Научная статья на тему 'К чему ведет гипертрофированный рост сферы услуг Новосибирска и области'

К чему ведет гипертрофированный рост сферы услуг Новосибирска и области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / NOVOSIBIRSK REGION / СФЕРА УСЛУГ / СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА / МАТРИЦА СВЯЗЕЙ / MATRIX OF COUPLING / SERVICING SECTOR / MANUFACTURING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коледа А.В., Семыкина И.О.

С помощью разработанного авторами метода проведена оценка влияния опережающего роста сферы услуг на производственный сектор Новосибирска и области, обозначены внутренние точки роста. На основе матрицы связей выделены отрасли, которые при должном стимулировании могут стать локомотивом развития других отраслей за счет имеющейся взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the assessment of the impact of rapid growth of services on the manufacturing sector of the Novosibirsk city and region. The specially developed method is used to determine growth points within each of them. Using constructed matrix of coupling industries that can be an engine of development of other sectors are identified.

Текст научной работы на тему «К чему ведет гипертрофированный рост сферы услуг Новосибирска и области»

С помощью разработанного авторами метода проведена оценка влияния опережающего роста сферы услуг на производственный сектор Новосибирска и области, обозначены внутренние точки роста. На основе матрицы связей выделены отрасли, которые при должном стимулировании могут стать локомотивом развития других отраслей за счет имеющейся взаимосвязи.

Ключевые слова: Новосибирская область, сфера услуг, сфера производства, матрица связей

К чему ведет гипертрофированный рост сферы услуг Новосибирска и области?*

А.В. КОЛЕДА, E-mail: avkoleda@gmail.com, И.О. СЕМЫКИНА, E-mail: semykina.irina@gmail.com, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в валовом национальном продукте - характерная черта перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Степень доступности высококачественных услуг воздействует на темпы роста во всех других секторах экономики, поскольку каждое предприятие или компания пользуется такими услугами. Нынешний быстрый рост услуг бизнесу в развитых странах является результатом специализации: по мере сосредоточения компаний на своих ключевых компетенциях они приобретают все больше разнообразных услуг.

Как только страна достигает среднего уровня благосостояния, услуги начинают играть более важную роль в создании рабочих мест по сравнению с обрабатывающей промышленностью. Чем динамичнее и конкурентоспособнее сектор услуг, тем больше новых рабочих мест и выше темпы роста ВНП. С середины 1990-х годов занятость в производственном

* Статья подготовлена при финансовой поддержке муниципального гранта мэрии Новосибирска молодым ученым и специалистам (договор № 30-11); гранта Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации НШ-8165.2010.6; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на2009-2013 гг. (гос. контракт № 14.740.11.0219).

ЭКО. - 2011. - №9

секторе большей части развитых и многих развивающихся стран стабильно снижалась, а новые рабочие места создавались в основном в сфере услуг, где сосредоточено в среднем 62% всего экономически активного населения. Чем выше уровень душевого дохода населения, тем больше доля занятых в сфере услуг. Занятость в обрабатывающей промышленности сокращается вследствие более эффективного использования рабочей силы, автоматизации производства и широкого применения информационных технологий1.

Надежные локальные услуги способны привлекать в страну и прямые иностранные инвестиции. Для транснациональных корпораций надежная инфраструктура и качественные услуги гораздо важнее, чем прямые государственные льготы компаниям.

Анализ статистических показателей Новосибирска и области позволяет предположить, что регион развивается именно по этому пути. Однако соответствует ли в действительности качественный рост сферы услуг количественному?

Текущее состояние дел

Экономика Новосибирской области (НСО) в сравнении с другими субъектами РФ, расположенными на территории Сибири, весьма диверсифицирована. Об этом свидетельствуют отраслевая структура основных фондов и распределение численности занятого населения по отраслям экономики. Социальная инфраструктура областного центра и некоторых городов в значительной мере была сформирована вокруг оборонных заводов. Оборонный комплекс области являлся стержнем наукоемкой промышленности, его предприятия занимали до 60% в общем объеме промышленного производства. В результате экономического кризиса, вызванного развалом Советского Союза, спад в промышленности оказался более глубоким и продолжительным по сравнению с общероссийским. По сей день идет процесс адаптации к новым условиям, выражающийся в структурной перестройке экономики, замене производства товаров производством услуг. Наряду

1 Услуги в современной экономике / Под ред. Л.С. Демидовой, В.Б. Кондратьева. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 342 с.

