Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАМБИИ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАМБИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМБИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бвалья Чанда, Храмова Марина Николаевна

Целью исследования явилось выявление тенденций демографического развития и особенностей социально-демографической политики Республики Замбия в контексте демографического перехода. Основным методом исследования стал статистический анализ демографических данных текущего учета и переписей населения Республики. Источниками информации - данные демографической статистики и демографические обзоры, представленные в материалах национальных агентств и международных организаций системы ООН. Замбия движется по пути демографического перехода, но пока остается одной из самых молодых стран мира по среднему возрасту населения. Ежегодные темпы роста населения значительны - на уровне 2,5-3%. В стране сохраняется высокий уровень рождаемости. По мере того, как многочисленная когорта молодого населения вступит в репродуктивный возраст, население Республики в ближайшую четверть века удвоится. Демографическая ситуация может привести к обострению некоторых социально-экономических проблем, в том числе росту спроса на рабочие места, дефициту медицинского обслуживания и социальных услуг. В этой ситуации государственная социально-демографическая политика Замбии хотя и ориентирована на Цели устойчивого развития ООН до 2030 г., но пока не в полной мере успевает реагировать на демографические изменения. В качестве цели развития страны к 2030 г. властями Республики Замбия поставлено достижение процветающей нации со средним уровнем дохода. В данном контексте важной компонентой остается здоровье рабочей силы. Считается, что здоровая рабочая сила позволит стране повысить производительность труда и заработать значительный демографический дивиденд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT AND SOCIAL-DEMOGRAPHIC POLICY IN ZAMBIA

The purpose of the study was to identify trends in demographic development and features of the socio-demographic policy of the Republic of Zambia in the context of the demographic transition. The main research method is the statistical analysis of the demographic data of the current registration and population censuses of the Republic. The sources of information are demographic statistics and demographic surveys presented in the materials of national agencies and international organizations of the UN system. Zambia is on the path of the demographic transition, but so far remains one of the youngest countries in the world in terms of the average age of the population. The annual population growth rate remains significant at the level of 2.5-3%. The country maintains a high birth rate. As a large cohort of young people enter their reproductive years, the population of the Republic is expected to double in the next 25 years. The demographic situation may exacerbate some socio-economic problems, including an increase in demand for jobs, a shortage of medical care and social services. In this situation, the state socio-demographic policy of Zambia, although focused on the UN Sustainable Development Goals until 2030, has not yet fully responded to demographic changes. By 2030, the authorities of the Republic of Zambia have set the achievement of a prosperous nation with an average income as the goal of the country’s development by 2030. In this context, the health of the workforce remains an important component. It is considered that a healthy workforce will allow the country to increase productivity and gain a significant demographic dividend.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАМБИИ»

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

DOI I0.x9x8x/demis.2023.3.2.xx EDN WEMBVN

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАМБИИ

Бвалья Чанда

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: 1032195099@rudn.ru

Храмова М. Н.

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: kh-mari08@yandex.ru

Для цитирования: Бвалья, Ч. Демографическое развитие и социально-демографическая политика Замбии / Ч. Бвалья, М. Н. Храмова // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 2. С. 144-157. DOI 10.1918l/demis.2023.3.2.11. EDN WEMBVN.

Аннотация. Целью исследования явилось выявление тенденций демографического развития и особенностей социально-демографической политики Республики Замбия в контексте демографического перехода. Основным методом исследования стал статистический анализ демографических данных текущего учета и переписей населения Республики. Источниками информации - данные демографической статистики и демографические обзоры, представленные в материалах национальных агентств и международных организаций системы ООН. Замбия движется по пути демографического перехода, но пока остается одной из самых молодых стран мира по среднему возрасту населения. Ежегодные темпы роста населения значительны - на уровне 2,5-3%. В стране сохраняется высокий уровень рождаемости. По мере того, как многочисленная когорта молодого населения вступит в репродуктивный возраст, население Республики в ближайшую четверть века удвоится. Демографическая ситуация может привести к обострению некоторых социально-экономических проблем, в том числе росту спроса на рабочие места, дефициту медицинского обслуживания и социальных услуг. В этой ситуации государственная социально-демографическая политика Замбии хотя и ориентирована на Цели устойчивого развития ООН до 2030 г., но пока не в полной мере успевает реагировать на демографические изменения. В качестве цели развития страны к 2030 г. властями Республики Замбия поставлено достижение процветающей нации со средним уровнем дохода. В данном контексте важной компонентой остается здоровье рабочей силы. Считается, что здоровая рабочая сила позволит стране повысить производительность труда и заработать значительный демографический дивиденд.

