Научная статья на тему 'К вопросу о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи и проблемах ее реализации'

К вопросу о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи и проблемах ее реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1405
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
JUSTICE / CONCEPT / QUALIFIED LEGAL AID / LEGAL SERVICE / STANDARDIZATION / ADVOCACY / MONOPOLY / FREE HELP / ЮСТИЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ УСЛУГА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДВОКАТУРА / МОНОПОЛИЯ / БЕСПЛАТНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астапова Елена Владимировна

Статья посвящена отдельным проблемным вопросам, связанным с реализацией новой концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Автором охарактеризованы основные цели и задачи программы по созданию системы квалифицированной юридической помощи и реформированию адвокатуры, исследован вопрос о разграничении понятий «юридическая помощь» и «юридическая услуга», затронута проблема разработки единых стандартов предоставления юридических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE CONCEPT OF REGULATION OF THE MARKET OF PROFESSIONAL LEGAL AID AND PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

The article is devoted to some problematic issues related to the implementation of the new concept of regulation of the market of professional legal assistance. The author outlines the main goals and objectives of the program to create a system of qualified legal assistance and reform of the legal profession, explored the question of delineating the concepts of «legal aid» and «legal service», the problem of developing uniform standards for the provision of legal services.

Текст научной работы на тему «К вопросу о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи и проблемах ее реализации»

УДК 347.4 ББК 67.404

© 2018 г. Е. В. Астапова,

заведующий кафедрой гражданского права Донского государственного технического университета кандидат юридических наук, доцент. E-mail: astapova77@mail.ru

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОБЛЕМАХ

ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена отдельным проблемным вопросам, связанным с реализацией новой концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Автором охарактеризованы основные цели и задачи программы по созданию системы квалифицированной юридической помощи и реформированию адвокатуры, исследован вопрос о разграничении понятий «юридическая помощь» и «юридическая услуга», затронута проблема разработки единых стандартов предоставления юридических услуг.

Ключевые слова: юстиция, концепция, квалифицированная юридическая помощь, юридическая услуга, стандартизация, адвокатская деятельность, адвокатура, монополия, бесплатная помощь.

E.V. Astapova - Head of the Department of Civil Law of the Don State Technical University, PhD in Law, Associate

Professor.

ON THE ISSUE OFTHE CONCEPT OF REGULATION OFTHE MARKET OF PROFESSIONAL LEGAL

AID AND PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

The article is devoted to some problematic issues related to the implementation of the new concept of regulation of the market ofprofessional legal assistance. The author outlines the main goals and objectives of the program to create a system ofqualified legal assistance and reform of the legal profession, explored the question of delineating the concepts of «legal aid» and «legal service», the problem of developing uniform standards for the provision of legal services.

Keywords: justice, concept, qualified legal aid, legal service, standardization, advocacy, advocacy, monopoly, free help.

Вопросы создания и развития системы квалифицированной юридической помощи в настоящее время активно обсуждаются профессиональным юридическим сообществом.

Как уже ранее отмечалось нами в своих работах, «согласно закрепленным в Конституции РФ принципам правового государства, а именно уважения прав личности, подчинения всех праву и обеспечения прав и свобод гражданина правосудием, в России гарантируются права на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не закрещенными законом. Именно этим определяется особенное предназначение юристов как представителей общества, реализующих на профессиональной основе правовую поддержку граждан и юридических лиц в любых процедурах защиты прав» [1, с. 33].

24 октября 2017 года на сайте Минюста России опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее - Концепция) [2], вокруг основных положений которой разгорелись острые дискуссии.

Концепция (от лат. шпсерйо - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Основные положения концепции заключаются в фактическом признании адвокатской монополии на оказание юридической помощи, признании некоммерческого характера адвокатской деятельности с одновременно декларируемой возможностью для адвокатов вести деятельность в организационно-правовых формах коммерческих организаций со специальной правоспособностью, а именно оказанием исключительно юридической помощи, закреплении возможности найма адвоката адвокатом или адвокатским образованием, особым порядком преобразования существующих коммерческих фирм в адвокатские образования и адвокатских образований в коммерческие корпоративные формы ведения адвокатской деятельности и т. п.

