СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
В РОССИИ
Н.М. Бутакова, канд. экон. наук, доцент А.С. Карканица, студент С.А. Удалова, студент Сибирский федеральный университет (Россия, г. Красноярск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10218
Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния рынка аудиторских услуг в России. Представлены последние изменения законодательной базы в области осуществления аудиторской деятельности. Рассмотрены динамика и структура доходов аудиторских организаций и аудиторских групп и сетей, в том числе «большой четверки», от оказания аудиторских и консалтинговых услуг. Проанализирован законопроект поправок для внесения изменений в ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности». Сделан вывод об основных тенденциях, присущих российскому рынку аудиторских услуг.
Ключевые слова: Аудит; аудиторская деятельность в России; законодательная база; «большая четверка» аудиторских компаний; общественно значимые организации.
В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг происходят важнейшие изменения в области проведения аудита, особенно на законодательном уровне. Так с 1 января 2018 года были упразднены федеральные стандарты аудита. Это означает, что теперь аудит должен проводится согласно международным стандартам аудита (далее по тексту - МСА). Во-вторых, в мае этого же года было введено новое положение в соответствующие нормативно-правовые акты, которое касается осуществления деятельности аудитора. Теперь аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных пре-
ступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Рос-финмониторинг [1].
Подготовленное рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследование рынка аудиторско-консалтинговых групп по итогам 2017 года показало, что с за год произошло замедление темпов роста в сфере аудиторских услуг. При этом впервые для составления списка субъектов, оказывающих аудиторские услуги, были предоставлены сведения всех компаний «большой четверки»: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG. На рисунке 1 отражены суммарные доходы данных субъектов с учетом их разделения на аудиторские организации и аудиторские группы и сети [2].
Рис. 1. Доходы аудиторских организаций и группы, млрд. руб.
Данные представленной диаграммы подтверждают факт нахождения сферы аудиторских услуг в стадии рецессии. У трети аудиторских организаций (далее по тексту - АО) по итогам года произошел спад показателя выручки, хотя их доходы составили 70% от всего суммарного дохода АО. Снижение дохода среди аудиторских групп и сетей, в особенности «большой четверки» вызвано изменением предпочтений клиентов в сторону пророссий-ских АО и ростом ценовой конкуренции
на рынке аудиторских услуг. По сравнению с 2016 годом доходы Ernst & Young снизились на 6,15%, PwC - на 0,34%, Deloitte Touche Tohmatsu - на 6,61%. Только в KPMG в этом году произошел рост выручки на 6,56%.
Изменения произошли и в структуре доходов от различных видов услуг, оказываемых АО и аудиторскими группами, и сетями. В таблице 1 отражена доля той или иной услуги в сфере аудита и соответствующая ей выручка.
Таблица 1. Динамика изменения структуры выручки крупнейших АО
Наименование услуги 2016 год 2017 год Отклонение
Объём выручки, млрд. руб. Доля выручки в общей структуре, % Объём выручки, млрд. руб. Доля выручки в общей структуре, % Абсолютное, млрд. руб. Относительное, %
Обязательный аудит 16,646 44,3 15,664 43,9 -0,982 -0,4
Инициативный аудит 1,735 4,6 2,561 7,2 +0,826 +2,6
Услуги, сопутствующие аудиту 0,703 1,9 1,903 5,3 +1,200 +3,4
Услуги, связанные с аудиторской деятельностью 18,452 49,2 15,589 43,6 +2,863 -5,6
Снижение доходности услуг, связанных с аудиторской деятельностью, основной из которых является консалтинг, было вызвано тремя причинами. Во-первых, в связи с внедрением в 2017 году международных стандартов аудита (МСА) часть доходов, которые в 2016-м заносились в графу «Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью», теперь фиксируются в строках «Услуги, сопутствующие аудиту»
либо «Инициативный аудит». Именно это изменение вызвало такой большой рост в этих двух секторах в 2017 году. Во-вторых, появилась тенденция к самостоятельному решению клиентами большей части вопросов, относящихся к сфере консалтинга, в целях экономии средств. В-третьих, увеличение количества консалтинговых компаний и рост конкуренции между ними привели к тому, что аудитор-
ским организациям стало выгодно продавать свои консалтинговые проекты.