Ключевые слова: Замбия; население; демографические процессы; рождаемость; смертность; демографическая политика.

Введение

Замбия является достаточно большой по площади и богатой природными ресурсами, однако не имеющей выхода к морю и относительно малонаселенной страной в центре региона Южной Африки. Республика движется по пути демографического

перехода, но пока остается одной из самых молодых стран мира по среднему возрасту населения и характеризуется высоким уровнем рождаемости. Ежегодные темпы роста населения остаются на уровне 2,5-3%. Вместе с тем, как только многочисленная когорта молодого населения вступит в репродуктивный возраст, население Замбии в ближайшую четверть века удвоится. Такая демографическая ситуация приведет к обострению некоторых социально-экономических проблем, в том числе росту спроса на рабочие места, дефициту медицинского обслуживания и социальных услуг. В этой ситуации социально-демографическая политика Республики Замбия хотя и ориентирована на Цели устойчивого развития ООН до 2030 г., тем не менее не в полной мере успевает реагировать на демографические изменения.

Методы исследования и источники информации

Цель исследования - выявить тенденции демографического развития и особенности социльно-демографической политики Замбии в контексте демографического перехода.

Основным методом исследования стал статистический анализ демографических данных текущего учета и переписей населения Республики Замбия. Источниками информации являются данные демографической статистики и демографические обзоры, представленные в материалах Национального статистического агентства Замбии (Zambia Statistical Agency), Министерства здравоохранения страны (Zambia Ministry of Health), Министерства национального развития и планирования (Zambia Ministry of National Development Planning), Банка Замбии (Bank of Zambia), Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA), Программы развития ООН (UNDP), Учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO), Всемирного банка (World Bank), Комиссии Африканского Союза (African Union Commission, AUC), Экономической комиссии для стран Африки (Economic Commission for Africa, ECA). Также были проанализированы нормативные законодательные акты и программы социально-демографического развития Замбии, в том числе VI Национальный план развития (Sixth National Development Plan 2011-2015), VII Национальный план развития (Seventh National Development Plan 2017-2021), Национальная политика в области населения (National Population Policy, 2019).

Замбия имеет короткую историю сбора данных о населении. Первая всеобщая перепись населения проводилась только через четыре года после обретения политической независимости в 1969 г. Следующая перепись была проведена 11 лет спустя, в 1980 г. С тех пор переписи населения и жилого фонда (Zambia Population and Housing Census) осуществлялись раз в десять лет: 1990, 2000, 2010 гг. [х, 2] Пандемия COVID-19 сместила даты проведения шестой переписи, которая должна была состояться в 2020 г. В ходе переписей населения Замбии собирались данные о постоянном и наличном населении. Фактические подсчеты включали наличное населения, т. е. реально проживающих жителей, а также посетителей (фактически присутствовавших в жилье в момент переписи). Подсчет постоянного населения включал реально присуствовавших жителей и временно отсутствующих, но обычно проживающих в этом жилом помещении или квартире1.

1 Zambia Population and Housing Census Data, 1969-2010 // Zambia Data Portal : [site]. URL: https://zambia.opendataforafrica.org/juedaXzambia-population-and-housing-census-data-1969-2010?region=1000000-zambia (accessed on 14.04.2023).

Теоретические аспекты исследования

Исследование опирается на теорию демографического перехода (Ф. Ноутстайн), в которой демографический переход трактуется, с одной стороны, как объективный процесс кардинального изменения параметров демографического развития, а с другой стороны, теория рассматривает демографическую трансформацию обществ от высокой рождаемости и высокой смертности в обществах с минимальным развитием технологий, образования, медицины, низким уровнем экономического развития к модели развитого общества с низкой рождаемостью и низкой смертностью. Экономическое развитие приводит к снижению уровня смертности. Соотношение между рождаемостью и смертностью меняется по мере экономического развития, и страна должна пройти разные этапы роста населения. Конечно, демпереход произошел во многих экономически развитых государствах, но теория зачастую полностью неприменима к отдельным странам из-за конкретных социальных, политических и экономических факторов.

Очевидно, что государства Африки позже других частей мира включились в процесс демографического перехода. Здесь необходимо отметить, что в африканских странах существует дефицит объективных демографических данных. Причиной сложности их сбора является непредсказуемая и активная миграция населения, отсутствие регулярных переписей населения. Кроме того, в некоторых государствах системы сбора демографических данных имеют краткосрочную историю. Например, Республика Сомали появилась 1 июля 1960 г. на месте так называемого Британского Сомалиленда, которому 25 июня 1960 г. Соединенным Королевством была предоставлена независимость, и его объединениям с итальянской подопечной территорией Сомали. Только с этого времени были предприняты усилия по формированию системы сбора демографических данных.

