Научная статья на тему 'Новые тенденции и перспективы в области привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии на рубеже XX - XXI веков'

Новые тенденции и перспективы в области привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии на рубеже XX - XXI веков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Е. М.

Несмотря на тот факт, что Япония испытывает серьезные экономические проблемы на протяжении вот уже нескольких последних лет, она является второй, после США, страной в мире по уровню развития экономики (в 2000 г. ВВП Японии составил 4,8 трлн. дол.) и имеет потенциально огромный рынок для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). А ведь вплоть до конца 70-х гг. в Японии сохранялись трудно преодолимые преграды экономического, процедурного, валютного и прочего характера, воздвигнутые государственными структурами. Объём ограничений в области движения капиталов в Японию был наивысшим среди всех промышленно развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции и перспективы в области привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии на рубеже XX - XXI веков»

9(24) - 2005

Зарубежный опыт

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБЛАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ США В ЭКОНОМИКУ ЯПОНИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ'

Е.М. РОМАНОВА, эксперт Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства при Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Специфические меры по улучшению двустороннего сотрудничества в области привлечения ПИИ в Японию и США. Как уже отмечалось ранее, иностранный капитал играет важную роль, как в японской, так и американской экономике. США тесно взаимодействуют с правительством Японии с целью улучшения инвестиционного климата в Японии.

Начиная с середины 1990-х гг. правительства США и Японии начинают заниматься выработкой программы мер по продвижению американских инвестиций в экономику Японии. Так, в 1995 г. было подписано Соглашение по прямым зарубежным инвестициям, предусматривающее реформирование японского рынка по трем ключевым аспектам:

1) создание условий для более действенного и эффективного функционирования механизма слияний и поглощений (СиП) через рынок с целью увеличения производительности капитальности затрат американских компаний;

2) обеспечение ликвидности земельного рынка и доступа иностранных инвесторов на этот рынок;

3) увеличение мобильности рынка труда.

В марте 2000 г. вЯпонии был проведен симпозиум по инвестициям, в котором приняли участие свыше 600 ученых, финансистов, предпринимателей и государственных деятелей и на котором особо обсуждалось значение привлечения иностранных инвестиций для Японии, которые могли бы способствовать оживлению в Японии экономической жизни1.

Немаловажную роль в поощрении привлечения иностранных инвестиций в экономику Японии сыграла конференция по прямым инвестициям в эко-

* Окончание. Начало см. в журнале «РЭ» № 6,7 за 2005 г.

1 Американо-японский симпозиум по инвестициям. // БИКИ. № 42(8086). 13 апреля 2000 г. С. 5, 16.

номику Японии, которая проводилась в апреле 2001 г. в Нью-Йорке с участием официальных и деловых кругов США в Японии. Был отмечен определенный прогресс в выполнении Соглашения 1995 г., кроме того, ряд предложений, выдвинутых американскими представителями, были претворены в жизнь. Следовательно, осуществление данной программы подразумевает радикальные системные перемены в традиционной модели хозяйствования.

В июне 2001 г. президент США Дж. Буш и пре-мьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми утвердили специальную программу — «Американо-японскую инвестиционную инициативу» (наподобие модели «Карибской инициативы» в странах ЛКА), представляющую собрание различных взглядов о том, как улучшить инвестиционный климат в США и Японии. Там отмечена важнейшая роль ПИИ в экономическом развитии страны (в частности, привнесение новых технологий и навыков управления компании), а также увеличение выгод от ПИИ для отечественных потребителей. Благодаря деятельности американских компаний в Японии было создано около 200 тыс. рабочих мест, а благодаря деятельности японских корпораций в США - около 834 тыс. рабочих мест.

30 июня 2001 г. во время встречи на высшем уровне президент США Дж. Буш и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коизуми объявили об учреждении «Американо-Японского экономического партнерства по развитию», основная задача которого в обеспечении устойчивого экономического роста путем проведения согласованной макроэкономической политики, структурных и управленческих реформ, финансовой и корпоративной реструктуризации, увеличения объемов прямых зарубежных инвестиций, открытия рын-

ков, сотрудничества и тесного взаимодействия по двусторонним, региональным и глобальным экономическим и торговым аспектам. Данное партнерство основано на принципе двустороннего диалога.

