
Введение
Как известно, формальным препятствием для содействия пришедшему к власти в Афганистане движению «Талибан» (запрещено в России) в построении стабильного, экономически состоятельного государства остается статус Афганистана, указанный в списках ООН, как террористическое государство. В не меньшей мере препятствует этому и сама ситуация в стране. С одной стороны, после отказа Запада в предоставлении Афганистану финансовой помощи, экономическое положение страны стало катастрофическим. С другой — серьезную помеху восстановлению экономики создает отсутствие стабильности. И хотя талибы заявили о разгроме противостоящего им Национального фронта в Пандшерском ущелье, руководители последнего и его оставшиеся бойцы ушли в горы и утверждают, что продолжат борьбу. В стране регулярно происходят теракты, ответственность за которые берет на себя «Исламское государство» (ИГИЛ, запрещено в РФ). Аза пределами Афганистана вновь активизировались лидеры национальных меньшинств.
В целом положение с безопасностью, которую могли бы гарантировать пришедшие к власти талибы, ухудшается. Удержаться у власти талибам будет нелегко. А в случае обострения ситуации в Афганистане и вокруг него возрастут угрозы для России, Китая и других государств-участников ШОС, среди которых есть страны с большой долей приверженцев ислама.
Разрядка напряженности вокруг Афганистана, являющегося наблюдателем при ШОС, возможна лишь при содействии со стороны России, Китая и других участников Организации в восстановлении экономики и стабилизации обстановки в стране.
Необходимость в углубленном анализе всех этих вопросов в свете неопределенности развития ситуации в Афганистане обусловливает актуальность данного научного труда.
Как известно, обеспечение безопасности и стабильности в ЦАР изначально стало функцией ОДКБ, а также СНГ, и, во многом — ШОС. Вместе с тем, в последнее десятилетие для решения этих же задач параллельно ОДКБ, СНГ И ШОС был создан ряд других форматов с участием некоторых членов этих организаций. При этом ставится под сомнение статья 1 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. о невступлении государств-участников в иные военные союзы. Изучение этой проблемы показало, что часть из новых форматов, не проявив особой активности, стала функционировать на двусторонней основе, а деятельность других противоречит национальным интересам некоторых из полноправных членов ШОС. Попытка провести комплексное исследование роли и места всех этих организаций и форматов в решении задач по стабилизации обстановки в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе обусловливает новизну данного труда.
1. «Воцарение» Талибана в Афганистане и проблемы региональной безопасности
Приход террористического движения «Талибан» к власти в Афганистане был ожидаем, но возникшим при этом хаосом воспользовались другие террористические группировки. Следует ожидать, что они будут стремиться использовать Афганистан в качестве плацдарма для экспансии в страны Центральной Азии, и не только туда. По некоторым данным, на Украину для борьбы против российской армии уже пытается просочиться, не без помощи западных стран, часть из ранее перебравшихся в Афганистан боевиков разгромленного в Сирии ИГИЛ. Остающиеся игиловцы и прочие «союзники» будут провоцировать Талибан на агрессивное поведение. Однако талибы отрицают эту возможность, подчеркивая, что «движение хочет хороших отношений со всеми государствами и не позволит атаковать другие страны с территории Афганистана. Кроме того, Талибан обещает бо-
роться с Аль-Каидой (запрещена в России — прим. автора) и другими террористическими организациями и не допускать их в Афганистан»1. Но это лишь желаемое.
В действительности в Афганистане действуют террористические группировки, преследующие собственные цели. Среди них запрещенные в СНГ «Исламское движение Узбекистана», «Хатиб имам аль-Бу-хари», радикальная группировка «Джамаат Ансаруллах», отметившаяся терактами на территории Таджикистана»2. Уже при новом режиме они разместились в приграничных районах Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана и активно действуют против других стран-участниц СНГ и ШОС. Наибольшие опасения у центральноазиатских стран вызывает ситуация в афганском Бадахшане, где нашло убежище немалое число радикально настроенных выходцев из стран Центральной Азии, готовящихся вернуться на родину. Там активизируются и боевики «Исламского движения Восточного Туркестана» (запрешено в РФ). Их цель — отделение от Китая территорий, населенных уйгурами.
