УДК 57.08+615.47+615.8
Л. Т. Сушкова, д-р техн. наук, Владимирский государственный университет
Европейский опыт подготовки специалистов медико-технического профиля
Ключевые слова: биомедицина, образование, высшая школа
Введение
Потребность реформирования системы высшего образования в России вызвана глобализацией в обществе, интернационализацией образования, трансформацией действующих университетов в академические инновационные университеты, необходимостью участия России в мировых интеграционных процессах, в том числе Болонском процессе в Европе.
Новая система должна привести к более активному и эффективному взаимодействию российских университетов с внешней средой и тем самым укрепить позиции в мире.
Для успешного развития инновационного образования необходимы применение междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных обучающих технологий, тесное взаимодействие учебной деятельности и научных исследований, целенаправленное формирование у студентов знаний и умений (компетенций) с учетом отечественных и зарубежных аналогов образовательных программ, методов и средств обучения.
В этой связи представляет интерес опыт ряда европейских вузов по подготовке специалистов медико-технического профиля, конкурентоспособных на рынке труда. Специфика европейской системы образования заключается в стремлении создать единое образовательное пространство, обеспечить академическую мобильность и достичь взаимного признания дипломов и образовательных программ. Один из путей решения этой задачи — проект создания международной программы по биомедицинской инженерии (БМИ) на основе опыта, накопленного в Италии, Германии, Нидерландах, Англии. Это и будет темой данной статьи, подготовленной на базе материалов европейских конференций по медицинской и биологической технике (ЕМВЕС'02, Вена, 4-8 декабря 2002 г., ЕМВЕС'05, Прага, 20-25 ноября 2005 г.).
1. Европейский подход к программе по БМИ
Модернизация европейской системы образования в настоящее время идет по пути устранения различий, связанных с национальными традициями, и развития академической мобильности студентов, преподавате-
лей, ученых. Для этого необходимо добиться взаимного признания дипломов и образовательных программ, т. е. их соответствия определенному минимуму требований.
Международная федерация по биомедицинской инженерии (IFMBE) уже поставила вопрос о необходимости координации и унификации программ по БМИ.
В Европе программы по БМИ всех уровней предлагаются более чем 150 университетами, университетами прикладных наук, политехническими школами и академиями. Существуют три типа программ по БМИ: интегрированные, специальные и междисциплинарные. Все они иллюстрируют различные системы в Европе.
Интегрированная программа представлена в основном бакалаврским уровнем (но также существует и магистерский уровень). Базовые дисциплины программы начинаются уже с первого курса и обучение продолжается 3-4 года.
Специальная программа обычно организуется на магистерском или докторском уровнях (postgraduate studies) и рассчитана на 2-3 года.
Междисциплинарные программы базируются на широком диапазоне инженерных знаний. В них дисциплины БМИ представлены на старших курсах (иногда как дисциплины по выбору для небольшой группы студентов). Продолжительность таких программ обычно 5 лет.
В университете Загреба был проведен анализ рынка труда для выпускников по БМИ. Предполагалось, что в первую очередь это должны быть промышленность и сервисная служба (поддержка системы здравоохранения). Однако в связи с политическими и экономическими изменениями в Европе и мире начиная с 1990-х гг. во многих странах медицинская промышленность переживала не лучшие времена, а сервисная служба существенно зависит от экономики страны и финансовых возможностей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Кроме того, не был определен профессиональный и социальный статус специалиста по БМИ в ЛПУ. Биомедицинский инженер и (или) клинический инженер воспринимается системой здравоохранения только как специалист по ремонту оборудования.
Академическая мобильность и сотрудничество университетов дают возможность специалистам с Востока повысить уровень базовых знаний и инженерных навыков на Западе. Поэтому достижение международного признания странами Европы программ по БМИ и про-
фессиональной квалификации выпускников чрезвычайно актуально.
С этой целью были проведены специальные конференции (ВЮМЕйЕА) в Нидерландах (2004), Польше (2005), Германии (2005), где обсуждались структура и содержание бакалаврской и магистерской программ по БМИ, критерии для приема студентов, аккредитация и сертификация профессионалов, работающих в системе здравоохранения, и другие темы. Было признано, что необходимо создать международную программу по БМИ, в которой учитывались бы происходящие в системе здравоохранения реформы, нацеленные на снижение затрат и требующие подготовки специалистов, способных внедрить новые информационные, коммуникационные, неинвазивные или минимально инвазивные медицинские технологии. Более того, превентивная медицина и пропаганда здоровья также базируются на новых технологиях, в том числе на Интернете и мультимедиа. Все эти технологии должны быть в основе знаний по БМИ. Придавая особое значение роли биомедицинского и (или) клинического инженера в ЛПУ и признавая, что более 80 % всех диагностических и терапевтических процедур осуществляется с помощью различных медицинских приборов, поставлен вопрос о признании в клинике в качестве «медицинских работников» профессионалов с инженерным образованием, обеспечивающих исправную работу медицинской техники.
