References
1. Boxing J., Jenkins G.M. Time series analysis, forecasting and management. Moscow: Mir, 1974.406 p.
2. Adamenko A.A. The essence and significance of the analysis of financial results of a commercial organization / A.A. Adamenko, E.I. Yelenskaya // In the collection: Modern economy: vectors of development and its information support. Materials of the international scientific conference of young scientists and university teachers (April 17, 2020). - Krasnodar: KubGAU, 2020 .-- S. 160-165.
3. Adamenko A.A. Financial stability of an organization as an indicator of stability in the financial market. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.A. Tikhikh // In the collection: Accounting and analytical support of the innovation management system. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. - Krasnodar, 2019 .-S. 229-235.
4. Hyndman, Rob J./Handakar, Yesmin. Automatic Forecasting of Time Series: A forecast package for RV: Journal of Statistical Software. Volume 27th Edition 3/2008, pp. 1 et seq. [Accessed March 16, 2021]. On the assessment of inconsistency in time series models. In the book: Biometrics. Volume 65. No. 2/1978, p. 297.
5. Koralov LB, Sinai Ya.G. - Probability theory and stochastic processes - Moscow Center for Continuous Mathematical Education - 2014 - 408s. - ISBN: 978-5-4439-2073-3 - Electronic text // EBS LAN - URL: https://e.lanbook.com/book/71821.
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11166
И.Н. Калинина - к.э.н., доцент кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
I.N. Kalinina - associate Professor of the Department of audit, Candidate of Economics, Kuban state agrarian University;
С.А. Макаренко - к.э.н., доцент кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected] ),
S.A. Makarenko - associate Professor of the Department of audit, Candidate of Economics, Kuban state agrarian University;
П.С. Савельева - студенткаучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет,
P.S. Savelieva - Student accounting and Finance Department, Kuban state agrarian University.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУДИТОРСКИХ КОМПАНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ NEW REQUIREMENTS FOR MANDATORY AUDIT AND THEIR IMPACT ON THE ACTIVITIES OF AUDIT COMPANIES OF KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. Последствия кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, когда организации столкнулись с необходимостью вводить ограничения (приостанавливать финансово -хозяйственную деятельность, переводить сотрудников на дистанционный формат работы, сокращать непроизводственные расходы) наложили свой отпечаток и на деятельности аудиторских организаций. Ситуация на рынке аудиторских услуг усугубилась изменениями в законодательстве, регулирующем аудиторскую деятельность. В статье рассмотрены изменения и их последствия, внесенные в Федеральный закон № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» для организаций Краснодарского края. Работа базируется на использовании методов статистического исследования и группировок, цифровой материал систематизирован и представлен в аналитических таблицах. На основе представленного в исследовании анализа делается вывод о необходимости расширения спектра аудиторскихуслуг в части привлечения интереса заказчиков к связанным процедурам.
Abstract. The consequences of the crisis caused by the coronavirus infection, when organizations were faced with the need to impose restrictions (suspend financial and economic activities, transfer employees to a remote work format, reduce non-production costs), also left their mark on the activities of audit organizations. The situation in the market of audit services has been aggravated by changes in the legislation regulating audit activities. The article considers the changes and their consequences made to the Federal Law № 307-FZ «On Auditing Activities» for organizations of the Krasnodar Territory. The work is based on the use of statistical research methods and groupings, the digital material is systematized and presented in analytical tables. Based on the analysis presented in the study, it is concluded that it is necessary to expand the range of audit services in terms of attracting customers ' interest in related procedures.
Ключевые слова: обязательный аудит; деятельность аудиторских организаций, регулирование аудита; прогноз деятельности аудиторских организаций.
Keywords: mandatory audit; activity of audit organizations, regulation of audit; forecast of activity of audit organizations.
Современная экономика неразрывно связана с такой организационной формой контроля, как аудит, благодаря которому все пользователи финансовой отчетности получают достоверные релевантные данные, позволяющие сформировать мнение относительно рассматриваемой организации.
