Научная статья на тему 'Новые виды учебной деятельностив информационной образовательной среде'

Новые виды учебной деятельностив информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / NEW EDUCATIONAL RESULTS / TYPES OF LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталья Евгеньевна

В данной статье рассматриваются особенности современной информационной образовательной среды. Федеральные государственные стандарты общего образования определяют создание информационной образовательной среды как важнейшее условие для достижения высокого качества образования. В статье подчеркивается, что новые образовательные результаты могут быть достигнуты только в процессе освоения современных видов учебной деятельности в информационной образовательной среде. В данной среде учитель имеет возможность при конструировании урока находить и использовать новые, более эффективные виды учебной деятельности. В статье рассмотрен пример классификации видов учебной деятельности. Приведены примеры уроков с использованием новых видов учебной деятельности в современной информационной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Types of Learning Activities in the Informationand Educational Environment

The article deals with the features of modern information and educational environment. Federal state standards of general education define creation of the information educational environment as the major condition for getting quality education. It is emphasized that new educational results can be achieved only in the course of development of modern types of learning activities in the information educational environment where the teacher has the opportunity to find and use new, more effective types of educational activities at the lessons. The article offers an example of classification of types of learning activities. Examples of lessons with the use of new types of activities in the modern information educational environment are given.

Текст научной работы на тему «Новые виды учебной деятельностив информационной образовательной среде»

1УДК 372.8 ББК 74.263.2

новые виды учебной деятельности в информационной образовательной среде

Н. Е. Воробьева

В данной статье рассматриваются особенности современной информационной образовательной среды. Федеральные государственные стандарты общего образования определяют создание информационной образовательной среды как важнейшее условие для достижения высокого качества образования. В статье подчеркивается, что новые образовательные результаты могут быть достигнуты только в процессе освоения современных видов учебной деятельности в информационной образовательной среде. В данной среде учитель имеет возможность при конструировании урока находить и использовать новые, более эффективные виды учебной деятельности. В статье рассмотрен пример классификации видов учебной деятельности. Приведены примеры уроков с использованием новых видов учебной деятельности в современной информационной образовательной среде.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, виды учебной деятельности, новые образовательные результаты.

NEw TYpes of LEARNING AcTiviTiEs iN THE iNFoRMATioN AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

N. E. Vorobyeva

The article deals with the features of modern information and educational environment. Federal state standards of general education define creation of the information educational environment as the major condition for getting quality education. It is emphasized that new educational results can be achieved only in the course of development of modern types of learning activities in the information educational environment where the teacher has the opportunity to find and use new, more effective types of educational activities at the lessons. The article offers an example of classification of types of learning activities. Examples of lessons with the use of new types of activities in the modern information educational environment are given.

Keywords: information educational environment, types of learning activities, new educational results.

Современные тенденции развития и направления образования нашего общества требуют повышения качества подготовки школьников, способных к продуктивной деятельности в быстро меняющихся социальных условиях. Повышение качества образования напрямую связывают с созданием новой информационной образовательной среды, которая будет способствовать достижению новых образовательных результатов. В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости создания такой образовательной среды, которая способствует достижению целей общего образования, обеспечивает его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законный представителей) и всего об-

щества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; обеспечивает преемственность всех ступеней общего образования, учитывает особенности организации общего образования на каждой его ступени, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на конкретной ступени общего образования [1]. Многие ученые в своих исследованиях говорили о необходимости создания такой среды. М. А. Сурхаев [2] и М. М. Ниматулаев [3, с. 27; 4, с. 53], А. С. Захаров [5, с. 23], О. Г. Петрова [6, с. 19] приходят к выводу о необходимости создания информационно-коммуникационной среды для достижения новых образовательных результатов.

С. В. Зенкина [7, с. 49] отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов. Е. В. Чернобай [8, с. 40] приходит к выводу о необходимости создания информационной образовательной среды и определяет ее как совокупность (скорее систему) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс и ориентирующих его участников на получение новых планируемых образовательных результатов.

Изучение теории и практики различных подходов к феномену «информационно-образова-

тельная среда» показало, что информационная образовательная среда обладает огромным дидактическим потенциалом и именно в ней происходит этап информатизации различных видов деятельности человека, которые обусловлены развитием телекоммуникаций, интернет-технологий, веб-сервисов и т. д. Именно такая среда способна предоставить образовательному процессу те качества, которые обеспечат достижение востребованных современным обществом образовательных результатов. Новые образовательные результаты могут быть достигнуты только в процессе освоения современных видов учебной деятельности, то есть в инновационном образовательном процессе, выстроенном в информационной образовательной среде.

