Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА ЗАМБИИ ФРЕДЕРИКА ЧИЛУБЫ (К ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЯ К БЫВШИМ ПРЕЗИДЕНТАМ В СТРАНАХ АФРИКИ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА ЗАМБИИ ФРЕДЕРИКА ЧИЛУБЫ (К ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЯ К БЫВШИМ ПРЕЗИДЕНТАМ В СТРАНАХ АФРИКИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖА / ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР / ПРЕЗИДЕНТ / РЕФОРМАТОР / ХРИСТИАНСКАЯ СТРАНА / КОНСТИТУЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ПРЕЕМНИКИ / ОТНОШЕНИЕ К ЭКС-ПРЕЗИДЕНТАМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко Любовь Ярославовна

В статье анализируется трансформация политического имиджа президента Республики Замбия в 1991-2001 гг. Фредерика Чилубы. Как представитель новой формации африканских лидеров эпохи перехода стран континента от однопар-тийности к политическому плюрализму, он представлял собой неоднозначную фигуру. Показаны его роль в возвращении многопартийности в стране и либерализации национальной экономики. Указывается, что в рамках существовавшей политической культуры этот политик не был застрахован от неизбежных ошибок. Однако стиль и методы руководства Чилубы (преследование предшественника, манипулирование этническим фактором с целью удержания власти, игнорирование критики оппозиции и соратников) периодически приводили к напряженной внутриполитической ситуации в стране и негативно сказались на его политическом имидже и имидже власти в целом. В 1990-2000-е гг. в Замбии отчетливо проявилось негативное влияние напряженных отношений между политиками, занимавшими в разное время президентский пост, на стабильность в стране. Преследование экс-президента Чилубы за коррупцию демонстрировало политику властей по борьбе с этим социальным злом, но неоднозначно воспринималось в обществе и трактовалось аналитиками. Отмечается, что при всех ошибках и недостатках десятилетнего правления Чилубы необходимо признать его заслуги в либерализации экономики Замбии и роль в провозглашении ее христианской страной, которые после его кончины были практически забыты. В статье показана постепенная реабилитация памяти Чилубы, в которой принимают участие все ныне живущие экс-президенты и нынешний глава государства. Опыт Замбии свидетельствует, что в африканских реалиях бывшие президенты пользуются почетом и определенными привилегиям при условии, если они не участвуют активно в политике и не вступают в открытые конфликты со своими преемниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE TRANSFORMATION OF FREDERICK CHILUBA, EX-PRESIDENT OF ZAMBIA (ATTITUDE TO FORMER PRESIDENTS IN AFRICAN COUNTRIES)

The article analyzes the transformation of the political image of Frederick Chiluba, President of the Republic of Zambia in 1991-2001. As a representative of a new formation of African leaders in the era of the continent’s transition from authoritarianism to political pluralism, he was an ambiguous figure. His role in the return of the multi-party system in the country and in the liberalization of the national economy is discussed. It is stressed that within the framework of the existing political culture this politician was not immune to inevitable mistakes. However, the style and methods of Chiluba’s leadership (persecution of his predecessor, manipulation using the ethnic factor in order to retain power, ignoring criticism of the opposition and allies) periodically led to tension in the internal situation in the country and negatively affected his political image and the image of the government in general. In 1990-2000s the negative impact of tensions between Zambian politicians who held the presidency at different times on the stability of the country was clearly manifested. The persecution of ex-President Chiluba charged with corruption demonstrated the authorities’ policy to combat this social evil, but it was ambiguously perceived and interpreted by the society and by analysts. It is noted that for all the mistakes and shortcomings of Chiluba’s ten-year rule, it is necessary to recognize his merits in creating the economic base of Zambia and in proclaiming it a Christian country, which was practically forgotten after his death. The article shows the gradual rehabilitation of Chiluba’s memory, in which all living ex-presidents and the current Head of State take part. The experience of Zambia shows that under African realities, former presidents enjoy honors and certain privileges, provided they do not participate actively in politics and do not enter into open conflicts with their successors.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА ЗАМБИИ ФРЕДЕРИКА ЧИЛУБЫ (К ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЯ К БЫВШИМ ПРЕЗИДЕНТАМ В СТРАНАХ АФРИКИ)»

DOI: 10.23932/2542-0240-2021 -14-2-13

Трансформация имиджа экс-президента Замбии Фредерика Чилубы (к проблеме отношения к бывшим президентам в странах Африки)

Любовь Ярославовна ПРОКОПЕНКО

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр изучения стран Тропической Африки

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки РАН, 123001, ул. Спиридоновка, д. 30/1, Москва, Российская Федерация E-mail: skole60@mail.ru ORCID 0000-0002-1121-8828

ЦИТИРОВАНИЕ: Прокопенко Л.Я. (2021) Трансформация имиджа экс-президента Замбии Фредерика Чилубы (к проблеме отношения к бывшим президентам в странах Африки) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 14. № 2. С. 231-248. DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-2-13

Статья поступила в редакцию 26.11.2020.

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется трансформация политического имиджа президента Республики Замбия в 1991-2001 гг. Фредерика Чилубы. Как представитель новой формации африканских лидеров эпохи перехода стран континента от однопар-тийности к политическому плюрализму, он представлял собой неоднозначную фигуру. Показаны его роль в возвращении многопартийности в стране и либерализации национальной экономики. Указывается, что в рамках существовавшей политической культуры этот политик не был застрахован от неизбежных ошибок. Однако стиль и методы руководства Чилубы (преследование предшественника, манипулирование этническим фактором с целью удержания власти, игнорирование критики оппозиции и соратников) периодически приводили к напряженной внутриполитической ситуации в стране и

негативно сказались на его политическом имидже и имидже власти в целом.

В 1990-2000-е гг. в Замбии отчетливо проявилось негативное влияние напряженных отношений между политиками, занимавшими в разное время президентский пост, на стабильность в стране. Преследование экс-президента Чилубы за коррупцию демонстрировало политику властей по борьбе с этим социальным злом, но неоднозначно воспринималось в обществе и трактовалось аналитиками. Отмечается, что при всех ошибках и недостатках десятилетнего правления Чилубы необходимо признать его заслуги в либерализации экономики Замбии и роль в провозглашении ее христианской страной, которые после его кончины были практически забыты.

В статье показана постепенная реабилитация памяти Чилубы, в которой принимают участие все ныне живу-

щие экс-президенты и нынешний глава государства.

Опыт Замбии свидетельствует, что в африканских реалиях бывшие президенты пользуются почетом и определенными привилегиям при условии, если они не участвуют активно в политике и не вступают в открытые конфликты со своими преемниками.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансформация имиджа, профсоюзный лидер, президент, реформатор, христианская страна, конституция, коррупция, преемники, отношение к экс-президентам

История африканских стан, как и вся мировая история, изобилует примерами, когда глава государства, уйдя с поста (или из жизни), превращается в политического изгоя, а его имя связывают преимущественно с ошибками и даже преступлениями. Подобная трансформация имиджа лидера во многом зависит от менталитета, культурных традиций страны. В Африке отношение к лидеру, покинувшему Олимп власти, часто меняется (в т. ч. и заслуженно) кардинальным образом: электорат с приходом на политическую авансцену новых героев забывает, порицает и часто поддерживает наказание тех, чьи власть и авторитет еще недавно считал незыблемыми (например, М. Каддафи (Ливия), Бен Али (Тунис)). В ряде случаев это связано со способом передачи власти: покинул ли лидер главный пост после истечения президентского срока или прибегал к изменению конституции и давлению на парламент и общественное мнение с целью продлить свое пребывание у власти. В теоретическом плане трансформация имиджа бывшего президента является частью более широкой темы - отношения к ушедшим в отставку лидерам.

