Научная статья на тему 'Европейский опыт подготовки специалистов медико-технического профиля'

Европейский опыт подготовки специалистов медико-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биотехносфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОМЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушкова Людмила Тихоновна

In connection with reform of system of higher education in Russia, experience of some the European universities on preparation of specialists in biomedical engineering profile, competitive on a labour market is interesting. Specificity of the European education system consists in aspiration to create uniform educational space, to provide possibility of the academic mobility and a mutual recognition of diplomas and educational programs. One of ways of this problem decision is the project of creation in Europe the biomedical engineering (BME) international program on the basis of the experience, which has been accumulated in Italy, Germany, the Netherlands, and England. That is a subject of the given article, prepared on materials of the European conferences on the medical and biological engineering (EMBEC ' 02, EMBEC ' 05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European experience of preparation of specialists of mediko-technical type

In connection with reform of system of higher education in Russia, experience of some the European universities on preparation of specialists in biomedical engineering profile, competitive on a labour market is interesting. Specificity of the European education system consists in aspiration to create uniform educational space, to provide possibility of the academic mobility and a mutual recognition of diplomas and educational programs. One of ways of this problem decision is the project of creation in Europe the biomedical engineering (BME) international program on the basis of the experience, which has been accumulated in Italy, Germany, the Netherlands, and England. That is a subject of the given article, prepared on materials of the European conferences on the medical and biological engineering (EMBEC ' 02, EMBEC ' 05).

Текст научной работы на тему «Европейский опыт подготовки специалистов медико-технического профиля»

УДК 57.08+615.47+615.8

Л. Т. Сушкова, д-р техн. наук, Владимирский государственный университет

Европейский опыт подготовки специалистов медико-технического профиля

Ключевые слова: биомедицина, образование, высшая школа

Введение

Потребность реформирования системы высшего образования в России вызвана глобализацией в обществе, интернационализацией образования, трансформацией действующих университетов в академические инновационные университеты, необходимостью участия России в мировых интеграционных процессах, в том числе Болонском процессе в Европе.

Новая система должна привести к более активному и эффективному взаимодействию российских университетов с внешней средой и тем самым укрепить позиции в мире.

Для успешного развития инновационного образования необходимы применение междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных обучающих технологий, тесное взаимодействие учебной деятельности и научных исследований, целенаправленное формирование у студентов знаний и умений (компетенций) с учетом отечественных и зарубежных аналогов образовательных программ, методов и средств обучения.

В этой связи представляет интерес опыт ряда европейских вузов по подготовке специалистов медико-технического профиля, конкурентоспособных на рынке труда. Специфика европейской системы образования заключается в стремлении создать единое образовательное пространство, обеспечить академическую мобильность и достичь взаимного признания дипломов и образовательных программ. Один из путей решения этой задачи — проект создания международной программы по биомедицинской инженерии (БМИ) на основе опыта, накопленного в Италии, Германии, Нидерландах, Англии. Это и будет темой данной статьи, подготовленной на базе материалов европейских конференций по медицинской и биологической технике (ЕМВЕС'02, Вена, 4-8 декабря 2002 г., ЕМВЕС'05, Прага, 20-25 ноября 2005 г.).

1. Европейский подход к программе по БМИ

Модернизация европейской системы образования в настоящее время идет по пути устранения различий, связанных с национальными традициями, и развития академической мобильности студентов, преподавате-

лей, ученых. Для этого необходимо добиться взаимного признания дипломов и образовательных программ, т. е. их соответствия определенному минимуму требований.

Международная федерация по биомедицинской инженерии (IFMBE) уже поставила вопрос о необходимости координации и унификации программ по БМИ.

В Европе программы по БМИ всех уровней предлагаются более чем 150 университетами, университетами прикладных наук, политехническими школами и академиями. Существуют три типа программ по БМИ: интегрированные, специальные и междисциплинарные. Все они иллюстрируют различные системы в Европе.

Интегрированная программа представлена в основном бакалаврским уровнем (но также существует и магистерский уровень). Базовые дисциплины программы начинаются уже с первого курса и обучение продолжается 3-4 года.

Специальная программа обычно организуется на магистерском или докторском уровнях (postgraduate studies) и рассчитана на 2-3 года.

Междисциплинарные программы базируются на широком диапазоне инженерных знаний. В них дисциплины БМИ представлены на старших курсах (иногда как дисциплины по выбору для небольшой группы студентов). Продолжительность таких программ обычно 5 лет.

В университете Загреба был проведен анализ рынка труда для выпускников по БМИ. Предполагалось, что в первую очередь это должны быть промышленность и сервисная служба (поддержка системы здравоохранения). Однако в связи с политическими и экономическими изменениями в Европе и мире начиная с 1990-х гг. во многих странах медицинская промышленность переживала не лучшие времена, а сервисная служба существенно зависит от экономики страны и финансовых возможностей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Кроме того, не был определен профессиональный и социальный статус специалиста по БМИ в ЛПУ. Биомедицинский инженер и (или) клинический инженер воспринимается системой здравоохранения только как специалист по ремонту оборудования.

