Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В СХЕМАХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В СХЕМАХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГ / ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ / ПРОДУКТОВАЯ ИННОВАЦИЯ / КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ / ВАЛИДАЦИЯ / МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бернштейн М.М.

В статье рассмотрено применение технологии параллельного инжиниринга в процессах коммерциализации строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN CIRCUITS OF COMMERCIALIZATION OF PRODUCT INNOVATIONS

The paper considers the application of concurrent engineering technologies in the commercialization process of construction products.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В СХЕМАХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ»

жономикл

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В СХЕМАХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИИ

Бсрнштейн М.М.. соискатель Институт« мирной — " инфор.атиза,,,,,, В статьерассмотрено те,по,огш, параиа,ь,,о.-о „пшошри,,,, « прессах тщшиишции строите,,,,ой ,

Ключевые слова: инжиниринг, параллельная коммерциализация, индивидуальное д0мостросние иро^^ инновация, контек-

«птпичная модель коммерцналн.шции. стуализация стратегии коммерциализации пролуктовых инновации, валидания. матри тля

NEW MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN CIRCUITS OF COMMERCIALIZATION

OF PRODUCT INNOVATIONS

Bernstein M.. I he applicant. World Economy „ml Informatization Institute

The paper com, Jen the appl,cation ol concurrent engineering technologies in the commercialization process of construct,on prod,к Is

Keywords: engineering, parallel commercialization. indi\ ¡dual house-building, product innovation, contexwalization commercialization strategy of product innovation, validation, matrix model tor commercialization. _

Одной in новых технологий управления в схемах коммерциализации продуктовых инноваций является технология параллельного инжиниринга. Рассмотрим ее применение в процессах коммерциализации строительной продукции.

Успех нового продукта требует надлежащего качества параметров окружающей среды, полною и комплексного обеспечения цепочки поставок, что представляется возможным только в том случае. если каждый участник цепочки увидит для себя чистую выгоду в присоединении к такой цепочке. Мы уже говорили выше о нежелании девелоперов застройщиков с готовностью принимать инновационную продукцию, которая связана преимущественно с аспектами правового обеспечения собственности на )смлю.

">гн результаты позволяют сформулнровагь предположение о гам. что успешная коммерциализация продукции, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, требует креативного подхода к смягчению предполагаемых рисков девелоперов строителей и разделению этих рисков с другими участниками цепочки поставок.

Новая технология параллельной коммерциализации предполагает участие все членов цепочки поставок в проектировании и разработке нового продукта на самых ранних этапах проекта коммерциализации.

Однако параллельная коммерциализация выводит спектр решений по разработке продукции за рамки технологических аспектов и зффективпостн использования продукции, распространяя его на все бизнес-решения в рамках концепции матрицы, представленной выше на рис 1[1. с. II].

Фактически, параллельная коммерциализация направлена на разработку предприятия по коммерциализации в дополнение к предприятию по разработке продукта.

Одна из точек зрения на параллельную коммерциализацию, напрямую зависящая от параллельного инжиниринга, состоит в том, что параллельная коммерциализация расширяет определение рынка путем включения в него всех участников цепочки поставок, а не только конечных пользователей Получается своеобразная гибридная модель, состоящая из вертикально интегрированных и сетевых структур.

Поскольку проведенные исследования свидетельствуют о том, что девелопер застройщик оказывает наиболее сильное сопротивление по сравнению с другими участниками цепочки поставок, параллельная коммерциализация применительно к строительной продукции делает акцент на важности смягчения рисков девелопера застройщика при разработке проекта по коммерциализации.

Чаще всего, реализация управления рисками происходит посредством вмешательства грех типов: буферизации, планирования ре ¡ервных вариантов и хеджирования.

Параллельная коммерциализация позволяет использовать все эти три подхода для минимизации рисков при проектировании проекта и при планировании взаимоотношений в цепочке поставок.

Для разъяснения нашего понимания параллельной коммерциализации рассмотрим Пример применения метода представления |ребованнй к характеристикам изделия, ассоциируемого с параллельным инжинирингом (В англоязычных источниках пот метод Haii.iB.noi - Quality Function Deployment - QFD |2. 3]).

