Научная статья на тему 'Концептуальная модель коммерциализации продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения'

Концептуальная модель коммерциализации продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / ОТРАСЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ / PRODUCT INNOVATION / COMMERCIALIZATION OF THE MATRIX MODEL / INDIVIDUAL HOUSING CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бернштейн М. М.

В статье предлагается новая модель коммерциализации продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения. В этой модели определены факторы, действия, риски, барьеры и стимулы, специфические для данного рынка, способствующие принятию инноваций потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF COMMERCIALIZATION OF PRODUCT INNOVATIONS IN THE FIELD OF INDIVIDUAL HOUSING

The paper proposes a new model of commercialization of product innovations in the field of individual housing construction. In this model identified the factors, activities, risks, barriers and incentives that are specific to this market, promote the adoption of innovations by consumers.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель коммерциализации продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения»

в развитии взаимосвязей, приводящих к страховым случаям; возможность возникновения крупных ущербов в результате аварийного загрязнения окружающей среды; сложность установления причинно-следственных связей между страховыми случаями и наблюдаемыми последствиями; обязательность наличия значительных страховых резервов для ликвидации последствий крупных техногенных аварий и катастроф. Возможности экологического страхования в части компенсации причиняемого убытка, образующегося из-за загрязнения окружающей природной среды, можно рассчитать на основе соответствующих методик3.

4) Шаг 4. Минимизация рисков на стадии IV (рис. 1).

На данной стадии реализации ИСП на развитие организации могут повлиять имущественные, финансовые, торговые риски, а также риски прямых финансовых потерь.

Наиболее существенными, на наш взгляд, являются коммерческие риски. В нашем случае можно прибегнуть к такому способу минимизации данного риска, как заключение договора поручительства.

В таком договоре имеются три участника: первый - лицо, в отношении выполнения обязательств которого заключен договор; второй - выгодоприобретатель, обязательства перед которым имеет первый участник; третий - поручитель, который берет на себя ответственность по выполнению обязательств первого участника перед вторым.

Первичный риск, явившийся основанием для заключения такого договора, - это риск второго участника (выгодоприобретателя), связанный с возможностью невыполнения обязательств перед первым участником. Однако данный договор предусматривает передачу этого риска от второго участника (выгодоприобретателя) к третьему участнику договора поручительства - поручителю, так как в случае невыполнения обязательств первого участника перед вторым, выполнять эти обязательства будет первый.

В выборе же поручителя руководством к действию будут мероприятия, указанные на шаге 1. Кроме того, это будет зависеть от субъективно профессионального выбора.

5) Шаг 5. Формирование системы минимизации рисков на стадии V (рис. 1).

Формирование специальной системы риск-менеджмента на пятой стадии реализации инвестиционно-строительного проекта (эксплуатации объекта) не является целесообразным ввиду того, что основным риском, на наш взгляд, на данной стадии может явиться риск возникновения форс-мажорных обстоятельств, который мы относим к внешним, т. е. неуправляемым рискам, поэтому может быть рекомендовано применение общепринятых процедур страхования или резервирования.

Практическое применение сценария реализации инвестиционно-строительного проекта может способствовать формированию эффективной системы управления рисками и обеспечению надежного уровня защиты инвестиционно-строительных компаний на российском рынке в условиях роста неопределенности и риска, что позволит повысить устойчивость компаний инвестиционно-строительной сферы и экономики в целом.

Литература:

1. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. - М.: Мысль, 2000. - 298 с.

2. Асаул, А.Н. Риски в деятельности строительной организации / А.Н. Асаул // Экономические проблемы и организационные решения по совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности: Сб. науч.тр. - Вып. 2. Т. 1. - СПбГАСУ, 2004. - С. 8 - 12.

3. Волков, И.М. Проектный анализ / И.М. Волков, М.В. Грачева. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 1998.

4. Лапуста, М.Г. Риски в предпринимательской деятельности / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 224 с.

