Источники:
1. Адаменко А.А. Величина минимальной заработной платы как система государственных гарантий работников / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-3 (75-3). -С. 109-113.
2. Адаменко А.А. Отдельные аспекты совершенствования организации учета труда и его оплаты в ООО «Смоленское» Северского района / А.А. Адаменко, С.А. Чернявская // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 21 (2). С. 48-57.
3. Азиева З.И. Проблемы бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда в современных условиях хозяйствования / З.И. Азиева, Л.В. Папова, А.Е. Мартынова // Стратегические приоритеты развития экономики и ее информационное обеспечение: материалы Международной научной конференции молодых учетных и преподавателей вузов. - Краснодар, 2018. - С. 55-59.
4. Морозкина С. С. Налоговый учет расчетов с персоналом по оплате труда в сельскохозяйственных организациях / С.С. Морозкина, Е. В. Мартыненко // Вестник Академии знаний.2018. №25 (2).- С. 287-294
5. Титаренко С. Организация контроля расчетов по оплате труда / С. Титаренко, М.И. Ленкова, А.Ф. Кузина // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 175-185.
6. Углова И.А. Совершенствование оплаты труда на основе системы грейдов / И.А. Углова, М.В. Маничкина // В книге: Социальная модернизация: российская специфика и некоторые уроки. Тамбов, 2020. С. 174-198.
7. Хорольская Т. Е. Распределение доходов между классами по А. Смиту / Т. Е. Хорольская // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей, г. Краснодар, 15 мая 2013 г. КубГАУ. - Краснодар, 2013. - С. 141-147.
8. Хорольская Т.Е. Оплата труда в структуре социальной политики и социально-трудовой сферы / Т. Е. Хорольская // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы международной научной конференции, 15 февраля 2013 г., КубГАУ. - Краснодар, 2013. - С. 64-69.
References:
1. Adamenko A.A. The value of the minimum wage as a system of state guarantees for workers / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - No. 10-3 (75-3). - S. 109-113.
2. Adamenko A.A. Certain aspects of improving the organization of labor accounting and remuneration in LLC "Smolenskoe" Seversky district / А.А. Adamenko, S.A. Chernyavskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 21 (2). S. 48-57.
3. Azieva Z.I. Problems of accounting of payroll settlements with personnel in modern economic conditions / Z.I. Azieva, L.V. Papova, A.E. Martynova // Strategic priorities of economic development and its information support: materials of the International scientific conference of young accounting and university teachers. - Krasnodar, 2018 .-- S. 55-59.
4. Morozkina S. S. Tax accounting of settlements with personnel for remuneration in agricultural organizations / S. S. Morozkina, E. V. Martynenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 25 (2) .- S. 287-294
5. Titarenko S. Organization of control over payments for labor / S. Titarenko, MI. Lenkova, A.F. Kuzina // In the collection: Topical issues of economics and management: theory and practice. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. 2017.S. 175-185.
6. Uglova I.A. Improvement of wages based on the system of grades / I.A. Uglova, M.V. Manichkina // In the book: Social modernization: Russian specifics and some lessons. Tambov, 2020.S. 174-198.
7. Khorolskaya T. E. Distribution of income between classes according to A. Smith / T. E. Khorolskaya // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: Materials of an international scientific-practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers, Krasnodar, May 15, 2013 KubSAU. - Krasnodar, 2013. - S. 141-147.
8. Khorolskaya T.E. Remuneration for labor in the structure of social policy and social and labor sphere / T. E. Khorolskaya // Modern economy: problems, prospects, information support: Materials of an international scientific conference, February 15, 2013, KubSAU. - Krasnodar, 2013. - S. 64-69.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10573
А.И. Аджиева - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
A.I. Adzhieva - Associate Professor, Department of Accounting, Ph.D., North Caucasus State Academy.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ METHODS OF ANALYSIS OF THE DOMESTIC MARKET OF AUDIT SERVICES
Аннотация. На рынке аудиторских услуг возрастает роль экономического анализа, актуальность непрерывного анализа его состояния. Анализ является одним из инструментов повышения эффективности работы аудиторов на рынке аудиторских услуг в целом и оказания адресной помощи его конкретным заинтересованным сторонам в принятии различных управленческих решений.
