Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТРЕНДЫ МИГРАЦИИ В ЗАМБИИ'

НОВЫЕ ТРЕНДЫ МИГРАЦИИ В ЗАМБИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ЗАМБИЯ / АФРИКА / ДИАСПОРА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ / БЕЖЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев Сергей Васильевич, Чума Грейс Чимбаза

Целью исследования стал всесторонний анализ ключевых миграционных потоков в Республике Замбия в последние десятилетия. Методологической основой явился комплексный подход к изучению миграционных процессов в контексте социально-экономического развития Республики на основе данных международной и национальной статистики. Основным методом исследования был статистический анализ. Первостепенными научными задачами стали следующие: выявление общих трендов миграции в стране; определение тенденций и структуры трудовой и вынужденной миграции в Замбии; установление особенностей и структуры эмиграции; анализ подходов к работе с представителями диаспоры в контексте развития государства на среднесрочную перспективу. В Замбии получила распространение и международная миграция. С одной стороны, из страны эмигрируют высоко- и квалифицированные специалисты. С другой стороны, Замбия привлекает беженцев и трудовых мигрантов из сопредельных государств. Таким образом, Республика Замбия выступает как страна происхождения, транзита и назначения мигрантов из соседних государств и других регионов. Миграция является неотъемлемой частью экономики страны и способствует ее устойчивому социально-экономическому развитию. Вследствие чего миграцию необходимо рассматривать не как проблему, а как возможность для развития государства, общества и домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MIGRATION TRENDS IN ZAMBIA

The purpose of the study is a comprehensive analysis of key migration flows in the Republic of Zambia in recent decades. The methodological basis is an integrated approach to the study of migration processes in the context of the socio-economic development of the Republic on the basis of international and national statistics. The main research method is statistical analysis. The primary research tasks were the following: tracing general migration trends in the country; identifying trends and patterns of labor and forced migration in Zambia; establishing the features and structure of emigration; analyzing approaches to working with the diaspora in the context of the country’s development in the medium term. International migration is also widespread in Zambia. On the one hand, highly qualified specialists are emigrating from the country. On the other hand, Zambia attracts refugees and labor migrants from neighboring countries. Thus, the Republic of Zambia acts as a country of origin, transit and destination for migrants from neighboring states and other regions. Migration is an integral part of the country's economy and contributes to its sustainable socio-economic development. As a result, migration should be considered not as a problem, but as an opportunity for the development of the state, society and households.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТРЕНДЫ МИГРАЦИИ В ЗАМБИИ»

DOI 10.19181/demis.2023.3.2.7 EDN RHYDKO

НОВЫЕ ТРЕНДЫ МИГРАЦИИ В ЗАМБИИ

Рязанцев С. В.

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: riazan@mail.ru

Чимбаза Чума Грейс

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: 1032195414@rudn.ru

Для цитирования: Рязанцев, С. В. Демографическое развитие и социально-демографическая политика Замбии / С. В. Рязанцев, Ч. Г. Чимбаза // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 2. С. 92-108. DOI 10.19181/ demis.2023.3.2.7. EDN RHYDKO.

Аннотация. Целью исследования стал всесторонний анализ ключевых миграционных потоков в Республике Замбия в последние десятилетия. Методологической основой явился комплексный подход к изучению миграционных процессов в контексте социально-экономического развития Республики на основе данных международной и национальной статистики. Основным методом исследования был статистический анализ. Первостепенными научными задачами стали следующие: выявление общих трендов миграции в стране; определение тенденций и структуры трудовой и вынужденной миграции в Замбии; установление особенностей и структуры эмиграции; анализ подходов к работе с представителями диаспоры в контексте развития государства на среднесрочную перспективу. В Замбии получила распространение и международная миграция. С одной стороны, из страны эмигрируют высоко- и квалифицированные специалисты. С другой стороны, Замбия привлекает беженцев и трудовых мигрантов из сопредельных государств. Таким образом, Республика Замбия выступает как страна происхождения, транзита и назначения мигрантов из соседних государств и других регионов. Миграция является неотъемлемой частью экономики страны и способствует ее устойчивому социально-экономическому развитию. Вследствие чего миграцию необходимо рассматривать не как проблему, а как возможность для развития государства, общества и домохозяйств.

Ключевые слова: миграция; Замбия; Африка; диаспора; трудовая миграция; эмиграция; вынужденная миграция; беженцы.

Актуальность исследования. Юг Африки характеризуется высоким уровнем территориальной мобильности населения, которая способствует развитию национальных экономик и повышению уровня жизни домохозяйств. Одной из самых урбанизированных стран Африканского континента является Замбия, около 35% населения которой проживают в городах. Такой высокий уровень урбанизации связан с активной миграцией населения из сельской местности в города.

Экономика Республики Замбия переживает продолжительный экономический спад, вызванный нефтяным кризисом 1970-х гг. и последующим ухудшением положения во многих секторах экономики, в том числе в сельском хозяйстве. Многие жители сел и городов страны вовлечены в миграцию. Миграция из сел в более развитые районы и города стала основной формой внутренней миграции в Республике в период затяжного экономического кризиса. Обусловленный приток иностранных инвестиций в медедобывающую промышленность государства в последние годы не-

Введение

сколько замедлил миграционный отток из сельской местности в города.

В Замбии получила распространение и международная миграция. С одной стороны, из страны эмигрируют высоко- и квалифицированные специалисты. С другой стороны, Замбия привлекает беженцев и трудовых мигрантов из сопредельных государств. Таким образом, Республика - это страна и происхождения, и транзита, и назначения мигрантов из соседних государств и других регионов. Поскольку миграция является неотъемлемой частью экономики Замбии и способствует ее устойчивому социально-экономическому развитию, миграцию необходимо рассматривать не как проблему, а как возможность для развития государства, общества и домохозяйств.

Подходы и методы исследования. Целью исследования стал всесторонний анализ ключевых миграционных потоков в Замбии в последние десятилетия. Методологической основой явился комплексный подход к изучению миграционных процессов в контексте социально-экономического развития страны на основе данных международной и национальной статистики. Основным методом исследования был статистический анализ. Первостепенными научными задачами стали такие, как: (1) выявление общих трендов миграции в Республике; (2) определение тенденций и структуры трудовой и вынужденной миграции в Замбию; (з) установление особенностей и структуры эмиграции; (4) анализ подходов к работе с представителями диаспоры в контексте развития страны на среднесрочную перспективу.

