Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития
Людмила Круглова
На современных технологических площадках формируется новый тип аудиального контента. В отличие от традиционного радио он существует по другим законам, но сохраняет природу аудиального языка. В статье рассматриваются история становления и особенности функционирования российского аудиоподкастинга в условиях развития медиарынка, выделяются проблемные зоны, анализируются популярные каналы и их специфика. Ключевые слова: подкастинг, аудиоподкастинг, радио, радиовещание, Интернет.
© Круглова Людмила Алексеевна кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), [email protected]
История возникновения и основные определения аудиоподкастинга
На протяжении всей своей истории -с момента начала массового распространения в 1920 гг. и до наших дней - радиовещание непрерывно рефлексировало по поводу множественных социальных, политических и технологических изменений, революционных достижений в области науки, преобразования медиапро-странства, каждый раз оперативно адаптируясь к новым реалиям (Горохова, 2011). Результатом таких процессов становилось появление новых жанров программ, вещательных форматов, инструментов и средств выразительности (Шерель, 2004). Похожие явления мы наблюдаем в начале текущего века, когда мир вступил в фазу бурного роста интернет-аудитории. Распространение и постоянная модернизация технологий Всемирной сети оказало (и продолжает оказывать) определяющее влияние на локальные рынки медиа различных стран и - глобально - на структуру медиаэкономики всего мира (Вартанова, 2016). Свой вклад Интернет внес также и в развитие аудиокультуры. Именно благодаря ему в жизнь был воплощен замысел классика драматургии Бертольда Брехта. В конце 1920 гг. немецкий театральный деятель выступил с программной публи-
кацией, где заявил, что «радиовещание надо превратить из распределительного аппарата в аппарат коммуникативный. Радиовещание может стать великолепнейшим из всех мыслимых коммуникативных аппаратов общественной жизни, небывалой системой каналов, то есть оно может стать таким, если сумеет не только передавать, но и принимать, следовательно, если сумеет сделать слушателя не только слушающим, но и говорящим и не изолировать его, а завязать с ним отношения. Радиовещание должно выйти из роли поставщика и сделать поставщиком слушателя» (Брехт, 2014: 20). Собственно, данная идея и стала основополагающей для такого направления в аудиокультуре, как подкастинг.
Среди всего многообразия на американском рынке медиа стоит выделить наиболее яркий продукт с многомиллионной аудиторией, с которыми аналитики зачастую связывают своеобразную реинкарнацию подкастинга. Речь идет о шоу «Это американская жизнь» (This American Life) одного из самых знаменитых радиоведущих США Айры Гласса на чикагской радиостанции WBEZ. В каждом его выпуске интересно и трогательно рассказывается об одном аспекте жизни простых американцев. Именно авторы «Американской жизни» в 2014 г. создали детективное шоу Serial в жанре журналистского расследования. В общей сложности все его эпизоды скачали более 250 млн раз. Второй же сезон проекта под названием S-Town в день выхода претерпел 10 млн загрузок. Столь многочисленная аудитория поспособствовала привлечению в подкастинг крупных рекламодателей. Стоимость тысячи «показов» рекламного объявления в популярных подкастах в конце 2014 г. колебалась между 20 и 45 долл. США. Тогда как телесети зарабатывали на том же количестве рекламы от 5 до 20 долл., а радиостанции - от 1 до 18 долл.1
Термин «подкастинг» появился благодаря популярности плееров iPod, продукции компании Apple. В каждом проигрывателе этой фирмы установлена программа Itunes. Изначально она перенаправляла пользователя в интернет-магазин музыки, позже в эту программу был включен RSS-агрегатор. RSS - формат, с помощью которого можно транслировать контент и подписываться в Интернете на интересующие темы. Его разработчиком стал Дэйв Вайнер. Однако этим изобретением долгое время никто не интересовался, до тех пор, пока Вайнер не сделал для своего знакомого журналиста Кристофера Лайдона подборку с аудио. У Лайдона была своя студия, и вскоре ему пригодилось использование RSS, чтобы выкладывать файлы с различными интервью. Впервые слово «подкастинг» прозвучало в эфире в 2004 г. из уст виджея MTV Адама Карри. Ведущий был знаком с Вайнером и с помощью его изобретения запустил шоу Daily Source Code.
Свой первый выпуск он записал по дороге в Голландию пока ехал в своей машине. Первыми словами стало: «Всем доброе утро и добро пожаловать на Daily Source Code. Спасибо, что потратили свое время на скачивание этого МРЗ-файла. Спасибо, что подписались. Первое, что я хочу сделать, это объяснить, что такое Daily Source Code»2. С технической точки зрения подкаст Карри можно назвать икониче-ским. Аудитория любого шоу, которое упоминал Карри,увеличивалась в два раза. Каждый новый выпуск подкаста Карри скачивался в плеер при подключении к компьютеру. Именно на основе этой опции (iPodder) была придумана первая программа для подписки и скачивания под-кастов - iPodderX. Сначала Apple подала в суд на создателей этой программы из-за названия, но уже через год добавила в Itunes раздел с подкастами. На презентации этой функции Стив Джобс упомя-
нул именно подкаст Карри (Макеенко, 2007).