с сокращением промышленного производства интенсивно развивались отрасли розничной и оптовой торговли, платных услуг, рыночной инфраструктуры.

В составе социально-экономической системы региона выделим две части, одна из которых ориентирована на производство товаров, а вторая - на предоставление услуг. Широкое разнообразие услуг привлекает в регион дополнительное население и производства, а новые виды деятельности и потребности стимулируют рост количества и качества услуг.

Для Новосибирска наибольшие коэффициенты локализации имеют сфера услуг (1,622) и обрабатывающие производства (1,057). По этому критерию они могут считаться отраслями специализации.

В сфере производства. Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств по НСО увеличился с 2005 по 2009 гг. на 45,3%, по Сибирскому федеральному округу (СФО) - на 44,2%, а по России - на 61,8%. Среди регионов округа оборот организаций обрабатывающих производств в Новосибирской области составляет 9,7% - это четвертое место после Красноярского края, Кемеровской и Иркутской областей.

Традиционно среди обрабатывающих производств Новосибирска и области наибольший вес приходится на производство продуктов питания: в 2009 г. - 37,8%. Значимое место в структуре занимают также производство электронного, оптического и электрооборудования (12,4%), неметаллических минеральных продуктов (8,9%), металлургия (8,7%).

С 2005 г. объем отгруженных товаров в области вырос по всем без исключения видам деятельности. Наибольший прирост за пять лет (в 3,4 раза) показало производство резиновых и пластмассовых изделий, во многом за счет открытия на территории НСО производства ПВХ профиля, который поставляется в Кемеровскую область, Красноярский край, Тыву, Хакасию и на Алтай. Более чем вдвое увеличился выпуск электронного, оптического и электрооборудования, транспортных средств, пищевых, неметаллических минеральных продуктов (цемент, железобетонные конструкции, кирпич).

Объемы производства продукции сельского хозяйства в области возрастают в среднем на 14,3% в год. Рентабельность

продукции предприятий растениеводства выросла за период с 2005 по 2009 гг. с 2,9% до 9%, животноводства - с 7,1% до 14,4%.

В сфере услуг. К сфере услуг относятся предприятия таких отраслей, как оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимостью, государственное управление, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение. В этой части экономики занято большинство трудоспособного населения области (68,8% от общего числа занятых в 2009 г.).

За 10 лет доля производства услуг в ВРП области изменилась с 50,3% в 2000 г. до 64,4% в 2009 г.

Одной из комплексных целевых программ стратегического плана устойчивого развития города считается программа «Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске». Основная цель предусмотренных документом мероприятий - формирование Новосибирска как сибирского центра оптовой и розничной торговли. В ходе реализации программы предполагается создать организационные, экономические и нормативно-правовые условия для будущих инвесторов проектов - из всего объема предполагаемого финансирования 98,9% должны составить именно средства инвесторов (за счет федерального, областного, городского бюджетов финансируются только работы, связанные с нормативной и аналитической деятельностью)2.

За 2001-2008 гг. оборот розничной торговли по НСО увеличился более чем пятикратно. Как видно на рисунке, с 2008 г. темпы роста замедляются, что можно объяснить постепенным насыщением рынка, хотя, согласно прогнозу, к 2013 г. ожидается рост оборота на 21% относительно показателя 2009 г. Оборот розничной торговли на душу населения по НСО в 2009 г. достиг 105,3 тыс. руб. - это 17-е место по РФ и самый высокий показатель по СФО, где оборот в среднем оценивался в 81,4 тыс. руб. на душу населения. Несмотря на спад мировой и российской экономики с 2008 г., оборот оптовой торговли

2 Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска. -Новосибирск, 2002. - 188 с.; Комплексная целевая программа реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска «Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске». Приложение 6ПР. -Новосибирск, 2003.

500000 400000 300000 200000 100000 0

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Динамика оборота розничной и оптовой торговли по НСО в 2001-2009 гг., млн руб.

растет: в целом с 2001 г. в 4,2 раза. В 2009 г. он достиг 393,7 млрд руб., что составляет 20,5% от оборота оптовой торговли по СФО, и тенденция к росту сохраняется. Транспортная сеть области связывает европейскую часть России и Урала с Дальним Востоком, Средней Азией и сибирскими территориями. Благодаря наличию транспортного фактора область служит крупнейшим оптовым рынком. Дальнейшее развитие оптовой торговли закреплено как один из приоритетов в стратегических и плановых документах города и области.

