УДК 332.14
уникальные преимущества как критерии регионов -
«локомотивов роста»
м. в. Савельева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента E-mail: marina. savelyeva@gmail. com Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Регионы России, подчеркивается в статье, находятся в постоянном взаимодействии, оказывая существенное влияние на социально-экономическое развитие друг друга. Возникает необходимость определить, какие из них являются «локомотивами роста». Основной критерий такого выделения - наличие уникальных преимуществ, благодаря которым стимулируется социально-экономическое развитие окружающих территорий. В статье отмечается прямое и косвенное влияние регионов - «локомотивов роста» - на развитие других территорий.
Ключевые слова: регионы, локомотивы роста, преимущества, влияние регионов, социально-экономическое развитие территории.
Регионы - «локомотивы роста» - относительно недавно появившее ся понятие. Пока оно окончательно не сформировано, но в его основе лежит представление о том, что регионы находятся во взаимодействии, оказывая постоянное влияние на социально-экономическое развитие друг друга. Следовательно, возникает необходимость определить, какие из них являются «локомотивами роста». В соответствии с предложенными Минрегионразвития России концепцией стратегии социально-экономического развития регионов РФ [1] и типологией социально-экономического развития субъектов РФ [5] регионы - «локомотивы роста» - это регионы, характеризующиеся высоким социально-экономическим, научно-техническим,
кадровым потенциалом, существенным вкладом в прирост ВВП страны, а также сформированной стратегической инициативой, позволяющей им стать центром развития для соседних территорий.
Понятие «регионы - локомотивы роста» целесообразно исследовать на примере конкретных российских регионов. В качестве первоначальной схемы, на основании которой выделяются регионы -«локомотивы роста», используется распределение субъектов РФ по федеральным округам. Однако границы территорий, на которые распространяется влияние регионов - «локомотивов роста», подвижны и в процессе исследования изменяют очертания. Преимущества регионов - «локомотивов роста» определяют их вклад в стимулирование развития окружающих территорий.
В Центральном федеральном округе регионами - «локомотивами роста» являются г. Москва и Московская область. Уникальные преимущества Москвы по отношению к другим субъектам РФ базируются на следующих характеристиках:
• Москва - один из крупнейших центров циркуляции людских потоков - официальных, деловых, научных, представительских и иных контактов Центрального федерального округа, России и мирового сообщества;
• Москва - крупнейший образовательный и исследовательский центр. К концу 2009 г. в
ней насчитывалось 759 организаций, выполнявших научные исследования и разработки. Общее число занятых в этих организациях составляло около 240 тыс. чел. Также на территории Москвы в это время насчитывалось 264 образовательных учреждения высшего профессионального образования [4]. В основе уникальных преимуществ Московской области отмечаются:
• высокая инфраструктурная обустроенность территории. Вместе с Москвой она занимает 1-е место среди субъектов РФ по густоте железнодорожных путей общего пользования и автомобильных дорог с твердым покрытием;
• концентрация научно-производственных комплексов и опытно-экспериментальных производств аэрокосмической отрасли, ядерного комплекса, авиастроения, электроники и радиотехники. Самая высокая в России концентрация наукоградов. Это такие города, как Дубна, Жуковский, Звездный городок, Зеленоград, Королев, Краснознаменск, Пущино, Троицк, Химки, Черноголовка, Юбилейный.
В Северо-Западном федеральном округе регионами - «локомотивами роста» являются г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, которые отличаются:
- непосредственной близостью к одному из крупнейших мировых рынков - европейскому. Здесь имеется прямое сообщение со странами Северной и Восточной Европы благодаря общим границам с Финляндией и Эстонией, а также имеются великолепные возможности сообщения практически со всеми государствами Европы и более отдаленными регионами мира;
- весомыми портовыми мощностями;
- развитой системой высших учебных заведений, разнопрофильных научных институтов и конструкторских бюро.
В Южном федеральном округе в качестве регионов - «локомотивов роста» выступают Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области.
При этом Краснодарский край является форпостом России в Азово-Черноморском бассейне, имеет четыре международных аэропорта, обладает высоким агроклиматическим потенциалом, плодородными сельскохозяйственными угодьями, позволяющими выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные субтропические культуры. Регион также обладает уникальным
рекреационным потенциалом, обеспечивающим развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха - приморским, горным, горнолыжным, бальнеологическим.
Ростовская область также обладает развитой транспортной инфраструктурой, высоким при-родно-ресурсным потенциалом (умеренно-континентальный климат, 65 % земельных ресурсов составляют черноземы), высокоразвитой промышленностью. Регион располагает значительной долей высококвалифицированных специалистов, динамично формирующейся инфраструктурой финансовых, в том числе страховых институтов.