По информации Центра изучения современного Афганистана, в последнее время ряд полевых командиров Талибана в том же Бадах-шане обсуждает возможность вторжения в Таджикистан. По их мнению, «благоприятные условия для этого возникнут в случае неудачи военной спецоперации России в Украине, что сделает маловероятным ее вмешательство в новые вооруженные конфликты»3. Они небезосновательно надеются, что, в случае вторжения боевиков в Таджикистан, Россия не сможет оказать существенную поддержку Душанбе. В этом случае под вопрос будет поставлена безопасность других центральноазиатских республик, и не только их. Дестабилизация может распространиться на близлежащие регионы.
Не следует сбрасывать со счетов и американский фактор: Вашингтон не смирится с потерей влияния в регионе «Большой Центральной Азии», который для США в геостратегическом плане имеет принципиальное значение. Здесь важно принимать во внимание не-
1 Медкович Н. Талибан и его военная угроза Центральной Азии 17.09.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/taliban-i-eg o-voennaya -ugroza-tsentralnoy-azii/ (дата обращения: 10.02.2022).
2 Там же.
3 Serenko A. Командиры талибов в афганском Бадахшане обсуждают возможность вторжения в Таджикистан. 27.02.22. URL: http://inozpress.kg/a-serenko-кomandiry- talibo v -v-afganskom-Badakhshane-obsuzhdayut vozmozhnost-vtorzheniya-v-Tadzhikistan / (дата обращения: 10.02.2022).
изменность целей американской внешней политики. Наиболее известные из них — «стремление к сохранению своего доминирования в мире и монополии на управление большими трансграничными про-цессами»1, включая евразийский континент и индо-тихоокеанское пространство. В ЦАР главная задача США — противодействие Китаю, России и изоляция Ирана. Поэтому «стратегии США не трансформируются, меняется только тактика. Американцы пытаются осуществлять дистанционное управление ситуацией в Афганистане с целью сохранения очага напряженности в центре Евразии. Суть этого проекта — экспорт дестабилизации из Афганистана» .
Следует отметить, что начавшиееся переустройство афганского государства в сторону провозглашения «Исламского Эмирата Афганистан» дает некий результат. Талибы сформировали правительство и временно восстановили действие Конституции 1964 г.. Но им не удается наделить военный режим реальной политической властью, взять под полный контроль собственные вооруженные отряды, другие террористические формирования и стабилизировать ситуацию на всей территории страны. А, как известно, внутренняя нестабильность в государстве приводит ко вмешательству со стороны внешних врагов с вытекающими отсюда последствиями.
В этих условиях практически все проблемы Афганистана вынуждены разрешать центральноазиатские государства, а также Россия, Китай, Иран, Пакистан и Индия — участники ШОС. Но каждая из этих стран имеет собственные интересы в Афганистане, оказывая при этом поддержку враждующим между собой на его территории политическим силам и этническим группам. Так, например, Иран поддерживает шиитские группировки, Пакистан — пуштунов, а Индия готова поддержать любое правительство, которое будет проводить независимую от Пакистана политику. КНР же заинтересована в реализации проектов по добыче полезных ископаемых в Афганистане и в развитии транспортных коммуникаций в рамках Инициативы «Пояс и путь». Но при этом интересы Китая могут столкнуться с интересами Индии. Турция же, пытаясь сотрудничать с талибами, не прекращает контакты с настроенным против них узбекским меньшинством.
1 Князев А. Сценарии США для Центральной Азии после ухода американцев из Афганистана 2021. URL: https://ia-centr.ru/experts/aleksandr-knyazev/stsenarii-ssha-dly a-tsentralnoy-azii-posle-ukhoda-iz-afganistana-/ (дата обращения: 12.02.2022).
2 Как будут действовать США в Центральной Азии после ухода из Афганистана? — Вероятные сценарии. 2021.12.29. URL: https://crss.uz/kak-budut-dejstvovat-ssha-v-centr alnoj-azii-posle-uxoda-iz-afganistana-veroyatnye-scenarii/ (дата обращения: 12.02.2022).
А Россия заинтересована в безопасности своих центральноазиатских союзников, ликвидации очагов международного терроризма и в предотвращении миграционного кризиса.
