Litera
Правильная ссылка на статью:
Малаховская В.В., Кийко Е.Д. — К вопросу о современном российском Интернет-радиовещании // Litera. -2021. - № 12. - С. 82 - 92. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.12.36936 URL: https ://nbputolsh.comlbrary_read_article.php?id=36936
К вопросу о современном российском Интернет-радиовещании
Малаховская Вера Владимировна
кандидат филологических наук
старший преподаватель, кафедра теории и истории журналистики, Российский Университет дружбы
108801, Россия, г. Мзсква, ул. Александры Мзнаювой, 109/4, кв. 208 И malakhovskaya-w@rudn.ru
Кийко Екатерина Дмитриевна
студент, кафедра теории и истории журналистики, Российский университет дружбы народов 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10 корп. 2, оф филологический факультет
И kate.kyiko@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-8698.2021.12.36936
Дата направления статьи в редакцию:
23-11-2021
Дата публикации:
31-12-2021
Аннотация: Предметом исследования является радиовещание в современную цифровую эпоху. Объектом исследования является современное российское онлайн-вещание. Цель данной статьи - исследование места онлайн-радиовещания в современном российском цифровом пространстве. Задачи статьи: рассмотреть динамику развития онлайн-радиовещания в России и за рубежом, обобщить выводы российских исследователей о тенденциях развития онлайн-радиовещания в России за последнее десятилетие, проанализировать состояние российского онлайн-радиовещания в настоящее время с его позитивными и негативными сторонами, высказать предложение по оптимизации изучения российского онлайн-радиовещания. Методы исследования: обобщение научной литературы и статистических данных по избранной теме, наблюдение за онлайн-радиостанциями с помощью поисковых систем в Интернете. Новизна статьи: анализ
эволюции российского онлайн-радиовещания в контексте современных тенденций российского и американского информационного пространства. Выводы статьи: онлайн-радиовещание занимает особую нишу в мировом и российском цифровом информационном пространстве в течение двух десятилетий XXI в. Динамично развивающиеся информационные технологии усиливают конвергентный характер данного типа СМИ, способствуя его проникновению с помощью мобильной телефонии в современные социальные сети. Американские статистические данные свидетельствуют о росте популярности онлайн-радиовещания в США. Различные российские данные свидетельствуют о снижении популярности радиовещания в целом и росте активности онлайн-радиовещания среди отдельных сегментов российской аудитории. Российскому академическому сообществу следует усилить сотрудничество между исследовательскими центрами по изучению СМИ для организации постоянно действующих источников статистической информации с целью оптимизации изучения онлайн-радиовещания в России.
Ключевые слова: популярные порталы онлайн-радиостанций, мобильные технологии, подкастинг, типология онлайн-радиостанций, трансмедиальные радиостанции,
интермедиальные радиостанции, интрамедиальные радиостанции, онлайн-радиостанции, онлайн-радиовещание, статистические данные
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОНЛАЙН-РАДИО
В мировой научной литературе принято отсчитывать историю онлайн-радиовещания с 1993 г., когда американский технолог Карл Маламуд впервые организовал трансляцию шоу «Internet Talk Radio» не в традиционном эфире, а с помощью Интернет-платформы. Вскоре за данной экспериментальной онлайн-трансляцией последовали другие, причем, платформах стали передавать концерты известных групп, например «Rolling Stones»,
«Severe Tire Damage» и другие
Первой радиостанцией, перенесшей свое вещание в Интернет, стала американская студенческая радиостанция «WXYC» Университета Северной Каролины, которая параллельно с вещанием в диапазоне FM организовала трансляцио своих программ во
всемирной компьютерной сети. Данное событие подстегнуло другие радиостанции последовать ее примеру. Вскоре «KJHK» в штате Канзас стала второй станцией с
непрерывным вещанием в Интернете. t51. Обе станции вещают и по сей день и оспаривают первенство, однако специалисты отдают предпочтение WXYC из Северной Каролины, начавшей экспериментальные передачи в августе 1994 г. и зарегистрировавшейся в качестве онлайн-вещателя в ноябрю того же года, в то время
как канзасская радиостанция начала вещание в конце декабря того же года. Г1-- pp- 44-
Довольно быстро в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Интернет начал заполняться сайтами как крупных, так средних и мелких телерадиовещателей. Так, к 2005 г. согласно каталогу одного из крупнейших американских сайтов-агрегаторов онлайн-радио www.radio-locator.com в сети насчитывалось более 15 000 ссылок на онлайн-вещателей
различных типов Г12, с. 151 в то время, как в 2021 г. насчитывается 17 900 веб-страниц
онлайн-радиостанций, и более 12 900 аудио-стримов
Для онлайн-радио характерно весьма динамичное развитие: в 1995 г. молодой
американский предприниматель Скотт Борн основал первую онлайн-радиосеть
NetRadio.com, которая транслировалась исключительно в Интернете t31. Через несколько лет количество радиостанций во всемирной компьютерной сети достигло упомянутых выше показателей.