В своей работе Е. В. Чернобай приводит классификацию видов учебной деятельности, используемых в информационной образовательной среде, в основу которой положены такие призна-

Таблица 1

Технологическая карта урока 1

Тема урока Поиск и сортировка информации в табличных базах данных

Цель урока Создать условия для обучения основным технологиям поиска и сортировки информации в базах данных на примере приложения Ms Access

Задачи урока Обучающие: • показать практическое применение теоретического материала; • познакомить учащихся с технологиями поиска и сортировки информации в базах данных на примере приложения Ms Access. Развивающие: • формирование культуры речи; • формирование умения корректно высказывать точку зрения. Воспитательные: • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы; • воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность в работе

Планируемые результаты Предметные: • изучение приложения Ms Access как средства поиска и сортировки информации, формирование представления об основных изучаемых понятиях; • формирование интереса к конкретным областям знаний. Метапредметные: • навыки анализа процессов в технических и социальных системах, выделение в них информационной составляющей; • общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации; • навыки классификации информационных процессов по принятому основанию; • развитие мышления (гибкость, рациональность, оригинальность); • умение решать абстрактные задачи; • формирование прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять имеющиеся знания для решения практических задач); • развитие коммуникативных умений; • формирование умений самоконтроля и самооценки. Личностные: понимание значимости информационной деятельности для современного человека

Формы организации образовательного пространства на занятии Диалоговая, индивидуальная, групповая

Таблица 2

Технология проведения урока 1

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Организационный: подготовка класса к работе, постановка проблемы Рассказывает о создавшейся проблеме по поиску информации Анализируют причины, выдвигают гипотезы

Актуализация знаний Создание ситуации успеха для каждого обучающегося через повторение ранее изученного материала Дают определения понятий, отвечают на вопросы

Мотивация Активизация сознательной деятельности: предлагает обучающимся самостоятельно поставить перед собой задачи Ставят перед собой учебные задачи

Погружение в тему (изучение нового материала) Введение нового знания: создание фильтров, форм, запросов в приложении Ms Access Слушают объяснение учителя, записывают новые понятия в тетрадь. Для закрепления полученных знаний выполняют практическую работу, выявляют вопросы, возникающие при выполнении работы. Виды деятельности, которые используются учащимися: - выполнение практической работы; - поиск и сортировка информации в электронных базах данных; - анализ таблиц; - моделирование; - подготовка и оформление с помощью прикладных программ результатов практической работы

Рефлексия Определение предварительного уровня достижения цели урока с помощью наводящих вопросов. Помогает учащимся оценить их деятельность в рамках занятия Отвечают на вопросы, на основе записей в тетради, выполнения практической работы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты

ки, как источник получения информации и формирование образовательного результата:

1. Виды деятельности со словесной основой:

• представление публичного доклада, выступления в виде презентации;

• подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации;

• контент-анализ выступлений одноклассников;

• самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами;

• поиск информации в электронных справочных изданиях: электронных энциклопедиях, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных;

• отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет (ЭОР), текст учебника, текст научно-популярной литературы).

2. Виды деятельности на основе восприятия образа:

• просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;

• участие в телеконференциях;

• наблюдения за демонстрациями учителя;

• объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;

• анализ графиков, таблиц, схем;

• анализ проблемных учебных ситуаций.

3. Виды деятельности с практической основой:

• постановка опытов для демонстрации классу;

• постановка фронтальных опытов;

• выполнение фронтальных лабораторных работ;

• выполнение работ практикума;

• разработка новых вариантов опыта;

• построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;

• проведение исследовательского эксперимента;

• моделирование и конструирование;

• решение экспериментальных задач;

• подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе

учебной и научно-познавательной деятельности.

Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача учителя - искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов [9, с. 31]. В большинстве научно-методических работ говорится о том, что состав и взаимосвязь компонентов информационной образовательной среды должны иметь гибкую структуру и функционал, которые могут быть адаптированы к особенностям среды конкретного образовательного учреждения, потребностям и способностям обучающихся. Подобными проблемами занимаются и ученые других стран [10]. Учитель, конструируя образовательную среду урока, имеет возможность находить и использовать новые, более эффективные виды учебной деятельности, которые будут способствовать повышению познавательной актив-

ности, что, в свою очередь, приведет к достижению новых образовательных результатов.

