Новые технологии и радиовещание в сети интернет (на примере «DeutschlandRadio» - «Дойчландрадио»)
Posted October 3rd, 2008 by Editor
o Интернет-журналистика
o Выпуск №2. 2008г. o Рыбакова Мария Викторовна
New Technologies and Radio Broadcasting in the Internet: the Case Study of ‘DeutschlandRadio’
Рыбакова Мария Викторовна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель редактора отдела международной политики и экономики деловой газеты «РБК daily», rybakowa@mail.ru
Rybakova Marina V.
Doctoral Student, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University, deputy subeditor of ‘RBC Daily ’ foreign politics and economics desk, E-mail: rybakova@mail.ru
Аннотация
В данной статье автор поставил себе целью систематизировать, изучить и проанализировать новые технические возможности радиовещания в западной Европе, в частности, в Германии, а также те новые формы и средства коммуникации, которые они предоставляют.
Ключевые слова: интернет, подкастинг, новые технологии, коммуникации, подписка. Abstracts.
The author aims at a systematic study and analysis of new technologies used in radio broadcasting of Western Europe, Germany in particular, and of new formats and means of communication they represent.
Key words: internet, podcasting, new technologies, communications, subscription.
В настоящее время в Германии все крупные теле- и радиостанции имеют свои высокотехнологичные интернет-сайты и конкурируют друг с другом за внимание слушателей в глобальном интернет-пространстве всеми доступными способами. В дальнейшем развитии и внедрении новых технологий заинтересованы и общественноправовые, и частные ТРК. Практически каждый день создаются новые сервисы, обеспечивающие пользователям более быстрый и удобный доступ к информации и развлекательным приложениям. Сегодня сайты теле- и радиостанций не только предоставляют своим слушателям возможность слушать программы в прямом эфире, но и возможность доступа к архивным материалам, таким образом, абсолютно вся информация становится доступна любому посетителю ежедневно и круглосуточно.
В настоящее время слушать радиопрограммы можно в разных форматах, самыми распространенными из которых являются MP3, Flash, OGG и WMP. Почти все крупные ТРК предлагают сегодня подкастинг-сервис. Термин «подкастинг» (podcasting) был образован от названия плеера iPod, выпускаемого фирмой Apple и слова broadcasting, что означает широковещание. Впервые термин «подкастинг» ввел в обиход ведущий канала MTV Адам Карри. Подкастинг - это способ распространения звуковой или видеоинформации в интернете. Слово «подкастинг» не только уже официально включено в Оксфордский словарь (New Oxford American Dictionary), но и получило награду как слово 2005 года. Эрин Маккин, главный редактор словаря, комментирует это событие следующим образом: «Это слово было включено в словарь в 2004 году, но мы не увидели, что его использует много людей. Очень многие были даже не знакомы с самой концепцией. Но в этом году [2005 г. - М.Р.] ситуация кардинально изменилась. Слово присоединилось к популярности феномена iPod»1.
Подкастами сейчас обычно называют аудио- или видеоэпизоды или передачи, выкладываемые в Сети в виде выпусков, которые можно легко скачать на аудио- или видеоносители, совместимые с компьютером и имеющие доступ к интернету. Подкастинг основан на технологии RSS (Really Simple Syndication), благодаря которой интересующая информация появляется на компьютере практически в момент ее выкладывания в Сети.
Используя подкастинг-сервисы, пользователь получает возможность скачивать ежедневные аудио- или видеоэпизоды (подкасты) с последними новостям дня и прослушивать их с помощью компьютера, плеера, автомагнитолы, мобильного телефона и домашней стереосистемы с поддержкой самых распространенных формата аудио и видео. Подписка на подкаст-сервисы может осуществляться как на основе абонентской платы,
так и бесплатно, условия зависят от конкретной ТРК. Пользователи могут скачивать и прослушивать прямо на сайте любые отдельные эпизоды или же подписаться на RSS-канал.
Помимо того, что с помощью подкаст-сервисов можно закачивать подкасты нужных сайтов на плейер и слушай их в дороге вместо того, чтобы читать их на компьютере, эти технологии позволяют также вести собственный аудиоблог, в котором, в отличие от обычных дневников не пишут, а говорят. И даже организовать персональное радио-шоу с помощью микрофона, подключенного к ПК, диктофона или МР3-плеера.
