Научная статья на тему 'Организация поддержки предпринимательских структур в интерактивной форме на цифровой основе'

Организация поддержки предпринимательских структур в интерактивной форме на цифровой основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ФРИЛАНСЕРЫ / ОНЛАЙН УСЛУГИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / НОВЫЕ ФОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / BUSINESS STRUCTURES / ECONOMIC CONDITIONS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURS / FREELANCERS / ONLINE SERVICES / SUPPORT MEASURES / INFORMATION MARKET / NEW FORMS OF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна, Селезнев Александр Алексеевич

В статье обосновывается необходимость становления новых форм обслуживания потребителей в условиях временного ограничения доступа к предприятиям сферы услуг. Предлагается переориентировать пострадавшую в условиях пандемии сферу услуг на оказание услуг в интерактивной сфере на цифровой основе. Авторами сформулированы новые инструменты поддержки развития малых и средних предпринимательских структур на цифровой основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна, Селезнев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SUPPORT FOR BUSINESS STRUCTURES IN AN INTERACTIVE FORMON A DIGITAL BASIS

This article substantiates the need for the formation of new forms of consumer services in the conditions of temporary restrictions on the availability of consumers to service enterprises. The author proposes to reorient the particularly affected sphere of services and entertainment to the provision of services in the interactive sphere on a digital basis. New infrastructure tools to support the development of small and mediumsized business structures on a digital basis are formulated

Текст научной работы на тему «Организация поддержки предпринимательских структур в интерактивной форме на цифровой основе»

УДК 334.78

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ НА ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ

Кошелева Татьяна Николаевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, д.э.н., доцент, Член-корреспондент МАН ВШ, e-mail: toozool@mail.ru

Селезнев Александр Алексеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой управления, к.э.н., доцент, e-mail: jenaselvaa@yandex.ru

В статье обосновывается необходимость становления новых форм обслуживания потребителей в условиях временного ограничения доступа к предприятиям сферы услуг. Предлагается переориентировать пострадавшую в условиях пандемии сферу услуг на оказание услуг в интерактивной сфере на цифровой основе. Авторами сформулированы новые инструменты поддержки развития малых и средних предпринимательских структур на цифровой основе

Ключевые слова: предпринимательские структуры; экономические условия; малые и средние предприниматели; фрилансеры; онлайн-услуги; меры поддержки; информационный рынок; новые формы обслуживания

ORGANIZATION OF SUPPORT FOR BUSINESS STRUCTURES IN AN INTERACTIVE FORM ON A DIGITAL BASIS

Kosheleva Tatyana N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Management, Doctor of Economics, Docent, Corresponding Member of the International Academy of Higher Education Sciences, e-mail: toozool@mail.ru

Seleznev Alexander A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Management, PhD, Docent, e-mail: jenaselvaa@yandex.ru

This article substantiates the need for the formation of new forms of consumer services in the conditions of temporary restrictions on the availability of consumers to service enterprises. The author proposes to reorient the particularly affected sphere of services and entertainment to the provision of services in the interactive sphere on a digital basis. New infrastructure tools to support the development of small and medium-sized business structures on a digital basis are formulated

Keywords: business structures; economic conditions; small and medium-sized entrepreneurs; freelancers; online services; support measures; information market; new forms of service

Для цитирования: Кошелева Т.Н., Селезнев А.А. Организация поддержки предпринимательских структур в интерактивной форме на цифровой основе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 58-61.

В изменившихся экономических условиях достаточно остро проявились проблемы, которые долгое время поднимались не только экономистами, но и оставались за рамками интересов большинства предпринимателей и активных членов нашего общества. В частности, это проблемы дистанционного предпринимательского взаимодействия, организации онлайн-предприниматель-ства и дистанционных образовательных технологий, онлайн-взаимодействия предпринимателей и всех граждан с государственными структурами и т.д. Необходимость организации новых механизмов инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в сложных экономических условиях обусловлена объявленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в марте 2020 г. во всем мире пандемией коронавируса.