Принципы Концепции определяются основной задачей реформирования сферы юридических услуг - соблюсти интересы потребителей юридической помощи и включают в себя следующие:

1) эволюционность. Для того чтобы не нарушить право на доступ к судебной защите, которое гарантировано ст. 46 Конституции РФ, переход к введению исключительного права адвокатов и адвокатских образований на оказание юридической помощи на возмездной основе должен быть плавным, при условии сохранения ее доступности как в финансовом плане, так и в количественном составе, а также обеспечения надлежащего качества юридических услуг;

2) непрерывность оказания юридической помощи. Юридическая помощь должна оказываться гражданам и организациям непрерывно, с обеспечением гарантий ее продолжения в случае вступления юристов в адвокатуру и преобразования юридических фирм в адвокатские образования;

3) унификация требования к юридической профессии. Данный принцип позволит обеспечить квалифицированность юридической помощи в условиях выработки единых стандартов и создании системы контроля за их соблюдением (пока не ясно, каким именно образом: на базе адвокатуры как самоуправляемой профессиональной корпорации или путем введения государственного регулирования).

С нашей точки зрения, Концепция направлена на создание «единого рынка юридической помощи».

Следует сразу же отметить, что отечественная наука и практика не знают такой дефиниции, как «рынок профессиональной юридической помощи». Фактически это вторая попытка Минюста России по проведению реформы платной юридической деятельности. Первая была предложена в 2016 году, однако встретила достаточно жесткую критику со стороны как научной общественности, так и практикующих юристов, в связи с чем программа была отправлена на «переформатирование».

В конце 2017 года общественности была предложена модернизированная концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи, которая сейчас активно обсуждается в профессиональных кругах. Позволим высказать определенные соображе-

ния по поводу перспектив дальнейшего развития системы юридической помощи.

Концепция разработана в соответствии с государственной программой РФ «Юстиция» и направлена на реализацию целей и задач, предусмотренных Подпрограммой 1 госпрограммы «Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций», а именно «упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи; обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно» [3].

Государственная программа «Юстиция» была утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 312. Текст госпрограммы с момента ее утверждения неоднократно менялся. Поправки вносились ежегодно постановлениями Правительства РФ. Последняя редакция госпрограммы утверждена 31 марта 2017 года постановлением Правительства РФ № 370.

Сравнительный ретроспективный анализ задач программы «Юстиция» в первоначальном варианте 2014 года и в последней редакции 2017 года показал, что эти задачи претерпели существенные изменения. При сохранении задач, касающихся упорядочения системы оказания квалифицированной юридической помощи и оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно, исчезли задачи по повышению статуса адвокатов в профессиональном сообществе путем создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии, по развитию и поддержанию конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников.

Ожидаемым результатом реализации Подпрограммы 1 декларировалось «создание единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения».

Не акцентируя внимание на изменении задач, связанных с реформой адвокатуры, отметим лишь, что произошла принципиальная перемена целевых установок. Если в перво-

начальной редакции целью реформы было заявлено обеспечение прав и свобод «различных групп населения», то в последней редакции данная оговорка исчезла. И это неслучайно, поскольку исключение юридических лиц из субъектного состава получателей квалифицированной юридической помощи существенно сужало рынок юридической помощи.

Таким образом, если ранее Концепция предполагала реформирование в основном адвокатуры, то теперь речь идет об интересах коммерческих организаций, оказывающих юридические услуги, т.е. о рынке юридических услуг, находящемся за пределами системы адвокатской деятельности.

Вместе с тем вызывает замешательство распоряжение Минюста России от 20 апреля

2017 года № 528-р «Об утверждении детального плана-графика реализации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов государственной программы Российской Федерации «Юстиция» [4].

