Научная статья на тему 'Новые тенденции и оценка развития региональных конкурентных преимуществ'

Новые тенденции и оценка развития региональных конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО РЕГИОНА / ТЕНДЕНЦИЯ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савельева М. В.

Обозначены тенденции развития региональных конкурентных преимуществ, которые заключаются в переносе акцента с жестких факторов, в числе которых низкая себестоимость производства продукции, эффект масштаба, эффективность деятельности компаний, на факторы, связанные с ментальными характеристиками людей, их поведением, взаимодействием, системой обучения и подготовки кадров, культурными нормами и называемые мягкими факторами. Это обусловливает необходимость учета в оценке конкурентных преимуществ региона показателей, характеризующих состояние данных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции и оценка развития региональных конкурентных преимуществ»

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

М. В. САВЕЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: marina, [email protected] Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Обозначены тенденции развития региональных конкурентных преимуществ, которые заключаются в переносе акцента с жестких факторов, в числе которых низкая себестоимость производства продукции, эффект масштаба, эффективность деятельности компаний, на факторы, связанные с ментальными характеристиками людей, их поведением, взаимодействием, системой обучения и подготовки кадров, культурными нормами и называемые мягкими факторами. Это обусловливает необходимость учета в оценке конкурентных преимуществ региона показателей, характеризующих состояние данных факторов.

Ключевые слова: конкурентное преимущество региона, тенденция, оценка.

Несмотря на богатые запасы природных ресурсов, востребованных на мировом рынке, большой рынок и достаточно высокий спрос на качественную продукцию в российских регионах, что создает достаточно высокую привлекательность для зарубежных партнеров, в том числе инвесторов, регионы России по-прежнему уступают в конкурентных преимуществах регионам таких стран, как США, Китай и Франция. Это подтверждается многими международными документами, в том числе «Докладом о мировых инвестициях» Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [4]. Обусловлено это тем, что, с одной стороны, не освоив в полной мере возможности глобализации в снижении издержек и использовании эффекта масштаба, российские регионы не могут конкурировать с низкозатратными регионами Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, в частности с регионами Китая, уступая им в инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции. Наличие высококвалифицированных специалистов при неразвитости инфраструктуры и

высоких издержках ведения бизнеса в регионах России не позволяет изменить данную ситуацию.

С другой стороны, многие российские регионы продолжают оставаться менее привлекательными для инвесторов, производителей и высококвалифицированных специалистов, чем регионы США и Франции, поскольку помимо развития инфраструктуры и создания благоприятных условий для ведения бизнеса требуется формирование уникальных социально-экономических преимуществ, выделяющих российские регионы, делающие их заметными в глобальном масштабе, выгодными для самих регионов и мирового сообщества. В связи с этим возникает необходимость отдавать приоритет развитию таких факторов, как институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе, повышение интеллектуального потенциала населения, развитие социального капитала региональных сообществ, эффективное региональное управление. Все это будет способствовать концентрации высококвалифицированных кадров, развитию инновационного производства, создающего более высокую добавочную стоимость, совершенствованию инфраструктуры, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

Российских регионов, пользующихся выгодами глобализации, немного. Среди них в основном открытые инвестиционно привлекательные регионы: города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, республики Татарстан и Коми, Красноярский и Приморский края, Московская, Челябинская, Томская, Ленинградская, Тюменская, Иркутская, Свердловская областиидр. (табл. 1).

Инвестиционная привлекательность некоторых регионов во многом обусловлена наличием разработанных месторождений газа, нефти и других при-

Таблица 1

Распределение регионов (первые 15 мест) по объему прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в 2008г.,тыс. долл. [5]

Место среди Объем прямых

субъектов Регион иностранных ин-

РФ вестиций

1 Москва 8 611 965

2 Сахалинская область 3 200 707

3 Московская область 2 243 273

4 Челябинская область 1 890 631

5 Санкт-Петербург 1 373 650

6 Республика Татарстан 722 960

7 Приморский край 624 583

8 Республика Коми 537 766

9 Томская область 574 132

10 Ленинградская область 482 433

11 Тюменская область 388 214

12 Иркутская область 376 701

13 Свердловская область 345 331

14 Нижегородская область 313 082

15 Краснодарский край 312 721

родных ресурсов, пользующихся высоким спросом. В других регионах инвесторов привлекают относительно развитая инфраструктура, интеллектуальный и профессионально-квалификационный потенциал населения, научно-производственные комплексы и опытно-экспериментальные производства, которые могут стать основой создания конкурентоспособных компаний и производства конкурентоспособной продукции, а также достаточно обширный рынок и платежеспособный спрос.