Источники информации о миграции в Замбии. Республика Замбия имеет несколько источников статистических данных о миграции, которые собирает и публикует Центральное статистическое управление, а также некоторые государственные службы страны.

В переписи населения и жилищного фонда помимо сбора, обработки и презентации статистических сведений о ключевых социально-демографических характеристиках населения страны, представлены данные о численности и составе международных мигрантов. Надо признать, что, перепись населения не предоставляет исчерпывающих сведений об эмиграции из Замбии. Для того, чтобы зарегистрировать эмигрантов в ходе переписи, должен быть член домохозяйства, готовый сообщить необходимую информацию о них, что невозможно в ситуации, когда все члены домохозяйства находятся в отъезде. Это влияет на точность данных об эмиграции.

В 2019 г. Центральное статистическое управление Республики Замбия в национальное обследование рабочей силы добавило модуль по трудовой миграции. Такое обследование проводится только на официальных рабочих местах и, следовательно, не включает данные о мигрантах, занятых в неформальном секторе.

Сведения об иностранцах, получивших разрешение на работу в стране, собирает Департамент иммиграции.

Власти Замбии ввели миграционные карты для сбора данных о въезде и выезде за границу, в которых фиксируется место рождения, гражданство, возраст, пол, страна обычного проживания, национальность, род занятий, причина въезда (выезда), продолжительность визита. Такие сведения собираются пограничной службой в 18 пунктах пересечения границы, после чего стекаются в штаб-квартиру и заносятся в базу данных. При этом составляются сводные ежеквартальные и ежегодные отчеты.

В 2006 г. было проведено пилотное тестирование компьютеризированной системы пограничного контроля в международном аэропорту Лусаки и четырех крупных пунктах пересечения границы.

В настоящее время страна не имеет единой централизованной компьютерной

системой учета миграции. Перечисленные выше данные носят разрозненный характер и нуждаются в систематизации и единой методологии сбора.

Эксперты отмечают, что систему сбора сведений о миграции в Замбии необходимо улучшать как с точки зрения сбора на пограничных пунктах, так и с точки зрения улучшения подготовки сотрудников пограничного контроля.

В Замбии создан Миграционный профиль, включающий обзор сведений о миграции и использующий данные национальных переписей, обследований, административных источников, в том числе сведения об иммиграции, эмиграции, гражданах, проживающих за рубежом, реэмигрантах, денежных переводах. Ресурс предназначен для разработки политики, планирования и принятие решений в области управления миграцией на основе объективных и разнообразных данных.

Теоретический обзор: роль миграции в социально-экономическом развитии стран Африки

Дискуссия о международной миграции в африканских государствах в значительной степени сосредоточена вокруг ее значимости для социально-экономического развития самих стран, локальных сообществ и домохозяйств.

Прежде всего, полемика об эмиграции в государствах Африки в основном концентрируются на негативных социально-экономических последствиях «утечки умов» [1; 2]. Правительства некоторых африканских стран воспринимают эмиграцию высококвалифицированных работников как угрозу социально-экономическому развитию государств. При этом противоречивость подхода заключается в том, что дискутанты в то же время признают и приветствуют позитивный вклад африканских эмигрантов в социально-экономическое развитие отправляющих стран через денежные переводы, инвестиции, передачу профессиональных навыков [3].

Важный аспект научного дискурса - незаконная эмиграция африканцев через Средиземноморье в контексте безопасности. Европейские государства являются важнейшим направлением для африканских мигрантов, как высококвалифицированных, так и неквалифицированных, как на документированной, так и на нерегулярной основе. Недокументированные мигранты в большинстве случаев переправляются в Европу через Средиземное море, что сопровождается большим количеством смертей. Учитывая то, что Европа создала на своих границах мощную систему пограничного контроля, происходит постепенная переориентация африканской миграции на Ближний Восток и Азию1.

Иммиграция в общественно-политических дискуссиях стран Африки часто воспринимается также как вызов развитию принимающих государств, поскольку широко распространены мнения, что их граждане вынуждены конкурировать с иммигрантами за ограниченные возможности трудоустройства на недостаточно развитых рынках труда некоторых стран.

В академическом дискурсе присутствует, как правило, идея позитивного вклада миграции в принимающие общества. Миграция может внести существенный вклад в социально-экономическое развитие как в районах происхождения, так и районах назначения миграции при осуществлении соответствующей политики [4, 5].

На международном уровне отмечается аналогичная позиция. МОМ (Международная организация по миграции) считает, что эффективно управляемая миграция

1 African Migration Trends to Watch in 2022 // Africa Center for Strategic Studies : [site]. URL: https://africacenter.org/spotlight/african-migration-trends-to-watch-in-2022 (accessed on 06.04.2023).

способствует преобразованиям и развитию отправляющих мигрантов стран.

Исследование экономических каналов миграции, проведенное ЮНКТАД (Конференцией ООН по торговле и развитию), доказывает положительное влияние на структурные преобразования мигрантов с высшим образованием как в государствах происхождения, так и в странах назначения. Также возвращение мигрантов в страны происхождения привносит знания и навыки, может стимулировать производительность труда в экономике2.

Различные исследования показывают, что миграция играет конструктивную роль в качестве катализатора экономического роста, движущей силы демографической динамики, фактора, обогащающего культурное наследие. Миграция способствует развитию государств назначения за счет налогов и потребления, при этом мигранты тратят примерно 85% своих доходов в этих странах [6]. Помимо вклада в текущее производство иммигранты обеспечивают демографический прирост существующей и будущей рабочей силы в государствах назначения. Трудящиеся-мигранты всех уровней квалификации заполняют пробелы на рынке труда, содействуют развитию торговли и инвестиций, приносят инновации, навыки и знания как в принимающие страны, так и в государства происхождения [7].

Взаимосвязь между миграцией и социально-экономическим развитием изучена недостаточно. Прямая (линейная) связь между миграцией и социально-экономическим развитием в некоторых научных работах оспаривается. Хорошо управляемая трудовая миграция может стимулировать мобильность рабочей силы, устраняя дефицит ее предложения на национальных и региональных рынках труда. Работники-мигранты заполняют непрестижные ниши на рынке труда, позволяя работникам из числа местного населения в странах назначения выполнять более квалифицированную работу. Однако мигранты с низкой квалификацией иногда оказываются на региональных рынках труда в невыгодном положении.