В разделе «Мероприятие» этого документа, в п.п. 1.1.1.1 «Разработка нормативных правовых актов в сфере адвокатуры», в качестве контрольного события значится внесение в Правительство РФ до 31 декабря

2018 года проекта федерального закона о профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, направленного на оптимизацию процедуры допуска к профессиональной деятельности адвоката и стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи. При этом в качестве ожидаемых результатов указаны следующие:

- оптимизация процедуры допуска к профессиональной деятельности адвоката;

- стандартизация рынка профессиональной юридической помощи;

- доступность квалифицированной юридической помощи гражданам.

Из анализа совокупности правовых положений исследованных документов можно сделать определенные предварительные выводы.

Во-первых, Минюст России полагает, что в Российской Федерации существует «рынок профессиональной юридической помощи», который нуждается в нормативно-правовом регулировании. При этом под рынком профессиональной юридической помощи понимается сфера осуществления юридической деятельности на возмездной (платной) основе.

Во-вторых, целями регулирования являются оптимизация процедуры допуска к

профессиональной деятельности адвоката, стандартизация рынка профессиональной юридической помощи и доступность квалифицированной юридической помощи гражданам.

Вышесказанное позволяет заключить, что в результате неоднократного редактирования государственной программы «Юстиция» произошли изменения в конструкции ожидаемого результата: «создание единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи, доступного различным группам населения» было изменено на «регулирование рынка юридической помощи, предоставляемой неограниченному кругу лиц».

Мероприятия по реализации программы «Юстиция» на период с 2017 по 2020 год предполагают разработку проекта федерального закона о квалифицированной юридической помощи. По нашему убеждению, концепция должна быть ориентирована на решение именно этой задачи.

Проанализируем Концепцию с точки зрения современной науки, практики и сложившейся ситуации, касающейся предоставления юридической помощи в России.

Из преамбулы Концепции следует, что она «представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности по реформированию национального рынка юридических услуг».

Действительно, принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций и разрешения проблем, препятствующих эффективной реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к правосудию.

На наш взгляд, в статье происходит смешение двух разных понятий - «юридические услуги» и «юридическая помощь». Авторы Концепции фактически отождествили квалифицированную юридическую помощь и юридические услуги.

Следует согласиться с разработчиками Концепции в том, что низкое качество юридических услуг (не юридической помощи) обусловлено двумя проблемами:

1) отсутствие нормативного регулирования деятельности по оказанию юридических услуг и каких-либо стандартов их предоставления ставят их потребителей в заведомо незащищенное положение в сравнении с потребителями других видов услуг;

2) существующее в настоящее время регулирование адвокатской деятельности препятствует дальнейшему развитию института адвокатуры.

По мнению разработчиков, решением сложившихся проблем является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:

- повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

- совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;

- создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;

- создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

Таким образом, авторы Концепции приходят к интересному промежуточному выводу: затрудняют доступ к правосудию и обеспечение высокого качественного уровня получаемой потребителями юридической помощи «отсутствие стандартов по оказанию юридических услуг» и существующее регулирование адвокатской деятельности, а вместе с тем разрешить эти проблемы предполагается за счет объединения всех лиц, оказывающих юридические услуги, на площадке существующей адвокатуры.

Достижение поставленных целей возможно исключительно при условии одновременного изменения законодательного регулирования данного института на базе Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [5].

Однако в этой связи возникает вопрос: если в основу нормативно-правового регулирования должен быть положен Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, как это согласуется с разработкой федерального закона о квалифицированной юридической помощи?

Если авторы Концепции за базовый предлагают взять Федеральный закон № 63-ФЗ, тогда, на наш взгляд, в Концепции должно быть обозначено, какие принципы адвокат-

ской деятельности и устройства адвокатуры, реализованные в действующем законе, следует оставить, а от каких необходимо отказаться; какие новеллы следует ввести в закон и как это будет соотноситься с оставшимися нормами. Также Концепция должна решить еще ряд фундаментальных научных и практических проблем, порождаемых обозначенной идеей.

