Штезель Анна Юрьевна,
I к.э.н., доцент кафедры торговли и общественного питания, РЭУ им. Г.В. Плеханова; 350916 г. Краснодар, I ул. Северная, 360 [email protected]
Мировой рынок аудиторских услуг - наиболее динамично развивающий рынок, несмотря на то, что сама по себе аудиторская деятельность - новая отрасль в экономике. В нашей стране аудит появился относительно недавно, но, тем не менее, за прошедшие 20 с небольшим лет сумел упрочить свои позиции и доказать свою необходимость для широкого круга пользователей и исполнителей. В текущей рыночной ситуации, из-за большого количества обанкротившихся банков и других организаций, активно встает вопрос о повышении качества предоставления аудиторских услуг. Целевое развитие рынка аудиторских услуг и его нормативное регулирование является залогом обеспечения экономической безопасности государства, динамичного развития экономики, рационального использования всех видов государственных ресурсов, социально-экономического благополучия граждан и юридических лиц.
Ключевые слова: аудит; аудиторские услуги; индивидуальные аудиторы; внешний контроль качества работы; Саморегулируемые организации аудиторов (СРОА); показатели российского рынка аудиторских услуг.
DOI: 10.24412/2071-3762-2021-3289-22-29
РОССИИСКИИ РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: СТАНОВЛЕНИЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОГНОЗЫ
Любофеев Владимир Дмитриевич,
к.э.н., аудитор, член Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество»; 119192,
г. Москва, Мичуринский проспект, дом 21, корпус 4
Овчаренко Алина Владимировна,
ассистент аудитора ООО «Сфера»; 191023, г. Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, д. 59 [email protected]
Общие начала маркетинга (методология, инструменты, принципы, задачи и так далее) разработаны уже давным-давно, подробно описаны в разнообразной литературе и используются на практике. Они, в своем классическом миксе, стандартны и применимы для любой отрасли народного хозяйства. Следует лишь учитывать особенности этих отраслей, рассматривая их в маркетинговой плоскости.
Рынок аудиторских услуг, как и любая другая область ведения бизнеса, тоже имеет свои характерные черты и отличительные особенности применяемого мар-
кетингового инструментария. Ниже обозначены эти ключевые характеристики.
Если следовать самой широкой интерпретации, то аудит заключается в проверке правильности ведения фирмами своей финансовой отчетности в соответствии с нормами и стандартами. А так как законы, согласно которым осуществляется аудиторская проверка, принимает правительство, то аудитор обязан их придерживаться, и при этом никакой самодеятельности. То есть можно сказать, что аудиторский рынок, в отличие от рынка потребительских товаров и услуг, сильно «ограни-
чен» для творчества (новаторства) и разного рода рыночных ухищрений. Другими словами, основная услуга аудиторских компаний (очередность шагов, сроки, ответственные лица и т.д.) четко определена государством, и оказать ее «как-то иначе, не так как другие аудиторы», никак не получится — есть жесткие рамки, правила, процедуры, регламент, требования. На рынке аудиторских услуг «товар» стандартен, идентичен, един для всех его участников, и «разгуляться» на таком рынке сложно (читай невозможно).
Но справедливости ради стоит отметить, что есть-таки некоторые
направления, по которым аудиторские компании могут конкурировать между собой на рынке за привлечение клиентов:
♦ качество аудиторских проверок, которое опирается, в свою очередь на уровень квалификации аудиторов;
♦ стоимость аудиторских услуг.
♦ наличие дополнительных (порой даже не смежных с проверкой финансовой деятельности) услуг. Так, в частности аудиторы могут соперничать в вопросах правового консультирования; консультирования по вопросам трансфертного ценообразования; налогового консультирования и налогового аудита; бизнес-планирования; прединвестиционных исследований; консультирования по вопросам ведения бухгалтерского учета.
Другая немаловажная особенность аудиторского рынка состоит в том, что предприятия порой просто вынуждены обращаться за аудиторскими услугами, хотя стоимость последних вовсе не отличается низкими пороговыми значениями. Одни фирмы нанимают аудитора из-за страха перед налоговыми службами (в надежде, что аудиторская компания поможет избежать карательных санкций со стороны налоговых органов в случае неверно составленной отчетности), другие — в соответствии с законом (есть виды деятельности, в отношении которых фирмы обязаны осуществлять аудит), третьи — и потому, и по другому, или вообще по известной лишь им причине (возможно просто престиж, статусность).