5. Райзберг, Б.А. Предпринимательство и риск / Б.А. Райзберг.

- М.: ИНФРА-М, 1992. - 64 с.

6. Тироль, Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Ж. Тироль. Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996.

7. http://biznesinkubator.ru/gospeople/2006/10/21/ агйс^4 426.html

3 Такие методики приводятся, например, в книге: «Экологическое страхование в Ленинградской области: Сборник юридических и нормативно-экономических документов (проекты)» / Под ред. Г. А. Моткина.— М.: Ось-89, 1999 г.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ В ОТРАСЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ

Бернштейн М.М.

В статье предлагается новая модель коммерциализации продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения. В этой модели определены факторы, действия, риски, барьеры и стимулы, специфические для данного рынка, способствующие принятию инноваций потребителями.

Ключевые слова: продуктовые инновации, матричная модель коммерциализации, отрасль индивидуального домостроения.

CONCEPTUAL MODEL OF COMMERCIALIZATION OF PRODUCT INNOVATIONS IN THE FIELD OF INDIVIDUAL HOUSING

Bernshtein M.

The paper proposes a new model of commercialization of product innovations in the field of individual housing construction. In this model identified the factors, activities, risks, barriers and incentives that are specific to this market, promote the adoption of innovations by consumers.

Keywords: product innovation, commercialization of the matrix model, individual housing construction industry.

Введение

В планах экономического развития российского правительства отрасль индивидуального домостроения не входит в число приоритетных. Она упоминается лишь в составе факторов, определяющих развитие лесопромышленного комплекса [13, с. 446]. Однако значимость данной отрасли в последнее время растет, и, соответственно, актуализируется потребность в концептуальных схемах управления инновационным развитием объектов данной отрасли.

В целях создания концептуальной модели обычно предлагается предварительная теоретическая конструкция с открытой архитектурой, которая может видоизменяться в результате введения новых данных, управляющих параметров и т.п. В результате по-

добных модификаций, концептуальная схема приобретает черты в наибольшей степени соответствующие специфике отрасли.

Вообще говоря, базовая тематика инноваций основана на теория диффузии и принятия инноваций, в то время как теории коммерциализации основаны на идеях и понятиях организационных и маркетинговых исследований. Теории диффузии инноваций пытаются объяснить, каким образом социальные характеристики групп влияют на принятии/непринятие той или иной инновации. Теории принятия, свою очередь, продолжают это объяснения с точки зрения индивида, находящегося внутри определенной социальной группы.

Теории коммерциализации, которые порой путают с теориями развития новых продуктов, объясняют, какие решения и действия

должны быть осуществлены, для того чтобы продукт вышел на определенный рынок.

Исторически инновационная теория приняла по умолчанию точку зрения социологов, которые рассматривали принятие инноваций как вполне естественный процесс, а тех, кто принимает инновацию, - как конечных потребителей - получателей инновации, т.е. играющих пассивную роль.

В теориях коммерциализации, напротив, подчеркивалась активная роль производителей инновационного продукта, которые задают начальный импульс всей продуктовой производственно - реализационной цепочке.

В целом можно отметить сложность, комплексность и, порой, противоречивость, присутствующие в определениях коммерциализации продуктовых инноваций в научных публикациях по данной тематике.

В одних публикациях говорится о том, что коммерциализация

- это «процесс превращения экспертных знаний в новые усовершенствованные продукты, процессы и услуги, вывод их на рынок с целью получения экономической выгоды» [6].

Другие авторы определяют инновации как «постоянный поток коммерчески значимых идей», коммерциализацию как «генератор локального благосостояния», как нечто, «имеющее отношение к ИР: от лаборатории к конкретному внедрению в промышленности. Использование таких ноу-хау с целью получения нового продукта и будет инновацией» [3, с. 51].