Резкое снижение курса рубля, которое началось на фоне сильнейшего обвала цен на нефть после провала переговоров о сокращении ее добычи, меньше

всего должно было отразиться на малых предпринимательских структурах и тех предпринимателях, кто не зависит от закупок иностранного оборудования и сырья. Конечно, должны выиграть экспортеры и те, кто имеет источники экспортных доходов, однако в условиях экономического «застоя» во многих странах может сократиться потребность в ряде продукции и услугах, за исключением медицинских и фармацевтических товаров и услуг. Тем не менее за прошедшие 12 лет Россия сумела укрепить свои позиции за счет накопленных валютных резервов. Это означает, что для России экономическая ситуация не так страшна, как может показаться на первый взгляд, но до полной стабилизации еще далеко. В связи с этим необходима организация инфраструктурного обеспечения и поддержки малых и средних предпринимательских структур. Например, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» банки должны будут выдать

1 трлн руб. кредитов российскому малому и среднему бизнесу по ставке не выше 8,5 %, на что уже были заложены и «будут гарантированно выданы» вне зависимости от рыночной ситуации 12 млрд руб. [1]. Также необходимо понимать, что влияние текущей сложной экономической ситуации на малые и средние предпринимательские структуры прямо пропорционально их размерам, то есть чем меньше объемы бизнеса, тем меньше предприниматели могут ощутить негативные экономические последствия от приближающегося возможного кризиса, обусловленного пандемией коронавируса, особенно если предпринимательская деятельность ведется в рублевом эквиваленте. Это обоснованно, так как снижение курса рубля в меньшей степени затрагивает малые предприятия, которые ориентированы на внутренний рынок, и в большей степени - средние, закупающие оборудование или комплектующие из-за рубежа и осуществляющие свою деятельность, даже частично, в иностранной валюте.

В середине марта на международном рынке Forex курс рубля резко снизился к американской и европейской валютам на фоне сильнейшего обвала цен на нефть после провала переговоров стран ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Курс доллара на Forex вырос на 9,5 % и превысил отметку в 75 руб. Курс евро при этом поднялся выше 85 руб. (плюс 10 % к уровню закрытия предыдущей сессии). В последний раз курс доллара находился выше 75 руб. в марте 2016 г., а курс евро превышал 85 руб. в феврале 2016 г. Рубль упал на Мосбирже на фоне обвала цен на нефть, стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в мае 2020 г. в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне выросла на 6 % и составила $36,41 за баррель. При этом ранее цена нефти этого сорта рухнула на 31,5 %, опустившись до $31,02 за баррель. Чтобы снизить во-латильность финансовых рынков еще 10 марта 2020 г. Центробанк РФ на 30 дней отказался от покупки иностранной валюты на внутреннем рынке для реализации механизма бюджетного правила. Регулятор отмечал, что следит за ситуацией и готов использовать дополнительные инструменты для сохранения стабильности на финансовых рынках [1]. Для ряда малых и средних предпринимателей корректировка планов может быть обусловлена не столько с изменением курса рубля, сколько распространением пандемии коронавируса. В таких измененных экономических условиях важность организации новых механизмов инфраструктурного обеспечения и поддержки малых и средних предпринимательских структур подкрепляется возможностью предусматривать ряд актуальных инструментов, среди которых необходимо выделить: появление новых видов занятости, в том числе фриланс, а также поддержку и обеспечение выпуска товаров первой необходимости для населения; поддержку отраслей, оказавшихся в зоне повышенного риска в результате объявления пандемии, в том числе транспортной и туристической отрасли, сферы отдыха и развлечений, сферы культуры и искусства; необходимость разработки региональных