Однако даже непродолжительные по времени и неполные по охвату ряды демографических данных на национальном и международном уровнях в странах Африки позволяют фиксировать активизацию процессов демографической трансформации в данной части мира в последние десятилетия. С 2000 г. на африканском континенте в целом наблюдается устойчивый экономический рост. ВВП стран Африки к югу от Сахары вырос с 397 млрд долл. США в 2000 г. до 1 700 млрд долл. США в 2018 г. Этот рост привел не только к значительному прогрессу с точки зрения экономической диверсификации и создания достойных рабочих мест, но и к социальным изменениям, отразившимся на демографических процессах [3].

Вместе с тем исторические, политические и социокультурные процессы накладывают существенный отпечаток на демографическую трансформацию африканских государств. Прежде всего следует отметить, что в странах Африки существует колоссальное неравенство, связанное с доходами (расслоение, бедность, нищета), этнической принадлежностью, возрастом, полом, географическим положением. К примеру, девочки и женщины имеют гораздо меньше возможностей для получения образования и доступу к услугам здравоохранения, чем мальчики и мужчины. Население сельской местности значительно беднее по сравнению с жителями городов. Неслучайно Организация африканского единства и Экономическая комиссия для Африки в 1994 г. в докладе отмечали: «В африканских странах снижение рождаемости происходит благодаря развитию базового образования, особенно среди девочек, распространению программ контрацепции и планирования семьи, а в конечном итоге это позволяет лучше контролировать рождаемость и улучшать качество жизни насе-

ления» [4].

Демографические трансформации в африканских государствах в значительной мере зависят и от широкого распространения традиционных обычаев, в том числе ранних браков, калечащих операций на женских половых органах, распространения небезопасных абортов. До сих пор сильны в африканских обществах стереотипы, связанные с гендерными ролями и семейными, общественными и общественными нормами. Отсюда вытекает крайне неравное положение женщин, что выражается в личном правовом статусе, ограничениях на владение землей, недвижимым и движимым имуществом, ограничении к доступу к кредитам, рынку труда, возможностям удовлетворения потребностей в области репродуктивного здоровья.

Большинство стран Африки имеет молодую возрастную структуру населения. Поэтому закономерно, что в 2017 г. темой года для стран Африканского союза стало использование демографического дивиденда путем инвестирования в молодежь. Экономическая комиссия ООН для Африки, Африканская группа Банка развития, Новое партнерство для развития Африки и ЮНФПА разработали дорожную карту с упором на репродуктивную занятость, образование и здравоохранение в качестве основных инвестиционных секторов2. Вместе с тем не все африканские страны до сих пор осознают возможности, которые им предоставляет «демографический дивиденд».

Важную роль в демографическом развитии стран региона играют политические процессы, которые буквально на глазах изменяют численность населения и даже формируют новые этнорасовые группы. Порой эти последствия не может зафиксировать демографическая статистика, но они кардинальным образом меняют численность населения и характер демографических процессов государств.

Например, огромные демографические потери населения имел геноцид в Руанде: диапазон оценок колеблется от 500 тыс. до 1 млн погибших. А после Занзибарской революции 1964 г. на островах Унгуджа и Пемба (известны как Занзибар, входят в состав Танзании) появились сообщения о массовом сексуальном насилии и принудительных браках женщин арабского, индийского и персидского происхождения с местным африканскими мужчинами. В результате сформировались новые этнокультурные сообщества с индо-персидской, афро-арабской, афро-персидской, индо-аф-риканской идентичностью.

Итак, демографический переход в странах Африки происходит неравномерно. К примеру, в регионе Северной и Западной Африки по характеру демографических процессов в контексте демографического перехода можно выделить три группы государств:

1. Три беднейших и наименее урбанизированных страны Сахеля (Нигер, Чад, Мали) находятся на первой стадии демперехода. Здесь уровень рождаемости превышает 40%о и составляет 41-45 рождений на 1 000 жителей, что выше даже теоретических модельных цифр (40%о). Одновременно быстро снижается уровень смертности, который составляет в настоящее время 8-12 смертей на 1 000 жителей, что ниже репрезентативных цифр для первой фазы демографического перехода (15-40%о). В результате страны имеют максимальные темпы демографического роста на континенте: 3,8% - в Нигере, по 3% - в Чаде и Мали (2019 г.). Такие темпы роста привели

2 Africa and the Challenge of Realizing the Demographic Dividend // Population Reference Bureau : [site]. URL: https://www.prb.org/wp-content/uploads/2013/04/africa-demographicdividend-chanenges.pdf (accessed on 14.04.2023).

