Научная статья на тему 'Новые возможности подготовки специалистов медико-технического профиля в медицинском вузе'

Новые возможности подготовки специалистов медико-технического профиля в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКИЙ ИНЖЕНЕР / CLINICAL ENGINEER / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MEDICAL UNIVERSITY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гущин Александр Владимирович, Муха Юрий Петрович, Безбородов Сергей Александрович

Представлен анализ перспектив клинического инжиниринга как нового профиля подготовки специалистов в медицинском вузе и новой рыночной ниши на рынке образования и рынке труда в России. Представлено место этой специальности в структуре образования, очерчены перспективы кадров этого профиля.This article analyzes the prospects for such a profession, as a clinical engineering, as a new profile of training in medical school, and a new market niche in the education market and the labor market in Russia. Presented place this specialty in the structure of education, outlined the prospects for future specialists of this profile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые возможности подготовки специалистов медико-технического профиля в медицинском вузе»

7. Kim I.N. Professional'naja dejatel'nost' professorsko-prepodavatel'skogo sostava rossijskih vuzov: slozhivshiesja stereotipy i neobhodimost' peremen // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 4. S. 39-47.

8. Klyuev Yu.B. Professor - klyuchevoj dvizhitel' modernizacii obrazovanija v federal'nom universitete // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2010. № 3(67). S. 27-31.

9. Petrov V., Stegnii V. Social'nyj status zaveduyushhego

kafedroj v sovremennoj vysshei shkole // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 1. S. 113-119.

10. Sorokin G.M. Rol' aspirantury v podgotovke kadrov vysshej kvalifikacii // Al'ma-mater. 2012. № 5. S. 101-104.

11. Shestak V.P., Shestak N.V. Yetos, rejting vuza i publikacionnaja aktivnost' prepodavatelja vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 3. S. 29-40.

УДК 615.44:62:378.661

А.В. Гущин, Ю.П. Муха, С.А. Безбородов,

Волгоградский государственный медицинский университет

Новые возможности подготовки специалистов медико-технического профиля в медицинском вузе

Представлен анализ перспектив клинического инжиниринга как нового профиля подготовки специалистов в медицинском вузе и новой рыночной ниши на рынке образования и рынке труда в России. Представлено место этой специальности в структуре образования, очерчены перспективы кадров этого профиля.

Ключевые слова: клинический инженер, образование, медицинский университет, компетенции.

This article analyzes the prospects for such a profession, as a clinical engineering, as a new profile of training in medical school, and a new market niche in the education market and the labor market in Russia. Presented place this specialty in the structure of education, outlined the prospects for future specialists of this profile. Key words: clinical engineer, education, medical university, competences.

В настоящее время преобладает мнение об инженере в системе здравоохранения либо как о члене администрации лечебно-профилактических учреждений, либо как о специалисте по ремонту и обслуживанию медицинской техники.

Несмотря на важность этих областей деятельности инженеров в системе здравоохранения, необходимо подчеркнуть, что основной их задачей является техническое обеспечение безопасного функционирования лечебного учреждения как единого целого, совершенствование технологий доставки медицинской помощи и решение задач максимального использования доступных технических возможностей в лечебном процессе.

Кроме того, обладающий знаниями как в инженерных областях, так и в биомедицинской сфере инженер должен являться важным звеном, обеспечивающим обратную связь производителей и потребителей сложной медицинской техники. Такое положение инженера в системе здравоохранения связано с тем, что только он способен на основании наблюдений за практикой использования техники составить технически грамотные и обоснованные рекомендации по

ее совершенствованию. Эти положения определяют целесообразность рассмотрения перспектив такой новой для России специальности, как специальность клинического инженера [5, 6].

Клинический инженер - это профессионал, способствующий поддержанию и развитию здравоохранения на основе применения инженерных и управленческих навыков в области медицинских технологий. Таким образом, клинический инжиниринг является прикладным подразделом биомедицинского инжиниринга. Если клинический инженер работает в учреждениях практического здравоохранения и обеспечивает поддержание и развитие их техниче-

ской и технологической базы, то специалист по биотехническим системам и технологиям востребован, главным образом, в академических институтах и на производстве, осуществляющем разработку и реализацию объектов медицинской техники [3].

