Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВИРУСЫ ГЕПАТИТОВ и КАНДИДАТЫ, ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА ИХ РОЛЬ'

НОВЫЕ ВИРУСЫ ГЕПАТИТОВ и КАНДИДАТЫ, ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА ИХ РОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВИРУСЫ ГЕПАТИТОВ и КАНДИДАТЫ, ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА ИХ РОЛЬ»

ученых из 73 стран мира. Круг обсуждаемых вопросов был чрезвычайно широк и включал в себя рассмотрение таких проблем, как этиология и патогенез вирусных гепатитов; лабораторная диагностика; профилактика и лечение; поиск новых возбудителей, которые могут быть ассоциированы с возникновением гепатита. Были представлены новые данные, публикация которых в научных журналах ещё только планируется.

НОВЫЕ ВИРУСЫ ГЕПАТИТОВ и КАНДИДАТЫ, ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА ИХ РОЛЬ.

Заседание с таким названием состоялось в последний день работы симпозиума - 13 апреля и вызвало повышенный интерес аудитории. Это прежде всего было связано с ситуацией, сложившейся вокруг открытия SEN-вируса. Информация о существовании этого вируса впервые была опубликована в августе 1999 года в газете «Нью-Йорк Тайме», в интервью итальянского исследователя Daniele Primi. До сих пор отсутствуют публикации о SENV в научных изданиях, что не позволяет ученым оценить это открытие. Учитывая это, выступление Daniele Primi ждали с особым вниманием.

Daniele Primi сообщил, что в сыворотке крови больного ВИЧ-инфекцией были идентифицированы ранее неизвестные последовательности ДНК, что позволило предположить существование ранее неизвестного вируса. Анализ различных изолятов вируса установил существование его восьми вариантов, обозначаемых латинскими буквами от А до Н (SEN-A; SEN-B; SEN-C; SEN-D; SEN-E; SEN-F; SEN-G и SEN-H). Эти вирусы имели следующие характеристики: содержали одноцепочечную ДНК, представленную линейной молекулой, протяженностью 3800 нуклеотидов с тремя открытыми рамками считывания. Изучение различных изолятов SENV, продемонстрировало вариабельность отрытых рамок считывания по протяженности. Для выявления каждого из восьми вариантов SEN-вируса разработан диагностикум для определения ДНК-вируса при помощи цепной полимеразной реакции с детекцией амплификационного продукта в ИФА.

При тестировании ДНК- SENV зарегистрирована различная частота выявления вариантов вируса среди доноров крови и лиц, принимающих наркотики, больных гепатитом В и С. Так, если среди безвозмездных доноров крови выявляли практически только SENV-B, то среди лиц, принимающих наркотики внутривенно, представлены все варианты вируса с преобладанием SENV-A, Установлено наличие различных вариантов вируса у больных гепатитом В и С.

В заключение доклада Daniele Primi сделал следующие выводы:

• вирусы SEN представляют собой группу вирусов, обладающих высокой геторогенностью генома;

• SENV реплицируется в клетках печени;

• SENV может передаваться при переливании крови;

• SENV-D и SENV-H чаще присутствуют у больных гепатитом В и С.

Частоте выявления ДНК SENV в различных группах населения и определению этиологической роли этого вируса в развитии гепатита было посвещено выступление Harvey Alter и тезисы T.Umemura с соавторами (GO 18). Приблизительно у 2% доноров крови США зарегистрировано наличие ДНК SEN вируса, представленного двумя его вариантами. По мнению Harvey Alter существуют четкие доказательства взаимосвязи (в 5% случаев) между переливанием крови с наличием SEN вируса и гепатитом, свидетельством которого служит повышение уровня АЛТ. Однако большинство случаев переливания ДНК SENV позитивной крови не приводит к развитию гепатита. Вместе с тем частота выявления ДНК SENV среди пациентов, у которых был зарегистрирован острый посттрансфузионный гепатит "ни А, ни Е" (83%), достоверно выше показателей выявления вируса среди пациентов, которым кровь не переливали (3%). Эти результаты подтверждают положение об обнаружении ранее неизвестного возбудителя пострансфузионного гепатита. Несмотря на эти и другие данные, Harvey Alter призвал к осторожности в трактовке этих результатов и необходимости дальнейших исследований.