Чтобы стимулировать мобильность африканцев, предлагается ввести «единый африканский паспорт». Но уже сейчас, к примеру, Руанда разрешает трудящимся-мигрантам из государств Восточноафриканского сообщества работать свободно в стране, а также выдает временный вид на жительство для работников средней квалификации.

Все большее значение приобретает феминизация миграции в Африке. Женщины-мигранты вносят ощутимый вклад в инклюзивный рост как в странах происхождения, так и в государствах назначения, в денежные переводы в натуральной форме в экономику своих домашних хозяйств и общин. Однако африканские женщины-мигранты сталкиваются со значительными проблемами (семейные обязанности, конкуренция на рынках труда), которые влияют не только на их миграционный опыт, но и на востребованность в качестве работников в странах назначения [8].

По данным Всемирного банка, в 2022 г. размер денежных переводов в страны Африки оценивался в 96 млрд долл. США. Денежные переводы являются самым крупным источником дохода по статье «Помощь в целях развития за рубежом». В пятерку крупнейших стран-получателей денежных переводов на Африканском континенте вошли Египет (32,3 млрд долл. США), Нигерия (20,9 млрд), Марокко (11,4 млрд), Гана

2 UNCTAD Ad-Hoc Expert Meeting on the Contribution of Migrants to Development: Trade, Investment and Development Linkages // International Organization for Migration: [site]. URL: https:// www.iom.int/speeches-and-talks/unctad-ad-hoc-expert-meeting-contribution-migrants-development-trade-investment-and-development-linkages (accessed on 06.04.2023).

(4,6 млрд), Кения (4 млрд). Максимальную долю денежные переводы составляют в ВВП таких африканских стран, как Гамбия (28%), Южный Судан (25%), Лесото и Сомали (по 21%), Коморские острова (20%). В связи с восстановлением экономик развитых государств по мере отступления пандемии COVID-l9 поток денежных переводов в 2022 г. увеличился на 5,2%3. Большая часть денежных переводов направляется на поддержку семей, в том числе для приобретения продуктов питания и товаров домашнего обихода. Оптимистичный взгляд предполагает, что денежные переводы способствуют сокращению бедности.

В некоторых исследованиях утверждается, что хотя денежные переводы в основном расходуются на базовые потребности, однако некоторые африканские домохозяйства инвестируют финансовые средства в более пролонгированные и основательные социально-экономические проекты. Например, это вложения в образование детей, развитие локальной инфраструктуры, создание производственных предприятий, покупка сельскохозяйственного оборудования и земли, строительство домов, открытие собственного бизнеса [з]. Денежные переводы из-за границы предоставляют возможность частным лицам и домохозяйствам в Африке открывать банковские счета, делать займы и сбережения. В целом в большинстве исследований отмечается, что денежные переводы способствуют росту человеческого капитала и благосостояния домохозяйств. Вместе с тем, несмотря на положительное влияние денежных переводов, существуют проблемы привлечения этих средств на цели развития африканских стран.

Признавая потенциал миграции в содействии социально-экономическому развитию, некоторые государства Африки разработали стратегии по интеграции миграции в планирование развития, использование денежных переводов в целях развития и содействия передаче навыков мигрантами. Тем не менее политика и институциональные структуры в африканских странах, позволяющие воспользоваться преимуществами миграции, еще весьма слабы.

Факторы миграции в Замбии

Миграция в Республике Замбия определяется совокупностью факторов: демографическими, социально-экономическими, политическими. Факторы миграции могут иметь «притягивающий» и «выталкивающий» векторы, которые работают в тандеме при формировании миграционных тенденций.

К числу «выталкивающих» факторов относятся политическая нестабильность, плохие условия жизни, бедность, неполная занятость, безработица, низкая производительность труда, социально-экономическая отсталость, высокие налоги, отсутствие возможностей для прогресса, истощение природных ресурсов, перенаселенность, стихийные бедствия. В сельской местности это и внедрение капиталоемких методов производства, и механизация определенных процессов, снижающих потребность в рабочей силе. Отсутствие альтернативных источников дохода в сельских районах также является одним из основных факторов миграции.

К факторам «притяжения» для мигрантов из Замбии относятся лучшие возможности для занятости, более высокая заработная плата, перспективы карьерного роста и развития профессиональных навыков, более высокий уровень жизни и образовательные возможности.

3 African Migration Trends to Watch in 2022 // Africa Center for Strategic Studies : [site]. URL: https://africacenter.org/spotlight/african-migration-trends-to-watch-in-2022 (accessed on 06.04.2023).

Большинство мигрантов внутри страны переезжает в развитые районы с лучшими перспективами трудоустройства и доступа к социальной инфраструктуре (здравоохранению и образованию). Исследователи сходятся во мнении, что основная часть мигрантов переселяется внутри Замбии в поисках оптимальных для себя экономических возможностей.

Для Замбии также характерна миграция населения из районов стихийных бедствий и техногенных катастроф. Страна подвержена чрезвычайным ситуациям природного характера, включая наводнения, засухи и возникающей в данной связи нестабильности.

Демографические различия в темпах прироста населения в разных регионах Республики являются еще одним важным фактором внутренней миграции. Рождаемость и естественный прирост населения, как правило, выше в сельских районах, из которых население перемещается в города. Еще один немаловажный демографический фактор внутренней миграции - брачный статус: женщины часто следуют за мужьями. К другим факторам, влияющим на миграцию, можно отнести социальные связи, права и свободы, в первую очередь права собственности.

Такие демографические характеристики, как возраст, образование, семейное положение и язык в равной мере влияют на готовность человека эмигрировать. Трудящиеся-мигранты чаще всего представлены мужчинами трудоспособного возраста. Женатые люди с меньшей вероятностью эмигрируют в одиночку и с большей вероятностью возвращаются домой через непродолжительное время. Причины решения о миграции, кроме перечисленных выше, зависят от квалификации и уровня образования мигрантов.

