Научная статья на тему 'Новые стратегии профессиональной ориентации и поддержки программ «Обучение для карьеры»'

Новые стратегии профессиональной ориентации и поддержки программ «Обучение для карьеры» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА / СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / CAREER / VOCATIONAL GUIDANCE / HUMAN DEVELOPMENT CYCLES / VOCATIONAL GUIDANCE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авво Борис Вольдемарович, Заир-бек Елена Сергеевна

В статье дается анализ основных подходов к разработке стратегий профориентации с учетом циклов развития человека, анализируются возможные теоретические установки современных программ профориентации и поддержки молодежи при выборе профессиональной карьеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авво Борис Вольдемарович, Заир-бек Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New strategies for vocational guidance and supporting the program "training for career"1

The article deals with major trends in the development of vocational guidance consistent with human development cycles. It analyzes possible theoretical approaches in modern vocational guidance programs and support of the youth when choosing a career

Текст научной работы на тему «Новые стратегии профессиональной ориентации и поддержки программ «Обучение для карьеры»»

Образовательные стратегии и технологии

Б. В. Авво, Е. С. Заир-Бек

(Санкт-Петербург)

НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ»

В статье дается анализ основных подходов к разработке стратегий профориентации с учетом циклов развития человека, анализируются возможные теоретические установки современных программ профориентации и поддержки молодежи при выборе профессиональной карьеры

В настоящее время профессиональную ориентацию человека не рассматривают с позиции ее завершенности к определенному возрастному периоду. Считается, что это постоянный процесс выбора, самоопределения и профессионального развития человека.

Первоначально, размышляя о своей будущей профессии, дети осуществляют эмоциональный выбор. В детстве представления о профессиональной работе выражаются в играх и основаны на мнении и опыте взрослых, с которыми дети себя идентифицируют. Дошкольный и ранний школьный возраст определяется в возрастной психологии как период интенсивного личностного роста. В это время выбор будущей профессии связан с элементами фантазии. В дальнейшем, в подростковом возрасте, выбор профессии становится более реалистичным и начинает основываться на ценностных ориентациях человека. Способности и интересы подростков постепенно формируются под воздействием внешних факторов, у многих школьников можно обнаружить различные интересы и признаки таланта, которые позволяют им сделать первые шаги в самоопределении. Помощь подросткам в выборе профессии заключается не только в ознакомлении учащихся школ с миром труда, но и в выявлении их интересов, способностей, возможностей и ценностей, в приобщении к сфере труда средствами образования и первичных профессиональных проб.

Разумеется, кроме интересов и талантов на выбор профессии воздействуют социальные и экономические обстоятельства в семье

и в обществе в целом. Однако, несмотря на различные трудности, обычно к 15 годам человек способен сориентироваться в выборе профессии и готов к получению профессионального образования. Тем не менее многие, завершая общее среднее образование, руководствуются случаем при выборе дальнейшего маршрута образования или профессиональной подготовки. В том случае, если выбор был случаен, молодые люди, которые уже получили профессию, часто желают ее сменить. Это происходит по разным причинам, но чаще всего многие выбирают не реалистичный путь к трудовой занятости, они недостаточно осведомлены о мире труда.

В том случае, если первый профессиональный выбор был сделан осознанно, то в возрасте 15-24 лет человек получает профессиональное развитие, приобретает необходимую базу знаний и навыков для выполнения определенных трудовых функций. Начало этого периода характеризуется скачками интереса к своей будущей профессии. Выбор профессии и ее освоение контролируются средствами адаптации и сравнения. Данный период чрезвычайно важен для дальнейшего профессионального развития, он рассматривается как этап возможного пересмотра первоначального выбора. Именно в это время появляется возможность не только войти в профессию, но и, сделав личностную интерпретацию профессионального выбора, скорректировать его или изменить.

В дальнейшем наступает фаза активного формирования профессионализма, которая до 45 лет сопровождается исследованием и

саморазвитием. В теориях профессионального консультирования этот период характеризуют как оккупацию профессии. Термин «оккупация» (occupation] означает «занятие», «дело». В данном контексте он означает, что человек осуществляет целенаправленный выбор направлений своей профессиональной деятельности, для которой он подходит, имеет специальное образование и квалификацию. Человек в конце этого периода взбирается на вершину профессионального развития и становится профессионально наиболее продуктивным.