Попытки рассмотреть и систематизировать типологические признаки радиосайтов были предприняты в ряде научных трудов современных исследователей, которые предлагают рассматривать типологические признаки радиосайтов с двух сторон - вербальновизуальной (текстовые и графические материалы сайта) и звуковой. В принципе, то, что в ФРГ сложилась дуальная система телерадиовещания заметно не только по эфирам теле и радиостанций, но и в глобальной Сети. Интернет-сайты общественно-правовых телерадиокомпаний очень сильно отличаются от сайтов частных ТРК. Ряд принципиальных отличий можно наблюдать не только в дизайнерском оформлении сайтов, но также в структуре и способе подачи информации.
«Формат вещания и визуализация сайта напрямую зависят от целевой аудитории и назначения. В свою очередь, именно формат часто влияет на графическое оформление и рубрикацию сайта станции, на языковые особенности, как текстов, так и вещания, а также на способы программирования и организацию интерактивной коммуникации»2. Так, частные теле- и радиокомпании стремятся привлечь внимание яркими картинками, скандальными фотографиями известных людей, викторинами, конкурсами и розыгрышами призов. Их язык прост, зачастую изобилует молодежным сленгом, жаргонизмами, неологизмами и не всегда понятными сокращениями.
Также неотъемлемой частью их контента являются всевозможные рейтинги и хит-парады, нередко составляемые при участии самих посетителей сайтов. Это, в свою очередь, также является дополнительным средством привлечения аудитории, так как предоставляет возможность влиять на эфир. В целом, можно сказать, что ориентация на вкусы аудитории
- основной принцип программной политики частных ТРК, что не может не отразиться на их интернет-сайтах. Не получая никакой финансовой поддержки со стороны, они существуют, в основном, за счет рекламы. Соответственно, чем больше их аудитория и
посещаемость сайтов, тем больше рекламы удастся привлечь и тем больше денег они могут заработать.
По части содержания можно сказать, что, несмотря на обильное использование сниженной лексики и жаргонизмов, частные ТРК балансируют строго на грани дозволенного. Юридические отделы работают очень внимательно, ведь проблемы с сайтом автоматически означают проблемы для всего телеканала, чреваты крупными штрафами и могут даже привести к потере лицензии. Следует отметить, что контроль за информационным наполнением и видеорядом в сфере частного телерадиовещания столь же жесткий, как и в сфере общественно-правового, хотя и осуществляется по другой схеме.
Сайты общественно-правовых ТРК отличаются более строгим дизайном, фотографии и изображения практически отсутствуют, а основная ставка делается на информационные программы и эксклюзивные репортажи из разных стран мира. Качество как аудио, так и фото- и видеоинформации - самого высокого качества. Информация, содержащаяся на сайтах общественно-правовых ТРК, практически идентична тому, что было в эфире. Опросы и викторины также присутствуют, но они посвящены, в основном, общественноправовым проблемам. Влиять на содержание таких ТРК посетители сайтов почти не могут
- таковы особенности программной политики. Проигрывая в интерактивности, общественно-правовые телерадиокомпании и их сайты пока сохраняют достаточно прочные позиции, и сайты крупных общественно-правовых ТРК по посещаемости практически не уступают лидерам среди частных ТРК.
Нужно также отметить одну важную деталь. Среди частных телерадиокомпаний встречается немало таких, которые вещают только в глобальной сети. Что же касается общественно-правового вещания, то, поскольку число прямых и ассоциативных членов «АРД» (АЯС) строго ограничено, то все они являются эфирными. Существование общественно-правового канала, который существует только в интернете, невозможно.
Важно отметить, что за последнее время сильно изменилась и социально-демографическая картина пользователей интернета. Так, в 1998 г. Пользователи-мужчины составляли 72%
(в 1997 г. -73%), самой активной возрастной группой были лица от 30 до 39 лет (34%), среди образовательных групп на первом месте были люди с высшим образованием (43%), среди работающих - люди, занятые полный рабочий день (63%), в группе учащихся -студенты и школьники (20%). Порядка 80% всех владельцев компьютеров пользовались
электронной почтой, столько же регулярно искали в Интернете разного рода информацию и 59% пользователей читали новости . Сейчас, когда глобальные сети уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь и особая активность наблюдается среди молодежи, эти данные могут вызвать некоторое недоумение. Как следует из аналитических обзоров, проводимых службами «AРД» и «ЦДФ» (ZDF)4, за последние десять лет социально-демографическая структура пользователей интернета в ФРГ сильно изменилась. Так, значительно возросло число пользователей женского пола - до 49,9% в 2006 году (в 1997 г. - всего 3,3%), а число учащихся среди пользователей интернета к 2006 году превысило число работающих: 95,5% против 72,1% соответственно.