К 1996 г. в Великобритании, в Лондоне, эфирная радиостанция Virgin Radio предпринимателя Р. Брэнсона впервые начала трансляции в Интернете, став первой в Европе онлайн-радиостанцией, ведущей 24-часовое музыкальное вещание. К концу 1990-х гг. онлайн-радиовещание привлекло значительное количество инвесторов в Америке и Европе. Так, в 1998 г. в первый же день IPO акции американской компании Broadcast.com (портала онлайн-радиовещания) рекордно подорожали c 18 до 68 долларов, а через год эту компанию купила корпорация Yahoo [3].
В России онлайн-радиовещание также началось в 1996 г., первыми эфирными станциями, начавшими трансляции в сети, стали музыкальные «Максимум» и «Европа-
плюс» -t12———151 Первым онлайн-радио, которое начало вещать исключительно в Интернете, стала станция «Радио 101», после прекращения эфирного вещания
продожившая свою деятельность в режиме онлайн в 2000 г. ÜSi. Следующее онлайн-радио появилось в 2001 г. - «Специальное радио», которое начало размещать
музыкальные композиции в формате MP3 Г12, с- 151.
Радиовещание в Интернете в течение двух десятилетий XXI в. является обязательным атрибутом «уважающей себя» радиостанции. На сегодняшний день ситуация такова, что в каталогах Сети можно найти уже тысячи профессиональных радиостанций - как собственно онлайн-станций, так и сетевых версий эфирного радио. Это означает, что радиовещание в Интернете может быть открыто как известными радиостанциями, так и любым желающим.
ОНЛАЙН-РАДИОВЕЩАНИЕ В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Проблематика онлайн-радиостанций привлекает внимание российских исследователей в последние два десятилетия. Действительно, с тем пор как Интернет перестал быть в России технологической экзотикой, превратившись в новое коммуникационное пространство, он стал лабораторией новых видов масс-медиа, которые, как отмечал в своей диссертационной работе В. А. Колодкин, «из оффлайновых эмбрионов, попавших однажды в веб-пространство, динамично развиваются и обретают свои специфические
формы, типологические признаки, структурные и содержательные особенности» Г12, с 31.
В первом десятилетии XXI в. стало очевидно, что вещатели видят в Интернете огромный потенциал в силу мультимедийности и конвергентного характера его технических платформ, поскольку онлайн-вещание как альтернативный способ трансляции
обеспечивает приём передач во всех странах мира йШ.
Российские исследователь В.А.Колодкин в 2005 г. предложил следующее определение онлайн-радиовещания: «Онлайн-радио - это сервер или сайт, основной задачей которого является распространение массовой информации (новостного, аналитического, развлекательного характера) как посредством передачи звукового потока данных, так и сохранения аудиоматериалов и сообщений для последующего отложенного прослушивания в компьютерных сетях (в т.ч. в сети Интернет)» Г12, с- 141. В первом десятилетии XXI в. российские исследователи предлагают выделить следующие два вида радиосайтов в Интернете: 1) онлайн-версии эфирных («оффлайновых») радиостанций,
являющиеся «веб-двойниками» традиционных радиостанций; 2) онлайн-радиостанции, существующие исключительно в Интернете [там же].