Конечной целью Концепции заявлено объединение всех лиц, оказывающих юридические услуги, на площадке адвокатуры. Но нельзя не отметить, что модернизация института адвокатуры фактически означает монополизации национального рынка платной юридической деятельности и судебного представительства.

Возможно, это позволит решить массу актуальных проблем, имеющихся в различных сегментах правовой деятельности, в том числе профессиональную некомпетентность отдельных представителей юридического сообщества, отсутствие контроля за их деятельностью, отсутствие единых стандартов оказываемой юридической помощи.

В России существует национально ориентированная, научно обоснованная доктрина адвокатской деятельности, т.е. «квалифицированной юридической помощи», с согласованным терминологическим аппаратом, гармонично и тщательно вписанная в правовое поле РФ.

Однако нельзя не отметить, что данная задача чрезвычайно сложна, поскольку в законодательстве отсутствует единый терминологический аппарат, позволяющий определить понятие, объем и содержание деятельности по предоставлению юридических услуг, что препятствует проектированию нормативных положений для определения круга лиц, обладающих правом предоставления таких услуг, и правил осуществления такой деятельности.

Одним из вопросов, связанных с реализацией Концепции, является соотношение понятий «юридическая помощь» и «юридические услуги».

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей цен-

ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Конституции РФ отсутствуют положения, из которых можно было бы сделать вывод о публичной значимости прав и законных интересов юридических лиц. Также отсутствуют положения, отождествляющие права и законные интересы юридических и физических лиц, а вопрос о конституционных свободах, являющихся высшей ценностью, относится исключительно к физическим лицам, обладающим свободой воли.

Статья 48 Конституции РФ, относящаяся к главе 2 «Права и свободы гражданина и человека», устанавливает, что каждому гарантируется право на получение квалифициро-

и ^ т» _

ванной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Публичная значимость адвокатской деятельности определяется не спецификой функции, но спецификой субъекта, которому она оказывается.

В опровержение заявленного выше часто приходится слышать довод о том, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П уравнял в правах граждан и юридические лица. Однако это не вполне соответствует действительности. Конституционный Суд РФ, разрешая вопрос о доступе к правосудию, а именно к судебному производству в Конституционном Суде РФ, указал: «...граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями)» [6]. Следовательно, в данном случае речь стоит исключительно о защите конституционных прав граждан.

Как отмечено выше, в первоначальной редакции программы «Юстиция» в качестве объектов реформирования были указаны «система квалифицированной юридической помощи» и «рынок юридических услуг». Государственной программой было определено, что реформирование «системы квалифицированной юридической помощи» должно идти в направлении «создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации адвокатов» и «раз-

вития механизмов оказания адвокатами бесплатной юридической помощи»; второй целью было названо объединение разрозненного рынка юридических услуг с последующим развитием и поддержанием конкуренции.

Нам представляется такая позиция вполне справедливой, поскольку юридическая помощь - это некоммерческий вид деятельности, а рынок - коммерческий механизм оборота товаров и услуг. Сфера предоставления юридической помощи регулируется нормами публичного права - Конституцией РФ и Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, а сфера оборота юридических услуг -гражданским правом, в частности Гражданским кодексом РФ. Таким образом, на наш взгляд, в предыдущей редакции программы анализируемые понятия были разграничены.

В новой редакции концепции фактически проигнорированы как современная правовая доктрина устройства отечественной адвокатуры, так и сложившаяся практика.

Концепцией предлагается новая юридическая конструкция понятия «квалифицированная юридическая помощь», под которой понимается деятельность по оказанию на постоянной профессиональной и возмездной основе неограниченному кругу лиц юридических услуг и услуг по представительству (в том числе судебному и в административных органах), осуществляемую допущенными к ней по определенной законом процедуре и в соответствии с квалификационными требованиями лицами, для которых обязательны установленные профессиональные стандарты и этические нормы.

