Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ / ФОРМЫ АДАПТАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА / ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / DIGITALIZATION OF BUSINESS ACTIVITY / REMOTE TECHNOLOGIES OF ENTREPRENEURIAL INTERACTION / MODELS OF LABOUR ORGANIZATION IN BUSINESS / FORMS OF ADAPTATION OF LABOUR ORGANIZATION MODELS / TECHNOLOGIES FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF PERFORMED WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна, Митрофанов Сергей Владимирович

В статье рассмотрены направления использования новых технологий предпринимательского взаимодействия. Обосновано применение дистанционных технологий на основе структурного взаимодействия в рамках комплексного обслуживания потребностей всей семьи клиентов и системы дистанционного информирования их о возможности удовлетворения потенциальных потребностей в обслуживании. Рассмотрены модели организации труда. Предложены формы адаптации моделей организации труда под современные цифровые реалии. Сформулированы этапы по восстановлению экономических аспектов организации труда. Предложено и обосновано направление качественной перестройки технологии оценки эффективности, исходя из эффективности выполняемых работ для компаний, и разные последствия для отдельных категорий работников и предлагаемых авторами этапов по постпандемийному восстановлению экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна, Митрофанов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DIGITAL TECHNOLOGIES OF ENTREPRENEURIAL INTERACTION

The authors of the article consider the directions of new technologies of entrepreneurial interaction. The paper substantiates the use of remote technologies based on structural interaction within the framework of comprehensive servicing of the needs of the entire family of clients and a system of remote informing them about the possibility of meeting potential service needs. Models of labour organization are considered. The forms of adaptation of labour organization models to modern digital realities are proposed. The stages of restoring the economic aspects of labour organization are formulated. The authors suggest and justify the direction of qualitative restructuring of the efficiency assessment technology, based on the effectiveness of the performed work for companies and the different consequences for certain categories of employees and the stages proposed by the authors for post-pandemic economic recovery.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 7 • Номер 8 • Август 2020

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия

Кошелева Т.Н. 12 3, Митрофанов С.В. 1

1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова - филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург, Россия

3 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

В статье рассмотрены направления использования новых технологий предпринимательского взаимодействия. Обосновано применение дистанционных технологий на основе структурного взаимодействия в рамках комплексного обслуживания потребностей всей семьи клиентов и системы дистанционного информирования их о возможности удовлетворения потенциальных потребностей в обслуживании. Рассмотрены модели организации труда. Предложены формы адаптации моделей организации труда под современные цифровые реалии. Сформулированы этапы по восстановлению экономических аспектов организации труда. Предложено и обосновано направление качественной перестройки технологии оценки эффективности, исходя из эффективности выполняемых работ для компаний, и разные последствия для отдельных категорий работников и предлагаемых авторами этапов по постпандемийному восстановлению экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, цифровизация предпринимательской деятельности, дистанционные технологии предпринимательского взаимодействия, модели организации труда в предпринимательстве, формы адаптации моделей организации труда, технологии оценки эффективности выполняемых работ.

New digital technologies of entrepreneurial interaction

Kosheleva T.N. 123, MitrofanovS.V. 1

1 St. Petersburg State University of Civil Aviation, Russia

2 Saint Petersburg branch of Russian Customs Academy named after V.B.Bobkov, Russia

3 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (UMTE), Russia

Введение

Кризис в сфере занятости в малом и среднем предпринимательстве углубляется, а выход рынка труда из кризиса как в зарубежных странах, так и в России будет достаточно сложным и длительным. Это мнение поддерживает и Международная организация труда, чье последнее исследование показало, что влияние COVID-19 на сферу труда и занятости оказалось значительно более серьезным, чем предполагалось вначале.

