Научная статья на тему 'Новые стандарты юридической помощи'

Новые стандарты юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1349
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ УСЛУГА / АДВОКАТУРА / СТАНДАРТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / LEGAL SYSTEM / JURISPRUDENCE / QUALIFIED LEGAL AID / LEGAL SERVICE / LEGAL PROFESSION / STANDARDS OF LEGAL AID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хворов Андрей Валерьевич

В статье рассматриваются рынок современных юридических услуг в России, реализация правовой реформы и ситуация накануне возможных изменений законодательства в сфере юриспруденции. Проводится подробное разъяснение понятия «стандарты юридической помощи». На примере международно-правовых документов указывается на необходимость закрепления данных стандартов в национальном законодательстве. Проводится взаимосвязь между применением стандартов и улучшением качества юридической помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New standards of legal aid

In the article the market of modern legal services in Russia, realization of legal reform and situation on the eve of possible changes of legislation in the sphere of jurisprudence are considered. The detailed explanation of concept standards of legal aid is spent. On an example of international-legal documents necessity of enshrining of the given standards in the national legislation is underlined. The interrelation between application of standards and improvement of quality of legal aid is spent

Текст научной работы на тему «Новые стандарты юридической помощи»

УДК 340

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ © А.В. Хворов

В статье рассматриваются рынок современных юридических услуг в России, реализация правовой реформы и ситуация накануне возможных изменений законодательства в сфере юриспруденции. Проводится подробное разъяснение понятия «стандарты юридической помощи». На примере международно-правовых документов указывается на необходимость закрепления данных стандартов в национальном законодательстве. Проводится взаимосвязь между применением стандартов и улучшением качества юридической помощи.

Ключевые слова: правовая система; юриспруденция; квалифицированная юридическая помощь; юридическая услуга; адвокатура; стандарты юридической помощи.

В последние несколько лет юридическая система России изменялась в результате расширения правовой базы и законодательства. Сегодня государство принимает меры, направленные на урегулирование рынка юридических услуг. Они связаны с разработкой и закреплением в нормах закона стандартов юридической помощи.

В России в период первого десятилетия XXI в. общество испытывает необходимость в наличии достаточного количества квалифицированных специалистов в области юриспруденции. Интенсивное изменение действующего законодательства, расширение областей применения права, а также резкие перемены в правовой системе страны делают затруднительным возможность получить квалифицированную юридическую помощь у любого специалиста юридического профиля.

Современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличия юридического образования недостаточно для защиты своих прав. Существует определенный риск, что умения юриста, к которому обратились за помощью, могут быть недостаточны для положительного решения проблемы именно из-за недостаточного уровня его квалификации. Вместе с тем российское право предусматривает фрагментарные требования к оказанию юридических услуг. Отдельные их виды оказывают только лица со специальным статусом, соответствующим установленным законом квалификационным признакам - адвокаты, нотариусы, патентные поверенные. Все остальные, не предусмотренные законом услуги юридического характера -любые граждане, обладающие гражданско-процессуальной правоспособностью.

Таким образом, каких-либо четких, единых требований ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, закон не предъявляет.

Особую важность приобретает вопрос законодательного регулирования юридической помощи путем установления специальных стандартов.

Любой гражданин, которому оказывают юридические услуги, должен иметь возможность удостовериться, что они соответствуют установленным государством стандартам. Юрист может оказывать такие услуги, но он обязан поставить в известность об уровне квалификации и ответственности за свои действия.

Российская ситуация с законодательной регламентацией сферы юридических услуг отличается от большинства стран с развитыми правовыми системами. Оказание платных и профессиональных юридических услуг неопределенному кругу лиц в таких странах обусловлено наличием соответствующего статуса, образования, опыта работы. Основным отличием от западных стран является тот факт, что в России многие юристы не желают вступать в адвокатское сообщество -профессиональную корпорацию, с высоким уровнем контроля, а предпочитают возможность самостоятельного принятия решений в случае возможной ответственности. Зарубежные юристы наоборот стремятся вступить в саморегулируемое профессиональное сообщество, членство в котором обеспечит им ряд привилегий.

Российская Федерация провозгласила в Конституции РФ 1993 г., что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и находятся под защитой госу-

дарства. В числе таких прав и свобод гарантированное конституционное право на квалифицированную юридическую помощь.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно [1].

Данное право имеет особое значение, поскольку без его эффективной реализации в современных российских условиях формирования правовой государственности невозможна реализация остальных прав и свобод [2].

Юридическая помощь, которую оказывают профессионалы, должна соответствовать специальным стандартам, а значит, необходим правовой механизм, который обеспечит высокий ее уровень и снизит риск негативного результата.

В мировой юридической практике существуют стандарты в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Среди них основными являются:

1) обретение профессионального статуса в связи с получением высшего юридического образования;

2) установленные на законодательном уровне профессиональные стандарты и этические нормы;

3) наличие самоуправляемой ассоциации, которая эти стандарты поддерживает.

