Научная статья на тему 'Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении'

Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3478
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК-МЕНТОР / НАСТАВНИК-ТЬЮТОР / НАСТАВНИК-КОУЧ / НАСТАВНИК-ФАСИЛИТАТОР / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ / НАСТАВНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MENTOR / MENTOR-TUTOR / MENTOR-COACH / MENTOR-FACILITATOR / COMPONENTS OF READINESS / LEVELS OF READINESS / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Татьяна Николаевна

В исследовании представлена дифференцированная оценка профессионализма современного педагога-наставника, основанная на рассмотрении таких понятий, как «ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор», которые имеют свои отличительные особенности. Учитывая содержание представленных понятий, в исследовании выделены уровни готовности педагогических наставников к осуществлению наставнической деятельности. Раскрыто содержание мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного компонентов готовности наставника-ментора, наставни-ка-тьютора, наставника-коуча и наставника-фасилитатора к осуществлению современной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL MENTORING IN A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The study presents a differentiated assessment of the professionalism of a modern teacher-mentor, based on the consideration of such concepts as “mentor”, “tutor”, “coach”, “facilitator”, which have their own distinctive features. Given the content of the concepts presented, the study identifies the levels of readiness of teachers for the implementation of mentoring activities. The content of the motivational-value, cognitive, activity components of the readiness of thementor, mentor-tutor, mentor-coach and mentor-facilitator for the implementation of modern pedagogical activity is presented.

Текст научной работы на тему «Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении»

Опыт регионов

Теплова

Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 18, г. Киров

e-mail: tatyana. [email protected]

Tatyana

Teplova,

primary school teacher, School 18, Kirov

Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении

New technologies of pedagogical mentoring in a general educational institution

Аннотация. В исследовании представлена дифференцированная оценка профессионализма современного педагога-наставника, основанная на рассмотрении таких понятий, как «ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор», которые имеют свои отличительные особенности. Учитывая содержание представленных понятий, в исследовании выделены уровни готовности педагогических наставников к осуществлению наставнической деятельности. Раскрыто содержание мотивационно-ценностного, когнитивного, деятель-ностного компонентов готовности наставника-ментора, наставника-тьютора, наставника-коуча и наставника-фасилитатора к осуществлению современной педагогической деятельности. Ключевые слова: наставник-ментор, наставник-тьютор, настав-ник-коуч, наставник-фасилитатор, компоненты готовности, уровни готовности, наставническая деятельность

Abstract. The study presents a differentiated assessment of the professionalism of a modern teacher-mentor, based on the consideration of such concepts as "mentor", "tutor", "coach", "facilitator", which have their own distinctive features. Given the content of the concepts presented, the study identifies the levels of readiness of teachers for the implementation of mentoring activities. The content of the motivational-value, cognitive, activity components of the readiness of thementor, mentor-tutor, mentor-coach and mentor-facilitator for the implementation of modern pedagogical activity is presented.

Keywords: mentor, mentor-tutor, mentor-coach, mentor-facilitator, components of readiness, levels of readiness, mentoring

Теплова Татьяна Николаевна

Если рассматривать педагогическую деятельность как процесс управления, ее главными составляющими станут такие процессы, которые создают наилучшие условия для мотивации, способствуют развитию обучаемых. Такой подход позволяет выделить в обучении такую функцию педагогического взаимодействия, как наставничество.

В школе появляется новая педагогическая позиция — не педагог-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностного плана образования. Педагог-наставник — новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет, как педагог, передавать знания, а поможет обучаемому выстроить свою индивидуальную образовательную программу.

Цель этого исследования — изучить новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретическое изучение современных технологий педагогического наставничества.

2. Изучить особенности практической реализации новых технологий педагогического наставничества в общеобразовательных учреждениях на примере МБОУ СОШ № 18 г. Кирова и сельской школы Чувашии.

3. Провести сравнительную характеристику 4 ступеней педагогического наставничества.

Гипотеза: педагогическое наставничество работает с принципом индивидуализации, т. е. это личная образовательная траектория обучающегося, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации. Реализуя индивидуализацию обучения, педагог-наставник в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.