В период 45-65 лет люди стремятся сохранить свое профессиональное развитие и становятся полезными для других людей аналогичных профессий. В это время человек все еще испытывает возрастание производительности и может принимать роль наставника или эксперта. Эти ролевые профессиональные позиции он может сохранять и в дальнейшей своей жизни. Данный подход представления процесса профессионального становления позволяет характеризовать каждый жизненный период как период профессиональной ориентации.

Новую парадигму представления профессиональной ориентации определяют понятием «помощь в выборе профессиональной карьеры». Карьера - результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с его профессиональным ростом и развитием. Использование термина «развитие карьеры» в профессиональной работе произошло относительно недавно, в конце двадцатого века. Первоначально его использовали, чтобы описать, как психологические, социальные, образовательные, физические, экономические и случайные факторы можно объединить, чтобы исследовать и формировать индивидуальное профессиональное поведение человека на протяжении жизни, отработать вмешательства или действия, которые можно использовать для повышения карьерного роста человека. Ввиду этого концепции «развития профессиональной карьеры» аккумулировали в себе различные теории и понятийные категории.

Исторически во всех ссылках в теориях профессиональной карьеры используют термины «профессиональная ориентация» и «профессиональное консультирование». Новое заключается в том, что если мы признаем эволюцию и понимаем карьеру как направление развития, то истоки будущего всегда су-

ществуют в прошлом и в настоящем. С этой точки зрения теория развития карьеры еще далеко не совершенна, предстоит осуществить теоретические наработки и выполнить серию эмпирических исследований. В этом состоит прогностическая функция теории профессиональной карьеры, как источника научных движений и развития новых научных направлений. В настоящее время она опирается на большой массив наработок в области теории профессий, концепции профессиональной ориентации, моделей профессионального консультирования, но этих данных для современных условий представления мира работы, выбора профессии не достаточно [4]. Последние десятилетия двадцатого века показали важность и эффективность практики развития карьеры в широком плане и относительно различных групп населения. Однако в настоящее время возникают новые основания и набор вопросов, которые отражают характеристики профессиональной структуры мира. Особенности двадцать первого века порождают:

- новые тенденции в структурах трудовой занятости и трудоустройства;

- инновации в структурах и содержании профессионального образования;

- новые противоречия в культурном и социальном развитии отдельных физических лиц.

В этих условиях теория и практика профессиональной ориентации и профессиональной карьеры выступают в качестве средства для обеспечения надежды людей на сохранение и утверждение их личного достоинства и значимости. Расширение базы знаний в области теории и практики профориентации и профессионального развития, которая должна помочь людям проектировать свое профессиональное будущее, будет иметь более значительную роль. При этом новая парадигма профессиональной ориентации и помощи людям в выборе своей профессиональной карьеры не только получает значение в психологическом и педагогическом плане, практике работы специалистов в данной области, но и становится частью социальной политики, эффективным средством снижения социальной напряженности, роста экономического здоровья нации и отдельных лиц.

Для того чтобы помочь человеку в выборе профессиональной карьеры, в теории и практике профессионального образования и консультирования ранее были отработаны раз-

личные модели профориентации: просветительская, психологическая, социологическая, технократическая, воспитательная, профессиональных проб, стратегическая.

Наиболее комплексной считается стратегическая модель, так как она охватывает различные периоды профессионального становления человека и основывается на новой концепции профессиональной карьеры. В этой модели развитие профессиональной карьеры анализируется как постоянный процесс, который предполагает управление прогрессом в обучении и профессиональной работе, умение справляться с трудностями и возникающими обстоятельствами. Качество управления этим процессом в значительной степени определяет характер и качество жизни физических лиц. Стратегическая модель профориентации ориентирована, с одной стороны, на целеустремленность человека и получение выгод от выбора профессии, с другой - на социальный и экономический вклад, который он внесет в общество, частью которого является [8].

Стратегическая модель ориентирована на предоставление людям точной и актуальной информации о характере и возможностях профессий. Ее реализация осуществляется в форме информирования, диагностики, консультаций, специального образования, организации различных мероприятий, помощи людям в приобретении опыта управления карьерой более преднамеренными способами.

Каким образом можно проектировать стратегическую модель профессиональной ориентации?