Общесибирское значение имеет задача организации крупных распределительных центров товаров3. В случае ее успешного решения Новосибирск становится транзитно-перевалоч-ным центром на пути движения товарных потоков из ближнего зарубежья в соседние регионы. Кроме того, обслуживает городскую розничную торговую сеть и обеспечивает условия для поставок крупных партий товаров местного производства в соседние регионы. Обработка грузов (сортировка, перевалка с одного вида транспорта на другой и прочее) эффективна при их дальнейшем распределении в радиусе 1-1,5 тыс. км, поэтому транспортно-логистическое обслуживание целесообразно сосредоточить в одном региональном центре. Пересечение направлений и комбинирование различных видов транспорта в НСО делает это возможным.

Приоритетный проект на сегодня - это строительство про-мышленно-логистического парка в 12 км от Новосибирска, недалеко от аэропорта «Толмачево», где будет размещено

Оборот оптовой торговли -

3 Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года от 03.12.2007 № 474.

несколько промышленных предприятий, объединенных общей инженерной и коммунальной инфраструктурой. На территории парка ведется строительство российско-китайского предприятия по производству литиево-ионных батарей, стекольного завода, логистического комплекса.

Интересно, что хотя область обозначает себя в качестве транспортно-логистического центра, на нее в 2009 г. пришлось всего 6,5% объема грузов, перевезенных автомобильным транспортом в СФО, в то время как на Красноярский край - 27,9%. При этом объемы перевозок постоянно снижались и сократились с 2002 г. в 2,2 раза. По грузообороту автомобильного транспорта область находится на четвертом месте в федеральном округе (9,6%), традиционно уступая Иркутской и Томской областям и Красноярскому краю. По объему отправки грузов железнодорожным транспортом в СФО объяснимо лидирует Кемеровская область (54,8% в 2009 г.), Новосибирская же довольствуется 2,9% объема.

По затратам на информационные и коммуникационные технологии Новосибирская область занимает второе место в федеральном округе, уступая 33% Красноярскому краю. Однако показатели этих двух субъектов значительно выше, чем в других регионах, и в сумме составляют свыше 55% затрат по СФО. Объем услуг связи в расчете на одного жителя НСО с 2000 г. вырос более чем в 17 раз и составил в 2009 г. 4,8 тыс. руб., что соответствует 14-му месту в целом по России и первому - по округу.

Новосибирская область - лидер СФО по количеству кредитных организаций и филиалов: в 2009 г. их было 21% и 18%, соответственно. Вклады юридических лиц составили на начало 2010 г. 18,3 млрд руб. - это самый высокий показатель по округу. По объему кредитования юридических лиц в рублях с 2003 г. области также принадлежит безоговорочное первенство - она опережает ближайшего преследователя -Кемеровскую область, более чем на 50%. Размер задолженности по кредитам в 2009 г. составил 151,8 млрд руб. - 22,8% от объема кредитов по всему федеральному округу. Объем кредитов юридическим лицам в иностранной валюте существенно ниже как в абсолютных (10,8 млрд руб.), так и в относительных (7,0% по СФО) показателях.

Что в сухом остатке?

Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о высокой обеспеченности региона торговыми, финансовыми услугами и услугами связи. Среди приоритетов администрации остаются транспортные проекты - одним из основных направлений бюджетных капитальных вложений в 2009 г. было строительство и реконструкция дорог и транспортных развязок.

Возможно ли, что продолжающийся рост сферы услуг в регионе в будущем создаст дополнительные условия для развития обрабатывающей промышленности? Или за городом и областью закрепится статус исключительно сервисного центра? Если так, то опасно ли подобное одностороннее развитие (и насколько) или такая специализация вполне допустима?

Непривычный (и потому незаслуженно редко применяемый) способ анализа социально-экономических данных - это взгляд на них со стороны спроса. Данный подход может помочь по-новому осмыслить и найти решение множества актуальных проблем. Например, такие показатели, как численность занятых, объемы основных фондов и инвестиций, отражают спрос на факторы производства. Объемы валовой добавленной стоимости (ВДС), которые мы видим в статистических таблицах, показывают спрос отраслей на технологии и общие экономические условия в регионе (уровни потребления и накопления).