АННОТАЦИЯ:

Согласно данным Международной организации труда, продолжительность рабочего времени в мире во втором квартале 2020 года сократилась на 14%, что равнозначно потере 400 млн рабочих мест в условиях работы полный рабочий день при 48-часовой рабочей неделе [9]. Эти данные значительно выше тех оценок и расчетов, которые приводились в более ранних исследованиях, когда прогнозировалось сокращение на 10,7%, эквивалентное потере 305 млн рабочих мест [9]. Вновь полученные данные говорят о том, что за последние несколько недель ситуация ухудшилась во многих регионах мира, и особенно в развивающихся странах и США. Оценки по регионам мира показали, что во втором квартале потери рабочего времени составили: в странах Северной и Южной Америки - 18,3%, в странах Европы и Центральной Азии - 13,9%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - 13,5%, в арабских странах - 13,2%, и в странах Африки - 12,1% [9]. Подавляющее большинство работников в мире (93%) [9] проживают в странах, где действуют те или иные карантинные меры, связанные с ограничениями в деятельности предприятий, но наиболее строгие ограничения введены в странах Северной и Южной Америки. Возможны разные варианты восстановления экономики, подразумевающие в том числе активное использование дистанционных цифровых технологий и адаптацию моделей организации труда

ABSTRACT:

The authors of the article consider the directions of new technologies of entrepreneurial interaction. The paper substantiates the use of remote technologies based on structural interaction within the framework of comprehensive servicing of the needs of the entire family of clients and a system of remote informing them about the possibility of meeting potential service needs. Models of labour organization are considered. The forms of adaptation of labour organization models to modern digital realities are proposed. The stages of restoring the economic aspects of labour organization are formulated. The authors suggest and justify the direction of qualitative restructuring of the efficiency assessment technology, based on the effectiveness of the performed work for companies and the different consequences for certain categories of employees and the stages proposed by the authors for post-pandemic economic recovery.

KEYWORDS: small and medium-sized businesses, digitalization of business activity, remote technologies of entrepreneurial interaction, models of labour organization in business, forms of adaptation of labour organization models, technologies for evaluating the effectiveness of performed work

JEL Classification: L26, M21, M54 Received: 28.07.2020 / Published: 31.08.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kosheleva T.N. (toozool0mail.ru)

CITATION:

Kosheleva T.N., Mitrofanov S.V. (2020) Novye tsifrovye tekhnologii predprinimatelskogo vzaimodey-stviya [New digital technologies of entrepreneurial interaction]. Ekonomika truda. 7. (8). - 713-724. doi: 10.18334/et.7.8.110722

под современные цифровые реалии, а также качественную перестройку технологий оценки эффективности существующих в компаниях должностей сотрудников, исходя из эффективности выполняемых работ для компаний, и разные последствия для отдельных категорий работников.

Технологии предпринимательского взаимодействия переживают в настоящее время активную фазу своего обновления и предлагают новые технологические подходы к образовательному процессу, к повышению квалификации и в дальнейшем к постоянному профессиональному обновлению в течение всей трудовой жизни [1, с. 27-29; 2, с. 39-40] (Achba, Kosheleva, 2015, р. 27-29; Achba, Kosheleva, 2016, р. 39-40). К таким новым технологическим подходам к процессу профессионального обновления в целях развития форм предпринимательского взаимодействия в первую очередь необходимо отнести дистанционные цифровые технологии, которые уже входят в задачи образовательного процесса в рамках качественной трансформации профессиональных компетенций во многих российских университетах, но еще недостаточно, на взгляд авторов, проникли в нашу повседневную профессиональную сферу повышения квалификации и профессионального обучения [17, с. 38-42] (Ksenofontova, Sorokin, 2020). Такие новые дистанционные технологии требуют своей адаптации в профессиональной сфере образования не только для предпринимателей и их сотрудников, но и для всех работающих. Дистанционные цифровые технологии необходимо рассматривать как один из основных элементов в образовательном процессе не только в формате университетов, курсов повышения квалификации, но и также в формате получения первичного профессионального образования в рамках школьной программы, в рамках удаленного доступа в труднодоступных и удаленных регионах страны для получения новых перспективных профессиональных компетенций с опережением в возникновении потребностей рынка в таких специалистах [5, с. 63-66; 6; 7, с. 165-168] (Vasilenok, Brazevich, Kosheleva, 2018, р. 63-66; Golubetskaya, Kosheleva, Kunin, 2017; Mitrofanov, Danilova, Mitrofanova, Severin, Radoutskiy, 2017, р. 165-168). Дистанционные образовательные технологии можно рассматривать не только как один из сопутствующих образовательных инструментов, но и как самодостаточный механизм получения дополнительных или даже базовых профессиональных знаний и компетенций. Дистанционные технологии можно использовать в разных форматах, в