И только центральноазиатские страны, опасаясь распространения на их территорию террористических угроз из Афганистана, настроены на сотрудничество по противодействию «трем силам зла» и с Россией, и с Китаем, и с США. Кроме того, эти страны, находясь на основных маршрутах наркотрафика из Афганистана, чрезвычайно заинтересованы в борьбе с ним совместно с Россией, Ираном, Турцией и Пакистаном, поскольку наркотрафик является источником финансирования экстремистских и террористических групп, способствуя тем самым развитию организованной преступности.
Даже этот краткий анализ подводит к выводу о том, что страны-участницы ШОС в сложившейся ситуации имеют и совпадающие, и пересекающиеся, и противоречивые интересы. Однако ни одна из заинтересованных стран в одиночку не имеет шансов на успех в решении всего комплекса задач по обеспечению региональной безопасности и стабильности, а также по оказанию действенной помощи Афганистану. Необходима тесная координация коллективных действий.
2. Региональные форматы безопасности и их возможности по обеспечению стабильности в Афганистане и безопасности на пространстве ШОС
Итак, как уже указывалось, на евразийском пространстве ШОС существует ряд коллективных форматов (образованных в том числе при участии членов этой организации), позиционирующих себя в качестве гарантов региональной безопасности.
Во-первых, это СНГ, изначально созданное для «цивилизованного развода» республик СССР с целью смягчения последствий его распада.
Во-вторых, ОДКБ, которая проявила себя с лучшей стороны во время недавних событий в Казахстане. Но в данном военно-политическом союзе отсутствуют Китай, Индия, Пакистан и Иран. И их участие в ОДКБ маловероятно.
В-третьих, созданная в 2016 г. по инициативе Китая «Урумчий-ская четверка». Кроме КНР в нее входят Пакистан, Афганистан и Таджикистан. Но этот альянс недолго проявлял активность (кстати, соглашение о его образовании не межгосударственное, а межармей-
ское, заключенное генеральными (главными) штабами вооруженных сил указанных стран). В настоящее время антитеррористическая деятельность Пекина с остальными участниками этого соглашения переведена на двустороннюю основу.
На особое место в регионе претендует Турция со своей идеей построения «Великого Турана». Турция — также участник ШОС, но в статусе партнера по диалогу. Есть и у нее свой интерес в Афганистане. После завершения «афганской миссии» американский президент Д. Байден и его турецкий коллега Р. Эрдоган договорились, что турецкие военные останутся обеспечивать безопасность кабульского аэропорта. Таким образом, Турция закрепилась в Афганистане и в регионе в целом, что может помочь ей в строительстве «Великого Ту-рана».
Напомним историю турецких усилий. В 1992 г. был образован Совет сотрудничества тюркоязычных государств, активно использующий идеи пантюркизма. В ноябре 2021 г. на Совете было принято решение о его преобразовании в Организацию тюркских государств (ОТГ), в которую вошли Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, а также Туркменистан в качестве страны наблюдателя. Там же было объявлено о формировании в ОТГ «Механизма гражданской обороны», что, по мнению экспертов, «является первым шагом в направлении создания единой армии тюркского мира»1. Карабахская война 2021 г. стала поворотным моментом, позволившим Анкаре сделать второй шаг: принятая Шушинская декларация, оформившая союз Турции и Азербайджана, может стать прообразом военного альянса, который «должен объединить под началом Анкары тюркские народы и такие страны, как Казахстан, Туркменистан, Киргизию, Узбекистан и даже Монголию»2. Кстати, не стоит забывать, что Турция является членом НАТО.
Многие эксперты задаются вопросом, насколько реалистична идея построения «Великого Турана»? И не придадут ли ее забвению с уходом Р. Эрдогана с поста президента Турции? В частности, министр иностранных дел России С. Лавров так отвечал на подобные
1 Геополитический промах или расчет России. Вчера создана Организация Тюркских Государств, в которую вошли 5 бывших республик СССР.13.10.2021. URL: https:// zen.yandex.ru/media/pinchprofit/geopoliticheskii-promah-ili-raschet-rossii-vchera-sozdana -organizaciia-tiurkskih-gosudarstv-v-kotoruiu-voshli-5-byvshih-respublik-sssr-618fc38c9a5df 961763489b3 (дата обращения: 22.02.2022).
2 Журавлев Р. «Армия Турана» султана Эрдогана. 21.12.2020. URL: https://octagon. media/vojna/_armiya_turana_sultana_erdogana.html (дата обращения: 15.02.2022).