В 2007 г. специалистами Министерства регионального развития Российской Федерации были выделены регионы — «локомотивы» роста, имеющие стратегическую инициативу и высокие социально-экономические, научно-технические, кадровые потенциалы, позволяющие стать центром развития для соседних регионов. Среди них города Москва и Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский, Пермский и Красноярский края, а также Московская, Ленинградская, Свердловская области [6].

При этом роль регионов — «локомотивов» роста во многом обусловлена развитостью таких факторов, как интеллектуальный потенциал населения, социальный капитал региональных сообществ, эффективная деятельность региональных органов власти. Большая часть этих регионов лидирует по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, численности исследователей с учеными степенями, затратам на исследования и разработки, числу выданных патентов, числувузов (табл. 2—6) [5].

Таблица 2

Распределение регионов в 2008 г. по числу организаций, выполняющих исследования и разработки (первые 12 мест)

Место среди субъектов РФ Регион Число организаций, выполняющих исследова-

ния и разработки

1 Москва 787

2 Санкт-Петербург 361

3 Московская область 261

4 Новосибирская область 107

5 Свердловская область 103

6 Ростовская область 99

7 Нижегородская область 97

8 Республика Татарстан 80

9 Республика Башкортостан 63

10 Краснодарский край 60

11 Воронежская область 60

12 Томская область 60

Таблица 3

Распределение регионов в 2008 г. по численности

исследователей с учеными степенями (первые 12 мест)

Место сре- Число исследова-

ди субъек- Регион телей с учеными

тов РФ степенями

1 Москва 43 252

2 Санкт-Петербург 11 753

3 Московская область 8 536

4 Новосибирская область 4 973

5 Нижегородская область 2 457

6 Свердловская область 2 156

7 Томская область 1 653

8 Приморский край 1 512

9 Республика Татарстан 1412

10 Иркутская область 1 395

11 Ростовская область 1 336

12 Воронежская область 1 089

Таблица 4

Распределение регионов в 2008 г. по затратам на исследования и разработки (первые 12 мест)

Место среди субъектов РФ Регион Затраты на исследования и разработки, тыс. руб.

1 Москва 165 775 920

2 Санкт-Петербург 48 686 066

3 Московская область 46 089 272

4 Нижегородская область 23 094 515

5 Свердловская область 11 170 547

6 Новосибирская область 10 707 470

7 Самарская область 9 061 801

8 Челябинская область 7 052 510

9 Тюменская область 6 232 373

10 Пермский край 6 067 654

11 Ростовская область 5 846 025

12 Республика Татарстан 5 554 779

Таблица 5

Распределение регионов в 2008 г. по числу выданных патентов (первые 12 мест)

Место среди субъектов РФ Регион Число выданных патентов

1 Москва 8 714

2 Санкт-Петербург 2 053

3 Московская область 1 814

4 Нижегородская область 951

5 Свердловская область 888

6 Новосибирская область 831

7 Самарская область 806

8 Челябинская область 710

9 Тюменская область 680

10 Пермский край 675

11 Ростовская область 672

12 Республика Татарстан 633

Таблица 6

Распределение регионов в 2008 г. по числу высших

учебных заведений (первые 12 мест)

Место среди субъектов РФ Регион Число высших учебных заведений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Москва 276

2 Санкт-Петербург 90

3 Краснодарский край 35

4 Московская область 33

5 Республика Татарстан 33

6 Свердловская область 31

7 Самарская область 30

8 Ростовская область 28

9 Новосибирская область 26

10 Ставропольский край 24

11 Воронежская область 21

12 Челябинская область 20

Имея превосходство в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, в осуществлении инновационной деятельности, в подготовке специалистов с высшим образованием, высококвалифицированных специалистов с научными степенями, регионы — «локомотивы» роста могут стать источником развития для регионов, не имеющих достаточных ресурсов:

• для самостоятельного использования открывающихся возможностей и противостояния надвигающимся угрозам;

• самостоятельного развития конкурентных преимуществ, позволяющих им не только выжить в условиях глобализации, но и стать территориями, которым есть что предложить своим партнерам, потребителям, инвесторам, жителям и гостям.