Услуги по проведению аудита являются специфической основой
аудиторской деятельности, поэтому, прежде всего, следует остановиться на эволюции российского законодательного определения аудита и аудиторской деятельности и сопоставить их с принятыми в международной практике.
Рынок аудиторских услуг в Российской Федерации достаточно молод. В конце 1980-х-начале 1990-х годов мало кто в России знал о существовании профессий аудитора и бизнес-консультанта. Рыночная экономика в нашей стране только зарождалась, а аудит и бизнес-консультирование, являсь неотъемлемымыми специфическими элементами рыночных экономических отношений, могли зародиться только вместе с ней. Фактическим рождением рынка аудита в России можно считать появление офисов фирм «большой шестерки» (общепринятое собирательное название фирм Coopers & Lybrand, Price Waterhouse, Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Young, Deloitte & Touche).
Официальная регистрация рождения российского аудита состоялась несколько позже и была отмечена Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с Указом 2263 «Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, на-
логовых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг»1, а основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Указанное определение аудита является по нашему мнению излишне широким и лишь частично соответствует существовавшему на то время в мире пониманию сущности аудита.
В мировой практике аудиторская деятельность является общественно значимой, в связи с чем на законодательном уровне устанавливаются специфические требования к аудиторам, ограничивающие их экономическую активность, устанавливающие формы осуществления аудиторской деятельности, критерии допуска к работе и правила поведения работников аудиторских организаций, а также регламентирующих иные аспекты деятельности участников рынка аудиторских услуг.
В российской законодательной практике такие требования содержались помимо обозначенного выше Указа N 2263 еще и в Федеральном законе от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
Ниже рассмотрим основные показатели, характеризующие рынок аудиторских услуг в Российской Федерации. В таблице 1 и на рисунке 1 представлены
1 П. 3 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».
субъекты аудиторской деятельности, функционирующие на территории нашей страны и их количественный состав.
Из первой же таблицы хорошо видно, как на протяжении четырех лет, начиная с 1 января 2017 года, постепенно снижалось общее число лиц, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью (с 5 тыс. до 4,5 тыс.). Численность
аудиторов так же сократилась за анализируемый период (с 19,6 тыс. до 18,8 тыс.).
Далее рассмотрим некоторые показатели работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций (табл. 2).
Можно заключить, что количество аудиторов и аудиторских организаций за истекшее десяти-
летие сократилось на 26%, а количество аттестованных физических лиц аудиторов сократилось на 28%. С каждым годом клиенты платят за аудиторские услуги все меньшую долю своей выручки — за десятилетие объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов сократился с 352 до 261 рубля. В то же время объем оказанных услуг
Таблица 1
Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации*
Субъекты на 01.01.17 на 01.01.18 на 01.01.19 на 01.01.20
Имеют право на осуществление аудиторской деятельности -всего, тыс. 5 4,8 4,7 4,5
в том числе
аудиторские организации 4,4 4,2 4,1 3,9
индивидуальные аудиторы 0,6 0,6 0,6 0,6
Аудиторы - всего, тыс. 19,6 19,6 19,5 18,8
из них
сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата 3,6 4 4,3 4,7
* По данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.
Рис. 1. Количество лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, и число аудиторов
Таблица 2
Экономические результаты деятельности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций 2010-2019 годы*
Год Количество аудиторов*, тыс. Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб. Кол-во аттестованных аудиторов, чел Объем оказанных услуг в расчете на одного аттестованного аудитора, тыс. руб.
2010 6,1 352 26 325 1 865
2011 6,2 346 26 800 1 896
2012 5,7 325 24 146 2 112
2013 5,5 339 22 966 2 273
2014 5,3 313 22 201 2 414
2015 5,1 318 21 528 2 606
2016 5 298 19 588 2 915
2017 4,8 273 19 592 2 828
2018 4,7 276 19 534 2 995
2019 4,5 261 18 828 3 033
* Таблица сформирована и дополнена расчетами автора по данным официальных ежегодных отчетов Минфина России. И^рз://
minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/. ** - Включает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.