В том же 2004 г. уже на страницах британского издания «Гардиан» (The Guardian) вышла статья под громким заголовком «Звуковая революция»3. Обозреватель газеты Бен Хаммерсли констатировал в своем материале стремительное развитие радиовещания на пространстве Всемирной сети: «Имеются все ингредиенты для прорыва в любительском радио». Пионеры интернет-радио решили проверить теоретические исследования о возможности совмещать должности издателя, вещателя, журналиста и редактора и взаимодействовать с аудиторией напрямую. «Это то, о чем газеты могут только мечтать...» -приводил автор слова бывшего журналиста издания «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) и радиостанции National Public Radio, ведущего собственный подкаст, Кристофера Лайдена. По его словам, под-кастинг позволил совместить интимность голосового восприятия информации, интерактивность блог-платформ и удобство портативных устройств, способных загружать и воспроизводить файлы в формате MP3. Таким образом, этот тип вещания представляет собой симбиоз из лучших черт различных видов медиа, которым в качестве полезного инструмента для получения информации способен воспользоваться как журналист, так и его аудитория4.
Есть версии, что подкастинг - это расшифровка фразы «Personal on Demand Casting» («Персональное вещание по требованию) или «Personal Option Digital Casting» («Персональное цифровое радио по требованию»). А среди вариантов названия были такие, как «аудиоблогинг» (от англ. audio blogging) и «партизанские медиа» (от англ. guerilla media) .
Именно с помощью IPod и RSS стало возможным скачать любимую программу (ау-диоподоборку, интервью, аудиоблог) на
компьютер или на свой плеер, чтобы слушать ее в удобное время в режиме offline. В термине «подкастинг» объединены два слова: «Ipod» и «broadcasting» (англ. - повсеместное, широкое вещание). Отсюда можно заключить, что подкастинг - это формат для аудио- или видеоматериалов, которые публикуются в Сети. Безусловно, зачитать любой текст и записать его на аудионоситель было возможно уже давно. Однако сделать эту запись доступной сразу для человека в любой точке мира стало возможным лишь с соединением технологий Ipod и высокой скорости передачи данных в Интернете. Серия этих материалов размещается по одному адресу, имеет своего исполнителя, тематику и периодичность.
Впрочем, сегодня, ввиду существенных изменений в технологической конъюнктуре медиарынка, определение формулируется несколько иначе: «пакет мультимедиа файлов, которые можно загрузить из Интернета и воспроизвести на компьютере или мобильном устройстве»5.
Российские исследователи, в свою очередь, несколько конкретизируют толкование: «Подкастинг - это доставка контента на портативные медиаплееры по запросу пользователя, который может прослушать полученный контент, когда ему будет удобно <...> Одним из основных достоинств технологии является то, что слушатель может подписаться на подкасты конкретной тематики. Это означает, что на его компьютер будут скачиваться только материалы, удовлетворяющие критерию поиска по теме»6.
А.С. Герасименко (2007: 10) охарактеризовал подкастинг как «формат радиовещания в Интернете, позволяющий скачивать передачи по сети Интернет, слушать их на компьютере, КПК или переносном МРЗ-плеере, а также размещать новые передачи в сети Интернет». И.В. Лит-виненко (2015) не соглашается и вспоми-
нает слова своего коллеги Ю.А. Ковалгина. Он говорит о том, что подкастинг прежде всего ориентирован на удовлетворение вкусов определенной целевой аудитории7.
Иногда, чтобы простым языком объяснить, что такое подкастинг, обращаются к формулировке «радио в Интернете». Некоторые эксперты полагают, что с появлением Интернета привычные форматы средств массовой информации изживут себя, особенно неблагоприятные перспективы прочили печати и радио. Однако радио сумело и сохранить свои позиции, и влиться в интернет-тенденции. По словам социолога Мануэля Кастельса (2004: 223), Интернет - это не только технология, но и техническое средство, организационная форма, распределяющая информационные возможности, генерацию знаний и способность организации сетей по всем областям деятельности. При этих условиях и наступил этап возрождения радио, и благодаря Интернету это СМИ становится самым распространенным средством связи в мире.