Показательны метаморфозы имиджа Фредерика Чилубы (полное имя -

Фредерик Джекоб Титус Чилуба) - президента Замбии в 1991-2001 гг., который принадлежал к числу африканских лидеров так называемой новой («третьей») волны. Имидж этого политика, находившегося у власти два пятилетних срока, внутри страны и в глазах международного сообщества менялся дважды. В избирательной кампании первых многопартийных выборов, состоявшихся в 1991 г., для большинства замбийцев Чилуба был профсоюзным лидером, смелым борцом с однопартийным правлением Объединенной партии национальной независимости (ЮНИП) во главе с Кеннетом Каун-дой и поборником демократических реформ. А спустя десять лет, в ходе проведения следующим президентом Леви Мванавасой антикоррупционной кампании, имя борца за новую Замбию стало практически синонимом коррупции. Но в последние несколько лет в стране снова заговорили о заслугах бывшего президента.

Профсоюзный лидер

Фредерик Чилуба родился 30 апреля 1943 г. в г. Китве (провинция Коп-пербелт) в Северной Родезии (ныне Замбия), он принадлежал к этнической общности бемба. В его биографиях, появлявшихся в разное время, были разночтения по поводу происхождения родителей, места рождения и учебы. После смерти отца, работавшего на одном из рудников, Чилуба переехал в Лусаку, где окончил среднюю школу. Сначала работал посыльным в магазине, а с 1968 г. - помощником бухгалтера в меднорудной компании Atlas Сор-рег Сотрапу Limited в провинции Коп-пербелт, тогда же стал членом национального профсоюза строителей, машиностроителей и неквалифицированных рабочих. Организаторские способ-

ности, талант оратора, упорство и желание работать сделали возможным его быстрое продвижение в качестве профсоюзного активиста. Уже через три года он стал лидером этой организации, а в 1974 г. его избрали председателем Конгресса профсоюзов Замбии (КПЗ), которым он оставался до 1990 г.

На заре своей политической карьеры Чилуба был приверженцем идей социализма. После введения однопартийной системы в 1972 г. правящая ЮНИП пыталась поставить профсоюзы под свой контроль, в 1978 г. Каунда даже предложил Чилубе войти в состав ЦК ЮНИП, но тот отказался. КПЗ постепенно превратился в неофициальную оппозицию ЮНИП, а его лидер становился серьезным политическим оппонентом президенту Каунде. Опыт борьбы Чилуба накапливал не только на многочисленных митингах, но и в тюрьме, куда в апреле 1982 г. он вместе с другими политическими деятелями попал по обвинению в причастности к попытке государственного переворота. Накануне выборов 1987 г. последовал новый арест, но профсоюзы организовали массовые выступления рабочих в поддержку своего вожака, и в 1989 г. Чилубу освободили.

Чилуба хорошо знал свои сильные и слабые стороны, был очень коммуникабельным, трудоспособным и выносливым. У него был явный «наполеоновский» комплекс. Его рост составлял всего 150 см, и, чтобы казаться выше, он выработал привычку высоко поднимать подбородок, носил сшитую на заказ обувь на каблуке, а выступая с трибуны, часто использовал специальную скамейку. Эти ухищрения придавали Чилубе уверенность, хотя и становились предметом насмешек оппозиции. Он обладал мощной харизмой и

был красноречивым оратором с даром убеждения. Этот политик также хорошо владел языком жестов, поэтому его выступления перед публикой были яркими, даже артистичными. Чилуба был христианином, практически не употреблял спиртные напитки и не курил.

Авторитет и популярность позволили профсоюзному лидеру объединить демократически настроенные силы. Его значимость усилил также переход к нему этнического лидерства бемба после смерти их вождя Симона Кап-вепве. После введения многопартийности в декабре 1990 г. Чилуба стал одним из основателей партии «Движение за многопартийную демократию» (ДМД) и был избран ее председателем. Главными пунктами программы ДМД на всеобщих выборах, которые состоялись 31 октября - 1 ноября 1991 г., были прекращение государственного вмешательства в экономику, осуществление перехода к подлинной демократии, соблюдение прав человека, борьба с коррупцией. Тогда на многотысячных митингах он был настоящим героем, в 1991 г. в Замбии даже вышла книга Дж. Т. Нгуболы Камвамбе под названием «Ф. Чилуба: на волне удачи?»1.

На вершине власти: успехи и ошибки реформатора

Выборы 1991 г. стали важной вехой в истории Замбии и личным триумфом Чилубы, который одержал убедительную победу: за его кандидатуру проголосовали более 75% избирателей. По мнению многих международных наблюдателей за выборами и аналитиков, свою предвыборную кампанию он провел блистательно. Каунда согласился с результатами выборов и

1 Kamwambe Ngubola G.T. (1991) Frederick Chiluba, Is He Riding a Tide of Fortune? Lusaka: Shelley's Printers.

мирно передал власть. (В этом была и определенная заслуга экс-президента США Дж. Картера, который по приглашению Каунды возглавлял команду международных наблюдателей за выборами.) 1 ноября 1991 г. Чилуба был приведен к присяге в качестве главы государства. Вступая на пост президента, он подчеркнул, что «Демократия в Замбии возродилась после 27 лет не вследствие применения оружия и патронов, а в результате действий народа страны» [Яакпет, ЗкаЫез 1996, р. 11]. Чилу-ба пришел к власти в гораздо более молодом возрасте (49 лет), чем последующие президенты Замбии. (Необходимо отметить, что К. Каунда стал президентом Замбии в 40 лет.) Мощный заряд энергии и опыт профсоюзного лидера с одной стороны, и большие амбиции, с другой, были солидной базой для успешного правления.

Новый замбийский президент, хорошо сознавая увязку притока финансовых ресурсов западных доноров в страну с курсом демократических преобразований, выступал за экономические реформы. Поэтому внешнюю и внутреннюю политику он строил с учетом принципа взаимообусловленности экономического и политического факторов. Внешняя политика его правительства была четко ориентированной на Запад, особые надежды возлагались на помощь и поддержку США. В феврале 1992 г. Чилуба побывал с визитом в Белом доме, где состоялись его переговоры с американским президентом Дж. Бушем. Чилуба искал потенциальных инвесторов и подчеркивал необходимость дополнительной иностранной помощи. Президент США поддержал стремление Замбии развивать рыночную экономику.

Главный акцент во внутренней политике был сделан на либерализацию экономики: приватизацию, поддержку частного предпринимательства и при-

влечение западных инвестиций. В основу политики правительства Ф. Чилу-бы легли программа структурной перестройки и рекомендации, разработанные специалистами МВФ и Всемирного банка (ВБ). Необходимо отметить, что Чилуба получил мощную поддержку профсоюзов, лидеры которых призывали своих членов поддержать правительство Ф. Чилубы и дать ему шанс вывести страну из кризиса. Расширялись и укреплялись внешние связи Замбии как с африканскими государствами, прежде всего с ЮАР, так и с западными. В результате реформ и поступления иностранных инвестиций 1996 г. стал для Замбии первым годом экономического роста, и к 2001 г. объем ВВП достиг 2% в год [Замбия 2013, с. 180].

Заявил о себе Чилуба и на международной арене. Уже через год после прихода к власти, выступая 10 ноября 1992 г. на Генассамблее ООН, он поддержал идею расширения состава Совета Безопасности ООН [Address by Mr. Frederick Chiluba 1992, p. 11].