Модель. Но как формально выразить «спрос» отрасли на благоприятные для нее условия в регионе или городе? Пожалуй, самый простой способ - представить его в виде:

у„ = аиУи (а,),

где уТ- объемы добавленной стоимости, созданной в отрасли Iв момент времени Т, аТ-агломерационная привлекательность региона/города для отрасли I в момент времени Т у(а) - средние по экономике региона/города объемы добавленной стоимости, регистрируемые отраслью I в момент времени I

В предложенной модели спрос отрасли в каждый момент времени зависит только от распределения спроса других отраслей и коэффициента агломерационной привлекательности, который оказывается главным фактором, поскольку может непосредственно регулироваться агентами отрасли и контролироваться органами государственной власти. Он способен

улавливать эффекты, связанные с маршаллианскими экстер-налиями (доступ к трудовым ресурсам нужной квалификации, легкость трансфера технологий в данной отрасли, экономия на промежуточных факторах производства) и экстерналиями Якобс (выгоды от близости разных отраслей, стимулирующей инновационность), а также указывать на экономию от совмещения разных видов деятельности.

Таким образом, агломерационная привлекательность характеризует любой, некоторые или все эффекты, известные в зарубежной экономической литературе как scale and scope economies, но без возможности их выделения и конкретизации. Если ait > 1, то отрасль положительно оценивает свое окружение и перспективы роста в регионе. Значения 0 < att < 1, напротив, говорят о дефиците благоприятных факторов развития. Поскольку окружение отрасли в модели задается значениями yit(ait) (используется степенная средняя с весами ait), то с учетом вышесказанного понятно, почему они различаются для каждой отрасли i.

В качестве последнего технического замечания следует указать на плавность изменения во времени этого коэффициента при отсутствии шоков. В кризис степень неопределенности и риска, разумеется, возрастает, и агенты отрасли принимают разнонаправленные решения - тогда и коэффициент ait хаотично колеблется вверх-вниз. Так бьется рыба, выброшенная на берег, не планируя будущее, но ощущая, что нынешнее ее положение невыносимо и надо попробовать что-то еще.

Попробуем «оживить» модель с помощью данных о производстве валовой добавленной стоимости на территории Новосибирской области по видам экономической деятельности в 2005-2009 гг. Оставляя за скобками несложные расчетные процедуры, скажем, что поведение во времени коэффициента агломерационной привлекательности хорошо аппроксимируется (в среднем коэффициент детерминации R2=0,776) полиномиальным трендом второй степени: ait=at2+bt+ci, (t=1,2,...5).

Квадратное уравнение, тем более полученное на пяти точках, нецелесообразно использовать для прогноза будущих значений ait, но оно легко поддается интерпретации и хорошо подходит для экспериментов по симуляции регулирующих воздействий органов власти города и области.

Действительно, коэффициенты at и b. определяют направление, темпы и инерционность изменений значения

агломерационной привлекательности для отрасли I, они фиксируют схему принятия решений, характерную именно для агентов данной отрасли. Сдвиги этих параметров меняют геометрическую форму кривой и отражают специфическую для отрасли ситуацию. Всплески оптимизма и пессимизма у агентов отрасли могут определяться широким спектром причин, зачастую не поддающихся мониторингу извне - усиление конкуренции, рост в других отраслях, результативность лоббирования, снижение рисков, успешные инновации и т.д. В отношении регулирующих воздействий администрации региона это означает поиск и разработку специальных мер в рамках индивидуального подхода к каждой отрасли с трудно сопоставимыми и прогнозируемыми результатами как для нее самой, так и для экономики в целом.

Альтернатива заключается в воздействии на базовый уровень агломерационной привлекательности с. Геометрически его изменение отражает вертикальные сдвиги параболы без изменения ее формы. По смыслу - это элемент агломерационной привлекательности, на прирост которого агенты отрасли не направляют усилия из-за его малой подвижности. Но он скрывает в себе конкурентоспособность данной отрасли, связанную с размещением в данном регионе, а та обеспечивается институциональными, инфраструктурными, имиджевыми и другими факторами, на которые у органов местной власти в общем случае есть каналы влияния.

Базовые уровни агломерационной привлекательности в каждой отрасли свои, и для их изменения от администрации региона, разумеется, требуются различные усилия. Но они могут предприниматься в рамках одних и тех же комплексных мер, одним и тем же набором инструментов для каждой отрасли, что позволяет оценить и сопоставить эффекты от проведения соответствующей экономической политики.

Гипотетический результат. Для наглядности, предположим, что местным органам власти, проводящим такого рода политику, удалось подобрать подходящие инструменты, чтобы в рассматриваемый период (2005-2009 гг.) увеличить базовый уровень агломерационной привлекательности для одной из отраслей на 5%. Коэффициенты аидля других отраслей остаются неизменными. Очевидные отклики каждой отрасли представлены в таблице 1.