Разделять радио и подкастинг все-таки не стоит. Радио из всех медиа больше всего влияет на воображение потребителя. Были сформулированы выразительные средства радио, разделенные на две группы: природные, формообразующие и стилеобразующие (Шерель (ред.), 2005). Большинство из этих средств применимы и к подкастам. К группе природных, формообразующих относятся речь, музыка и шумы, а также документальные записи. Стоит отметить, что шумы и документальные записи в подкастах мало используются. Это можно легко объяснить одной из идей подкаста: создавать его можно в удобной, уютной и домашней обстановке, шумы и документальные записи придают некоторый официоз происходящему и подразумевают более серьезную, журналистскую подготовку. К группе сти-
леобразующие выразительных средств относится монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена и технические способы звукообразования (например, реверберация). При создании подкаста монтаж необходим хотя бы потому, что это не прямой эфир и есть возможность, даже необходимость вырезать какие-то неудачные моменты, длинные паузы и т.д. К тому же монтаж для встраивания музыкального оформления - это визитная карточка любого подкаста, позволяющая выделиться или вызвать нужные ассоциации. Приемом «голосовой грим», то есть приданием речи эмоции и ритма, который соответствует описываемому событию, пользуются не все создатели подкастов. Хотя он всегда привлекает к себе внимание. Из стилеобразующих средств для подкаста не актуальна звуковая мизансцена, потому что большинство подкастов пишется одними и теми же людьми.
Подкасты публикуют как сами средства массовой информации, так индивидуальные пользователи, среди которых много журналистов. Подобные аудиоблоги становятся яркими представителями молодого поколения онлайн-медиа. Подкаст как личный дневник журналиста позволяет обеспечить свободу доставки и распространения информации среди аудитории. Е.М. Пак в статье «Блоги в системе творческой деятельности журналиста»(2011) обозначает положительные стороны использования блогов журналистами. Это и инструмент исследования, и средство убеждения и возможность общения с авторами и между собой. В книге А.В. Попова «Блоги. Новая сфера влияния» (2008: 168) указаны различия СМИ от индивидуальных проектов журналиста. Попов делает акцент на том, что основным преимуществом подкаста является независимость автора и возможность слушателя выбрать именно то мнение и тот формат, который ему удобен.
Зарождение подкастинга в России
В статье «Аудиодневник как "народный" жанр российской радиожурналистики» А.А. Журавлёва (2014) говорит о прообразе подкастинга в теле- и радиоиндустрии. Концепция таких дневников и идея народного вещания родилась в Великобритании, в медиакорпорации Би-би-си (ВВС), в начале 90 гг. ХХ в. Первыми в эфир вышли видеодневники. Они выходили в цикле программ «Видеонация» и записывались разными людьми на видеокамеру. Спустя какое-то время этой идеей вдохновилось радио Би-би-си, и жанр дневника перешел из телевизионного формата в радийный. Позже этот формат распространился и в других странах, в том числе и в России. Дебют аудиоднев-ника у нас состоялся 1 января 2000 г. На «Радио России» вышла программа «Обыкновенные истории», которая выходила с понедельника по пятницу в 19.55, затем к проекту присоединились вещатели из регионов, от Калининграда до Владивостока. Журналисты этих станций отправляли в Москву свои записи, хронометраж которых не был ограничен, а региональные станции выпускали жителей своего края в прямой эфир. Все эти аудиоматериалы были собраны и переданы в архив Европейского института СМИ в Дюссельдорф. По словам А.А. Журавлевой (2014: 42), «обыкновенные истории» - это наше послание потомкам.
В России подкастинг популяризировал экс-виджей MTV - Василий Стрельников. В 2006 г. газета «Ведомости» опубликовала статью, в которой назвала Стрельникова «отцом русского подкастинга»8. Стрельников, будучи поклонником американского нового медиа и Адама Карри, решил узнать, существует ли подкастинг в России. По его словам, поисковики выдавали лишь разрозненные статьи и редкие упоминания, но не было ни единого сайта, где можно было бы выложить подкаст. Стоит отме-
тить, что развитие подкастинга в России было затруднено, потому что до конца 2012 г. в нашей стране не было доступа к сервису ItunesStore. Дело было не только в техническом аспекте. «Почему вдруг я начал искать альтернативу радио и ТВ?, -задается вопросом В. Стрельников. - Да потому что для меня пропал человек, который со мной разговаривал. Исчезло ощущение human touch, по-английски. На радио сейчас очень синтетическое, форматированное, безликое, не личное общение. Конечно, радио пока доступнее - его можно слушать на учебе, в машине, да где угодно. Но когда ты летишь в самолете, например в Новосибирск, то не можешь слушать радио. А подкасты - можешь. Ты можешь их слушать в метро, в скверике, когда бегаешь по утрам. Подкасты - это радио, которое слушаешь когда угодно и где угодно. В любых условиях»9.