В начале 1990-х успехи страны, достигнутые, также и благодаря бурной деятельности нового замбийского лидера, многие западные СМИ и исследователи удостоили названия «ветра перемен», подобно высказыванию премьер-министра Британии Г. Макмилла-на о неизбежности антиколониальных свершений. Писали также, что реформаторство замбийского президента было «новой надеждой для Замбии и Африки» [Thomas 1992].

Несомненной заслугой Чилубы в сохранении мирной политической ситуации в Замбии в период первого срока президентства было его взвешенное отношение к роли армии в обществе. Хотя, учитывая лояльность военных, Чилуба все же уволил большинство офицеров, которые занимали гражданские должности при Каунде. Для предотвращения военных переворотов

Чилуба поощрял систему материального стимулирования военных.

В портрете Ф. Чилубы была еще одна яркая краска: он вошел в историю Замбии также как президент, провозгласивший ее христианской страной. Первые слова инаугурационной речи, произнесенной им 1 ноября 1991 г., были обращены к Богу с благодарностью за происходящие перемены в стране. Он обещал, что будет управлять на благо страны. Чилуба был ревностным христианином, с самого начала своего президентства постоянно заявлял о приверженности христианству и на различных государственных и партийных мероприятиях неизменно выступал с Библией в руках. Уже 29 декабря 1991 г. была принята декларация, в которой Замбия провозглашалась христианской страной. Основанием для этого называлось то, что эту религию (христианство начало распространяться в Замбии протестантскими миссионерами во второй половине XIX в.) исповедовали более 70% населения. Возможно, президент-прагматик руководствовался также соображениями финансового характера, надеясь на донорскую поддержку западных стран.

Сразу после избрания Чилуба заявлял о поддержке своего предшественника Каунды, уступившего власть мирным путем: «Протягиваю руку дружбы Каунде, ибо сущность происходящей перемены в стране заключается в единстве нации и в жизни в гармонии» [Inauguration Speech 1991, pp. 8384]. Но уже в 1993 г. против него были выдвинуты серьезные обвинения в злоупотреблениях и хищении государственных средств в период его 27-летнего правления, и он был вынужден заявить о прекращении политической деятельности. В том же году был принят Закон № 33 о привилегиях экс-президентам (начиная с предоставления личного офиса и автомобиля и закан-

чивая оплатой их похорон), согласно которому, чтобы пользоваться привилегиями, те должны были отказаться от участия в активной политике [The Benefits of Former Presidents Act 2015]. (Необходимо отметить, что закон работал: Каунда стал получать пенсию только после окончательного ухода из политики в конце 1990-х). Правительство Замбии, где живут более 70 этнических групп, также официально заявило, что не поддерживает существовавший ранее принцип этнического балансирования. Партия ДМД считала, что при формировании кабинета министров «нет необходимости обеспечивать равный баланс между главными этническими группами» [Chikulo 1996, p. 33]. В результате ключевые посты в правительстве заняли представители народности бемба, что вызвало резкое недовольство. Распределение высших государственных постов в равных пропорциях между провинциями, а также представительство в высшем эшелоне власти всех основных этнических групп страны (бемба, тонга и лози) не встретило понимания у оппозиции, считавшей, что ДМД «просто не понимает значение этнического балансирования в замбийской политике» [Chanda 1996, p. 140].

Проведение экономических реформ имело не только положительную сторону. В результате жесткого осуществления программ структурной перестройки в стране увеличились безработица и инфляция, достигшая 180% к середине 1997 г.; 85% населения жили ниже черты бедности. Оппозиция обвиняла правительство Чилубы в неспособности бороться с коррупцией и в нарушениях финансовых правил. Его критиковали и некоторые соратники. Позиции партии ДМД ослабил произошедший в августе 1993 г. раскол. В 1994 г. подал в отставку вице-президент страны и заместитель Чилубы в ДМД Леви Мвана-

васа. Но самоуверенный Чилуба своим поведением показывал, что успехи первых лет правления дают ему право мало реагировать на критику оппозиции и пренебрегать общественным мнением.

Замбию часто называют удачным примером достижения этнополитиче-ской консолидации в условиях полиэтнического государства. Тем не менее в процессе политической либерализации Чилуба совершил ошибки, из-за которых в середине 1990-х гг. этническое единство страны подверглось серьезному испытанию. Для устранения на президентских выборах 1996 г. сильного противника в лице вернувшегося в 1995 г. в большую политику Каун-ды, отец которого был выходцем из соседней Малави, Чилуба добился, чтобы принятая в мае 1996 г. новая конституция страны содержала дискриминационную статью, запрещавшую баллотироваться на пост президента страны замбийцам менее чем в третьем поколении [СошШиИоп of Zambia 1996]. Поэтому без главного и единственного реального соперника переизбрание Чи-лубы в 1996 г. стало простой формальностью.

Он продолжал быть непримиримым в отношении своих политических противников, прежде всего к Каунде. В полной мере он продемонстрировал это после неудачной попытки государственного переворота 28 октября 1997 г. во главе с капитаном Соло. В числе арестованных был 73-летний К. Каунда, которому инкриминировали финансирование переворота. Это произошло в первый день Рождества 1997 г., что не добавляло позитива имиджу Чилубы как ревностного христианина и мало согласовывалось с африканской традицией почитания старших.

С 1996 г. образ Ф. Чилубы как реформатора и борца за демократические преобразования стал тускнеть. Его отказ отменить дискриминационную статью

конституции и арест Каунды привели к замораживанию донорской помощи Запада, приостановке финансирования большинства программ помощи МВФ и ВБ и политической изоляции в регионе, т. к. лидеры освободительного движения в Африке Нельсон Мандела (ЮАР), Роберт Мугабе (Зимбабве) и Сэм Нуйо-ма (Намибия) резко осудили преследования их соратника по борьбе.

По иронии судьбы манипуляции с определением замбийского гражданства отразились и на их авторе. В 1997 г. несколько оппозиционных партий на основании разночтений в биографических данных Чилубы попытались оспорить легитимность его участия в президентских выборах 1996 г. Однако иски оппозиции Верховный суд признал несостоятельными. Сам лидер был не слишком обеспокоен судебным разбирательством и в зале суда не появился.

Замбийский президент хорошо сознавал важность политического имиджа, в т. ч. его экономическую «стоимость», и пытался восстановить былой ореол реформатора в глазах западных доноров. Выступая на международных форумах, лидер-прагматик призывал мировое сообщество признать успехи африканских стран в плане экономической, политической либерализации и списать полностью или частично их внешний долг. Параллельно Чи-луба пытался реанимировать прерванные контакты с лидерами южноафриканского региона. Образ замбийского президента в глазах африканских лидеров и западных доноров смягчила также его активная деятельность на посту председателя Организации Африканского Единства (ОАЕ), которым его избрали в 2001 г.

Однако во внутренней политике и в руководстве ДМД Чилуба допустил ряд новых ошибок. Стремясь удержать власть, он не очень доверял соратникам, поэтому часто производил роки-

ровки в кабинете министров и проводил чистки в правящем ДМД. При этом из их состава под благовидными предлогами выводились наиболее авторитетные и перспективные политики. Затянувшееся решение вопроса о преемнике на посту президента также негативно повлияло на внутрипартийную ситуацию и в феврале 1999 г. привело к очередному расколу в партии.

Имидж Ф. Чилубы как поборника демократических реформ продолжал тускнеть и в связи с извечной темой удержания власти. Вдохновленный удачей по устранению политического противника Каунды на выборах 1996 г. путем манипуляций с конституцией, Чилуба начал предпринимать меры по снятию конституционных ограничений относительно периода нахождения президента на посту двумя пятилетними сроками. В мае 2001 г. в устав ДМД была принята поправка о возможности занимать пост лидера более двух сроков, и им снова был избран Чилуба. Это могло означать, что он снова пойдет на выборы.