На данный момент «Дойчландрадио» (DeutschlandRadio) является самой крупной радиостанцией ФРГ и единственной, вещание которой охватывает всю территорию страны. Она относится к числу общественно-правовых ТРК и является ассоциативным членом «AРД», поэтому имеет возможность обмениваться материалами с другими членами этого объединения. Все это важно учитывать при анализе структуры сайта, его графического оформления, содержания и языковой стилистики. Именно членством «Дойчландрадио» в «AРД» объясняется огромное количество перекрестных ссылок как на главный сайт «AРД», так и на сайты других партнерских ТРК.
Благодаря тому, что сайт не перегружен фотографиями, ориентироваться на веб-странице довольно легко. Так, справа располагается рубрикатор по темам (политика, экономика, наука, образование, литература, культура, будущее, радиоспектакли, музыка, детские передачи, СМИ) и имеющиеся сервисы (обзор событий за день, анонсы передач, новости, погода, дорожное движение, календарь культурных событий, онлайн магазин).
Основное внимание на сайте «Дойчландрадио» уделяется доступу к эфиру в режиме онлайн, который для удобства пользователей возможен во многих популярных форматах: MP3, Flash, OGG и WMP. Доступ к архивным материалам предоставляется, в основном, в форматах MP3 и Flash. Главные новости на сайте радиостанции можно не только прослушать, но и прочитать в текстовом формате. В колонке справа можно в режиме реального времени наблюдать за тем, какие передачи идут в эфире, а под расписанием эфира расположены подкастинг-сервисы. Подписка на подкасты у «Дойчландрадио» осуществляется по двум направлениям: можно выбирать либо определенные темы, либо конкретные передачи. Тематическая подписка возможна в трех вариантах: экономика и потребление, образование и наука и литература.
Что касается подписки на конкретные передачи, то тут выбор значительно шире. Так, из программ «Дойчландфунк» (Deutschlandfunk) , в частности, доступны следующие: «Книжный рынок» (Buchermarkt) , «Студенческий городок и карьера» (Campus & Karriere), «Компьютер и коммуникации» (Computer & Kommunikation), «Германия сегодня» (Deutschland heute), «Мир» (Eine Welt) и другие.
Из программ «Дойчландрадиокультур» (DeutschlandradioKultur) доступны следующие передачи: «Из архивов» (Aus den Archiven), «Блог-игры» (Blogspiel), «Широкая пленка» -передача о развитии средств массовой информации (Breitband), «Репортаж» (Die Reportage), «Фильмы недели» (Filme der Woche), «Литературная критика» (Buch-Kritik), «Новости культуры» (Kulturnachrichten) и другие. Следует отметить, что, несмотря на достаточно широкий выбор, для подкаст-подписки доступен далеко не весь перечень программ радиостанции «Дойчландрадио».
Самый распространенный аудио-формат - MP3, поэтому большинство аудиофайлов доступны именно в нем. Примечательно также, что со страницы «Дойчландрадио» осуществляется также подписка на подкастинг-сервисы «AРД» и «Немецкой волны» (Deutsche Welle), а с сайта «AРД» - на сервисы всех остальных общественно-правовых ТРК Германии. По сумме своих возможностей подкастинг является синтезом преимуществ интернета и радио и телевидения. Поскольку «Дойчландрадио» радиостанция, передача видео-контента с её интернет-сайта не ведется, а вот ее партнерские ТРК «AРД» и «Немецкая волна», предлагают и видео-подкастинг, причем последняя - на разных языках.
Подкастинг-сервисы эти телерадиокомпании начали развивать еще в 2004 году, то есть практически сразу после появления этого нововведения, динамика роста популярности которого просто поражает. 28 сентября 2004 года блоггер и колумнист Док Сирлс стал отслеживать количество результатов, которое выдавала поисковая система Google на запрос слова «подкаст». В тот день их было всего 24. 30 сентября их стало 526, тремя днями позже - 2750. Это число удваивалось каждые несколько дней, пересекло отметку в 100.000 уже 18 октября. Годом позже этот показатель составил 100.000.000. Сегодня же поисковые системы выдают результаты порядка 239.000.0005.
Некоторые эксперты считают, что популярность такого удаленного доступа к телерадиоэфиру приведет к тому, что у традиционного эфира останется все меньше слушателей. Это не совсем верно. Скорее, эта тенденция лишь подчеркивает тот факт, что
современные СМИ становятся все более мобильными. Согласно статистике, число радиослушателей год от года стабильно уменьшается, а число пользователей интернета (в том числе и тех, кто смотрит и слушает сетевые СМИ), напротив, так же стабильно растет. Поэтому единственная возможность для эфирных средств массовой информации сохранить за собой свою аудиторию - это предложить ей удобные и разнообразные мобильные сервисы, чтобы таким образом «привязать» к себе слушателя. Именно для этого и служит подкастинг, а также абонентские сервисы.