Тогда В. Стрельников занялся разработкой и распространением подкастов, используя для этого подкаст-терминалы: особые СМИ, которые есть на сайтах, поддерживают хостинг медиафайлов и допускают автоматизацию добавления файлов, а также возможность подписаться на обновления. Так в русском сегменте Интернета появился первый крупный портал, посвященный подкастингу, - rpod.ru10. Проект Стрельникова активно поддержали и традиционные аудиовизуальные СМИ. Так, например, телекомпания НТВ первой среди конкурентов стала выкладывать свои видеосюжеты на сайт Rpod. Вскоре в аг-регаторе появились подкасты от сотового оператора «Вымпелком» и финансовой корпорации IMB. Российская компания призналась, что новый проект предназначен для специфической аудитории -журналистов и партнеров, заинтересованных в корпоративной информации, «максимально точечном контенте»".
Затем к технологии подкастинга подключились такие радиостанции, как «Эхо
Москвы», «Радио Свобода», «Сити-FM» и прочие. Последняя, в частности, оценивала постоянную аудиторию выложенных в Интернет записей ток-шоу в тысячу уникальных слушателей. При этом на радиостанции были уверены, что распространение подкастов способствует росту аудитории традиционных СМИ в целом. Позже аудиоверсии своих материалов стали выкладывать на портал крупные газеты и журналы. Одним из первых изданий, опубликовавших подкаст, стала деловая газета «Ведомости». Каждый выпуск состоял из анонсов следующего номера, а также финансово-экономических новостей.
С первых дней работы Russian Podcasting создатели ресурса позиционировали его как свободную и саморегулируемую площадку для российских подкастеров. Информация на главной странице гласила, что Rpod не делит подкасты на хорошие и плохие, не навязывает выбор странной группы лицо, не требует передавать исключительные права, а просто дает возможность опубликовать свои подкасты любому, кто этого пожелает. По данным газеты «Ведомости», в 2016 г. аудиоисто-рии из собственной жизни подкастеров в общем потоке не доминировали - их было всего 1529 из более чем 10 150 подкастов, размещенных на сайте Russian Podcastingi2.
По мере развития первого российского подкаст-терминала на пространстве Рунета появлялось множество менее успешных его конкурентов, которые предлагали похожий контент, а иногда и вовсе размещали на своих страницах аналогичные файлы. Однако прямых соперников у Russian Podcasting не было вплоть до 2008 г., когда руководитель продюсерского центра «Ройбер» Максим Спиридонов запустил на пространстве Рунета собственный ау-диопроект - PodFM.ru. Изначально ресурс позиционировал себя как«терминал правильных подкастов», однако достаточно
продолжительное время ввиду отсутствия регулярных обновлений его наполнение фактически зеркально повторяло Rpodi3. Портал вступил в фазу активной борьбы за аудиторию только к концу 2009 г. путем многочисленных технических нововведений. В результате его формат был пересмотрен: PodFM стал аудиожурналом, «где представлены качественные развлекательные, познавательные, информационные и научно-популярные программы, создаваемые редакцией проекта»!4. В качестве своей миссии редакция сайта обозначила развитие разговорного аудио-контента в российском сегменте Всемирной сети. Более того, назвавшись сообществом профессионалов, PodFM противопоставил себя как радиостанциям, так и существующему любительскому подкастин-гу. «Мне показалось, что если пойти от того, что контент должен быть профессиональный, качественно записанный, выходить регулярно и представлять вменяемых людей с интересным контентом, можно сделать некий аудиожурнал, где контент в рамках какой-то редакционной политики агрегировался бы. И каждое отдельное аудиошоу выходило бы на регулярной основе, то есть все было бы построено по законам СМИ, по законам радио. Тогда FM в автомобилях (традиционно самом популярном месте прослушивания радио) заменится на какие-то WiMAX-приемники и конкуренция на радиоволнах станет не 20 радиостанций, а десятки, сотни и, может быть, даже тысячи прекрасных интернет-радиостанций», - позже объяснял свой замысел Максим Спиридонов^. Журналист радиостанции «Эхо Москвы», ведущий собственного подкаста Александр Плющев засомневался в значимости явления в принципе, назвав в своем Twitter соперничество между ресурсами Rpod и PodFM «конкуренцией гномов»!6.
На фоне зарождающейся конкуренции Фонд независимого радиовещания
в 2007 г. запустил собственный аудиотер-минал - «Ро^танция». По словам соавтора проекта, бывшего главного редактора ресурса Елены Упоровой, его идея зародилась в процессе анализа обстановки, которая сложилась в области отечественного радиовещания. В частности, ее не устраивало, что из-за постсоветских преобразований эфир окончательно покинули художественно-публицистические программы. Отличительной особенностью такого рода программ является гармоничное сочетание информативного начала, авторской личностно-чувственной оценки, а также образного представления о человеке или событии. Хостинг закрылся, проработав менее 10 лет. Причем большую часть этого времени сайт фактически пребывал в бесхозном состоянии. «Очевидно, подкаст-терминал для профессиональных радиожурналистов не нашел достаточного отклика - как у пользователей, так и у потенциальных спонсоров. У специалистов исчезли мысли о радужных перспективах подкастинга в России» (Литвиненко, 2015: 116) . Российская аудитория значительно лояльнее относится к текстовым сообщениям разных жанров. Чтение в России востребовано больше, чем слушание. С этим связывают упадок подкастинга на фоне значительных успехов блогов, а также интернет-изданий, специализирующихся на длинных аналитических текстах.