Кроме того, в рамках партнерства создается американо-японский подкабинет по экономическому диалогу, в состав которого войдут правительственные чиновники на уровне заместителей министров ключевых экономических агентств и министерств под председательством представителя Совета по национальной безопасности от американской стороны и представителя министерства иностранных дел Японии.

К участию в партнерстве привлекаются также представители бизнеса обеих стран, для чего организуется специальная Комиссия, в состав которой войдут представители официальных кругов и предприниматели. За основу выработки повестки дня ежегодных встреч в рамках партнерства, как ожидается, будут приниматься проводимые консультации, экспертиза и рекомендации руководства крупных компаний. «Инвестиционная инициатива» является частью «Американо-японского партнерства во имя роста», возглавляемых вице-министром министерства экономики, торговли и промышленности Тадакатсу Сано и госсекретарем США Аланом Ларсоном. В рамках этих проектов в марте 2004 г. состоялись переговоры на высшем уровне, а затем уже в апреле 2004 г. встречи рабочих групп представителей частного сектора. Стороны обсудили вопросы, связанные с текущим состоянием инвестиционного климата в Японии и США и выработали специальные меры по его улучшению2. Для изучения иполучения отчета по деятел ьн ости « И н и ци ати вы» проводятся специальные инвестиционные семинары. Так, например, в апреле 2004 г. в Китакиушо и Киото состоялись семинары с участием представителей 20 американских компаний, направленные на продвижение инвестиций в Японию. В октябре 2004 г. в Атланте и Лос-Анджелосе состоялся Симпозиум по инвестициям в Японию.

В своей общеполитической речи 31 января 2003 г., премьер — министр Дзюнъитиро Коидзуми заявил, что задачей его страны является увеличение притока ПИИ (а также, удвоение накопленного объема ПИИ в Японии!). В марте 2003 г. Совет по инвестициям в Японии утвердил «Программу по продвижению ПИИ в Японию», содержащую 74

: Здесь и далее автор основывался на: U.S.-Japan Economic Partnership for Growth:U.S.-Japan Investment Initiative 2002 Report ,pp.11-18.U.S Department of State (www.state.gov/p/eap/rls/ rpt/11438.htm) and U.S.-Japan Economic Partnership for Growth: U.S.-Japan Investment Initiative 2004 Report. June 2004,pp.1-16.

меры в пяти основных областях: распространение информации, улучшение деловой среды, реформирование административного аппарата, повышение занятости и условий жизни, а также усовершенствование системы поддержки национального и местных правительств. «ПИИ принесут в Японию новые технологии и инновационные методы управления, они также приведут к большим возможностям в области занятости... Мы также примем меры, чтобы представить Японию как активную цель для иностранных фирм с целью удвоения совокупного размера инвестиций в течение пяти лет»3.

Эти меры включают (согласно Японскому инвестиционному совету 2003 г.):

1) проведение экономического исследования для анализа полезности ПИИ для Японии и предполагаемых препятствий для их привлечения.

2) Изучение возможности финансирования трансграничных СиП путем обмена акциями.

3) Учреждение комплексного информационного центра в ДЖЕТРО, который должен будет оказывать всестороннюю помощь иностранным компаниям, намеревающимся инвестировать в Японии, в частности предоставлять им разнообразную информацию о ПИИ (например, об инвестиционном климате, законах и правилах страны). Эта инициатива основывается на ( и поддерживает их) существующих структурах, таких как главный сайт по инвестициям в Японском информационном центре(ШС - было учреждено в июле 2000 г. для обеспечения поддержки потенциальным инвесторам, главным образом, через информацию о деловых возможностях и юридических вопросах) и ЛС.

4) Улучшение работы ориентированных на технологии университетских и профессиональных бизнес-школ — для повышения навыков менеджмента, качества технологии и языка.

5) Поддержка региональной деятельности с целью привлечь ТНК в пяти избранных районах.

В мае 2003 г. Японский деловой центр по поддержке инвестиций учредили в Японии Организацию содействия развитию внешней торговли Японии (ДЖЕТРО), как центр, предлагающий услуги по своевременному обеспечению информации и поддержки иностранных компаний, желающих действовать на японском рынке.

Национальные власти, осуществляющие эти меры, включают администрацию кабинета

3 Box 11.13. Measures to promote inward FDI in Japan. Chapter II. World Investment Report 2003. FDI Policies for Development: National and International Perspectives, p. 77.