Власть сладка, и лидеры африканских стран часто неохотно расстаются с ней. Борьбу за продление своего нахождения на вершине политического Олимпа разными методами и с разными результатами вели лидеры Зимбабве, Кении, Нигерии, Намибии, Малави, Гвинеи, Того, Чада и других африканских стран. Лансане Конте (Гвинея), Гнасингбе Эйадеме (Того) и Идрису Де-би (Чад) продлить сроки пребывания на посту главы государства удалось почти беспрепятственно. Удачной была такая попытка в Намибии в 1998 г. А в Зимбабве президент Р. Мугабе в 2008 г. добился возможности переизбираться неограниченное число раз. Не избежал этого искушения и Ф. Чилуба, но он оказался в компании африканских лидеров (Бакили Мулузи (Малави), Даниэль арап Мои (Кения)), потерпевших фиаско, а факт попытки давле-

ния на парламент в личных политических целях снова негативно повлиял на его имидж.

Цепляние африканских лидеров за власть объясняется не только стремлением сохранить ее. Важным аргументом является также их страх, часто вполне обоснованный, вопреки иммунитету оказаться на скамье подсудимых за ошибки в управлении, коррупцию и репрессии. А в этом отношении Чилуба накопил определенный «багаж». Оппозиция и организации гражданского общества резко осудили кампанию сторонников Чилубы в поддержку его переизбрания. Серьезным ударом для него, ревностно проповедовавшего христианские семейные ценности на протяжении многих лет, стал в 2001 г. развод с женой Верой, с которой он прожил 33 года и воспитал 9 детей.

В июле 2001 г. после долгих согласований в партии Чилуба все же назвал в качестве официального преемника Ле-ви Мванавасу. Его предвыборная кампания проходила под девизом «Преемственность с изменениями», и в декабре 2001 г. он победил на президентских выборах. Но Чилуба, оставаясь лидером ДМД, скептически отзывался о составе нового кабинета и всячески старался показать, что продолжает играть важную роль в замбийской политике. При этом он, в отличие от Каун-ды, сразу получил статус бывшего главы государства и пользовался привилегиями.

От имиджа реформатора к имиджу коррупционера

Если десятилетие у власти сопровождалось признанием и почетом Чилу-бы, то следующее десятилетие, последнее в его жизни, прошло под знаком осуждения СМИ и общества, судебных разбирательств и болезней.

Как показывает практика, отношения между бывшими президентами и их преемниками часто зависят от формы передачи власти. И Замбия 19902000-х гг. тому пример. Смену власти по вектору Чилуба - Мванаваса, как и по вектору Каунда - Чилуба, также вместо преемственности сопровождали серьезные обвинения в адрес предшественника. Мванаваса в своей инау-гурационной речи 2 января 2002 г. обещал консультироваться со своими предшественниками Каундой и Чилу-бой, он также обещал бороться с коррупцией. В 2002 г. президент объявил о начале так называемой кампании нулевой терпимости против коррупционеров. И первым ее объектом (или жертвой) стал экс-президент: уже в июле он был лишен иммунитета, а в феврале 2003 г. арестован по обвинению в более чем 200 эпизодах коррупции и неправильном использовании государственных средств в период нахождения на посту президента страны. Чилуба избыточно большое внимание уделял га-битарному имиджу: он носил дорогие костюмы безупречного кроя, его аксессуары также были от известных мировых брендов. Обнародованные во время следствия по его делу факты поражали воображение. Например, только одной фирме Basile Tailors в Женеве за рубашки, обувь ручной работы аксессуары со своей монограммой он заплатил 1,1 млн долл. США [Van Donge 2009, p. 85]. Дорого стоили казне и подарки для его новой супруги Регины, с которой он заключил брак в 2002 г. и которая работала в его администрации. Баснословные личные траты лидера страны с низким уровнем жизни населения давали основания для справедливой критики в его адрес.

Через месяц Чилуба был освобожден под залог. Он по-прежнему возглавлял правящую партию и заявлял, что целью преследований Мванавасы

является его политическая дискредитация, а обвинения лидера ДМД, в свою очередь, подрывают стабильность самого государства. Выступая в феврале 2002 г. на партийном мероприятии, он заявил: «Осуждая ДМД, они осуждают самих себя. Члены правительства должны помнить, что их сделала партия, а то и другое неразделимо» [Simutanyi 2006, p. 83]. А о преследованиях преемника Чилуба говорил так: «Мистер Мва-наваса получил президентство из моих рук на серебряном блюде. Он нанес мне удар ножом в спину» [Shapiro 2011]. Но при этом Чилуба забыл о преследованиях им Каунды, поэтому от своего преемника Мванавасы, как отмечает Т.С. Денисова, он «вместо почестей <...> был вправе ожидать унижения и наказания» [Денисова 2016, с. 567].

В 2003 г. Замбию причисляли к наиболее коррумпированным странам мира: в списке Трансперенси Интернэшнл из 133 стран она занимала 92-е место [Amnesty International 2007]. Мванава-са в Замбии и в глазах стран-доноров был борцом с коррупцией, слова которого не расходились с действиями. В то же время в Африке в последние десятилетия обвинения в коррупции экс-президентов стали часто применяемой технологией ведения политической борьбы. У Мванавасы и Чилубы была своя непростая история отношений. Мва-наваса почти сразу вступил в ДМД и стал в ней заместителем Чилубы. В годы работы вице-президентом страны (1991-1994 гг.) Мванаваса позволял себе критиковать политику президента и говорить о засилье коррупции в партии. Из-за трений с Чилубой, который практически отстранил его от принятия решений, в 1994 г. Мванаваса подал в отставку. Потерпел он фиаско и на выборах лидера партии в 1996 г., проиграв Чилубе. Нежелание того лишиться влияния в замбийской политике не могло не вызывать опасений у Мвана-

васы-президента. Борьба с коррупцией, которая была частым условием МВФ и ВБ для предоставления помощи африканским странам, придавала его имиджу дополнительный бонус. Не каждый политик способен на объективность в отношении своего возможного соперника, тем более когда для обвинений есть основания. Поспешные и не слишком доказательные обвинения Чилубы в коррупции были очень форсированными, в них легко поверили. В политическом плане они были очень своевременными, поэтому долю субъективизма в отношении Мванавасы к Чилубе допустить можно.

Из-за болезней Чилубы (серьезные проблемы с сердцем и почками), трудностей сбора доказательной базы и упорного отрицания им вины судебные разбирательства по его делу затянулись на шесть лет (подробнее см. [Прокопенко 2011]). Принятый в 2006 г. Закон о выборах лишал Чилубу, находившегося под следствием, возможности взять реванш. Поддержав на президентских выборах в октябре 2006 г. кандидатуру лидера оппозиционной партии Патриотический фронт (ПФ) Майкла Саты, он еще больше усугубил свое положение. Но такой его шаг был вполне закономерен. Сата тоже принадлежал к бемба, он поддерживал Чилубу в демократическом движении конца 1980-х гг. Все 1990-е Сата помогал укреплять власть Чилубы, работая в его правительстве на должностях министров, был также национальным секретарем партии ДМД. А Каунда поддержал кандидатуру лидера Объединенной партии за национальное развитие (ОПНР) Хакаинде Хичи-лемы. Поэтому накануне президентских выборов 2006 г. Мванаваса, который баллотировался на второй срок, официально напомнил обоим экс-президентам, что по замбийскому закону их могут лишить привилегий, если они участвуют в активной политике.