Поскольку биомедицинская техника и наука развиваются в направлении создания центров компетенции, соединенных соответствующими сетями, биомедицинский инженер должен стать специалистом в той или иной области биомедицинской инженерии и пройти индивидуальный образовательный путь. Такое индивидуальное образование можно обеспечить только через мобильность и сопоставимость программ.
Будущее покажет, можно ли обеспечить качественное образование по БМИ с помощью новых технологий, подобных дистанционному обучению. Для биомедицинского инженера чрезвычайно важны знания о специфическом оборудовании, умения и навыки, которые наилучшим образом формируются на основе практики и в клинической среде.
2. Образование по БМИ в Италии
В 1968-69 гг. были открыты программы по биомедицинской электронике в университетах Падуи и Неаполя, биоэнергетике и биоэлектронике в политехническом университете Милана. Курсы последипломного образования по биомедицинской технике появились в 197172 гг. в университете Неаполя, а в 1982 г. консорциумом из двух университетов (Милана и Болоньи) открыл докторскую программу по биоинжинирингу (PhD). В 2000 г. 150 бакалаврских курсов по БМИ уже существовали в 19 университетах Италии, в то время как PhD и магистерские курсы по БМИ открылись только в девяти университетах.
В соответствии с реформой высшего образования в Европе начиная с 2001 г. в Италии был принят новый образовательный цикл, включающий в себя первый уровень образования (3 года), затем второй двухлетний уровень со степенью специалиста и (или) магистра и третий уровень — PhD (научная степень, 3 года). Подготовка ведется по двум научно-образовательным направлениям университетского уровня: «Электроника и информатика биоинженерии» и «Промышленная биоинженерия». PhD-степень по биоинженерии доступна выпускникам второго уровня обучения. Начиная с 1982 г. Итальянское научное общество по биоинженерии ежегодно проводит тематическую школу по БМИ в Bressanone.
В настоящее время в университетах Болоньи, Генуи, Милана, Неаполя, Падуи, Пизы, Рима («La Sapienza» и «Campus Biomedico»), Турина и Триеста предлагаются программы по БМИ первого уровня (3 года), а в ближайшее время будут внедрены программы второго уровня (специалист, 2 года). Остальные университеты предлагают только специальные курсы или некоторые модули по БМИ в рамках других инженерных программ.
Между прочим, в Италии специалисты, которые намерены работать на инженерной должности, должны зарегистрироваться в Итальянском совете инженеров (Ordine degli Ingegneri). Советом сформированы две секции: секция А — для тех, кто получил степень специалиста по технике (инженер), и секция В — для тех, кто имеет степень по технике (младший инженер).
В Италии пока не существует понятия «клинический инженер». Но для инженеров, работающих в госпиталях, в структурах системы здравоохранения или в медицинской промышленности организуются курсы повышения квалификации.
Необходимость создания единого образовательного пространства в Европе в рамках Болонского процесса требует от европейских университетов перехода от одноуровневой (традиционной)системы образования к многоуровневой, внедрения системы зачетных единиц (кредитов), а от итальянского министерства образования и науки — разработки и внедрения системы сертификации и аккредитации образовательных университетских программ, определения минимальных требований к курсам обучения по биомедицинской технике.
3. БМИ в Эстонии
Деятельность в области БМИ в Эстонии началась в Таллинском техническом университете (ТТУ) в 1993 г. с введения специализации в рамках программы по компьютерной технике. Затем были созданы Центр биомедицинской инженерии и Общество по БМИ и медицинской физике.
В 1996 г. в ТТУ была открыта программа по электронике и биомедицинской технике, а в 2001 г. — магистерская и докторская программы по БМИ и медицинской физике.
№ 1/2009 I'
биотехносфера
Однако эти программы не сразу получили признание по причине отсутствия национальной медицинской промышленности (за исключением малых предприятий), а также отсутствия в ЛПУ инженерных должностей.