премьер-министра, ^ТЯО, Министерство экономики, торговли и промышленности, а также Министерство финансов Японии. Экспертный комитет Японского инвестиционного совета будет контролировать выполнение намеченного, выпускать периодические доклады и осуществлять дальнейшее планирование.

Если американские фирмы смогут продолжать инвестирование и расширять свою деятельность в Японии, то это будет способствовать укреплению японской экономики, а экономически сильная и стабильная Япония соответствует национальным интересам США.

Договорно-правовая база инвестиционного сотрудничества США и Японии. Понимая, что объем ПИИ в Японии значительно меньше, чем в других индустриально развитых странах, японское правительство предприняло ряд мер для разрешения проблем, связанных с инвестициями. Основные направления правительственной политики стимулирования притока иностранного капитала в Японию были изложены в опубликованном в июне 1990 г. Заявлении правительства «Оботкрытости политики привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию». На базе этого заявления был разработан ряд мер, действующих вплоть до настоящего времени.

Итоги вышеуказанной поэтапной либерализации, проводившейся правительством Японии с 1967 г., нашли свое отражение в положениях «Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей», из названия которого в апреле 1997 г. было убрано слово «контроль». Этот закон, впервые принятый в декабре 1949 г. и трижды (в декабре 1980 г., в апреле 1991 г. и апреле 1997 г.) подвергшийся радикальному пересмотру вплоть до изменения названия, содержит основные принципы регулирования деятельности иностранного капитала в Японии. Закон, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», к которым, в частности, относятся и сделки, связанные с импортом технологии, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля. Основная административная ответственность по осуществлению контроля за исполнением положений данного закона возложена на Минфин и МВТП Японии.

Внесенные в апреле 1997 г. изменения в закон, которые вступили в силу с 1 апреля 1998 г., не содержат каких-либо существенных положений, непосредственно затрагивающих существующее регулирование прямых иностранных инвестиций

в Японию. Тем не менее эти изменения, принятые как в целях либерализации осуществления международных сделок, так и оживления японского финансового рынка и рынка капиталов, должны оказать стимулирующее воздействие на иностранных инвесторов.

Согласно закону, с 1 января 1992 г. в Японии прежнее требование «о предварительном уведомлении» для всех ПИИ заменено на требование «об уведомлении постфактум» для капиталовложений в те отрасли промышленности, где нет ограничений для иностранных инвестиций. Эти уведомления направляются иностранными инвесторами в Минфин и (или) МВТП при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции».

«Предварительное уведомление» в настоящее время необходимо только в случае направления инвестиций в определенные секторы экономики, в которых действуют различные запреты и ограничения. Доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государством с точки зрения охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ним в Кодексе ОЭСР о либерализации «капитальных операций» (март 1982 г.).

Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли с учетом особенностей национальной экономики, по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для таких секторов экономики, как: сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство; нефтепереработка; кожевенное производство; воздушный и морской транспорт.

Закон позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и взрывчатых веществ, авиапром, производство биохимических препаратов, атомная энергетика, освоение космоса, снабжение электроэнергией, газом, водой, теплоснабжение, железные дороги, пассажирские перевозки, связь, вещание, средства охраны и сигнализации.

Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятие бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции

с ценными бумагами, коммунальное хозяйство. Предпринимательская деятельность в вышеуказанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно. Положения этих законов, нередко затрудняющих деятельность иностранного капитала, в полной мере распространяются как на японские компании, так и на деятельность иностранных инвесторов.

Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1 /3.

Закон наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов.

В тех секторах экономики, где требуется «предварительное уведомление», правительство сохранило за собой право ограничивать ПИИ, если оно признает, что эти инвестиции могут «оказать серьезное неблагоприятное влияние на общее развитие национальной экономики».

Либерализация выразилась не только в замене предварительных уведомлений последующими, но и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений, а также более благожелательном отношении к иностранным инвестициям. Даже при предварительном уведомлении, если через две недели после его подачи не получено отказа, инвестор может считать, что его вопрос решен положительно.

Однако даже там, где прямые барьеры для ПИИ были упразднены, иностранные инвесторы зачастую сталкиваются с закрытой системой, которая всячески сопротивляется их проникновению внутрь. Многие инофирмы до сих пор вынуждены проводить предварительные пространные консультации с соответствующими министерствами непосредственно перед направлением своих инвестиций в какую-либо отрасль.