При осуществлении аудиторской деятельности аудитору необходимо соответствовать требованиям законодательства и одним из главныхрегламентирующих документов является Федеральный закон № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 (ред. от 30.12.2020).
Так как сфера экономики имеет непрерывно развивающийся процесс, законодательству необходимо учитывать все возникающие аспекты и вносить изменения в существующие нормативно-правовые акты. В закон «Об аудиторской деятельности» были внесены значительные изменения, которые вступили в силу с 1 января 2021 г. В большинстве своем, эти нововведения окажут влияние на деятельность небольших аудиторских компаний.
С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности», которые оказывают существенное влияние на деятельность аудитора. Новые требования связаны с критериями проведения обязательного аудита, сравним их с критериями старой редакции и полученные значения представим в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ изменений, внесенных в пп. 3, 4 п.1 ст. 5 «Обязательный аудит» Федерального закона № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»
Старая редакция Новая редакция
Организация является иным фондом (заис-ключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях международных фрондах») Организация, имеющая организационно -правовую форму фонда в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.
Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. [5]. Организация, соответствующая хотя бы одному из следующих условий: а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.; б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 400 млн. руб.
Наиболее значим изменением, по нашему мнению, является корректировка финансовых критериев (выручки и суммы активов баланса) для проведения обязательного аудита. Оценим влияние новых требований на деятельность аудиторских компаний Краснодарского края. Анализ данного рынка позволит выявить зависимость аудиторских фирм от малых организаций, которые исключаются их списка, подлежащих обязательному аудиту [2].
Согласно реестру аудиторских фирм России, в Краснодарском крае зарегистрировано 111 аудиторский организаций, основные из которых представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Аудиторские организации Краснодарского края*
Название фирмы Число аудиторов на 01.01.2021 г. Выручка по итогам 2019 г., тыс.руб.
ООО АФ «Аудит-Консалтинг» 6 60 035
ООО «Шела» 3 23 082
ООО АФ «Фабер Лекс» 11 21 330
ООО «Аудит без границ» 7 15 742
ООО АФ «АТВ» 8 11 772
* в расчет не включены малые и крупные организации
В регионе действуют филиалы иностранных аудиторских фирм, в том числе участки «большой четверки». Стоимость аудиторскихуслуг таких организаций значительно превышает цену аналогичныхуслуг средних компаний. Их целевая аудитория, в своем большинстве, представлена крупными фирмами с высоким уровнем дохода, поэтому новые требования аудита на данную категорию аудиторских фирм не окажут существенного влияния [4]. На рисунке 1 представлена структура рынка аудиторскихуслуг в Краснодарском крае по состоянию на конец 2020 г.
Рисунок 1 - Доля аудиторских фирм в общей структуре рынка
В таблице 3 отражена информация о доли обязательного и инициативного аудита в регионе.
Таблица 3 - Соотношение аудита, проведенного в обязательном порядке и по инициативе заказчика к общему объему проверок, %
Показатель Краснодарский край Московская область
всего из них без крупнейших АО
2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.
Доля обязательного аудита в общем количестве проведенных аудиторских проверок 90,4 91,3 91,7 92,5 93,3 94,9
Доля инициативного аудита в общем количестве в общем количестве проведенных аудиторскихпроверок 9,6 8,7 8,3 7,5 6,7 5,1
Согласно представленной таблице можно увидеть, что аудиторские организации, прежде всего, зависимы от проведения обязательного аудита, а, следовательно, и наибольшая доля выручки получена от его проведения.
На территории Краснодарского края согласно Единому Реестру субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на начало 2021 г. зарегистрировано 7009 малых предприятий с доходом не более 800 млн. руб и 575 средних организаций с размером дохода, удовлетворяющего новым требованиям законодательства по проведению обязательного аудита [1].
Рассмотрим структуру клиентской базы крупнейших аудиторских организаций Краснодарского края и выявим их целевую аудиторию.