вопросы: «Не думаю, что Турция преследует такую цель. Не вижу, как в реальности страны, бывшие частью СССР и ставшие независимыми государствами, могут эту идею в каком-то виде поддерживать. Наоборот, весь пафос их внешней политики и практика их деятельности заключается в том, чтобы укреплять свои национальные госу-дарства»1.
На сегодня такая оценка вполне логична. После попыток январского госпереворота в Казахстане сотрудничество центральноазиат-ских стран с Турцией и НАТО поставлено под вопрос, ибо в ЦАР казахстанские «протесты» рассматривают как операцию США и западные акторы стали восприниматься как угроза существующим режимам. В результате, в регионе доверие к США и НАТО оказалось подорванным и «Турции продвигать свою идеологию о пантюркист-ском мире будет не так удобно, как ранее, ибо за ее ширмой будет маячить призрак государственного переворота»2. Таким образом, погашенные беспорядки в Казахстане и последовавшее за этим окончательное устранение от власти бывшего президента Н. Назарбаева, активно продвигавшего идею пантюркизма, ослабили позиции «Тура-на». А эффективные действия ОДКБ по стабилизации обстановки в Казахстане усилили позиции России в регионе.
Попытки Турции консолидировать тюркский мир негативно воспринимаются и в России, и в Китае, обеспокоенном настроениями тюркского населения в СУАР. Пока еще Анкара не выступает открыто против Москвы. Но можно согласиться с мнением о том, что «Великий Туран, подкрепленный политической идеологией, может оказаться сильнее предлагаемого Россией евразийского единства»3. В этом плане следует обратить внимание на экстренную встречу президента Р. Эрдогана с главами стран — членов ОТГ после ввода миротворцев ОДКБ в Казахстан. Она проходила на фоне отрицательного отношения к этому миротворчеству со стороны турецкой общественности, особенно ее военной части, которая стремится к большей роли
1 Лавров прокомментировал турецкую идею «Великого Турана». 20.02.2021. URL: https://tengrinews.kz/world_news/lavrov-prokommentiroval-turetskuyu-ideyu-veLikogo-tur ana-429569/ (дата обращения: 22.02.2022).
2 Удар под дых Великому Турану: Турецкие СМИ кусают локти из-за привлечения ОДКБ в Казахстане и требуют создания тюркского военного союза. 2022. URL: https:// fotkaew.ru/udar-pod-dykh-velikomu-turanu-turetskie-smi-kusayut-lokti-iz-za-privlecheniy a-odkb-v-kazakhstane-i-trebuyut-sozdaniya-tyurkskogo-voennogo-soyuza (дата обращения: 26.02.2022).
3 Родионов Д. Великий Туран наносит ответный удар? 19.01.2022. URL: https://octag on.media/mir/velikij_turan_nanosit_otvetnyj_udar_.html (дата обращения: 25.02.2022).
Анкары в Казахстане. Так, бывший военный атташе Турции в Азербайджане генерал Юджель Карауз заявил, что ОТГ должна предпринять реальные шаги по созданию объединенных вооруженных сил: «...в организации должны быть приняты правовые меры по созданию объединенной военной силы. Если мы опоздаем, можем понести непоправимый ущерб. То, что сейчас происходит в Казахстане, может произойти и в других братских республиках»1. О необходимости «создать армию Турана» высказался и ушедший в отставку начальник штаба ВМС Турции контр-адмирал Д. Яйджи. Следует ожидать, что Турция под прикрытием дружественной риторики в адрес России и Китая де-факто будет усиливать соперничество с ними, наращивая усилия по строительству ОТГ, в том числе в военно-политической и военно-технической сферах, постепенно функционально вытесняя ОДКБ и ШОС из Центральной Азии.
Что же касается «Урумчийской четверки», то она не проявила особой активности в обеспечении региональной стабильности, и ее участники перешли к сотрудничеству на двусторонней основе. Поэтому логичным было бы сосредоточить решение всех проблем по стабилизации обстановки в Афганистане, а также обеспечению региональной безопасности и стабильности силами СНГ, ОДКБ и ШОС.