Кроме этого, самаолигополис гическая природа японской промышленности создает проблемы для иностранных инвесторов. Например, в 1996 г. МВТП дерегулировало производство независимых источников энергии, и теперь каждый производитель электроэнергии может продавать электричество японским предприятиям, открыто объявляя

цену на него. Однако в ближайшем будущем тем, кто только попал на рынок производства независимых источников энергии, будет разрешено продавать энергию только 12 крупнейшим японским электроэнергетическим компаниям, укрепляя тем самым их монополистические позиции. Относительно возможного участия иностранцев в СП по производству независимых источников энергии или слияния иностранной фирмы с японской, реакция МВТП была вполне определенной: возможно открытие СП по производству независимых источников энергии только при крупных японских консорциумах, а слияние иностранной фирмы с японской нежелательно.

К числу законодательных актов, имеющих отношение к регулированию иностранных инвестиций в Японию, необходимо отнести и закон о запрете частных монополий и обеспечении справедливой торговли (Закон № 54 от 1947 г.), поскольку, наряду с прямым запретом определенного рода предпринимательской деятельности, он также устанавливает в ряде случаев порядок, согласно которому как иностранный, так и японский инвестор обязан: 1) для осуществления своих инвестиций в Японии предварительно получить разрешение Комиссии по справедливым сделкам при правительстве (например, при слиянии компаний, переуступке бизнеса); 2) представлять в Комиссию соответствующие отчеты (например, отчет о владении акциями, о совмещении руководящих должностей в компаниях и др.).

Предприятием с иностранным капиталом считается предприятие, созданное на территории Японии иностранным инвестором, т.е. либо физическим лицом (нерезидент), либо юридическим лицом (компания), учрежденным на основании закона иностранного государства и имеющим правление за границей, либо японская компания, полностью или частично (более чем на 50%) принадлежащая иностранному инвестору, или японская компания, в которой более половины членов совета директоров — иностранные граждане.

Организация филиала или отделения иностранной компании в Японии, кредит японской компании на сумму более 1 млрд иен (около 10 млн дол.), а также покупка иностранными инвесторами пакета акций японской компании, дающего право контроля над ней (более 50%), либо пакета, содержащего более 10% акции компаний, не выставляющей своих акций на фондовой бирже — все эти действия называются «прямыми инвестициями» (в отличие от «портфельных», без права контро-

ля). Поэтому иностранное предприятие в Японии может быть создано в результате «прямой инвестиции» (покупка контрольного пакета акций либо компании целиком), как филиал или как местное отделение иностранной компании.

К числу нормативных актов, регулирующих иностранные инвестиции, относятся также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии. В 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора (сокращенно: «Закон о частной инициативе»). Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии и т. д.

В марте 1992 г. был принят и в июле 1992 г. вступил в силу закон о чрезвычайных мерах содействия импорту и привлечения иностранных инвестиций. С принятием этого закона стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи иностранным компаниям, в том числе в области налогообложения и кредитования.

В Японии отсутствует специальный национальный правовой механизм защиты иностранных инвестиций. Отношения иностранного частного инвестора и японского государства регулируются, как и любые гражданско-правовые отношения, национальным правом, в том числе и гражданским процессуальным кодексом. С целью защиты интересов иностранных инвесторов в Японии 30 января 1982 г. при Управлении экономического планирования был создан такой внесудебный орган, как Бюро по урегулированию претензий иностранных инвесторов (Ombudsman Bureau).

Механизм правовой защиты иностранных инвестиций (как правило, предусмотренный Конвенцией) находит свое отражение и в заключаемых Японией с иностранными государствами двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций (так, например, начавшийся в конце 1997 г. между Россией и Японией переговорный процесс по подготовке текста двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций завершился подписанием 13 ноября 1998 г. в Москве Соглашения между Правительством РФ и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений).

В июне 1993 г. при участии правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры и поддержке частного сектора была создана действующая на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным инвестициям (FIND). Корпорация за установленную плату предоставляет широкий набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу и т. д. Одновременно была расширена осуществляющаяся с 1984 г. программа льготного кредитования проектов, содействующих притоку иностранных инвестиций, по линии Японского банка развития (ЯБР), а также информационная работа по каналам ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии).

В соответствии с решением кабинета министров от 29 марта 1994 г. «О мерах по внешнеэкономической реформе», 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. Членами Совета являются министры и начальники управлений, представляющие ключевые министерства и ведомства, ведающие вопросами регулирования иностранных инвестиций. При Совете создана Экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители ТПП США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии, главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники соответствующих министерств и ведомств на рабочем уровне.