Клинический инжиниринг возник на Западе во второй половине ХХ века как ответ на стремительное увеличение насыщенности практического здравоохранения сложными электронными устройствами [2]. Эта область деятельности связана преимущественно с медицинским оборудованием, но также и с изучением взаимодействий между действием лекарственных средств, медицин-

© Гущин А.В., Муха Ю.П., Безбородов С.А., 2016

Рис. 1. Применимость навыков клинического инженера Примечание. ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.

ских процедур и медицинского оборудования в той мере, в какой это необходимо для обеспечения максимальной безопасности и эффективности процесса лечения. Сфера деятельности клинических инженеров расширяется по мере распространения практического применения сложной медицинской аппаратуры и включает в себя не только стационары, но и поликлинические и амбулаторные лечебно-профилактические учреждения [8].

Непосредственное взаимодействие клинического инженера с медицинской техникой должно основываться на знании особенностей ее жизненного цикла, систем контроля функционирования, стандартов и нормативных положений, применимых в данной области. Важнейшей областью деятельности клинических инженеров является обеспечение без-

опасности и эффективности применяемых в области здравоохранения технологий (рис. 1).

Клинический инженер должен владеть методиками управления рисками, должен принимать участие в целостной оценке безопасности работы лечебно-профилактических учреждений, участвовать в исследовании причин инцидентов в этой области. Комплексные оценки в этой сфере требуют системного подхода и предполагают учет возможных действий пациентов, врачей - пользователей медицинской техники и условий окружающей среды. Например, это касается оценки безопасности использования бурно развивающихся в последние годы беспроводных технологий передачи энергии и информации. Такие оценки должны включать в себя не только непосредственные расчеты влияния электромагнитного излучения

на пациентов и персонал, но и взаимного влияния устройств, излучающих или чувствительных к электромагнитному излучению [4].

Еще одной важнейшей областью деятельности клинических инженеров является практическое управление технологиями здравоохранения. Эта сфера деятельности включает в себя стратегическое планирование оснащения лечебно-профилактических учреждений, оценку сферы использования, прямых и косвенных затрат на применяемые медицинские технологии, оценку эффективности использования медицинской техники, разработку схем обслуживания различных групп медицинского оборудования и планирования их замены [7].

Базой для такой деятельности являются современные информационные технологии. Кли-

Рис. 2. Взаимодействие клинического инженера с другими структурами системы здравоохранения Примечание. ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.

нический инженер должен владеть теми технологиями хранения и обработки информации, которые используются в здравоохранении. К ним относятся системы мониторинга состояния, обмена информацией в реальном времени, электронные истории болезни, диагностические и экспертные системы, виртуальные инструменты, средства телемедицины.

Современные лечебно-профилактические учреждения имеют потребность в квалифицированных кадрах клинических инженеров для выполнения следующих задач (рис. 2):

- предзакупочная оценка и планирование возможной сферы применения новой медицинской техники;

- ремонт и модернизация сложной медицинской техники;

- обслуживание и поверки медицинских измерительных приборов;

- проверка работоспособности и безопасности медицинского оборудования;

- проверка и ввод в эксплуатацию нового и возвращенного с ремонта медицинского оборудования;

- контроль производительности медицинского оборудования;

- обеспечение связи лечебно-профилактических учреждений с поставщиками медицинского оборудования и с сервисными организациями;

- обучение медперсонала правилам эффективной и безопасной эксплуатации медицинского оборудования;

- модификация медицинского оборудования для того, чтобы

оно соответствовало требованиям конкретного лечебно-профилактического учреждения и/или исследовательских программ, ведущихся на нем;

- организация эффективного информационного обеспечения деятельности лечебно-профилактических учреждений;

- участие в планировании работы медицинских подразделений, насыщенных сложной медицинской техникой;

- подготовка и ведение отчетной документации, связанной с оборотом медицинской техники в лечебно-профилактических учреждениях.