Исследователи организаций, основанных на инновациях (ориентированных на инновационное развитие), натолкнулись на препятствие, состоящее в том, что недостатки определения инноваций не дают возможности выделить влияние организационных факторов на данные процессы [4, 12]. Тем не менее, следует отметить наблюдение о том, что проблемы системного принятия инноваций сказываются, в частности, в том, что затрудняют переход от иерархических структур к проектным организациям. Хороший бизнес -план инновационного проекта неосуществим без четкого определения коммерциализации продуктовых инноваций.

В качестве исходной предпосылки автор принимает следующее определение. Коммерциализация - это скоординированный процесс принятия технических и рыночных решений, результатами которого являются действия, ведущие к успешным последовательным преобразованиям форм нового продукта/услуги от идеи до продукта, принятого рынком. Коммерциализация продуктовых инноваций является процессом, включающим этапы развития продукта от концепта, посредством опытной разработки и внедрения до принятия конкретным рынком.

Еще одной особенностью анализа процесса коммерциализации продуктовых инноваций является их специфичность по отраслям. Поэтому в данной статье рассматривается конкретная отрасль -индивидуального домостроения, чтобы в дальнейшем можно было перейти к обобщениям по результатам анализа и других отраслей.

По мнению экспертов, специфичность конкретной отрасли обусловлена, в частности, уникальным характером неопределенности, свойственной данному виду деятельности.

Неопределенность в получении дополнительных доходов от реализации усовершенствований конечного продукта является основным препятствием для понимания выгод продуктовых инноваций. Рассмотрение специфических рисков коммерциализации факторов, способствующих снижению этих рисков, призваны помочь снижению данной неопределенности.

Неопределенность и риск

Основным типом неопределенности получения дополнительных доходов в отрасли индивидуального домостроения является неопределенность на уровне предприятия. На этом уровне выделяют риски, связанные с использованием новых строительных материалов и изделий, с методикой оценки рисков, с рыночной и конкурентной стратегиями предприятия, размерами компании, условиями конкуренции, изменениями бизнес - циклов.

В то же время, сами строители лучше других понимают специфику своей отрасли и могут данные риски оценить. Так, инновации в определенном месте технологической цепочки имеют свою специфику, поэтому уточнение «маршрутной карты» коммерциализации продукта должно помочь производителям выяснить предпочтения своих потребителей и обеспечить коммерческий успех. Предлагаемый метод идентификации задач и областей коммерциализации в процессе обоснования продуктовой инновации должен

помочь снизить соответствующие риски строительных компаний.

Анализ научных публикаций позволил рационализировать и консолидировать терминологию, заимствованную из трех направлений исследований: теории диффузии инноваций, строительных инноваций и стратегии коммерциализации. Авторское исследование руководствуется принципами, разработанными по каждому из этих трех направлений и консолидированными в приведенных ниже разделах с анализом публикаций. Однако перед тем как объединять информацию из названных направлений исследований, предлагаем обобщенно указать на их различия. Теория диффузии - основная теория для понимания инноваций, стремящаяся пояснить характеристики социальных групп, влияющих на принятие продукта. Теория внедрения инноваций стремится дать более глубокое пояснение характеристик участников тех социальных групп, которые влияют на принятие продукта [10]. Информация, встречающаяся в публикациях о строительных инновациях, заимствуется из этих теорий. К сожалению, в части единства терминологии научная литература по строительству не сильно отличается от популярной [1]. В статьях и монографиях по коммерциализации, в основном, развиваются теории бизнеса. В этих публикациях по коммерциализации, которая иногда ошибочно ассоциируется с разработкой новой продукции, дается объяснение действиям и решениям, необходимым для продвижения продукта на определенном рынке [1, 6].

Модели коммерциализации инноваций совмещают в себе вышеназванные три направления исследований. Эти модели дают описание процесса последовательного принятия решений, предназначенного для координации и оптимизации всех технических и бизнес-решений, необходимых для успешного вывода нового продукта или услуги на рынок. McCoy и др. предложили концептуальную модель коммерциализации, в основу которой положены стадии (время) и функциональные области (для использования передового опыта в сфере техники и бизнеса) по выводу инновационной продукции на рынок [6].

