Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПОРТАЛ НМО / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Самкова И.А., Бабикова Е.А.

Непрерывное развитие системы здравоохранения требует от специалистов фармацевтической отрасли постоянного профессионального совершенствования. Для эффективного взаимодействия с медицинскими специалистами и конечными потребителями лекарственных препаратов фармацевтические работники должны быть в курсе современных тенденций развития фармации. В связи с этим образовательные организации выстраивают работу отделений дополнительного профессионального образования (ДПО) согласно новым тенденциям, активно внедряя программы для портала Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (портала НМО). В материале представлен анализ работы отделения ДПО Фармацевтического филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», где обозначены наиболее актуальные направления для развития, связанные с разработкой программ для системы НМО. Также отмечены трудности перехода в систему НМО для специалистов со средним фармацевтическим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Самкова И.А., Бабикова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DEVELOPMENT TRENDS IN THE DEPARTMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS WITH A SECONDARY PHARMACEUTICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The continuous development of the healthcare system requires constant professional improvement from the pharmaceutical industry specialists. For effective interaction with medical specialists and end users of medicines, pharmaceutical workers must be aware of current trends in the development of pharmacy. In this regard, educational organizations are organizing the work of additional professional education (AVE) departments according to new trends, actively implementing programs for the Continuing Medical and Pharmaceutical Education portal of the Russian Ministry of Health (CME portal). The material presents an analysis of the work of the APE Department of the Pharmaceutical Branch of the Sverdlovsk Regional Medical College, which identifies the most relevant areas for development related to the development of programs for the CME system. The difficulties of transition to the CME system for specialists with a secondary pharmaceutical education were also noted.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 615.15:37.018.4:377.12 DOk10.24075ZMTCPE.2022.020

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Самкова И.А.1, Бабикова Е.А.1

Аннотация

Непрерывное развитие системы

здравоохранения требует от специалистов фармацевтической отрасли постоянного профессионального совершенствования. Для эффективного взаимодействия с медицинскими специалистами и конечными потребителями лекарственных препаратов фармацевтические работники должны быть в курсе современных тенденций развития фармации. В связи с этим образовательные организации выстраивают работу отделений дополнительного профессионального

образования (ДПО) согласно новым тенденциям, активно внедряя программы для портала Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (портала НМО). В материале представлен анализ работы отделения ДПО Фармацевтического филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», где обозначены наиболее актуальные направления для развития, связанные с разработкой программ для системы НМО. Также отмечены трудности перехода в систему НМО для специалистов со средним фармацевтическим образованием.

Ключевые слова

дополнительное профессиональное

образование, фармацевтические

работники, портал НМО, дополнительные профессиональные программы

''Фармацевтический филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж»

Для корреспонденции: Самкова Ирина Андреевна, metod-farm-npk@mail.ru

В связи с внедрением Министерством Здравоохранения Российской Федерации Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования, система дополнительного профессионального образования начала претерпевать значительные изменения в своей структуре1. Процедуру сертификации специалиста постепенно заменяет процедура аккредитации, которая также рассчитана на 5-летний цикл2. Новая форма аккредитации предполагает обучение специалистов по индивидуальной траектории через портал Непрерывного медицинского и фармацевтического образования

Минздрава России (портал НМО)3.

Процедура первичной

специализированной аккредитации впервые стала неотъемлемой частью среднего профессионального образования в 2018 г.4 С этого времени в Фармацевтическом филиале ГБПОУ «СОМК» на отделении дополнительного профессионального образования (ДПО) разрабатываются и внедряются в процесс обучения дополнительные профессиональные программы (ДПП) для портала НМО. Разработка данных программ определена процедурами систем менеджмента качества (СМК), социальной ответственности и бережливого производства колледжа, в структуре которых действует процесс «Разработка и реализация программ дополнительного профессионального

образования». С 2021 года в системе НМО получили утверждение и действуют на портале 9 ДПП длительностью 144 часа (5), 72 часа (1) и 36 часов (3).

В рамках процесса СМК проводится ежегодный мониторинг контингента слушателей по ДПП. Анализируя показатели 2021 года в сравнении с 2020, можно выявить основные риски данного процесса и сделать вывод, что специалисты затягивают процесс вступления в систему НМО:

1. Только треть специалистов, получивших сертификат специалиста в 2020 году, прошли в 2021 году повышение квалификации по программам объемом 36 часов.

2. По сравнению с 2019 и 2020 годами наблюдается снижение показателя государственного задания, это связано с тем, что на фармацевтическом рынке превалируют частные аптеки. Таким образом, с увеличением количества аптечных организаций с частной формой собственности снижается количество фармацевтов, образование которых осуществляется за счет государственных субсидий. В г. Екатеринбург зарегистрировано 659 аптечных организаций (сентябрь 2021), из них: частной формы собственности -628, государственных и муниципальных предприятий - 31.