Причем, стало очевидно, что в первом виде следует выделить два подвида: а) радиостанции, на сайтах которых представлены лишь аудиофайлы эфирных программ; б) радиостанции, ведущие параллельное вещание в эфире и во всемирной компьютерной
сети ПШ. Подвид «а» не является самостоятельным СМИ, а становится лишь интернет-дополнением к эфирной радиостанции. В этом случае Интернет-сайт радиостанции не заменяет ее как таковую, лишь предоставляя аудитории ряд альтернативных возможностей пользования ее материалами. Задачами подобных сайтов реклама и продвижение имиджа эфирной радиостанции. Относительная дешевизна и простота подобных «промоушн»-сайтов практически не требует от радиостанций привлечения дополнительного персонала. Для данного типа онлайн-станций в российской научной
литературе возник термин «интрамедиальные» 112———Подвид «б» также не предполагает обширного штата сотрудников для обеспечения трансляции эфира в сети Интернет. Для обеспечения сетевой поддержки достаточно одного специалиста по информационным технологиям для оцифровки и передачи в Интернет эфирных программ.
Подобные станции получили название «интермедиальные» [11, с- 15]. Отметим, что, И.Н. Карпенко выделяет интрамедиальные, интермедиальные и трансмедиальные (см. ниже) онлайн-радиостанции в отдельные виды.
Онлайн-радиостанции, вещающие исключительно в Интернете («трансмедиальные») [11х с—являются значительно менее затратными по сравнению с эфирными радиостанциями: не требуется специальных помещений и наличие дорогостоящего передающего оборудования, значительно более упрощен процесс регистрации и получения лицензии на вещание, не требующий согласования и выделения эфирных радиочастот, персонал такой радиостанции минимален. Онлайн-радиостанции подразделяются на: 1) одноканальные (один поток вещания в сети) и 2) многоканальные (два и более каналов вещания в сети с различным контентом).
Мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, явившиеся результатом конвергентности онлайн-медиа, являются, по мнению российских исследователей, неотъемлемыми характерными признаками онлайн-радио. Развитие онлайн-вещания также показало, что ему свойственны такие дополнительные признаки, как
сверхоперативность, измеримость, гибкость, экономичность [11, с- 10].
Интенсивное развитие онлайн-радиовещания в первые два десятилетия XXI в. продемонстрировало преждевременность утверждений о том, что Интернет является могильщиком радио, как в начале 2000-х заявлял М. Ганапольский [14. с. 20], и верность оптимистичных прогнозов, высказанных по поводу роста онлайн-радиовещания I19!. Согласно мнению А.А. Суворова, Интернет-радио совмещает возможности различных семиотических систем, характерных для традиционных СМИ [20, с 66].
Ход эволюции онлайн-радиовещания в российском медиапространстве показал, что в условиях конца второго десятилетия XXI в. его типология такова:
1) Сайты радиостанций, где представлены лишь аудиофайлы эфирных программ;
2) Сайты радиостанций, ведущих трансляции и в эфире, и в Интернете;
3) Сайт-визитки эфирных радиостанций (или электронный фан-зин);
4) Сайты онлайн-радиостанций, не имеющих эфирного вещания;
5) Сайты подкастинга;
6) Вещательные ресурсы в социальных медиа, где контент выступает в форме подкастов.
Сайт-визитка радиостанции, тип радиосайта, который сохранился и до наших дней, главной целью имеет рекламирование эфирной радиостанции как для аудитории, так и для потенциальных рекламодателей. Подобный сайт достаточно примитивен и имеет небольшой объем (5 - 15 страничек типа html). В настоящее время данный тип сайтов используют малобюджетные местные эфирные радиостанции.
Схожие с сайтом-визиткой функции выполняет и фан-зин (термин возник из сочетания английский слов «fan» и «magazine»), который нацелен на продвижение популярности персоналий, связанных с работой радиостанции, однако по сравнению с «визиткой» имеет гораздо более расширенные функции. В таких онлайн-журналах имеются рубрики «история радиостанции», «гостевая», «форум», «чат», «хит-парад», «сетка вещания», «рекламные расценки». Данный вид сайта предполагает более кропотливую работу с аудиторией и, следовательно, больший штат сотрудников для поддержания сайта.