Однако следует понимать, что квалифицированная юридическая помощь - это публично значимый вид юридической деятельности, осуществляемый специальными субъектами в особом режиме, установленном законом. Объявляя какой-либо вид юридической деятельности публично значимым, государство берет на себя обязанность (гарантирует) по финансированию этой деятельности в том случае, если нуждающийся в ней не способен самостоятельно ее себе обеспечить. Однако государство не имеет ни финансовых, ни технических возможностей признать все виды платной юридической деятельности публично значимыми, а потому отдельные ее виды оставило на свободном рынке.

Для обеспечения публично значимой юридической деятельности государством был соз-

дан специальный институт - адвокатура. Она была наделена особым процессуальным статусом, при этом для нее был установлен особый льготный режим налогообложения. Взамен государство и общество справедливо требуют от адвокатского сообщества обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи и при необходимости судебной защиты и судебного представительства.

Оказание юридической помощи в первую очередь включает защиту прав и свобод гражданина и человека. Прогнозирование и проектирование правового поведения доверителя в различных правовых сферах являются факультативной деятельностью для адвоката.

Предоставление юридических услуг - это вид юридической деятельности, который не является публично значимым и обеспечение которого не гарантируется государством, а потому и не регулируется законом.

Оказание юридических услуг, в первую очередь, направлено на предотвращение и разрешение правовых конфликтов гражданско-правового характера. Прогнозирование и проектирование правового поведения доверителя являются основными функциями лица, предоставляющего юридические услуги. В этом случае главной задачей государства является формирование свободного рынка юридических услуг, состоящего из квалифицированных специалистов и различных организационно-правовых форм деятельности.

Рынок - это экономическая категория, определяющая сферу обращения товаров и услуг и устанавливающая правила их коммерческого оборота. Результатом коммерческого оборота услуг и основной целью предпринимательской деятельности является прибыль. Согласно Концепции предполагается предпринимательскую деятельность считать непредпринимательской, т.е. некоммерческой, хотя само понятие «рынок» подразумевает предпринимательскую конкурентную среду.

Возникают вопросы и в связи с высказанным предложением о стандартизации юридической помощи. Обосновывая необходимость разработки законодательства на базе адвокатуры, авторы Концепции предлагают в качестве основы для разработки единых стандартов предоставления юридических услуг взять базовые положения законодательства об адвокатуре.

Этот тезис свидетельствует об определенном непонимании особенностей адвокатской

деятельности и игнорировании действующего законодательства в области стандартизации.

Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в России основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации, за исключением государственных стандартов в областях, прямо указанных в законе [7].

Предоставление юридических услуг не является видом деятельности, в отношении которого государство считает необходимым принятие стандартов. Следовательно, ни один из них не может считаться обязательным.

Таким образом, подведем краткие выводы относительно сказанного выше.

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи направлена на создание единой системы предоставления юридических услуг. Она затрагивает сферы регулирования как публичного, так и частного права, фактически предлагает изменение правовой системы посредством учреждения «адвокатской монополии».

Для реализации принципов, о которых говорилось выше, проведение Концепции предусмотрено в три этапа:

1) первый этап (2018 год) - модернизация адвокатуры благодаря внесению изменений в законодательство, предусматривающее прежде всего возможность осуществления адвокатской деятельности, при сохранении ее непредпринимательского характера, в коммерческих организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; возможность для адвоката работать по особому виду трудового договора, отвечающего специфике деятельности адвоката как независимого советника по правовым вопросам; детализацию режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;

2) второй этап (2019 год) - выработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей временный упрощенный порядок приема в адвокатуру лиц, имеющих пять и более лет стажа деятельности по оказанию юридической помощи на профессиональной основе;

3) третий этап (2020-2023 годы) - переход в адвокатуру лиц, желающих приобрести адвокатский статус, и преобразование в адво-

катские образования юридических фирм. По итогам этого этапа должен быть исследован вопрос о том, возможно ли к 2023 году при имеющейся численности адвокатов обеспечить потребности граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи и ввести исключительное право адвокатов и адвокатских образований на оказание возмездной юридической помощи, в том числе на представительство в судах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает Г. Кузнецов, поясняя суть представленного варианта Концепции, «положения проектируемых в ее рамках нормативных правовых актов не будут распространяться на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций. Будет рассмотрен вопрос и о сохранении права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого. Судебное представительство по-прежнему продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций. Право оказания юридической помощи сохранят и участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также некоммерческие организации,

Литература

1. Астапова Е. В. Формирование системы квалифицированной юридической помощи в России // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 6 (79).

2. Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/deyatel-nost-v-sfere-advokatury/koncepciya-reguliro-vaniya-rynka-professionalnoy-yur (дата обращения: 22.03.2018).

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2158.

4. Распоряжение Минюста России от 20.04.2017 № 528-р «Об утверждении детального плана-графика реализации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов Государственной программы Российской Федерации «Юстиция» / Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской дея-

оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе» [8].

Как видится, заявленные меры по созданию единой системы оказания юридических услуг не совершенны, в совокупности не решают основных задач, определенных государственной программой «Юстиция», а также затрагивают фундаментальные основы судебного представительства и системы защиты прав и свобод граждан, определенных Конституцией РФ.

К настоящему времени свои законопроекты подготовили Верховный Суд РФ [9] и депутаты Государственной Думы РФ [10]. Оба указанных документа предусматривают ужесточение требований к судебным представителям. В законопроектах предложен умеренный вариант - представители в арбитражном и гражданском процессах должны будут иметь высшее юридическое образование.

Переход к единой системе оказания квалифицированной юридической помощи на базе адвокатуры должен происходить плавно, с сохранением целевых и этических принципов, так, чтобы не разрушить не только систему обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью, но и систему бесплатной юридической помощи.

Bibliography

1. Astapova E. V. Formation of a system of qualified legal assistance in Russia // Jurist-Pravoved. 2016. № 6 (79).

2. The site of the Ministry of Justice of the Russian Federation. URL: http: //minjust.ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepdya-regulirovaniya-ryn-ka-professionalnoy-yur (date of circulation: 22.03.2018).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 312 (as amended on March 31, 2017) "On the approval of the state program of the Russian Federation "Justice"// Collection of legislation of the Russian Federation. 2014. № 18 (Part II). Art. 2158.

4. Decree of the Ministry of Justice of Russia of April 20, 2017 № 528-r «On approval of the detailed implementation schedule for 2017 and the planned period 2018 and 2019 of the State Program of the Russian Federation» Justice "/ The document was not published // SPS «ConsultantPlus».

5. Federal Law of 31.05.2002 № 63-FZ (as amended on July 29, 2017) «On advocacy and legal profession in the Russian Federation» // Collec-

тельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5202.

7. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 3953.

8. Кузнецов Г. «Адвокатская монополия» анонсирована // ЭЖ-Юрист. 2017. № 44.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 30 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

10. Проект Федерального закона № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.09.2017). URL: http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 22.03.2018).

tion of legislation of the Russian Federation. 2002. № 23. Art. 2102.

6. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of24.10.1996 № 17-P "On the case on the verification of the constitutionality of the first part of Article 2 of the Federal Law of March 7, 1996 "On Amendments to the Law of the Russian Federation «On Excises» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 45. Art. 5202.

7. Federal Law of June 29, 2015№ 162-FZ (as amended on July 3, 2016) «On Standardization in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2015. № 27. Art. 395 3.

8. Kuznetsov G. «Advocate's monopoly» was announced // EZh-Jurist. 2017. № 44.

9. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of03.10.2017 № 30 «On the introduction of the draft federal law» On Amending the Civil Procedure Code of the Russian Federation legislative acts of the Russian Federation"/ The document was not published // SPS «Consultant-Plus».

10. Draft Federal Law № 273154-7 «On the implementation of representation of the parties in the courts and on amending certain legislative acts» (as amended by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of September 27, 2017). URL: http://asozd.duma.gov.ru/ (date of circulation: 22.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.