Рассмотрим примеры уроков с использованием новых видов учебной деятельности в информационной образовательной среде.

Урок 1 «поиск и сортировка информации в табличных базах данных»

Технологическая карта и технология проведения урока (табл. 1-2).

Урок 2 «Создание web-страницы с помощью языка разметки HTML»

Технологическая карта и технология проведения урока (табл. 3-4).

Планируемые результаты данных уроков могут быть достигнуты в информационной образовательной среде школы, которая включает:

• систему современных педагогических технологий;

• электронно-образовательные ресурсы;

• информационно-коммуникационное оборудование.

Таблица 3

Тема урока

Создание web-страницы с помощью языка разметки HTML

Цель урока

создать условия для обучения основным технологиям создания собственной web-страницы с применением форматирования на основе HTML

Задачи урока

Обучающие:

• показать практическое применение теоретического материала;

• познакомить учащихся с технологиями создания web-страницы с применением форматирования на основе HTML.

Развивающие:

• формирование культуры речи;

• формирование умения корректно высказывать точку зрения. Воспитательные:

• воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы;

• воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность в работе

Планируемые результаты

Предметные:

• изучение языка HTML как средства создания web-страниц;

• уметь применять основные теги для создания web-страниц;

• научиться создавать и оформлять web-страницы;

• формирование интереса к конкретным областям знаний. Метапредметные:

• общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;

• развитие мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);

• умение решать абстрактные задачи;

• формирование прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять имеющиеся знания для решения практических задач);

• развитие коммуникативных умений;

• формирование умений самоконтроля и самооценки.

Личностные: понимание значимости информационной деятельности для современного человека

Формы организации образовательного пространства на занятии

Диалоговая, индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока 2

Таблица 4

Технология проведения урока 2

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационный: подготовка класса к работе, постановка проблемы Рассказывает о web-страницах, разных способах их создания Анализируют способы создания web-страниц

Актуализация знаний Создание ситуации успеха для каждого обучающегося через повторение ранее изученного материала Дают определения понятий, отвечают на вопросы

Мотивация Активизация сознательной деятельности: предлагает обучающимся самостоятельно поставить перед собой задачи Ставят перед собой учебные задачи

Погружение в тему (изучение нового материала) Введение нового знания: создание Web-страниц с помощью языка HTML Слушают объяснение учителя, записывают новые понятия в тетрадь. Для закрепления полученных знаний выполняют практическую работу, выявляют вопросы, возникающие при выполнении работы. Виды деятельности, которые используются учащимися: - выполнение практической работы на компьютере; - поиск информации в электронных базах данных; - обработка информации с помощью языка HTML; - анализ работы; - подготовка и оформление результатов практической работы

Рефлексия Определение предварительного уровня достижения цели урока с помощью наводящих вопросов. Помогает учащимся оценить их деятельность в рамках занятия Отвечают на вопросы, на основе записей в тетради, выполнения практической работы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, планируют дальнейшие действия для самообразования, самопознания, самоактивизации

Виды учебной деятельности, которые используются на данных уроках, будут способствовать:

• повышению интереса к предмету;

• повышению мотивации к обучению;

• повышению эффективности обучения;

• развитию познавательной активности;

• формированию системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

• умению применять информационные технологии в своей учебной деятельности;

• разностороннему развитию обучаемого. Можно сделать вывод, что информационная

образовательная среда предоставляет возможность для вовлечения обучающихся в новые виды учебной деятельности, которые способствуют достижению новых образовательных результатов.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/201 Ш2/17^Ько1а^1а ^ай-site-dok.html (дата обращения: 30.10. 2014).

2. Сурхаев, М. А. Переход вузов к информационно-коммуникационной образовательной среде для достижения новых образователь-

ных результатов [Электронный ресурс] / М. А. Сурхаев // Преподавание ИТ в России: материалы 6-й конф. (Н. Новгород, Кремль, 12-13 мая 2008). - Режим доступа: http:// www.it-education.ru/2008/reports/Surhaev. htm#lit (дата обращения: 30.10.2014).

3. Ниматулаев, М. М. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей веб-технологий [Текст] / М. М. Нимату-лаев // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2012. - № 3. - С. 27-29.

4. Сурхаев, М. А. Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий [Текст] / М. А. Сурхаев, М. М. Ниматулаев // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та: совмест. изд. журн. «Вестник МГПУ» и журн. «Вестн. Марийского гос. ун-та». -2008. - № 1 (11). - С. 53-56.