Отметим также информационно-развлекательный сайт как расширительный подвид сайта радиостанций, ведущих трансляции и в эфире, и в Интернете. Наряду с важной задачей продвижения эфирной радиостанции и рекламы и подобного сайта имеются и «сверхзадачи» информирования и развлечения интернет-пользователей, причем, последние часто становятся преобладающими, тем самым усложняя задачи такого сайта. Подобные сайты характерны для информационных радиостанций, которые не ограничиваются музыкальным форматом, следовательно для них жизненно важны такие качества как оперативность и информативность, а именно то, что делает их полновесными новостными ресурсами, способными конкурировать с информационными онлайн-изданиями.
Указанные типы сайтов возникли на заре онлайн-радиовещания и сохраняются по настоящее время. Однако, как отмечают исследователи, с развитием мобильной телефонии и социальных сетей в 2005 г. такая форма как подкасты (от английского словосочетания «personal on-demand casting» - «трансляция по персональному запросу») стала мощным трендом онлайн-радиовещания в медиапространстве стран Запада, а через несколько лет и в российском медиапространстве. С.Н. Абражевич, А.С. Герасименко, П.В. Чумаченко определяют подкасты как «формат радиовещания в Интернете, позволяющий скачивать передачи по сети Интернет, слушать их на компьютере, КПК или переносном МР3-плеере, а также размещать новые передачи в
сети Интернет» Г8, с 101.
РОССИЙСКОЕ ОНЛАЙН-РАДИОВЕЩАНИЕ СЕГОДНЯ
В последние годы наблюдаются противоречивые тенденции: на фоне падения значений общей радиоаудитории происходит рост количества слушателей онлайн-радио, прежде всего, подкастов. Так, по данным исследования Mediascope за 2021 г., показатели российской радиоаудитории за сутки снизились с 62% в 2016 г. до 55% в 2021 г., снижение охвата радиовещанием в российских городах снизилась в период 2016-21 гг.
на 13,6% При этом сайт Podcasts.Ru в своем «Первом исследовании количества
подкастов на русскоязычном рынке» приводит следующие данные: по состоянию на
август 2021 г. насчитывается приблизительно 13 000 подкастов, из которых активны около 1 500, причем с августа по сентябрь появилось 366 подкастов на русском языке,
т.е. приблизительно по 12 подкастов в день -U^i.
Развитие технологий привело к тому, что мобильные телефоны также видоизменились, расширили свои возможности, по своим функциональным свойствам приблизились к компьютерам. Современный смартфон играет большую роль в развитии онлайн-радио. Все чаще помимо собственного сайта радио имеет еще и собственное приложение в AppStore и GooglePlay, что позволяет прослушивать радиопередачи всюду, где есть доступ к мобильной сети. Если основной аудиторией эфирного радио являются автомобилисты, то мобильная телефония в сочетании с онлайн-радио предоставляет возможность расширить радиоаудиторию.
Современные платформы становятся хостингами для онлайн-радио: так, в 2017 г. Telegram стал новой платформой для онлайн-радиовещания. Telegram предоставляет пользователям возможность загружать прежде всего музыку в свои смартфоны для прослушивания в режиме онлайн. Таким образом, институциональность радио ставится под вопрос технологиями XXI в., прямолинейность традиционного радио уступает место отложенному прослушиванию. Наряду с удобством и демократичностью, новые свойства подобного типа онлайн-вещания несут с собой такие негативные свойства, как:
- несоблюдение либо нарочитое игнорирование языковых норм,
- привнесение сленговой лексики,
- использование недостоверных, непроверенных сведений,
- публикация информации, способной причинить социальный ущерб -t^.
Современные российские сайты онлайн-радиостанций, выбранные с помощью поисковой системы Yandex.Ru, представляют собой следующую картину. На запрос «популярные порталы онлайн-радиостанций», поисковая система «Яндекс» предоставляет следующие данные (приведем первые пять ссылок):
1 ) портал «Радио онлайн» (https://pcradio.ru/radiostations). На момент запроса 07.11.2021 данный сайт предоставляет доступ к 4833 станциям, как интермедиальным, так и трансмедиальным, как российским, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. Из 27 направлений радиостанций 17 - чисто музыкальные.