к удвоению населения менее чем за 19 лет в Нигере и менее чем за 24 года в Чаде и Мали.

2. Другие государства Сахеля и Западной Африки находятся на втором этапе демографического перехода. Такая фаза характеризуется резким падением рождаемости и замедлением снижения смертности. Нигерия и Сьерра-Леоне - страны, показатели которых соответствуют теоретической модели, с уровнем рождаемости 25-40%о и уровнем смертности ю-15%о. Уровень смертности в остальных странах этого региона составляет от 5 до ю%о, что ниже модели для этой фазы (ю-15%о).

3. Кабо-Верде и страны Северной Африки активно продолжают демографический переход. Уровень смертности составляет менее ю%о, что в целом соответствует цифрам теоретической модели. Однако общий коэффициент рождаемости составляет от 17%о до 23%о, что характерно для третьей фазы перехода. Из-за относительно высокой рождаемости естественный прирост населения в этих государствах выше, чем в странах, достигших нового демографического равновесия. Для сведения: еще до начала 1980-х гг. в некоторых странах Северной Африки и Кабо-Верде уровень рождаемости превышал 40%о3.

Аналогичная демографическая дифференциация отмечается на юге Африки.

Динамика численности и воспроизводство населения Замбии

Численность населения Республики Замбия на начало 2023 г. составляла 19 690 тыс. человек, или около 0,24% от общей численности населения мира. Страна занимает 62-е место в мире по численности населения и 22-е место среди африканских государств. С 2019 по 2020 г. темпы роста населения Замбии составили 2,93%, что прибавило стране около 523 тыс. человек. В 2020 г. около 45% населения Республики проживали в городах - это 8,3 млн человек. Хотя в Замбии наблюдается миграционный отток населения, тем не менее происходит довольно быстрый рост численности населения, что создает серьезные проблемы для социально-экономического развития, прежде всего, способствует росту уровня бедности и нехватке ресурсов. Кроме того, власти не успевают адаптировать программы общественного здравоохранения к изменяющейся численности населения и молодежи. Некоторые количественные демографические показатели Замбии представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количественные демографические показатели Замбии в 2010-2022 гг.

Table 1

Quantitative demographic indicators of Zambia in 2010-2022

Годы Население на начало года (человек) Рост населения (%) Плотность населения (человек на км2) Ранг страны по численности населения в мире Ранг страны по плотности населения в мире

2010 13 605 984 2,79 18,31 70 193

2015 15 879 361 3,14 21,37 69 192

2017 16 853 599 3 22,68 68 192

2018 17 351 708 2,96 23,35 65 191

3 World Population Prospects: The 2017 Revision // United Nations : [site]. URL: https://www. un.org/ra/desa/world-population-prospects-2017-revision (accessed on 14.04.2023).

Годы Население на начало года (человек) Рост населения (%) Плотность населения (человек на км2) Ранг страны по численности населения в мире Ранг страны по плотности населения в мире

2019 17 861 030 2,94 23,99 65 191

2020 18 383 955 2,93 24,73 65 190

2021 18 920 651 2,95 25,45 65 189

2022 19 470 234 2,93 26,19 62 187

Источник: составлено авторами по данным World Population Review4

Замбия находится на втором этапе демографического перехода: страна имеет высокую рождаемость, несмотря на использование замужними женщинами (около 45%) современных противозачаточных средств. Суммарный коэффициент рождаемости в 2000 г. составлял 6,1 рождения на одну женщину, а к 2020 г. снизился до 4,66 рождений на женщину, но высокий уровень рождаемости по-прежнему увеличивает численность населения Республики. Общий коэффициент рождаемости также снижался - с 41,2 в 2010 г. и 35,8 родившихся на 1 тыс. человек (рис. 1). Фиксируемое снижение рождаемости в Замбии обусловлено такими факторами, как воздействие информирования о преимуществах планирования семьи для борьбы с бедностью, увеличение стоимости воспитания детей, улучшение социально-профессиональных возможностей для женщин, рост долговой нагрузки молодежи за образование.

Рис. 1. Общий коэффициент рождаемости в Замбии в 2010-2019 гг. (рождений на 1 000 человек) Fig. 1. Total fertility rate in Zambia in 2010-2019 (births per 1,000)

Источник: составлено авторами по данным Всемирного банка5

Фактически Замбия в настоящее время сталкивается с двойным бременем инфекционных и неинфекционных заболеваний. К инфекционным заболеваниям относятся ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия, респираторные инфекции. Много жизней уносят неинфекционные заболевания (рак, диабет и сердечные заболевания), а также травмы и несчастные случаи. Велика роль материнской и репродуктивной заболе-

4 Zambia Population 2023 // World Population Review : [site]. URL: https://worldpopulationreview. com/countries/zambia-population (accessed on 04.04.2023).