5. Захаров, А. С. Организация современной образовательной среды как необходимое условие реализации требований ФГОС [Текст] / А. С. Захаров // Информатика и образование. - М., 2014. - № 5. - С. 23-27.

6. Петрова, О. Г. Информационно-образовательная среда современной школы как ус-

новые педагогические технологии

ловие реализации ФГОС общего образования [Текст] / О. Г. Петрова // Информатика и образование. - М., 2012. - J№ 9. - С. 19-23.

7. Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Зенкина. - М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2007. - С. 49.

8. Чернобай, Е. В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Чернобай. - М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2012. - С. 40.

9. Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст]: метод. рекомендации / Е. В. Чернобай. - М.: Просвещение,

2011. - С. 31-32.

10. Uribe Tirado, A. Information Literacy Competency Standards for Higher Education and their Correlation with the Cycle of Knowledge Generation [Text] / A. Uribe Tirado, W. Castaño Muñoz // Liber Quarterly: The Journ. of the As-sociartion of European Research Libraries. -

2012. - Vol. 22, No. 3.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://www.rg.ru/2011/02/17/shko la-standart-site-dok.html (accessed: 30.10.2014).

2. Surkhaev M. A. Perekhod vuzov k informa-tsionno-kommunikatsionnoy obrazovatelnoy srede dlya dostizheniya novykh obrazovatel-nykh rezultatov. Prepodavanie IT v Rossii: Proceedings of the 6th Conference (N. Novgorod, Kreml, 12-13 may 2008 g.). Available at: http://www.it-education.ru/2008/

reports/Surhaev.htm#lit (accessed: 30.10.2014).

3. Nimatulaev M. M. Proektirovanie sovremennoy informatsionnoy obrazovatelnoy sredy na osnove didakticheskikh vozmozhnostey veb-tekhnologiy. Standarty i monitoring v obrazovanii. Moscow, 2012, No. 3, pp. 27-29.

4. Surkhaev M. A., Nimatulaev M. M. Novaya obrazovatelnaya sreda kak osnova dlya vnedreniya novykh pedagogicheskikh tekhno-logiy. Vestn. Mosk. gor. ped. un-ta: sovmest. izd. zhurn. "VestnikMGPU" i zhurn. "Vestn. Mariy-skogo gos. un-ta". 2008, No. 1 (11), pp. 53-56.

5. Zakharov A. S. Organizatsiya sovremennoy ob-razovatelnoy sredy kak neobkhodimoe uslovie realizatsii trebovaniy FGOS. Informatika i ob-razovanie. Moscow, 2014, No. 5, pp. 23-27.

6. Petrova O. G. Informatsionno-obrazovatelnaya sreda sovremennoy shkoly kak uslovie realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. Moscow, 2012, No. 9, pp. 19-23.

7. Zenkina S. V. Pedagogicheskie osnovy orienta-tsii informatsionno-kommunikatsionnoy sredy na novye obrazovatelnye rezultaty. ScD Dissertation (Education). Moscow: In-t soderzhaniya i metodov obucheniya RAO, 2007. P. 49.

8. Chernobay, E. V. Metodicheskie osnovy podgo-

tovki uchiteley k proektirovaniyu uchebnogo protsessa v sovremennoy informatsionnoy ob-razovatelnoy srede (v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya). ScD Dissertation (Education). Moscow: In-t soderzhaniya i metodov obucheniya RAO, 2012. P. 40.

9. Chernobay E. V. Tekhnologiya podgotovki uroka

v sovremennoy informatsionnoy obrazovatelnoy srede: metod. rekomendatsii. Moscow: Prosve-shchenie, 2011. P. 31-32.

10. Uribe Tirado A., Castaño Muñoz W. Information Literacy Competency Standards for Higher Education and their Correlation with the Cycle of Knowledge Generation. Liber Quarterly: The Journ. of the Association of European research Libraries. 2012, Vol. 22, No. 3.

Воробьева Наталья Евгеньевна, учитель информатики средней общеобразовательной школе № 9, г. Ступино Московской области, аспирантка кафедры информационных технологий Академии социального управления, г. Москва e-mail: [email protected]

Vorobyeva Natalya E., Teacher of informatics, Secondary school No. 9, Stupino, Moscow region; Post-graduate student, information Technologies Department, Academy of Social Control, Moscow e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.