После победы на выборах 2006 г. Мванаваса остался верен антикоррупционному курсу. В числе обвиняемых и осужденных за коррупцию были люди из ближнего круга Чилубы (его пресс-секретарь Ричард Сакала, директор банка ZANACO Семуэль Мусонда, супруга Чилубы Регина Чилуба). В 2007 г. Высокий суд юстиции Англии и Уэльса по гражданскому иску, поданному замбийской группой по борьбе с коррупцией, рассмотрел дело Чилубы и нескольких бывших функционеров и признал их виновными в растрате государственных средств общей суммой 46 млн долл. США [Chiluba and 19 Others Ordered to Pay back $46 Million 2007]. Но главный фигурант этого дела не признал юрисдикцию лондонского суда, назвал его обвинения «проявлением расизма» [Chiluba Attacks 'Racist' UK Court 2007] и не появлялся в зале суда. Рупиа Банда, который был в то время вице-президентом страны, говорил в 2017 г. о давлении на него, чтобы «Чи-луба сказал, что едет в Лондон и предстанет перед судом» [Mvula 2017].

Дальнейшие события по этому громкому делу развернулись уже при новом президенте страны Р. Банде, который стал им после скоропостижной смерти Мванавасы в августе 2008 г. Банда не разделял мнение о коррупционности Чилубы и поддерживал с ним отношения. (Кстати, выступая в 2011 г. на отпевании Чилубы в кафедральном соборе Святого Креста в Лусаке, он сказал, что Чилуба в случае виновности убежал бы в другую страну, однако не сделал этого.) Бывшую супругу Чилубы Веру Тембо он назначил заместителем министра. В августе 2009 г. суд Замбии снял с Чилубы все обвинения в коррупции, заявив, что на основании «представленных сведений следствие пришло к выводу, что экс-президент невиновен по всем пунктам обвинения» [FTJ Chiluba Cleared of Corrup-

tion Charges 2009]. Оппозиция заявляла, что решение суда компрометирует борьбу с коррупцией.

Неугомонный политик продолжил общественную деятельность, участвуя в основном в собраниях местных религиозных лидеров. При этом Чилуба часто выступал с одобрением антикризисных мер правительства Р. Банды.

Скончался Ф. Чилуба после тяжелой болезни в столице страны г. Лусака 18 июня 2011 г., всего за несколько месяцев до президентских выборов, на которых победил Майкл Сата. Правительство Банды придало похоронам бывшего президента статус государственных: он был похоронен в столице в Embassy Park, где хоронят президентов Замбии. На них присутствовали Р. Банда, К. Каунда, президент ДРК Ж. Кабила и премьер-министр Зимбабве Морган Тсвангираи; церемония похорон транслировалась по государственному телевидению. Сата на похоронах не был. Власти сочли, что появление на них лидера оппозиции могло привести к столкновениям между сторонниками ДМД и ПФ, и он в целях безопасности ситуации на похоронах прислушался к их мнению. В день смерти Чилубы газета Lusaka Times писала, что после ухода с должности президента он «стал мишенью кампании Мва-навасы против коррупции» [Frederick Chiluba 2011]. А зарубежные СМИ продолжали пестреть заметками о коррумпированности покойного.

Правительство ПФ во главе с Са-той в отношении лояльности к его памяти проявило преемственность. Президент лично контролировал строительство монументального памятника на месте захоронения Чилубы. В том же 2011 г. вышла в свет объемная книга

(1 100 страниц) Чарльза Мвевы «Замбия: борьба моего народа и вина Запада в коррупции и отсталости Африки»2 с довольно положительной оценкой правления Чилубы.

В последующие годы о заслугах Чилубы практически не вспоминали. Хотя его портрет вместе с портретами других президентов страны был помещен на памятной банкноте, выпущенной в 2014 г. к 50-летию независимости. Но Замбия - не единственный пример забвения вчерашнего лидера. Например, в Кении подобная участь постигла память президента Даниэля арап Мои.

Новая трансформация имиджа

Спустя почти 20 лет после ухода из власти и через 5 лет после ухода из жизни фигура Ф. Чилубы снова оказалась в центре внимания.

М. Сата, упорно боровшийся за власть в течение десяти лет, оставался на ее вершине всего три года, т. к. скончался после неизлечимой болезни в октябре 2014 г. На внеочередных президентских выборах, состоявшихся в январе 2015 г., и на очередных выборах в августе 2016 г. победу одержал его соратник по партии, министр обороны и министр юстиции Эдгар Лунгу.

С самого начала политический имидж Лунгу во многом формировался как имидж преемника Саты. Перед партией стояли важные задачи сохранения власти и развития страны в сложных экономических условиях, вызванных также и последствиями мирового экономического кризиса 2008 г.

Новый президент заявил о приверженности его правительства и правящей партии ПФ принципу «Одна Зам-

2 Mwewa C. (2011) Zambia: Struggles of my People & Western Contribution to Corruption and Underdevelopment in Africa, Lusaka: Maiden Publishing House.

бия - один народ», провозглашенного когда-то первым президентом страны К. Каундой. Стране, в которой после 50 лет независимости более 60% населения жили за чертой бедности, для успешного развития необходима была сплачивающая идея. В независимой Замбии религиозные лидеры всегда играли заметную роль в жизни общества. Необходимо отметить, что к моменту прихода Чилубы к власти в 1991 г. Лун-гу было 35 лет, он уже имел юридическую практику. Поэтому у него должно было сформироваться собственное мнение о Чилубе-президенте. Лунгу -христианин (принадлежит к баптистской церкви), и провозглашение Чи-лубой Замбии христианской страной в 1991 г., наверняка, еще тогда нашло отклик в его сердце.

Э. Лунгу хорошо понимает значение политического РЯ (связи с общественностью) для имиджа власти и своего собственного. Специального помощника президента по СМИ и РЯ он назначил уже в день своей инаугурации. Реакция РЯ-службы президента на различные события и урегулирование порой сложных ситуаций свидетельствует о том, что она оправдывает расходы на ее финансирование.

На президентских выборах в январе 2015 г. Лунгу максимально использовал христианскую риторику, что расширило круг его сторонников. Став президентом, ему было необходимо утвердиться в этом качестве, и дальнейшие события говорят о том, что в поиске идеи сплочения замбийцев Лунгу сделал ставку на укрепление религиозной составляющей. 18 октября 2015 г. на центральной площади Лусаки при большом скоплении горожан и представителей СМИ и непосредственном участии президента состоялось национальное мероприятие под названием «Молитва, пост и примирение». В нем также участвовали экс-президенты Ка-

унда и Банда. Выступая перед собравшимися, Лунгу объявил 19 октября Национальным днем молитвы.

В январе 2016 г. была утверждена новая редакция конституции, в которой подтверждалось, что Республика Замбия - христианская страна [Constitution of Zambia 2016, p. 9], одновременно она также провозглашалась многоконфессиональным государством [Constitution of Zambia 2016, p. 11].