Задача Совета, являющегося по сути совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций, в том числе мнения представителей иностранных компаний, готовить обобщающие материалы и представлять соответствующие рекомендации правительству.

В наиболее полной и развернутой форме рекомендации Совета относительно путей дальнейшей либерализации деятельности иностранного капитала

в Японии представлены в его заявлениях от 13 июня 1995 г. и 26 апреля 1996 г. В последнем заявлении впервые были одобрены слияния и объединения как часть инвестиционной политики правительства. На базе рекомендаций Совета, изложенных в данных заявлениях, в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение специальных льгот; увеличен с 7 до 10 лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой части прибыли) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное ранее требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры.

С 1984 г. правительством осуществляются программы льготного кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР). Указанная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». 7 таких центров действуют внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и 5 за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне).

Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке 2,2% тем компаниям, в которых доля иностранного капитала составляет более 50%, для приобретения земельных участков, оборудования, строительства или приобретения зданий.

С 1993 г. по линии ЯБР стала осуществляться программа льготного финансирования проектов, связанных с участием иностранных инвесторов в совместных с японскими предприятиями исследованиях и разработках передовых технологий (программа «Международные проекты по НИОКР в Японии»). Кредиты предоставляются иностранным инвесторам в случае, если их доля в капитале компании составляет не менее 50%, либо японской компании, участвующей в совместных разработках. Максимальная сумма кредитов, предоставляемых по льготной ставке 2,2%, действительной на весь срок предоставления кредита, может доходить до 60% расходов, необходимых для приобретения оборудования, проведения исследований и пр., со сроком погашения в течение 30 лет.

В 1996 г. МВТП сняло требование, ограничивавшее предоставление кредитов ЯБР только под осуществление тех проектов, которые связаны с

внесением первичных инвестиций в 6 отраслей с высокими технологиями (электроника, системное машиностроение, особо чистые химвещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, состоит в том, чтобы они содействовали обменам в области технологии или имели отношение к созданию инфраструктуры, необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии.

В 1996 г. ЯБР начал осуществление новой программы предоставления иностранным инвесторам кредитов для оплаты ими расходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий. Стало также возможным получение иноинвесторами кредитов ЯБР для инвестиционных целей в тех случаях, когдадоля иностранного инвестора в капитале компании возрастает до 1 /3 или выше в результате слияния с нею или ее приобретения (сделки типа Mergers & Aquisitions или сокр. М&А).

С 1990 г. вслед за ЯБР по линии финансовых корпораций «Хоккайдо-Тохоку» и «Окинава» практически на тех же условиях начали осуществляться аналогичные программы финансирования проектов, связанных с привлечением иноинвестиций в северовосточные районы Японии и на Хоккайдо, а также на Окинаву.

Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам полуправительственной ДЖЕТРО. Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств ДЖЕТРО в 12 странах. ДЖЕТРО регулярно проводит симпозиумы и выставки по иностранным инвестиций в Японии. Система постоянно обновляемых компьютерных баз данных обеспечивает инвесторов информацией.

На двустороннем уровне в 1993 г. США заключили с Японией «Рамочное соглашение о новом экономическом партнерстве», на основе которого за последние годы было подписано 35 двусторонних торговых соглашений. Япония пересмотрела «Международное валютное право и право контроля над торговлей» и ввело в действие поправку «ех post facto», позволяющую увеличить приток иностранного капитала в страну. В 1994 г. был учрежден Совет по инвестициям в Японию, главой которого стал премьер-министр Японии.

Японское Правительство в апреле 2003 г. также претворило в жизнь пересмотренное «Действующее

промышленное право», позволяющее регулировать «треугольник» слияний (включая наличные расчеты слияний материнских компаний как специального исключения) в соответствии с Торговым кодексом с разрешения Правительства Японии. Это изменение позволяет иностранным компаниям покупать и реорганизовывать японские компании, используя свои собственные доли либо наличные расчеты как компенсацию.