На заседании был также обсужден этический аспект публикации материалов о SENV в ненаучных изданиях. Председатель этого заседания Issa Muchavar высказал недоумение по

этому поводу, сказав, что информация о всех вирусах гепатитов должна быть полностью доступна для всех исследователей.

Другому вирусу, также претендующему на роль этиологического агента гепатита, ТТ-вирусу, посвящено выступление профессора Shunji Mishiro и несколько постерных сообщений.

Вирус ТТ - ДНК-содержащий вирус, первоначально отнесенный к семейству Circoviridae. Исследование ДНК различных изолятов TTV продемонстрировало существование его различных вариантов, обозначаемых римскими цифрами от I до XVI (Y.E.Khudyakov et.al, G013). Полное секвенирование ДНК TTV позволило I. Muchavar предложить классифицировать этот вирус как первый представитель нового семейства Circinoviridae. S. Mishiro установил, что изоляты TTV-подобных вирусов, обозначенных как "SANBAN" и "YANBAN", и впервые идентифицированный вирус - TLMV (Т like mini virus) - занимают промежуточное положение между представителями семейств Circinoviridae и Circoviridae.

Несмотря на интенсивное обсуждение вопроса об этиологической роли TTV в развитии гепатита, окончательный ответ не был получен. S. Mishiro напомнил о данных, опубликованных в первых публикациях об идентификации TTV. Строгий параллелизм между развитием острого гепатита после гемотрансфузий и обнаружением ДНК TTV с последующим исчезновением позволяли утверждать об этиологической роли TTV. Вместе с тем, исследования, проведенные в Европе и США (M.Michailov et.al (B011); T.Yashina et.al (G001); J.Xiang et.al (G002); C.Niel et.al (134) и др.), также свидетельствуют о широком распространении этого вируса, но без развития острого гепатита. Так, например, V. Thibault et.al (G001), сравнивая результаты выявления ДНК TTV среди пациентов до и после операции на сердце, установил статистически достоверные различия в полученных результатах (соответственно 16,6 % и 69,0%; р = 0,05). Случаев острого гепатита, которые можно было бы связать с TTV, зарегистрировано не было. Вместе с тем утверждать об отсутствии какого-либо влияния этого вируса на организм человека пока ещё нельзя. Так, в докладе Shunji Mishiro были приведены данные о возможной роли TTV-1 в развитии стеатогепатита, т.е «реакции организма, гистологически напоминающей острый алкогольный гепатит» (по Ш. Шерлок и Дж. Дули, «Заболевание печени»). Продемонстрировано, что уровень активности АЛТ в процессе абстиненции приходит в норму статистически достоверно позже среди лиц, имеющих ДНК TTV.

Вирусу гепатита G (HGV-C) на данном конгрессе было уделено несколько меньшее внимание, чем SENV и TTV. Наряду с высоким уровнем распространения HGV-C среди различных групп населения [J.T. Stapleton et.al (135); C.L.Loureiro et.al (G015) и др.], не было определено его значение в развитии патологических процессов, например таких, как первичный рак печени [L.Hwang et.al (H003)].

Результаты поиска и исследования «новых» вирусов, претендующих на этиологическую роль в возникновении гепатита, свидетельствуют о широких методических возможностях в проведении этой работы (Helen Lee) и, возможно, новых открытиях в этом разделе изучения гепатитов человека.

М.И.Михайлов, Институт эпидемиологии и микробиологии им, Н.Ф.Гамалеи РАМН.

ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА В ЛАМИВУДИНОМ.

На симпозиуме значительное внимание было уделено проблеме хронического гепатита В и его лечению. Несмотря на возможности вакцинопрофилактики гепатита В, в мире по прежнему остается очень много людей, страдающих этим тяжелым заболеванием. В полной мере не решен вопрос лечения хронического гепатита В. Остававшаяся до последнего времени стандартом в лечении хронического гепатита В интерферонотерапия из-за относительно невысокой эффективности, большого количества побочных эффектов и высокой стоимости не может удовлетворить врачей и пациентов.

В последние годы накопился опыт применения синтетических нуклеозидов и, в частности, ламивудина. Длительная терапия (более года) ламивудином в дозе 100 мг в день при очень хорошей переносимости приводит к стойкому ответу приблизительно в 20% случаев, трехгодовой курс этим препаратом увеличивает частоту сероконверсии HBeAg к анти-НВе до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.