ОБ АВТОРАХ:_

Кошелева Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин и сервиса; профессор кафедры управления; профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами, доктор экономических наук, доцент (toozoolßmail.ru) Митрофанов Сергей Владимирович, доцент кафедры социально-экономических дисциплин и сервиса, кандидат экономических наук (msv.wk0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 8. - С. 713-724. doi: 10.18334/et.7.8.110722

том числе и в направлении дистанционного отбора персонала из удаленных регионов без предварительного личного посещения компании. Дистанционное предпринимательское взаимодействие в настоящее время в малом и среднем производственном предпринимательстве и в сервисной деятельности используется недостаточно, в то время как в финансовой сфере и в сфере розничной торговли дистанционные цифровые технологии распространены и активно используются. Цифровизация предпринимательской деятельности в настоящее время охватывает только сферу рекламы, реализации продукции и сферу взаиморасчетов. В то время как цифровые технологии могут применяться и в формате дистанционных управленческих технологий, а также дистанционного обслуживания. К технологиям дистанционного обслуживания авторы предлагают относить не только и не столько финансовое обслуживание на основе использования интернет-технологий с помощью личных кабинетов, которое уже сегодня применяется довольно активно и внедряется в нашу трудовую жизнь [11, с. 18-21] (Катроуа, Ковке1еуа, 2019, р. 18-21). Авторы предлагают несколько иначе взглянуть на технологии дистанционного обслуживания, в том числе и юридических лиц и государственных структур. А именно, предлагается обслуживание организовывать на основе дистанционного личного взаимодействия сотрудника сервисной компании и клиента не на основе личного кабинета или заявки потенциального клиента, а на основе структурного взаимодействия в рамках абонементного комплексного обслуживания потребностей всех членов семьи и решения всех потребностей в получении услуг потенциальных клиентов и системы дистанционного информирования о необходимости обслуживания в медицинской, образовательной, финансовой, жилищно-бытовой, транспортной и иной сферах. В процессе организации трудового процесса в сервисных предпринимательских организациях необходимо выстраивать взаимодействие на основе предоставления широчайшего ассортимента услуг, т.е. специализация сервисных компаний должна происходить не по видам обслуживания или по видам оказываемых услуг, а по такому же принципу, как и малые торговые предприятия вблизи жилых кварталов - по районному принципу проживания потенциальных клиентов [3, 4] (Квепо/оШоуа, Коске1еуа, Вегйийпауа, 2016; Бтагеукк, Ба/топоуа, Ковке1еуа, Ытуикоуа, 2020). По такому же принципу должно быть организовано взаимодействие и оказание государственных услуг населению. Юридические лица также можно сориентировать на оказание комплексных услуг поблизости местоположения к сервисной компании, вне зависимости от того, что сами услуги могут оказываться дистанционно на всем протяжении процесса обслуживания [8, с. 257-258] (Ботовкепко, ЯагитоузЫу, Квепо/оШоуа, 2019, р. 257-258). Дистанционные технологии подразумевают личное взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами через БМБ-оповещения, через оповещения на электронную почту с напоминанием о возможности получения услуги по месту жительства или временного нахождения. Дистанционные цифровые технологии более эффективно можно реализовывать и внедрять в повседневную жизнь на основе формирования с использованием механизма частно-государствен-

