Научная статья на тему 'Популярность влогов в информационном пространстве России'

Популярность влогов в информационном пространстве России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1460
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / BLOG / ВЛОГ / ВИДЕОБЛОГ / VIDEO BLOG / ВИДЕОБЛОГИНГ / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / БЛОГЕР / BLOGGER / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ВИДЕОХОСТИНГ / VIDEO HOSTING / YOUTUBE / INSTAGRAM / VLOGS / VIDEO BLOGGING / INFO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сипко Е.С.

Явление видеоблогинга одно из самых популярных веяний в сети Интернет. Большая часть интернет-пользователей позиционирует себя как блогеров. Стремясь повысить интернет-популярность и увеличить признание (количество подписчиков, количество просмотров), блогеры создают мощнейшую площадку для развития абсолютно нового продукта и, возможно, элемента культуры. В статье рассматриваются: хронология развития видеоблогинга, основные виды данного явления, выделяемые по содержательному признаку (обучающее видео, видеобзор, многосерийные видеоролики, музыкальные видеоблоги), выявляются причины популярности видеоблогеров и их каналов, показываются основные площадки для деятельности блогеров, приводятся варианты возможных путей развития видеоблогинга, как элемента культуры. Тема популярности влогов практически не изучена. Именно новизна явления и определяет основную причину выбора данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLOGS POPULARITY IN THE INFORMATION RUSSIAN SPACE

Video blogging phenomenon ˗ one of the most popular trends and the Internet. Most of the internet users has positioned itself as bloggers. In an effort to increase the popularity of the Internet and increase the recognition of (the number of subscribers, number of views), bloggers created a powerful platform for the development of an entirely new product, and perhaps cultural element. The article deals with the chronology of the development of video blogging, the main types of events allocated on substantive grounds (training video, videobzor, serials videos, music video blogs), identifies the reasons for the popularity of videobloggerov and channels showing the main site for the activities of bloggers, are possible options for the development of video blogging as an element of culture. Subject popularity vlogs ˗ has not been studied to date. It was the novelty of the phenomenon and determine the root cause of the choice of the topic

Текст научной работы на тему «Популярность влогов в информационном пространстве России»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 4. 2016 г. С. 22-28. УДК 070

ПОПУЛЯРНОСТЬ ВЛОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

Сипко Е. С.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», Ростов-на-Дону

E-mail: leliksivkoUu van dex. ru

Явление видеоблогинга - одно из самых популярных веяний в сети Интернет. Большая часть интернет-пользователей позиционирует себя как блогеров. Стремясь повысить интернет-популярность и увеличить признание (количество подписчиков, количество просмотров), блогеры создают мощнейшую площадку для развития абсолютно нового продукта и, возможно, элемента культуры. В статье рассматриваются: хронология развития видеоблогинга, основные виды данного явления, выделяемые по содержательному признаку (обучающее видео, видеобзор, многосерийные видеоролики, музыкальные видеоблоги), выявляются причины популярности видеоблогеров и их каналов, показываются основные площадки для деятельности блогеров, приводятся варианты возможных путей развития видеоблогинга, как элемента культуры. Тема популярности влогов практически не изучена. Именно новизна явления и определяет основную причину выбора данной темы.

Ключевые слова: блог, влог, видеоблог, видеоблогинг, Интернет, блогер, информация, информационное пространство, социальные сети, видеохостинг, youtube, instagram.

ВВЕДЕНИЕ

Современную жизнь сложно представить без Интернета. Традиционное чтение остается в недалеком в прошлом (см.: М. Ю. Гудова, В. В. Смеюха [1; 2] и др.). Сегодня намного проще использовать для поиска информации, чтения, образования интернет-ресурсы, что позволяет значительно экономить время и расширять возможности деятельности в информационном пространстве. «Четвертая коммуникационная революция, обозначившая начало нового информационного этапа в жизни социума, привела к развитию новейших электронных средств массовых коммуникаций, упростивших процесс изготовления и распространения информации, изменивших формы и виды взаимоотношений коммуникантов, а также модифицировавших сферы профессиональной, общественной и личной деятельности, создав внутри них профессиональные, корпоративные, культурно-рекреативные,