Тренды миграции в Республике Замбия

Статистика фактов пересечения границы государства показывает, что ежегодно количество въездов в страну превышает количество выездов из нее. Вплоть до пандемии COVID-l9 увеличивалось количество въездов в страну. В 2019 г. было зарегистрировано 1 774 тыс. фактов пересечения границы на въезд и 1 075 тыс. - на выезд из Замбии (рис. х).

1 500 ООО 1 405 075 ■

i 774 14

1 347 059 1 326 149 1 тт

1 070 2(М | 048 763 1075 О'Ч

Ii ll II Н

2016 2017 201S

Количество иысздов ■ Количество въездов

Рис. 1. Пересечение границы Замбии в 2015-2019 гг. (человек) Fig. 1. Crossing the border of Zambia in 2015-2019 (people)

Источник: составлено авторами по данным МОМ4

4 Migration in Zambia: a Country Profile 2019 / International Organization for Migration : [site]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/mp_zambia.pdf (accessed on 06.04.2023).

Численность международных мигрантов в Республике Замбия в период с 1995 по 2015 гг. достигла своего пика в 2000 г. - 321 тыс. человек. В 2005-2015 гг. численность иммигрантов снижалась (рис. 2).

350000 321 167

зооооо

250000 200000 150000 100000 500 ОО

о

244 338 >52 74i

149 637 1 T7 Q1 Ç

Рис. 2. Накопленная численность международных мигрантов в Замбии

в 1995-2015 гг. (человек) Fig. 2. Accumulated number of international migrants in Zambia in 1995-2015 (people)

Источник: составлено авторами по данным Всемирного банка5

Замбия заключила соглашения о миграции с несколькими странами, как внутри Африканского континента, так и за его пределами. Приведем примеры таких соглашений:

- двустороннее соглашение между Замбией и ЮАР об облегчении передвижения населения, которое направлено на содействие свободному передвижению людей, товаров и услуг и предусматривает освобождение от виз для определенных категорий населения (деловые путешественники, дипломаты и студенты);

- двустороннее соглашение между Замбией и Зимбабве о передвижении населения, которое включает положения о выдаче специальных разрешений для трансграничных торговцев и депортации нелегальных иммигрантов;

- меморандум между Замбией и Анголой о взаимопонимании в области передвижения населения, который включает положение об упорядочении статуса граждан, проживающих в странах друг друга;

- соглашение между Замбией и Великобританией о взаимной выдаче виз, которое позволяет гражданам двух государств взаимно посещать страны друг друга на срок до шести месяцев без визы;

- двустороннее соглашение между Замбией и Канадой о временных иностранных работниках, которое позволяет гражданам Замбии работать в Канаде в течение ограниченного периода времени при соблюдении определенных условий.

Трудовая миграция в Замбии

Основными странами происхождения трудовых мигрантов в Замбии в 2019 г. были Демократическая Республика Конго (ДРК), Ангола и Зимбабве. Трудовая миграция зачастую переплетается с вынужденной миграцией из соседних государств по причинам политических, экономических или экологических кризисов (рис. 3).

5 International migrant stock (% of population) - Zambia / World Bank : [site]. URL: https://data. worldbank.org/mdicator/SM.POR TOTL.ZS?locations=ZM (accessed on 06.04.2023).

Рис. 3. Страны происхождения трудовых мигрантов в Замбии в 2019 г. (человек) Fig. 3. Countries of origin of migrant workers in Zambia in 2019 (people)

Источник: составлено авторами по данным МОМ6

Согласно данным обследования рабочей силы, в 2019 г. основная доля трудящихся-мигрантов в Замбии приходилась на возрастную группу 35-64 лет: мужчины этой когорты составляли 26%, а женщины - примерно 20% от общего числа всех мигрантов в стране. В возрастной группе 15-24 лет доля женщин аккумулировала приблизительно 13%, а мужчин - около 7%. Доля среди иммигрантов как мужского, так и женского пола была минимальной в самой старшей возрастной группе (65 лет и старше) (рис. 4).

Рис. 4. Распределение трудовых мигрантов в Замбии по полу и возрастным группам

в 2019 г. (%)

Fig. 4. Distribution of migrant workers in Zambia by gender and age groups in 2019 (%)

Источник: составлено авторами по данным МОМ7

Трудовая миграция играет важную роль в развитии экономики Республики Замбия, особенно в горнодобывающем, строительном и сельскохозяйственном секторах.

6 Migration in Zambia: a Country Profile 2019 / International Organization for Migration : [site]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/mp_zambia.pdf (accessed on 06.04.2023).

7 Ibid.

В горнодобывающем секторе трудовые мигранты сыграли важную роль в развитии медной промышленности, которая долгое время оставалась основой экономики страны. Эти мигранты привнесли в отрасль ценные навыки и опыт, а также помогли увеличить производство и его эффективность.

В строительном секторе трудовые мигранты были вовлечены в строительство инфраструктуры - дорог, мостов, зданий. Кроме того, они принимали участие в развитии энергетического и телекоммуникационного секторов, имеющих решающее значение для экономического роста государства.

В сельскохозяйственном секторе трудовые мигранты выполнили немаловажную роль в производстве товарных культур (таких как табак и хлопок) и продовольственных культур (таких как кукуруза и маниока). Они помогли повысить производительность и внесли значительный вклад в развитие сектора. В целом трудовые мигранты внесли весомую лепту в развитие Замбии, особенно в сферах добычи полезных ископаемых, строительства и сельского хозяйства. Однако выгоды от трудовой миграции должны быть сбалансированы с потенциальными издержками, включая риск утечки мозгов и воздействие на социальную сплоченность и культурную самобытность.

В 2017 г. из Замбии в другие страны было отправлено денежных переводов на сумму 20 млн долл. США. Наибольшая сумма от трудовой миграции приходится на Индию - 7 млн, Руанду - 3 млн, Танзанию - 2 млн, Нигерию и Анголу - по 1 млн долл. США.

Организационной основой трудовой миграции является участие Замбии в двусторонних или многосторонних соглашениях по миграции, а также развитие системы социальной защиты, разработка политики в области труда, совершенствование институциональной структуры, продвижение и повышение осведомленности, расширение сбора данных о трудовой миграции.