Это можно объяснить следующим: рынок аудиторских услуг, из - за ее глобализации, усложняется; роль мирового подхода в совершенствовании рынка аудиторских услуг постепенно ослабевает; оценка, анализ ситуации является существенной частью инструмента для ее дальнейшего совершенствования, особенно когда он оказался далек от совершенства; Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» придает большое значение любому анализу состояния российского рынка аудиторских услуг.
Анализ состояния рынка аудиторских услуг является нормативным, частным случаем экономического агрегированного анализа, относится к его отраслевому уровню и неизбежно несет на себе сильный этический отпечаток аудиторской специфики.
Abstract. the role of economic analysis and the relevance of continuous analysis of its state is Increasing in the market of audit services. Analysis is one of the tools for improving the performance of auditors in the audit services market as a whole and providing targeted assistance to its specific stakeholders in making various management decisions.
This can be explained by the following: the market for audit services because of globalization, more complicated; the role of the global approach in the improvement of the audit services market is gradually diminishing; assessment, situation analysis is an essential part of the tool for its further improvement, especially when he was far from perfect; the Federal law "On audit activity" attaches great importance to any analysis of the Russian market of audit services.
Analysis of the state of the audit services market is a normative, special case of economic aggregate analysis, refers to its industry level and inevitably bears a strong ethical imprint of audit specifics.
Ключевые слова: рынок аудиторских услуг, анализ, уполномоченный федеральный орган, эффективность работы аудиторов и аудиторских организаций.
Keywords: audit services market, analysis, authorized Federal body, performance of auditors and audit organizations.
Формирование рынка аудиторских услуг в нашей стране в целом еще не завершено, возрастает актуальность непрерывного анализа его состояния. Анализ является одним из инструментов повышения эффективности работы аудиторов на рынке аудиторских услуг в целом и оказания адресной помощи его конкретным заинтересованным сторонам в принятии различных управленческих решений.
Это можно объяснить следующим. Во-первых, роль межстранового подхода в совершенствовании рынка аудиторских услуг постепенно ослабевает, поскольку использование совокупности западного опыта очень важно для оценки первых этапов развития российской системы управленческого аудита. Во-вторых, оценка, анализ ситуации всегда был существенной частью инструмента для ее дальнейшего совершенствования, особенно когда он оказывался далек от совершенства. И, наконец, в-третьих, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» придает большое значение любому анализу состояния российского рынка аудиторских услуг, непосредственно доверяя его аудиторам главного регулятора Государственной аудиторской службы - уполномоченного федерального органа по государственному финансовому регулированию аудиторской деятельности (УФО).
Анализ состояния рынка аудиторских услуг является нормативным, безусловно, частным случаем экономического агрегированного анализа, относится к его отраслевому уровню и неизбежно будет нести на себе сильный этический отпечаток аудиторской специфики [1, с. 112].
С другой стороны, анализ состояния аудиторского рынка можно рассматривать как еще одно использование ряда положительных решений подхода в экономике, при рассмотрении которого исследуется иная ситуация в реальной жизни - в отличие от стандартного подхода аудита, предметом которого является изучение прибыли от того, что должно положительно относиться к экономической науке, не является или не может быть «объективной» наукой в том же смысле, что и любое частное суждение физической науки. Иными словами, относительные экономические науки о принятии решений, в том числе аудиторские, с позитивным национальным подходом изучают общую объективную, так или иначе позитивно сформированную реальность доступа, абстрагируясь от этических позитивных позиций и от нормативных правовых актов, которые также влияют на формирование знаний об этой реальности анализа. Это в полной мере относится и к анализу текущего состояния рынка аудиторских услуг.
