Научная статья на тему 'Новые способы продвижения продукции: мерчендайзинг супермаркета'

Новые способы продвижения продукции: мерчендайзинг супермаркета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова Е. К.

В последнее время, для удачного увеличения сбыта товара или услуги, требуется уделять внимание каждой мелочи выбранного способа продвижения. Все более популярным становится использование новых способов продвижения продукции, таких как мерчандайзинг торгового центра, интернет-продвижение, новые системы стимулирования сбыта, call-центры и другие [1]. Цель данной статьи – разобраться в сущности мерчандайзинга и его применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые способы продвижения продукции: мерчендайзинг супермаркета»

НОВЫЕ СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ: МЕРЧЕНДАЙЗИНГ СУПЕРМАРКЕТА

© Горохова Е.К.*

Пермский государственный технический университет, г. Пермь

В последнее время, для удачного увеличения сбыта товара или услуги, требуется уделять внимание каждой мелочи выбранного способа продвижения. Все более популярным становится использование новых способов продвижения продукции, таких как мерчандайзинг торгового центра, интернет-продвижение, новые системы стимулирования сбыта, са11-центры и другие [1]. Цель данной статьи - разобраться в сущности мерчандайзинга и его применении. Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:

- освоить правила мерчандайзинга и его стратегии;

- перечислить и описать инструменты мерчандайзинга;

- проанализировать мерчандайзинговую деятельность - весь комплекс мероприятий (гипермаркет «Семья»);

- выявить недостатки;

- дать рекомендации по их устранению.

Мерчандайзинг - направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала [4]. Главная цель мерчандайзинга - увеличить объемы продаж, сохраняя (и повышая) удовлетворение покупателя от процесса совершения покупки.

Инструменты мерчандайзинга:

1. запас. На полках необходимо представить те товары, которые покупатели ожидают найти в данном магазине. Допускать возникновения ситуации, когда отсутствуют наиболее популярные товары, нельзя [2];

2. расположение.

Самые основные правила мерчандайзинга

- не размещайте продукцию и рекламные материалы на дальних, боковых или темных полках;

- всегда выставляйте товар лицевой стороной к покупателю;

- не перегружайте одну полку, если остальные явно пусты;

- всегда проверяйте, чтобы ценники были наклеены на лицевой стороне упаковки, хорошо читались и не перекрывали название товара и другие важные надписи;

* Студент кафедры Менеджмента и маркетинга.

- не наклеивайте ценники поверх названия товара или других важных надписей на упаковке;

- всегда располагайте товар и рекламные материалы на уровне глаз покупателя, тогда он скорее обратит на них внимание и сможет прочесть всю рекламную информацию;

- всегда располагайте продаваемый товар аккуратно, группируя торговые марки. Это поможет покупателю скорее выбрать нужный товар;

- всегда следите за чистотой полок, прилавков, товаров. Незамедлительно заменяйте товар с поврежденной упаковкой;

- товары с сильным запахом (такие как мыло или другие моющиеся средства) должны находиться на расстоянии от чая и других пи-щевыхпродуктов [1].

Мерчандайзер

Профессиональный мерчандайзер - это специалист, который создает «импульсы покупок», то есть обеспечивает нужный товар, в нужном месте, в нужное время, по нужной цене, в нужном количестве и состоянии.

Использование пространства в торговом зале

При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:

- оптимальное использование пространства торгового зала,

- оптимальное расположение товарных групп,

- расположение основных и дополнительных точек продажи,

- способы замедления потока покупателей [2].

Расположение товарных групп

После определения типа расположения оборудования в торговой точке, нужно определить эффективное расположение товарных групп. При расположении товарных групп определяющими являются два момента:

1. приоритетность места в торговом зале:

- 80-90 % покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала и лишь 40-50 % покупателей обходят внутренние ряды;

- наиболее « горячими» местами при этом являются начало потока покупателя и зона касс;

2. разделение товарных групп на категории в зависимости от популярности среди постоянных покупателей:

- товары повседневного спроса. Покупка этих товаров является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку;

- товары периодического спроса. Покупка этих товаров планируется один раз в несколько визитов;

- товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется [3].

Правила выкладки:

- обзор, доступность;

- опрятность, заполненность полок;

- привлекательность упаковки;

- маркировка цен;

- определенное место на полке.

Виды выкладки товара:

- горизонтальная выкладка;

- вертикальная выкладка;

- дисплейная выкладка;

- специальная выкладка;

- массовая выкладка;

- многотоварная выкладка;

- выкладка товаров «навалом» [2].

Анализ организации мерчандайзинга в Гипермаркете «Семья» 1. Вид магазина

ТС «Семья» - это сеть магазинов формата самообслуживания, интенсивно расширяющая зону своего присутствия на всей территории Пермского края. В вывеске используется эмблема и название организации. Цветовым решением для оформления магазина выбраны зеленые и желтые цвета. Сочетание желто-зеленого - имеет значение «дешево и сердито» [4]. В данном универсаме имеется полуоткрытый вход с использованием раздвижных дверей. При необходимости двери открываются и блокируются в открытом положении.

(+) Удобство входа для покупателей. Полуоткрытый вход «втягивает» покупателей внутрь, привлекает внимание.

(-) Необходимость установки тепловой завесы зимой и дополнительной вентиляции летом - потоки воздуха с улицы легко проникают в постоянно открытые двери [4].