Стандарты адвокатской деятельности определяются как предусмотренные международными актами, действующим законодательством требования к качеству соответствующих, главным образом процессуальных, действий адвоката, а также наработанные адвокатской практикой методы и способы организации его работы в целом по конкретным делам, позволяющие действовать наиболее эффективным образом [3].

Важнейшими международно-правовыми документами, которые устанавливают стандарты квалифицированной юридической помощи, являются: «Международный кодекс этики» (принят в 1956 г.), «Стандарты независимости сообщества юристов» (приняты международной ассоциацией юристов 7 сентября 1990 г. в Нью-Йорке), «Стандарты и критерии для признания профессиональных квалификационных признаков юристов» (приняты Международной ассоциацией юристов в июне 2001 г. в Стамбуле), «Резолюция

в поддержку системы терминологии в отношении юридических услуг в целях международных торговых переговоров» (принята

Международной ассоциацией юристов в 2003 г. в Сан-Франциско).

В соответствии с международными стандартами квалифицированная юридическая помощь должна осуществляться представителями независимой юридической профессии, а необходимым условием обеспечения ее качества служит контроль со стороны самоуправляемой адвокатской ассоциации.

Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненно-важную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса. Основные положения о роли адвокатов сформулированы, чтобы помочь государствам-участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться правительствами при разработке национального законодательства и его применении, а также должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката (Основные положения о роли адвокатов. Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности в августе 1990 г. в Нью-Йорке) [4].

Таким образом, на международно-правовом уровне установлены профессиональные и этические нормы, которые должны быть отражены в национальном законодательстве страны, являющейся членом ООН. Данный факт свидетельствует о необходимости установления стандартов квалифицированной юридической помощи в законодательстве России.

Юридическую практику как профессиональную деятельность на постоянной платной основе должны оказывать только лица, которые в равной мере отвечают требовани-

ям, установленным государством для данного вида деятельности. Лицо, получившее в установленном порядке юридическое образование должно получить и допуск к практике по оказанию юридической помощи. Данный допуск должен быть аналогичен допуску к адвокатской деятельности, которая на сегодня в России уже урегулирована законом. Юрист должен сдать квалификационный экзамен, принять присягу и в дальнейшем подчиняться кодексу профессиональной этики и решениям органов корпоративного самоуправления.

В России частная практика и ответственность юристов на сегодняшний день находится практически вне рамок законодательного регулирования. В развитых правовых государствах (США, Англия, Франция) реализуется иной подход - при лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг к лицам, которые желают их оказывать, предъявляются четкие требования (высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, получение допуска к юридической практике), предусматривается ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия.

В международном праве существует практика, когда юрист несет ответственность за свои профессиональные действия. Как пример, в США, если адвокат окажет по гражданскому делу юридические услуги клиенту, которые не являются квалифицированными либо не достаточно квалифицированными, он может понести ответственность, в т. ч. имущественную, за результат своих действий. Оказание неквалифицированной юридической помощи в процессе судебной защиты может являться основанием для отмены судебного решения, во всяком случае - для пересмотра вынесенного судебного акта в связи с нарушением права гражданина. Одновременно защитник может быть дисквалифицирован навсегда. В нашей стране такой практики нет. Введение подобных правил в юридическую деятельность будет способствовать повышению качества юридической помощи в силу того, что за неквалифицированные услуги устанавливается прямая ответственность.

Адвокатская монополия на оказание квалифицированной юридической помощи помогает решить такие проблемы, как повышение качества платных юридических услуг, искоренение фактов недобросовестного отношения к своим обязанностям. Но в общем масштабе всех видов юридической помощи это станет возможным, если законодательно будут установлены единые требования к квалификации и правилам этики.

В современной ситуации в России необходимо на законодательном уровне установить стандарты, чтобы пресечь неквалифицированную юридическую практику. Введение единых квалификационных требований к лицам, оказывающим юридические услуги профессионально, поможет решить проблему некачественного юридического образования и переизбытка юристов на рынке труда, в связи с тем, что факт окончания вуза юридического профиля не будет давать возможности заниматься юридической практикой без сдачи квалификационного экзамена и подтверждения полученных знаний.

Учитывая то, что Россия в будущем может вступить во Всемирную торговую организацию, для расширения международного сотрудничества, необходимо будет соблюдать установленные в ней правила. Единственным выходом из такого положения является установление единых требований (стандартов) и условий для всех лиц, оказывающих юридические услуги на территории Российской Федерации.

Применение новых правил для рынка юридических услуг в случае законодательных изменений может вызвать нежелательные последствия. Они связаны с несовершенством норм, которые будут данные правила регулировать. В результате основной закон будет много раз дополняться, чтобы соответствовать требованиям общества.

Принятие продуманного закона, учитывающего как национальное законодательство, так и тенденции в сфере юридических услуг, является оптимальным решением для законодательных изменений.

Инициатива установить определенные стандарты для рынка юридических услуг положена в концепцию законопроекта «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». В настоя-

щее время законопроект внесен на рассмотрение в Парламент РФ.