Критическое значение для эффективности применения модели имеют решения и действия на стыке таких стадий и функциональных областей. Действующими лицами - агентами в этой модели являются: продавцы/дистрибьютеры, девелоперы/застройщики, строители / сборщики конструкций, непосредственные потребители/заказчики, общество.

Проблемы в определении деятельности девелоперов/застройщиков

В строительной отрасли существуют разные мнения относительно точного определения термина «девелопер/застройщик». В этой связи необходимо внести ясность в названный термин. Мы считаем девелопера/застройщика предприятием, место которого в строительной цепочке поставок находится между дистрибьюторами или розничными продавцами с одной стороны и строителями/ сборщиками конструкций с другой. Девелоперы/застройщики работают в сфере земельных запасов, управляют процессами закупок и сборки строительных конструкций.

В целом, термином «девелопер» обозначаются руководители по земельным запасам и субподрядчики, обеспечивающие процесс строительства. Отличительная черта застройщиков - эффективное управление процессом строительства, являющееся их ключевой компетенцией. Во многих случаях жилищного строительства девелопер и застройщики представляют собой один и тот же хозяйствующий субъект, причем роль обоих этих лиц в принятии или непринятии нововведений в строительную продукцию крайне схожа. С учетом вышесказанного предлагается считать девелопера/застройщика единой группой заинтересованных лиц, участвующих в решении задач коммерциализации.

Сфера деятельности девелоперов/застройщиков характеризуется децентрализацией ресурсов, знаний и проектов, причем такая децентрализация часто усиливает отрицательное отношение к рискам (несклонность к рискам, как это обозначается в экономической теории). Важным фактором является сопротивление девелоперов/ застройщиков внедрению новых технологий, освоению производства новых продуктов ввиду ожидаемых рисков, с которыми сопряжено такое внедрение.

Здесь требуется уточнение понятий: неопределенность означает вероятность наступления события, тогда как риск представляет собой последствия этого события, в том числе - бухгалтерские. Неопределенность является источником риска [9; 14, с. 18]

Причины сопротивления инновациям часто связаны с факто-

рами неопределенности, характерными для данной отрасли, а именно: специфическими характеристиками строительных площадок -вариативностью площадок, уникальностью объекта, продолжительностью гарантийного срока, ненадежностью поставок и факторами неопределенности, присущими застроенной среде.

Вариативность площадок в строительстве, как правило, определяется как условие деятельности в рамках характеристик площадки и проекта, осуществляемой сетевыми организациями с участием нескольких сторон и в которой принятие важных решений децентрализовано с целью привязки таких решений к проектным площадкам, при этом производственные процедуры стандартизированы для достижения эффективности и контроля качества [4, 11].

Срок службы - длительность жизненного цикла жилых зданий расширяет и риски по сравнению с рисками, присутствующими во многих других отраслях, что обусловливает продолжительность действия гарантий.

Вариативность цепочек поставок и факторы неопределенности в строительной сфере также препятствуют внедрению инноваций. Кроме того, зависимость от первоначально выбранного пути (выбранных технологии, способов решения организационных и производственных задач) является причиной нежелания девелоперов/застройщиков изменять процессы, эффективно работавшие в прошлом.

Жилищное строительство происходит в среде, усиливающей действие фактора неопределенности, связанного с внедрением технологий.

Наконец, соответствие продукта на определенной стройплощадке действующим правилам и нормам может оказаться под вопросом по причине многочисленности существующих стандартов таких правил и норм и разной степени контроля их соблюдения.