В настоящее время в этом направлении проводится практическая работа. Так, в сентябре 2020 г. состоялось совместное заседание министров обороны государств — участников ШОС, ОДКБ и СНГ. В его итоговом коммюнике отмечено, что с ростом численности конфликтов «особую значимость приобретает сотрудничество в области безопасности как основополагающее условие развития ШОС, СНГ и ОДКБ». А уже в 2021 г. на первом заседании Постоянного совета ОДКБ было объявлено: «Сферы взаимодействия организаций будут уточнены, выработаны практические механизмы сотрудничества»2.
Можно сделать вывод, что идет планомерная работа по обновлению юридической базы сотрудничества названных организаций и институциональное оформление их партнерства. Практическим подтверждением этому стали масштабные учения «Кавказ-2020», в кото-
1 Молчаливое турецко-российское противостояние в Казахстане. 23.01.22. URL: https://zen.yandex.ru/media/ulyanov/molchalivoe-tureckorossiiskoe-protivostoianie-v-kaza hstane-61edad6b9a54d91fbe429ec0? & (дата обращения: 26.02.2022).
2 Сидоров И. Перспективы расширения сотрудничества ОДКБ и ШОС // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». 2021. URL: https://vpoanalytics.com/20 21/03/18/perspektivy-rasshireniya-sotrudnichestva-odkb-i-shos (дата обращения: 10.02.2022).
рых приняли участие военнослужащие России, Белоруссии, Ирана, Китая, Армении, Пакистана и Мьянмы.
С возможностью расширения сотрудничества ШОС и ОДКБ согласны и в КНР. По мнению китайского исследователя Ван Чаоцина «ОДКБ и ШОС имеют много аналогичных стратегических целей и интересов в сфере безопасности. В связи с этим обе организации могут сосредоточить внимание на сотрудничестве в области безопасности». Его дополняет известный эксперт Чжао Хуашэн: «ОДКБ и ШОС — родственные структуры, так как большинство членов ОДКБ являются основными членами ШОС..., и они могут состоять в тесных партнерских отношениях» [Ван Чаоцин, с. 47—52].
При этом следует учесть, что ШОС является универсальной по своему назначению организацией. Она соединяет в себе и экономические, и гуманитарные, и военно-политические функции. Это выдвигает ее на ведущую роль в качестве координатора при решении задач, определенных в разделе 3.1 Душанбинской декларации 20-летия ШОС. Остановимся на данном вопросе подробнее.
3. О роли ШОС в становлении Афганистана в качестве стабильного развивающегося государства
Не секрет, что препятствием к решению практических задач является недостаточная эффективность ШОС из-за отсутствия в ее составе исполнительных структур и органов управления. Предложения по устранению этих недостатков неоднократно озвучивались на конференциях в Институте Дальнего Востока РАН [Клименко А.Ф., с. 284—328]. Звучали они и на более высоком уровне.
Еще в июне 2012 г. в ходе Пекинского саммита глав государств-членов ШОС Президентом России В.В. Путиным была высказана идея о «создании в рамках Шанхайской организации универсального центра по противодействию терроризму, наркотрафику и оргпреступности» [Путин В.В., с. 1—8]. Через 5 лет эту идею поддержал премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
Как отметил директор Исполкома РАТС ШОС Е. Сысоев, речь шла о включении в компетенцию этой структуры, помимо борьбы с «тремя силами зла», «еще и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также обеспечение международной
информационной безопасности»1. Понятно, это позволило бы ей комплексно решать задачи по противодействию вызовам и угрозам, имеющим взаимосвязанный характер. Китай и ряд других участников ШОС поддержали эту инициативу, но до настоящего времени практический консенсус по ней не был достигнут.
Конкретно вопрос о ситуации в Афганистане обсуждался на сентябрьском 2021 г. саммите ШОС в Душанбе. Была озвучена задача ШОС по локализации афганского террористического очага за счет содействия «началу инклюзивного межафганского мирного процесса с одновременным блокированием исходящих из Афганистана угроз терроризма, наркотрафика, религиозного экстремизма»2. По итогам встречи ее участники приняли Душанбинскую декларацию 20-летия ШОС.
В этом документе по вопросу «Афганистан и региональная безопасность» участники встречи руководствовались тем, что «скорейшее урегулирование ситуации в Афганистане является одним из важнейших факторов сохранения и укрепления безопасности и стабильности на всем пространстве подчеркивалось, что «исключи-
тельно важным является создание в Афганистане инклюзивного правительства с участием представителей всех этнических, религиозных и политических групп афганского общества»4.