2 ) портал «Онлайн радио» (https://top-radio.ru/web). Общая статистика количества станций портала отсутствует. Однако поисковик «Яндекс указывает на 1700 станций. Из 20 рубрик портала 18 - музыкальные. Портал предоставляет доступ к станциям 10 стран: ряда бывших республик СССР и Болгарии.
3 ) портал RadioBells (https://www.radiobells.com/). Учредителем данного ресурса с коммерческим расширением .com, характерным для бизнес-зоны США, является предприниматель Нгуен Павел Зунгович. Статистика по количеству подключаемых станций отсутствует. Жанры исключительно музыкальные. Территориальный охват -несколько десятков российских городов, 21 страна, причем, набор стран весьма случайный: например, имеется Шотландия при отсутствии Англии, Уэльса и Северной Ирла ндии.
4 ) портал «10 хороших интернет-радиостанций со всего мира» (https://tjournal.ru/flood/46361-fm). Данный портал имеет гиперссылки на 10
радиостанций по тематике «Андеграундный рэп, музыка из личной коллекции Лорана Гарнье и новые английские группы 24 часа в сутки». Очевидно, что 100% ссылок посвящены музыкальным сайтам. Причем, один из них, SomaFM, в свою очередь является своеобразным кластером многочисленных музыкальных каналов. Согласно терминологии данного портала, «весь мир» - это, в основном, британские и немецкие станции.
5 ) портал RadioPotok.ru - не имеет четко обозначенного названия, статистики отражаемых на портале радиостанций. Из 20 рубрик 16 - музыкальные.
Из приведенной выборки видно, что в русскоязычном сегменте Интернета нельзя пожаловаться на недостаток доступа к онлайн-радиостанциям, однако организация доступа довольна хаотична. Подавляющее большинство онлайн-радиостанций, к которым предоставляется доступ, являются музыкальными, причем из них подавляющее большинство представлены отнюдь не классической музыкой. По нашим наблюдениям, не менее 80% предлагаемых онлайн радиостанций представляют современную музыку, ориентированную прежде всего на возрастную группу 12 - 28 лет.
ДИСКУССИЯ
Несмотря на устойчивый характер развития российского онлайн-радиовещания и определенный интерес российских исследователей к данному типу СМИ, в стране отсутствует постоянно действующие источники статистической информации по вэб-радиовещанию. То, что на фоне популярности таких платформ как ^к-Ток и Instagram, онлайн-радиовещание уверенно сохраняет за собой нишу в современном российском цифровом медиапространстве, означает устойчивый характер данного СМИ. Современные радиостанции, ведущие трансляцию в сети, использую ее возможности в качестве приложений к своим информационным сервисам, опираясь на свойства Интернета как источника получения прибыли, предоставляя платные сервисы по скачиванию аудиоархивов, доступу к эксклюзивным новостным и аналитическим ма те риа ла м, ринг тонов и т.п.
Статистические данные, время от времени публикуемые российскими исследователями по данному сегменту цифрового пространства, отражают происходящие в нем любопытные процессы, но также свидетельствуют о необходимости ведении постоянной статистики для широкого доступа как исследователей, так и бизнес-сообщества для развития данного типа СМИ. Противоречивость тенденций, характерных для состояния современного эфирного радиовещания, онлайн-радиовещания, подкастинга, нуждаются в систематическом их отражении постоянно действующими источниками достоверной научной информации.
Так, например, компания Mediascope публикует данные о снижении в целом аудитории радиовещания по России, но подчеркивает рост количество прослушиваний онлайн-
радиовещания среди молодежи При этом, например, американская компания Statista публикует данные по аудитории онлайн-радио в США, свидетельствующие о значительном росте ее в последние годы: 2016 г. - 57% опрошенных, 2021 - 68%
опрошенных [7]. При обилии онлайн-трансляций музыкального контента, данные, приводимые в одном из исследований российских подкастов, произведенного на факультете журналистики МГУ, свидетельствуют об интересах современной аудитории к следующему контенту: ток-шоу - 30,61%, монолог - 16,33%, аудиоурок - 16,33%, интервью - 10,20%. Музыкальный контент занимает 18,37%, согласно полученным данным ПШ. На наш взгляд, российскому исследовательскому сообществу было бы
полезно организовать постоянно действующий сайт для отражения регулярно обновляемой статистической информации по российскому радиовещанию, включая онлайн-радио, что соответствовало бы как академическим, так и практическим инте ре с а м.