Так, например, в соответствии с «Действующим промышленным правом» американская дочерняя компания Kodak Japan Digital Product Development Company, Ltd., действующая на рынке Японии, осуществила операцию с «поглощением» японской дочерней компании Chinon Industries с целью увеличения конкурентоспособности. Причем она не только сохранила первоначальный штат сотрудников, но и увеличила его количество с 203 до 303. Японская компания Daiei Inc., специализирующаяся на менеджменте ресурсов, продала бейсбольный стадион «Fukuoka Dome» и рядом соседствующую гостиницу «Sea Hawk Hotel and Resort» американской «подконтрольной» инвестиционной компании Colonel Capital LLC.

Благодаря поддержке Японского делового центра по поддержке инвестиций и ДЖЕТРО, Нью-йоркская корпорация RCS, специализирующаяся на программном обеспечении, в том числе автоматизирования музыкального оборудования на радиостанциях (доля которой составляет 80% программного обеспечения всего мира), в январе 2004 г. открыла свой филиал под названием «RCS Japan» в Японии, с тем чтобы привлечь покупателей. Производитель полупроводников для СИДа (светоизлучающего диода), используемого в телефонах, американская корпорация Advanced Analogie Technology (ААТ), известная в Силиконовой Долине, в июле 2003 г. открыла свою дочернюю компанию в Японии. При этом ДЖЕТРО снабдила эту компанию всей необходимой информацией для открытия японской корпорации.

Вместе с тем в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между государствами и подданными других государств», участницей которого является и Япония, последняя в ходе конкретных переговоров соглашается на рассмотрение споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне, связанных с прямыми иностранными инвестициями, сторонами в которых выступают Япония и подданные других государств-участников этой Конвенции.

Особая роль в регулировании прямых инвестиций отводится Комитету по иностранным инвести-

циям (КИИ), который имеет право рассматривать те иностранные капиталовложения, которые могут затрагивать национальные интересы США.

Важную роль в регулировании иностранных инвестиций в США также играет бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли. На него возложена подготовка регулярных исследований по проблемам и перспективам вывоза и ввоза прямых иностранных капиталовложений США. В этих целях БЭА осуществляет сбор сведений обо всех существенных сделках по продаже иностранцам американской собственности на территории страны. Нельзя не отметить и особую ценность деятельности правительственных структур в своевременном информировании по ПИИ США, в частности Департамента торговли США и Госдепартамента США, снабжающих информацией о деятельности американских ПИИ в различных странах мира, включая Японию.

Активный нормотворческий процесс по улучшению инвестиционного климата в Японии позволяет привлекать все больше иностранных инвесторов, в том числе и американских. К примеру, закон об обменных операциях с ценными бумагами подвергся модификации и в настоящее время позволяет вести консолидированный учет рыночной стоимости ценных бумаг. Пересмотр Коммерческого кодекса Японии впервые дает возможность приобретать новые компании через обмен ценными бумагами. Принят закон о промышленной ревитализации, сокращающий налоговое и долговое бремя тем компаниям (в том числе и компаниям с участием иностранного капитала), которые проводят одобренную правительством реорганизацию. Новый закон о банкротстве поощряет реструктуризацию компаний вместо вынужденной ликвидации их активов.

Перспективы американо-японского инвестиционного сотрудничества на ближайшие годы. Следует отметить, что в настоящее время Соединенные Штаты и Япония наряду с Австралией, Италией, Китайской провинцией Тайвань, Республикой Кореей, входят в категорию стран, не реализовавших своего потенциала. В то же время фирмы из ЕС превратились в крупнейших собственников зарубежных ПИИ (порядка 3,4 трлн дол. в 2002 г.), в два с лишним раза опередив Соединенные Штаты (1,5 трлн дол.), а стечением времени концентрация вывезенных и ввезенных ПИИ в «большой тройке» (ЕС, Соединенные Штаты и Япония) оставалась довольно стабильной.

В исследовании Агентства по поощрению инвестиций (АПИ) ЮНКТАД высказывается пред-

положение, что в период 2003-2005 гг. основным источником прямых инвестиций будут США (около 87% от общего объема вывоза американских ПИИ за рубеж в 2004-2005 гг.), за которыми на некотором отдалении будут следовать Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Япония и т.д.

В сентябре 2004 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings опубликовало 15 сентября 2004 г. отчет агентства «Суверенный обзор: осень 2004», в соответствии с которым сообщается, что оно повысило свой прогноз роста мировой экономики в 2004 г. с 3,6 до 3,9%, что приближается к максимальному значению, достигнутому в 2000 г.