Прежде всего, следует изучить фон возможного выбора профессии в отношении конкретной группы лиц определенного возраста. Фон профессиональной ориентации включает:

- экономические факторы (экономический уровень семьи и общества, технических разработок, влияющих на жизнь человека. Количество профессий и квалификаций, необходимых в обществе, экономический, культурный и технический уровень развития отдельных секторов сферы труда);

- политические факторы (законодательство в области трудовых отношений, особенности политической практики поддержки людей каждого возраста в получении профессии и выходе на рынок труда);

- личностные физические факторы отдельных групп молодежи и взрослых (здоро-

вье, физическое развитие, ограничения для выбора отдельных профессий];

- случайные социальные факторы и катастрофы (природные разрушения, войны, финансовые кризисы, другие непредсказуемые факторы];

- социально-психологические факторы (семья, семейные отношения, общие или специальные навыки, эмоциональное развитие, социальный статус, отношения с друзьями и родственниками, ценности и ожидания, эмоциональная и социальная зрелость];

- факторы приобретенного опыта образования (уровень личных успехов, развитие познавательных навыков, когнитивная, эмоциональная и социальная зрелость].

Получение и анализ информации о фоне профессиональной ориентации являются постоянным процессом и требуют целого комплекса инструментов сбора данных и интерпретации. В зависимости от полученных данных разрабатывают конкретные модели профориентации для различных групп, например, для выпускников школ в сельской местности, жителей крупного города, подростков группы риска, молодежи, получившей первый уровень высшего образования и т.д. При этом программа может быть различного уровня: национальная, муниципальная, отдельной общины или учреждения. Общая политика программ может выражаться концептуально на уровне государства или отдельной организации.

Приведем пример философии стратегической модели профессиональной ориентации учащихся, которая отрабатывается в средней школе № 111 Санкт-Петербурга. Программа рассчитана на учащихся различного возраста, которые живут в крупном мегаполисе. Общая философия программы выстроена на уважении к личности и к ее выбору траектории жизненной карьеры. Идеи сформулированы ясно и понятно для учащихся, родителей и педагогов:

1. Выбор профессии является выражением личности.

2. Интересы ребенка, подростка, выпускника школы - это отражение его возможностей.

3. Любая профессия имеет свою историю, профессиональную этику и признание в обществе.

4. Выбор профессии - это всегда осознанный выбор, он зависит от зрелости и целевой устремленности человека, а также от интере-

са к его самореализации со стороны педагогов, семьи и близких людей.

6. Выбор профессии - это процесс снижения ограничений, которые человек постепенно устраняет, получая возможность расширять свой выбор.

7. Каждый выпускник школы должен быть готов к принятию ценности профессионального образования и своей ответственности за выбор и приобретение самоэффективности.

Пример подобного определения философии профориентации - это конвенциальный процесс, который может формулироваться в отношении программы заинтересованными группами лиц, которые участвуют в жизни школы, являются ее партнерами.

В данном случае программа профориентации направлена на снижение рисков и повышение эффективности процесса развития учащихся, поощрение их позитивной адаптации к различным условиям будущей работы или получения профессионального образования. Организованная работа школы позволяет детям и подросткам понять их личные качества, чтобы помочь им концептуализировать свой выбор и увеличить шансы для вариантов профессиональной карьеры. В философии программы использована теория А. Бандуры, который постулировал взаимно влияющие отношения между людьми и окружающей средой: развитие академических и профессиональных интересов; образовательные действия и выбор профессии; образовательные и карьерные факторы развития. Эти отношения центрируют внимание на трех основных переменных - самоэффективности, результатах от ожиданий и личных целях. Самоэффективность - «динамический набор убеждений», которые связаны с конкретными областями деятельности. Результаты ожиданий включают представления о внешней награде - признание. Ориентация - поиск самоэффективности. Модули программы разделены на этапы ориентации:

1. Предшкольная ориентация (5-7 лет) связана с разнообразием бесед и игр для детей, экскурсиями и наблюдениями, творческими пробами талантов, признанием особенностей и интересов ребенка, приобретением им в организованных занятиях социальных навыков и навыков самоуправления.