межличностные и другие медиасистемы» [3, с. 38], одним из порождений последней медиакоммуникационной революции [4] стало изменение функций аудитории, которая может самостоятельно создавать медийный контент, в результате чего получил распространение блогинг (блогинг с научной точки зрения рассматривается в работах Д. Е. Колезева, Е. И. Горшковой [5; 6] и др.). Общество стремится к максимальному использованию медиаресурсов в собственных интересах, и место текстовых блогов постепенно начинают занимать видеоблоги (как когда-то телевидение стало популярнее печатных СМИ). Целью данной статьи является изучение

22

истории развития видеоблогинга и выявление его типологии (определение видов видеоблогов). В научной сфере были рассмотрены: потенциал использования видеоблогов в образовательных и просветительских целях [7; 8], феномен их популярности [9], а также типология отдельных видов [10]. Попытки проанализировать типологическое многообразие видеоблогов и составить их классификацию до сих пор не предпринимались.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История развития явления видеоблоггинга

Видеоблог или влог (сокращенное название) - форма блога, в которой видео является основным способом передачи информации. Современный период можно назвать этапом развития видеоблогинга.

Несомненно, основой для становления рассматриваемого явления стало блогерство. Ведение собственных онлайн-дневников было на пике популярности в середине прошлого десятилетия. Блогеров читали и продолжают читать, их цитируют известные СМИ, им доверяют, их мнение считают авторитетным. Блогеры стали своего рода народными журналистами-аналитиками, не имеющими при этом специального (журналистского) образования.

Первым видеоблогом стал влог американца Адама Контраса, появившийся в сети 2 января 2000 г. Тогда Адам выложил в блог видеопослание своей семье, в котором он сообщал, что направляется в Лос-Анджелес через всю страну в поисках шоу-бизнеса. Сегодня этот блогер продолжает выкладывать подобные послания на своем канале.

Стоит отметить, что явление видеоблогинга начало приобретать массовый характер в 2005 г., когда только появился видеохостинг youtube.com. Спустя небольшой промежуток времени 13 млн пользователей стали обращаться к видеопорталу и просматривать около 70 млн видеороликов в день. Зрителей привлекал тот факт, что на портале выкладывались небольшие видеоролики, отснятые на мобильный телефон, демонстрирующие фрагменты из жизни обычных людей. С тех пор блогерами был проделан путь от любительской съемки до превращения ее в элемент культуры и средство заработка (причем немалого). Первые ролики для блогов были сняты на любительские камеры в домашних условиях, тогда еще блогеры не стремились зарабатывать на контенте, а только самовыражались.

На Западе явление «влог» появилось значительно раньше, чем в России. Но, несмотря на это, сегодня отечественный блогинг абсолютно ни по каким показателям не уступает зарубежному.

Основной площадкой для развития видеоблогов является видеохостинг youtube.com, большую популярность набирает сегодня социальная сеть Instagram. Первый дает возможность вести блоги, которые длятся достаточное количество времени, второй позволяет размещать небольшие

23

ролики длиной в одну минуту. Часто бывает так, что блогер становится популярным именно в сети Instagram, а затем начинает работать на площадке youtube.com.

Секрет популярности видеоблога достаточно прост: креативная подача информации, новизна контента, качественный юмор, неординарность автора, специфичнность.

Основные виды влогов

Представим основные виды видеоблогов, выделенные по их содержанию:

1. Обучающее видео. Один из самых распространенных видов видеоблогов. Главная задача данного вида влога - ответить зрителю на вопрос «как?» (Как завязать галстук? Как приготовить шарлотку? Как заплести французскую косу? Как починить стиральную машинку? и т. д.). Ярким примером являются так называемые Beauty vlogs (как правильно наносить макияж, как делать прически, как ухаживать за собой и т. п.). Если в поисковую строку youtube.com ввести запрос «бьюти блог», будет получено более 2 млн 800 тыс. ответов (см. рис. 1).

24

Рис. 1. Поисковой запрос «бьюти блог» на youtube.com.