Теоретическое изучение современных технологий педагогического наставничества

Я. Коменский считал, что в основе педагогического наставничества заложен принцип индивидуального подхода, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося. Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основное содержание этого принципа — найти адекватные способы передачи содержания разным учащимся.

С.Я. Батышев предлагает новые технологии педагогического наставничества разделить на четыре ступени:

I ступень наставничества:

Педагог-ментор (от лат. Mentos — намерение, цель, дух, mon-i-tor — тот, кто наставляет) — руководитель, учитель, наставник, воспитатель [Батышев 2016]. Менторинг предполагает целенаправленную передачу опыта учащемуся более опытным наставником по типу «делай как я».

II ступень наставничества:

Педагог-тьютор (от лат. Tutorem — наставник, опекун) — в значении «старший, назначенный опекать учащегося в процессе обучения» [Батышев 2016]. «Тьюторинг» направлен на сопровождение процесса обучения учащегося, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику.

III ступень наставничества:

Педагог-коуч (англ. rauch — тренер) — это опытный наставник, способный строить процесс обучения на основе партнерских взаимоотношений, вдохновлять обучающихся на самостоятельный поиск решения проблем [Батышев 2016]. «Коучинг» обеспечивает раскрытие потенциала личности обучаемого.

IV ступень наставничества:

Педагог-фасилитатор (англ. facilitator, от лат. Facilis — легкий, удобный) — это опытный руководитель, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию на основе креативных моделей корпоративного обучения [Батышев 2016].

Практическая реализация новых технологий педагогического наставничества в общеобразовательных учреждениях

Опыт работы наставника-ментора и наставника-тьютора кадетских классов на примере МБОУ СОШ № 18 г. Кирова

С 2012 г. в МБОУ СОШ № 18 г. Кирова организована работа кадетских классов.

Классный руководитель кадетского класса выступает в роли наставника-ментора.

Цель наставника-ментора: разностороннее развитие личности кадета, его высоконравственное гражданское становление на основе интеграции базового, дополнительного и вариативного обучения.

Задачи наставника-ментора: • Создать благоприятные условия для интеллектуального,

нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, всемерного развития их способностей и творческого потенциала.

Теплова Татьяна Николаевна

• Организовать внутренний распорядок, определяемый воинскими уставами, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

• Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, формированию высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути в области государственной службы.

• Способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни.

• Оказывать помощь родителям (законным представителям несовершеннолетних) в воспитании и социальной защите подростков.

В МБОУ СОШ № 18 г. Кирова тьюторское сопровождение в кадетском классе организуют педагог-воспитатель кадетского класса, педагог по строевой подготовке, педагог по ОБЖ и педагоги дополнительного образования.

Цель наставника-тьютора: инициирование и внедрение тьюторских технологий в кадетском образовании. Задачи наставника-тьютора:

1. Формирование команды педагогов, желающих работать в режиме тьюторского сопровождения в кадетских классах.

2. Разработка и внедрение комплекса обучающих программ подготовки специалистов.

3. Инициирование и развитие тьюторского сопровождения в кадетских классах.

4. Научно-методическое обеспечение развития тьютор-ского сопровождения кадетского образования.

5. Разработка концепции и модели организации тьютор-ского сопровождения кадетского образования.

6. Апробация технологий тьюторского сопровождения в кадетских классах.

Оценка эффективности наставнической деятельности МБОУ СОШ № 18 г. Кирова

В результате систематической работы в кадетском классе произошли существенные изменения. Увеличилось число кадет, занятых в кружках и спортивных секциях. С 2015-2016 учебного года школа участвует в региональном эксперименте по физической культуре. Это также способствовало увеличению количества обучающихся кадетского класса, занимающихся спортом.

Увеличилось количество участников различных творческих конкурсов и спортивных соревнований.

Одним из способов повышения качества обучения в кадетском классе является контроль знаний учащихся. Знание наставников о том, как учащиеся продвигаются по учебному

Класс «Юные пограничники» Калининской СОШ

Ефимов Николай Львович -студент Московского Института пограничных войск. Выпускник Калининской СОШ 2015 г.