2. Первичная маршрутизация (7-11 лет) -развитие жизненных навыков и социальных компетенций, способности учиться и забо-

титься о здоровье и саморазвитии, помощь в проведении аудита физического, эмоционального, когнитивного и социального развития. Формирование предпочтений и интересов в дополнительном образовании. Выбор профиля интересов.

3. Вторичная маршрутизация (12-15 лет)

- более глубокая информированность о профессиях и содержании профессионального образования. Формирование собственного профиля интересов и ограничений. Поддержка в приобретении опыта успешности и развитие персональной образовательной карьеры. Помощь в маршрутизации дальнейшего этапа образования.

4. Ориентация на пороге окончания школы - первичный опыт профессиональных проб, формирование привычки выполнять исследования, проекты, технические и художественные разработки, развитие навыков работать вместе, но с опорой на собственные силы.

В целях настройки и коррекции программы периодически проводится мониторинг доброжелательности образовательной среды школы, который включает отработанные способы оценки среды образования [1]. Кроме того, изучается повышение уровня самосознания учащихся и уверенности в себе, рост осведомленности о возможностях профессиональной подготовки и работе в условиях Санкт-Петербурга.

Программа дополняется специальным модулем по работе с детьми групп риска, который в данном случае включает учащихся: испытывающих трудности в обучении; характеризующихся рисками поведения; с культурными и лингвистическими трудностями в адаптации к получению образования в Санкт-Петербурге; испытывающих ограничения при выборе профессии из-за состояния здоровья.

Таким образом, профориентация - это процесс, посредством которого индивид может выбрать подходящее для себя образование, занятие для работы, определить свой маршрут профессиональной карьеры и сделать для него необходимые приготовления. В программах профориентации следует сочетать различные формы профориентационной работы, но для их успешной реализации важно развивать у детей и подростков «жизненные навыки», которые относятся к различным психосоциальным и межличностным навыкам. Эти навыки помогают им определять-

ся целенаправленно и получать опыт здоровой и продуктивной жизни, справляться с жизненными ситуациями, а также управлять самим собой.

Программы «обучение для карьеры» для учащихся школ должны выстраиваться на идеях социальной включенности молодежи в жизнь общества и работу. Они могут осуществляться как в классах, так и после уроков, охватывают реальные жизненные ситуации и приобретение деловых и предпринимательских навыков. В технологиях их реализации используются принципы модульного, проектного, фирменного, кооперативного, предпри-

нимательского, партнерского, тренерского обучения [2].

В региональных и муниципальных программах профориентации следует учитывать современные модели по поддержке людей в выборе профессиональной карьеры. Эти программы имеют комплексной характер, проектируются в отношении различных групп молодежи, людей, которые попадают в трудные жизненные ситуации, людей с ограниченными возможностями, а также физических лиц, которые испытывают потребности к смене маршрута профессиональной карьеры.

Литература

1. Заир-Бек Е. С. Понятие «образовательная среда школы» и подходы к ее оцениванию в современных исследованиях // The Emissia.Offline Letters : электрон. науч. изд. (науч.-педагогич. интернет-журнал). - 2011. - № 11. - URL: http://www.emissia.org/ offline/ 2011/1683.htm (дата обращения 18.03.2013).

2. Беркалиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования.- СПб.: КАРО, 2007. - Раздел 6. Обучение для карьеры в практике работы школ. - С. 113-133.

3. Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста. Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - М.: МОТ, 2011. - 51 с.

4. Edwin L. The Career Development Quarterly. Volume 49, Issue 3, pp. 196-211, March 2001.

5. Evetts J. The Short Note: The Sociology of Professional Groups. New Directions. Current Sociology, 2006, Vol. 54, No 1. - pp. 133-143.

6. Dept. for Education and Skills (2003). Careers Education and Guidance in England: A National Framework. - URL: http:// www.teachernet.gov.uk/_doc/6009/DFES-0163-2003.pdf (дата обращения 18.03.2013).

7. International Handbook of Career Guidance. James A. Athana-sou ; Raoul van Esbroeck (Eds.). Series: Springer International Handbooks of Education, 2008. XXIV, 744 p. - URL: http:// bookfi.org/book/1188660

8. Watts A. G., The role of information and communication technologies in an integrated career information and guidance system. OECD Career Guidance Policy Review and the European Commission, Paris, 2001. - 15 р. - http://www1.oecd.org/edu/research/2698249.pdf (дата обращения 18.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.