Очевидно, понимание и смягчение риска при коммерциализации инновационных решений ускорит успешное продвижение новых технологий. Исследовательский центр Национальной ассоциации жилищно-строительных фирм (NAHB) изучал отраслевые риски, характерные для процесса коммерциализации. Вебсайт NAHBToolbase [7], в ответ на инициативу Партнерства по внедрению новых технологий в сфере жилищного строительства (PATH) о содействии внедрению инновационных продуктов, также предложил классификацию рисков для инновационных продуктов, коммерциализация которых состоялась лишь недавно.

Нам неизвестно о публикациях, прямо указывающих на роль девелоперов/застройщиков и источники их рисков в ходе коммерциализации продуктов для жилищного строительства. В результате, наше исследование выделило из категорий неопределенности и риска, идентифицированных в предыдущих исследованиях (в скобках), список рисков, позднее отнесенных нами к основным решениям нашей концепции коммерциализации:

- Правильность строительно-монтажных работ (с учетом рисков, связанных с работой цепочки поставок, организацией и охраной окружающей среды)

- Жизненный цикл продукции (с учетом технических и юридических рисков)

- Диффузия внутри/между строительными фирмами (с учетом организационных и экологических рисков)

- Уровень информированности о рыночной конъюнктуре (с учетом финансовых и рыночных рисков)

- Сложность (с учетом организационных и экологических рисков)

- Степень соблюдения норм и правил (с учетом операционных и юридических рисков)

Эти категории представляют собой обобщение предыдущих исследовательских и отраслевых источников и формируют шаблон для дальнейших исследований.

Далее можно сформулировать специальную методику параллельного инжиниринга (ПИ) для строительных продуктов, которую назовем «параллельная коммерциализация» (ПК). Параллельный инжиниринг представляет собой методологию разработки продукции, основанную на тесном сотрудничестве заинтересованных лиц из служб маркетинга, инжиниринга и цепочки поставок в ходе разработки и вывода на рынок новой продукции, а также при поиске источников поставки ее компонентов.

Представители строительной отрасли осваивают концепцию параллельного инжиниринга и уже предприняли некоторые шаги для ее применения при проектировании зданий и в ходе строительно-монтажных работ. Применительно к строительным площадкам

параллельный инжиниринг традиционно ограничивается «натурными образцами».

Недавним достижением в области параллельного инжиниринга стала сеть extranet, финансируемая за счет архитекторов и представляющая собой попытку скоординировать проектную информацию на ранних стадиях процесса, основным фактором закрытия которой послужило недостаточное внимание со стороны клиентов [8]. Для обеспечения успешной коммерциализации продукции отрасли нужен еще более глубокий параллельный инжиниринг.

Примером элементарного применения методологии, долгое время ассоциируемой с параллельным инжинирингом, является представление требований к характеристикам изделия (англ. Quality Function Deployment - QFD). Фактически, QFD представляет собой простой метод согласования требований единой группы участников цепочки поставок с требованиями непосредственного поставщика. С 1980 г. многие компании использовали QFD для того, чтобы учесть предпочтения клиентов при разработке новой продукции [2].

Концептуальная схема

Концептуальная схема продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения представляет собой матричную конструкцию 8 х 8 (рис. 1), разделенную на восемь временных этапов и восемь областей технического и бизнес - развития. Соотношения между элементами матрицы обусловлены требованиям к данным на входе и на выходе, установлена возможность регулирования процессов коммерциализации посредством коррекции и/или ввода новых данных в ячейки данной матричной структуры.

Подлежащим матричной структуры (таблицы) являются функциональные области процесса коммерциализации: 1) Концепция, 2) Целесообразность, 3) Планирование, 4) Планирование анализа,

5) Начальный этап производства, 6) Анализ нач. этапа производства, 7) Стандартизация, 8) Выход на рынок.

Сказуемым таблицы (матричной структуры) являются этапы процесса коммерциализации: 1) Проектирование изделия, 2) Технологическое проектирование, 3) Маркетинг, 4) Управление цепочкой поставок, 5) Управление персоналом, 6) Бухгалтерский учет и информационные системы, 7) Финансовый менеджмент, 8) Управление юридическими отношениями.