В соответствии с изложенным, особенно в крупных многопрофильных медицинских учреждениях, могут быть организованы отделения клинического инжини-

ринга. К функциям таких отделений можно отнести следующее.

- Управление технологическим обеспечением учреждения: внесение предложений о внедрении новых технологий и о замене имеющихся, анализ медицинского и социально-экономического эффекта от таких действий, определение необходимых условий для развития технологической базы медицинского учреждения.

- Контроль и управление рисками: предварительная оценка возможных рисков от технических и клинических эксцессов в процессе эксплуатации медицинской техники, меры информирования об этих рисках участников лечебного процесса, анализ произошедших технических и клинических эксцессов в процессе эксплуатации медицинской техники с выяснением их технических и/ или организационных причин и с информированием о них администрации лечебного учреждения, надзорных органов и производителей медицинской техники.

- Участие в совершенствовании организационной структуры учреждений системы здравоохранения: разработка и внесение предложений о создании новых или реформировании существующих структурных подразделений учреждения для обеспечения наиболее эффективного использования в них медицинских технологий.

- Обучение: формирование у пользователей и потребителей медицинских технологий знаний и навыков, способствующих наиболее эффективному и безопасному использованию этих технологий.

Для эффективной реализации этих функций необходим специалист с уровнем образования не ниже бакалаврского [1]. Такой специалист должен быстро и эффективно интегрироваться в структуру учреждения здравоохранения и принять на себя роль посредника между непосредственными участниками лечебного процесса и немедицинскими

техническими службами и учреждениями, связанными с лечебным процессом.

Для этого его спектр практических компетенций должен включать в себя:

- знания из области электроники, материаловедения, химии, механики, оптики, фармакологии, анатомии, физиологии в той части, в которой они применимы в сфере медицинской техники и технологии ее использования;

- базовые знания в области экономики и менеджмента для квалифицированного участия в процессе бюджетного планирования в сфере медицинских технологий, анализа конъюнктуры рынка таких технологий, управления подчиненным техническим персоналом и общего эффективного встраивания технологической инфраструктуры в структуру лечебно-профилактического учреждения;

- практические знания и навыки использования средств и методов контроля исправности медицинского оборудования, навыки использования для этого мульти-метров, осциллографов, генераторов сигналов и т.п., владение общеупотребительным оборудованием для ремонта (паяльные станции различных типов и др.).

В целом специальность «клинический инжиниринг» в настоящее время представляет собой на рынке образовательных услуг и на рынке труда нашей страны незанятую нишу. Наличие свободной ниши на рынке труда связано не только со стремительным количественным ростом технической насыщенности здравоохранения, но и с массовым появлением качественно новых медицинских технологий, которые зачастую внедряются и используются недостаточно эффективно из-за того, что современная институциональная структура отечественного здравоохранения не предусматривает эффективного механизма интеграции новых медицинских технологий и управления ими.

Свободная ниша на рынке образования связана с тем, что в России в настоящее время не ведется подготовка клинических инженеров как таковых. Во многих вузах страны организована подготовка специалистов по специальности «Биотехнические системы и технологии». Однако это преимущественно технические высшие учебные заведения или классические университеты, и получаемое специалистами такого профиля образование в значительной мере представляет собой образование специалиста по биомедицинскому приборостроению. Подготовка специалистов такого профиля в настоящее время ориентирует их, главным образом, на решение задач разработки и обслуживания оборудования для работы с биологическим материалом и на обеспечение возможности их квалифицированного участия в биологических экспериментах в качестве технических специалистов.

Легко видеть существенные парадигматические отличия такой подготовки от представленных выше общих целей и задач клинического инжиниринга и требований к клиническому инженеру. С точки зрения соответствия этим требованиям подготовка клинического инженера наиболее целесообразна на базе медицинского вуза с возможным созданием в его структуре подразделения клинического инжиниринга.