Рассмотрим теперь, направлен ли анализ текущего состояния рынка аудиторских услуг к категории «направленный» или «ненаправленный». Этот вид анализа также относится к решению конкретной задачи, обычно управленческой задачи, и часто приводит к построению полного набора возможных решений для нее и рассмотрению возможных сценариев, возникающих в данном случае, и их последствий. Ненаправленный анализ решения работает, по сути, ненаправленно адресуются различным лицам аудиторов (круг которых не может быть суждением, не очерченным заранее) для решения разнообразных технических задач (перечень которых обычно трудно составить) в разное время суток (что также обычно заранее неизвестно). Точно так же мы можем больше говорить о направленных методах и ненаправленной грубой информации, направленном и ненаправленном необходимом сборе и так далее. Примером того, какая ненаправленная информация предоставляется, может быть, качество размера ВВП, большинство демографических показателей, таких как решения о прибыли компании и т. д. [4, с.97].
В качестве примера такой направленной грубой информации можно привести криптографическое установление причин, по которым аудиторская фирма также нарушила положительный внешний контроль качества результатов своей работы, что важно в задаче принятия мер против нее. Представляется, что в большинстве ситуаций экспертный анализ рынка аудиторских услуг неизбежно будет носить ненаправленный характер. Направленный анализ также будет довольно редким направленным явлением [5, с.232].
Существуют различные основные направления общего анализа рынка аудиторских услуг, которые мы считаем следующими: объем текущих аудиторских услуг, их производители, органы и пользователи, цены и качество аудиторских услуг, инфраструктура рынка аудиторских услуг, деятельность его отдельных регуляторов и др. Анализ валового рынка аудиторских услуг проводится Федеральным округом, экспертным Государственным
агентством «Эксперт-РА», аудиторами СРО и отдельными независимыми специалистами. Сбор данных и обработка шифровальной информации, необходимой для анализа, в основном осуществляется Росстатом, УФО, «Эксперт - РА», аудиторами СРО, а также практикующими специалистами [7, с.64].
Для каждого из этих направлений анализа рынка аудиторских услуг существуют определенные фрагментарные данные, но в отрывочной грубой форме; для любого полного относительного удовлетворения потребностей наших специалистов они нуждаются в большем или меньшем расширении.
Положительная ситуация с данными по объему аудиторских финансовых услуг складывается относительно неплохо. Отчет о качестве аудита Минфина включает представленные и проанализированные аудиторские данные по общему объему аудиторских методов, аудиторов экспертных услуг в текущих ценах за последние годы. Влияние данного экономического кризиса на данный показатель обеспечивается соотношением аналитических услуг, относящихся к совокупности аудиторских услуг; и других аудиторских услуг всех видов. Кроме того, анализ проводится в региональном контексте, а также в разрезе более крупными размерами аудиторских организаций.
Сложная ситуация с анализом качества аудиторских услуг. Во-первых, качество услуг по реализации этих показателей не имеет таких простых прогностических показателей, как объем и цена услуг, оказываемых методами (однако существует определенный консенсус среди экспертов по методам, что качество любого конкретного аудита - это в основном риск не обнаружить существенных искажений основной бухгалтерской отчетности, но оценить его относительно сложно). Во-вторых, некоторые точки зрения на эту проблему для разных пользователей результатов аудита могут быть диаметрально противоположны: если для внешних пользователей анализ невозможности найти более существенные искажения бухгалтерских показателей в аудите является выводом о том, что наиболее важным симптомом является плохое состояние аудита, то для внутренних клиентов является желательным прогнозируемым явлением. Оба эти фактора в совокупности делают анализ качества аудиторских услуг трудным сегодня и в обозримом будущем. Можно отметить, что второе обстоятельство по отношению к услугам контроля качества, действует значительно слабее, нежели в отношении аудиторских проверок [9, с.30].
В нашей стране судебные иски как источник решений по оценке качества аудиторских услуг до сих пор практически не используются. Простой внешний контроль качества управленческого аудита предоставляет определенные качественные возможности для оценки положительного качества общих аудиторских услуг, тем более что, согласно определенному действующему законодательству о решениях, он теперь является обязательным анализом для каждой аудиторской организации и отдельного аудитора и должен проводиться не реже одного раза в пять лет.