Учитывая неблагоприятные оценки развития международно-политической ситуации, участники саммита заявили, что «Государства-члены будут развивать сотрудничество в области обороны в интересах обеспечения мира, противодействия угрозам безопасности и создания благоприятных условий для устойчивого развития ШОС»5.
Итоги разрозненным «заявлениям о намерениях» по совершенствованию ШОС были подведены главами России и Китая 4 февраля 2022 г. в Совместном заявлении двух государств о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии.
1 Сысоев Е. ИГ стремится создать новое квазигосударство на территориях Афганистана, Ирана, Пакистана и стран Центральной Азии. 05.03.2018. URL: https://www. arms-expo.ru/news/protivodeystvie-terrorizmu/evgeniy-sysoev-ig-stremitsya-sozdat-novoe-k vazigosudarstvo-na-territoriyakh-afganistana-irana-pakist/ (дата обращения: 27.02.2022).
2 ШОС: соответствовать статусу крупнейшего трансрегионального объединения. 22.09.2021. URL: https://newsmonitor.ru/blog/44000114528/shos-sootvetstvovat-statusu- kru pnejshego-transregionalnogo-obedineniya (дата обращения: 16.02.2022).
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
Во-первых, в документе было отмечено, что и Россия, и Китай «нацелены на всестороннее укрепление Шанхайской организации сотрудничества и дальнейшее повышение ее роли в формировании по-лицентричного миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права, многосторонности, равной, совместной, неделимой, комплексной и устойчивой безопасности»1.
Во-вторых, подводя итог внесенным ранее предложениям об усилении потенциала ШОС в борьбе с «тремя силами зла», лидеры РФ и КНР заявили, что «считают важной реализацию договоренностей о совершенствовании механизмов противодействия вызовам и угрозам безопасности государств — членов ШОС и в контексте решения этой задачи выступают за расширение функциональных возможностей РАТС ШОС»2.
В-третьих, российской и китайской сторонами был сделан акцент на расширении спектра задач, решаемых ШОС, закрепление ее статуса в качестве универсальной организации, «что будет способствовать приданию нового качества и динамики взаимодействия между государствами — членами ШОС»3.
Таким образом, на всех уровнях необходимые решения по становлению ШОС как действительно универсальной организации были приняты. И требуется незамедлительная работа по их практическому претворению в жизнь. Как представляется, это возможно на базе укрепления российско-китайского сотрудничества и усиления взаимодействия России, Индии и Китая — неформального ядра ШОС — в рамках Организации. Аналогичного мнения придерживаются и китайские эксперты: «Согласованное сотрудничество между Россией Китаем и Индией заложит прочную основу интеграционного процесса ШОС, будет способствовать созданию благоприятной среды для дальнейшего развития организации» [Ван Чэньшэн, Цзян Хунфэй, с. 40]. Более сложной, но не менее важной является задача координации действий участников ШОС и БРИКС на площадке ООН с целью совместного противодействия деструктивному влиянию развязанной против них «коллективным Западом» информационной войны.
1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. 4.02.2022 URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5770 (дата обращения: 16.02.2022).
2 Там же.
3 Там же.
Заключение
1. Международно-политическая обстановка в мире усложняется. Восточная Европа, Центральная Азия, Индо-Тихоокеанское пространство дестабилизированы. Государства-участники ШОС сталкиваются с беспрецедентными вызовами, инспирированными англосаксонскими государствами и их вассалами. Одновременно предпринимаются попытки расколоть партнерские связи ШОС изнутри, используя межстрановые противоречия.
2. Вызывают опасения нацеленность Турции на подмену ШОС и ОДКБ в Центральной Азии Организацией тюркских государств.
3. В условиях роста значимости проблем безопасности в Евразии необходимо укреплять дееспособность ШОС, развивая и совершенствуя нормативно-правовую базу ее деятельности. В качестве первого шага можно было бы подготовить концепцию региональной безопасности ШОС [Васильев Л.Е., с. 31—34].