Таблица 4 - Структура распределения аудируемых лиц в зависимости от объема дохода, %
Показатель Доля в общем количестве клиентов
2019 г. 2020 г.
Клиенты - всего 100,0 100,0
в том числе с доходом:
менее 800 млн руб. 74,8 74,1
от 800 млн до 2 млрд руб. 16,9 16,8
от 2 до 4 млрд руб. 7,2 8,2
более 4 млрд руб. 1,1 0,9
Рассматривая целевую аудиторию аудиторский фирм Краснодарского края, можно выделить, что именно небольшие организации являются основными клиентами небольших аудиторских фирм и благодаря им аудиторские организации получают наибольшую долю выручки в общей совокупности.
Спрогнозируем влияние новых требований на деятельность аудиторских фирм Краснодарского края (рисунок 2).
Рисунок 2 -Процент обязательного аудита в общей структуре предоставляемых услуг
Можно сделать вывод о том, что новые требования окажут значительное влияние на объем обязательных аудиторских проверок, т. е. к снижению клиентской базы. Сокращение целевой аудитории приведет к снижению выручки и в перспективе к банкротству небольших аудиторских фирм [3].Компаниям, работающих с организациями с миллиардными оборотами это, не принесет существенных убытков.
На основе полученныхв научной работе данных, можно сделать вывод о том, что изложенные в ФЗ N° 476 от 29.12.2020 г. изменения являются положительными для групп организаций, которые благодаря нововведениям освобождаются от обязательного аудита, но для индивидуальных аудиторов, малых и средних аудиторских организаций это приведет к негативным последствиям, прежде всего, к потере огромного количества клиентов и укреплению на рынке аудиторских услуг фирм -монополистов.
В целях преодоления сложившихся сложностей небольшим аудиторским организациям необходимо разработать комплекс мер по увеличению объемов рынка аудита, соответствующим нынешним реалиям экономики:
12. Расширение спектра аудиторских услуг в условиях стремления клиентами сокращения расходов:
- услуги по сокращению издержек;
- бюджетирование;
- аудит затрат.
13. Внедрение дистанционных сервисов работы с заказчиком:
- обеспечение бесперебойной работы (сети интернет, средств проведения аудио/видео -конференций, удаленного рабочего стола);
- обеспечение конфиденциальности и сохранности передаваемых данных (построение системы электронного документооборота, защита облачных хранилищ, средства шифрования/кодирования);
- организация доступа к базам данных заказчика (авторизованный доступ).
14. Комплексное оказание услуг заказчику (консалтинг, специалист по налогам, юрист, оценщик).
Источники
1. Минфин России. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2010-2021 г. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat-/MainIndex
2. Практический аудит: учебник / А. В. Петух, М. Ф. Сафонова, И. Н. Калинина. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 359 с.
3. Сафонова М. Ф. Налоговый аудит: учеб. пособие / М. Ф. Сафонова, И. Н. Калинина, Д. С. Резниченко. - Ростов-на-Дону, 2019. Сер. Высшее образование. - 195 с.
4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 31.12.2020) «Об аудиторской деятельности».
5. Швырева, О. И. Аудит: учеб. пособие / О. И. Швырева, М. Ф. Сафонова, И. Н. Калинина. - Р н/Д, 2019.
6. Адаменко А.А. Актуальные вопросы постановки бухгалтерского и налогового учета, оценка системы внутреннего контроля коммерческой организации / А.А. Адаменко, Е.А. Оксанич, М.С. Василенко // Вестник академии знаний. -2020. - № 4 (39). - С. 20-26.
7. Адаменко А.А. Развитие и проблемы рынка аудиторских услуг / А.А. Адаменко, С.И. Попова, В.А. Ретынская // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 538-542.