материалу, как усваивают различные элементы содержания, позволяет наставникам рационально организовать весь учебный процесс и добиться высокого качества знаний.

В соответствии с решением школьного экспертного совета в МБОУ СОШ № 18 г. Кирова организована работа в рамках муниципального эксперимента «Создание и апробация модели кадетских школ и кадетских классов». Разработаны программы воспитания в кадетских классах, систематически проводились уроки мужества, классные часы. Кадеты активно участвовали во всех городских мероприятиях: День города, карнавал «В ритме танца», кадетские балы, вахта памяти, операция «Поздравляем ветеранов», «Ветеран живет рядом», праздничные мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы, и др.

За 2016-2018 учебные годы все кадеты проявили себя незаурядными творческими личностями, став победителями и призерами различных мероприятий.

Следовательно, сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создают наставники кадетского класса, пробудившие у школьника интерес к предмету. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение наставников и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи наставника, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д. Слагаемых в работе наставника-ментора и наставника-тьютора очень много. Мы рассмотрели только небольшую часть.

Наставник-коуч и наставник-фасилитатор в сельской школе Чувашии

В своем исследовании я хочу представить опыт Нору-совской земской, а ныне сельской Калининской средней общеобразовательной школы Вурнарского района Чувашской Республики. Калининская СОШ — одно из старейших общеобразовательных учреждений Чувашии: в 2019 году оно отмечает свое 175-летие.

Эта замечательная дата — большой праздник для многих выпускников разных лет, для тех, кто здесь учится и работает. Из стен школы вышли 6 генералов, контр-адмирал, более 40 докторов наук и профессоров, десятки народных и заслуженных артистов, художников, врачей, учителей, работников АПК.

В настоящее время образовательный процесс осуществляется 28 педагогическими работниками, все они имеют высшую и первую квалификационную категорию. В школе обучаются более 300 учеников из 23 деревень Вурнарского района. Каждое утро два школьных автобуса доставляют учеников к месту учебы.

Наставниками-коучами и наставниками-фасилитаторами являются известные выпускники этой сельской школы.

Теплова Татьяна Николаевна

Наставниками-коучами назначаются выпускники школы, которые в данный момент проходят обучение в высших учебных учреждениях.

Наставниками-фасилитаторами назначаются выпускники школы, которые добились определенного успеха в своей профессиональной деятельности.

Под руководством наставников-коучей и наставников-фа-силитаторов в Калининской средней общеобразовательной школе организованы и активно работают 6 классов: «Юные моряки», «Юные космонавты», «Юные кадеты», «Юные спецназовцы», «Юные десантники», «Юные пограничники».

Наставники-коучи и наставники-фасилитаторы совместно с родителями ведут серьезную работу по патриотическому воспитанию.

Цель программы — развить у детей гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, сформировать высокую ответственность, дисциплинированность, потребность учиться и трудиться на благо семьи, Родины, народа.

Например, наставником-коучем класса «Юные пограничники» является Николай Львович Ефимов — студент Московского Института пограничных войск.

Класс «Юные пограничники» создан в целях формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

Задачи класса «Юные пограничники»: воспитывать мужество, «чувство локтя», любовь к отчизне, давать специальные знания, навыки, позволяющие адаптироваться в обстоятельствах «аварийной» жизнедеятельности и военной службы; приобщить к военной истории.

Наставником-фасилитатором класса «Юных моряков» является контр-адмирал Валерий Андреевич Федоров. Он старший товарищ, наставник и друг. В каждый приезд в Чувашию встречается с классом. У юных моряков тельняшки и морские атрибуты от В. А. Федорова. Как истинный флотский человек, он говорит кратко, емко и точно. Ученики его называют «ходячей энциклопедией». Под руководством наставника-фасилитатора «Юные моряки» учатся вязать узлы, изучают морскую историю и различные типы судов. Постепенно осваивают морскую азбуку и стараются поддерживать флотский порядок в классе.