2. Видеообзор. Еще один, не менее популярный, вид видеоблога. Основная функция обзора - представить тестирование товара (мобильный телефон, автомобиль, краска для волос, бытовая техника и т. д.). Сегодня очень популярны видеообзоры компьютерных игр. Например, влог популярной онлайн-игры «World of Tanks» (см. рис. 2). Обзор проводит непосредственно сам автор блога. Зачастую целью подобных видео является реклама товара.

world of tank* в Q,

Главная Видео Ппейлкты Каналы О канале Q,

г J юч псдчис...... 212 787 ^метров (*т»еаит. сообщение

W«M о I Tanks (WoT или Мир Танчоа) - »то популярней ша» бесплатная онлайи-игра, гибкий сплав симулятора танков, др»ивов<*о шут ере, РПГ и даже стратегии За nfieuit свюего существования номлакия У<лулпн11| успела завоевать сердца миллионов игроков со всего света, и с каждым дней преданны* поилоиникоп становится все больше н больше Ежемесячны* обновления. призовые акцнк, легкость освоения и бесконечно* разнообразие нгровь« тактик - вот лишь насколько и» многих плюсов игры

Со доменем каждый увлеч+чни к wo*W of TtrA.t игрок рано или «»дно начинает интересоваться происходящим • игр*, искать тактические советы и обкры понравившиеся тан ков Для вашего удобства мы создал« официальный канал WoT, где собираем все важные игровые новости, интервью с разработчиками, советы по игре и просто интересные видео

Если вы котите найш информацию по конкретному танку, узнать, что ждет любимую игру в грядущем, или просто провести время с пользой - добро пожаловать на наш официальный панаш1

Рис. 2. Информация об официальном канале онлайн-игры «World of Tanks» на youtube.com.

3. Многосерийные видеоролики. Задача таких роликов - привлечь как можно больше подписчиков. Эффективно воздействуют на зрителя, поскольку все видео объединены общей темой, а в конце каждого присутствует рекомендация к просмотру предыдущего ролика, что гарантирует большее количество просмотров. Примером многосерийных видеороликов является знаменитый в России проект «Павлик», выходивший на канале «Comedoz». Проект стал популярным в достаточно короткие сроки и набирал больше миллиона просмотров за каждую серию (см. рис. 3).

25

Главная Видео Плейлисты Каналы Обсуждение О канале

Загрузки ▼

ПАВЛИК спецсезон 3 СЕРИЯ ПАВЛИК спецсезон 2 СЕРИЯ ПАВЛИК спецсезон 1 СЕРИЯ АНТОША - ИВАН СЕЛИВАНОВ

258 447 просмотров • 1 месяц назад 450 938 просмотров 325417 просмотров (домашний клип)

• 2 месяца назад • 2 месяца назад 106 682 просмотра

• 7 месяцев назад

LA_J

- 1 10-Я СЕРИЯ,< I 16:15

ПАВЛИК 3 сезон 12 серия

: \1\ П ГКтШ1?

• 11 месяцев назад

ПАВЛИК 3 сезон 11 серия

1 460 785 просмотров • Год назад

ПАВЛИК 3 сезон 10 серия

1 471 828 просмотров • Год назад

ПАВЛИК 3 сезон 9 серия

Рис. 3. Страница канала «Comedoz» на youtube.com.

4. Музыкальные видеоблоги. Основываются на обзоре музыкальных клипов и деятельности известных исполнителей, композиторов и т. д. Таким влогам свойственен юмористический характер. В России популярны видео под общим названием «Иностранцы слушают русскую музыку». Суть таких влогов в том, что иностранцам показывают клипы русских звезд и те, в свою очередь, высказывают свое отношение к клипам и исполнителям. Таких влогов в сети youtube.com значительное количество. Кроме того, они набирают достаточно большое количество просмотров (см. рис. 4).

26

реакция иностранцев на русскую музыку НИ

з: примерно 11 ООО

1 месяц назад • 563161 просмотр Щ Щ Скачать книгу 'АНГЛИЙСКИЙ LIKE A BOSS" - http://bit.ly/2ceQN4F - Спортивная

Иностранцы Слушают Русскую Музыку

одежда и питание MyProtein ..

РУССКУЮ MV3I ""о-

Иностранцы слушают русскую музыку #1 / Foreigners Listen То . Russian Music

ЕвРос TV О

7 месяцев назад * 2 346 609 просмотров

Иностранцы слушают русскую музыку : Наш магазин - https://vk.com/evrosshop Наша группа ВК - https://vk.com/evrostv ...

ИНОСТРАНЦЫ СЛУШАЮТ РУССКУЮ МУЗЫКУ (LITTLE BIG, ФЕОФАН НЕЙРОМОНАХ, SEREBRO)

ГАГА БРОДЯГА

4 месяца назад • 602172 просмотра

Теперь новые выпуски КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ! Голосуйте за любимых

ИНОСТРАНЦЫ СЛУШАЮТ РУССКУЮ МУЗЫКУ (ПОЛИНА ГАГАРИНА, УСПЕШНАЯ ГРУППА) // РАБЕСНМКОУ

РАБЕСНМКОУ

1 месяц назад * 52 753 просмотра

Не отключайся, в самом конце есть пасхалка (почти) ДА Я В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЗАРАКАЛ С МУЗЫКОЙ((( В очередной раз...