Академическая мобильность и сотрудничество университетов дают возможность специалистам с Востока повысить уровень базовых знаний и инженерных навыков на Западе. Поэтому достижение международного признания странами Европы программ по БМИ и про-

фессиональной квалификации выпускников чрезвычайно актуально.

С этой целью были проведены специальные конференции (ВЮМЕйЕА) в Нидерландах (2004), Польше (2005), Германии (2005), где обсуждались структура и содержание бакалаврской и магистерской программ по БМИ, критерии для приема студентов, аккредитация и сертификация профессионалов, работающих в системе здравоохранения, и другие темы. Было признано, что необходимо создать международную программу по БМИ, в которой учитывались бы происходящие в системе здравоохранения реформы, нацеленные на снижение затрат и требующие подготовки специалистов, способных внедрить новые информационные, коммуникационные, неинвазивные или минимально инвазивные медицинские технологии. Более того, превентивная медицина и пропаганда здоровья также базируются на новых технологиях, в том числе на Интернете и мультимедиа. Все эти технологии должны быть в основе знаний по БМИ. Придавая особое значение роли биомедицинского и (или) клинического инженера в ЛПУ и признавая, что более 80 % всех диагностических и терапевтических процедур осуществляется с помощью различных медицинских приборов, поставлен вопрос о признании в клинике в качестве «медицинских работников» профессионалов с инженерным образованием, обеспечивающих исправную работу медицинской техники.

Поскольку биомедицинская техника и наука развиваются в направлении создания центров компетенции, соединенных соответствующими сетями, биомедицинский инженер должен стать специалистом в той или иной области биомедицинской инженерии и пройти индивидуальный образовательный путь. Такое индивидуальное образование можно обеспечить только через мобильность и сопоставимость программ.

Будущее покажет, можно ли обеспечить качественное образование по БМИ с помощью новых технологий, подобных дистанционному обучению. Для биомедицинского инженера чрезвычайно важны знания о специфическом оборудовании, умения и навыки, которые наилучшим образом формируются на основе практики и в клинической среде.

2. Образование по БМИ в Италии

В 1968-69 гг. были открыты программы по биомедицинской электронике в университетах Падуи и Неаполя, биоэнергетике и биоэлектронике в политехническом университете Милана. Курсы последипломного образования по биомедицинской технике появились в 197172 гг. в университете Неаполя, а в 1982 г. консорциумом из двух университетов (Милана и Болоньи) открыл докторскую программу по биоинжинирингу (PhD). В 2000 г. 150 бакалаврских курсов по БМИ уже существовали в 19 университетах Италии, в то время как PhD и магистерские курсы по БМИ открылись только в девяти университетах.

В соответствии с реформой высшего образования в Европе начиная с 2001 г. в Италии был принят новый образовательный цикл, включающий в себя первый уровень образования (3 года), затем второй двухлетний уровень со степенью специалиста и (или) магистра и третий уровень — PhD (научная степень, 3 года). Подготовка ведется по двум научно-образовательным направлениям университетского уровня: «Электроника и информатика биоинженерии» и «Промышленная биоинженерия». PhD-степень по биоинженерии доступна выпускникам второго уровня обучения. Начиная с 1982 г. Итальянское научное общество по биоинженерии ежегодно проводит тематическую школу по БМИ в Bressanone.

В настоящее время в университетах Болоньи, Генуи, Милана, Неаполя, Падуи, Пизы, Рима («La Sapienza» и «Campus Biomedico»), Турина и Триеста предлагаются программы по БМИ первого уровня (3 года), а в ближайшее время будут внедрены программы второго уровня (специалист, 2 года). Остальные университеты предлагают только специальные курсы или некоторые модули по БМИ в рамках других инженерных программ.

Между прочим, в Италии специалисты, которые намерены работать на инженерной должности, должны зарегистрироваться в Итальянском совете инженеров (Ordine degli Ingegneri). Советом сформированы две секции: секция А — для тех, кто получил степень специалиста по технике (инженер), и секция В — для тех, кто имеет степень по технике (младший инженер).

В Италии пока не существует понятия «клинический инженер». Но для инженеров, работающих в госпиталях, в структурах системы здравоохранения или в медицинской промышленности организуются курсы повышения квалификации.

Необходимость создания единого образовательного пространства в Европе в рамках Болонского процесса требует от европейских университетов перехода от одноуровневой (традиционной)системы образования к многоуровневой, внедрения системы зачетных единиц (кредитов), а от итальянского министерства образования и науки — разработки и внедрения системы сертификации и аккредитации образовательных университетских программ, определения минимальных требований к курсам обучения по биомедицинской технике.