Согласно данному отчету, быстрее всего разви-валасьэкономикаЯпонии, гдетемпыростав2004 г., скорее всего, достигнут 4,2%. Великобритания и страны Европейского союза также развиваются быстрее, чем ожидалось. Темпы роста экономики США остаются высокими, несмотря нато, что они замедлились по сравнению с предыдущим годом.

Как отмечается в докладе Fitch, пересмотр общемирового прогноза в сторону повышения был вызван более сильным, нежели ожидалось, экономическим ростом и восстановлением утраченных ранее позиций в Японии и США. Вместе с тем Япония, Канада и Великобритания в текущем году, судя по всему, продемонстрируют экономические успехи выше среднемировых. Между тем, согласно прогнозу развития мировой экономики на 2004-2005 гг., подготовленному под эгидой ООН совместно с исследовательским центром университета Торонто, Россию, наряду с США, Китаем и Индией, признали одним из локомотивов мирового экономического роста.

Вместе с тем мировая финансовая система находится в наилучшей форме с 2001 г., когда крах перегретого рынка акций в США спровоцировал кризис всего финансового сектора. Эксперты Международного валютного фонда уверены, что в ближайшее время финансовым рынкам ничто не угрожает. На пользу финансовой системе пошло и восстановление мировой экономики.

Кроме того, как утверждают ученые, в обозримой перспективе сильное влияние США на мировую финансовую систему сохранится вследствие лидирующих позиций Соединенных Штатов в мировой экономике и их преобладающего положения в международном движении капитала и операциях на мировом финансовом рынке4.

В то же время в докладе отмечается, что экономика Евросоюза останется аутсайдером (1,9% роста ВВП), в то время как дела Японии в 2004 г. пойдут

4 США в мировой экономике. Под ред. В.Б. Супяна, М., с. 504.

на поправку (3,1 % роста), но в 2005 г. темпы роста мировой экономики сократятся до 2%5.

Сейчас на фоне экономического выздоровления Соединенных Штатов и Японии появляются «новые центры экономической активности» - Китай, Индия и Россия.

Согласно прогнозам «Экономического доклада Президента за 2005год», опубликованного 17 февраля 2005 г., экономика США в 2005 и 2006 гг. будет продолжать стабильно и уверенно расти и вырастет на 3,5%, а инфляция будет оставаться низкой и составит 1,5-1,75%.

Согласно центральной линии прогнозов ФРС, рост реального ВВП США в 2005 г. составит 3,75 - 4,0%, а в 2006 г. рост составит примерно 3,5%. По данным Ассоциации Business Council, объединяющей CEO 125 крупнейших американских корпораций, рост ВВП США может составить от 2,1 до 4,5%6. Уровень безработицы, как ожидается, в IV квартале 2005 г. будет находиться в районе 5,25%. В 2006 г. показатель понизится до 5 - 5,25%7. Согласно заявлению Председателя Федеральной резервной системы (ФРС) Алана Гринспэна, он намерен и дальше повышать процентные ставки, что почти всегда сопровождается усилением позиций американской валюты. Вместе с тем высказывается предположение, что сохранение доллара в качестве мировой ключевой валюты будет и дальше подвергаться давлению и испытаниям в связи с ростом экономической силы и влияния ЕС и европейской валюты евро)*.

В соответствии с экономическим докладом президента отмечается, что экономическому росту США в 2004 г. не смогли помешать даже взлет цен на энергоносители, ослабление стимулирующего влияния произведенного ранее снижения налогов. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что американская экономика перешла из фазы поддерживаемого политическими мерами оздоровления в фазу самоподдерживающего роста.

Вместе с тем в докладе содержится предупреждение о том, что, несмотря на то, что экономические перспективы ближайшего будущего выглядятрадуж-

5 Подрхм. «Экономический доклад Президента за 2005 год».

6 Нью-Йорк. Ассоциация Business Council исправила ошибку: ее опрос показал, что руководители американских корпораций прогнозируют рост ВВП США в 2005 г. выше 2%, а не ниже. К2КарЦа1-Финансовые новости. 00:51 14/10/2004 МСК. Пресс-релиз. http:// k2kapital.com/news/1097700679.html.

7 Вашингтон. ФРС прогнозирует, что рост ВВП США в 2005 г. составит 3,75%-4,0%, а в 2006 г. будет равен примерно 3,5%. К2К.арка1-Финансовые новости. 18:33 16/02/2005 МСК. Пресс-релиз. http://ww\v.k2kapital.coin/news/l 108567986.html.