Управлять страной, снова объявленной христианской, без упоминания автора этой идеи было бы странно и политически опрометчиво. Тем более что об этом заговорили некоторые представители оппозиции. Например, в июле 2016 г. отставной генерал и лидер партии «Наследие» (Heritage Party) Годфри Миянда в газете Lusaka Times писал: «Говорить о Замбии как о христианской стране без упоминания имени Чи-лубы - не только лицемерие, но и формирование ложной истории страны» [The 2016 Memorial of Dr Frederick Jacob Titus Chiluba by Godfrey Miyanda 2016]. К тому времени Миянда, как и некоторые другие политики, участвовал в возложении цветов на могилу Чилубы в день его смерти 18 июня, заявляя, что в этом нет политической подоплеки. Чи-луба был мастером политической коммуникации. Например, Миянде из-за разногласий с ним в 1997 г. пришлось уйти с поста вице-президента страны. Однако Чилуба оставил его своим замом в правящей ДМД и назначил министром образования. Миянда был в числе тех членов партии, которые не поддержали намерение Чилубы баллотироваться третий раз. Но, когда в ходе президентской кампании в 2001 г. критиковали за оскорбления соперников самого генерала-кандидата, Чилуба публично заявил, что «никогда не слышал, чтобы Миянда кого-то оскорблял» [Kunda 2001]. Как видно, Чилуба мог оставаться объективным в отношении других

политиков, ценить их достоинства, несмотря на их выпады против себя. Вероятно, по этой причине многие сейчас вспоминают то хорошее, которое раньше не замечали и не ценили в нем.

Имя Ф. Чилубы снова зазвучало с трибун. 28 декабря 2016 г. в международном конференц-центре Мулунгуши в Лусаке состоялось тожественное мероприятие, посвященное 25-й годовщине провозглашения Замбии христианской страной, на котором присутствовали президент Э. Лунгу и первый президент страны К. Каунда. Примечательно, что в зале находилась бывшая первая леди Вера Чилуба. Министр по делам религии Годфрида Сумаили заявила, что провозглашение Чилубой христианства в качестве национальной религии «дало Замбии идентичность» [Zambia Commemorates 2016].

Необходимо отметить, что тема провозглашения Замбии христианской страной обсуждается до сих пор, и на этот счет существуют различные оценки. Ряд исследователей высказывали мнение, что это взгляд на будущее страны. Например, замбийский исследователь А.М. Чейека в 1998 г. писал, что Чилуба, возможно, руководствовался соображениями противостоять угрозе ислама [Cheyeka 2016, p. 171]. Некоторые утверждают, что это навязывание религии светскому государству, которое признает и охраняет религиозную свободу. А теолог Годфри Мсиска отмечает, что преобладание одной религии над остальными поляризует людей [Msiska 2016]. Независимо от оценок фактом остается то, что связь религии с политикой в последние годы усилилась. При этом ряд авторов (А.М. Чейека, П. Гиффорд, И. Фири) отмечают усиливающееся влияние церкви пятидесятников.

Интересно, что, согласно зам-бийской статистике, в 2019 г. из почти 17-миллионного населения страны христианство исповедовали 95,5% (75,3% - протестанты, 20,2% - католики) [Zambia 2019 International Religious Freedom Report 2019], что значительно выше данных мировой статистики. Появление такого высокого показателя исповедующих христианство после утверждения конституции вряд ли случайно. Необходимо также отметить, что в Замбии, как и в других африканских странах, большинство христиан одновременно придерживаются местных традиционных верований.

В 2016 г. вышла книга замбийско-го автора Энтони К. Мубанги «Пристальный взгляд на Ф. Чилубу: невоспетый герой: герой дня», который пишет о недооцененности личности экс-президента, называет его «отцом плюрализма на замбийской сцене» и даже «одним из величайших президентов в истории Африки» [Mubanga 2016, p. 4]. В июле того же года газета Zambia Daily Mail опубликовала статью с многозначительным названием «Фредерик Чилуба: герой или злодей» (Frederick Chiluba: Hero or Villain), в которой говорилось о необходимости восстановления доброй памяти об этом политике. 30 июня 2016 г. указом президента имя Ф. Чилубы было присвоено университету провинции Луапула. В Facebook работает мемориальная страница экс-президента Чилубы3, на которой посетители до сих пор оставляют свои комментарии.

В феврале 2017 г. скончалась вдова Ф. Чилубы Регина - бывший председатель Женской лиги партии ДМД. Президент Лунгу отметил ее поддержку супруга и высоко оценил ее вклад в успех партии ДМД. 18 июня 2017 г. в очеред-

3 https://www.facebook.com/drchiluba1991

ную годовщину смерти Чилубы к его могиле возложили венки Р. Банда, бывшая первая леди Вера Тембо и несколько работавших в правительстве Чилу-бы министров. Банда тогда открыто сказал о своей уверенности, что Чилу-ба внес значительный вклад в развитие демократии в Замбии, что «игнорирование этого факта наносит ущерб стране» [Mvula 2017] и призвал правительство и общество признать заслуги бывшего главы государства.

Это нашло отклик у правительства. Для защиты наследия Чилубы был создан мемориальный комитет под председательством Чапы Чикамбы. 16 июня 2019 г. в Лусаке в международном кон-ференц-центре Мулунгуши состоялась публичная лекция Р. Банды под многозначительным названием «Замбия: земля невоспетых героев», посвященная памяти Ф. Чилубы. На ней присутствовали ряд видных политиков, а также бизнесмены. Банда, перечислив достижения Чилубы в политике и экономике на посту лидера страны, назвал его «отцом замбийской демократии», «предвестником новой эры политической свободы, уважения прав человека, гражданских свобод и экономического либерализма» [Zambia: A Land of Unsung Heroes 2019].

18 июня 2019 г. в день кончины Чи-лубы президент Э. Лунгу возложил венок к его могиле, так же поступил и К. Каунда. Последний и раньше несколько раз был на панихидах в годовщину смерти Чилубы. Ему хорошо понятны чувства политика и человека, которого обвиняли в коррупции и заговоре. И он, как христианин и зрелый политик, смог простить своего преследователя и объективно оценить его заслуги перед замбийским народом. Цветы к могиле экс-президента возложил в дни празднования 55-летия независимости Замбии и председатель партии ДМД Неверс Мумба.

Таким образом, личность экс-президента Чилубы постепенно приобретала ореол полугероя. Возвращению имиджа героя мешали разоблачительные материалы, которые продолжали публиковать некоторые местные независимые СМИ. Поэтому однозначного отношения к этому политику в Замбии до сих пор нет. В 2020 г. Замбия, как и в годы правления Чилубы, остается в списке самых коррумпированных стран мира. По этой причине сегодня напоминания о его коррумпированности не носят характер чего-то исключительного.

***

Развитие Замбии после возвращения к политическому плюрализму в начале 1990-х гг. показало, что в африканских реалиях бывшие президенты пользуются почетом и определенными привилегиям при условии, если они не участвуют активно в политике и не вступают в открытые конфликты со своими преемниками.

Десять лет правления Ф. Чилу-бы вместили как успехи, так и серьезные ошибки, свойственные политикам: он забывал, что предвыборные лозунги надо претворять в жизнь, что власть сама по себе является испытанием на прочность, а попытка ее удержать, нарушая закон, может нивелировать прошлые заслуги. В этом причины метаморфозы его политического имиджа из реформатора в коррупционера.

Что превалирует в нынешней трансформации имиджа экс-президента Замбии: объективное признание его роли в демократических преобразованиях в стране или использование его имени в политических целях? Возможно, важен только факт происходящего. Положительная смена отношения общества к бывшему лидеру показывает его способность сознавать ошибки, возвращать из забвения имена своих

прежних героев, признавая их заслуги. Миролюбивая нация, как часто называют замбийцев, пытается понять, простить, принять и оценить всех своих президентов, не переписывая при этом историю. Это очень важно для нынешней молодежи, составляющей почти половину населения страны, - будущего Замбии.

Список литературы

Денисова Т.С. (2016) Тропическая Африка: эволюция политического лидерства. М.: Институт Африки РАН.

Замбия. Справочно-монографиче-ское издание (2013). М.: Институт Африки РАН.