собственных программ по развитию и внедрению инструментов цифровой экономики с учетом местной специфики; становление и развитие сферы он-лайн-услуг и онлайн-обслуживания как компаний, так и граждан и другие.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование и определил, что 70 % россиян не хотели бы стать фри-лансерами [2]. Нет определенности и относительно самого понятия «фрилансер». Порядка 15 % опрошенных россиян отметили, что «фрилансер» -это тот, кто самостоятельно находит работу и является вольнонаемным работником; 5 % респондентов считают, что «фрилансер» - это работающий на себя человек и тот, кто работает удаленно. Вместе с тем 3 % россиян никогда не слышали этого слова, а 65 % затруднились дать ему определение. Что касается отношения опрошенных россиян к фрилансерам, то оно чаще положительное или безразличное (41 % и 49 % соответственно). При этом положительное отношение чаще проявляют 35-44-летние россияне (51 %), а также молодые люди в возрасте 18-24 лет (46 %). Безразлично к фрилансерам чаше всего относятся респонденты 25-34 лет (59 %). Отрицательное отношение к фрилансерам выразили 6 % участников опроса, преимущественно представители старшего поколения в возрасте от 60 лет (12 %) [2]. 28 % россиян считают, что фрилансеры работают больше или столько же, сколько и работники с постоянной работой. Еще 16 % респондентов убеждены, что рабочий день фрилансеров короче, а 28 % россиян затруднились ответить на данный вопрос. Порядка трети участников опроса (34 %) отметили, что фрилансеры работают скорее эффективнее, чем работники с постоянной работой (чаще так считают те, кто симпатизирует фрилансерам - 52 %, в том числе жители Москвы и Санкт-Петербурга - 41 %). Четверть респондентов (28 %) предполагают, что эффективность фрилансеров такая же, как у работников с постоянной работой, так чаще рассуждают те, кто относятся к фрилансерам безразлично (32 %). Еще 12 % считают их менее эффективными, а 26 % россиян и вовсе затруднились оценить фрилансеров по данному параметру [2].

В целях поддержки предпринимательских структур руководство регионов вынуждено контролировать ситуацию на рынке труда, в первую очередь в моногородах. Для этого организовывают курсы повышения квалификации и общественные работы. Планируется предоставить кредитные каникулы не только малым и средним предпринимателям, но и самозанятым; ввести мораторий на налоговые и таможенные проверки малых и средних предпринимателей; субсидирование ставок кредитов, которые компании вынуждены будут взять для формирования ресурсного запаса, и упрощение импорта, а возможно и обнуление ввозных пошлин, а экспорт, в случае необходимости, также можно ограничить в целях поддержки отечественного рынка. К уже применяемым мерам

поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо добавить и новые. Для малых и средних предпринимательских структур, занятых в сфере медицины, фармацевтики и научно-исследовательских лабораторий упрощается доступ к иностранным компонентам лекарств, к медицинским изделиям и составляющим этих изделий на российский рынок, частично запланирована отмена преференций для отечественных производителей на торгах. Так, на определенные препараты и медицинские изделия планируется установить нулевую ввозную таможенную пошлину, а при их государственных закупках временно предлагается приостановить действие правила «третий лишний», что означает запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений такой же продукции от российских производителей. Транспортным компаниям планируют компенсировать убытки, туристическим компаниям также покроют ущерб, связанный с невозвратными тарифами по авиаперевозкам. Однако сами туристические компании также не должны только ждать помощи и поддержки, они должны активнее адаптироваться к новым изменившимся условиям и открывать новые туристические направления и разрабатывать новые формы и виды туристического обслуживания. Спортивные учреждения, столкнувшиеся с сокращением числа посетителей, получат поддержку, лизинговые компании - докапитализацию.

Организация инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в сложных экономических условиях подразумевает применение новых инструментов и адаптацию существующих механизмов. Офлайн-бизнес активно переходит в онлайн среду. Это затронуло, прежде всего, сферы образования, развлечений и розничной торговли. Растёт рынок онлайн-страхования, так как из-за страха заражения вирусом люди и компании предпочитают онлайн-покупки. Многие компании переводят своих сотрудников на удалённую работу, возрастает роль онлайн-обучения, растёт количество пользователей платформ, что влечёт за собой покупку сервисов и увеличение рекламных бюджетов [3].