ного партнерства в формате многофункционального сервисного кластера, в основе которого заложены принципы предпринимательского регионального взаимодействия [15, с. 56-59; 16, с. 398-400; 18, с. 59-61] (Кзепо/о^оуа, Ко$ке1еуа, 2019, р. 56-59; Квепо/оШоуа, УазйоЫкоу, 2019, р. 398-400; Бе1егпеу, Ковке1еуа, 2020, р. 59-61). Данные кластеры экономически достаточно выгодны региональным властям с точки зрения не только расширения использования в повседневной жизни цифровых технологий и охвата населения всеми видами обслуживания, в том числе и в социальной сфере, но и с позиции отказа от живых очередей в общественных учреждениях, с позиции развития муниципального малого предпринимательства, роста объемов налогооблагаемой базы в конкретном районе, повышения качества получаемых услуг (через обратное взаимодействие потребителей услуг на конкретные местные малые предпринимательские компании) и повышения уровня обслуживания и качества жизни населения района в целом [12, с. 177-178; 13, с. 95-97; 14; 19, с. 54-57] (Ко$ке1еуа, 2020, р. 177178; Ковке1еуа, Квепо/оШоуа, 2016, р. 95-97; Квепо/оШоуа, Бт1тпоу, Кайутоуа, Ковке1еуа, Бы^опоу, Кыйтоуа, 2019; Ботута, Ковке1еуа, 2017, р. 54-57).

Международная организация труда прогнозирует три вероятных сценария восстановления мировой экономики во втором полугодии 2020 года, если пандемия будет идти на спад: базовый, пессимистический и оптимистический [9]. При этом долгосрочные результаты будут зависеть не только от того, как будет развиваться пандемия в ближайшем будущем, но и от того, какие политические решения будут приниматься правительствами стран.

Начнем с оптимистического сценария, который предполагает, что работники в скором времени в полном объеме возобновят свою трудовую деятельность, закрытие предприятий остановится на большинстве континентов и начнут открываться новые и новые предприятия, что позволит существенно увеличить совокупный спрос и обеспечит возможность дальнейшего создания рабочих мест и сокращение безработицы. При таком исключительно быстром восстановлении мировой экономики общемировое сокращение продолжительности рабочего времени составит не более 1,2%, что равнозначно потере 34 млн рабочих мест в рамках полного использования рабочего времени [9]. Оптимистический сценарий недостаточно реален в современных условиях развития пандемической ситуации или, если можно так сказать, вообще нереален во второй половине 2020 года, так что далее его рассматривать не будем, так же как и базовый сценарий развития событий, который предполагает достижение достаточно высокого уровня экономической активности, который был рассчитан до наступления пандемии, и предполагает снятие ограничительных мер на производственную деятельность, а также восстановление прежних «допандемийных» уровней потребления и инвестирования в развитие, предусматривает сокращение продолжительности рабочего времени на 4,9% по сравнению с четвертым кварталом 2019 г. [9] Данный вариант развития событий также труднодостижим в течение ближайших лет, как и оптимистический сценарий, исходя из реальных темпов течения пандемии, особенно в Северной