Таблица 1. Среднегодовое увеличение объемов ВДС при увеличении базового уровня агломерационной привлекательности отрасли на 5 %, %

Сельское хозяйство 9,46

Рыболовство, рыбоводство 7,96

Добыча полезных ископаемых 5,99

Обрабатывающие производства 8,67

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,24

Строительство 3,16

Оптовая и розничная торговля, ремонт 4,84

Гостиницы и рестораны 4,33

Транспорт и связь 8,00

Финансовая деятельность 9,84

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,99

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 4,95

Образование 7,73

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11,21

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5,48

Наиболее мощный среднегодовой прирост добавленной стоимости (8-11%) продемонстрировали бы здравоохранение, финансы, сельское хозяйство, электроэнергетика, обрабатывающие производства, транспорт и связь. Середнячки - рыболовство, образование, операции с недвижимостью и добыча полезных ископаемых, увеличили бы ВДС на 6-8%. Среди отстающих отраслей остались прочие услуги населению, государственное управление, торговля, гостиницы и рестораны, строительство - с уровнями прироста ВДС в 3-5,5%.

Укажем две причины, почему наборы получились такими пестрыми. В одних отраслях базовый уровень агломерационной привлекательности (с.) изначально был очень высоким, и 5%-й шок дал возможность масштабного прироста добавленной стоимости, в других отраслях этот уровень был низок, но шока оказалось достаточно, чтобы он начал доминировать над схемой принятия решений агентами отрасли (коэффициентами а1 и Ь.). Обратные выводы справедливы для группы с низкими приростами добавленной стоимости, их стимулирование требует гораздо более сильного шока для воздействия на параметр с. или индивидуального подхода

Таблица 2. Среднегодовое увеличение объемов ВДС в отрасли ] (по строкам) при увеличении базового уровня агломерационной привлекательности в отрасли I на 5% (по столбцам), %

Отрасль Отрасль

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.

1. Сельское хозяйство 0,00 0,20 / > 1,45 \ 0,3 0,10 0,81 0,00 1,32 0,10 Г \ 0,90] 0,30 0,30 ' \ 0,57] 0,10

2. Рыболовство, рыбоводство 0,61 0,39 0,57 0,59 0,21 0,32 0,28 0,52 0,62 0,39 0,32 0,50 0,71 0,35

3. Добыча полезных ископаемых 0,74 0,02 1,08 0,47 0,17 0,61 0,10 0,99 0,18 0,71 0,32 0,44 0,70 0,15

4. Обрабатывающие . производства Э 0,00 0,07 0,14 0,05 Ги? 0,00 0,01 1, 09 0,15 0,16 0,32 0,01

Производство и

5. распределение электроэнергии, газа и воды 0,74 0,02 0,28 1,12 0,17 0,63 0,09 1,02 0,17 0,73 0,31 0,44 0,70 0,14

6. Строительство 0,7 0,00 0,30 1,20 0,40 0,70 0,10 1,10 0,20 0,80 0,30 0,40 0,70 0,10

7. Оптовая и розничная торговля, ремонт Э 10,00 0,07 (5 10,14 0,05 0,00 1,69, ----- 0,01 £ (0,14 0,16 0,32 0,01

8. Гостиницы и рестораны 0,69 0,18 0,37 0,75 0,58 0,21 3,34 0,69 0,43 0,51 0,34 0,51 0,75 0,28

9. Транспорт и связь 1 0,00 0,08 > [1,88 10,10 0,10 Г > [1,06 10,00 0,00 Г \ 1,09] 0,20 0,20 0,30 0,00

10. Финансовая деятельность 0,68 0,23 0,38 0,71 0,58 0,21 0,40 0,22 0,66 0,49 0,34 0,51 0,75 0,29

Операции с недви-

11. жимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,53 10,00 0,08 @ 10,16 0,06 (2 0,01 '1м} 0,01 0,16 0,18 0,35 0,02

Государственное

управление и

обеспечение

12. военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 0,72 0,01 0,23 1,28 0,39 0,14 0,73 0,06 1,16 0,10 0,83 0,38 0,62 0,10

13. Образование 0,70 0,00 0,30 1,2 0,40 0,20 0,70 0,10 1,10 0,10 0,80 0,30 0,70 0,10

Здравоохранение и

14. предоставление социальных услуг '0,73' |0,01 0,24 1,28 0,39 0,14 0,71 0,06 1,17 0,11 0,81 0,29 0,38 0,10

Предоставление

прочих

15. коммунальных, социальных и персональных услуг 0,71 0,12 0,36 0,82 0,56 0,20 0,47 0,17 0,76 0,36 0,56 0,34 0,50 0,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с изменением параметров а1 и Ь., описанного выше. В средней группе происходит смешение двух факторов.