Ровно через два года после официального открытия доступа российским пользователям к сервису iTunesStоre (декабрь 2012 г.) первый подкаст-терминал в стране Rpod.ru отключил функцию загрузки новых программ17. Rpod.ru просуществовал до 1 января 2015 г. В. Стрельников прокомментировал это так: «Похоже, российский подкастинг в "полном порядке", и миссия rpod.ru выполнена»^. Сейчас при попытке зайти на сайт rpod.ru идет переадресация на новый сайт Василия Стрель-
никова bigpodcast.ru. В закрепленной записи сообщение: «Время подкаст-терми-налов давно прошло. Welcome to the safe house!» («Добро пожаловать в безопасный дом»). Слоган сайта: «Warm. Lamp. Your» («Жаркие. Ламповые. Твои»). Подкасты все еще обновляются, их можно скачать или послушать онлайн. Сайт полностью посвящен подкастам Василия Стрельникова и самому виджею в целом. На сайте есть вкладка «Культ Стрельникова», где Василий размещает ссылки на упоминания его имени, интервью и фотографии. Впрочем, есть и вкладка «Гости»: там выложен список людей, которых он привлекал к созданию своего контента, и прикреплял ссылки на эти выпуски.
С тех пор как Стрельников заявил, что подкастинг в России мертв, появились не только терминалы для подкастов, но и СМИ, которые на них специализируются. Пример тому: интерактивное радио podster.fm и ежедневный аудиожурнал podfm.ru. Стоит отметить, что в новой версии были учтены ошибки и обновленный интерфейс для пользователя стал более «дружелюбный».
Оба сервиса дают возможность зарегистрированному пользователю выкладывать или прослушивать аудиоматери-алы. Это могут быть как любители, так и профессиональные журналисты, а также подкаст какого-то конкретного средства массовой информации (например, у «Комсомольской правды» есть подкасты «Женский клуб», «Кадры решают», «Радости жизни», «Простые истории», «Родительский вопрос» и многие другие - тематика подкастов разнообразна. Возможно, это связано с тем, что радио «Комсомольская Правда» позиционирует себя как«радио для людей»). Никакой политики редакции у обоих сервисов нет, никакой предварительной цензуры, прослушивания и переработки выложенного материала также не предусматривается. Единственное, за чем строго следят администраторы, -
это рубрикация. Такой метод существенно упрощает поиск подкаста, интересного для определенной аудитории, а также воплощает первоначальную идею под-кастинга «слушать только то, что тебе интересно». Кроме того, редакция вправе отобрать лучшие, по ее мнению, материалы и поставить их в топ.
Такой удобный и несложный формат привел к тому, что в скором времени после появления первых подкастов этим явлением заинтересовались простые люди, те, у кого есть микрофон, доступ к Интернету и желание что-то сказать. Стало очевидно, что подкастинг - новый формат бло-га, поэтому им стали интересоваться как отдельные журналисты, так и целые корпорации. Сделали это тенденцией вновь западные радиостанции (например, Deutsche Welle - подкасты для изучающих немецкий язык или Radio France International, которое включало в свои подкасты новости и интервью). В России это радио «Маяк» (где Стрельников ведет программу «Иновещание»), «Радио Россия», «Сити-FM» (до 2016 г.) и др. Несмотря на довольно позитивную картину сами создатели подкаст-терминалов отмечают сложности в работе. Портал podster.FM в разделе «Новости» опубликовал заметку в честь своего пятилетия. В ней, в частности, были отмечены сложности монетизации проекта. По словам создателей, были предприняты попытки исправить ситуацию, однако стало понятно, что это не окупает и десятой доли средств, поэтому издатели отказались от идеи. Сейчас Podser.FM предлагает своим слушателям систему добровольных пожертвований.
Проблемы российского подкастинга в 2017 г.