8. Морозкина, С.С. Средства внутреннего контроля и их роль при проведении внешнего аудита / С. С. Морозкина // В сборнике: Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства. Сборник статей международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С 82-84. References
1. The Ministry of Finance of Russia. Key indicators of the audit services market in the Russian Federation in 2010-2021-Access mode: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat-/MainIndex
2. Practical audit: textbook / A.V. Petok, M. F. Safonova, I. N. Kalinina. - Krasnodar: KubGAU, 2019 -359 p.
3. Safonova M. F. Tax audit: textbook. manual / M. F. Safonova, I. N. Kalinina, D. S. Reznichenko. - Rostov-on-Don, 2019. Ser. Higher education. - 195 p.
4. Federal Law № 307-FZ of 30.12.2008 (as amended on 31.12.2020) «On Audit Activity».
5. Shvyreva, O. I. Audit: textbook. manual / O. I. Shvyreva, M. F. Safonova, I. N. Kalinina. - R n/A, 2019.
6. Adamenko A.A. Topical issues of setting up accounting and tax accounting, assessment ofthe internal control system of a commercial organization / A.A. Adamenko, E.A. Oksanych, M.S. Vasilenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. -2020. - No. 4 (39). - S. 20-26.
7. Adamenko A.A. Development and problems of the audit market / A.A. Adamenko, S.I. Popova, V.A. Retynskaya // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016 .-- S. 538-542.
8. Morozkina, S.S. Internal controls and their role in external audit / S. S. Morozkina // In the collection: Innovative processes: the potential of science and the tasks of the state. Collection of articles of the international scientific and practical conference. Under. total ed. G. Yu. Gulyaeva. 2017. From 82-84.
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11167
М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аг-рарныйуниверситет, mk441 @yandex.ru,
M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University.
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ACCOUNTING AND CONTROL OF MATERIAL ASSETS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ACCOUNTING OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS
Аннотация. Целью данной статьи является составление методики учета и контроля материальных ценностей с использованием информационно- коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных организаций для повышения оборачиваемости оборотных активов, обеспечения сохранности материальных ценностей от порчи и хищения, оперативное управление остатками с целью предотвращения затоваривания складов материалами и повышения устойчивости предприятия.
В статье разработана методика организации складского учета и контроля за товарно -материальными ценностями с применением информационно - коммуникационных технологий. На примере работающих предприятий: ООО «СК Гарантия», ООО «Нефтегазмаш--Технологии», представлена система качественного контроля и учета материальных ценностей. Для успешного внедрения системы контроля за материальными ценностями необходимо взаимодействие со всеми структурными подразделениями предприятия.
Предлагаемая методика с применением информационных технологий позволит оперативно управлять материальными ценностями, принимать обоснованные управленческие решения по преодолению затоваривания складов материалами, корректном списании материалов с подрядных организаций, получать информацию о достоверных остатков товарно -материальных ценностей для службы снабжения и сократить трудоемкость работы бухгалтера, кладовщика и отдела снабжения по анализу материальных ценностей на складах
Выполнение этой задачи позволяет поддерживать оптимальное количество производственных и торговых запасов, не привлекая при этом излишних финансовых ресурсов предприятия и напрямую зависит от организации эффективного контроля за запасами и их корректным отображением в бухгалтерском учете.
Abstract. The purpose ofthis article is to develop a methodology for accounting and control oftangible assets using information and communication technologies in the accounting of construction organizations to increase the turnover of current assets, ensure the safety oftangible assets from damage and theft, operational management of balances in order to prevent overstocking of warehouses with materials and increase the stability of the enterprise.
The article develops a methodology for organizing warehouse accounting and control over inventory values using information and communication technologies. The system of quality control and accounting of material values is described on the example of operating enterprises of LLC " SK Garantia", LLC "Neftegazmash-Technologies". For the successful implementation ofthe control system for material values, it is necessary to interact with all structural divisions of the enterprise.
The proposed methodology with the use of information technologies will allow you to quickly manage material values, make informed management decisions to overcome overstocking of warehouses with materials, correctly write off materials from contractors, get information about reliable inventory balances for the supply service and reduce the