5 World Bank Open Data // World Bank : [site]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN. CBRT.IN?end=2019&locations=ZM&start=2010 (accessed on 04.04.2023).

ваемости и смертности в Замбии. Постепенно численность умерших уменьшается, что связано с мерами безопасности, передовыми технологиями и медициной. Например, охват замбийцев иммунизацией увеличился: с 68% в 2014 г. до 75% в 2018 г. В результате в 2020 г. уровень смертности замбийцев составил 6,2 умерших на 1 тыс. человек (табл. 2).

Таблица 2

Общий коэффициент смертности в Замбии в 2010-2019 гг. (умерших на 1 тыс. человек)

Table 2

Total mortality rate in Zambia in 2010-2019 (deaths per 1,000)

Годы Уровень смертности (умерших на 1 тыс. человек) Рост/снижение смертности

2010 10,625 -6,8%

2011 9,846 -7,3%

2012 9,066 -7,9%

2013 8,287 -8,6%

2014 7,945 -4,1%

2015 7,603 -4,3%

2016 7,260 -4,5%

2017 6,918 -4,7%

2018 6,576 -4,9%

2019 6,476 -1,5%

2020 6,377 -1,5%

2021 6,277 -1,6%

2022 6,178 -1,6%

Источник: составлено авторами по данным Всемирного банка6

Младенческая смертность снизилась с 70 смертей на 1 тыс. живорождений в 2007 г. до 45 смертей на 1 тыс. живорождений в 2014 г. Детская смертность в возрасте до пяти лет сократилась со 119 в 2007 г. до 75 смертей в 2014 г. Коэффициент детской смертности снизился с 31 случая смерти на 1 тыс. живорождений в 2014 г. до 19 случаев смерти в 2018 г.

Также постепенно снижается материнская смертность: 729 смертей на 100 тыс. живорождений в 2002 г., 398 смертей на 100 тыс. живорождений в 2014 г., 252 случаев в 2018 г.

Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) населения Замбии в последние десятилетия растет, но пока отстает от соседних стран - ЮАР и Ботсваны. Если в 1990 г. ОПЖ замбийских мужчин составляла 46,1 лет, а женщин - 47,6 лет, то к 2020 г. она возросла до 60,3 лет и 65,7 лет соотвественно. Демографический прогноз свидетельствует о том, что к 2050 г. ОПЖ составит 64,6 и 69,5 лет соотвественно (рис. 2).

6 World Bank Open Data // World Bank : [site]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN. CBRTJN?end=2019&locations=ZM&start=2010 (accessed on 04.04.2023).

Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Замбии

в 1980-2060 гг. (лет) Fig. 2. Life expectancy at birth in Zambia ini980-2060 (years)

Источник: составлено авторами по данным PopuiationPyramid.net7

Замбия относится к числу стран с наиболее молодым населением. Так, в 2015 г. медианный возраст замбийцев составлял 16 лет. Постепенно медианный возраст населения растет: в 2020 г. - 16,8 лет, к 2025 г. - 17,6 лет, 2050 г. - 23 года (рис. 3).

Рис. 3. Динамика медианного возраста населения Замбии в 1950-2050 гг. (лет) Fig. 3. Dynamics of the median age of the Zambian population in 1950-2050 (years)

Источник: составлено авторами по данным Statista8

Данные 2020 г. показывают наличие в Замбии значительной доли детей и молодежи (до 15 лет) - более 45% населения. Граждане в возрасте до 35 лет составляют 82% от общей численности населения (рис. 4).

7 Population Pyramids of the World from 1950 to 2100 // PopulationsPyramid.net : [site]. URL: https://www.populationpyramid.net/zambia/2020/ (accessed on 05.04.2023).

8 Zambia: Average age of the population from 1950 to 2100 // Statista : [site]. URL: https://www. statista.com/statistics/457744/average-age-of-the-population-in-zambia/ (accessed on 05.04.2023).

Рис. 4. Половозрастная структура населения Замбии в 2020 г.

Fig. 4. Gender and age structure of the population of Zambia in 2020

Источник: составлено авторами по данным PopuiationPyramid.net9

Учитывая высокий уровень рождаемости, в течение следующей четверти века возрастная структура населения будет оставаться относительно молодой. Молодежь обеспечивает потенциал для дальнейшего роста населения Замбии. У страны есть потенциал для получения демографического дивиденда от возрастной структуры населения.