ВЫВОДЫ
Онлайн-радиовещание на протяжении двух десятилетий XXI в. продолжает занимать свою нишу в современном медиапространстве как в странах Запада, так и в России. Необходимо отметить влияние на данный тип СМИ динамично развивающихся технологий, таких как мобильная телефония, что приводит к продолжению усиления конвергентного характера онлайн-радиовещания, проникающего в социальные сети, делающего больший акцент на работу с подкастингом. На фоне противоречивых статистических данных о росте популярности онлайн-радиовещания в последние годы в таких странах, как США, и снижения популярности радиовещания в целом и росте активности онлайн-радиовещания среди отдельных сегментов российской аудитории, российскому академическому сообществу было бы полезно усилить сотрудничество между исследовательскими центрами по изучению СМИ для организации постоянно действующих источников статистической информации, отражающей любопытные тенденции, характерные для онлайн-радиовещания России.
Библиография
1. Bottomley A.J. Sound Streams: A Cultural History of Radio-Internet Convergence. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2020-325 p.
2. Cross A. A History of Internet Radio/Journal of Musical Things /August 15/ 2015/ Available at: https://www.ajournalofmusicalthings.com/a-history-of-internet-radio/ (Accessed 05 November 2021)
3. Harvey S. The History of Internet Radio. Available at: Radio Fidelity/ https://radiofidelity.com/history-of-internet-radio/(Accessed 05 November 2021)
4. History/WXYC 89.3 FM/ Available at: https://wxyc.org/history/ (Accessed 05 November 2021)
5. KJHK History/ Available at: https://kjhk.org/web/kjhk-history/(Accessed 05 November 2021)
6. Radio-Locator/Available at https://radio-locator.com/(Accessed 02 November, 2021)
7. Share of monthly online radio listeners in the United States from 2007 to 2021. Available at: https://www.statista.com/statistics/252203/share-of-online-radio-listeners-in-the-us/ (Accessed 10 November 2021)
8. Абражевич С.Н. 2 в 1: как создать собственный подкастинг и собственную радиостанцию в сети Интернет + 50 программ на CD/ С.Н. Абражевич, А.С. Герасименко, П.В. Чумаченко. М.: Триумф, 2007 - 295 с.
9. Аудитория радио в России: 7 трендов за 7 минут [Электронный ресурс] Режим доступа : https ://mediascope.net/upload/iblock/a70/Radio_Record_Conf_2021.pdf (дата обращения: 10.11.2021)
10. Карпенко И. Типологические и функциональные особенности сетевого радиовещания/Relga. Научно-культурологический журнал. [Электронный ресурс] № 9, 25.06.2007/ http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? level1 = main&.level2 = articles&textid = 1980 (дата обращения: 04.11.2021
11. Карпенко И.И. Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журна-
листской деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2009 - 23 с.
12. Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2005 - 27 с.
13. Найданова Ю.И. Создание и продвижение онлайн-радиостанций в условиях информационно-сетевого общества (на примере онлайн-радиостанции «Chto Radio»). Томск, 2018./ [Электронный ресурс] Режим доступа:
https ://docviewer.yandex.ru/view/0/?