С 2002 г. в Эстонии в соответствии с требованиями и рекомендациями Болонской декларации начался переход на новую многоуровневую схему высшего образования: бакалавриат (3 года , 120 кредитов, специальные курсы по БМИ отсутствуют); магистратура (2 года, 80 кредитов, включает специальные предметы); РИй-программа (4 года, 160 кредитов, подготовка исследователей и специалистов высшего уровня).
К магистерской программе допускаются студенты, имеющие степень бакалавра по технике и физике или наукам о жизни.
В программе обучения предусмотрены такие компетенции, как:
1) знания по биологии и медицине, технике и физике и их применению в биомедицине;
2) навыки по информационным технологиям, устной (письменной) коммуникации, исследованиям и развитию;
3) организационные навыки; умение работать и поведение в коллективе; понимание биомедицинской этики, знание принципов проведения исследований с учетом этических норм.
4. Пример разработки новой совместной магистерской программы «Медицинские технологии» в Германии
Цель новой магистерской программы, разработанной университетом прикладных наук совместно с университетом Любека (Германия) — подготовить инженеров с техническим образованием к работе в области медицинских технологий, базирующихся на научных знаниях.
Обучение ведется на английском языке. К программе допускаются бакалавры или инженеры по одной из следующих областей: электроника, информационные технологии, механика, физика, производственные процессы, технология материалов, медицинские технологии.
Учебный процесс включает в себя три семестра и начинается с зимнего семестра.
В табл. 1 приведены перечни дисциплин первого семестра для студентов с техническим базовым образованием, в табл. 2 — со степенью по профилю данной магистерской программы («Медицинские технологии»).
В табл. 3 приведен учебный план второго семестра, который является общим для всех студентов.
Таблица 1 I Учебный план первого семестра для студентов с техническим базовым образованием
Дисциплина Количество часов в неделю Кредитные единицы
Лекции Практика
Анатомия (Физиология) 4 - 6
Гигиена и стерилизация 2 - 3
Токсикология 2 - 3
Медицинская микробиология - 2 3
Биофизика 2 - 3
Биомеханика 2 - 3
Медицинские технологии (МТ) 4 - 6
Курсовая работа по МТ 2 3
Щ Итого 16 4 30
Таблица 2
Учебный план первого семестра для студентов с профильным базовым образованием
Дисциплина Количество часов в неделю Кредитные единицы
Лекция Практика
1 Обработка сигналов 2 - 3
1 Курсовая работа по обработке сигналов - 2 3
1 Медицинская электроника (МЭ) 2 - 3
1 Курсовая работа по МЭ - 3 4,5
1 Материалы 3 - 4,5
1 Фотоника (Ф) 2 - 3
1 Курсовая работа по Ф - 2 3
1 Методология проектирования (МП) 2 - 3
1 Курсовая работа по МП - 2 3
Щ Итого 11 9 30
Таблица з I Учебный план второго семестра для всех студентов
Дисциплина Количество часов в неделю Кредитные единицы
Лекции Практика
Технология программирования (ТП) 2 - 3
Курсовая работа по ТП - 1 1
Клиническое применение медицинских технологий, проект - 4 6
Делопроизводство 2 - 3
Делопроизводство, курсовая работа - 2 3
Инновационный менеджмент и маркетинг 2 - 3
Специализация: два проекта по 3 часа в неделю каждый - 6 9
Л Итого 6 13 28
По окончании второго семестра предусмотрена внешняя практика в течение 8 недель (8 кредитных единиц).
Третий семестр полностью отведен для подготовки и написания магистерской диссертации (Master's thesis) и оценивается 24 кредитными единицами. В результате вся магистерская программа составляет 90 кредитных единиц.
По окончании магистратуры студенты могут работать в различных областях, связанных с медицинскими технологиями: от исследований и развития до торговли и сервисного обслуживания. Госпитали, включая инспекторские службы и исследовательские организации, обеспечивают широкий диапазон возможностей трудоустройства для выпускников. Новая программа поддерживается ДААД (Немецкая служба академических обменов).
5. БМИ в Нидерландах
В университете Твенти с 1960 г. очень активно ведутся научные исследования по БМИ. И, как следствие, была организована специализация по БМИ для студентов, обучающихся на инженерных специальностях, в виде специальных курсов и исследовательских проектов. В 2001 г. в университете была открыта пятилетняя образовательная программа, включающая бакалавриат (3 года) и магистратуру (2 года).