Воспользоваться преимуществами, возникающими в результате развития регионов, можно

лишь путем взаимовыгодного их сотрудничества, например, в рамках совместных проектов развития инфраструктуры (транспортной, образовательной, научно-исследовательской и т. д.), кластеров и улучшения обмена знаниями. Последнее увеличивает запасы знаний, необходимых в развитии регионов и генерации инноваций. Улучшение обмена знаниями может быть реализовано посредством:

• возвышения ценности культурного разнообразия, самобытности, творчества, традиционного знания, ремесла;

• новаторского и конструктивного творчества;

• достижения структурной гибкости, пластичности региональных сообществ.

Так, Республика Бурятия, значительно отстающая от регионов — «локомотивов» роста по объему ВРП (в том числе на душу населения) по темпам роста производительности труда, объему произведенных товаров, работ услуг, по количеству и доли организаций, осуществляющих технологические инновации [5], тем не менее, имеет значительный культурный потенциал, который может стать источником развития конкурентных преимуществ на основе культурного разнообразия, самобытности и творчества. Ежегодно в республике проводятся международные музыкальные фестивали этнической музыки «Голос кочевников», традиционной музыки «Звуки Евразии», международные конкурсы исполнителей эстрадной песни «Белый месяц», фестивали национальных культурных центров «Содружество сердец», туристические проекты «Байкальская рыбалка», фестивали «Ночи Ехора» и многие другие проекты, уникальные по содержанию и форме. При этом на данный момент другие регионы, в том числе «локомотивы» роста не торопятся использовать данную ситуацию с целью развития взаимовыгодного сотрудничества. Их коммуникационная и инфраструктурная поддержка, с одной стороны, способствовала бы распространению известности и формированию позитивного инвестиционного имиджа Республики Бурятия, туристской привлекательности, а, с другой, могла бы стать дополнительным стимулом для развития творческих индустрий в самих регионах — «локомотивах» роста.

Во многом тенденции переноса акцента в развитии региональных конкурентных преимуществ с жестких факторов (низкая себестоимость производства продукции, эффект масштаба, эффективность деятельности компаний) на мягкие, связанные с ментальными характеристиками людей, их поведением, культурными нормами, обусловливают необходимость учитывать в оценке

конкурентных преимуществ показатели, отражающие состояние последних.

Большая часть индексов, оценивающих конкурентные преимущества регионов, отражает состояние экономического развития региона, результаты которого достаточно просто проследить и оценить. Обычно такие индексы включают в себя показатели уровня жизни (ВРП на душу населения) и экономического роста (темп роста ВРП), доли экспорта в ВРП, плотности автодорог с твердым покрытием, производительности труда, инвестиций надушу населения, численности занятых в НИОКР, число малых предприятий и т. д. Распределение регионов — «локомотивов» роста по данным показателям в 2008 г. представлено в табл. 7.

Расчет общего коэффициента конкурентоспособности регионов — «локомотивов роста» с учетом приведенных показателей был проведен по формуле:

п

Кобщ =Е к} • аг '

где Кобщ — общий коэффициент конкурентоспособности регионов;

к — коэффициент веса каждого показателя оценки конкурентных преимуществ, при этом все показатели равнозначны, т. е. имеют один вес, равный 0,125;

а. — место в регионе в рейтинге по показателям оценки конкурентных преимуществ. Общие коэффициенты конкурентоспособности регионов — «локомотивов» роста имеют значения:

• Москва—7,0;

• Московская обл. — 4,0;

• Санкт-Петербург — 3,5;

• Ленинградская обл. — 5,8;

• Краснодарский край — 6,9;

• Республика Башкортостан — 7,1;

• Республика Татарстан — 5,0;

• Пермский край — 7,1.