page=1&* = DNipcPP3I9VR50unXxuLGZWt68F7InVybCI6Imh0dHA6Ly92aXRhbC5saWIud HN1LnJ1L3ZpdGFsL2FjY2Vzcy9zZXJ2aW Nlcy9Eb3dubG9hZC92aXRhbDo3Njk4L1NPVVJDR TAxIiwidGl0bGUi0iJTT1VSQ0UwMSIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ1aWQi0iIwIiwidHMi0jE 2Mzc00TQwNjIyMDMsInl1rjoiMjc3NjA0MTMyMTU3NDAwNTk30SIsInNlcnBQYXJhbXMi0iJ0 bT0xNjM3NDM2MjkxJnRsZD1ydSZsYW5nPXJ1Jm5hbWU9U09VUkNFMDEmdGV4dD0lRDAl QjglRDElODElRDElODElRDAlQkllRDAlQjUlRDAlQjQIRDAlQkUlRDAlQjIlRDAlQjAlRDAlQkQl RDAlQjglRDElOEYrJUQwJUJGJUQwJUJFKyVEMCVCOCVEMCVCRCVEMSU4MiVEMCVCNSVEM SU4MCVEMCVCRCVEMCVCNSVEMSU4Mi0lRDEl0DAlRDAlQjAlRDAlQjQlRDAlQjglRDAlQkUm dXJsPWh0dHAlM0EvL3ZpdGFsLmxpYi50c3UucnUvdml0YW wvYW NjZXNzL3NlcnZpY2VzL0 Rvd25sb2FkL3ZpdGFsJTNBNzY50C9TT1VSQ0UwMSZscj0yMTMmbWltZT1wZGYmbDEwbj1 ydSZzaWduPW MzMzE4M2UwMGIxYTM5YjAzMDE5NjAzNGE4YTJmOGY5JmtleW5vPTAifQ% 3D%3D&lang = ru (дата обращения: 03.11.2021)
14. Нестерова Н.Г. Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик/Вестник Томского государственного университета. 2013, № 376, сс. 20-24.
15. О проекте. 101.Ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://101.ru/101about (дата обращения: 03.11.2021)
16. Первое исследование количества подкастов на русскоязычном рын-ке[Электронный ресурс] Режим доступа https://podcasts.ru/pervoe-issledovanie-kolichestva-podkastov-na-russkoyazychnom-rynke/(дата обращения: 06.11.2021)
17. Попонов М. Аудитория радио: основные тенденции на локальных рынках. 15 июня 2021 г. Конференция РАР «Локальное радио: инновации и перспективы» [Электронный ресурс]. Режим доступа
https://mediascope.net/upload/iblock/20f/Mediascope_%D0%A0%D0%90%D0%A0_202 1_15_06.pdf (дата обращения: 06.11.2021)
18. Самосудова А., Круглова Л. Подкастинг в России: лидеры, особенности, перспективы. Журналист, № 5, 13.05.2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcasting-russia (дата обращения: 10.11.2021)
19. Современное радиовещание в оценках журналистов и исследователей. Сборник материалов заседаний и круглых столов в рамках конференции «Журналистика» (2004 - 2011)/под ред. Л.Д. Болотовой. М.: Факультет журналистики МГУ, 2011 - 152 с.
20. Суворов А.А. Интернет: масс-медийные характеристики//Известия Саратовского университета. Т. 9. Серия Филология. Журналистика. 2009. Вып. 3, сс. 64 - 70.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Статья «К вопросу о современном российском Интернет-радиовещании» написана на актуальную тему и содержит анализ работ российских исследователей, посвященных онлайн-радиовещанию; описание динамики развития интернет-радио; обзор российского онлайн-радиовещания в настоящее время. Тематика работы соответствует целям и читательской аудитории журнала «Litera», содержание будет интересно широкому кругу читателей. В статье дается определение понятию «онлайн-радиовещание», выделяются виды и подвиды радиосайтов, их характерные признаки (мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, сверхоперативность, измеримость, гибкость, экономичность). В работе представлена также и типология Net-радио с характеристикой выделяемых типов. В рецензируемой статье автор также кратко описывает динамику развития интернет-радио и в результате заключает, что радиовещание в интернете в течение двух десятилетий XXI в. является обязательным атрибутом «уважающей себя» радиостанции; в каталогах Сети представлены тысячи профессиональных радиостанций - как собственно Net-станций, так и сетевых версий эфирного радио. Обзор российского онлайн-радиовещания в настоящее время позволил автору предоставить статистические данные по изучаемому вопросу, выявить ряд негативных свойств онлайн-вещания, охарактеризовать современные российские сайты онлайн-радиостанций, выбранные с помощью поисковой системы Yandex.ru. Основной посыл и вывод в работе состоит в том, что, по мнению автора, российскому исследовательскому сообществу следует организовать постоянно действующий сайт для отражения регулярно обновляемой статистической информации по российскому радиовещанию, включая онлайн-радио, что соответствовало бы как академическим, так и практическим интересам. В целом, автор опирается в своей работе на существенное количество источников теоретического материала, положения статьи подкрепляются статистическими данными, выводы особых сомнений не вызывают. Библиография насчитывает 20 наименований, которые релевантны теме и содержанию работы, а также актуальны. Автором соблюдаются основные правила цитирования. Тем не менее, по статье есть несколько