Наиболее важными для результата коммерциализации являются первые этапы (1-4). Ошибки, допущенные на первых этапах, увеличчивают вероятности более существенных рисков на последующих этапах.

«Маршрутная карта» коммерциализации продуктовой инновации может проходить через некоторые ячейки, не обязательно каждая будет задействована в стратегии развития продукта. В ячейках обозначены действия, которые необходимо предпринять для достижения успеха инновации.

Тестирование концептуальной схемы производится путем сопоставления наиболее распространенных на практике методов и рутин коммерциализации продуктовых инноваций.

Такие функциональные области, как планирование процесса, управление человеческими ресурсами, бухгалтерский учет и информационное обеспечение, являются сравнительно рутинными для отрасли индивидуального домостроения.

Процесс коммерциализации в отрасли индивидуального домостроения характеризуется тем, что крупные инвестиции и расширение объемов выпуска отнесены к заключительным этапам и исполняются с большой осторожностью.

По сравнению с другими отраслями в отрасли индивидуального домостроения меньше внимания уделяется финансовому менеджменту, эта сфера деятельности является сравнительно более ру-тинизированной.

В отрасли индивидуального домостроения значима роль лидеров в процессе коммерциализации. Лидер в строительной корпорации выполняет ключевую функцию координации деятельности всех подразделений компании, результатом которой должна стать успешная коммерциализация.

Таким лидерами в продуктовой цепочке отрасли индивидуального домостроения являются строители/девелоперы. Их риски в большей степени определят успех проекта коммерциализации, чем риски других участников.

Рекомендации по результатам исследования состоят в том, что в интересах успеха коммерциализации риски проекта следует распределить между всеми его участниками, также необходимо обес-

Концепция Целесообразно сть Планирова ние Планиров ание анализа Начальный этап производст ва Анализ нач. этапа производ ства Стандартиза ция Выход на рынок

1 І 3 4 5 6 7 8

1 Проектирова ние изделия РП1: РП2А: РПЗ: РП4: РП5: РП6: РП7: РП8:

І Технологичес кое проектировани е ПП1: ПП2: ППЗ: ПП4: ПП5: ПП6: ПП7: ПП8:

3 Маркетинг Ml: M2: M3: M4: М5: М6: M7: MS:

4 Управление цепочкой постав ок УП1: УП2: УПЗ: УП4: УП5: УП6: УП7: УП8:

5 Управление персоналом ЧР1: ЧР2: ЧРЗ: ЧР4: ЧР5: ЧР6: ЧР7: ЧР8:

б Бухгалтерский учет и информацион ные системы УУ1: УУ2: УУЗ: УУ4: УУ5: УУ6: УУ7: УУ8:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Финансовый менеджмен т УФ1: УФ2: УФЗ:З УФ4: УФ5: УФ6: УФ7: УФ8:

8 Управление юридическим и отношениями ПО1: ПО2: ПОЗ: ПО4: ПО5: ПО6: ПО7: ПО8:

Рис. 1. Концептуальная схема продуктовых инноваций в отрасли индивидуального домостроения.

Обозначения'.

РП - Развитие проекта;

РП1: Идентификация проблемы; РП2А: Концептуальное проектирование, техническое исследование; РП3: Подробное проектирование, внутренние испытания; РП4: Прототип, внешние испытания, РП5: Эксплуатационные испытания; РП6: Пересмотр проекта; РП7: Стандартизация изделия; РП8: Проект изделия следующего поколения.

ПП - Производственное проектирование;

ПП1: Технологическое исследование; ПП2: Отдельные процессы; ПП3: Процессы проектирования; ПП4: Испытания, анализ показателей производственного процесса; ПП5: Измерение времени технологического процесса, качества, издержек; ПП6: Первые производственные результаты, перепроектирование; ПП7: Стандартизированные процессы; ПП8: Усовершенствование процесса.