и Южной Америке и на Африканском континенте, а также в связи с появлением второй волны пандемии в Китае и ряде стран Западной Европы. Так что, скорее всего, ориентироваться имеет смысл на пессимистический сценарий, который предполагает возврат ограничений в объеме, способном еще сильнее и существенно затормозить экономическое восстановление мирового производства и товарооборота. Вследствие этого продолжительность рабочего времени может сократиться на 11,9% [9] и более. Вышеописанные модели развития событий в процессе восстановления мировой экономики потребуют определенной адаптации в первую очередь в структуре организации труда офисных работников под современные цифровые реалии и качественную перестройку технологий оценки эффективности существующих должностей сотрудников, исходя из эффективности выполняемых ими работ для компаний. В алгоритме организации труда офисных работников в проекте Трудового кодекса уже предполагается использовать удаленную работу по временной, комбинированной и непосредственно по дистанционной схеме работы [10]. Адаптация моделей организации труда под современные цифровые потребности общества в рамках пессимистического сценария, по мнению авторов, предполагает развитие информационных технологий удаленного доступа к закрытым базам компаний по защищенным каналам интернет-взаимодействия в целях трансформации таких удаленных форм работы, как комбинированная и дистанционная, как на временной (в течение определенного непродолжительного периода времени, как в период пандемии), так и на постоянной (перевод ряда специалистов и специальностей на работу в дистанционном формате) или сезонной (сезонный перевод в течение непродолжительного периода времени на работу в дистанционный формат в связи со снижением объемов производства и продаж) основе [20, с. 62-65; 21] (Ботута, Ковке1еуа, 2019, р. 62-65). В рамках пессимистического сценария авторы предлагают сформулировать ряд этапов по восстановлению экономики, а именно: этап приостановки падения объемов производства и продаж и прекращения объемов сокращения персонала и темпов замораживания уровня оплаты труда; этап адаптации к новым экономическим условиям в формате создания новых рабочих мест и новых профессий; этап перестройки предприятий на новые информационные условия функционирования с трансформированными формами организации труда на предприятиях и на рынках (организация удаленного взаимодействия сотрудников между собой в рамках одного предприятия на основе общей информационной базы, а также между партнерами и с клиентами); этап качественной цифровой перестройки производственных процессов в малых и средних предпринимательских структурах (технологическое переоборудование предприятий на основе качественно новых цифровых платформ, повышение квалификации и переобучения сотрудников под новые цифровые системы взаимодействия, учета, хранения и использования информационных потоков в рамках одного предприятия, а также качественно иного цифрового взаимодействия между партнерами и с клиентами), так и в пространстве инфраструктуры развития и поддержки региональных и отраслевых рынков.

Качественная перестройка технологий оценки эффективности существующих в компаниях должностей сотрудников, исходя из эффективности выполняемых работ для компаний, и разные последствия для отдельных категорий работников и предлагаемых авторами этапов по постпандемийному восстановлению экономики подразумевает применение новой формы грейдирования как одной из технологий оценки эффективности [21]. Под новой формой грейдирования авторы рассматривают проведение тарификации не должностей, а отдельных ведущих элементов конкретной выполняемой работы, и перевод самой тарификации и оценки соответствия сотрудников выполняемой работе в цифровой формат, в рамках которого сам процесс оценки эффективности существующих в компаниях должностей сотрудников должен будет проводиться в компьютерном формате на специально разработанной цифровой платформе. А условия соответствия сотрудников выполняемой работе должны быть настроены на предупреждение появления новых потребностей и потенциально востребованных в ближайшем будущем трудовых и рабочих компетенций сотрудников. Т.е. новая форма грейдирования должна быть направлена на обеспечение работодателей инструментами для планирования потенциально необходимых навыков и умений сотрудников на ближайшее будущее, а сотрудникам позволит заранее подготовиться к появлению новых трудовых компетенций и рабочих умений и навыков и своевременно повысить свою квалификацию или получить новую профессию. Таким образом, авторы предлагают новую форму грейдирования (выстраивания соответствия механизмов оценки эффективности существующих в компаниях должностей сотрудников выполняемой работе) определить как грейдирование новых трудовых компетенций и рабочих умений, которое применятся в качестве технологии формирования запланированных потенциально востребованных новых трудовых компетенций и рабочих умений и навыков сотрудников, включающих и инструменты их оценки. И именно предлагаемая авторами новая форма грейдирования позволит избежать негативных особенностей и слабых мест грейдирования персонала, а именно: значительно снижает затраты на организацию и проведение оценки эффективности существующих в компаниях должностей сотрудников; благодаря оценке только ведущих рабочих умений и навыков устраняются затраты на оценку повторяемых рабочих умений и навыков; шкала поощрения сотрудников изначально выстраивается с учетом появления будущих умений и навыков, благодаря чему соответствие трудовых усилий и потенциальных возможностей работника стремится к реальной оценке качества и объемов выполненной работы.