Регулятор российского рынка аудиторских услуг состоит из законодательных государственных органов, государственных исполнительных органов федерального органа исполнительной власти (прежде всего федерального уполномоченного органа) и органов государственного публичного регулирования аудиторского процесса, преимущественно индивидуальных аудиторов СРО. Анализ аудиторских действий всех членов этих органов на обозримую перспективу носит лишь фрагментарный, а не системный нормативный характер.
Например, в отчете Министерства финансов Российской Федерации приводятся такие многочисленные цифры, например, характеризующие различные показатели объема расходов по отдельным видам деятельности всех аудиторов СРО: численность членов аудиторов, динамика численности по годам и т.д. [10, с.42].
Если говорить только о методах, используемых сегодня для анализа динамики рынка аудиторских услуг, то это в основном методы экономической статистики: сравнение с «эталоном» (средняя стоимость компании в отрасли, данные фирм определенного года принятия решений, идеал и т. д.), группируя это, изучая динамику времени, анализируя анкеты (редко) и т.д. Можно также добавить достаточное распространение решений отдельных экспертных оценок. Последний анализ представляется неизбежным в будущем: такой способ явно полезен, особенно необходим при отсутствии других технических возможностей; по сути, это еще и профессиональное суждение, диаметрально противоположное аналитику.
Предложения и рекомендации органов власти по совершенствованию текущего анализа состояния рынка аудиторских услуг можно положительно разделить на те, которые могут быть оценены сегодня, и те, которые могут быть оценены только в будущем.
Что касается экспертного анализа объема и количества оказанных аудиторских услуг, то их уже целесообразно сопоставлять с валовым внутренним продуктом страны (ВВП). Этот агрегированный коэффициент будет также характеризовать процент положительного вклада аудиторской отрасли в ВВП, а динамика анализа этого показателя другими — относительное (по сравнению с другими отраслевыми данными) развитие экспертной отрасли; систематическое межстрановое сравнение этого показателя на примере также является информативным [11, с.72].
В число отобранных компаний следует также включить московские и периферийные российские компании, крупные и малые, вновь созданные компании, которые уже давно присутствуют на рынке, и другие шифровальные фирмы. Иными словами, это должно быть более или менее репрезентативный срез для данной категории аудиторов СРО. Она использует эти данные в своей деловой деятельности, а также передает их в конкретный центр доступа в закодированном виде. Иными словами, при анализе такой центр управления знает не названия каких-либо аудиторских фирм, а только их номера через анализ, а внутренний ключ шифрования находится в СРО некоторых аудиторов, где доступ к нему имеют только один или два других контролирующих лица. Такая
система также обеспечит аудиторам достаточную анонимность для оценки ответов и, следовательно, повысит достоверность всей информации, полученной от фирм в отчете, что в целом облегчит набор необходимого числа представителей фирм. Логично, что СРО аудиторов должна дополнять свое суждение и свою информацию по конкретным случаям (например, данные методики о размере компенсационного фонда, его расходовании и т. д.).
Конечно, такая сложная система сбора информации внутреннего аудита не нуждается в детальной проработке, здесь описаны только его контуры. Отметим позитивное, что необходимым (хотя и выбранным и далеко не достаточным) условием реализации данного проекта является позитивное внутреннее отношение к нему с помощью аудиторов СРО каждого из них.
С помощью этого, по существу, интегрального ценового показателя можно анализировать, в какой мере растут или снижаются цены на аудиторские проверки. Например, в 2019 г. показатель средней выручки увеличился на 20,1%, что значительно превышает тогдашнюю инфляцию, а значит, на рынке аудиторских услуг наблюдался не только номинальный, но и реальный рост цен. Причем, поскольку цены на аудиторские проверки и на другие аудиторские услуги имеют положительную корреляцию, то весьма вероятным представляется реальный рост и последних. Во-вторых, на базе показателя средней выручки и его динамики можно проводить межстрано-вые сопоставления цен на аудиторские проверки. В-третьих, анализ показателя средней выручки можно проводить в региональном, поскольку необходимая для этого информация в Росстате имеется: ведь данные по объемам аудиторских услуг по всей стране получаются в результате интегрирования по субъектам Российской Федерации.