8 США в мировой экономике. Под ред. В.Б. Супяна, М, с. 504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными, потенциал роста в долгосрочной перспективе будет оставаться неопределенным, если страна не приступит к решению долгосрочных проблем.

Сейчас экономистов беспокоит не столько умеренное замедление роста не только в США, но и в Китае, но и то, насколько вероятна жесткая «посадка» китайской экономики. Последствия возможного кризиса ощутят экономики всех стран, особенно Японии. По оценке Morgan Stanley, своим ростом в этом году японская экономика на 40-50% обязана именно Китаю. В случае замедления экономики США и Китая, рост ВВП Японии составит в 2005 г. 1,9%, что значительно меньше, чем в 2004 г. (4,4%).

Перспективы двусторонних усилий США и Японии. Что же касается дальнейших перспектив в перекрестной миграции капитала, то здесь мы видим, что результатом предпринимаемых японским правительством шагов является создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов. Так, благодаря финансовой реформе под названием «большой взрыв» устранены барьеры доступа на финансовые рынки, в результате чего заключены беспрецедентные сделки по приобретению компаний «Рипплвуд» Банка долгосрочного кредитования и компанией «Лоун стар» банка «Сова». В Японии утвердилась американская компания розничной торговли «Тойс Ар Ас», количество ее предприятий за последнее десятилетие составило около 100 и т.д.

В правительственных кругах США и Японии обсуждается вопрос о выработке целостной двусторонней стратегии создания взаимодополняющих структур интеграционного типа в условиях глобализации мировой экономики. Однако не исключена вероятность того, что само двустороннее движение капиталов между США и Японией в условиях растущей взаимозависимости национальных воспроизводственных комплексов приобретет характер противоречивого партнерства.

В последнее время в Японии крепнет понимание того, что иностранные инвестиции сыграют решающую роль в выведении национального хозяйства из затянувшегося застоя (Япония, обладающая второй крупной экономикой в мире после США, например, до сих пор не может выйти из экономической стагнации, несмотря на попытки правительства стимулировать потребление и рост экономики. Кроме того, экономика Японии, которая не раз впадала в рецессию за последнее десятилетие, будет испытывать трудности и в ближайшие год-два.

Необходимо принимать во внимание и тот факт, что прогнозы сотрудничества Японии и США, равно как и мировой экономики в целом, носят весьма противоречивый характер в связи с ростом политической напряженности в мире. Эксперты ожидают варианта не только замедления восстановления уровня ПИИ, в особенности позиции США как главенствующего лидера в области вывоза капитала, но и изменения формы интеграции национальных экономик. В свою очередь, как полагают эксперты, глобализацию сменит регионализация, то есть интеграция не тотальная, а в рамках межстрановых союзов.

Кроме того, необходимо помнить четкое и верное утверждение о том, что проникновение на рынки зачастую не является взаимным процессом. В то время как американская и в меньшей степени европейская экономические системы представляют относительно открытые рынки (для торговли и прямых иностранных инвестиций), японская или российская экономики проводят жесткую протекционистскую политику. Например, в 1989-1991 гг прямые инвестиции Японии в экономику США составили 46% общего объема японских иностранных инвестиций, а в Европейский союз - 23%. В то же время прямые инвестиции США и ЕС в японскую экономику составили лишь 1 % общего объема их прямых инвестиций за рубежом.

В настоящее время можно лишь констатировать, что двустороннее движение капиталов между США и Японией в меньшей степени, чем ранее, рассматривается участниками через призму торгово-экономи-ческого соперничества, но приобретает в условиях растущей взаимозависимости национальных воспроизводственных комплексов характер противоречивого партнерства. Не случайно в правительственных кругах двух стран обсуждается вопрос о выработке целостной двусторонней стратегии создания взаимодополняющих структур интеграционного типа в условиях глобализации мировой экономики. Японский инвестиционный рынок очень привлекателен для американских инвесторов, однако последние осуществляют свои капиталовложения с некоторой осторожностью и даже с опаской. Поэтому, несмотря на достигнутые успехи в двустороннем американо-японском инвестиционном сотрудничестве, в ближайшее время пока затруднительно рассчитывать на резкое увеличение капитальных инвестиций в Японию, равно как и рано кардинально судить о перспективах дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.