В 2017 г. стал заметен рост интереса в России к аудиоподакстингу. Все имеющиеся наработки в области российского подкастинга касаются в основном разговор-
ных жанров. Попытки пойти по американскому пути развития радиожурналистов-профессионалов и углубиться в нарративные, документально-художественные жанры не встречали должного интереса аудитории, корпоративной поддержки, а отсутствие какой-либо финансовой базы заканчивались неудачей. Во многом поэтому эксперимент, проводимый с начала 2017 г. интернет-изданием Meduza, выделился на общем фоне. Известные своими глубокими подробными расследованиями и длинными аналитическими текстами, журналисты Meduza попробовали приспособить лонгриды к формату подкаста. Буквенные цитаты героев, опубликованные на сайте материала, который в студии читает сотрудник издания, заменяются на диктофонные записи, сделанные автором в процессе многочисленных интервью. Анализ публикаций издания на аудиохостинге Soundcloud весной 2017 г. позволяет сделать вывод, что подобного рода нарративные подкасты имеют в среднем 3 тыс. прослушиваний. Наибольшую аудиторию собрало расследование о сексуальных домогательствах в московской школе для одаренных детей «Лига школ». Его прослушали более 5 тыс. раз. Для сравнения: самые популярные выпуски разговорного подкаста Meduza с обсуждением наиболее резонансных новостей недели («Meduza в курсе»), которые издание запустило параллельно, набрали порядка 7 тыс. прослушиваний. Помимо «Meduza в курсе», этот медиаресурс вы пускает еще два аудиоканала - «Дело случая» и «Текст недели». Все три подкаста входят в первые полсотни по популярности русскоязычных подкастов iTunes. Первое место в рейтинге среди русскоязычных подкастов занимает Radio Record, радиостанция, которая начала вещать в эфире Санкт-Петербурга в 1995 г. Это станция, в силу ряда причин, одной из первых покинула аналоговый эфир, чтобы продолжить свою
«радиожизнь» только в Интернете. В декабре 2017 г. в топ-50 iTunes входили 22 подкаста радиостанций. Лидирующую позицию по количеству программ в iTunes занимает радио «Маяк», затем идет русскоязычное Би-би-си. В первую полсотню входят и восемь подкаст-каналов новых медиа. Среди них интересные проекты Arzamas, «Постнауки», Look at Me, «Лайф-хакер», «Кинопоиск». Шестое место занимает нашумевший проект 2017 г. - под-каст видеоблога Юрия Дудя «ВДудь», где выкладываются простые аудиодорожки знаменитых видеоинтервью19. Персональных подкастов в первой полсотни только четыре. Наблюдается тенденция попыток аудиопрограмм по запросу в Интернете функционально восполнить просветительскую лакуну, которая образовалась в результате усиления развлекательной составляющей медиарынка. Подавляющее большинство популярных в русскоязычном топ-50 «iTunes-шоу» аудиопередач выполняет образовательную функцию (29). В основном это записи передач аналоговых радиостанций. Хронометраж передач в среднем от 15 до 50 мин. Наиболее активно в сфере подкастинга проявляет себя радиостанция «Маяк» - семь образовательных программ входят в лидеры рейтинга: «Хочу все знать» (рубрика «Маяка» «Вера. Надежда. Алексей», в которой ведущие Денис Николаев и Алексей Веселкин задают банальные вопросы экспертам из разных областей естественных наук), «Ликвидация безграмотности», «Говорим правильно», «Философия», «Русский мир. Истоки» и др. Подкасты этой радиостанции востребованы, понятны и удобны для слушателя. К образовательным еженедельным подкастам лидеров iTunes относятся подкасты русской службы Би-би-си, позволяющие изучать английский язык. В основе подкастов Arzamas лежат курсы, или «гуманитарные сериалы», где специалисты гуманитарных наук читают лекции
о культуре. Разговоры о культуре в самом широком смысле это и тема нового популярного подкаста Blitz and Chips портала Look At Me. Идет обсуждение кино, музыки, технологий, науки - всего, что сделано человеком и меняет человеческую жизнь. В форме интервью с известными лицами кино построены подкасты самого большого российского портала о кинематографе «Кинопоиск».
Тенденция к образовательной составляющей подкастов объяснима технологическими особенностями. Подкасты востребованы во время занятий монотонными видами спорта, прогулок, долгой поездки в транспорте, за рулем, когда есть время на фоновое вдумчивое прослушивание. Поэтому новостные и даже юмористические подкасты не так популярны -для такой тематики аудитория пользуется другими каналами. Аудиопрограммы по заказу привлекают людей, которые хотят самостоятельно формировать потребляемый ими информационный контент, а также узнать новое в определенной специальности или в узкой области какого-либо увлечения. Кроме того, они позволяют автору максимально донести желаемую информацию до слушателя (чего не могут себе позволить традиционные вещательные медиа с ограниченным эфирным временем).