заключение

Таким образом, к вариантам восстановления экономики, подразумевающим в том числе активное использование новых дистанционных цифровых технологий, авторы предлагают относить организацию обслуживания сотрудников сервисной компании с клиентами на основе структурного взаимодействия в рамках комплексного обслу-

живания потребностей всей семьи клиентов и системы дистанционного информирования их о возможности удовлетворения потенциальных потребностей в обслуживании. Адаптация моделей организации труда под современные цифровые потребности общества в рамках пессимистического сценария предполагает развитие информационных технологий удаленного доступа к закрытым базам компаний по защищенным каналам интернет-взаимодействия в целях трансформации удаленных форм работы. В рамках пессимистического сценария авторы предлагают сформулировать следующие этапы по восстановлению экономики: этап приостановки падения объемов производства и прекращения объемов сокращения персонала; этап адаптации к новым экономическим условиям в формате создания новых рабочих мест и новых профессий; этап перестройки предприятий на новые информационные условия функционирования с трансформированными формами организации труда на предприятиях; этап качественной цифровой перестройки производственных процессов в предпринимательских структурах. В рамках качественной перестройки технологий оценки эффективности существующих в компаниях должностей сотрудников предлагается грейдирование новых трудовых компетенций и рабочих умений, которое может применяться в качестве технологии формирования запланированных потенциально востребованных новых трудовых компетенций и рабочих умений и навыков сотрудников, включающих и инструменты их оценки, которая позволит избежать негативных особенностей и слабых мест грейдирования персонала.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ачба Л.В., Кошелева Т.Н. Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Экономика и управление. - 2015. - № 9. -с. 26-31.

2. Ачба Л.В., Кошелева Т.Н. Структурные закономерности и финансовые ограничения развития субъектов малого предпринимательства // Экономика и управление. - 2016. - № 9. - с. 37-42.

3. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2016. - № 1. - p. 7301-7313.

4. Brazevich Dmitrii S., Safronova Zhanna S., Kosheleva Tatyana N., Biryukova Alla V. Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society. Open Journal of Social Sciences. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=98599 (дата обращения: 10.06.2020).

5. Василенок В.Л., Бразевич Д. С., Кошелева Т. Н. Методические подходы к оценке успешности регионального развития предпринимательских структур // Научный

журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2018. -№ 4. - с. 62-68.

6. Golubetskaya N., Kosheleva T., Kunin V. Problems of innovative development of an en-trepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy // Iop conference series: earth and environmental science: 19 th international scientific conference on energy management of municipal transportation facilities and transport 2017, EMMFT. 2017. - p. 012049.

7. Митрофанов С.В., Данилова Т.В., Митрофанова Л.А., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю. Экономические аспекты управления и развития сферы туризма // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2017. - № 4. - c. 164-171.

8. Дорошенко Н.Н., Разумовский В.М., Ксенофонтова Т.Ю. Роль инновационных подходов к комплексному развитию регионов // Финансовая экономика. - 2019. -№ 2. - c. 255-259.

9. Информационный сайт «Национальный банковский журнал»: «МОТ, исследование: Работающие женщины больше всего пострадают от пандемии». [Электронный ресурс]. URL: http://nbj.ru/publs/banki-i-mir/2020/07/15/mot-issledovanie-rabotajuschie-zhenschiny-bol-she-vsego-postradajut-ot-pandemii/index.html (дата обращения: 15.07.2020).

10. Информационный сайт «Ресурсный центр малого предпринимательства»: «Законопроект об удаленной работе в России внесен в Госдуму». [Электронный ресурс]. URL: https://rcsme.ru/ru/news/show/94023/3аконопроект-об-удаленной-работе-в-России-внесен-в-Госдуму/0/19-06-2020 (дата обращения: 19.06.2020).