Волгоградская область отличается:
- высоким промышленным потенциалом. На долю области приходится около 30 % объема промышленного производства Южного федерального округа;
- развитой транспортной и инженерной инфраструктурой и наличием свободных энергетических мощностей;
- уникальным туристско-рекреационным потенциалом;
- высоким научно-техническим потенциалом;
- динамично развивающейся финансовой инфраструктурой.
В Северо-Кавказском федеральном округе выделяется Ставропольский край, отличающийся благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса; комплексными рекреационными ресурсами.
В Приволжском федеральном округе особо выделяются республики Башкортостан и Татарстан, Пермский край, Нижегородская область и Самарская область.
Преимущества Республики Башкортостан перед соседними регионами основаны на крупных производствах топливной, химической и нефтехимической отраслях, машиностроении, высокой производственной активности агропромышленного комплекса, значительном ресурсном потенциале. В их числе:
- крупнейшие в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплексы;
- развитая энергетическая база, обеспечивающая в полном объеме потребности республики в электро- и теплоэнергии и позволяющая осуществлять реализацию электроэнергии соседним регионам через федеральный оптовый рынок энергии и мощности;
- высокая степень развития транспортных коммуникаций, в число которых входят развитая сеть водного транспорта и международный аэропорт «Уфа»;
- многопрофильный научно-образовательный комплекс.
Республика Татарстан имеет преимущества благодаря развитой минерально-сырьевой базе полезных ископаемых, плотной и насыщенной сети финансовых и нефинансовых институтов развития, таких как:
- особая экономическая зона промышленно-производственного объединения «Алабуга»;
- камский индустриальный парк «Мастер»;
- 1Т-парк;
- инновационно-производственный технопарк «Идея».
Основными преимуществами Пермского края являются наличие разнообразных природных ресурсов и мощный промышленный потенциал. Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Наличие специализированных научных центров и высококвалифицированных кадров обеспечивает лидирующие позиции машиностроения края в российском производстве авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, навигационной аппаратуры.
Основные преимущества Нижегородской области заключаются:
- в выгодном экономико-географическом положении, высокой степени развития каналов дистрибуции;
- в развитом машиностроительном комплексе;
- в уникальном научно-техническом потенциале предприятий оборонно-промышленного комплекса: в большом количестве высокообразованных технических специалистов и сосредоточии высших образовательных учреждений;
- в высокой концентрации научно-исследовательских институтов и лабораторий для развития новых интернет-, 1Т и других технологий в сфере программного обеспечения, а также нанотехнологий, технологий керамических материалов и других дисциплин, востребованных на глобальном рынке.
Преимущества Самарской области основаны на следующих характеристиках:
- трансграничное географическое положение, высокий транспортный потенциал;
- мощная двуцентровая Самарско-Тольяттинская агломерация, высокая урбанизированность региона;
- ресурсы углеводородного сырья, развитая инфраструктура нефтедобывающей отрасли;
- значительная концентрация крупных отечественных и зарубежных компаний;
- высокий уровень развития телекоммуникаций и связи.
В Уральском федеральном округе «локомотивами роста» являются Свердловская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Отличительные преимущества Свердловской области следующие:
- это один из крупнейших транспортно-логис-тических узлов РФ;
- регион обладает мощной диверсифицированной промышленностью, высоким научным и интеллектуальным потенциалом, квалифицированным человеческим капиталом и ценными природными ресурсами;
- регион - один из крупнейших научно-образовательных центров Российской Федерации.
Основными факторами, обеспечивающими преимущества Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, являются крупнейшие запасы нефти и газа, а также развитая инфраструктура, связанная с их добычей и транспортировкой.
Преимущества Тюменской области основаны:
- на крупных запасах природных ресурсов, обеспечивающих 21 % мирового производства газа и более 8 % нефти;
- обширной системе объектов инфраструктуры, обеспечивающей потребности в бурении и обустройстве скважин, строительство промышленных и гражданских объектов, материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание и т. д.
В основе главных преимуществ Челябинской области имеем:
- высокую обеспеченность разнообразными природными ресурсами;
- развитый металлургический и машиностроительный комплекс, опирающийся на крупный научно-производственный потенциал;
- обеспеченность квалифицированными кадрами;
- наличие высокого спроса на продукцию региона на внутренних и внешних рынках.
В Сибирском федеральном округе выделяются Красноярский край, Кемеровская, Иркутская, Новосибирская, Омская области.
Красноярский край отличается высоким уровнем индустриального развития, мощным топливно-энергетическим комплексом, развитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой центрального и южного районов края.
Кемеровская область обладает богатейшим при-родно-ресурсным потенциалом и многоотраслевой, ориентированной на экспорт тяжелой промышленностью, высокой степенью агломеративного расселения, богатым ландшафтным разнообразием территории.