По мнению первого заместителя директора ГРК «Радио России» Рустама Вахидова, одна из главных проблем российского подкастинга заключается именно в том, что в его рамках не производится самостоятельный оригинальный контент: «На данном этапе это всего лишь адаптация эфирных продуктов и использование очередной цифровой площадки для распространения своего контента»20. Так, разговорные программы производства «Эхо Москвы» встречаются во всех возможных мобильных подкаст-терми-налах и сервисах. Но большая часть ау-
дитории воспринимает шоу «Эха» не как подкасты, а именно как программы «Эха» в Интернете. Куратор новых медиа проекта Arzamas.academy Дмитрий Голубовский отмечает, что: «Подкастинг в России находится пока в промежуточной ситуации -далеко не все эфирные радиостанции освоили этот формат, еще не начали производить уникальный контент подкастов. В России - это неосвоенное поле»21.
В то же время в октябре 2017 г. The Daily, ежедневный новостной подкаст «Нью-Йорк Таймс», скачали 100 млн раз, пишет TheStreet22. Подкаст, запущенный девять месяцев назад, выходит пять раз в неделю и длится около 20 мин. С июня 2017 г. число ежедневных скачиваний выросло на 34%. Подкаст уверенно входит в десятку, по версии различных сайтов. Так, он занял четвертое место в мировом iTunes 23. В августе The Daily послушали 3,8 млн уникальных пользователей24. Этот охват сравним с охватом видео. Другая метрика, которую используют в газете, - огромный объем корреспонденции, связанной с The Daily (для этого у подкаста есть отдельный электронный адрес). Вскоре пользователи смогут слушать The Daily напрямую из приложения и браузеров. Ожидается, что это существенно расширит аудиторию. The Daily выделяется своей новостной природой, а популярные подкасты этого ресурса - повествованием.
Создатели российских подкастов объясняют относительную (сравнительно с США) непопулярность этого явления тем, что среди форм передачи контента продолжают лидировать видеоформаты: YouTube, прямые эфиры в Instagram и т.д. К тому же монетизировать контент в видеоформате проще, чем в аудиподкастин-ге. Хотя случаи, когда производителям русскоязычных подкастов удалось монетизировать свой продукт, существуют. Так, каждый выпуск одного из крупнейших аудиошоу Рунета в области IT-аналитики -
«Радио-Т» - скачивается порядка 65-70 тыс. раз. Судя по сообщению на сайте подкаста, одно объявление в программе обойдется рекламодателю в 250 долл.; продолжительное обсуждение товара, новости, услуги или события будет стоить 600 долл.25 Среди ключевых моментов для хорошего подкаста были обозначены: качество звука, музыкальное оформление, грамотная речь, приятный голос, регулярность вещания и рубрикация. В качестве бонусов: позитивный настрой,план на несколько выпусков вперед, реклама и четкая направленность подкаста.
Выводы
Аудиподкастинг все еще является одной из малоизученных тем для исследования в области медиа. Важным вопросом остается разработка принципов работы с аудиторией. Иначе каждый новый подкаст будет сталкиваться с теми же проблемами и в какой-то момент так же, как и предшественники, прекратит свое обновление.
Очевидно, что подкастинг в России не стал, в отличие от американского, объектом внимания массовой аудитории и частью мейнстрима. Непродолжительный всплеск популярности наблюдался в середине 2000 гг., однако ненадолго. Связана относительная непопулярность под-кастинга в России с рядом причин: это и низкий уровень технологического развития страны, и текстуальная традиция, и усиливающаяся визуальная потребность восприятия контента интернет-пользователями, и фактическое отсутствие масштабной маркетинговой кампании по продвижению подкастинга на всех этапах, а также слабая монетизация аудиопро-ектов.
Основатели и главные идеологи российского подкастинга еще несколько лет назад разочаровались в возможности его популяризации и признали его «смерть»
в русскоязычном сегменте Интернета. Хотя в 2017 г. стал заметен рост интереса различных вещателей к этой площадке.
Большую часть подкастов на русскоязычном рынке составляют адаптированные программы крупных радиостанций, которые зачастую не ассоциируют себя с термином «подкастинг». В 2017 г. наиболее востребованной была образовательная тематика подкастов. Связано это и с особенностью потребления подкастов, и с отсутствием интереса к образовательным формам в традиционном медиапро-странстве.
Потенциал производства аудиопрограмм самого широкого спектра тем и фор-
матов в России еще не раскрыт. Об этом свидетельствует позитивный опыт ауди-опроектов на ресурсах Arzamas и Meduza, которые с момента своего запуска получили постоянную аудиторию. Документально-художественные и аналитические жанры радиожурналистики, в постперестроечный период вытесненные из программных сеток эфирных вещателей, постепенно обретают второе рождение в форме подкастов. Пространство российского под-кастинга, ограниченное узкими радий-ными форматами, открыто для разнообразных экспериментов, которые могут воплотиться в значительные проекты уже в перспективе ближайших пяти лет.