Вынужденная миграция в Замбии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно определению МОМ, вынужденная миграция представляет собой «перемещение населения, в котором присутствует элемент принуждения, хотя его движущие силы могут быть различны». Этот термин используется, когда речь идет о беженцах, внутренне перемещенных лиц (в том числе перемещенных в результате стихийных бедствий или реализации проектов развития) и, в некоторых случаях, жертвах торговли людьми [9].

Республика Замбия в целом отличается относительной политической и социально-экономической стабильностью. Здесь, по сравнению с другими африканскими странами, насчитывается небольшое число вынужденных мигрантов (беженцев и соискателей убежища). Однако в Замбии присутствует большое число внутренне перемещенных лиц. Кроме того, в стране учащаются случаи торговли людьми (траф-фикинга мигрантов). Ее жертвами зачастую становятся жители сельских районов, которые в поисках лучшей жизни прибегают к неофициальным каналам миграции. Кроме того, значительное число граждан Республики становятся жертвами траффи-кинга вследствие беспорядков и вспышек насилия либо изменений в землепользовании, влекущих переселения.

По данным УВКБ ООН, в 2017 г. Замбия приняла более 72,2 тыс. вынужденных мигрантов, включая 44,3 тыс. беженцев, большинство из которых - выходцы из Демократической Республики Конго (ДРК) (92%). В 2018 г. число мигрантов составило 49,7 тыс. беженцев и 3,3 тыс. соискателей убежища, среди которых 17,9 тыс. пересели-

лись в Замбию из Анголы и 5 тыс. - из Руанды. В 2023 г. большинство беженцев и соискателей убежища в Республике Замбия были выходцами из ДРК (52 тыс. человек), что составляло около 81% вынужденных мигрантов в стране. Беженцев и соискателей убежища из Бурунди, Сомали и Руанды в общей сложности насчитывалось 17% (рис. 5). В Замбии беженцы в основном размещаются в районах Мехеба в Северо-Западной провинции и Маюквайуква в Западной провинции.

S2 009

7 703

2 80S 772 JgJ

ДРК Бурунди Сомали Руанда Другие

Рис. 5. Страны происхождения беженцев и соискателей убежища в Замбии

в 2023 г. (человек)

Fig. 5. Countries of origin of refugees and asylum seekers in Zambia in 2023 (people)

Источник: составлено авторами по данным УВКБ ООН8

До сих пор Республика Замбия не сталкивалась с массовыми перемещениями населения, вызванными этническими столкновениями или вооруженными конфликтами. Однако в стране происходят экстремальные погодно-климатические явления, затрагивающие значительное число граждан и приведшие к их вынужденной миграции. В 2020 г. в Замбии более 1 тыс. человек были перемещены из-за имевших место стихийных бедствий, в 2022 г. - около 3,6 тыс. человек9.

Особенностью вынужденной миграции в Замбии является тот факт, что внутренне перемещенные лица становятся жертвами «проектов развития», в результате реализации которых с 2009 г. более 88 тыс. человек лишились жилья. Принудительное перемещение в стране началось в 1950-е гг., когда около 57 тыс. человек, говорящих на языке тонга, были вынуждены переехать из-за строительства плотины Кариба. По прошествии шестидесяти лет эти общины продолжали испытывать проблемы с продовольственной безопасностью и снижением уровня жизни.

В последние годы инвестиции в добычу полезных ископаемых, развитие туризма, преобразования в сельском хозяйстве и промышленное развитие привели к дальнейшему перемещению людей из различных общин. Менее привилегированные люди в сельских, городских и пригородных районах наиболее уязвимы к перемещению из-за непризнанных прав на землю.

В 2009 г. 54 тыс. человек были зарегистрированы как внутренне перемещенные лица, в то время как в 2013 г. их число сократилось до 5.5 тыс. человек, а в следующем

8 Country Overview: Zambia / UNHCR Operation Data Portal : [site]. URL: https://data.unhcr.org/ en/country/zmb (accessed on 28.03.2023).

9 Global Internal Displacement Database // Internal Displacement Monitoring Centre : [site]. URL: https://www.internal-displacement.org/database/displacement-data (accessed on 28.03.2023).

году вновь увеличилось до 26 тыс. человек. В 2017 г. в стране насчитывалось 2,8 тыс. вынужденных переселенцев. Организация «Human Rights Watch»10 установила, что в 2016 и 2017 гг. более 130 сельских жителей, чьи семьи много лет и поколений проживали в округе Серенье в Центральной провинции Республики, были вынуждены покинуть свои места жительства. Перемещенные лица, как правило, являются мелкими фермерами, живущими в сельской местности, и переведенными в отдаленные районы. Земля передавалась покупателям и инвесторам для «проектов развития» -выращивания сои и пшеницы, добычи полезных ископаемых, инфраструктурных проектов. Перемещенные лица получают незначительную компенсацию или вообще не получают ее, что делает условия их жизни крайне сложными. Иностранцы могут инвестировать в частный сектор, но должны подтвердить инвестиции на сумму до 250 тыс. долл. США, если основать новую компанию, и до 150 тыс. долл. США, если присоединиться к существующей компании в Замбии11.

Закон Республики Замбия об иммиграции и депортации 2010 г. в сочетании с Законом о беженцах 2017 г. регулирует большинство вопросов, касающихся беженцев и иммигрантов в стране.

В Замбии существует ряд организаций гражданского общества и религиозных организаций, которые работают с иммигрантами и беженцами и оказывают им помощь. УВКБ ООН в Замбии поддерживает усилия правительства по обеспечению защиты и помощи беженцам и лицам, ищущим убежища. К ним относятся безопасный и справедливый доступ на территорию, процедуры и права предоставления убежища, включение в национальные службы, самообеспечение и возможности зарабатывать на жизнь, а кроме того, долгосрочные меры, такие как интеграция в принимающую страну и возможное переселение в третьи страны.

Эмиграция из Замбии и формирование замбийской диаспоры

Потоки эмиграции усилились в период замедления роста экономики Республики с середины 1970-х гг., когда случился нефтяной кризис, а затем на мировом рынке произошло падение цен на медь. В стране выросли безработица и бедность, что привело к росту числа эмигрантов, покинувших Замбию в поисках лучших возможностей за границей. В середине 1980-х гг. эмиграция продолжилась: из страны выезжали высококвалифицированные и опытные замбийские специалисты, главным образом преподаватели и медицинский персонал (врачи и медсестры). В 1990-е гг. была зафиксирована еще одна волна эмиграции, последовавшая за потерей рабочих мест в связи с быстрой приватизацией полугосударственных предприятий и всеобщей экономической либерализацией в рамках программ структурной перестройки Замбии.