в расчете на одного аттестованного аудитора возрос за десятилетие на 62,6% с 1 865 тыс. руб. до 3 033 тыс. руб. Казалось бы, приведенные данные можно охарактеризовать положительно: уходят с рынка неэффективные аудиторы, остаются эффективные и продолжают повышать свою производительность, однако позитивному взгляду на происходящий процесс мешает продолжающееся падение оплаты труда аттестованных аудиторов.
Так, в 2020 году Южное территориальное отделение по ЮФО и СКФО СРО аудиторов «Содружество» опубликовало данные, что средняя стоимость человеко-часа, устанавливаемая в аудиторских организациях, составляет 1 073 рубля2. В Краснодарском крае по сложившейся практике аттестованный аудитор за свою работу получает 30% от стоимости человеко-часа аудита, выставленной клиенту. Таким образом, отработав среднемесячное количество рабочих часов, аудитор получит зарплату около 53 тысяч рублей. Эта ситуация является главной причиной ухода аттестованных аудиторов с рынка — ведь работая, например, главным бухгалтером или финансовым директором крупного предприятия (а аудитор обладает необходимой для этого профессиональной квалификацией), можно зарабатывать в разы больше. Следовательно, можно сделать обоснованный вывод, что отток квалифицированных специалистов из отрасли продолжится.
Прирост показателя,
Распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам по данным на 01.01.20 характеризовалось следующими данными (рис. 2).
Очевидно, что наибольшее число лиц, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью, сосредоточено в ЦФО, ПФО и СЗФО (48%, 14 и 13% соответственно).
На рисунке 3 представлена динамика доходов аудиторских организаций с 2005 по 2019 гг. В таблице 3 рассчитан процент прироста данного показателя.
Очевидно, что если до 2008 года анализируемый показатель свидетельствовал о заметном росте дохода аудиторов, то с 2009 года картина стала не такой уж радужной и ясной.
В маркетинговых исследованиях рынка аудиторских услуг принято делить оказываемые аудиторами услуги на два укрупненных класса: аудит (ключая сопутствующие аудиту услуги) и прочие консалтинговые услуги. Имеющиеся данные по общему объему и структуре рынка аудиторских услуг показывают, что структура доходов аудиторов с 2012 года
Дальневосточный Сибирский 3%
7%
СевероКавказский 1%
Уральский
7%
Центральный 48%
Южный
7%
Северо-Западный 13%
Рис. 2. Распределение аудиторских организаций и аудиторов по федеральным округам* https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/.
56,1 57,1 55,4 58,5 57,1
70
60
50
£ 40 о.
| 30 20 10 0
00«> 00Л ¿Р 0>У° ^ ^ ^
Рис. 3. Динамика доходов аудиторских организаций с 2005 по 2019 гг.
Таблица 3
характеризующего доходы аудиторский организаций в РФ
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем оказанных услуг - всего, млрд руб. 28,9 34,4 41,7 50,1 49,6 49,1 50,8 51 51,7 53,6 56,1 57,1 55,4 58,5 57,1
Прирост по сравнению с прошлым годом, % - 19,03 21,22 20,14 -1,00 -1,01 3,46 0,39 1,37 3,68 4,66 1,78 -2,98 5,60 -2,39
2 https://www.audit-it.ru/news/audit/1013852.html.
остается достаточно стабильной (табл. 4).
В период с 2006 по 2012 годы общий тренд изменения структуры доходов аудиторов был направлен в сторону увеличения доходов непосредственно от проведения аудита. В общей структуре доходов — их доля увеличилась с 40,5% в 2006 году до 51,2% в 2012 году. С 2012 по 2019 годы доля услуг по проведению аудита в общих доходах аудиторов составляет 48,7—53,6%, доля сопутствующих услуг с 2014 года составляет 2,7—6,1%, а доля прочих услуг с 2014 года составляет 43,3-48,6 %.
Общий объем рынка аудиторских услуг значимо рос только в период с 2006 по 2008 годы, увеличившись с 34,4 млрд руб. до 50,1 млрд руб. (табл. 5).