Наставником-фасилитатором класса «Юных космонавтов» является Муса Хираманович Манаров. Ученики класса «Юных космонавтов» изучают историю авиации и космонавтики. Знакомятся с жизнью и деятельностью летчиков и космонавтов, ежегодно участвуют в республиканской зачетной сессии. Девиз класса «Юные космонавты» - «Дорогу осилит идущий!».

Класс «Юные моряки» Калининской СОШ

Федоров Валерий Андреевич - контрадмирал. Выпускник Калининской СОШ 1966 г.

Класс «Юные космонавты» Калининской СОШ

Муса Хираманович Манаров -

летчик-космонавт СССР. Выпускник Калининской СОШ 1969 г.

Цель программы — воспитать здоровых и сильных ребят. Эмблема — стриж и 14 звездочек вокруг него. Программа развития юных космонавтов: «Дорога к звездам». Любимые песни «Стрижей»: «Я верю, друзья» и «Трава у дома».

В 2017 г. представители класса «Юных космонавтов» участвовали в работе XI республиканского слета «Юных космонавтов» «Нас зовут космические Дали» и районного слета «Звездные дали». Учащиеся Олег Храмов и Игорь Ситников являются победителями республиканского конкурса «Дорога к звездам» в номинации «Рукописная книга». Они подготовили книгу под названием «В скафандре над планетой», посвященную Алексею Архиповичу Леонову, первому человеку, осуществившему выход в космическое пространство.

В 2018 г. ученица Анжелика Александрова стала призером (второе место) VIII молодежных Николаевских чтений в номинации «Вклад в развитие аэрокосмического образования».

Эмоциональное отношение учащихся к школьным патриотическим мероприятиям является важным критерием воспитательной составляющей. Проведенный опрос учащихся показал, что абсолютное большинство школьников отметили вызванные такими мероприятиями позитивные чувства: уважение, гордость, любовь к Родине, благодарность.

Сегодняшняя школа достаточно активна именно в этом направлении работы. Учащиеся хотели бы больше знать о достижениях соотечественников, возможно, хотели бы видеть некоторых из них, встречаться с ними, подражать их поведению.

Наставник, который собственным примером активной деятельности вовлекает учащихся в процесс познания, воспитывает не послушного исполнителя, а «решателя» конкретных жизненных проблем, может воспитать конкурентноспособную, компетентную личность. Наставники-коучи и наставники-фасилита-торы ориентируются на достижение, развитие, саморазвитие. Пробуждая интерес к изучаемому вопросу, наставник осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараясь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся необходим поиск средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Сравнительная характеристика четырех ступеней педагогического наставничества

Подводя итоги исследования, сформулируем основные критерии, показатели и уровни готовности наставников

Теплова Татьяна Николаевна

к осуществлению педагогической наставнической деятельности. Учитывая классификацию ступеней педагогического наставничества С.Я. Батышева, мы выделили следующие уровни готовности наставников к осуществлению наставнической деятельности.

I ступень наставничества: наставник-ментор

Осуществление им наставнической деятельности вызывает существенные затруднения, связанные с выявлением индивидуальных способностей учащихся, установлением с ними учебных взаимоотношений, использованием оптимальных технологий обучения. Предпочтение наставник-ментор отдает больше профессиональной деятельности, чем наставнической. Наставником-ментором выступает чаще всего классный руководитель.

II ступень наставничества: наставник-тьютор

Допустимый уровень готовности наставника к осуществлению наставнической деятельности характеризуется поверхностными теоретическими знаниями о содержании, технологиях, методиках обучения учащихся, основанными на опыте. Достаточный уровень готовности наставника к осуществлению наставнической деятельности характеризуется средним уровнем сформированности его психолого-педагогических, методических, воспитательных компетенций. Наставниками-тьюторами чаще всего выступают школьные специалисты психолого-педагогического сопровождения.

III ступень наставничества: наставник-коучер

Высокий уровень готовности педагога-наставника к осуществлению наставнической деятельности характеризуется его профессионализмом в области применения инновационных моделей обучения и воспитания учащихся, разработкой индивидуальных и групповых программ их профессионального и карьерного развития, самостоятельным поиском знаний, систематическим посещением курсов повышения квалификации наставников. Наставником-коучером выступает чаще всего профессионал, готовый научить, как правильно организовать процесс обучения.