• Свердловская обл. — 1,8;

• Красноярский край — 6,9.

Таким образом, среди регионов — «локомотивов» роста выделяются:

• регионы, преуспевшие в повышении уровня жизни населения, экономического роста, конкурентоспособности продукции, развитии инфраструктуры, инвестиционной привлекательности, инновационном и информационном развитии и т.д. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Московская область;

• субъекты РФ, занявшие среднюю позицию среди регионов — «локомотивов» роста: Республика Татарстан, Ленинградская область;

• регионы, значительно отстающие по приведенным параметрам от первой группы: Республика Башкортостан, Пермский край, Свердловская область, Краснодарский и Красноярский края. Однако конкурентные преимущества регионов

обусловливаются не только жесткими экономическими факторами, но и мягкими факторами, связанными с поведением людей. В связи с этим предлагается в оценке региональных конкурентных преимуществ учитывать показатели, характеризующие развитие экономики знаний в регионе, эффективность деятельности региональных органов власти и развитие социального капитала регионального сообщества. Это позволит выявить, что лежит в основе сложившейся картины развития

Таблица 7

Распределение регионов — «локомотивов» роста по показателям оценки региональных конкурентныхпреимуществв2008г. [5]

Регион Показатель

ВРП на душу населения Темп роста ВРП Доля экспорта в ВРП Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием Производительность труда Объем инвестиций надушу населения Число занятых вНИ-ОКР Число малых предприятий на 10 000 чел. населения

Москва 1 4 2 1 1 2 1 2

Московская обл. 2 2 10 2 2 5 2 7

Санкт-Петербург 3 6 4 5 3 3 3 1

Ленинградская обл. 10 8 1 6 6 1 9 5

Краснодарский край 6 5 9 4 10 7 8 6

Республика Башкортостан 7 1 8 7 8 10 7 9

Республика Татарстан 5 7 3 3 5 4 5 8

Пермский край 9 3 6 8 7 8 6 10

Свердловская обл. 4 9 7 9 9 9 4 4

Красноярский край 8 10 5 10 4 6 10 3

конкурентных преимуществ регионов, или определить наметившиеся тенденции регионального развития.

Для оценки развития экономики знаний в регионе могут быть использованы индикаторы, аналогичные показателям, предложенным Организацией экономического сотрудничества и развития для стран, но с учетом региональной специфики. Таким образом, развитие экономики знаний в регионах — «локомотивах» роста может быть охарактеризовано следующими показателями:

• доля информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в продукции региональной обрабатывающей промышленности и услугах;

• доля предприятий, осуществляющихтехноло-гические инновации;

• рост численности занятых;

• увеличение объема инвестиций в основные фонды;

• увеличение объема прямых иностранных инвестиций;

• доля населения, пользующегося персональными компьютерами и Интернетом.

В оценке развития конкурентных преимуществ целесообразно учитывать эффективность деятельности региональных органов власти, поскольку данный фактор является ключевым в обеспечении конкурентоспособности регионов. В соответствии с «Докладом об эффективности деятельности органов исполнительной власти по итогам 2008 года» Министерства регионального развития РФ, распределение регионов — «локомотивов» роста по неэффективным расходам в сфере организации

государственного и муниципального управления и общему уровню неэффективных расходов сложилось следующее (табл. 8).

Для более полного и объективного представления об эффективности деятельности региональных органов государственной власти целесообразно проводить дополнительно:

• исследования использования органами бенч-маркинга;

• мероприятия по повышению уровня образования государственных служащих;

• прохождение стажировки в конкурентоспособных отечественных и зарубежных регионах, обмен опытом.

Полезными будут:

• совместное принятие решений в команде;

• приветствие иных точек зрения;

• наличие общих ценностных ориентиров в команде;

• организация потока рационализаторских предложений, развитие горизонтального характера взаимосвязей участников управленческой команды;

• эволюционное развитие правил, норм взаимодействия в управленческой команде, стиля управления.