В данном примере мы делаем акцепт на том. что параллельная коммерциализация основана на испытанном и надежном методе параллельного инжиниринга, предназначенного для координации межфункциональной группы разработчиков и сохранения концентрации их усилии на основных стратегических целях.

История формирования понятия параллельной коммерциализации подтверждает наше допущение о том. что она является практической экстраполяцией концепции параллельного инжиниринга. Кроме того, можно предложить модифицированный вариант ОРО н качестве практического инструмента параллельной коммерциализации.

у К О реализует принципы параллельного инжиниринга на практике посредством построения логической матричной конструкции, известной под названием «Дом качества». Данная матрица представляет собой несложную достроенную таблицу, при помощи которой. например, требования потребителей, учитываемые в строках таблицы, могут соотноситься с требованиями поставщиков, учитываемых в столбцах таблицы (рис. I).

В большинстве случаев «Дом качества» переводит требования конечных пользователей в требования к характеристикам товара, что может оказаться полезным при разработке нового продукта. После выполнения такого перевода создаются другие таблицы, позволяющие переводить требования к характеристикам продукции в требования к показателям производственного процесса и поставкам материалов.

В нашем случае ОН) используется для целей параллельной коммерциализации, для изменений основной переводной таблицы в соответствии с целями и потребностями коммерциализации инновационного продукта в отрасли индивидуального домостроения

Мы начнем с рассмотрения потребностей девелоперов застройщиков. поскольку именно эти участники цепочки поставок оказывают наибольшее влияние на внедрение новой продукции.

В частности, мы считаем, что в структуре плана коммерциализации должно быть учтено требование о смягчении ожидаемых рисков партнеров по цепочке поставок. Структура плана коммерциализации выражается не только в виде технических характеристик новой продукции, но и. в более широком смысле, в форме факторов неопределенности, влияющих на решения по основным функциональным областям, принятие которых способствует формированию успешного плана коммерциализации.

Чтобы продемонстрировать основные примеры рисков коммерциализации. в строках таблицы (^О (рис. I) указаны основные риски девелоперов.застройщиков, рассматривающих возможность внедрения инновационного продукта - структурированных панелей (ОСП). и л к

Например, риск «нехватки материалов» представляет собой комоинацию рисков, могли бы быть также названы, «более «М'ск' тивиое использование древесноволокнистых ресурсов», и »ере»с-лены в способность к производству большого количества более крупных и более подходящих по структуре пиломатериалов и I меньших. оолее молодых деревьев, что позволит устранить ресурсные ограничения, возникающие в связи с нехваткой крупных и более старых деревьев.

в предлагаемом жепергами риске «сопротивление субпо tp»-4"

6 INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

чика» совмещены риски, которые могли бы быть сформулированы как ■<Недостаточность профессионализма строителей для успешной обработки и установки панелей ОСП». Этим термином обозначено также возможное оппортунистическое поведение субподрядчиков (поставщиков).

Источниками риска являются факторы неопределенности; некоторые из »тих факторов могут быть устранены при помощи плана коммерциализации.

Методика ОРГ) для параллельной коммерциализации разработана с целью обращения усилий, направленных па сокращение фак-

торов неопределенности, в смягчение рисков, связанных с деятельностью девелопера застройщика.

Информация, данная в столбцах таблицы на рис. I. получена на основе списка основных факторов неопределенности, упомянутых выше. Стрелки под каждой категорией относятся к желаемому направлению усилии в целях снижения риска и увеличения успешности продукции на рынке. Например, более точное соблюдение строительно-монтажных норм повысит степень принятия продукта рынком.