Иркутская область славится развитым топливно-энергетическим комплексом, мощным промышленным потенциалом, наличием на территории крупных транспортных узлов, развитым научно-образовательным комплексом, концентрацией квалифицированного трудового потенциала, уникальными рекреационными ресурсами.
Основу преимуществ Новосибирской области составляют выгодное (узловое) транспортно-гео-графическое положение в масштабах Западной Сибири, мощный промышленный потенциал, уникальный научно-образовательный комплекс.
Омская область отличается высокой концентрацией нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
В Дальневосточном федеральном округе целесообразно отметить Хабаровский и Приморский края. Так, основу экономических преимуществ Приморского края составляют:
- выгодное экономико-географическое положение. Роль «восточных морских ворот» России облегчает региону осуществлять экономическое сотрудничество со странами АТЭС, позволяет перенимать мировой инновационный потенциал;
- значительный научно-образовательный потенциал;
- большой потенциал по развитию рыболовства.
Хабаровский край отличается следующими
преимуществами:
- относительно высоким образовательным и профессионально-квалификационным уровнем населения;
- высокой долей (более 50 %) обрабатывающих производств;
- развитием ряда производств на основе модернизации основных фондов и освоения новых технологий;
- бездефицитной энергосистемой по энергии и мощности;
- высоким потенциалом развития транзитных функций, формирования крупных транспортно-ло-гистических узлов на пересечении железнодорожных, воздушных, автодорожных, речных и морских путей.
Выделенные преимущества значительно увеличивают валовый региональный продукт (ВРП) по сравнению с ВРП соседних регионов. Данные по ВРП за 2007-2009 гг. отражены в докладе об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 г. [2]. Обозначенный вывод подтверждается данными по видам экономической деятельности, занимающим наибольшую долю в ВРП регионов - «локомотивов роста» (см. таблицу).
Наряду с характеристиками, ставшими основой для региональных преимуществ и нашедшими подтверждение в отраслевой структуре ВРП, выделенные субъекты РФ обладают также чертами, создающими будущие конкурентные преимущества. При этом последние в большей мере определяются ценностью данного региона для окружающих территорий.
Так, например, Москва, являясь «глобальным» городом, обладает преимуществами основного игрока на международном рынке новейших технико-технологических достижений. Таким образом, она имеет возможность транслировать мировые достижения в области экономики, политики, культуры, науки другим регионам Российской Федерации.
Преимущества Московской области во многом зависят от того, сможет ли она реализовать в полной мере научно-производственный потенциал, связанный с концентрацией научно-производственных комплексов и опытно-экспериментальных производств и наукоградов на своей территории. Большие возможности для построения уникальных преимуществ возникают в связи с развитием творческих индустрий на базе распространенных в регионе старинных народных промыслов: производство художественной керамики (Гжель), роспись деревянных шкатулок (Федоскино) и металлических подносов (Жостово).
Город Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют возможность не только поддержи-
Вид экономической деятельности, имеющий наибольшую долю в ВРП регионов - «локомотивов роста»
Субъект РФ Вид экономической деятельности
г. Москва Оптовая и розничная торговля (40 %), операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг (18 %), обрабатывающие производства (16 %)
Московская область Обрабатывающие производства (25 %), оптовая и розничная торговля (25 %)
г Санкт-Петербург Обрабатывающие производства (20 %), оптовая и розничная торговля (24 %), операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг (13,5 %), транспорт и связь (13 %)
Ленинградская область Обрабатывающие производства (28 %), транспорт и связь (15 %), строительство (14 %), оптовая и розничная торговля (12 %)
Краснодарский край Оптовая и розничная торговля (18 %), транспорт и связь (18 %), сельское хозяйство (14 %), обрабатывающие производства (12 %)
Ростовская область Оптовая и розничная торговля (21 %), обрабатывающие производства (21 %)
Волгоградская область Обрабатывающие производства (27 %), оптовая и розничная торговля (16 %)
Ставропольский край Оптовая и розничная торговля (19 %), сельское хозяйство (16 %), обрабатывающие производства (14 %)
Республика Татарстан Добыча полезных ископаемых (25 %), обрабатывающие производства (22 %), оптовая и розничная торговля (12 %)
Республика Башкортостан Обрабатывающие производства (28 %), оптовая и розничная торговля (13 %), добыча полезных ископаемых (12,5 %)
Самарская область Обрабатывающие производства (28 %), оптовая и розничная торговля (15 %), транспорт и связь (12 %)
Пермский край Обрабатывающие производства (30 %), добыча полезных ископаемых (14 %), оптовая и розничная торговля (12 %)
Нижегородская область Обрабатывающие производства (32 %), оптовая и розничная торговля (21 %)
Свердловская область Обрабатывающие производства (33 %), оптовая и розничная торговля (22 %)
Ханты-Мансийский автономный округ Добыча полезных ископаемых (70 %)
Ямало-Ненецкий автономный округ Добыча полезных ископаемых (54 %), строительство (15 %)
Челябинская область Обрабатывающие производства (41 %), оптовая и розничная торговля (15 %)
Тюменская область Добыча полезных ископаемых (56 %), оптовая и розничная торговля (13 %)
Красноярский край Обрабатывающие производства (50 %)
Кемеровская область Добыча полезных ископаемых (24 %), обрабатывающие производства (21 %), оптовая и розничная торговля (15 %)
Иркутская область Обрабатывающие производства (18 %), оптовая и розничная торговля (14 %)
Новосибирская область Оптовая и розничная торговля (18 %), операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг (16,5 %), транспорт и связь (16 %), обрабатывающие производства (15 %)
Омская область Обрабатывающие производства (38 %), оптовая и розничная торговля (14 %)
Приморский край Оптовая и розничная торговля (24 %), транспорт и связь (20 %)
Хабаровский край Транспорт и связь (18 %), оптовая и розничная торговля (15 %), обрабатывающие производства (14 %)
Источник: составлено по данным [4].