В 2019 году по сравнению с 2008 годом объем оказанных аудиторами услуг увеличился всего на 14%. В течение всего периода с 2006 по 2019 годы ежегодный темп роста рынка аудиторских услуг (в процентах к предыдущему году) был меньше соответствующего ежегодного темпа прироста ВВП, за исключением 2009 и 2015 годов. Отметим, что 2009 и 2015 годы были в нашей стране посткризисными (после мирового кризиса в 2008 году и присоединения Крыма в 2014 годы), поэтому аномальные данные этих годов вероятнее всего связаны с большей инерционностью рынка аудиторских услуг по сравнению с экономикой в целом — в 2009 и 2015 годах завершались аудиторские услуги, связанные с отчетностью за предыдущий год. В целом же имеющиеся данные отражают непрекращающееся сокращение рынка аудиторских услуг в нашей стра-
не. В 2021 году сокращение рынка аудиторских услуг, по всей видимости, продолжится, так как в конце 2020 года был принят Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», значительно сокращающий круг организаций, подлежащих обяза-
тельному аудиту. Имеющиеся официальные данные показывают, что около 90% доходов аудиторских организаций от проведения аудита приходятся именно на обязательный аудит (табл. 6).
Очевидно, что доля общественно значимых организаций, освобождение которых от обязательного аудита невозможно, стабильно
Таблица 4
Структура доходов аудиторов за 2006-2019 годы*
Год Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год
2006 40,5 н.д 59,5
2007 40,5 н.д 59,5
2008 45,5 н.д 54,5
2009 43,1 н.д 56,9
2010 47,1 12,6 40,3
2011 44,9 10,5 45,0
2012 51,2 13,5 35,3
2013 53,6 10,2 36,2
2014 51,0 5,2 43,8
2015 49,2 4,0 46,8
2016 48,7 2,7 48,6
2017 49,6 5,1 45,3
2018 50,1 6,1 43,8
2019 50,9 5,8 43,3
* Таблица составлена авторами по данным официальных ежегодных отчетов Минфина России: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/.
Таблица 5
Общий объем и динамика рынка аудиторских услуг в сопоставлении с общей динамикой ВВП за 2006-2019 годы*
Год Объем оказанных услуг, млрд руб. Темп роста рынка аудиторских услуг, % к предыдущему году Темп роста ВВП, % к предыдущему году
2006 34,4 100% 100%
2007 41,7 121% 124%
2008 50,1 120% 124%
2009 49,6 99% 94%
2010 49,1 99% 119%
2011 50,8 103% 130%
2012 51 100% 113%
2013 52,2 102% 107%
2014 53,6 103% 108%
2015 56,1 105% 105%
2016 57,1 102% 103%
2017 55,4 97% 107%
2018 58,5 106% 113%
2019 57,1 98% 105%
* Расчеты авторов по данным официальных ежегодных отчетов Минфина России. https:// minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/ и официальным данным Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ 94cQBbmp/tab1.htm.
Таблица 6
Структура доходов аудиторов от проведения аудита за 2016 - 2019 годы*
Год Доля доходов от проведения обязательного аудита в общих доходах от проведения аудита за год Доля доходов от проведения инициативного аудита в общих доходах от проведения аудита за год Доля доходов от проведения аудита общественно значимых организаций в общих доходах от проведения аудита за год
2016 90,2 9,2 30,9
2017 88,4 11,6 28,8
2018 86,0 14,0 22,5
2019 88,5 11,5 21,1
* Таблица сформирована авторами по данным официальных ежегодных отчетов Минфина России. https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/.
сокращается, уменьшившись с 2016 по 2019 годы на треть. Вышеуказанные законодательные новации по сокращению обязательного аудита, по мнению ряда представителей аудиторского сообщества, приведут в перспективе к значительному сокращению рынка аудита3.
Сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги в настоящее время составляют около половины от общего объема оказанных аудиторами услуг. Официальные детализированные статистические данные о типах услуг по рынку в целом Минфин России не публикует. Такая информация содержится в ежегодно публикуемых авторитетным российским рейтинговым агентством РАЭКС-Аналитика исследованиях деятельности аудиторских компаний4, формируемых по данным крупнейших аудиторских компаний, верифицированным по официальным статистическим формам. Самыми значимыми консалтинговыми услугами, оказываемыми аудиторами, являются: ИТ-Консалтинг, финансовый консалтинг, оценочная деятельность, налоговый консалтинг и юридический консалтинг.