11. Карпова Е.А., Кошелева Т.Н. Развитие обучения в дистанционном формате // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2019. - № 4. - c. 16-23.

12. Кошелева Т. Н. Методологические подходы к инфраструктурному развитию малых и средних сервисных компаний в процессе становления сферы обслуживания на цифровой основе // Проблемы современной экономики. - 2020. - № 1. - c. 176-179.

13. Кошелева Т.Н., Ксенофонтова Т.Ю. Подходы к формированию механизма инновационного развития малого предпринимательства на воздушном транспорте // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2016. - № 9. - c. 94-98.

14. Ksenofontova T.Yu., Smirnov R.V., Kadyrova O.V., Kosheleva T.N., Burgonov O.V., Kudrova N.A. Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies // International Journal of Recent Technology and Engineering. - 2019. - № 2.

15. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики // Проблемы управления производственными и инновационными системами:

Материалы статей всероссийской научно-практической конференции. 2019. -c. 56-59.

16. Ксенофонтова Т.Ю., Васильчиков А.В. Развитие технологий интернет-маркетинга с целью повышения эффективности функционирования бизнес-структур // Информационное общество: актуальные проблемы современности: Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. 2019. - с. 398-402.

17. Ксенофонтова Т.Ю., Сорокин А.И. Необходимость трансформации модели образования как реакция на требования внешней среды // Экономика и менеджмент систем управления. - 2020. - № 2. - с. 38-42.

18. Селезнев А.А., Кошелева Т.Н. Организация поддержки предпринимательских структур в интерактивной форме на цифровой основе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2020. - № 2. - с. 58-61.

19. Сорвина Т.А., Кошелева Т.Н. Формирование стратегии инновационного развития как основы социально-экономической безопасности малого предпринимательства // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 3. - с. 53-59.

20. Сорвина Т.А., Кошелева Т.Н. Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. - 2019. - № 4. - с. 61-67.

21. Экономико-политические, социально-психологические и образовательные аспекты сервисной деятельности на транспорте. / С.В. Марихин, С.В. Митрофанов, Д.С. Бразевич, А.В. Бирюкова, Е.В. Грозовская, П.Ю. Либерман, А.М. Сухарева, Е.В. Максимова, А.Б. Вакеев, Р.И. Коркин, Е.А. Королева, И. Д. Поникарова, Л.Ф. Отверченко, А.М. Воронцова, Т.Н. Кошелева / Коллективная монография. -Санкт-Петербург, 2020. - 85 с.

REFERENCES:

Ekonomiko-politicheskie, sotsialno-psikhologicheskie i obrazovatelnye aspekty servisnoy deyatelnosti na transporte [Есопошк:-ро1Шса1, 8осю-р8усЬо1од1са1 and ed^at^i^! aspens о£ serviœ adivities in ^ашрой] (2020). (in Russian). ЛсЬЬа L.V., Kxisheleva T.N. (2015). Podkhody k formirovaniyu strategii innovatsionnogo razvitiya malogo predprinimatelstva ^rming a strategy о£ in^vative small business devebpment]. Economics and management. (9). 26-31. (in Russian). A^ba L.V., ^sheleva T.N. (2016). Strukturnye zakonomernosti i finansovye ogranicheniya razvitiya subektov malogo predprinimatelstva [Structura1 patterns and finanrial ^Мсйош in the devebpment о£ small enterprises]. Economics and management. (9). 37-42. (in Russian).

Brazevich Dmitrii S., Safronova Zhanna S., Kosheleva Tatyana N., Biryukova Alla V. Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society Open Journal of Social Sciences. Retrieved June 10, 2020, from https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=98599

Doroshenko N.N., Razumovskiy V.M., Ksenofontova T.Yu. (2019). Rol innovatsionnyh podkhodov k kompleksnomu razvitiyu regionov [The role of innovative approaches to complex development of regions]. Financial economics. (2). 255-259. (in Russian).