М - Маркетинг;

М1: Маркетинговое исследование; М2: Соответствие рынку и сегментация; М3: Прогнозирование спроса и маркетинговый план; М4: Анализ маркетингового плана; М5: Тестирование концепции маркетинга; М6: Пересмотр маркетингового плана; М7: Управление продажами; М8: Открытие новых рынков.

УП - Управление поставками;

УП1: Конфигурация цепочки поставок; УП2: Идентификация вариантов источников поставки ресурсов; УП3: Подробная структура цепочки поставок; УП4: Эффективность работы экспериментальной цепочки поставок; УП5: Выполнение производственного цикла; УП6: Корректировка инструментов контроля цепочки поставок; УП7: Стандартизация источников поставки ресурсов; УП8: Совершенствование управления цепочками поставок.

ЧР - Человеческие Ресурсы;

ЧР1: Идентификация руководителей проектов и заинтересованных лиц; ЧР2: Создание руководящих должностей, проектной группы; ЧР3: Формирование штатного расписания; ЧР4: Пересмотр и корректировка штатного расписания; ЧР5: Подбор персонала, создание должностей, подготовка персонала и контроль его работы в ходе производственного цикла; ЧР6: Анализ расходов на содержание персонала, эффективности работы, корректировка персонала и его подготовки; ЧР7: Управление персоналом; ЧР8: Обновление штатного расписания для следующих поколений продукции.

УУ - Управленческий Учет;

УУ: Изучение информационных технологий; УУ2: Разработка системы бухгалтерского учета; УУ3: Разработка информационных систем; УУ4: Установка и тестирование информационных систем; УУ5: Аудит производственного цикла; УУ6: Анализ результатов аудита; УУ7: Стандартизация систем бухгалтерского учета; УУ8: Усовершенствование информационной системы;

УФ - Управление Финансами;

УФ1: Идентификация источников капитала; УФ2: Составление производственного плана; УФ3:Привлечение капитала; УФ4: Оценка капитальных затрат и рисков; УФ5: Финансирование производственного цикла; УФ6: Пересмотр производственного плана; УФ7: Управление капитальными ресурсами; УФ8: Обновление производственного плана.

ПО - Правовое Обеспечение;

ПО1: Идентификация ответственности и законодательных требований; ПО2: Создание патентов, регулятивных норм, регистрация предприятия; ПО3: Разработка контрактов, гарантий; ПО4: Анализ инструментов защиты и стандартов внешними сертифицирующими органами; ПО5: Контроль и запуск производственного цикла; ПО6: Анализ контрактов и стандартов; ПО7: Контроль претензий; ПО8: Адаптация контрактов и стандартов к изменениям внешней среды.

печить трансфер знаний и информации по всей продуктовой цепочке.

По результатам исследования сделан вывод о том, что сопутствующее инженерное сопровождение процесса продуктовой коммерциализации является стратегическим решением проблемы снижения рисков строителей/девелоперов.

Сопутствующая коммерциализация является предиктором коммерческого успеха. Существенным барьером для продуктовой инновации является барьер первичного принятия продукта рынком. Если данный барьер будет преодолен, то успех инновации будет наиболее вероятным.

Литература:

1. Badinelli R.D., McCoy A. P., Koebel C.T., Thabet W. Concurrent Commercialization and New-Product Adoption for Construction Products//European Journal of Innovation Management, 2010, Volume 13, Issue 2, pp. 222 - 243.

2. Chase R., Jacobs F.R., Aquilano N. Operations Management for Competitive Advantage 11th Ed., McGraw-Hill.Clark K.B., Wheelwright D.C. 2006

3. Cornford A. Innovation, Commercialization and Knowledge Based Economic Competitiveness, GT Management Ltd. 2004.

4. Management Ltd.: p. 51. Dubois, Anna and Gadde, Lars-Erik (2002). “The construction industry as a loosely coupled system: implications for productivity and innovation.” Construction Management and Economics, Vol. 20, pp. 621-631.