Числа, представленные в таблице рис. 1 на пересечении стол-

Источн ики пеопре делены ости Состав иадели я Жизне нный цикл гтролу кта Рас про стране ние между фирма ми Готов ность рынка Сложи ость Несоо тветст вис ТУ Конкур ентные препятс вия

Уронсиъ значимое тн t Î t Î i î Уровепъ проблем НОСП1

Риски девелоперо я Средни й

I [схватка материалов Высоки й -8 -2 -6 Оч высоки й

Песогласов анность решений Средни й -5 +5 -5 Незнач имый

Рыночная цена Высоки й -5 -7 Средни й

Задержки в проекте Средни й -6 -4 -8 Незнач имый

Потеря репутации Средни й -6 -5 Оч высоки й

Изменение стоимости рабочей силы Средни й -5 -5 -7 Незнач имый

Оппортуни зм рабочих Низкий +5 +3 -5 +5 Оч высоки й

Сопротивл ение субподрядч ика Низкий -5 -3 -5 -8 -4 Незнач имый

Затраты на страховку Средни й -3 Средни й

Невозврат мые потери Низкий +5 -2 -6 Средни й

Расходы на замену Низкий +5 -2 -5 -5 Средни й

Параметр Выбор размер ов Гарант ийный срок Демо -сборка Цена копку рента Часы на доп обучен не Число колов проду кта

Цель 5 12 78 +/-5% 10 10

Конкурент № 1 6 18 50 +10% 15 6

Конкурент N° 2 4 10 45 +2% II 8

Разрыв 2 8 5 8% 4 2

Рис I. Пример применения модели «Дом качества» INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION. ANALYSIS, PROGNOSES 7

биов и строк, показывают ми.....с снижения неопределенное!и.

приведенною и столбце, на риск, укаинный в строке Отрицательное число говорит о Юм. что сокращение фактора неопределенности в столбце понижает степень риска, указанную в строке. Mai ни-туда числа указывает на силу прнчинно-слслсшеннон связи, измеряемую по шкале от 0 до И).

«Крыша» таблицы QKD используется для обозначения оптимальных соотношении показателей >ффектшнюстн плана коммерциализации. "Знак «плюс» и ячейках «крыши» означает, что показатели )ффсктнвнос!и hi двух столбцов, пересекающиеся в ячейке, являются взаимодополняющими.

I lanpiiMcp. более точное соблюдение строительных норм и правил при установке конструкции создает возможность для ускорения передачи танин другим строительным фирмам, п связи е чем мы внесли знак «плюс» в ячейку крыши, демонстрирующую зависимость mix двух показателей )ффектнвностн

Снижение сложности изделия может сократить количество норм и правил, которым >то изделие соответствует, поэтому мы поставили знак «минус». Наличие »того шака демонстрирует зависимость двух вышсна1ванны\ показателей эффективности.

Столбец «Конкурентные препятствия» отражает сравнительные показатели конкурентоспособности, т.е. демонстрирует уровень конкурентоспособности на рынке продукции соответствующего типа. При подготовке плана коммерциализации анализ основных конкурентов демонстрирует уровень эффективности деятельности, ожидаемый девелоперамн застройщиками но каждому тину риска.

Таблица на рис. I иллюстрирует конкурентный анализ при помощи списка условий, характеризующих стандарты, установленные конкурентами по каждому типу риска строителей/застройщиков

Наконец, внизу таблицы QF1) (дополнительная таблица) приведены критерии достижения целей разработки плана коммерциализации (показано на условном примере).

После изучения причинно-следственных связей между основными пока)ателя.мн эффективное тн. включенными в план, а также типов риска дсвелоперов застройщиков, относительной важности этих рисков для девелопера застройщика и стандартов, установленных конкуренцией, рабочая группа по коммерциализации выделяет цели, на достижение которых будут направлены основные решения. принимаемые в ходе процесса коммерциализации, и которые определены в нашей концепции.

В целях тестирования рассмотренных и разработанных моделей проводится полевое исследование, в ходе которого выполняются следующие операции:

(1) организуется знакомство и устанавливаются коммуникации с производителями инновационной продукции выбранной отрасли:

(2) определяется выборка по ситуациям, связанным с коммер-циалнзацней инновационных продуктов, организуются и проводятся интервью, исследования источников и т.п.;

(3) результаты интервью группируются и структурируются в соответствии с проблематикой исследования;

(4) при помощи метода Дсльфи получаются выводы и рекомендации но типичным ситуациям, вырабатываются алгоритмы успешных решений.