На рынке аудиторских услуг запланированы еще несколько важных изменений. В Государственной Думе РФ готовится проект поправок к Федеральному закону от 30.12.2008 года №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Согласно проекту полномочия, в сфере регулирования рынка аудиторских услуг, перейдут от Минфина РФ к Центральному Банку РФ. В связи с изменением критериев малого предпринимательства, установленных российским законодательством, планируется увеличить порог для компаний, попадающих под обязательный аудит:
а) повышение объема выручки от продажи продукции 400 до 800 млн. руб.;
б) увеличение суммы активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года с 60 до 400 млн. руб.;
в) введение критерия среднесписочной численности работников (100 человек).
Законопроектом предусматривается, что бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее по тексту - БФО) фондов будет подлежать обязательному аудиту, если в течение двух последовательных лет ежегодное поступление имущества и денежных средств превысило 3 млн. руб. К БФО будут относится как консолидированная финансовая отчетность, так и финансовая отчетность, которые предусмотрены ФЗ от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги наиболее значимым для финансового рынка организациям: ПАО; организациям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам или БФО которых включается в проспект ценных бумаг; кредитными и страховыми организациям; пенсионными фондам; организациям государственного сектора экономики; организациям, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность. Для данных организаций будет вводится отдельная категория - «общественно
значимая организация» (далее по тексту -ОЗО).
К АО, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, будут предъявляется следующие требования:
- нахождение сведений об АО в реестре Банка России и ее соответствие всем критериям для внесения в данный реестр;
- наличие у руководителя АО опыта участия в течение не менее трех лет в проведении аудита БФО общественно значимых организаций;
- прохождение руководителем АО обучения по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности ОЗО (минимум 40 часов за три последовательных года).
В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и АО законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за АО, осуществляющими аудит БФО общественно значимых организаций [3].
Подводя итог можно выделить следующие тенденции, присущие современному рынку аудиторских услуг в России. Во-первых, проведение аудита АО направлено не только на оценку БФО аудируемой компании, но и решение таких национальных проблем, как легализация денег, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Во-вторых, повышение доверия клиентов к российским АО и увеличение их самостоятельности в осуществлении экономической деятельности, что повлекло снижение роли консалтинговых услуг АО. В-третьих, трансформация структуры доходов АО и аудиторских групп и сетей за счет изменения законодательной базы в области аудиторской деятельности. В связи с повышением порога для компаний, попадающих под обязательный аудит, доходы от этого вида услуг будут снижаться. А вот принятие МСА вызовет еще больший спрос в сфере услуг, сопутствующих аудиторской деятельности.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [Электронный ресурс]. Минфин России. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 25.12.2018).
2. Рынок аудита по итогам 2017 [Электронный ресурс]. Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru (дата обращения: 22.12.2018).
3. Законопроект для внесения поправок в Ф3-307 [Электронный ресурс]. Информационный центр CBS GROUP. URL: https://cbscg.ru (дата обращения: 22.12.2018).
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF AUDIT SERVICES MARKET
IN RUSSIA
N.M. Butakova, candidate of economic sciences, associate professor
A.S. Carcanica, student
S.A. Udalova student
Siberian federal university
(Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of the audit services market in Russia. The article presents the latest changes in the legal framework in the field of auditing. The dynamics and structure of income of audit organizations and audit groups and networks, including the "big four", from the provision of audit and consulting services. The draft law of amendments to amend the Federal law-307 "on auditing" was analyzed. It is concluded that the main trends inherent in the Russian market of audit services.
Keywords: Audit; audit activity in Russia; legislative base; "big four" audit companies; socially significant organizations.