Демографический потенциал экономики, занятость и миграция населения Замбии

В 2019 г. население трудоспособного возраста (15 лет и старше) в Республике составляло 9 706 тыс. человек, из них 3 423 тыс. человек относились к рабочей силе и 6 282 тыс. человек были потенциальной рабочей силой. В 2019 г. численность занятых в стране оценивалась в 2 995 тыс. человек. Отношение занятых к общей численности населения составило около 31%.

Число официально занятых было равно 941 тыс. человек, а численность неформально занятых - 2 053 тыс. человек. Отношение занятых мужчин и женщин к численности населения соотвествующих групп составило 39% и 23% соответственно. Численность безработного населения составила 428 тыс. человек. Из общего числа безработных 173 тыс. человек проживали в сельской местности, а 255 тыс. человек - в городах.

В Замбии на формальный сектор, неформальный сектор и домашние хозяйства приходится 46%, 31% и 23% занятости соответственно. У мужчин больше шансов трудоустроиться официально (около 66%), чем неформально (61%). У женщин официально трудоустроенных 34%, а неформально занятых - около 39% В домашних хозяйствах занято больше женщин (51%), чем мужчин (49%). В сельской местности выше занятость в сельском хозяйстве и неформальном секторе.

В 2020 г. численность занятых в Замбии составляла 2 988 тыс. человек, в том числе 1 789 тыс. мужчин и 189 тыс. женщин. Большая часть занятых замбийцев концентрировалась в городах - 1 972 тыс. человек, а меньшая часть в деревнях - 1 015 тыс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Population Pyramids of the World from 1950 to 2100 // PopulationsPyramid.net : [site]. URL: https://www.populationpyramid.net/zambia/2020/ (accessed on 05.04.2023).

человек (табл. 3). Доля занятого населения в неформальной экономике Республики в сельской местности составляла 77%, а в городах - 56%. При этом отмечался рост формальной экономики, которая в 2019-2020 гг. выросла на 10%. Из общего числа занятых молодежь составляла около 64%. Большинство молодых замбийцев заняты в неформальной экономике. Высокий уровень занятости населения Замбии в неформальном секторе является одним из значимых рисков устойчивого экономического развития страны, а также оказывает влияние на возможности расширения государственных программ в области образования и здравоохранения.

Таблица 3

Распределение занятого населения Замбии по полу и местности проживания

в 2020 г. (человек)

Table 3

Distribution of the employed population of Zambia by gender and residence locality

in 2020 (people)

Место проживания Оба пола Мужчины Женщины

Всего 2 988 379 1 798 821 189 558

Город 1 972 656 1 176 522 796 134

Сельская местность 1 015 723 622 299 393 424

Источник: составлено авторами по данным Статистического агентства Замбии10

В Республике широко распространен детский труд. Среди детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет работают около 16%, в том числе среди девочек - 18%, среди мальчиков - около 14%. В Западной провинции страны среди детей и подростков работали 24%. Главным образом, детский труд распространен в сельскохозяйственном секторе. Дети и подростки привлекаются к сельхозработам, в том числе выпасу скота. Иногда родители выплачиваяя долги, отправляют своих детей, особенно маленьких мальчиков, работать у кредиторов пастухами. Сироты, уличные дети, дети-инвалиды и дети из бедных семей особенно уязвимы к эксплуатации в сельском хозяйстве.

Миграция в Замбии имеет устойчивый отрицательный вектор -эмиграция преобладает над иммиграцией. Многие граждане Республики уезжают в качестве временных трудовых мигрантов и постоянных жителей в более развитую соседнюю ЮАР. В 2020 г. относительное сальдо международной миграции составляло -0,47 человек на 1 тыс. населения. Также в Замбии происходят миграции по причине стихийных бедствий (наводнения, засухи) и техногенных катастроф. Нужно отметить, что мигранты страдают от инфекционных заболеваний, особенно ВИЧ и туберкулеза. Воздействие миграции на неинфекционные заболевания и условия, такие как питание, здоровье матери и ребенка, сексуальное, репродуктивное и психическое здоровье остаются пока недостаточно изученным.

Социально-демографическая политика Республики Замбия

В качестве цели развития страны к 2030 г. властями Замбии поставлено достижение процветающей нации со средним уровнем дохода [5]. В данном контексте важным компонентом является здоровье рабочей силы. Считается, что здоровая рабочая

10 2020 Labour Force Survey Report// Ministry of Labour and Social Security of Zumbia : [site]. URL: https://www.mlss.gov.zm/wp-content/uploads/2022/03/2020-Labour-Force-Survey.pdf (accessed on 05.04.2023).

сила позволит стране повысить производительность труда и заработать значительный демографический дивиденд.