В части консалтинга рынок аудиторских услуг пересекается с общим рынком консалтинговых услуг. Очевидно, что общий рынок консалтинговых услуг является более широким, включая в себя значительно большую номенклатуру услуг, чем оказываемые аудиторами. Услуги аудиторов сконцентрированы вокруг одного ядра — деятельности по проведению аудита, ключевой особенностью которой является глубокое понимание бизнеса клиента.
Именно способность глубоко понимать бизнес клиента является неотъемлемой частью профессиональной компетенции аудитора. В международной практике профессиональная компетенция аудитора всегда подтверждается документально. Основные требования к аттестации аудиторов установлены Указом N 2263. Дополнительно к аттестации законодательство содержит требования о ежегодном обучении и повышении квалификации аудиторами.
Прогноз перспектив развития рынка аудиторских услуг невозможен без анализа структуры клиентской базы, которая в части услуг по проведению аудиторских проверок определяется основаниями проведения аудита аудиторскими организациями:
♦ акционерные общества;
♦ организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
♦ кредитные организации;
♦ страховые организации и общества взаимного страхования;
♦ негосударственные пенсионные фонды;
♦ иные некредитные финансовые организации;
♦ организации, в уставных (складочных) капиталах которых
доля государственной собственности составляет не менее 25%;
♦ организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений;
♦ организации, предоставляющие и (или) раскрывающие консолидированную финансовую отчетность.
Совершенно ясно, что обязательная аудиторская проверка отчетности аудируемых лиц, входящих в большинство вышеуказанных категорий, должна быть сохранена. Это обусловливается наличием у каждого аудируемого лица, входящих в эти категории большого числа инвесторов и кредиторов (в большинстве своем физических лиц), зависящих от них финансово, защита интересов которых без проведения обязательного аудита попросу невозможна.
Макроэкономическая целесообразность обязательного аудита для некоторых из вышеприведенных категорий аудируемых лиц, представляется неочевидной. Непубличные акционерные общества часто имеют в составе собственников и значимых кредиторов небольшой круг лиц, которые могут самостоятельно принять решение о необходимости аудиторской или какой-либо иной
3 Мнение аудиторского сообщества представлено на сайте https://www.audit-it.ru.
4 https://raex-a.ru/.
проверки. То же самое можно сказать об организациях, финансовые показатели которых выше минимальных значений. Между тем именно акционерные общества и организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений составляют огромную долю в общем числе аудируемых лиц (табл. 7).
Дополнительным индикатором неприятия аудируемыми лицами существующих законодательных требований в части обязательного аудита, является либо уклонение от его проведения (штрафные санкции за это в настоящее время невелики), либо проведение аудита «для галочки». Проблема некачественного аудита или попросту продажи аудиторских заключений без проведения аудита давно обсуждается и на уровне аудиторского сообщества и на государственном уровне, однако до сих пор не решена. Серьезной проблемой на рынке аудиторских услуг также является недобросовестная конкуренция. Проведенный Южным территориальным отделение по ЮФО и СКФО СРО аудиторов «Содружество» анализ торгов на аудиторские услуги: показал, что среднее снижение цен на торгах составляет 70%, при этом нередки случаи, когда цены снижаются в 6,10 и даже 32 раза5. Описанные ситуации возможны только в случае, когда аудируемым лицам безразлично качество аудита и они относятся к плате за аудиторскую проверку как к неизбежному индивидуально-безвозмездному платежу — чем меньше, тем лучше.
Подводя итог анализу современного рынка аудиторских услуг в нашей стране, можно выделить основные его особенности:
1. Крупные аудиторские компании все чаще используют в своих проектах небольшие и средние фирмы.
2. Российские аудиторские компании входят в международные аудиторско-консалтинговые сети, что приводит к увеличению практики в области МСФО для российских предприятий.
3. Формально проводимый обязательный аудит имеет демпинговую тенденцию ценообразования.
4. Аудит становится все более нормативно-регулированным. Это влечет за собой увеличение требований к его проведению, влияет на трудозатраты, а соответственно и на стоимость.
5. Аудит все больше отделяется от консалтинга, в том числе от налогового.
6. Снижение уровня оплаты труда аудиторов по сравнению с бухгалтерами.
7. Расширение спроса на услуги внутренних аудиторов [1].
