сравнению со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Для них ценности самоактуализации выступают не только общепризнанными ориентирами жизни, а помогают им стать теми, кем они есть на самом деле. Шкала «ценности» у респондентов контрольной группы является второй после шкалы «аутосимпатия», которая имеет самый высокий уровень корреляционной связи с интегральным показателем актуализации (г=0,66). Чем выше уровень реализации по шкале «ценности», тем выше уровень самоактуализации, и наоборот.
Выводы
Таким образом, анализ личностных ресурсов ПБ и составляющих самоактуализации у студентов как показателей позитивного функционирования позволяет сделать следующие выводы:
1. Независимо от наличия инвалидности или её отсутствия, всем студентам присуща направленность и реализация личностного потенциала, актуализация собственного «Я» и эффективная жизнедеятельность в процессе реализации жизненного пути. Уровень направленности и реализация собственного потенциала у студентов связаны с личностным ресурсом «самопринятия» - эвдемонисти-
Библиографический список
ческой ценностью, которая предполагает позитивное отношение к себе с учётом собственных хороших и плохих качеств. Уровень самоактуализации в процессе реализации жизненного пути у студентов связан с актуализацией «аутосимпа-тии» - гуманистической ценности, что составляет основу психического здоровья личности и предполагает хорошо осознанную позитивную «Я-концепцию».
2. У студентов с ОВЗ, вместе с личностным ресурсом «самопринятия», ресурс «управление средой» также связан с уровнем направленности и реализацией личностного потенциала. Направленность и реализация личностного потенциала у условно здоровых студентов, кроме «самопринятия», связана с личностным ресурсом «цели в жизни».
3. У студентов с ОВЗ уровень самоактуализации в большей степени связан не только с «аутосимпатией», но и со «спонтанностью». У условно здоровых студентов самоактуализация связана с «ценностями».
Перспектива дальнейшего исследования заключается в определении структуры психологического благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья.
1. Деменев А.Г Субъективистские и объективистские теории в современных исследованиях счастья. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7.Философия. 2016; 4: 7 - 15.
2. Шамионов РМ. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004.
3. Ryff C.D., Keyes C.L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4): 719 - 727.
4. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological Inquiry. 1998; Vol. 9 (l): 1 - 28.
5. Козлова Н.С., Комарова Е.Н. особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования. Интеграция образования. 2015; Т. 19, № 1: 60 - 64.
6. Кулик А.А., Акимова А.А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов). Учёные записки ЗабГУ. Серия Педагогика. Психология. Т. 11; № 2: 170 - 177.
7. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности. Известия Саратовского университета. 2013; Т. 13; Вып. 3: 86 - 89.
8. Чеботарева Е.Ю. Индивидуально-типические характеристики субъективного благополучия. Известия Саратовского университета. 2015; Т. 4. Вып. 2 (14): 142 - 147.
9. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал. 2011; 32(2): 82 - 93.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002: 426 - 433.
11. Карманова Ж.А., Тасмагамбетова А.Б., Шкаренко В.В., Рабаданова Р.С. Особенности развития детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Materialy XIV Mezinarodni vedecko - prakticka konference «Veda a vznik - 2018», Volume 7: Praha. S. 7-12. Available at: http://www.rusnauka.com/books/2018-12-15-A4
12. Бикбулатова В.П., Юлина ГН., Рабаданова РС. Профессиональное самоопределение студента как реальность. НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017; 4 (21): 57 - 63.
References
1. Demenev A.G. Sub'ektivistskie i ob ektivistskie teorii v sovremennyh issledovaniyah schast'ya. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7.Filosofiya. 2016; 4: 7 - 15.
2. Shamionov R.M. Psihologiya sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 2004.
3. Ryff C.D., Keyes C.L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4): 719 - 727.
4. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological Inquiry. 1998; Vol. 9 (l): 1 - 28.
5. Kozlova N.S., Komarova E.N. osobennosti sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti v zavisimosti ot urovnya ee obrazovaniya. Integraciya obrazovaniya. 2015; T. 19, № 1: 60 - 64.
6. Kulik A.A., Akimova A.A. Sub'ektivnoe blagopoluchie molodezhi (na primere studentov pervyh i vypusknyh kursov). Uchenye zapiski ZabGU. Seriya Pedagogika. Psihologiya. T. 11; № 2: 170 - 177.
7. Tarasova L.E. Samootnoshenie kak determinanta sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2013; T. 13; Vyp. 3: 86 - 89.