IV ступень наставничества: наставник-фасилитатор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень сформированности психолого-педагогических, методических и воспитательных компетенций педагога-наставника позволяет сконцентрировать внимание учащихся на общих целях обучения и поддерживать позитивную групповую динамику в процессе дискуссии, создать условия для саморазвития учащихся, осмысленного освоения ими программы обучения.

Покомпонентная характеристика представленных выше уровней сформированности готовности наставника к осуществлению наставнической деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1. Критерии, показатели и уровни готовности наставников к осуществлению наставнической деятельности

Крите- Недостаточный Допустимый Достаточный Высокий (наставник-

рии (наставник-ментор) (наставник-тьютор) (наставник-коуч) фасилитатор)

Мотива- Недостаточное Цели и средства Проявляется Ценностное отношение к

ционный осознание необходи- собственной наставни- устойчивое цен- наставнической деятель-

мости осуществления ческой деятельности ностное отношение ности. Основная миссия:

наставнической определены в общем к осуществлению обучение и воспитание

деятельности для виде и не являются наставнической компетентного ученика

эффективного раз- ориентиром и критери- деятельности и к - будущего профес-

вития учащихся, ем деятельности психолого-педаго- сионала своего дела.

предпочтение больше гическим знаниям. Мотивирован как на

профессиональной, Мотивирован в собственные творческие

чем наставнической основном на лич- достижения в наставни-

деятельности ностные достиже- ческой деятельности, так

ния и показатели и на достижения своих

в наставнической учеников

деятельности

Когни- Низкий уровень сфор- Допустимый уровень Средний уровень Высокий уровень сфор-

тивный мированности психо- сформированности сформированности мированности психо-

лого-педагогических, психолого-педагоги- психолого-педаго- лого-педагогических,

методических, вос- ческих, методических, гических, методиче- методических, воспита-

питательных компе- воспитательных ских, воспитатель- тельных компетенций

тенций. Недостаточное компетенций. Знания о ных компетенций. характеризуется теорети-

владение системой содержании, техно- Теоретические ческими знаниями в

внутренних ресурсов, логиях, методиках знания о содержа- области применения

необходимых для корпоративного об- нии, технологиях, инновационных моделей

построения эффек- учения учеников носят методиках обучения обучения и воспитания

тивной коммуникации поверхностный, бес- учеников носят учеников, формами и

в наставнической системный характер, в продуктивный методами их мотивации,

деятельности основном основаны на характер, сочета- разработки индиви-

опыте коллег ющий элементы дуальных и групповых

творчества программ их професси-

онального и карьерного

развития

Деятель- Осуществление Осуществление настав- Осуществление Высокий уровень про-

ностный наставнической нической деятельности индивидуальной фессионализма настав-

деятельности вы- в отдельных ситуациях наставнической ника позволяет скон-

зывает существенные вызывает затруднения деятельности не центрировать внимание

затруднения, связан- при работе с группой вызывает затруд- учеников на общих целях

ные с выявлением учеников, при ис- нений. Способен и поддерживать пози-

индивидуальных спо- пользовании групповых создавать психоло- тивную групповую дина-

собностей учеников, форм обучения стаже- го-педагогические мику для ее достижения

установлением учеб- ров, при установлении и организацион- в процессе дискуссии,

но-производственных благоприятного микро- но-методические создать условия для са-

взаимоотношений со климата между на- условия для само- моразвития стажеров, их

стажером, использо- ставником и стажером. развития ученика, осмысленного освоения

ванием оптимальных Наставничество носит разработать про- программы обучения

технологий обучения характер сопрово- грамму индивиду-

учеников. Наставни- ждения учебно-произ- ального карьерного

чество носит характер водственного процесса развития ученика

инструктажа стажера

Теплова Татьяна Николаевна

Таким образом, в заключении необходимо отметить, что идеальная модель современного педагога-наставника сводится к наставнику-фасилитатору, в палитре профессионализма которого сочетаются элементы менторинга, тьюторинга и ко-учинга. Высокий уровень сформированности его психолого-педагогических, методических и воспитательных компетенций может быть достигнут только в процессе непрерывного профессионального образования, его дополнительной психолого-педагогической подготовки и самосовершенствования.