Согласно последним исследованиям немецких специалистов6, аудитория онлайн-радиослушателей растет. Еще в 2002 году их число находилось в пределах статистической погрешности, однако уже к 2006 году оно возросло до 11% всех пользователей интернета.
Важной особенностью сайта «Дойчландрадио» также является то, что со стартовой страницы пользователям предоставляется возможность доступа к обеим радиопрограммам станции «Дойчландфунк», которая ведет передачи из Кельна и «ДойчландрадиоКультур», которая готовится в берлинской студии радиостанции. Для удобства пользователей оформление сайтов программ различается по цвету. Главная страница выполнена в серых тонах, страница «Дойчландфунк» - в голубых, а «ДойчландрадиоКультур» - в оранжевых. Ссылки на сайты партнерских телерадиокомпаний («АРД», «ЦДФ», «Феникс»
(«Phoenix»)) даны в самом низу этих трех страниц.
Что касается жанров в эфире радиосайтов, то они, как отмечает А.В. Колодкин , в основном, идентичны жанрам оффлайного эфира с той лишь разницей, что в онлайновом эфире любой жанр обрастает интерактивными компонентами - ответами на выступления слушателей-пользователей в форумах, чатах, гостевых книгах радиостанций, интернет-голосованиями по определенным вопросам. Нередко слушатели, которые хотели задать вопрос в прямом эфире, но не смогли этого сделать, заходят на сайт радиостанции и оставляют вопрос там. Таким образом, онлайн-интерактив в данном случае является продолжением эфирного вещания. Все вышесказанное характерно, в частности, и для «Дойчландрадио».
Среди информационных жанров в эфире радиосайтов преобладают следующие : радиосообщение, интервью, радиорепортаж, радиоопрос, обзор прессы, обозрения. Следует отметить, что для онлайн-эфиров характерно наличие нескольких модераторов и дискуссионная манера подачи материала, даже тогда, когда это не характерно для жанра передачи. Таким образом, дискуссия побуждает пользователей активнее участвовать в
процессе, отвечать на задаваемые ведущими вопросы, задавать свои, а также оставлять комментарии и пожелания.
Условия доступа на радиосайт также напрямую зависят от конкретной ТРК. К примеру, большинство общественно-правовых телерадиокомпаний предоставляют пользователям бесплатный вход на веб-страницу и бесплатный же доступ ко всем материалам. Ряд частных ТРК предоставляют бесплатный доступ только после предварительной регистрации на сайте - посещаемость сайта является показателем его популярности и статусности в глазах рекламодателей. Тем не менее, сегодня большинство радиосайтов отказывается от предварительной регистрации. Для подсчета числа посетителей существует большое количество специальных программ. Подсчет посещений производится автоматически и участия самих пользователей не требует. Исследователи подсчитали, что необходимость регистрации серьезно снижает число посетителей -сегодня пользователи не хотят тратить свое время на заполнение каких бы то ни было форм. Таким образом, ограничение доступа делает онлайн-СМИ неконкурентоспособным.
Также довольно распространенной формой является сочетание бесплатного доступа к эфиру ТРК в режиме реального времени с платным доступом к архивным материалам. Аналитики считают, что такой вариант платно-бесплатного доступа достаточно жизнеспособен, и те интернет-СМИ, которые его применяют, не скоро откажутся от него в пользу полностью бесплатного.
1. Цитата по ст. В. Мятина. Подкастинг - синтез Интернет и радио. www.iXBT.com.
2. Колодкин В. A. Радиовещание в Интернете: принципы, функционирование, типология и структура сайтов. М., 2005. С. 114.
3. Ibid. S.82-83. Цит. по: Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетии: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Г ермании I Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики. М., 1999. С. 553.
4. ARD-Online-Studie 1997, ARDIZDF-Online-Studien 1998-2006. В 1997-2006 гг. данные приводятся по пользователям, которые пользовались интернетом время от времени. Данные за 2006 год приведены по числу тех, кто пользовался интернетом в последние четыре недели.
5. http:IIwww.ixbt.com
6. ARDIZDF-Online-Studien 1999-2006.
7. Колодкин Владимир Aлексеевич. Радиовещание в Интернете: принципы, функционирование, типология и структура сайтов. М., 2005. С. 120.
8. Там же.