2. Планировка торгового зала

Данный магазин оборудован двумя входами (один центральный), что оптимально для магазинов прямоугольной формы. Он имеет сложную планировку. Размер входа 8 метров. Размещение торгового оборудования осуществляется согласно схемы расстановки «Решетка» - это параллельное расположение торгового оборудования. Это дает возможность рацио-

нально использовать пространство. Зал оснащен системой подвесных указателей, показывающих основные зоны торгового зала [2]. Далее представлена планировка торгового зала (рис. 1).

Мясо, кура, рыба

Книги, канцтовары

Замороженные продукты

Овощи фрукты Цветы

Молочные продукты

Одежда, обувь

Спорт

Все для дома

Консервы

Макароны, крупы

Кондитерские изделия

Напитки

Служба информации

Вход

Касса 1

Касса 2

Касса 3

Касса 4

Касса 5

Касса 6

Выход

Свежая выпечка

Хлеб

Алкогольные напитки

Рис. 1. Планировка торгового зала супермаркета «Семья»

3. Атмосфера магазина

Первое, на что мы здесь обращаем внимание - это освещение. При освещении универсама применяются люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000-6500 К и цветопередачей 80Ка, которая подчеркивает яркость упаковок. Они применяются по всей площади торгового зала. Но нужно отметить, что данного обеспечения не достаточно! Желто-зеленое оформление интерьера соответствует цвету логотипа, вывески магазина и оформлению фасада. Это способствует формированию единого образа магазина в глазах покупателей.

Рекомендации: Общий световой фон в магазине несопоставим со световым фоном на улице - нужно увеличить количество освещения.

4. Система навигации

К способам навигации относятся указатели, вывески, таблички и информационные знаки. Они, в свою очередь, делятся на внешние и внутренние [2]. В данном гииермаркете способы навигации применяются на парковке автомобилей, при входе в магазин (внешние), при входе в торговый зал, при пересечении основных потоков, в местах, где покупатели заканчивают покупки и направляются к кассе (внутренние). Используются горизонтальные указатели товарных групп (располагаются над указанной группой), категорий товаров (располагаются над стеллажами и прилавками), информационные указатели (касса, стол упаковки, туалет, информационный киоск), указатели скидок (вертикальные).

Рекомендации:

1. информация должна быть сделана таким образом, чтобы покупатель ее воспринимал, как направленную на него. На двери нельзя писать «открыто», а надо написать «заходите» [4];

2. таблички с указателями находятся слишком высоко, практически на одном уровне с основным освещением. Нужно расположить указатели прямо над стеллажами с указанными товарными группами (опустить).

Выкладка

В рассматриваемом торговом зале товары размещаются по группам (мясо, рыба и т.п.) далее по категориям (мясо: говядина, свинина и т.п.). Каждый вид товара сопровождается ценником. Молочная продукция группируется по брендам и категориям, выкладывается ровными рядами, все упаковки повернуты «лицом» к покупателю.

Замечания:

1. наблюдается беспорядок в порционном и фасованном товаре;

2. в молочном отделе загромождаются проходные пути коробками не распределенного товара и просто пустыми коробками;

3. на стеллажи выкладывается товар в складских коробках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. не соблюдается правило выкладки - продукты в железных, металлических упаковках (тяжелые) находятся выше чем товары в полиэтиленовых и бумажныхупаковках (легкие);

5. не докладывается отсутствующий товар.

Необходимо учесть данные замечания и исправить недостатки.

С помощью анализа научных изданий удалось выявить популярные инструменты и методы мерчандайзинга. На практике (анализ супермаркета «Семья») оказывается, что данные методы и инструменты используются не в полном объеме. Необходимо повышение значимости и уровня мерчандайзинга в магазинах г. Перми и Пермского края. Мерчандайзинг по-

высит не только качество и уровень обслуживания, но и увеличит объем продаж товаров и услуг.

Список литературы:

1. Ходаков А. Психология успешных продаж. - СПб.: Питер, 2001.

2. Канаян К., Канаян Р. Ассортимент: стратегия и тактика // Новости торговли: Торговое оборудование. - 2002. - № 9.

3. ЖиряеваЕ.В. Товароведение. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

4. Божук С.Г. Рекламная деятельность на предприятии: учеб. пособие. - СПб., 1999.

ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ И ВИРУСНАЯ РЕКЛАМА КАК СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

© Макарова Е.А.*

Филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород

Данная статья посвящена изучению современных инструментов привлечения потребителей в сети Интернет: партизанского маркетинга и вирусной рекламы. Рассмотрены основные преимущества и ограничения их использования в рекламе и продвижении товаров и услуг различными типами компаний.

В настоящее время Интернет представляет интерес как новый медиа-канал. Его можно использовать для достижения различных целей:

- для информирования своей целевой аудитории о товарах, услугах

И т.д.;

- для контекстного поиска;

- для создания и стимулирования спроса;

- как инструмент создания сообществ.

Таким образом, он обладает способностью воспроизводить все традиционные медиа в виртуальном пространстве, при этом вносятся существенные изменения в традиционную модель коммуникаций с аудиторией, прежде всего, интерактивность, возможность взаимодействия между пользователями и брендами.

Коммуникации в сети Интернет ассоциируются, как правило, с бан-нерной и контекстной рекламой, поисковой оптимизацией, размещением

* Доцент кафедры Маркетинга, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.