Заключение

Сопровождение педагога-наставника предполагает выявление и продвижение интереса учащегося по трем векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, — раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного обучающегося.

Педагогическое наставничество заключается в организации образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений (настоящих и прошлых) с интересами и устремлениями (образом будущего). Педагог-наставник создает избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он осуществляет так называемую навигацию его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Российская система образования развивается с опорой на зарубежный опыт. Поэтому вместе с образованием развивается и наш язык: словарный запас пополняется заимствованиями. Можем ли мы заменить новые слова на родные аналоги? В представленной статье изучен вопрос, кто такие тьюторы, коучи, менторы и фисилитаторы.

Менторы — это старшие и опытные профессионалы, которые помогают, дают полезные советы и смотрят на профессиональную деятельность ученика со стороны. Ментор — это источник ценных связей, он помогает с проблемами, которые возникают у учеников. В сфере образования менторство будет полезно для молодых учителей и школьников, переходящих на новую ступень обучения. Для них будет полезны связи и опыт старших товарищей. Чем-то менторство напоминает институт наставничества, существовавший в Советском Союзе.

Тьюторы существуют в России уже более двадцати лет. Однако до сих пор не всем понятна их роль в образовательном процессе. Тьюторы не учат и не оказывают психологическую

поддержку. Главная задача тьютора — сопровождение. Он помогает ребенку выстроить собственную образовательную программу, исходя из его личных целей. Тьюторы помогают детям адаптироваться к новой ситуации, будь то перемена школы или переход на новую ступень обучения. Они помогают сформировать собственный образовательный запрос у ребенка, его цель и методы ее достижения. Задача тьютора — поддерживать интерес ребенка к развитию и обучению.

Коучи также относятся к сопровождающей деятельности. В отличие от тьюторов, коучи не осуществляют поиск цели и интересов обучения ребенка или взрослого. Коучи работают с целью: развивают сильные стороны ученика, ищут более эффективные способы достижения цели. Поэтому часто по-русски их называют тренерами успеха. Главная задача коуча — повысить КПД ученика, привести его к успеху в личной или профессиональной жизни.

Идеальная модель современного педагога-наставника сводится к наставнику — фасилитатору. Педагог-фасилитатор — это наставник, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие. Фасилитация — человеко-центрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал. щ

Алексашина 2017 — Алексашииа И.Ю. Наставничество и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем / С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб., 2017. 153 с.

Багракова 2018 — Багракова А.А. Наставничество в общеобразовательном учреждении // Образовательные технологии. 2018. № 4. С. 56-69.

Батышев 2016 — Батышев С. Я. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции, ч.1. М., 2016. 324с.

Иванов et al. 2015 — Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2015. С. 8-16.

Льюис 2018 — Льюис Г. Педагог-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний / Пер. с англ. М.: Амалфея, 2018.

Масалимова 2017 — МасалимоваА.Р. Корпоративная подготовка наставников. М.: Изд-во «Печать-Сервис — XXI век», 2017. 183 с.

Мухаметзянова, Шайхутдинова 2017 — Мухаметзяиова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения // Дидактика профессиональной школы: сборник статей. Казань, 2017. С. 30-37.

Тьюторская педагогическая ассоциация — Тьюторская педагогическая ассоциация. URL: http://www.thetutor.ru

Фролова 2017 — Фролова А.В. Роль наставничества в гражданско-патриотическом воспитании школьников // Педагогическое образование и наука. 2017. № 6. С. 32-41.

Ходаков 2016 — Ходаков А.И. Мастерам и наставникам педагогические знания. М.: Знание, 2016. 121 с.

Шишов 2017 — Шишов Р.А. Компетенции как критерии оценки кандидата в наставники и деятельности наставника // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.