Чрезвычайно трудной проблемой является оценка качества аудиторских услуг. И в этом случае существенно могла бы помочь система панельного обследования аудиторских организаций - представителей. Они ежегодно давали бы ответы на такие вопросы, как «как вы оцениваете качество аудиторских услуг на рынке аудиторских услуг в целом и в вашем сегменте?», «какие изменения произошли в этом качестве за прошедший год?», «насколько распространен в стране в целом и в вашем сегменте РАУ «черный аудит»?», «как часто под аудитом маскируется фактически обзорная проверка и т.д.?».
Логично ставить вопросы относительно всего рынка аудиторских услуг или соответствующего его сегмента, а не относительно самой аудиторской организации. Причины те же, что и в случае с ценами на аудиторские услуги. Во-первых, руководство аудиторских организаций обычно в какой-то степени владеет информацией о качестве услуг своих конкурентов. А во-вторых, информацией о себе руководство может делиться весьма неохотно.
Большую пользу при анализе состояния рынка аудиторских услуг могло бы оказать появление в докладах Минфина России раздела «Дискуссионная трибуна». В этом разделе могут освещаться любые вопросы, вызывающие серьезные разногласия среди аудиторской общественности, проводиться анализ зарубежного опыта, прогнозироваться состояние рынка аудиторских услуг и т.д.
Источники:
1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. М.: Финансы и статистика, 2014.
2. Добрунова М. А. Обоснование профессионального суждения при выборочной аудиторской проверке / М. А. Добру-нова // Новые технологии. № 2. -М: Инфра-М, 2015. - 234 с.
3. Клычова А.С., Клычова Г.С., Закирова А.Р. Консалтинговые услуги: сущность, виды и основные направления использования // Вестник Казанского ГАУ. 2017. № 2. С. 109-115.
4. Краснов В.Д., Козменкова С.В. Аналитические процедуры применимости принципа непрерывности деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. Т. 18. Вып. 2. С. 46-57.
5. Ливенская Г.Н., Сентякова Ю.И. Система контроля качества аудиторских компаний в России // Финансы и учет: проблемы методологии и практики. 2013. № 1-3. С. 360-364.
6. Рощектаева У.Ю. Современное состояние рынка аудиторских услуг в России // Научный вестник ЮИМ. 2017. № 2. С. 63-68.
7. Парамонов А.В. Аудит и консалтинг России 2017 // Учет и контроль. 2018. № 4. С. 3-15.
8. Хоружий Л.И. Направления консолидации бухгалтерской и аудиторской профессий // Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. № 7. С. 8-13.
9. Посадский А.П. Консалтинг как вид бизнеса в России: проблемы его реструктуризации и развития // Реструктуризация организаций в переходной экономике: теория и практика: Материалы конференции. - М.: МГУ, 1998.
10. Пятенко С.В. Работа аудитора и консультанта. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2019. - 152 с.
11. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Финансовый аудит как система контроля качества всего процесса управления организацией // Международный бухгалтерский учет. 2016. Т. 19. Вып. 7. С. 17-32.
12. Шувалова И. Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России / Рейтинговое агенство «Эксперт РА». // Экономика и жизнь. - 2000. - №11.
13. Шувалова И.,Гришанков Д. Испытание конкуренцией. // Эксперт. - 1999. - №11
14. Штефан М.А., Ферулева Н.В. Аудит фальсификации финансовой отчетности: специфические аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 2. С. 88-105.
15. Arens E. A., Lobbek J. K. Audit. M.: Finance and statistics, 2001. 560 p.
16. Gutzeit E. M. Audit and other Sciences. M: Vivitar, 2011. 373 p. References:
1. Belyaevsky I. K. Marketing research: information, analysis, forecast / I. K. Belyaevsky, Moscow: Finance and statistics, 2014.
2. Dobrunova M. A. Justification of professional judgment in selective audit / M. A. Dobrunova // New technologies. No. 2. -M: Infra-M, 2015. - 234 p.
3. Klychova A. S., Klychova G. S., Zakirova A. R. Consulting services: essence, types and main directions of use // Bulletin of the Kazan STATE University, 2017, no. 2, pp. 109-115.