Эмиграция из страны состоит в основном из образованных людей и квалифицированных специалистов: доля эмигрантов с высшим образованием оценивается на уровне 17%. В семи государствах Европы в 2008 г. работали 1 198 замбийских медсестер, что составляло 5% от общего числа медсестер в Замбии. С 2011 по 2016 г. из Замбии в другие страны эмигрировали 322 врача и 2 376 медсестер. Основными на-

10 Примечание: Human Rights Watch исключена Минюстом России из реестра филиалов и представительств международныхорганизаций ииностранныхнекоммерческих неправительственных организаций распоряжением от 08.04.2022.

11 Zambia: Commercial Farms Displace Rural Communities // Human Rights Watch : [site]. URL: https://www.hrw.org/news/2017/10/25/zambia-commercial-farms-displace-rural-communities (accessed on 28.03.2023).

правлениями миграции замбийских работников здравоохранения на Африканском континенте являются ЮАР, Ботсвана и Намибия. Растет число медицинских работников, которые переезжают в Европу, Северную Америку и Австралию.

Результаты опроса замбийской диаспоры, проведенного в 2015 г., показали, что основная масса опрошенных замбийцев проживала в ЮАР (38%), США (21%) и Великобритании (15%). Главными причинами, по которым большинство из них покинуло страну, были поиски работы и возможности получения образования. Около 63% намеревались вернуться в Замбию в будущем. Примерно 91% замбийцев из-за рубежа отправляли денежные переводы на родину главным образом для поддержки членов семьи. Около 60% респондентов проявили интерес к внесению вклада в проекты развития в сфере образования, а 50% - в проекты развития в области здравоохранения. Опрос также продемонстрировал, что значительное число замбийцев в диаспоре заинтересовано в будущих инвестициях в сельское хозяйство, производство и туризм, 93% хотят иметь на родине доступ к земле, при этом 76% не располагали достаточной информацией о том, как получить доступ к земле в Замбии. Что касается участия в политической жизни, то было установлено, что только 8% приняли участие в голосовании из 93% тех, кто хотел бы иметь возможность проголосовать. Около 95% членов диаспоры поддержали предложение о предоставлении двойного гражданства.

Опрос представителей замбийской диаспоры, проведенный в 2019 г., констатировал, что 30% опрошенных проживали в Великобритании, 18% - в США, 14% - в ЮАР, 6% - в Ботсване, 4% - в Австралии, 3% - в Канаде, 26% - в других государствах (рис. 6).

Ш

Рис. 6. Страны проживания представителей замбийской диаспоры в 2019 г. (%) Fig. 6. Countries of residence of representatives of the Zambian diaspora in 2019 (%)

Источник: составлено авторами по данным МОМ12

В 2019 г. за пределами Замбии проживали 278 355 эмигрантов [6]. По данным Центрального бюро статистики, доля эмигрантов составляет 1,6% общей численности населения Республики (16 887 720 человек). К основным странам назначения замбийских эмигрантов относятся ЮАР (92,1 тыс.), Малави (43,1 тыс.), Зимбабве (30,7 тыс.), Великобритания (25 тыс.), США (24,5 тыс.), Ботсвана (13,3 тыс.), Танзания (11

12 Migration in Zambia: a Country Profile 2019 / International Organization for Migration : [site]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/mp_zambia.pdf (accessed on 06.04.2023).

тыс.), Австралия (7,7 тыс.) (рис. 7). Например, перепись населения Австралии 2006 г. показала увеличение на 33% числа иммигрантов, родившихся в Замбии, по сравнению с переписью 2001 г. По данным австралийской переписи населения 2006 г., в Австралии проживали 4 080 человек, родившихся в Замбии.

100000 и ото 90000 60000 70000

воооо

50000 40000 30000 20000 10000 о

43 144

JV 25 000 24 455

13295 77ls

J* л*- ж ,<f & ,, of rif 'fif

jip •jfi

/

Рис. 7. Численность эмигрантов из Замбии в некоторых странах мира в 2019 г., человек

Fig. 7. The number of emigrants from Zambia in some countries in 2019, people

Источник: составлено авторами по данным Всемирного банка [6]

Замбийская диаспора включает студентов, предпринимателей, высококвалифицированных специалистов: художников, инженеров, журналистов, банкиров, бухгалтеров, экономистов, врачей, юристов. Таким образом, социально-политический и экономический потенциал замбийской миграции может стать потенциалом развития страны.

Взаимодействие государства с замбийской диаспорой

Правительство Замбии признает диаспору важным партнером национального развития. Однако долгое время отсутствовала система взаимодействия государства с диаспорой. Правительство страны приступило к реализации политики в отношении диаспоры в 2019 г. в рамках Плана действий по региональной политике и трудовой миграции. Политика в отношении диаспоры призвана обеспечить необходимые условия для участия трудящихся-мигрантов и замбийцев из диаспоры в развитии Республики Замбия. Был создан Фонд эмигрантов Замбии (ZADIFO) для обеспечения национальной платформы в целях политического диалога по вопросам эмигрантов и содействия осуществлению такой политики. Основными целями фонда являются не только разработка планов, направленных на поддержку и привлечение замбийских экспатов и эмигрантов, но и поощрение их вклада в социальное и экономическое развитие Замбии. Фонд сотрудничает с государственным и частным секторами для содействия в предоставлении специализированных услуг среди экспатов, таких как доступ к финансовым и инвестиционным услугам.

Значение призыва к развитию потенциала своих граждан, проживающих в диаспоре, трудно переоценить. Отметим высокий уровень навыков диаспоры, ее об-

разовательную квалификацию и другой социальный и профессиональный опыт. Большинство представителей замбийской диаспоры выразило огромный интерес к возвращению домой, чтобы там заняться как коммерческими, так и гуманитарными инвестициями. Возможности реализации этих перспектив огромны, но из-за таких барьеров, как финансовые ограничения, рабочие обязательства и общее отсутствие продуманной политики вовлечения диаспоры, они пробуксовывают. Особо подчеркнем необходимость разработки продуманной политики взаимодействия. Если не будут предприняты согласованные усилия со стороны всех заинтересованных сторон, по-прежнему будут существовать препятствия для эффективного использования существенного потенциала диаспоры и ее права участвовать в делах нации.