Также можно сформулировать основные вопросы, которые должны быть решены на теоретическом
и практическом уровне и вдаль-нейшем найти отражение в государственном регулировании и саморегулировании российского рынка аудиторских услуг:
1. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Круг нужд, потребностей и запросов, удовлетворяемых потребителями аудиторских услуг.
2. Категории лиц, подлежащих обязательному аудиту. При решении этого вопроса должен соблюдаться макроэкономический баланс выгод и издержек от обязательного аудита.
3. Меры государственного принуждения к проведению обязательного аудита.
4. Формы, методы и субъекты государственного регулирования рынка аудиторских услуг.
5. Формы и методы саморегулирования на рынке аудиторских услуг.
6. Способы обеспечения качества аудиторских услуг и недопущения недобросовестной конкуренции.
7. Способы обеспечения соблюдения аттестованными аудиторами
Таблица 7
Доля в общем числе аудируемых лиц акционерных обществ и организаций, финансовые показатели которых выше минимальных значений
Год Акционерные общества (до 2015 года только открытые) Организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений
2006 25,9 47,3
2007 23,8 52,4
2008 21,3 55,3
2009 21,2 54,8
2010 21,8 53,3
2011 25,9 47,8
2012 20,7 47
2013 21,3 47,8
2014 20,4 50,5
2015 19,9 49,7
2016 35 49
2017 32,6 47,2
2018 31,1 48,8
2019 30,4 53,5
5 https://www.audit-it.ru/news/audit/1013852.html.
профессиональных, этических и иных необходимых требований при оказании аудиторских услуг [2].
Качественное решение этих вопросов позволит сформировать
цивилизованный рынок аудиторских услуг, который бы эффективно поддерживал экономическое развитие нашей страны. Несмотря на наличие ряда негативных тенденций, аудит как высокопрофессиональная область бизнеса
имеет хорошие перспективы. Перспективность аудита как бизнеса обусловлена возможностью расширения сферы оказания аудиторских услуг за счет применения профессиональных знаний и опыта аудиторов.
ИСТОЧНИКИ
1. Махонина И.Н. К вопросу о развитии рынка аудита в России // В сборнике: Социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики. Материалы V международной научно-практической конференции. — В 2-х томах. - 2019. - С. 220-226.
2. Попова Т.С., Залиско Т.А., Гусейнова Е.И. Финансовая грамотность как фактор воздействия на предпринимательскую активность // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 367-370.
DOI: 10.24412/2071-3762-2021-3289-22-29
Russian Market of Audit Services: Formation and Marketing Forecasts Lyubofeev Vladimir Dmitrievich,
Candidate of Economic Sciences, auditor, member of the Self-Regulatory Organization of Auditors of the «Sodruzhestvo» Association; Michurinsky prospect 21, building 4, Moscow, Russia, 119192 ([email protected])
Ovcharenko Alina Vladimirovna,
assistant auditor of LLC «Sphere»; Fontanka emb. 59, St. Petersburg, Russia, 191023 ([email protected]) Shtezel Anna Yurievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Trade and Public Catering Department, Plekhanov Russian University of Economics; Severnaya st. 360, Krasnodar, Russia, 350916 ([email protected])
The global market of audit services is the most dynamically developing market, despite the fact that audit activity itself is a new industry in the economy. In our country, the audit has appeared recently, but nevertheless, over the past 20 years, it has managed to strengthen its position relatively and prove its need for a wide range of users and performers. In the current market situation, due to the large number of failed banks and other organizations, the question of improving the quality of audit services is actively raised. The targeted development of the audit services market and its regulation is the key to ensuring the economic security of the state, the dynamic development of the economy, the rational use of all types of state resources, and the socio-economic well-being of citizens and legal entities.
Keywords: audit; audit services; individual auditors; external quality control of work; Self-regulatory Organizations of Auditors (SROA); indicators of the Russian market of audit services.
REFERENCES
1. Makhonina, I.N. (2019) On the development of the audit market in Russia. In the book: Socio-economic development of Russia and regions in statistics. Materials of the V international scientific and practical conference. In 2 volumes, 2019, pp. 220-226.
2. Popova, T.S.; Zalisko, T.A.; Guseinova, E.I. (2020) Financial literacy as a factor influencing entrepreneurial activity. In the book: Management of socio-economic development of regions: problems and ways to solve them. Collection of articles of the 10th International Scientific and Practical Conference, 2020, pp. 367-370.