Анализ потенциального рынка труда для выпускников программы с учетом наличия подобных образовательных программ в других университетах (в том числе
в университете Eindhoven, Нидерланды) позволил определить три основные области для новой образовательной программы: материалы и ткани, возмещение утраченных функций, технологии здравоохранения.
Первые 2 года (по три семестра каждый) студенты изучают основы техники и биомедицины, а также математику, информационные технологии, основы психологии и этики. В каждом семестре (триместр) предусмотрены проекты. Все образовательные методы нацелены на достижение студентами требуемых компетенций.
В табл. 4 приведен перечень дисциплин для каждого триместра первого и второго курсов.
Третий год обучения в бакалавриате включает три блока, каждый из которых оценивается 14 кредитными единицами (1 кредитная единица эквивалентна 40 часам студенческой работы):
1) специализация в области БМИ (должна быть выбрана);
2) дополнительный набор различных дисциплин;
3) проект (исследование или развитие).
Двухлетняя магистерская программа фокусируется на
одной из выбранных областей специализации и построена на комбинации обязательных дисциплин, сопровождаемых курсовыми проектами, и дисциплин по выбору. В связи с тем что в данной программе задействованы представители разных (учебных и исследовательских) подразделений университета, за качество учебного процесса в каждом триместре отвечает координатор, который регулярно встречается с директором программы для обсуждения и решения текущих вопросов.
Таблица 4 Перечень дисциплин, изучаемых на первом и втором курсах
Триместр Первый курс Второй курс
Первый Биомеханика Анатомия и физиология человека Биосистемы Нейрофизиология
Второй Биохимия Микробиология Информационные технологии Медицинская электроника Организация и менеджмент здравоохранения
Третий Биофизика Физиологические измерения Термодинамика и транспорт Развитие и дегенерация человека
№ 1/2009 | биотехносфера
6. Междисциплинарная образовательная программа «Технологии здравоохранения»
Развитие информационных и коммуникационных технологий требует подготовки специалистов, способных внедрять и использовать новые технологии в здравоохранении. Образовательные программы, отвечающие новым требованиям рынка труда, связанного с медицинскими технологиями, должны быть нацелены не только на тех, кто имеет базовое техническое образование, но и на тех, кто имеет базовое медицинское образование.
В связи с этим в университете Лондона была разработана новая междисциплинарная магистерская программа «Технологии здравоохранения», цель которой — обеспечить:
• хорошую теоретическую подготовку по базовым научным и медицинским дисциплинам, связанным с технологиями здравоохранения;
• понимание научных основ клинических и технических проблем в области здравоохранения и возможностей их решения с помощью современных технологий.
Программа является междисциплинарной, отражающей сложности системы здравоохранения, гибкой и модульной с учетом возможностей рынка.
Студентам предлагается 60 учебных модулей, из которых они должны выбрать 10. Такое множество модулей связано с тем, что программа предназначена для широкого круга потенциальных студентов с различным базовым образованием, например: биомедицинская инженерия, информационные технологии, фармацевтика, радиография, медицина (врач общей практики, врач интенсивной терапии).
Каждой категории поступающих предлагается соответствующий портфолио модулей, в наибольшей степе-
ни отвечающий их профессиональным потребностям. Студенты обучаются по дневной или вечерней форме. Ряд модулей предлагается в электронном виде (е-!еэгп1пё).
Для расширения профессиональных возможностей выпускников на рынке труда развитие программы идет по пути включения новых модулей, в том числе телемедицины, ГИС-технологии в здравоохранении, а также разработки специализаций для каждого модуля, например, технологии обработки изображений, менеджмент технологий здравоохранения, биоинформатика и компьютерные технологии в здравоохранении. Причем в каждом модуле кроме обязательных дисциплин содержатся дисциплины по выбору.
Новая междисциплинарная магистерская программа по технологиям здравоохранения отражает реальные процессы в системе охраны здоровья и ее потребности в специалистах медико-технического профиля.
Заключение
Изменения в обществе требуют от университетов проводить ревизию своих образовательных программ и создавать новые возможности адаптации к обществу, основанные на инновационных знаниях, а также обеспечивать потребности рынка труда в условиях интернационализации образования. После вступления России в ВТО насущной проблемой многих российских вузов станет обеспечение своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
В этой связи развитие международных научно-образовательных программ и инициатив, в том числе создание совместных программ «двойных» дипломов, становится все более актуальным.