Научная статья на тему 'Новые технологии в искусстве: безграничные возможности и новые опасности'

Новые технологии в искусстве: безграничные возможности и новые опасности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
364
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НЕЙРОННАЯ СЕТЬ / РОБОТАРТ / ГЕНОМНОЕ ИСКУССТВО / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / NEURAL NETWORK / ROBOTART / GENOMIC ART

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горбачёва Анна Геннадьевна

В статье приводится обзор последних достижений использования новых технологий в искусстве. В работе рассматривается проблема взаимодействия новых технологий и искусства и их влияние на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Technologies in Art: Unlimited Opportunities and New Dangers

The article gives an overview of the latest achievements in the use of new technologies in art. The paper considers the problem of interaction of new technologies and art and their impact on people.

Текст научной работы на тему «Новые технологии в искусстве: безграничные возможности и новые опасности»

УДК 004.9:7.01

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСКУССТВЕ: БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И НОВЫЕ ОПАСНОСТИ

А. Г. Горбачёва

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

В статье приводится обзор последних достижений использования новых технологий в искусстве. В работе рассматривается проблема взаимодействия новых технологий и искусства и их влияние на человека.

Ключевые слова: искусственный интеллект, нейронная сеть, роботарт, геномное искусство.

Развитие новых технологий значительно расширило возможности для создания произведений искусства. Более того, начали формироваться новые направления и формы в искусстве. Уже сегодня компьютерные программы создают картины, пишут романы и сочиняют музыку, то есть выполняют работу, которую ранее мог выполнять исключительно человек.

В статье представлен обзор последних достижений использования новых технологий в искусстве. Ведь ни для кого не секрет, что современные дизайнеры, архитекторы, художники используют аддитивные технологии, автоматизированное проектирование, а также инновационные материалы и синтетическую биологию для своих произведений. Более того уже представлены экземпляры новых видов искусств, способных взаимодействовать с нашими организмами [1, с. 24].

Возможности использования новых технологий в искусстве

Основной особенностью современного искусства является тесное взаимодействие художников, учёных, техников для создания искусства, основанного на использовании всевозможных материалов и последних достижений науки. Не является секретом, что возможности искусственного интеллекта используются для создания текстов, музыки и картин [2, с. 116].

Большую известность получили эксперименты по машинному писанию музыки. Компьютерные программы уже наравне с Бахом и Шопеном создают ноктюрны и хоралы, а специалисты в области музыки отмечают, что композиции, созданные компьютером, сложно отличаемы от оригиналов великих композиторов [3, с. 78].

Еще одним ярким примером является нейронная сеть Google. Она самостоятельно генерирует изображения, её работы широко представлены средствами массовой информации. Невероятные и порой шокирующие картины можно увидеть в сети Интернет.

Основатель и президент Всемирного экономического форума в Женеве К. Шваб считает, что искусственный интеллект способен выполнять даже творческую работу и тем самым заменить в этой области человека [1, с. 71].

Уже сегодня можно фиксировать, что новые технологии решительно изменяют условия и способы создания различных видов искусств, а также создают новые направления и формы. Например, робот арт - современное направление в искусстве по использованию роботов в неутилитарной сфере. Ещё одним примером является геномное искусство, когда учёные выставляют результаты своей работы как арт-направление. Более того, последние несколько лет проводятся конкурсы, направленные на представление результатов работы учёных в области биологических исследований, на которых можно увидеть необычное расположение стволовых клеток или кровеносных сосудов, которые проходят через всё тело человека.

Ещё одним явлением, но более тревожным из всего вышеприведённого, является создание видеороликов для детей с искусственным интеллектом. Ролики, созданные компьютером, можно увидеть на известном сервисе youtube.com. На этом ресурсе на специальном канале для детей можно найти скетчи про беременность, галлюцинаторный парад известных персонажей из мультфильмов, песенки-считалочки и т. п. Сотни каналов загружают видео, сделанные по рекомбинаторной логике искусственного интеллекта. Эти видео - своеобразный тест Тьюринга наоборот: критерии качества столь низкие, что непросто понять: что случайно слепила воедино программа из облака тэгов, а что человек. Суть в том, что эти видео собираются компьютером из библиотеки видеофрагментов, состоящих из бесплатных моделей анимаций на темы, интересные 4-5-летним детям. Огромное количество этих видеороликов создаются ботами и просматриваются ботами, и даже прокомментированы ботами. Это целый странный мир, существующий сам по себе. Но следует учитывать, что такие ролики смотрят реальные дети, имеющие планшеты и доступ к Интернету. Майк Ругнет назвал итоговый результат подобной сборки видеороликов «коктейль из мета-данных» [4]. На наш взгляд, подобное видео является низкокачественным контентом, формирующим определённый вкус к художественным образам.

Сможет ли человек, выращенный на подобном контенте, оценить работы Рембрандта, Рафаэля, Мике-ланджело? Вероятно, человека в будущем будут удовлетворять работы искусственного интеллекта. В известных антиутопиях «Мы», «О дивный новый мир» люди довольствуются механическими звуками фоно-лектора.