Для получения надежных технологий управления коммерциа-лизаниями продуктовых инноваций необходим, помимо прочего, универсальный язык общения между участниками процессов коммерциализации.

Отображение конкретной стратегии в ячейках таблицы рис. I [I. с. 11] называется контекстуализацнен стратегии коммерциализации продуктовых инноваций. Решения и другие действия, соотнесенные с ячейками таблицы, выявляют положительные влияния и препятствия на пути к успеху коммерциализации. Последователь-

Vi 1 ПО! -> РП1-» УП1 П02 РП2А

М2

мз

РП 3 <- УП 3

РП4 РП5 M5 -» РП7 УГТ7 Мб

Рис. 2. Пример алгоритма контскстуализированной стратегии коммерциализации.

Ойотачснин: в соответствии с обозначениями рис l.fl.c II)

„ость переходов от одной ячейки к другой оюбражае, aa*„c,¡

взаимосвязи.

Рассмотрим инновационный продукт для отрасли иц,„ ального домостроения дести........ модуль. 13 ,Том случае

вставленная в .......

лопате

:лыюсть решении и действии, прел

выглядеть следующим ооразом:

аЛТ<>-

ри гма. буде

Таким образом, на первом папе реали мни и стратегии комм. циалнзацин проводится маркетинговое исследование, затем оп!? иизуется идентификация ответственности и законодательных 'г," боваиий. Действительно, .гзя данного продукта перед выводом Г на рынок решающим было патентное исследование.

В нашем конкретном случае идентификация проблемы акт.,* ла в выявлении ключевых характеристик продукта, определяющих удобство, доступность, отличие от конкурентных аналогов. *

Создание регулятивных норм стало содержанием слсдующсг этапа коммерциализации. За ним последовало концептуальное про ектнрованне. техническое исследование. Далее было определена соотвегствис рынку и проведена ceiментация с выделением и опи-санием рыночного сегмента.

Объектами последующих этапов коммерциализации ста™ подробная структура цепочки поставок, жеплуаташюнные нспы-тання. тестирование концепции маркетинга, стандартизация изде-лня. стандартизация источников поставки ресурсов, уточнение маркетингового плана.

Валидання предлагаемой модели, таким образом, будет осуществлена. когда нам удастся показать эту последовательность на мэт-рице рис. I [I.e. II].

IIa рис. 2 представлен результат валидации матрицы решений в процессах продуктовых инноваций в отрасли индивидуальною домостроения.

Можно заметить, что стрелками отображаются последовательности принятия решений и соответствующие действия, необходимые для коммерциализации инновационного продукта и отрасли индивидуального домостроения.

Оргашиацня и проведение интервью преследует, помимо прочих. цели определения факторов, способствующих ускорению коммерциализации продуктовых инновации, а также величин, при помощи которых данные факторы могут быть оценены.

Ниже приводятся примеры типичных вопросов.

(1) нарушится ли график строительства, если инновация будет внедряться в середине проекта?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2) должно ли решение о начале разработки инновационного продукта приниматься в начале проекта на стадии конструкторских разработок?

(3) вызвана ли задержка в исполнении проекта данной инновацией? Очевидно, это уточняющие вопросы, касающиеся согласованности этапов проекта и организационных ругин.

Следующие вопросы относятся к проблемам совместимости и ннтсрепецифнчности ресурсов:

(1) необходимо ли менять навыки рабочих в связи с внедрением инновационного продукта?

(2) имеет ли данный продукт преимущества в совместимости с существующей технологией, по сравнению с конкурентными продуктами?

3) является ли инновационный продукт более эффективным в аспектах времени и экономии материалов?

Сложность продукта оценивается при помощи следуют»*1Ю"' роеов:

(1) насколько легко инновационный продукт встраивается »

строительную схему?

(2) необходимо ли дополнительное обучение персонала?

(3) необходимо ли предварительное планирование?