Новый законопроект должен изменить сложившееся положение в юридической сфере и повысить значение адвокатуры в обществе. Данный федеральный закон будет регулировать общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение данного конституционного права в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Федеральный закон не будет распространяться на государственные юридические бюро, осуществляющие деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Согласно нормам законопроекта, под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. Квалифицированная юридическая помощь оказывается на возмездной основе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно для получателя такой помощи с ее оплатой за счет бюджетных средств в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

Законопроект предусматривает определенный круг лиц, которые вправе оказывать квалифицированные юридические услуги, тогда как на настоящий момент российское законодательство не устанавливает ограничений для всех видов юридических услуг. Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе, согласно законопроекту, смогут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного либо ученую степень кандидата или доктора юридических наук, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего

вида деятельности иными лицами не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работники юридических лиц смогут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях, иные юридические услуги им оказывать запрещено.

В случае, если закон «Об оказании квалифицированной юридической помощи» будет принят в предложенной редакции, встанет необходимость решить следующие задачи:

- установить определенные профессиональные и иные квалификационные требования для всех лиц, участвующих в процессе оказания юридической помощи;

- обеспечить контроль за допуском к адвокатской и иной юридической практике;

- выработать дополнительные к уже действующим правила, обеспечивающие контроль за качеством оказываемой юридической помощи;

- установить обязательные для исполнения требования к лицам, которые оказывают квалифицированную юридическую помощь, по доведению до клиента достоверной информации об уровне своей квалификации и возможном профессиональном риске.

Законопроект устанавливает новые правила для оказания квалифицированной юридической помощи всеми субъектами юридического сообщества. В случае его принятия произойдут серьезные изменения, связанные с усложнением процесса получения доступа к юридической практике, что необходимо для повышения качества оказываемой юридической помощи.

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 15 дек. Ст. 48.

2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, Нотариат и другие институты гражданского общества в России. М., 2008. С. 156.

3. Буробин В.Н. Адвокатская деятельность, М., 2005. С. 129-130.

4. Данилов Е.П. Настольная книга адвоката. Комментарии. Судебная практика. Образцы документов. Судебные материалы. М., 2006. С. 28-29.

Поступила в редакцию 12.09.2009 г.

Hvorov A.V. New standards of legal aid. In the article the market of modern legal services in Russia, realization of legal reform and situation on the eve of possible changes of legislation in the sphere of jurisprudence are considered. The detailed explanation of concept “standards of legal aid” is spent. On an example of international-legal documents necessity of enshrining of the given standards in the

national legislation is underlined. The interrelation between application of standards and improvement of quality of legal aid is spent.

Key words: legal system; jurisprudence; qualified legal aid; legal service; legal profession; standards of legal aid.

УДК 342+351.3

МУНИЦИПАЛЬНО-ВЛАСТНЫЕ ИНСТИТУТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.А. Баранов

Статья посвящена раскрытию содержания публично'-властных правовых институтов в местном самоуправлении, рассмотрению вопросов правового статуса муниципальных органов, выделению их существенных признаков. Автором раскрыты подходы в понимании таких институтов муниципального права, как глава муниципального образования и местный представительный орган.

Ключевые слова: публично-властные правовые институты; местное самоуправление; муниципальный орган; глава муниципального образования; местный представительный орган.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, является одним из ведущих принципов, определяющим, наряду с разделением властей и федерализмом, систему публичной власти в государстве.

Закрепленная в Конституции Российской Федерации модель местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти и элемента гражданского общества предполагает в качестве обязательного условия четкую и подробную правовую регламентацию всех видов отношений, возникающих в этой сфере.

Местное самоуправление позволяет с большей эффективностью, по сравнению с централизованной системой управления, решать местные вопросы, поскольку оно способно сочетать в себе интересы малых сообществ, интересы и права человека с проводимой государственной политикой, с государственными интересами. Через укрепление института местного самоуправления возможно формирование реального механизма взаимодействия общества и государства.

В Российской Федерации основные положения и принципы деятельности местного самоуправления в теоретическом и прикладном аспекте как одного из элементов общей системы власти стали развиваться сравнительно недавно. Однако за этот промежуток времени накоплен определенный практиче-

ский опыт в области становления и функционирования местного самоуправления, созданы основы правовой базы и, главное, в общественном сознании укрепилось и получает свое дальнейшее развитие идея о невозможности дальнейшего цивилизованного, демократического развития страны без развитой системы местного самоуправления [1].

Среди приоритетных задач в области местного самоуправления, требующих глубокого анализа и выработки системы научных и методологических рекомендаций, важное место принадлежит исследованиям его организационных и правовых основ существования на местном уровне. В любом местном сообществе наиболее продуктивна та модель местного самоуправления, которая позволяет максимально развивать инициативу и максимально стимулирует самоорганизацию экономических и политических сил населения. В связи с этим актуальным становится определение оптимальных правовых форм организации местного самоуправления.

Публично-властными правовыми институтами муниципального права являются обособленные группы юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе публично-властной деятельности населения непосредственно либо органов местного самоуправления конкретного муниципального образования по осуществлению его компетенций [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.