Подготовка клинических инженеров, реализуемая в развитом медицинском вузе, дает возможность эффективного совмещения изучения инженерно-технических дисциплин и знакомства со спецификой лечебной работы, со структурой, принципами управления и с практикой функционирования лечебно-профилактических учреждений. Это может быть достигнуто при условии максимально тесной интеграции направления подготовки клинических инженеров и клинических кафедр, особенно связанных с наиболее

Таблица 1

Состав программы подготовки клинических инженеров в медицинском вузе

Контентные макроблоки программы обучения клинических инженеров

«Человек» «Здравоохранение» «Техника»

Анатомия, топографическая анатомия Биохимия, клиническая биохимия Биология Гигиена Гистология, эмбриология, цитология Нормальная и клиническая физиология Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия Патофизиология, клиническая патофизиология Первая медицинская помощь Общественное здоровье и здравоохранение Экономика здравоохранения Методы принятия управленческих решений в здравоохранении Маркетинг в здравоохранении Планирование в здравоохранении Правовое регулирование в здравоохранении Финансовый менеджмент Управление человеческими ресурсами Управление рисками в здравоохранении Алгебра и геометрия Статистика Физика Химия в медицине Информационные технологии Инженерная и компьютерная графика Электротехника и электроника Технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий Узлы и элементы биотехнических систем Автоматизация обработки биомедицинской информации Элементная база электроники Микропроцессорные системы Поверка, безопасность и надежность медицинской техники Средства съема диагностической информации и подведения лечебных воздействий Технологии обслуживания систем медицинского назначения

технически зависимыми областями медицины. К таким областям можно отнести сферу лабораторной, лучевой и функциональной диагностики, биомониторинга, высокотехнологичных оперативных вмешательств, клинической фармакологии и др.

Методологической основой подготовки клинического инженера в целом, безусловно, должен стать углубленный системный подход в рамках направления биотехнических систем и технологий на основе биоинструментальной идеологии.

Биоинструментальная идеология предполагает, что биологическая и техническая (инструментальная) подсистемы образуют единую систему: биологическая подсистема допускает классический анализ средствами любого математического аппарата, используемого при исследованиях биологических объектов, а техническая подсистема представляется функциями и терминами биологических объектов.

Для реализации подготовки клинических инженеров в медицинском вузе предлагается струк-

тура учебного плана, состоящего из трех контентных макроблоков: «Человек», «Здравоохранение» и «Техника». Дисциплины из этих макроблоков могут изучаться на протяжении периода обучения параллельно, что составляет отличие концепции макроблоков от известной цикловой организации образования. Примерный состав этих макроблоков для уровня бакалавриата, не включающий дисциплины гуманитарного цикла, представлен в табл. 1.

Из представленной таблицы видно, что подготовка клинических инженеров сочетает в себе основные компоненты базовой подготовки врачей общей практики, элементы подготовки менеджера в сфере здравоохранения с компонентами технических знаний, необходимых для квалифицированного управления техникой и технологиями в здравоохранении.

В соответствии с таким трех-частным делением предлагается диверсифицированная структура практик в составе курса подготовки клинического инженера. В составе практик предполагается наличие:

- практики в сфере здравоохранения, в ходе которой происходит знакомство с практическим применением медицинской техники и технологий в различных отраслях лечебно-профилактической деятельности;

- технической практики, в ходе которой осуществляется ознакомление с особенностями конструкции, ремонта и обслуживания медицинской техники;

- управленческой практики, предполагающей ознакомление с организационно-экономической стороной работы лечебных учреждений.

Таким образом, тесная интеграция развитой учебно-клинической базы медицинского вуза и общей инженерно-технической подготовки может обеспечить формирование клинических инженеров, которые призваны стать важнейшим звеном в цепи управления технологическим обеспечением современного здравоохранения и тем самым существенно повысить его эффективность и, следовательно, эффективность системы здравоохранения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.