3. Количество слушателей отделения ДПО сократилось в 2 раза. Специалисты, которые хотят вернуться в профессию опасаются процедуры аккредитации, не всегда готовы обучаться в очном формате. Кроме того, снижение количества обучающихся объясняется неготовностью специалистов войти в систему НМО, т.к. работодатель коммерческого рыночного сегмента не всегда заинтересован в постоянном обучении специалистов за свой счет. Также вызывает обеспокоенность, что не все специалисты обеспечены информационными ресурсами на рабочем месте и в домашних условиях, и недостаточная квалифицированная поддержка специалистов в аспекте компьютерной грамотности ведет к тому, что часть специалистов планирует через несколько лет выйти на пенсию или уйти из профессии.

4. Снижение числа обученных специалистов связано с тем, что фармацевты и их работодатели демонстрируют недоверие к системе НМО: нормативно-правовая база в настоящее время не дает четкого

1Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.11.2017 №926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года». // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/556190227 (дата обращения: 13.03.2022).

2Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.11.2021 № 1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202111300081 (дата обращения: 13.03.2022)

3Портал Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: Главная страница // Портал непрерывного образования. — URL: https://edu.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 13.03.2022).

4Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801220013 (дата обращения: 13.03.2022).

определения на законодательном уровне о детальной регламентации порядка и сроков повышения квалификации специалистов в течение 5 лет, что ведет к снижению мотивации к смене системы образования. Кадровый дефицит и особенности фармацевтов старшей возрастной структуры, низкий уровень информатизации создают дополнительные сложности в успешной реализации НМО.

Отделение ДПО Фармацевтического филиала осуществляет взаимодействие с заинтересованными сторонами, определенными в рамках процесса СМК. Например, ежегодное получение государственного задания от МЗ, получение заявок от руководителей учреждений на обучение сотрудников. С целью привлечения слушателей на сайте филиала представлена «Инструкция по регистрации на сайте НМО», которая помогает специалистам получить доступ к порталу и дает краткую информацию о системе. Результаты ежегодного мониторинга ожиданий и удовлетворенности заинтересованных сторон стабильно высокие.

Анализ обучения специалистов по ДПП показал, что наиболее востребованными являются программы, схожие с одной из трудовых функций профессионального стандарта «Фармацевт»1, в то время как узконаправленные ДПП привлекают меньше специалистов. Например, ДПП «Оформление

рецептурных бланков. Фармацевтическая экспертиза рецептов» является более востребованной - по ней прошли обучение 70% слушателей от общего числа обучавшихся в рамках НМО, а ДПП «Общие требования к обороту наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров. Основные нарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ», является более узконаправленной и предназначена для обучения специалистов, которые работают с учетными группами препаратов. По ней обучились 8,1% от общего числа слушателей. Основываясь на данном анализе, в перспективе при дальнейшей разработке ДПП следует ориентироваться на темы, связанные с общими для всех трудовыми функциями фармацевтических работников, такими как: хранение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента в фармацевтических организациях и фармацевтическое

консультирование и т.п.

В связи с этим принципиальное значение имеет определение порядка взаимодействия между лицами, занятыми в реализации НМО, грамотное текущее планирование и постоянный контроль функционирования системы и поддержки фармацевтических специалистов со стороны не только Минздрава и образовательных учреждений, но и работодателя.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 349н «Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106290044 (дата обращения: 13.03.2022).

NEW DEVELOPMENT TRENDS IN THE DEPARTMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS WITH A SECONDARY PHARMACEUTICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Samkova I.A.1, Babikova E.A.1

Abstract

The continuous development of the healthcare system requires constant professional improvement from the pharmaceutical industry specialists. For effective interaction with medical specialists and end users of medicines, pharmaceutical workers must be aware of current trends in the development of pharmacy. In this regard, educational organizations are organizing the work of additional professional education (AVE) departments according to new trends, actively implementing programs for the Continuing Medical and Pharmaceutical Education portal of the Russian Ministry of Health (CME portal). The material presents an analysis of the work of the APE Department of the Pharmaceutical Branch of the Sverdlovsk Regional Medical College, which identifies the most relevant areas for development related to the development of programs for the CME system. The difficulties of transition to the CME system for specialists with a secondary pharmaceutical education were also noted.

Keywords

additional professional education, pharmaceutical workers, CME portal, additional professional programs

1 Pharmaceutical Branch of the State Budgetary Vocational Educational Institution «Sverdlovsk Regional Medical College» For correspondence: Irina Andreevna Samkova, metod-farm-npk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.