В настоящее время в Замбии осуществляется национальная политика в области социальной защиты, принятая в 2014 г. и основанная на принципах социальной помощи, социального страхования, расширения прав и возможностей населения. Власти страны предпринимают усилия для обеспечения социальной защиты и обеспечения роста доходов бедных. Такой подход имеет место в правительственных документах среднесрочного и долгосрочного планирования. В них отмечается стратегическое значение социальной защиты в планировании национального развития. Многие документы национального развития основаны на Целях устойчивого развития ООН на период до 2030 г. [6].

Седьмой национальный план развития Республики Замбия признает важное место социальной защиты в сокращении бедности и уязвимости, снижении неравенства в доходах, содействии потребности домохозяйств в области безопасности пищевых продуктов и питания, улучшения доступа к здравоохранению. Национальный план развития предусматривает внедрение в национальную систему социальной защиты механизмов, направленных на усиление координации, улучшение охвата и адресности программ, а также реализацию пенсионной реформы [7]. Конкретными механизмами являются программа социальных денежных выплат и пакет продовольственной безопасности. По состоянию на 2020 г. программа социальных денежных переводов поддерживала 700 тыс. домохозяйств, а пакет продовольственной безопасности - 80 тыс. домохозяйств.

В стране осуществляется несколько схем социального страхования, которые предоставляют пособия, в том числе по старости, в связи с потерей кормильца, по инвалидности и в связи с производственной травмой. Существуют накопительные пенсионные схемы, которые поддерживаются Национальным управлением пенсионных схем, Пенсионным фондом, органами власти. Есть схемы медицинского обеспечения и схемы обеспечения защиты работников в случае производственного травматизма. Охват населения Замбии социальным страхованием по состоянию на 2018 г. составляет 780 тыс. человек (около 12% занятого населения) и около 15 тыс. пенсионеров (2,5% в возрасте 60 лет и старше). К концу 2020 г. в национальной системе медицинского страхования были зарегистрированы 540 тыс. бенефициаров.

У властей страны немалую озабоченность вызывает создание достойных условий труда на различных рабочих местах. Так, например, существует общая тенденция к созданию достойных условий труда для уязвимых групп населения: женщин, инвалидов, людей с ВИЧ/СПИД. Вместе с тем работодателями не полностью учитываются дифференцированные потребности в области безопасности и гигиены труда лиц с ограниченными возможностями и людей, живущих с ВИЧ/СПИД. Большинство рабочих мест не отвечает требованиям правил охраны труда и здоровья, трудовое законодательство не соблюдается должным образом. Пока недостаточно социальных условий создано для беременных женщин и инвалидов.

Оценка существующей среды на предприятиях Замбии в 2013 г. показала, что бизнес-среда имеет проблемы в области инфраструктуры, образования, обучения на протяжении всей жизни, предоставления правовых гарантий, адекватной социальной защиты. Несмотря на то, что в Республике были предприняты некоторые усилия для решения выявленных проблем и улучшения бизнес-среды, сложностей все еще остается много (высока стоимость ведения бизнеса, значительная доля занятых со-

средоточена в неформальной экономике, не проводятся реформы по трансформации занятости из неформальной в формальную).

В целях улучшения ситуации правительством Замбии были приняты несколько документов: Закон о регулировании бизнеса № 3 от 2014 г.; Закон о национальной занятости, труде, рыночной политике; Закон о промышленных и трудовых отношениях; Глава 269 Закона о Трудовом кодексе № 3 от 2019 г.; Закон об условиях занятости. Осуществляется ряд мер для молодого населения: реализуется стратегия охраны здоровья подростков в школах; открываются кредитные возможности; поддерживается создание кооперативов; создаются лагеря по развитию навыков для деятельности по развитию молодежи. Однако, учитывая молодую возрастную структуру населения и численность молодежи в стране, данных мер явно недостаточно.

Устранение пробелов в координации, расширении охвата, увеличении финансирования и совершенствании законодательстве в области социально-демографического развития будет способствовать укреплению человеческого потенциала Республики Замбия.

Список литературы

1. Zambia 2000 Census of Population and Housing: Population Projections Report. Lusaka : Zambia Central Statistical Office, 2003. 456 p.

2. Zambia 2010 Census of Population and Housing. Vol. 11. National Descriptive Tables. Lusaka : Zambia Central Statistical Office, 2012. 406 p.

3. Human Development Report. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. New York : United Nations. 2014. 239 p. ISBN 978-92-1-126368-8.

4. Mubila, M. Africa's Demographic Trends. Briefing Notes for AfDB's Long-Term Strategy. Briefing Note 4. Abidjan : African Development Bank Group, 2012. 11 p.