Способность замбийской диаспоры вносить свой вклад в национальное развитие ограничена, среди прочего, высокой стоимостью денежных переводов, отсутствием всеобъемлющего информационного портала о Замбии и отсутствием системы взаимодействия, которая позволила бы замбийцам, проживающим за рубежом, активно участвовать в развитии своей родины, включая приобретение недвижимости, частные инвестиции, благотворительные проекты и программы передачи навыков. Широкое признание роли диаспоры в развитии страны привело бы к активизации политики и программ, направленных на использование доброй воли и ресурсов эмигрантов.

Замбия признает своих граждан, проживающих в диаспоре, в качестве партнеров в процессе национального развития благодаря их богатому опыту, отправке денежных переводов, участию в инвестиционных проектах, проектах развития и экономическом росте страны.

Глобализация и достижения в области коммуникационных технологий значительно расширили возможности активного участия диаспоры в культурной, экономической, социальной и политической жизни Республики. В современных условиях именно взаимосвязь между диаспорой и социально-экономическим развитием государства становится актуальной и стимулирует внимание к данному направлению политики. Замбия отдает должное значительному финансовому вкладу диаспоры в свои семьи и общины. Другие преимущества, которые можно получить от диаспоры, включают передачу навыков и технологий, налаживание связей и инвестирование.

Политика Замбии в отношении диаспоры основана на ценностях и принципах, которые защищают социальные, экономические и культурные интересы страны. Политика также направлена на создание основы для эффективного взаимодействия между правительством и диаспорой.

К 2030 г. Республика Замбия стремится стать процветающим государством со средним уровнем дохода. Для достижения поставленных целей правительство страны руководствуется следующими принципами:

1) правительство признает, что достижение цели будет зависеть от участия всех замбийцев, включая диаспору, поэтому правительство будет поддерживать этот принцип для защиты всех заинтересованных сторон, включая диаспору, организаций гражданского общества, религиозных организаций, ассоциаций, партнеров, частного сектора и других заинтересованных групп для участия в национальном развитии;

2) правительство признает важность укрепления доверия во взаимодействии с диаспорой, необходимость содействия диалогу и взаимопониманию между диаспорой и различными заинтересованными сторонами в Замбии;

3) правительство признает необходимость равного, справедливого и всестороннего участия как мужчин, так и женщин на всех уровнях развития, поэтому правительство поддерживает принцип гендерного равенства при разработке и осуществлении политики в отношении диаспоры и стратегии взаимодействия с нею;

4) правительство признает, что прозрачная и подотчетная система управления позволяет населению в целом, включая диаспору, эффективно участвовать и вносить свой вклад в развитие нации, поэтому Замбия отстаивает принципы демократии, эффективного управления и прозрачности на протяжении всего взаимодействия с замбийской диаспорой;

5) правительство признает огромный потенциал диаспоры в плане внесения вклада в социально-экономическое развитие страны, и в рамках этой политики правительство стремится использовать данный потенциал путем создания благоприятных условий и инициатив по расширению прав и возможностей замбийской диаспоры;

6) правительство поощряет представителей диаспоры в их стремлении придерживаться принципа патриотизма и призывает улучшать имидж Замбии за рубежом.

Заключение

Теоретические подходы к изучению африканской миграции с течением времени эволюционировали. Более ранние точки зрения фокусировались на структурных факторах, таких как бедность и неравенство, в качестве основных движущих сил миграции. Более поздние подходы подчеркивали роль самих мигрантов, равно как и сложное взаимодействие социальных, экономических и политических факторов, которые формируют новые модели миграции. Изучение миграции в Африке остается динамичной и междисциплинарной областью, в которой продолжаются дебаты по поводу теоретических и методологических подходов, последствий миграции для африканских обществ и глобального сообщества в целом.

Миграция имеет значительные экономические последствия как для мигрантов, так и для сообществ, в которые они переезжают. В Замбии экономические причины являются одной из ключевых движущих сил миграции, когда люди переезжают в городские районы или другие страны в поисках лучших возможностей для трудоустройства и более высокой заработной платы. Хотя миграция может способствовать экономическому росту и развитию, она также может создавать такие проблемы, как утечка мозгов и потеря человеческого капитала.

Республика Замбия предпринимает усилия по управлению миграцией с помощью экономических и законодательных инструментов. В стране создан иммиграционный департамент для управления миграцией, кроме того, подписаны международные договоры и соглашения по миграции. Однако существуют проблемы защиты прав мигрантов, борьбы с незаконным ввозом и торговлей людьми.

Стране важно найти баланс между продвижением экономических возможностей за счет миграции и обеспечением защиты прав мигрантов. Этого можно достичь путем реализации эффективной политики и программ, направленных на решение экономических и социальных проблем миграции, обеспечение поддержки и защиты мигрантов.

Замбия может использовать потенциал миграции для стимулирования своего экономического роста и развития, одновременно содействуя социальной интеграции и правам человека.

Список литературы

1. Benedict, O. H. Brain Drain and African Development: Any Possible Gain from the Drain? / O. H. Benedict, W. I. Ukpere // African Journal of Business Management. 2012. № 6 (7). P. 2421-2428. DOI 10.5897/AJBM11.2385.

2. Africa and Its Global Diaspora: The Policy and Politics of Emigration / Ed. Mangala, J. Cham : Palgrave Macmillan, 2017. 370 p. ISBN 978-3-319-50053-9.

3. Mohapatra, S. Remittance Markets in Africa. World Development / S. Mohapatra, D. Ratha. Washington DC : The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. 2011. 59 p. DOI 10.1596/978-0-8213-8475-6. ISBN 978-0-8213-8475-6.

4. Teye, J. K. The Impact of Migration on the Welfare of Households Left Behind in Rural Ghana: A Quasi-Experimental Impact Evaluation. Working Paper 62. November 2019 / J. K. Teye, L. Boakye-Yiadom, E. Asiedu, J. Litchfield, J. W. Appiah Kubi, M. Awumbila. Brighton : University of Sussex, School of Global Studies, 2019. 35 p.