замечаний, которые, надеемся, позволят улучшить качество представления результатов проведенного исследования. Во-первых, логика работы, на наш взгляд, нарушена, было бы логичнее начать статью с описания динамики развития интернет-радио, а затем перейти к анализу работ российских исследователей, посвященных онлайн-радиовещанию. Во-вторых, нам представляется необходимым унифицировать используемую терминологию (онлайн-радиовещание веб-вещание, онлайн-радио, Net-вещание, интернет-радиовещание). В-третьих, необходимо внести стилистические правки в некоторые предложения: 1) «через считаные годы количество» (орфография); 2) «акции американской компании Broadcast.com (портала онлайн-радиовещания) рекордно повысились. c 18» (неверная лексическая сочетаемость + пунктуация); 3) «портал предоставляет доступ станциям» (по-видимому, пропущен предлог «к»); 4) «по данному сегменты цифрового пространства» (неверное окончание); 5) «компания Mediascope, публикует» (лишняя запятая); 6) «компания Statista публикует данные по аудитории онлайн-радио в США, свидетельствующую о значительном росте» (неверное окончание); 7) «данные приводимые в одном из исследований российских подкастов» (пунктуация); 8) «произведенного на факультете журналистики МНУ» (имеется ввиду, скорее всего, МГУ?); 9) «На наш взгляд, было полезно российскому исследовательскому сообществу» (пропущено «бы»); 10) «Необходимо отметить влияние на данных тип СМИ динамично развивающихся технологий» (неверное окончание); 11) «российскому академическому было бы полезно усилить» (видимо, пропущено слово «сообществу»). В-четвертых, необходимо также оформить библиографию в соответствии с требованиями журнала. В-пятых, автору все же следует сформулировать четкую цель исследования и его научную новизну, перечислить методы исследования. В-шестых, в работе также
наблюдается смесь научного и публицистического стилей, автору необходимо в большей мере придерживаться научного стиля. На представленных выше основаниях считаю, что статью необходимо отправить на доработку.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «К вопросу о современном российском Интернет-радиовещании», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, так как целью данной работы является исследование места онлайн-радиовещания в современном российском цифровом пространстве. Представленная работа содержит обобщение выводов российских исследователей о тенденциях развития онлайн-радиовещании в России за последнее десятилетие, краткий анализ состояния российского онлайн-радиовещания в настоящее время, выявление его позитивных и негативных сторон, а также постановка задач по оптимизации его изучения. Несомненно тема, заявленная автором, представляет определенный интерес, так как осмыслению подвергается современный феномен - радиовещание в сети инте рне т.
Новизна данной статьи заключается в попытке анализа эволюции российского онлайн-радиовещания контексте тенденций, характерных как для российского, так и для американского информационного пространства. В своем исследовании автор прибегает к научному обобщению литературы и статистических данных по избранной теме, а также на методу наблюдения за онлайн-радиостанциями с помощью поисковых систем в Интернете.
Отметим, что в исследовании автор рассматривает как теоретическую основу затрагиваемого проблемного поля, так и практическую проблематику.
Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Структурно статья состоит из нескольких смысловых частей, а именно: введение, обзор литературы, методология, ход исследования, выводы. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Постулируемое автором иллюстрируется практическим материалом. Однако, автор не приводит информацию о том какого объема выборка была использована и каковы критерии отбора практического материала.
Библиография статьи насчитывает 20 источников, в которые включены как отечественные труды, так и зарубежные, что свидетельствует о включении работы в общемировую научную парадигму.
Как и любая масштабная работа, рассматриваемый труд не лишен недостатков. Так, в работе присутствуют отдельные нарушения ГОСТа, допущенные при оформлении списка источников. Технической ошибкой является дублирование в тексте статьи заглавия. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, журналистам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. В общем и целом, следует отметить, что статья написана научным языком, хорошо структурирована, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к