К числу новых инструментов в сфере малого и среднего бизнеса авторы предлагают отнести: создание платформы интерактивного предпринимательского общения; интерактивную платформу по ведению бизнеса в электронной среде и на бумажных носителях (распечатывание документов может происходить без личного физического общения представителей и самих предпринимателей благодаря использованию электронной подписи); создание интерактивного рынка взаимодействия продавца и потребителей для встречи и заключения договоров без физического общения между ними; индивидуально нацеленную и ориентированную рекламу и уход от широкого размещения и безадресной рекламы; ориентацию субъектов малого и среднего предпринимательства под конкретные потребности и конкретного потребителя и переход

всей предпринимательской активности в интерактивную сферу [4; 5]. В то же время в интерактивной сфере необходимо выстроить инфраструктуру поддержки как предпринимателей, так и самих потребителей, что является достаточно необычным явлением для современного экономического рынка. Это относится и к инфраструктуре информационного рынка как формы поддержки существования новых товарообменных операций на рынке, а именно информационных операций, которые сегодня имеют максимальный спрос и максимальную стоимость наряду с информационно-цифровыми интернет-технологиями, которая выступает частью всей инфраструктуры. Новые элементы инфраструктуры поддержки в интерактивной сфере необязательно должны подразумевать постоянный контакт и взаимодействие потребителя и поставщика услуг посредством компьютера или сотовых средств коммуникации. Необходимо расширять мировоззрение как поставщиков услуг, так и потребителей, создавать дополнительные сферы и рынки взаимодействия на новых цифровых платформах, например, на платформе интерактивного включения самого потребителя в процесс создания и оказания услуги под патронажем и руководством компании-разработчика, по типу активного участия так называемого «удовлетворения потребности» в конкретной ситуации или трансформации текущей ситуации потребителя к желаемым изменениям в результате получаемой услуги или, если можно так сформулировать, через погружение в виртуальную реальность [6; 7].

Таким образом можно будет решить проблемы адаптации предпринимательских структур к сложной экономической ситуации, обеспечить развитие новых форм обслуживания в процессе предпринимательских рисков, а также приобщить потребителей разных возрастных групп к пользованию услугами в интерактивной среде. В условиях временной приостановки предпринимательской деятельности малых и средних предприятий сферы обслуживания, развлечений, спортивно-культурного и санаторно-курортного назначения целесообразно развивать сферы удаленного доступа и новые направления и формы обслуживания населения и предпринимательских структур, переориентировать особенно пострадавшую сферу услуг и развлечений на оказание услуг в виртуальной сфере.

Библиографический список:

1. Бизнес считает, что снижение курса рубля не окажет сильного влияния на малые предприятия. URL: https://rcsme.ru/ru/news/show/93525/Бизнес-счита-ет-что-снижение-курса-рубля-не-окажет-сильно-го-влияния-на-малые-предприятия/0/19-03-2020 (дата обращения: 22.03.2020).

2. ВЦИОМ: большинство россиян не хотели бы стать фрилансерами. URL: https://rcsme.ru/ru/news/ show/93503/ВЦИОМ-большинство-россиян-не-хоте-ли-бы-стать-фрилансерами/0/19-03-2020 (дата обращения: 22.03.2020).

3. Коронавирус катализировал применение цифровых технологий. URL: https://news.ru/society/ ekspert-koronavirus-kataliziroval-primenenie-cifrovyh-tehnologij/ (дата обращения: 22.03.2020).

4. Golubetskaya, N. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy / N. Golubetskaya, V. Kunin, T. Kosheleva // Iop conference series: Earth and environmental science, 19. Сер. "Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017" 2017. с. 012049.

5. Ксенофонтова Т.Ю. Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies / Т.Ю. Ксенофон-това, Р.В. Смирнов, О.В. Кадырова, О.В. Бургонов, Т.Н. Кошелева. Журнал «IJRTE-International Journal

of Recent Technology and Engineering» (ISSN22773878-india-Scopus) ISSN: 2277-3878, Volume-8 Issue-2, July 2019.

6. Сорвина Т.А. Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики / Т.А. Сорвина, Т.Н. Кошелева // ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Издательство: СПб-ГУКиТ (Санкт-Петербург) 2019. № 4. С. 61-67.

7. Бразевич Д.С. Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society // Д.С. Бразевич, А.В. Бирюкова, Т.Н. Кошелева // Open Journal of Social Sciences ISSN Print: 23275952 ISSN Online: 2327-5960. URL:Shttps://www.scirp. org/journal/paperinformation.aspx?paperid=98599 (дата обращения: 22.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.