4. Krasnov V. D., Kozmenkova S. V. Analytical procedures for the applicability of the business Continuity Principle // International financial accounting. 2015. Vol. 18. Issue. 2. Pp. 46-57.
5. Livenskaya G. N., Sentyakova Yu. I. quality control System of audit companies in Russia // Finance and accounting: problems of methodology and practice. 2013. No. 1-3. P. 360-364.
6. Resective U. Y. the current state of the audit market in Russia // Scientific journal of UIM. 2017. No. 2. S. 63-68.
7. Paramonov A.V. Auditing and consulting in Russia in 2017 // Accounting and control. 2018. No. 4. S. 3-15.
8. Khoruzhii L. I. Directions of consolidation of the accounting and auditing professions // accounting in agriculture. 2015. No. 7. pp. 8-13.
9. Posadsky A. P. Consulting as a type of business in Russia: problems of its restructuring and development // Restructuring organizations in a transition economy: theory and practice: Conference proceedings. - Moscow: MSU, 1998.
10. Pyatenko S. V. Work of the auditor and consultant. - M.: ID FBK-PRESS, 2019. - 152 p.
11. Tolchinskaya M. N., Gavrilova E. N. Financial audit as a quality control system for the entire organization management process // international accounting. 2016. Vol. 19. Issue 7. Pp. 17-32.
12. Shuvalova I. the Largest audit and consulting groups in Russia / rating Agency "Expert RA". / / Economy and life. - 2000. -No. 11.
13. Shuvalova I.,Grishankov D. The test of competition. // Expert. - 1999. - No. 11
14. Stefan M. A., Feruleva N. V. audit of falsification of financial statements: specific aspects // International financial accounting. 2017. Vol. 20. Issue 2. Pp. 88-105.
15. Arens E. A., Lobbek J. K. Audit. M.: Finance and statistics, 2001. 560 P.
16. Gutzeit E. M. audit and other Sciences. M: It Is Reported, 2011. 373 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10574
А.И. Аджиева - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
A.I. Adzhieva - Associate Professor, Department of Accounting, Ph.D., North Caucasus State Academy; С.К-Г. Тхагапсова - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
S.K-G. Tkhagapsov - associate Professor of accounting, Ph. D., North Caucasian state Academy.
РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ THE ROLE OF INTERNAL AUDIT IN THE COMPANY'S ECONOMIC SECURITY SYSTEM
Аннотация. При рассмотрении вопроса обеспечения экономической безопасности предприятия в большинстве случаев внимание акцентируется лишь на некоторых его функциональных компонентах, но, к сожалению, наиболее важным аспектам эффективной системы экономической безопасности предприятия не уделяется должного внимания.
Большое внимание уделяется производственно - технической, социальной и информационной составляющей, хотя концепция экономической безопасности предприятия предполагает системный подход.
Экономическая безопасность предприятия - это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и создания условий для стабильного функционирования его основных элементов.
Под экономической безопасностью можно понимать определенное экономическое состояние, в котором субъект получает соответствующий правовой механизм, обеспечивающий решение двусторонних проблем «(спроса) и (предложения)», при этом особое внимание и использование внешних и внутренних факторов позволяет устранить угрозы и обеспечить максимальную эффективность в оперативном, тактическом и стратегическом аспектах, что позволяет получить и обеспечить факторы, необходимые для оптимизации экономической системы в целом.
В данной статье представлены некоторые угрозы, связанные с внешним и внутренним аудитом, а также предложены меры по их устранению, определено место аудита в системе экономической безопасности и структуре юридического лица, раскрыта структура функциональных компонентов экономической безопасности, представлен принцип отнесения всех издержек и убытков на исполнителей, обосновано значение резервной системы и конгруэнтность должностных лиц и собственников юридических лиц.
Abstract. When considering the issue of ensuring the economic security of an enterprise, in most cases, attention is focused only on some of its functional components, but, unfortunately, the most important aspects of an effective system of economic security of an enterprise are not given due attention.
Much attention is paid to the production and technical, social and information components, although the concept of economic security of the enterprise assumes a systematic approach.
Economic security of an enterprise is ensuring the most effective use of corporate resources to prevent threats and create conditions for the stable functioning of its main elements.