5. Zambia's Vision 2030: A Prosperous Middle-Income Nation by 2030. Lusaka : Government of the Republic of Zambia, 2015. 42 p.

6. Sixth National Development Plan 2011-2015: Sustained Economic Growth and Poverty Reduction. Lusaka : Government of the Republic of Zambia, 2011. 235 p.

7. 7th National Development Plan 2017-2021. Vol. I. Lusaka : Ministry of National Development Planning, 2017. 147 p.

Сведения об авторах:

Бвалья Чанда, магистрант, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: 1032195099@rudn.ru: ORCID ID: 0009-0007-0678-6410.

Храмова Марина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент, и. о. директора, ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: kh-mari08@yandex.ru: ORCID ID: 0000-0002-0893-3935: РИНЦ Author ID: 126144: Web of Science Researcher ID: C-8107-2015: Scopus Author ID: 57195735740.

Благодарности и финансирование:

Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта по поддержке ведущих научных школ № НШ-53.2022.2.

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; принята в печать 06.06.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT AND SOCIAL-DEMOGRAPHIC POLICY IN ZAMBIA

Chanda Bvalia

RUDN University, Moscow, Russia E-mail: 1032195099@rudn.ru

Marina N. Khramova

Institute for Demographic Research FCATS RAS, Moscow, Russia E-mail: kh-mari08@yandex.ru

For citation: Bvalia, Chanda. Demographic Development and Social-Demographic Policy in Zambia / Ch. Bvalia, M. N. Khramova. DEMIS. Demographic Research. 2023. Vol. 3, No. 2, P. 144-157. DOI 10.1918l/demis.2023.3.2.11.

Abstract. The purpose of the study was to identify trends in demographic development and features of the socio-demographic policy of the Republic of Zambia in the context of the demographic transition. The main research method is the statistical analysis of the demographic data of the current registration and population censuses of the Republic. The sources of information are demographic statistics and demographic surveys presented in the materials of national agencies and international organizations of the UN system. Zambia is on the path of the demographic transition, but so far remains one of the youngest countries in the world in terms of the average age of the population. The annual population growth rate remains significant at the level of 2.53%. The country maintains a high birth rate. As a large cohort of young people enter their reproductive years, the population of the Republic is expected to double in the next 25 years. The demographic situation may exacerbate some socio-economic problems, including an increase in demand for jobs, a shortage of medical care and social services. In this situation, the state socio-demographic policy of Zambia, although focused on the UN Sustainable Development Goals until 2030, has not yet fully responded to demographic changes. By 2030, the authorities of the Republic of Zambia have set the achievement of a prosperous nation with an average income as the goal of the country's development by 2030. In this context, the health of the workforce remains an important component. It is considered that a healthy workforce will allow the country to increase productivity and gain a significant demographic dividend.

Keywords: Zambia; population; demographic processes; fertility; mortality; population policy.

References

1. Zambia 2000Census of Population and Housing: Population Projections Report. Lusaka : Zambia Central Statistical Office, 2003. 456 p.

2. Zambia 2010 Census of Population and Housing. Vol. 11. National Descriptive Tables. Lusaka : Zambia Central Statistical Office, 2012. 406 p.

3. Human Development Report. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. New York : United Nations. 2014. 239 p. ISBN 978-92-1-126368-8.

4. Mubila, M. Africa's Demographic Trends. Briefing Notes for AfDB's Long-Term Strategy. Briefing Note 4. Abidjan : African Development Bank Group, 2012. 11 p.

5. Zambia's Vision 2030: A Prosperous Middle-Income Nation by 2030. Lusaka : Government of the Republic of Zambia, 2015. 42 p.

6. 6th National Development Plan 2011-2015: Sustained Economic Growth and Poverty Reduction. Lusaka : Government of the Republic of Zambia, 2011. 235 p.

7. 7th National Development Plan 2017-2021. Vol. I. Lusaka : Ministry of National Development Planning, 2017. 147 p.

Bio note:

Chanda Bvalia, Master's Student, RUDN University, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: 1032195099@rudn.ru; ORCID ID: 0009-0007-0678-6410.

Marina N. Khramova, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, Acting Director, Leading Researcher, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: kh-mari08@yandex.ru; ORCID ID: 0000-0002-0893-3935; PH Author ID: 126144; Web of Science Researcher ID: C-8107-2015; Scopus Author ID: 57195735740.

Acknowledgments and financing:

The research was carried out with financial support from the Grants Council of the President of the Russian Federation as part of the Scientific Project for the Support of Leading Scientific Schools No. NSH-53.2022.2.

Received on 06.04.2023; accepted for publication on 06.06.2023. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.