Примечания
1 StuLberg A. (2015) Podcasting is getting huge. Here's why. Vox, December 15. Режим доступа: http://www.vox.com/business-and-finance/2015/12/15/10126144/seriaL-podcast-huge-hit
2 Farivar Cyrus (2014) 10 years of podcasting: Code, comedy, and patent Lawsuits. Arstechnica, August 8. Режим доступа: https://arstechnica.com/business/2014/08/ 10-years-of-podcasting-code-comedy-and-patent-Lawsuits/
3 HammersLey B. (2004) Audible revolution. The Guardian, February 12. Режим доступа: https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitaLmedia
4 Там же.
5 Podcast. Oxford Reference. Режим доступа: http://www.oxfordreference.com/ view/10.1093/oi/authority.20110803100332964
6 Львов М. Подкастинг // Звукорежиссер. 2007. № 7. Режим доступа: http://rus.625-net.ru/audioproducer/2007/07/tehno.htm
7 Ковалгин Ю. Формирование программ радиовещания и автоматизация их выдачи в эфир. Ч. 1. Виды, форматы и организация радиовещания в России // Звукорежиссер. 2002. Вып. 3. Режим доступа: http://rus.625-net.ru/archive/z0302/ broadcasting_7.htm
8 Голицына А. Персональное радио в Интернете // Ведомости. 2006. Окт., 30. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articLes/2006/10/30/personaLnoe-radio-v-internete
9 Гуриев В. Люди говорят // Компьютерра. 2005. Ноябрь, 23. Режим доступа: http://oLd.computerra.ru/think/240197/
10 Голицына А. Указ. соч.
11 Там же.
12 Там же.
13 Русский подкастинг (RPOD vs. PODFM) // Radio Grinch. 2010. Апр., 4. Режим доступа: http://radiogrinch.ru/rpodvspodfm
14 О проекте // PodFM. 2007-2017. Режим доступа: http://podfm.ru/about
15 Спецвыпуск «Русскоязычный подкастинг - светлое будущее или тупик?» // Ау-диожурнал Рунетология. 2013. № 39. Режим доступа: https://soundcloud.com/ netology/runetologia039
16 https://twitter.com/plushev/status/11581781859
17 Что такое подкастинг // Онлайн-журнал iCanto.ru. 2011. Режим доступа: http:// www.icanto.ru/chto-takoe-podkasting/
18 Василий Стрельников закрыл rpod.ru (до-о-о^^-видания!) // Roem.ru. 2014. Дек., 16. Режим доступа: https://roem.ru/16-12-2014/107840/vasiliy-strelnikov-zakryl-rpodru-do-o-o-z-z-vidaniya/
19 Приложение iTunes, рейтинг популярных аудиоподкастов. 2017. Дек. Режим доступа: https://itunes.apple.com/podcast
20 Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра // МедиаПрофи. 2016. Дек., 25. Режим доступа: http://mediaprofi.org/mastership/creative-programming/item/7910-podcas
21 Там же.
22 Doctor K. (2017) New York Times' Breakthrough 'The Daily' Soars Past 100M Download Mark. The Street, October 17. Режим доступа: https://www.thestreet. com/story/14344163/1/times-breakthrough-the-daily-soars-past-the-100-million-download-mark.html
23 Там же.
24 Там же.
25 Реклама в Радио-Т. Режим доступа: https://radio-t.com/advertising/ Библиография
Брехт Б. Теория радио. 1927-1932 / пер. с нем. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
Вартанова ЕЛ. Услуга или служба? // МедиаАльманах. 2016. № 4. С. 8-9.
Герасименко А.С. Радио в сети Internet и подкастинг. Создание собственного подкастинга и радиостанции в сети Internet. М.: Триумф, 2007.
Горохова А.В. Возникновение радиовещания как средства массовой информации: первые теории развития радиовещания и его влияния на общество // Культурология. 2011. № 1. С. 104-122.
Журавлёва А.А. Аудиодневник как «народный» жанр российской журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 1 (13). С. 41-46.
Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. c англ. А. Матвеева/ под ред. В.Харитонова. Екатеринбург, 2004. С. 223.
ЛитвиненкоИ.В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования; на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009-2014 гг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.
Макеенко М.И. Радиоиндустрия США в начале XXI столетия: структурные изменения и межсекторная конкуренция // Медиаскоп. 2007. Вып. 2. Режим доступа: http://
www.mediascope.ru/радиоиндустрия-сша-в-начале-xxi-столетия-структурные-изме-нения-и-межсекторная-конкуренция
Пак Е.М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестн. СПбГУ. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. № 2. С. 283-292. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. Радиожурналистика: учеб. пособие/ Н.С. Барабаш, Л.Д. Болотова, В.В. Гаспарян и др. / под ред. А.А. Шереля. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005.
Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М.: Прогресс-Традиция, 2004.