Прокопенко Л.Я. (2011) Новые политические элиты в государствах Юга Африки. М.: Институт Африки РАН. С. 188-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address by Mr. Frederick Chiluba, President of the Republic of Zambia to the 47th session of the UN General Assembly (1992) // United Nations. General Assembly, November 19, 1992 // http://undocs.org/en/ A/47/PV.60, дата обращения 06.11.2020.

Amnesty International Report, Zambia (2007) // Amnesty International // https://www.amnesty.org/en/documents/ pol10/001/2007/en/, дата обращения 15.11.2020.

Chanda A.W. (1996) 'Zambia's Fledgling Democracy: Prospects for the Future' // Zambia Law Journal, vol. 25-28, pp. 125-154.

Cheyeka A.M. (2016) Zambia, a 'Christian Nation' in Post Movement for Multiparty Democracy (MMD) Era, 2011-2016 // International Journal of Humanities and Social Science, vol. 6, no 7, pp. 159172 // https://www.ijhssnet.com/journals/ Vol_6_No_7_July_2016/18.pdf, дата обращения 31.01.2021.

Chikulo B.C. (1996) Presidential and Parliamentary Elections in the Third Re-

publics: 1991-1994 // Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic (eds. Sichone O., Chikulo B.C.), Harare: SAPES Books, pp. 25-51.

Chiluba and 19 Others Ordered to Pay back $46 Million (2007) // Lusaka Times, May 4, 2007 // https://www.lusakatimes. com/2007/05/04/chiluba-and-19-others-ordered-to-pay-back-46-million, дата обращения 20.11.2020.

Chiluba Attacks 'Racist' UK Court (2007) // BBC, May 10, 2007 // http://news.bbc. co.uk/2/hi/africa/ 6644261.stm, дата обращения 17.11.2020.

СошШШ:юп of Zambia (Amеndmеnt). Ай, 1996. Рай IV. Article 34.3 (b) (1996), Lusaka: Gоvеrnmеnt РпМеп

Constitution of Zambia (Amendment). Act No 2 of 2016. Preamble (2016), Lusaka: Gоvеrnmеnt РпМеп

Frederick Chiluba, Zambia's Second President Is Dead (2011) // Lusaka Times, June 18, 2011 // https://www.lusakatimes. com/2011/06/18/frederick-chiluba-zam-bia-s-president-dead, дата обращения 25.11.2020.

FTJ Chiluba Cleared of Corruption Charges (2009) // Lusaka Times, August 17, 2009 // https://www.lusakatimes. com/2009/08/17/ftj-chiluba-cleared-of-corruption-charges-developing-story, дата обращения 23.11.2020.

Inauguration Speech President Frederick Chiluba (1991) // The October 31, 1991, National Elections in Zambia // https://www.cartercenter.org/documents/ electionreports/democracy/FinalRe-portZambia1991.pdf, дата обращения 24.11.2020.

Kunda A. (2001) Miyanda: A Born-again Villager // BBC, December 18, 2001 // http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/1716252. stm, дата обращения 20.11.2020.

Msiska G. (2016) Globalisation and Religious Pluralism in Africa: The Challenge to Religious Freedom // Religious Freedom and Religious Pluralism in Africa: Prospects and Limitations (eds. Coert-

zen P., Green C., Hansen L.), Stellenbosch: Sun Media, pp. 123-142.

Mubanga A.K. (2016) A Closer Look at Fredrick Titus Jacob Chiluba: The Unsung Hero. The Man of the Hour, Lusaka: Tih-sa Publishers.

Mvula S. (2017) Let's Remember FJT's Great Deeds // Zambia Daily Mail, June 19, 2017 // http://www.daily-mail.co.zm/ lets-remember-fjts-great-deeds, дата обращения 17.11.2020.

Rakner L., Skalnes T. (1996) Political Institutions and Economics Reform: Zambia and South Africa in Comparative Context, Bergen: Chr. Michelsen Institute.

Shapiro T.R. (2011) Frederick Chiluba, First Democratically Elected President of Zambia, Dies at 68 // The Washington Post, June 21, 2011 // https://www.washington-post.com/local/obituaries/frederick-ch-iluba-first-democratically-elected-pres-ident-of-zambia-dies-at-68/2011/06/20/ AGGcizeH_story.html, дата обращения 25.11.2020.

Simutanyi N. (2006) The Contested Role of Former Residents of Zambia // Legacies of Power (eds. Southall R., Mel-ber H.), Uppsala: Nordiska Afrikainstitu-tet, pp. 73-97.

The 2016 Memorial of Dr Frederick Jacob Titus Chiluba by Godfrey Mi-yanda (2016) // Lusaka Times, July 21, 2016 // https://www.lusakatimes. com/2016/07/21/the-2016-memori-al-of-dr-frederick-jacob-titus-chiluba-by-godfrey-miyanda, дата обращения 16.11.2020.

The Benefits of Former Presidents Act (2015) // PMRCZambia //

https://www.pmrczambia.com/wp-con-tent/uploads/2015/06/0ffice-of-the-Presi-dent.pdf, дата обращения 15.11.2020.

Thomas P. (1992) Up from Poverty: Advancing Economic Development in Zambia // The Heritage Foundation, February 27, 1992 // https://www.heritage. org/node/21247/print-display, дата обращения 17.11.2020.

Van Donge J.K. (2009) The Plundering of Zambian Resources by Frederic Chiluba and His Friends: A Case Study of the Interaction between National Politics and the International Drive towards Good Governance // African Affairs, vol. 108, no 430, pp. 67-90. DOI: 10.1093/afraf/adn073

Zambia 2019 International Religious Freedom Report (2020) // U.S. Department of State // https://www.state.gov/ wp-content/uploads/2020/05/ZAMBIA-2019-INTERNATI0NAL-RELIGI0US-FREEDOM-REPORT.pdf, дата обращения 25.11.2020.

Zambia: A Land of Unsung Heroes. The 8th Anniversary of the Late Dr. Fredrick J.T. Chiluba (2019) // Facebook, June 16, 2019 // https://www.facebook.com/drchi-luba1991/posts/2190347891080671 ?com-ment_id=2190429327739194&comment_ tracking=%7B%22tn%22%3A%22R%-22%7D, дата обращения 18.11.2020.

Zambia Commemorates 25th Anniversary of the Declaration as a Christian Nation (2016) // Lusaka Times, December 29, 2016 // https://www.lusakatimes. com/2016/12/29/zambia-commemorates-25th-anniversary-declaration-christian-nation, дата обращения 25.11.2020.

DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-2-13

Image Transformation of Frederick Chiluba, Ex-President of Zambia (Attitude to Former Presidents in African Countries)

Liubov Ya. PROKOPENKO

PhD in History, Senior Researcher of the Centre for Tropical Africa Studies Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, 123001, Spiridonovka St., 30/1, Moscow, Russian Federation E-mail: skole60@mail.ru ORCID 0000-0002-1121-8828

CITATION: Prokopenko L.Ya. (2021) Image Transformation of Frederick Chiluba, Ex-President of Zambia (Attitude to Former Presidents in African Countries). Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 14, no 2, pp. 231-248 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-2-13

Received: 26.11.2020.

ABSTRACT. The article analyzes the transformation of the political image of Frederick Chiluba, President of the Republic of Zambia in 1991-2001. As a representative of a new formation of African leaders in the era of the continent's transition from authoritarianism to political pluralism, he was an ambiguous figure. His role in the return of the multi-party system in the country and in the liberalization of the national economy is discussed. It is stressed that within the framework of the existing political culture this politician was not immune to inevitable mistakes. However, the style and methods of Chilubas leadership (persecution of his predecessor, manipulation using the ethnic factor in order to retain power, ignoring criticism of the opposition and allies) periodically led to tension in the internal situation in the country and negatively affected his political image and the image of the government in general.