вать и развивать образ культурной столицы, но и дополнить его преимуществами международного финансового и делового центра.
Перспективы развития Пермского края во многом определяются его энергоизбыточностью, обеспечивающей ему 7-е место в стране по производству электроэнергии. Таким образом, Пермский край является одним из немногих регионов, где сохраняется резерв генерируемых мощностей в условиях прогнозируемого энергодефицита. При
этом Пермский край окружен энергодефицитными регионами [4].
Таким образом, основным критерием являются уникальные преимущества регионов, определяющие ключевую роль во взаимодействии с другими территориями.
Однако далеко не всегда конкурентные преимущества одних регионов способствуют экономическому росту других. Лишь в некоторых случаях, как, например, Москва и Московская область или
Санкт-Петербург и Ленинградская область. Кроме того, приведенные примеры для российской действительности скорее исключение, чем правило. Поскольку Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения, наделенные данным статусом в связи с их исключительным административно-политическим и экономическим значением. Следовательно, не всегда регионы, имеющие уникальные, востребованные другими территориями преимущества, являются «локомотивами роста». Пример воздействия Москвы и Санкт-Петербурга на развитие Московской и Ленинградской областей целесообразно обозначить как прямое влияние регионов - «локомотивов роста» на развитие других территорий (см. рисунок).
Косвенное влияние заключается в том, что регионы - «локомотивы роста» становятся движущим фактором развития социально-экономической системы страны, что создает благоприятные условия для развития других регионов. Обусловлено это тем, что в связи с развитием логистики и снижением транспортных издержек территориальная близость перестает быть решающим фактором межрегиональных кооперационных связей. Социально-экономическая активность регионов - «локомотивов роста» проявляется не столько в отношении соседних территорий, сколько в отношении страны в целом. Например, Республика Татарстан особо не заинтересована в направлении своих ресурсов на развитие соседних Ульяновской области, Удмуртской, Чувашской республик или Республики Марий Эл. Однако вклад Республики Татарстан и других преуспевающих регионов в создание валового внутреннего продукта, пополнение федерального бюджета, генерирование и распространение новых технологий, в том числе инфокоммуникационных, развитие инфраструктуры создает благоприятные предпосылки для развития территорий, отстающих
от лидеров. Российская практика регионального развития свидетельствует о том, что в основном превалирует косвенное влияние.
Таким образом, чтобы направить потенциал регионов - «локомотивов роста» на подтягивание экономического положения других регионов целесообразно учитывать прямое и косвенное влияние. Для организации и усиления прямого влияния целесообразны стимулирующие меры со стороны федеральных органов власти в отношении преуспевающих регионов, направленные на налаживание инфраструктурных связей и горизонтальных взаимоотношений с соседями, адаптацию передаваемых инноваций к локальной специфике окружающих регионов. Для усиления косвенного влияния необходима поддержка федеральной властью развития уникальных преимуществ регионов - «локомотивов роста».
Список литературы
1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. URL: http://archive. minregion. ru/WorkItems/DocItem. aspx?PageID=148&DocID=136.
2. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2009 г. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. URL: http://www. minregion. ru/activities/monitor/exec_evaluation.
3. Пермский край - территория конкурентного развития: учеб. -метод. пособие. Пермь, 2008.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сборник. М.: Росстат. 2010.
5. Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. URL: http://www. minregion. ru/WorkItems/ NewsItem. aspx?NewsID=492.