Выводы. Они окажутся не полными, если мы ограничимся рекомендациями поддерживать одну из самых восприимчивых к регулирующим воздействиям администрации региона отраслей. Возможно, рано сбрасывать со счета торговлю, предпочитая ей финансовую деятельность? Причина кроется в комплексном характере любого такого воздействия. Увеличивая объемы получаемой добавленной стоимости в одной из отраслей, мы в качестве бонуса получаем прирост в остальных отраслях за счет изменения распределения спроса на технологии и общие экономические условия, характеризуемого средними значениями у и(аи).

Матрица связей, отражающая взаимовлияние различных отраслей, представлена в таблице 2. В ней показано среднегодовое увеличение объемов ВДС в отрасли ] (по строкам) при увеличении базового уровня агломерационной привлекательности в отрасли на 5% (по столбцам). Превышающие среднее по таблице значения (0,44), отмеченные цветом, говорят о сильном влиянии регулируемой отрасли на остальные.

К «локомотивам» экономического развития региона следует отнести: обрабатывающие производства, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, недвижимость, сельское хозяйство и здравоохранение. Легко заметить, что в этом списке отсутствуют некоторые отрасли из группы, демонстрирующей сильный отклик на меры региональной и городской экономической политики (финансы и электроэнергетика), и присутствуют отрасли из разряда середнячков и отстающих (недвижимость и торговля).

Чтобы максимально нивелировать возможные погрешности, рассмотрим исключительно отрасли с сильными прямыми и обратными связями (кумулятивный эффект): когда одновременно отрасль А значимо влияет на отрасль В и отрасль В значимо влияет на отрасль А (коэффициенты более 0,44). Соответствующие результаты в таблице 2 обведены кружком.

В Новосибирской области достоверно обнаруживается всего пять ключевых отраслей-локомотивов: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, операции с недвижимостью.

Так, при прочих неизменных условиях, увеличение объемов добавленной стоимости в сельском хозяйстве в среднем

на 9,5% повлечет за собой ее увеличение на 0,5% в остальных ключевых отраслях; на 8,7% в обрабатывающих производствах - на 1,86% (причем на 1,45% - в сельском хозяйстве); 8% в транспорте и связи дадут 1,68% (1,3% - в сельском хозяйстве); 6% в операциях с недвижимостью - 1,1% (0,9% -в сельском хозяйстве); 4,8% в торговле - 1,05% (0,8% - в сельском хозяйстве).

Таким образом, рост обрабатывающих производств дает наибольший кумулятивный эффект, позитивно сказывается на развитии всех без исключения отраслей экономики региона. Получается, что обрабатывающая промышленность должна быть важнейшим направлением развития города и области. Рост сельского хозяйства, хотя и в меньших объемах, но, тем не менее дает стабильное увеличение ВДС в других отраслях.

Что касается оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, операций с недвижимым имуществом, наибольшее взаимное влияние они оказывают внутри группы отраслей, относимых к сфере услуг, и в меньшей степени - на реальное производство. Однако значение транспортного комплекса среди прочих услуг значительно выше. Все-таки, будучи точкой пересечения путей между нефтегазодобывающими северными, угольными и сельскохозяйственными южными, а также промышленными западными и восточными районами, Новосибирск может развиваться, опираясь не только и не столько на собственные ресурсы, сколько на устойчивый взаимный интерес регионов, пути между которыми проходят через данный транспортный центр.

Что касается финансовой деятельности, у которой, казалось бы, неплохие результаты в сравнении с другими регионами СФО, она оказывает влияние в основном на сферы деятельности с относительно небольшими финансовыми вложениями и быстрым сроком окупаемости. Кредитование малого и среднего бизнеса отличается высокой доходностью. Но здесь есть своя специфика - сложность в оценке рисков в длительном промежутке времени. То есть бизнес нуждается в длинных кредитах на развитие, а банки в таких условиях стремятся выдавать кредиты короткими мелкими траншами, предоставлять овердрафты. Получается ситуация, при которой бизнес и банковская система не получают взаимной выгоды и не обеспечивают взаимный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.