In 1990-2000s the negative impact of tensions between Zambian politicians who held the presidency at different times on the stability of the country was clear-

ly manifested. The persecution of ex-President Chiluba charged with corruption demonstrated the authorities' policy to combat this social evil, but it was ambiguously perceived and interpreted by the society and by analysts. It is noted that for all the mistakes and shortcomings of Chilubas ten-year rule, it is necessary to recognize his merits in creating the economic base of Zambia and in proclaiming it a Christian country, which was practically forgotten after his death.

The article shows the gradual rehabilitation of Chilubas memory, in which all living ex-presidents and the current Head of State take part. The experience of Zambia shows that under African realities, former presidents enjoy honors and certain privileges, provided they do not participate actively in politics and do not enter into open conflicts with their successors.

KEYWORDS: image transformation, trade union leader, president, reformer, Christian country, constitution, corruption, successors, attitude towards ex-presidents

References

Address by Mr. Frederick Chiluba, President of the Republic of Zambia to the 47th session of the UN General Assembly (1992). United Nations. General Assembly, November 19, 1992. Available at: http://undocs.org/en/AZ47/PV.60, accessed 06.11.2020.

Amnesty International Report, Zambia (2007). Amnesty International. Available at: https://www.amnesty.org/en/doc-uments/pol 10/001 /2007/en/, accessed 15.11.2020.

Chanda A.W. (1996) 'Zambia's Fledgling Democracy: Prospects for the Future'. Zambia Law Journal, vol. 25-28, pp. 125154.

Cheyeka A.M. (2016) Zambia, a 'Christian Nation' in Post Movement for Multiparty Democracy (MMD) Era, 2011-2016. International Journal of Humanities and Social Science, vol. 6, no 7, pp. 159-172. Available at: https://www.ijhssnet.com/ journals/Vol_6_No_7_July_2016/18.pdf, accessed 31.01.2021.

Chikulo B.C. (1996) Presidential and Parliamentary Elections in the Third Republics: 1991-1994. Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic (eds. Sichone O., Chikulo B.C.), Harare: SAPES Books, pp. 25-51.

Chiluba and 19 Others Ordered to Pay back $46 Million (2007). Lusaka Times, May 4, 2007. Available at: https://www.lu-sakatimes.com/2007/05/04/chiluba-and-19-others-ordered-to-pay-back-46-mil-lion, accessed 20.11.2020.

Chiluba Attacks 'Racist' UK Court (2007). BBC, May 10, 2007. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/ 6644261.stm, accessed 17.11.2020.

Соnstitutiоn of Zambia (Amendment). Act, 1996. Part IV. Article 34.3 (b) (1996), Lusaka: Government Printer.

Constitution of Zambia (Amendment). Act No 2 of 2016. Preamble (2016), Lusaka: Government Printer.

Denisova T.S. (2016) Tropical Africa: Evolution of Political Leadership, Moscow: Institut Afriki RAN (in Russian).

Frederick Chiluba, Zambia's Second President Is Dead (2011). Lusaka Times, June 18, 2011. Available at: https://www.lusakatimes.com/2011/06/ 18/frederick-chiluba-zambia-s-presi-dent-dead, accessed 25.11.2020.

FTJ Chiluba Cleared of Corruption Charges (2009). Lusaka Times, August 17, 2009. Available at: https://www.lusaka-times.com/2009/08/17/ftj-chiluba-cleared-of-corruption-charges-developing-story, accessed 23.11.2020.

Inauguration Speech President Frederick Chiluba (1991). The October 31, 1991, National Elections in Zambia. Available at: https://www.cartercenter.org/documents/ electionreports/democracy/FinalRe-portZambia1991.pdf, accessed 24.11.2020.

Kunda A. (2001) Miyanda: A Born-again Villager. BBC, December 18, 2001. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/ africa/1716252.stm, accessed 20.11.2020.

Msiska G. (2016) Globalisation and Religious Pluralism in Africa: The Challenge to Religious Freedom. Religious Freedom and Religious Pluralism in Africa: Prospects and Limitations (eds. Coertzen P., Green C., Hansen L.), Stellenbosch: Sun Media, pp. 123-142.

Mubanga A.K. (2016) A Closer Look at Fredrick Titus Jacob Chiluba: The Unsung Hero. The Man of the Hour, Lusaka: Tih-sa Publishers.

Mvula S. (2017) Let's Remember FJT's Great Deeds. Zambia Daily Mail, June 19, 2017. Available at: http://www.daily-mail. co.zm/lets-remember-fjts-great-deeds, accessed 17.11.2020.

Prokopenko L.Ya. (2011) New Political Elites in Sothern Africa Countries, Moscow: Institut Afriki RAN (in Russian).

Rakner L., Skalnes T. (1996) Political Institutions and Economics Reform: Zambia and South Africa in Comparative Context, Bergen: Chr. Michelsen Institute.

Shapiro T.R. (2011) Frederick Chiluba, First Democratically Elected President of Zambia, Dies at 68. The Washington Post, June 21, 2011. Available at: https://www.washingtonpost.com/local/ obituaries/frederick-chiluba-first-dem-ocratically-elected-president-of-zam-bia-dies-at-68/2011/06/20/AGGcizeH_ story.html, accessed 25.11.2020.

Simutanyi N. (2006) The Contested Role of Former Residents of Zambia. Legacies of Power (eds. Southall R., Mel-ber H.), Uppsala: Nordiska Afrikainstitu-tet, pp. 73-97.

The 2016 Memorial ofDr Frederick Jacob Titus Chiluba by Godfrey Miyanda (2016). Lusaka Times, July 21, 2016. Available at: https://www.lusakatimes.com/2016/07/21/ the-2016-memorial-of-dr-frederick-ja-cob-titus-chiluba-by-godfrey-miyanda, accessed 16.11.2020.

The Benefits of Former Presidents Act (2015). PMRCZambia. Available at: https://www.pmrczambia.com/wp-con-tent/uploads/2015/06/0ffice-of-the-Presi-dent.pdf, accessed 15.11.2020.

Thomas P. (1992) Up from Poverty: Advancing Economic Development in Zambia. The Heritage Foundation, February 27, 1992. Available at: https://www.herit a-ge.org/node/21247/print-display, accessed 17.11.2020.

Van Donge J.K. (2009) The Plundering of Zambian Resources by Frederic Chiluba and His Friends: A Case Study of the Interaction between National Politics and the International Drive towards Good Governance. African Affairs, vol. 108, no 430, pp. 67-90. DOI: 10.1093/afraf/adn073

Zambia 2019 International Religious Freedom Report (2020). U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/ wp-content/uploads/2020/05/ZAMBIA-2019-INTERNATI0NAL-RELIGI0US-FREEDOM-REPORT.pdf, accessed 25.11.2020.

Zambia: A Land of Unsung Heroes. The 8th Anniversary of the Late Dr. Fredrick J.T. Chiluba (2019). Facebook, June 16, 2019. Available at: https://www.facebook.com/ drchiluba 1991/posts/219 03478 91080-671?comment_id=2190429 327739194&-comment_tracking=%7B%22tn%22%-3A%22R%22%7D, accessed 18.11.2020.

Zambia Commemorates 25th Anniversary of the Declaration as a Christian Nation (2016). Lusaka Times, December 29, 2016. Available at: https://www.lusaka-times.com/2016/12/29/zambia-commem-orates-25th-anniversary-declaration-chris-tian-nation, accessed 25.11.2020.

Zambia. Reference Book (2013), Moscow: Institut Afriki RAN (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.