4. В целях решения проблем региональной безопасности в условиях нарастающих вызовов и угроз членам ШОС необходимо крепить взаимодействие по линии вооруженных сил, а также операционный потенциал Организации. Последнее подразумевает: расширение мандата РАТС и Секретариата ШОС; создание правовых условий для ускоренного формирование коллективных миротворческих сил и соответствующего органа управления ими на базе контингентов ВС, подготовленных в ходе маневров «Мирная миссия» в каждой из стран-участниц; отработка взаимодействия при решении задач борьбы с террористическими организациями на совместных учениях и тренировках ШОС и ОДКБ.
5. По нашему мнению, определяя роль и место ОДКБ и ШОС в крупномасштабных антитеррористических операциях, целесообразно учитывать следующие обстоятельства:
• ОДКБ имеет все необходимые силы, средства и органы управления ими, что позволяет ей в кратчайшие сроки приступить к выполнению поставленных задач;
• в ШОС на учениях «Мирная Миссия» подготовлен контингент сил и средств. Но эти силы и средства дислоцируются в своих странах и непосредственно не подчинены Организации. К тому же ШОС не имеет в своем составе соответствующего органа управления ими. Поэтому для приведения этого контингента в боевую готовность потребуется определенное время. С учетом данного обстоятельства контингент ОДКБ может применяться в крупномасштабных анти-
террористических (специальных) операциях в первом эшелоне, а подготовленные силы и средства ШОС использоваться для развития усилий.
При необходимости стоит рассмотреть вариант формирования объединенной группировки ВС ряда государств, входящих в разные организации, в случае создания ими временной «коалиции по интересам» для решения частных оперативных задач.
Библиографический список
Ван Чаоцин. Международное сотрудничество в области безопасности между ШОС и ОДКБ // Теория и практика общественного развития. Международный научный журнал. 2015. № 8. С. 47—52.
Ван Чэньшэн, Цзян Хунфэй. Мысли о совместном предотвращении «цветной революции» Китаем и Россией // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 5. С. 100— 112.
Васильев Л.Е. ШОС и многосторонние форматы взаимодействия в сфере безопасности Евразии. // ШОС в системе безопасности в Евразии: проблемы многостороннего взаимодействия // Рос. акад. наук, Институт Дальнего Востока; ред.-сост. Л.Е. Васильев. М.: ИДВ РАН. 2020. С. 31—34.
Клименко А.Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества. Проблема обороны и безопасности. М.: ИДВ РАН. 2009. С. 284—328 .
Путин В.В. Выступление на заседании Совета глав государств — членов ШОС // Международная жизнь. 2012. № 7. С. 1—8.
References
Klimenko A.F. (2009). Strategiya razvitiya ShanxajskojOrganizacii Sotrudnichestva. Problema oborony' i bezopasnosti [Development strategy of the Shanghai Cooperation Organization. The problem of defense and security]. M.: IDVRAN. [M.: IDVRAS]: 284— 328. (In Russian).
Putin V.V. (2012). Vystuplenie nazasedanii Sovetaglav gosudarstv — chlenov ShOS. [Speech at the meeting of the Council of Heads of SCO Member States], Mezhdunarodnaya zhizn [InternationalLife], 7: 1—8. (In Russian).
Vasiliev L.E. (2020). ShOS i mnogostoronnie formaty' vzaimodejstviya v sfere bezopasnosti Evrazii. ShOS v sisteme bezopasnosti v Evrazii: problemy' mnogostoronnego vzaimodejstviya. [SCO and multilateral formats of interaction in the field of security of Eurasia. SCO in the security system in Eurasia: problems of multilateral cooperation] / ed. L.E. Vasiliev. M.: IDVRAN. [Russian Academy of Sciences, Institute of the Far East]: 31— 34. (In Russian).
Wang Chaoqing (2015). Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti bezopasnosti mezhdu ShOS i ODKB. [International cooperation in the field of security between the SCO and the CSTO], Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. Mezhdunarodnyj nauchny'j zhurnal [Theory and Practice of Social Development. International Scientific Journal], 8: 47—52. (In Russian).
Wang Chchensheng, Jiang Hongfei (2021). Mysli o sovmestnom predotvrashchenii «tsvetnoy revolyutsii» Kitayem i Rossiyey [Thoughts on the joint prevention by China and Russia of "color revolution"], Problemy Dalnego Vostoka [Far Eastern Affairs], 5: 100— 112. (In Russian).