Растущее поколение с малого детства смотрит низкокачественные работы, например мультфильмы «Свинка Пеппа», или «уникальный» контент с youtube.com: раскрытие киндер-сюрприза, песенки про автобусы, летающие головы, неправильное звучание глаголов. В силу своего малого возраста дети не могут выбирать видео

самостоятельно, они ничего не знают о мире и не ждут подвоха, а красочные ролики, созданные автоматически, заставляют останавливать свой выбор на них. Подобное видео рассчитано на 4-5-летних детей, у которых ещё не развилось рациональное мышление.

Мы столкнулись с довольно яркими примерами тревожных результатов автоматизации создания видеороликов. К тому же в будущем предполагается, что искусственный интеллект будет создавать персонализированный контент [5, с. 145]. Это означает, что если случайно был просмотрен контент низкого качества, то подобные материалы будут предлагаться аудитории снова и снова. Новые технологии позволят подбирать контент по социально-демографическим характеристикам и роду занятий [6, с. 70]. Дело ближайших лет для разработчиков -научиться показывать востребованный зрителем контент [7, с. 10]. Интеллектуальные консультанты Apple Music подскажут, что можно сегодня послушать, а сервис Netflix подберёт индивидуальный список фильмов для вечернего просмотра, а из новостей Facebook можно будет прочитать специально подобранные для вас посты, состоящих из десятков друзей. В новом мире по желанию пользователя можно будет сгенерировать 24-часовой концерт новой музыки Майкла Джексона или новые книги Джона Р. Р. Толкина; индустрия развлечений существенно трансформируется, хотим мы того или нет. Технические устройства становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они могут слушать нас, предупреждают наши потребности, предлагают свою помощь по мере необходимости, порой даже если мы их не просим об этом.

Когда-то Аристотель сформировал вопросы для суждения: кто, из чего, что, откуда и ради чего. На наш взгляд, следует задать вопросы: «Для чего человек делегирует свои функции новым технологиям? Зачем человечество старается передать искусственному интеллекту все свои мыслительные операции и даже обучить машину творчеству? И что будет с человеком? Захочет ли человек в будущем творить?» Например, машины производят вычисления намного эффективней людей, но людям же никто не запрещает считать в уме или столбиком. На сегодняшний день машина считает гораздо эффективней любого человека, и уже мало кто умеет считает в уме. Человек добровольно делегировал эту функцию машине. А если также эффективно искусственный интеллект будет создавать произведения искусства? Человек также добровольно откажется от этой кропотливой и сложной работы?

Попытаемся разобраться, что же происходит с человеком, который делегирует свои функции новым технологиям. Технические устройства, которые мы используем каждый день, существенным образом меняют жизнь и мышление человека. За последние десятилетия уже используются термины «цифровое слабоумие» и «интеллектуальные протезы», а также отмечается снижение среднего уровня интеллекта [8, с.128]. Термин «цифровое слабоумие» означает снижение умственной работоспособности, утрату навыков мышления, а также умения критически оценивать информацию.

В этой статье рассмотрена проблема использования новых технологий в области искусства. Показано, что формируются новые направления и формы в искусстве, а также возможность искусственного интеллекта самостоятельно генерировать изображения и видео.

Библиографический список

1. Шваб, К. Четвёртая промышленная революция / К. Шваб. - М.: Эксмо, 2018. - 288 с.

2. Горбачева, А. Г. Массовое искусство и цифровая революция / А. Г. Горбачева // Человек^и. - 2017. - № 12. - С. 115-126.

3. Мигунов, А. С. Алгоритмическая эстетика / А. С. Мигунов, С. В. Ерохин. - СПб.: Алетейя, 2010. - 280 с.

4. Rugnet, M. Something is wrong on the internet / M. Rugnet. - URL: https://medium.com/jamesbridle/something-is-wrong-on-the-intemet-c28c371271d2 (дата обращения: 27.08.2018).

5. Бабешко, В. Н. Сетевые гетерогенные вычислительные системы / В. Н. Бабешко // Молодёжь и системная модернизация страны: сборник научных статей 2-й Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Т. 3 / отв. ред. А.А. Горохов. - Курск: Университетская книга, 2017. - С. 144-147.

6. Бабешко, В. Н. Технологии распределённого реестра в сетевых системах / В. Н. Бабешко // Молодёжь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Т. 3 / отв. ред. А. А. Горохов. -Курск: Университетская книга, 2018. - С. 69-71.

7. Бабешко, В. Н. Блокчейн в гетерогенных сетевых системах / В. Н. Бабешко // Новые информационные технологии в науке: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа: Агентство международных исследований, 2017. - С. 9-10.

8. Шпитцер, М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / М. Шпитцер. - М.: АСТ, 2014. - 288 с.

© Горбачёва А. Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.