8. Chebotareva E.Yu. Individual'no-tipicheskie harakteristiki sub'ektivnogo blagopoluchiya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2015; T. 4. Vyp. 2 (14): 142 - 147.
9. Zhukovskaya L.V., Troshihina E.G. Shkala psihologicheskogo blagopoluchiya K. Riff. Psihologicheskijzhurnal. 2011; 32(2): 82 - 93.
10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti imalyh grupp. Moskva, 2002: 426 - 433.
11. Karmanova Zh.A., Tasmagambetova A.B., Shkarenko V.V., Rabadanova R.S. Osobennosti razvitiya detej s sindromom giperaktivnosti i deficitom vnimaniya. Materialy XIV Mezinarodni vedecko - prakticka konference «Veda a vznik - 2018», Volume 7: Praha. S. 7-12. Available at: http://www.rusnauka.com/books/2018-12-15-A4
12. Bikbulatova V.P., Yulina G.N., Rabadanova R.S. Professional'noe samoopredelenie studenta kak real'nost'. NIR. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tehnologii. 2017; 4 (21): 57 - 63.
Статья поступила в редакцию 15.07.19
УДК 378
Surkhayev M.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kurbanova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), senior teacher, UDPO "Makhachkala Center for Improvement of Qualifications" (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL ACTIVITY AS A SPECIFIC TYPE OF ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL SYSTEM. In the context of reforming the education system, methodological work is of particular value. Methodical work is carried out at all levels of general and vocational education. Only teachers with high professionalism can bring up a person with modern thinking, capable of successfully self-realization in life. The teacher, skillfully and effectively owning new techniques, methods and technologies, has other, new style of thinking, essentially differently approaches an assessment of the arising problems, the organization of the activity. The introduction of new methods, techniques, technologies and skills of new content requires competent teaching staff. Methodical work in educational institutions is a complete system based on the achievements of science, advanced pedagogical experience, the needs of modern society and the analysis of the results of the educational process of educational institutions in previous years.
Key words: methodical work, professional competence of teacher, educational institutions, innovative potential of teacher.
М.А. Сурхаее, проф. каф. информационных и коммуникационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А.М. Курбаноеа, crn. преп. каф. информационных и коммуникационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»; ш преп. УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
В условиях реформирования системы образования методическая работа имеет особую ценность. Методическая работа проводится на всех ступенях общего и профессионального образования. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Педагог умело и эффективно владеющий новыми методиками, приёмами, технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Для внедрения новых методик, приёмов, технологий и умений нового содержания необходимы компетентные педагогические кадры. Методическая работа в образовательных учреждениях представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, потребностях современного общества и анализе результатов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения за предыдущие годы.
Ключевые слова: методическая работа, профессиональная компетентность учителя, образовательные учреждения, инновационный потенциал педагога.
Оценка и развитие профессиональной компетентности педагога на разных этапах его профессиональной деятельности является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.
Одной из задач Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы является «Развитие современных механизмов и технологий общего образования», которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и подразумевает создание условий для развития организации методической работы средствами поддержки внедрения новых методик, приемов, технологий и умений.
В условиях модернизации образования рынок образовательных услуг современному специалисту важно уметь находить самостоятельно необходимую информацию, владеть фундаментальными знаниями, составляющими теоретические основы профессиональной деятельности, уметь организовывать и воплощать в жизнь новые стратегии деятельности и поведения. Это специалист нового типа, который способен определять и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентирован на творческий подход к делу и обладает высокой культурой мышления.
Радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма [1 - 11].
Используя новые методики, приемы, технологии и умения современному педагогу необходимо уметь на высоком уровне решать профессиональные задачи диагностируя уровень развития учащихся, выстраивая реальные цели и задачи как своей деятельности, так и деятельности обучающихся.
В разные исторические эпохи изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись всё новые требования. Известные педагоги (В.А. Сухом-линский, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей - ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения [5].
Методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности.
Методическая работа - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся [2].
По определению Т.Н. Макарова, методическая работа является «основным видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса» [11].
Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования.
Современная практика показывает, что основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остаётся проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования.
На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повысить профессиональную компетентность педагогов образовательных учреждений средствами организации методической работы на диагностической основе.
Методическая деятельность в образовательных учреждениях - часть системы непрерывного профессионального образования педагогов. В условиях реформирования системы образования методическая деятельность педагога имеет особую ценность.