3. БМИ в Эстонии

Деятельность в области БМИ в Эстонии началась в Таллинском техническом университете (ТТУ) в 1993 г. с введения специализации в рамках программы по компьютерной технике. Затем были созданы Центр биомедицинской инженерии и Общество по БМИ и медицинской физике.

В 1996 г. в ТТУ была открыта программа по электронике и биомедицинской технике, а в 2001 г. — магистерская и докторская программы по БМИ и медицинской физике.

№ 1/2009 I'

биотехносфера

Однако эти программы не сразу получили признание по причине отсутствия национальной медицинской промышленности (за исключением малых предприятий), а также отсутствия в ЛПУ инженерных должностей.

С 2002 г. в Эстонии в соответствии с требованиями и рекомендациями Болонской декларации начался переход на новую многоуровневую схему высшего образования: бакалавриат (3 года , 120 кредитов, специальные курсы по БМИ отсутствуют); магистратура (2 года, 80 кредитов, включает специальные предметы); РИй-программа (4 года, 160 кредитов, подготовка исследователей и специалистов высшего уровня).

К магистерской программе допускаются студенты, имеющие степень бакалавра по технике и физике или наукам о жизни.

В программе обучения предусмотрены такие компетенции, как:

1) знания по биологии и медицине, технике и физике и их применению в биомедицине;

2) навыки по информационным технологиям, устной (письменной) коммуникации, исследованиям и развитию;

3) организационные навыки; умение работать и поведение в коллективе; понимание биомедицинской этики, знание принципов проведения исследований с учетом этических норм.

4. Пример разработки новой совместной магистерской программы «Медицинские технологии» в Германии

Цель новой магистерской программы, разработанной университетом прикладных наук совместно с университетом Любека (Германия) — подготовить инженеров с техническим образованием к работе в области медицинских технологий, базирующихся на научных знаниях.

Обучение ведется на английском языке. К программе допускаются бакалавры или инженеры по одной из следующих областей: электроника, информационные технологии, механика, физика, производственные процессы, технология материалов, медицинские технологии.

Учебный процесс включает в себя три семестра и начинается с зимнего семестра.

В табл. 1 приведены перечни дисциплин первого семестра для студентов с техническим базовым образованием, в табл. 2 — со степенью по профилю данной магистерской программы («Медицинские технологии»).

В табл. 3 приведен учебный план второго семестра, который является общим для всех студентов.

Таблица 1 I Учебный план первого семестра для студентов с техническим базовым образованием

Дисциплина Количество часов в неделю Кредитные единицы

Лекции Практика

Анатомия (Физиология) 4 - 6

Гигиена и стерилизация 2 - 3

Токсикология 2 - 3

Медицинская микробиология - 2 3

Биофизика 2 - 3

Биомеханика 2 - 3

Медицинские технологии (МТ) 4 - 6

Курсовая работа по МТ 2 3

Щ Итого 16 4 30

Таблица 2

Учебный план первого семестра для студентов с профильным базовым образованием

Дисциплина Количество часов в неделю Кредитные единицы

Лекция Практика

1 Обработка сигналов 2 - 3

1 Курсовая работа по обработке сигналов - 2 3

1 Медицинская электроника (МЭ) 2 - 3

1 Курсовая работа по МЭ - 3 4,5

1 Материалы 3 - 4,5

1 Фотоника (Ф) 2 - 3

1 Курсовая работа по Ф - 2 3

1 Методология проектирования (МП) 2 - 3

1 Курсовая работа по МП - 2 3

Щ Итого 11 9 30

Таблица з I Учебный план второго семестра для всех студентов

Дисциплина Количество часов в неделю Кредитные единицы

Лекции Практика

Технология программирования (ТП) 2 - 3

Курсовая работа по ТП - 1 1

Клиническое применение медицинских технологий, проект - 4 6

Делопроизводство 2 - 3

Делопроизводство, курсовая работа - 2 3

Инновационный менеджмент и маркетинг 2 - 3

Специализация: два проекта по 3 часа в неделю каждый - 6 9

Л Итого 6 13 28

По окончании второго семестра предусмотрена внешняя практика в течение 8 недель (8 кредитных единиц).

Третий семестр полностью отведен для подготовки и написания магистерской диссертации (Master's thesis) и оценивается 24 кредитными единицами. В результате вся магистерская программа составляет 90 кредитных единиц.

По окончании магистратуры студенты могут работать в различных областях, связанных с медицинскими технологиями: от исследований и развития до торговли и сервисного обслуживания. Госпитали, включая инспекторские службы и исследовательские организации, обеспечивают широкий диапазон возможностей трудоустройства для выпускников. Новая программа поддерживается ДААД (Немецкая служба академических обменов).