5. Migration and Development in Africa: Trends, Challenges, and Policy Implications (African Migration and Diaspora Series) / ed. de S. Tonah, M. Boatemaa Setrana, J. A. Arthur. Maryland : Lexington Books, 2017. 210 p. ISBN 1498516831.

6. Migration and Remittances: Recent Development and Outlook. Migration and Development Brief 31. Washington D.C. : World Bank and KNOMAD, 2019. 42 p.

7. Cliffe, L. Labour Migration and Peasant Differentiation: Zambian Experiences // The Journal of Peasant Studies. 1978. № 5 (3). Pp. 326-346, DOI 10.1080/03066157808438051.

8. Okyerefo, P. K. M. Internal and International Migration Dynamics in Africa / P. K. M. Okyerefo, M. B. Setrana // Handbook of Migration and Globalisation. Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2018. Pp. 281-296. ISBN 978 1 78536 750 2.

9. Glossary on Migration. International Migration Law. № 34 / ed. A. Sironi, C. Bauloz, M. Emmanuel. Geneva : International Organization for Migration (IOM), 2019. 248 p. ISSN 1813-2278.

Сведения об авторах:

Рязанцев Сергей Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: riazan@mail.ru: ORCID ID: 0000-0001-5306-8875: РИНЦ Author ID: 77673: Web of Science Researcher ID: F-7205-2014: Scopus Author ID: 22136228700.

Чимбаза Чума Грейс, магистрант, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия. Контактная информация: e-mail: 1032195414@rudn.ru: ORCID ID: 0009-0008-3472-4599.

Благодарности и финансирование:

Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта по поддержке ведущих научных школ № НШ-53.2022.2.

Статья поступила в редакцию 30.03.2023: принята в печать 01.06.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

NEW MIGRATION TRENDS IN ZAMBIA

Sergey V. Ryazantsev

Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: riazan@mail.ru

Chuma Greis Chimbaza

RUDN University, Moscow, Russia E-mail: 1032195414@rudn.ru

For citation: Ryazantsev, Sergey V. New Migration Trends in Zambia / S. V. Ryazantsev, Ch. G. Chimbaza. DEMIS. Demographic Research. 2023. Vol. 2. No 3. Pp. 92-108. DOI 10.19181/demis.2023.3.2.7.

Abstract. The purpose of the study is a comprehensive analysis of key migration flows in the Republic of Zambia in recent decades. The methodological basis is an integrated approach to the study of migration processes in the context of the socioeconomic development of the Republic on the basis of international and national statistics. The main research method is statistical analysis. The primary research tasks were the following: tracing general migration trends in the country; identifying trends and patterns of labor and forced migration in Zambia; establishing the features and structure of emigration; analyzing approaches to working with the diaspora in the context of the country's development in the medium term. International migration is also widespread in Zambia. On the one hand, highly qualified specialists are emigrating from the country. On the other hand, Zambia attracts refugees and labor migrants from neighboring countries. Thus, the Republic of Zambia acts as a country of origin, transit and destination for migrants from neighboring states and other regions. Migration is an integral part of the country's economy and contributes to its sustainable socio-economic development. As a result, migration should be considered not as a problem, but as an opportunity for the development of the state, society and households.

Keywords: migration; Zambia; Africa; diaspora; labor migration; emigration; forced migration; refugees.

References:

1. Benedict, O. H. Brain Drain and African Development: Any Possible Gain from the Drain? / O. H. Benedict, W. I. Ukpere. African Journal of Business Management. 2012. No. 6 (7). P. 2421-2428. DOI 10.5897/AJBM11.2385.

2. Africa and Its Global Diaspora: The Policy and Politics of Emigration / Ed. Mangala, J. Cham : Palgrave Macmillan, 2017. 370 p. ISBN 978-3-319-50053-9.

3. Mohapatra, S. Remittance Markets in Africa. World Development / S. Mohapatra, D. Ratha. Washington DC : The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. 2011. 59 p. DOI 10.1596/978-0-8213-8475-6. ISBN 978-0-8213-8475-6.

4. Teye, J. K. The Impact of Migration on the Welfare of Households Left Behind in Rural Ghana: A Quasi-Experimental Impact Evaluation. Working Paper 62. November 2019 / J. K. Teye, L. Boakye-Yiadom, E. Asiedu, J. Litchfield, J. W. Appiah Kubi, M. Awumbila. Brighton : University of Sussex, School of Global Studies, 2019. 35 p.

5. Migration and Development in Africa: Trends, Challenges, and Policy Implications (African Migration and Diaspora Series) / ed. de S. Tonah, M. Boatemaa Setrana, J. A. Arthur. Maryland : Lexington Books, 2017. 210 p. ISBN 1498516831.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Migration and Remittances: Recent Development and Outlook. Migration and Development Brief 31. Washington D.C. : World Bank and KNOMAD, 2019. 42 p.

7. Cliffe, L. Labour Migration and Peasant Differentiation: Zambian Experiences. The Journal of Peasant Studies. 1978. No. 5 (3). Pp. 326-346, DOI 10.1080/03066157808438051.

8. Okyerefo, P. K. M. Internal and International Migration Dynamics in Africa / P. K. M. Okyerefo, M. B. Setrana. In: Handbook of Migration and Globalisation. Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2018. Pp. 281-296. ISBN 978 1 78536 750 2.

9. Glossary on Migration. International Migration Law. No. 34 / ed. A. Sironi, C. Bauloz, M. Emmanuel. Geneva : International Organization for Migration (IOM), 2019. 248 p. ISSN 1813-2278.

Bio note:

Sergey V. Ryazantsev, RAS Corresponding Member, Doctor of Economic Sciences, Professor, Leading Researcher, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: riazan@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-5306-8875; RSCI Author ID: 77673; Web of Science Researcher ID: F-7205-2014; Scopus Author ID: 22136228700.

Chuma Greis Chimbaza, Master's Student, RUDN University, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: 1032195414@rudn.ru; ORCID ID: 0009-0008-3472-4599.

Acknowledgments and financing:

The research was carried out with financial support from the Grants Council of the President of the Russian Federation as part of the Scientific Project for the Support of Leading Scientific Schools No. NSH-53.2022.2.

Received on 30.03.2023; accepted for publication on 01.06.2023.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.