Методическая деятельность педагога образовательных учреждений включает в себя:
• самообразование педагога, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения обучающихся, обмен и передача накопленного педагогического опыта;
• повышение теоретического и практического уровня педагога в конкретной области знаний;
• участие в научных семинарах, конкурсах, круглых столах, конференциях, проведении научных исследований и т.д.
Методическая деятельность педагога - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по развитию и дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделирования, проектирования, конструирования, прогнозирования и внедрения в образовательную практику.
При всём многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным учебным дисциплинам в разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, общая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, основных процедур выполнения методических разработок.
Методическая деятельность педагога осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной педагогической практикой. Основные направления, содержание и формы методической деятельности определяет ученый совет образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган ученого совета - методический совет по той или иной области знаний.
По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик» [4].
Процесс формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений средствами организации методической работы на диагностической основе будет успешным, если:
• раскрыть сущность, содержание и структуру профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений;
• смоделировать структуру и условия формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений;
• разработать эффективный программно-методический комплекс организации методической работы, обеспечивающий процесс формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений;
• разработать программу «Повышение профессиональной компетентности учителей образовательных учреждений средствами организации методической работы на диагностической основе».
Каждый педагог не потерявший интерес к своей профессии, нуждается в изучении и использовании чужого педагогического опыта, поэтому, создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта выступает как одна из главных задач методической работы.
На основании вышесказанного можно отметить, что методическая работа в образовательных учреждениях представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, потребностях современного общества и анализе результатов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения за предыдущие годы. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства педагога, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, что, несомненно, приведёт и к более отдалённому результату - развитию личности обучающегося.
Библиографический список
1. Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М., Сурхаев М.А. Развитие методической системы подготовки учителя информатики к использованию средств информационных и коммуникационных технологий. Информатика и образование. 2008; 12: 101 - 106.
2. Бессолицина РВ. Инновационные подходы к организации научно-методической работы. Методист. 2006; 1: 25 - 27.
3. Гаджиева З.К., Курбанова А.М. Роль и место традиционных и инновационных технологий в системе образования. Профессиональное образование: исторические традиции и современность: Сборник научных трудов. Махачкала, 2016: 32 - 38.
4. Гончарова С.Ж. Методическая деятельность: сущность, проблемы, организация. Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999.
5. Горохова Ю.В. Изменение роли учителя в современной школе. Молодой учёный. 2016; 14: 528 - 530. Available at: https://moluch.ru/archive/118/32759/
6. Дударева Л.П., Панов А.И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект). Методист. 2005; 2: 21 - 25.
7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Т.Г. Везиров, З.К. Гаджиева, Ю.С. Князева и др. Махачкала, 2015.
8. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях. Методист. 2005; 4: 17 - 21.
9. Курбанова А.М. Современное развитие информатизации образования. Профессиональное образование: исторические традиции и современность: сб. науч. тр. II Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017: 35 - 39.
10. Магомедов РМ., Ниматулаев М.М., Сурхаев М.А. Введение проектных задач как прообраза проектной деятельности в образовательной школе. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2010; 4: 185 - 189.
11. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе. Москва, 2010.
12. Перспективы развития научных исследований в 21 веке. Под редакцией М.А. Сурхаева. Махачкала, 2016.
13. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов РМ. Инновационная деятельность учителя в условиях внедрения информационных технологий в образование. Дагестан - IT - 2015: Сб. науч. тр. Махачкала, 2015: 153 - 156.
14. Федорова Т.Т. Приоритетные направления деятельности методической службы. Методист. 2005; 5: 24 - 26.
15. Черноусова Ф.П. Организация методической работы в школе (рекомендации). Завуч. 2004; 7: 103 - 128.
References
1. Abdurazakov M.M., Nimatulaev M.M., Surhaev M.A. Razvitie metodicheskoj sistemy podgotovki uchitelya informatiki k ispol'zovaniyu sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Informatika i obrazovanie. 2008; 12: 101 - 106.
2. Bessolicina R.V. Innovacionnye podhody k organizacii nauchno-metodicheskoj raboty. Metodist. 2006; 1: 25 - 27.
3. Gadzhieva Z.K., Kurbanova A.M. Rol' i mesto tradicionnyh i innovacionnyh tehnologij v sisteme obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie: istoricheskie tradiciiisovremennost': Sbornik nauchnyh trudov. Mahachkala, 2016: 32 - 38.