После обработки данных опроса были сделаны следующие важные выводы: для отрасли индивидуального домостроения решетим является момент участия девелопера на ранних этапах процесса коммерциализации. Это, прежде всего, этапы РП 2

Дело

изации. Это, прежде всего, в том. что из всех участников цепочки поставок

НИНОЙ'1'

цпонногопродукта дсвслопер застройщик наименее доброжедагсть "о расположен к нововведениям, он по ряду причини, ожидав приятия инновационного продукта потребителем с большой вероятности. В отрасли индивидуального домостроения погрей (

тель менее всего готов приобретать «доверите;....... продув'"'|

п°' пРсжде всего, те. о которых V него недостаточно инфор«-» . Поэтому иееь предпочитаются проверенные, •арскомспдо».»1" (•соя как надежные решения.

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION. ANALYSIS. PROGNOSI S

Рис. 3.2. Матрица решении в рамках процесса продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения. Обозначения: в соответствии с обозначениями рис. I [I.e. II].

Концет i ция Цедесообр азность Пдшшр ование Плани рованн е анализ а Начадьн ый этап пронзво детва Анади з нач. нала прошв од-ва Стандарт изация Выход на рынок

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Проектир ование изделия РГ - 11: Р П2А: ■i \ - РГ 13: i РП4: * ♦ РП5: РП6: РП7 РП8:

2 Технолог нческое цроектири ванне п 1: ! А 11 7 i ПП4: ПП5: / : 11П7 1 IIIS:

3 Маркетин г \ : 1Г 42: \ IV 3: М4: М5: Мб: Ч. M 7: М8:

4 Управлсн не цепочкой посгакок У 11: 1 П2: 1 УПЗ: УП4: УП5: УП6: \ УП7 i УП8:

5 Умравден не персонало м ч 1 '1 : 1Р2: ЧРЗ: ЧР4: ЧР5: ЧР6: ЧР7: ЧР8:

6 Бухгалтер ский учет и пнформац ионные системы У '1: > 'У2: УУЗ: УУ4: УУ5: УУ6: УУ7: УУ8:

7 Финансов ыи менеджме н т У< DI: Ф2: УФЗ:5 УФ4: УФ5: УФ6: УФ7: УФ8:

8 Управ, юн не юридичес кими ОТНОН1СНИ ям и II Э1: i 102: ПОЗ: П04: П05: ПОб: П07: П08:

Источниками риска на этапах РП названы: жизненный цикл продукции; соблюдение строительных норм и правил при установке продукта: возможность внесения в продукт изменении в соответствии с индивидуальными требованиями клиента.

К особенностям российской отрасли следует отнести большие степени рисков на >тапе УП5: исполнение производственного цикла. Это также влияет на решения застройщиков и потребителей. Ввиду значимости роли девелопера застройщика, его сопротивление окатывает крайне высокое влияние на решения о начале цикла создания инновационной продукции, предназначенной для жилищного строительства.

Поэтому важно рассмотреть возможные риски на этапе технологическою проектирования. Среди них называются, соблюдение строительных норм и правил (СНиП) при установке продукта: возможность внесения в продукт изменений в соответствии с индивидуальными требованиями клиента (причем, ни требования могут

расходиться с требованиями СНнПов).

Та же проблема соблюдения СНнПов проявляется на этапе управления поставками.

Литература:

I Бернштенн М М. Концептуальная модель коммерциализации продуктовых инноваций в отрасли индивидуально домостроения / Транспортное дело России, № 9. - М.: 2011, с. Х-12.

2. Badine 11 i R.D., McCoy А. Р.. Koebel CT . Thabet W. Concurrent Commercialization and New-Product Adoption for Construction Producls/'European Journal of Innovation Management, 2010, Volume 13, Issue 2, pp. 222 - 243.

3. McCoy Л. P., Badinelli R.D . Thabel W. Validating a Commercialization Model for Innovation in Residential Construction: Industry Case Study Analysis// Construction Innovation: Information. Process. Management, 2011, Volume II. Issue I. pp. 114 - 133.

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.