5. БМИ в Нидерландах

В университете Твенти с 1960 г. очень активно ведутся научные исследования по БМИ. И, как следствие, была организована специализация по БМИ для студентов, обучающихся на инженерных специальностях, в виде специальных курсов и исследовательских проектов. В 2001 г. в университете была открыта пятилетняя образовательная программа, включающая бакалавриат (3 года) и магистратуру (2 года).

Анализ потенциального рынка труда для выпускников программы с учетом наличия подобных образовательных программ в других университетах (в том числе

в университете Eindhoven, Нидерланды) позволил определить три основные области для новой образовательной программы: материалы и ткани, возмещение утраченных функций, технологии здравоохранения.

Первые 2 года (по три семестра каждый) студенты изучают основы техники и биомедицины, а также математику, информационные технологии, основы психологии и этики. В каждом семестре (триместр) предусмотрены проекты. Все образовательные методы нацелены на достижение студентами требуемых компетенций.

В табл. 4 приведен перечень дисциплин для каждого триместра первого и второго курсов.

Третий год обучения в бакалавриате включает три блока, каждый из которых оценивается 14 кредитными единицами (1 кредитная единица эквивалентна 40 часам студенческой работы):

1) специализация в области БМИ (должна быть выбрана);

2) дополнительный набор различных дисциплин;

3) проект (исследование или развитие).

Двухлетняя магистерская программа фокусируется на

одной из выбранных областей специализации и построена на комбинации обязательных дисциплин, сопровождаемых курсовыми проектами, и дисциплин по выбору. В связи с тем что в данной программе задействованы представители разных (учебных и исследовательских) подразделений университета, за качество учебного процесса в каждом триместре отвечает координатор, который регулярно встречается с директором программы для обсуждения и решения текущих вопросов.

Таблица 4 Перечень дисциплин, изучаемых на первом и втором курсах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Триместр Первый курс Второй курс

Первый Биомеханика Анатомия и физиология человека Биосистемы Нейрофизиология

Второй Биохимия Микробиология Информационные технологии Медицинская электроника Организация и менеджмент здравоохранения

Третий Биофизика Физиологические измерения Термодинамика и транспорт Развитие и дегенерация человека

№ 1/2009 | биотехносфера

6. Междисциплинарная образовательная программа «Технологии здравоохранения»

Развитие информационных и коммуникационных технологий требует подготовки специалистов, способных внедрять и использовать новые технологии в здравоохранении. Образовательные программы, отвечающие новым требованиям рынка труда, связанного с медицинскими технологиями, должны быть нацелены не только на тех, кто имеет базовое техническое образование, но и на тех, кто имеет базовое медицинское образование.

В связи с этим в университете Лондона была разработана новая междисциплинарная магистерская программа «Технологии здравоохранения», цель которой — обеспечить:

• хорошую теоретическую подготовку по базовым научным и медицинским дисциплинам, связанным с технологиями здравоохранения;

• понимание научных основ клинических и технических проблем в области здравоохранения и возможностей их решения с помощью современных технологий.

Программа является междисциплинарной, отражающей сложности системы здравоохранения, гибкой и модульной с учетом возможностей рынка.

Студентам предлагается 60 учебных модулей, из которых они должны выбрать 10. Такое множество модулей связано с тем, что программа предназначена для широкого круга потенциальных студентов с различным базовым образованием, например: биомедицинская инженерия, информационные технологии, фармацевтика, радиография, медицина (врач общей практики, врач интенсивной терапии).

Каждой категории поступающих предлагается соответствующий портфолио модулей, в наибольшей степе-

ни отвечающий их профессиональным потребностям. Студенты обучаются по дневной или вечерней форме. Ряд модулей предлагается в электронном виде (е-!еэгп1пё).

Для расширения профессиональных возможностей выпускников на рынке труда развитие программы идет по пути включения новых модулей, в том числе телемедицины, ГИС-технологии в здравоохранении, а также разработки специализаций для каждого модуля, например, технологии обработки изображений, менеджмент технологий здравоохранения, биоинформатика и компьютерные технологии в здравоохранении. Причем в каждом модуле кроме обязательных дисциплин содержатся дисциплины по выбору.

Новая междисциплинарная магистерская программа по технологиям здравоохранения отражает реальные процессы в системе охраны здоровья и ее потребности в специалистах медико-технического профиля.

Заключение

Изменения в обществе требуют от университетов проводить ревизию своих образовательных программ и создавать новые возможности адаптации к обществу, основанные на инновационных знаниях, а также обеспечивать потребности рынка труда в условиях интернационализации образования. После вступления России в ВТО насущной проблемой многих российских вузов станет обеспечение своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В этой связи развитие международных научно-образовательных программ и инициатив, в том числе создание совместных программ «двойных» дипломов, становится все более актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.