ИНОСТРАНЦЫ СЛУШАЮТ РУССКУЮ МУЗЫКУ #2 (LITTLE BIG,ЕГОР КРИД,QUEST PISTOLS SHOW)

Romeo BlackFlame О 3 месяца назад • 1 688 078 ппог.мотппч

ИНОСТРАНЕЦ СЛУШАЕТ РУССКУЮ МУЗЫКУ.. В этом выпуске иностранец слушал Little Big - Hateful Love, Егор крид...

Рис. 4. Результаты по запросу «иностранцы слушают русскую музыку» на youtube.com.

Кроме дифференциации видеоблогов по их содержанию, можно рассматривать их классификации, произведенные на основании следующих факторов: характер ведения блога, тематика, техническая основа видеоблога и т. д.

ВЫВОДЫ

Видеоблогинг - один из самых эффективных и популярных каналов коммуникаций. Количество блогеров увеличивается. Каждый пользователь сети может записать видеоролик, разместить его в Интернете и стать популярным. Однако получить массовое признание возможно только в том случае, если контент окажется действительно уникальным и актуальным. Благодаря техническому прогрессу, распространению видеоблогинга расширяется тематика интернет-пространства.

Влоги - один из инструментов маркетинга и PR. Компании, целевой аудиторией которых является молодежь, распространяют рекламу именно через блогеров. Поэтому, на наш взгляд, данное явление еще будет развиваться и, возможно, в недалеком будущем станет основным источником информации.

Список литературы

1. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ. Дис. ... д-ра культурологи: 24.00.01 / М. Ю. Гудова. / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2015. - 329 с.

27

2. Смеюха В.В. Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа / В. В. Смеюха // Высшее образование XXI века. Материалы Международной научной конференции. - М.: Московский гуманитарный университет, 2015. - С. 101-106.

3. Смеюха В .В. Медиатизация общества: проблемы и последствия / В. В. Смеюха // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. Т. 27. - № 18. - С. 38-42.

4. Беспалова А. Г. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. - М. - Ростов н/Д: ИЦ «Март», 2003. - 432 с.

5. Колезев Д.Е. Журналистика и блогинг: взаимодействие и взаимовлияние / Д.Е. Колезев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - Т. 71. - С. 31-30.

6. Горшкова Е.И. Блог как вид интернет-коммуникации. Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. И. Горшкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/blog-kak-vid-internet-kommunikatsii.

7. Кузнецова Д. Д. Принципы работы с видеоблогами с сат-системами при обучении переводу / Д.Д. Кузнецова, А. Б. Тархова // Вестник Международного института рынка. - 2016. - № 1. - С. 165172.

8. Вахед Э. А. М. А. Современные технологии Интернета в расширении сознания о культуре туризма через сайт youtube / Э.А.М.А. Вахед // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. - 2016. - № 1. - С. 60-62.

9. Шилиманова М. С. Анализ факторов спроса на рынке интернет-видеоблогинга / М.С. Шилиманова // Экономика и менеджмент систем управления. - 2016. - Т. 19. - № 31. - С. 347-352.

10. Белова Л. И. Российские спортивные видеоблоги и их типология / Л.И. Белова, Д.Г. Пеньковских // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 11. - С. 981-85.

VLOGS POPULARITY IN THE INFORMATION RUSSIAN SPACE

Sipko E.

Video blogging phenomenon - one of the most popular trends and the Internet. Most of the internet users has positioned itself as bloggers. In an effort to increase the popularity of the Internet and increase the recognition of (the number of subscribers, number of views), bloggers created a powerful platform for the development of an entirely new product, and perhaps cultural element. The article deals with the chronology of the development of video blogging, the main types of events allocated on substantive grounds (training video, videobzor, serials videos, music video blogs), identifies the reasons for the popularity of videobloggerov and channels showing the main site for the activities of bloggers, are possible options for the development of video blogging as an element of culture. Subject popularity vlogs - has not been studied to date. It was the novelty of the phenomenon and determine the root cause of the choice of the topic.

Keywords: blog, vlogs, video blog, video blogging, internet, blogger, info, information space, social networks, video hosting, youtube, instagram.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.