Golubetskaya N., Kosheleva T., Kunin V. (2017). Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy Iop conference series: earth and environmental science. 012049.

Karpova E.A., Kosheleva T.N. (2019). Razvitie obucheniya v distantsionnom formate [Training development in distant format]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki. (4). 16-23. (in Russian).

Kosheleva T. N. (2020). Metodologicheskie podkhody k infrastrukturnomu razvitiyu malyh i srednikh servisnyh kompaniy v protsesse stanovleniya sfery obsluzhivaniya na tsifrovoy osnove [Methodological approaches to infrastructural development of small- and medium-scale service companies in the process of developing of the digitally-based sphere of services (Russia, St. Petersburg)]. Problems of modern economics. (1). 176-179. (in Russian).

Kosheleva T.N., Ksenofontova T.Yu. (2016). Podkhody k formirovaniyu mekhanizma innovatsionnogo razvitiya malogo predprinimatelstva na vozdushnom transporte [Approaches to the formation of a mechanism for innovative development of small businesses in air transport]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (9). 94-98. (in Russian).

Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. (2016). The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels International Journal of Applied Business and Economic Research. (1). 7301-7313.

Ksenofontova T.Yu., Kosheleva T.N. (2019). Podkhody k strategicheskomu razvitiyu malyh predprinimatelskikh struktur v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Approaches to the strategic development of small enterprise structures in the conditions of digital economy] Problems of management of production and innovation systems. 56-59. (in Russian).

Ksenofontova T.Yu., Smirnov R.V., Kadyrova O.V., Kosheleva T.N., Burgonov O.V., Kudrova N.A. (2019). Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies International Journal of Recent Technology and Engineering. (2).

Ksenofontova T.Yu., Sorokin A.I. (2020). Neobkhodimost transformatsii modeli obrazovaniya kak reaktsiya na trebovaniya vneshney sredy [Need for transformation education models as a response to external environment requirements]. Economics and management of management systems. (2). 38-42. (in Russian).

Ksenofontova T.Yu., Vasilchikov A.V. (2019). Razvitie tekhnologiy internet-marketinga s tselyu povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya biznes-struktur [Development of Internet marketing technologies in order to improve the efficiency of business structures] Information society: actual problems of modernity. 398-402. (in Russian).

Mitrofanov S.V., Danilova T.V., Mitrofanova L.A., Severin N.N., Radoutskiy V.Yu. (2017). Ekonomicheskie aspekty upravleniya i razvitiya sfery turizma [Economic aspects of the management and development of tourism]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. (4). 164-171. (in Russian).

Seleznev A.A., Kosheleva T.N. (2020). Organizatsiya podderzhki predprinimatelskikh struktur v interaktivnoy forme na tsifrovoy osnove [Organization of support for business structures in an interactive formon a digital basis]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. (2). 58-61. (in Russian).

Sorvina T.A., Kosheleva T.N. (2017). Formirovanie strategii innovatsionnogo razvitiya kak osnovy sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti malogo predprinimatelstva [Strategy formation of innovative development as the basis of socio-economic security of small businesses]. Saint-Petersburg Economic Journal. (3). 53-59. (in Russian).

Sorvina T.A., Kosheleva T.N. (2019). Osobennosti strategicheskogo upravleniya malyh i srednikh servisnyh kompaniy v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Features of strategic management of small and medium service companies in an emerging digital economy]. Saint-Petersburg Economic Journal. (4). 61-67. (in Russian).

Vasilenok V.L., Brazevich D. S., Kosheleva T. N. (2018). Metodicheskie podkhody k otsenke uspeshnosti regionalnogo razvitiya predprinimatelskikh struktur [Methodological approaches to evaluating the success of regional development of business structures]. Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (4). 62-68. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.