5. HUD «Overcoming Barriers to Innovation in the Homebuilding

Industry.» Silver Spring, MD, U.S. Department of Housing and Urban Development. April 2005.

6. McCoy A. P., Badinelli R.D., Thabet W. Validating a Commercialization Model for Innovation in Residential Construction: Industry Case Study Analysis// Construction Innovation: Information, Process, Management, 2011, Volume 11, Issue 1, pp. 114 - 133.

7. NAHB Research Center «Commercialization of Innovation: Lessons Learned.» Upper Marlboro, MD, U.S. Department of Housing and Urban Development, Office of Policy Development and Research. August 28, 2001.

8. PATH - Partnership for Advancing Technology in Housing (August 28, 2001) Commercialization of Innovation: Lessons Learned.

9. Pritchard C.L. Risk Management: Concepts and Guidance. ESI International: Arlington, Virginia. 1997.

10. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. The Free Press. New York, NY. 2003.

11. Toole T.M. Uncertainty and Home Builders’ Adoption of Technological Innovations// Journal of Construction Engineering and Management, 1998, 124(4), pp. 323-332.

12. Widen K. Innovation Diffusion in the Construction Sector. Division of Construction Management. Lund, Lund University. 2006.

13. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу// http://mon.gov.ru/work/ nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf

14. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. - М: Академический проект, 2004.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

Смирнов Е.Б., д.э.н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного архитектурностроительного университета

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с целью обеспечения проведения капитального ремонта домов, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Ключевые слова: капитальный ремонт, региональный фонд

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF A REGIONAL FUND REPAIR AND MODERNIZATION OF APARTMENT BUILDINGS

Smirnov E., Doctor of Economics, Professor, Vice Chancellor for Research St. Petersburg State Architectural University

The article deals with the establishment and operation of a regional fund repair and modernization of apartment buildings to provide major repairs of homes located in the corresponding region of the Russian Federation.

Keywords: repair, regional fund

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г № 185 ФЗ Федеральный фонд ЖКХ предоставляет финансовую поддержку Региональному фонду финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД), которыйосу-ществляет следующие функции[3]:

— аккумулирует и учитывает средства граждан (в разре-зеМКД), предназначенные для проведения капитального ремонта;

— осуществляет финансирование капитальных ремонтов МКД на основании утвержденныхмуниципальных программ по проведению капитального ремонта и заявокуправляющих организаций (ТСЖ, ЖК);

— в случаях, когда размер затрат превышаетразмер накопленных средств по МКД, а срок проведения капитального ремонтаис-текает — предоставляет займы, погашение которых осуществляет УО (ТСЖ, ЖК)за счет средств собственников (ежемесячной платы на проведение капитальногоремонта);

— проводит мониторинг расходования средств на выполнение капитальныхремонтов МКД, осуществляет строительный контроль.

Организационно-экономический механизм функционирования Регионального фонда приведен на рис.1.

Этот механизм представляет собой систему целей, задач, прин-

ципов, методов, функций и ресурсов, использова-ние которых позволяет заложить организационные и экономические основы формирования и обеспечения функционирования системы финансирования капитального ремонта МКД путем создания некоммерческих организаций, осуществляющих функции по накоплению средств и по их предоставлению в виде финансовой поддержки на проведение капитального ремонта МКД, т.е. создания и эффективного функционирования нового института жилищной сферы - Регионального фонда капитального ремонта и модернизации МКД (Регионального фонда).

Целью деятельности Регионального фонда является обеспечение проведения капитального ремонта МКД, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, отвечающего требованиям энергетической эффективности, в том числе оснащение таких МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Региональный фонд осуществляет следующие функции [2, 3]:

1) рассматривает заявки лиц, осуществляющих управление МКД, на проведение капитального ремонта МКД за счет средств Регионального фонда (далее - заявки);

2) ведет сбор и учет средств, поступивших в Региональный фонд, от лиц, осуществляющих управление МКД, применительно к каждому МКД;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.