Объектом оценки развития конкурентных преимуществ регионов также является социальный капитал регионального сообщества. В соответствии с «Докладом о состоянии гражданского общества в Российской Федерации» в 2008 г. регионы — «локомотивы» роста по активности использования механизмов межсекторного социального партнерства,

Таблица 8

Распределение регионов — «локомотивов» роста по неэффективным расходам в сфере организации государственного и муниципального управления и общему уровню неэффективных расходов

(от наименьшего значения к большему) [2]

Место региона в рейтинге по доле неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ (от наименьшего значения к большему)

Регион В сфере организации государственного и муниципального управления В сфере жилищно-коммунального комплекса В сфере общего образования В сфере здравоохранения

Москва 2 7 5 1

Московская обл. 10* 6 4 6

Санкт-Петербург 1 4 2 8

Ленинградская обл. 9* 10* 6 5

Краснодарский край 6 5 1 7

Республика Башкортостан 5 2 10* 10

Республика Татарстан 3 1 9* 3

Пермский край 8* 3 3 2

Свердловская обл. 7 8* 8* 9

Красноярский край 4 9* 7 4

* Доля неэффективных расходов данных регионов в этих сферах была больше, чем в среднем по России.

т. е. механизмов взаимодействия между властью, некоммерческими организациями и бизнесом располагаются следующим образом [1]:

• Пермский край — 1;

• Краснодарский край — 2;

• Республика Башкортостан — 3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Санкт-Петербург — 4;

• Москва—5;

• Республика Татарстан — 6;

• Свердловская обл. — 7;

• Московская обл. — 8;

• Ленинградская обл. — 9;

• Красноярский край — 10.

Таким образом, конкурентные преимущества Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области в обеспечении высокого уровня жизни населения, экономического роста, конкурентоспособности продукции, развитии инфраструктуры, инвестиционной привлекательности, инновационном и информационном развитии во многом обусловлены:

• их достижениями в развитии высокотехнологичного сектора экономики, инновационной активности;

• повышением численности занятых в науке и в производстве ИКТ, их распространении;

• эффективной деятельностью государственных органов власти;

• достаточно высокой активностью взаимодействия власти, некоммерческих организаций и бизнеса.

В то же время высокие показатели других регионов в области развития экономики знаний, эффективности деятельности региональных органов власти, развития социального капитала свидетельствуют о появлении предпосылок для повышения их конкурентоспособности. Так, достижение Республикой Татарстан и Пермским краем высоких долей ИКТ в продукции региональной обрабатывающей промышленности и услугах, доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличение объема инвестиций, развитие социального партнерства могут способствовать усилению их конкурентных преимуществ.

Таким образом, исследование новых тенденций и оценки развития конкурентных преимуществ регионов позволили сделать следующие выводы:

Конкурентоспособность регионов все в большей мере обусловливается развитием институци-

ональной среды, повышением интеллектуального потенциала населения, развитием социального капитала региональных сообществ. В связи с этим актуализируется роль регионов — «локомотивов» роста, лидирующих в развитии данных факторов и способных стать источниками развития для других регионов.

Вместе с тем перенос акцента в развитии региональных конкурентных преимуществ с жестких факторов на мягкие обусловливает необходимость учета в оценке конкурентных преимуществ показателей, отражающих состояние последних. В связи с этим в оценке конкурентных преимуществ региона наряду с показателями уровня жизни населения, экономического роста, конкурентоспособности продукции, развитости инфраструктуры, инвестиционной привлекательности, развитости информационных технологий целесообразно учитывать показатели развития экономики знаний в регионе, эффективности региональной управленческой команды, развития социального капитала регионального сообщества.

Список литературы

1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008.

2. Доклад об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2008 года // URL: http:// archive.minregion.ru/Workltems/ListDocs.aspx? PageID=435.

3. Крупнейшие российские компании на рынке информационных и коммуникационных технологий по итогам 2008 года. Рейтинг ИТ-ком -паний. РА «Эксперт» // //URL: http://raexpert. ra/rankingtable/?table_folder=/it/2008/main/.

4. Обзор доклада о мировых инвестициях 2009—2011. Конференция ООН по торговле и развитию. Нью-Йорк, Женева, 2009 // URL: http://www.unctad.org/en/docs/diaeia20098_en. pdf.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.

6. Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // URL: http://www.minregion.ru/WorkItems/NewsItem. aspx?NewsID=49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.