4. Goncharova S.Zh. Metodicheskaya deyatel'nost': suschnost', problemy, organizaciya. Novokuznec. in-t povysheniya kvalifikacii. Novokuzneck: Izd-vo IPK, 1999.
5. Gorohova Yu.V. Izmenenie roli uchitelya v sovremennoj shkole. Molodoj uchenyj. 2016; 14: 528 - 530. Available at: https://moluch.ru/archive/118/32759/
6. Dudareva L.P., Panov A.I. Metodicheskaya rabota v sisteme obschego obrazovaniya sub'ekta RF (strukturno-funkcional'nyj aspekt). Metodist. 2005; 2: 21 - 25.
7. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. T.G. Vezirov, Z.K. Gadzhieva, Yu.S. Knyazeva i dr. Mahachkala, 2015.
8. Korosteleva N.V. Metodicheskaya rabota v innovacionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Metodist. 2005; 4: 17 - 21.
9. Kurbanova A.M. Sovremennoe razvitie informatizacii obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie: istoricheskie tradicii i sovremennost': sb. nauch. tr. II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2017: 35 - 39.
10. Magomedov R.M., Nimatulaev M.M., Surhaev M.A. Vvedenie proektnyh zadach kak proobraza proektnoj deyatel'nosti v obrazovatel'noj shkole. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2010; 4: 185 - 189.
11. Makarova T.N., Makarov V.A. Organizaciya deyatel'nosti metodicheskogo ob'edineniya v shkole. Moskva, 2010.
12. Perspektivy razvitiya nauchnyh issledovanij v 21 veke. Pod redakciej M.A. Surhaeva. Mahachkala, 2016.
13. Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Innovacionnaya deyatel'nost' uchitelya v usloviyah vnedreniya informacionnyh tehnologij v obrazovanie. Dagestan - IT - 2015: Sb. nauch. tr. Mahachkala, 2015: 153 - 156.
14. Fedorova T.T. Prioritetnye napravleniya deyatel'nosti metodicheskoj sluzhby. Metodist. 2005; 5: 24 - 26.
15. Chernousova F.P. Organizaciya metodicheskoj raboty v shkole (rekomendacii). Zavuch. 2004; 7: 103 - 128.
Статья поступила в редакцию 10.07.19
УДК 374.1
Gurov V.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Laureate of the Russian Federation Government Prize in Education, Head of Department, Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Educational Management Theory and Practice (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Khamzina E.V., senior researcher, Laboratory of"Pedagogical management in the development of educational complexes of municipalities and individual educational organizations", Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Theory and Practice of Educational Management (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
SOURCES OF FINANCING EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: SEARCH ALGORITHM. Fundraising is a way to find resources that one needs to carry out educational activities and to supply an educational organization. The authors of the article propose their own algorithm for finding alternative sources of financing educational institutions in modern conditions. The basic idea lies in the synthesis of entrepreneurial approaches of the commercial and educational environment in terms of resource management. The article describes experience of a three-day workshop "Crisis management school", which is attended by directors and deputy directors of educational institutions of Ufa and the Republic of Bashkortostan. The article describes a fragment of a task for the workshop World Cafe - the case study of Lean Economy.
Key words: fundraising, entrepreneurship, strategic planning, goal setting, financial management of an educational organization.
В.Н. Гуров, проф., д-р пед. наук, лауреат премии правительства РФ в области образования, зав. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: [email protected] Е.В. Хамзина, ст. научный сотрудник лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций», Институт развития образования Республики Башкортостан, каф. теории и практики управления образованием, г. Уфа, E-mail: [email protected]
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: АЛГОРИТМ ПОИСКА
Фандрайзинг - способ поиска ресурсов, необходимых для осуществления общеобразовательной деятельности и поддержания существования образовательной организации. Авторы статьи предлагают собственный алгоритм поиска альтернативных источников финансирования образовательных организаций в современных условиях. Основная идея заключена в синтезе предпринимательских подходов коммерческой и образовательной среды в части управления ресурсами. В статье описан опыт проведения трехдневного практического семинара «Антикризисное управление школой», участниками которого были директора и заместители директоров общеобразовательных организаций г Уфы и районов Республики Башкортостан. В статье рассмотрен фрагмент задания к практикуму «Мировое кафе» - кейс «Бережливая экономика».
Ключевые слова: фандрайзинг, предпринимательство, стратегическое планирование, целеполагание, управление финансами образовательной организации.