НОВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В МАРКЕТИНГЕ NEW EXPERTS IN MARKETING
Н.В. ДМИТРИЕВА, канд. экон. наук, доцент
Институт туризма и гостеприимства, филиал РГУТиС
N.V. DMITRIEVA, Cand. of economic sci., Ass. professor
Tourism and Hospitality Institute, branch of RSUT&S
Аннотация
В статье рассматривается практика использования аспектов традиционного маркетинга в Интернете. Определяются место и функции интернет-маркетолога в цепочке взаимодействия между субъектами рынка. Формулируются требования к интернет-маркетологу. В заключение формулируются рекомендации по обучению специальности интернет-маркетолог.
Abstract
In the following paper practice of use of aspects of traditional marketing on the Internet is considered. The place and functions of the internet-expert in marketing in an interaction chain between subjects of the market are defined. Requirements to the Internet-expert in marketing are formulated. Recommendations about training of a speciality the Internet expert in marketing are in summary formulated.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, интернет-маркетолог, веб-проект, продвижение услуг, веб-дизайн, анализ статистической информации, интернет-технологии.
Keywords: internet marketing, the internet expert in marketing, the web project, advancement of services, web design, the analysis of the statistical information, Internet technology.
Сравнительно молодая отрасль деятельности, именуемая интернет-маркетингом, набирает обороты популярности не в силу модных тенденций, а из-за реальной необходимости. За последний год на рынке труда и вакансий никаких видимых изменений, если смотреть на традиционные сферы не произошло. Безусловно, набор вакансий велик, самые разнообразные профессии представлены на рынке труда, готовые удовлетворить самого изысканного работодателя, но тот, кто наблюдает за развитием IT
технологий, не могут не отметить появления новых специальностей. Согласно традиционным словарным толкованиям, интернет-маркетинг - это деятельность, направленная на улучшение сбыта товаров и услуг через Интернет.
Однако рассматриваемая сфера сегодня гораздо шире, чем продажи. Деятельность маркетолога направлена, скорее, на управление репутацией компании. Маркетолог занимается исследованием потребительской среды: ее вкусов, предпочтений и запросов, анализирует обстановку на рынке предложений, оценивая рекламные ходы и акции конкурентов. Деятельность интернет-маркетолога направлена на увеличение продаж товаров и услуг через Интернет, поэтому одной из основных задач для него является привлечение как можно большей целевой аудитории. Исследование аудитории на предмет потенциальных потребителей - ключевая задача в деятельности интернет-маркетолога [2]. Для анализа действий конкурирующих проектов нужно отслеживать посещаемость их сайтов, производить мониторинг происходящих изменений и проводимых акций.
Первое, с чем приходится сталкиваться интернет-маркетологу в начале работы над каким-то проектом, - это исследование рынка. В нашем случае эта сфера деятельности делится на две части: поиск и анализ деятельности конкурирующих проектов и сбор и анализ статистических данных об интернетчиках, особенно о потенциальных потребителях предлагаемых сайтом услуг [1]. И если с мониторингом конкурентов все ясно (достаточно отслеживать посещаемость этих сайтов, происходящие изменения и проводимые акции), то на исследовании аудитории стоит остановиться подробнее. Дело в том, что сбор и анализ статистической информации является чуть ли не ключевой позицией в деятельности интернет-маркетолога. Без этих данных, обработанных соответствующим образом, все принимаемые решения могут оказаться в корне ошибочными. Конечно, раньше, когда электронная коммерция находилась в зачаточном состоянии, интернет-маркетологи действовали, полагаясь только на собственный опыт и интуицию. Теперь же ситуация изменилась в корне. Ни один профессионал не сможет обойтись без знаний статистики и математического анализа.
Следующий шаг в деятельности интернет-маркетолога - разработка маркетинговой стратегии веб-проекта. А здесь уже нельзя обойтись без серьезных знаний интернет-технологий, веб-дизайна, компьютерной безопасности и так далее. То есть маркетолог должен быть интернетчиком со стажем. И это верно - ведение бизнеса в Сети достаточно сильно отличается от офлайновой коммерческой деятельности. Еще одной очень важной деталью в деятельности интернет-маркетолога является знание рынка интернет-рекламы [1].
У интернет-маркетолога есть еще одна немаловажная обязанность -поддержание связей с другими проектами. Причем речь идет не только о спорах с конкурентами и рассылке пресс-релизов в различные издания, но
и общение с работниками каталогов, рейтингов, баннерообменных систем и т.п. А для всего этого нужно обладать немалой коммуникабельностью, которая является обязательным качеством любого интернет-маркетолога.
Основные профессиональные обязанности интернет-маркетолога:
• создание интерфейса для сайта компании и координация сайта -визитной карточки компании для того, чтобы эта карточка попала в руки как можно большего числа клиентов;
• оптимизация и продвижение сайта в поисковых системах; организация блога компании и продвижение ресурса в социальных сетях;
• изучение рынка рекламы в Интернете, продвижение собственной торговой марки с использованием инструментов маркетинговых коммуникаций;
• поддержание связей с другими проектами;
• анализ эффективности интернет-маркетинга.
Понятно, что в первую очередь интернет-маркетолог должен быть продвинутым пользователем ПК. Кроме того, ему понадобятся знания веб-дизайна и графики, верстки макетов, основ компьютерной безопасности, принципов размещения и методов интернет-рекламы. Приветствуется знание таких программ, как Photoshop, Corel Draw. Высоко ценится владение принципами оптимизации сайтов SEO. Помимо компьютерных навыков специалисту нужно хорошо и грамотно писать, обладать художественным вкусом, быть контактным и коммуникабельным. Для сбора и обработки информации понадобятся знания статистики и математического анализа
[3].
Конечно, рассмотреть все подробности деятельности интернет-маркетолога в одной статье невозможно. Поэтому мы остановились только на самых основных моментах. И, тем не менее, оказалось, что интернет-маркетинг, в принципе, похож на офлайновый - конечно, с некоторыми нюансами. Так, например, исследование рынка превратилось в исследование аудитории веб-проекта или определенного сегмента глобальной сети. Когда же речь идет о продвижении торговой марки, то имеется в виду раскрутка и привлечение посетителей на какой-нибудь сайт [1].
Интернет-маркетолог - универсальный специалист. Он должен хорошо знать Глобальную сеть не только на пользовательском уровне: ему необходимы знания статистики и математического анализа, умение хорошо и грамотно писать, обладание художественным вкусом, коммуникабельностью и многими другими качествами. Естественно, деятельность человека, обладающего всеми этими достоинствами должна хорошо оплачиваться. Хороших интернет-маркетологов не хватает, поэтому каждый профессионал всегда может найти себе работу и получить достаточно неплохие деньги за труд.
Позиции интернет-маркетолога весьма востребованы на рынке труда, они необходимы в офисах продаж компаний и предприятий, предлагаю-
щих товары или услуги через Интернет, а также в интернет-магазинах. Средняя заработная плата интернет-маркетолога составляет 35-40 тысяч рублей, кроме того, он получает бонусы от оборота компании [3]. Чем больше стаж работы, тем выше оклад, приветствуется наличие портфолио в виде ссылок на успешные интернет-проекты. Самый высокий оклад получают интернет-маркетологи, обладающие профессиональным сертификатом. Однако в нашей стране нет подобных сертификационных центров, поэтому желающие получить их должны выучить английский язык и отправиться за границу.
Оказывается, в России еще нет ни одного вуза, который бы выпускал специалистов с такой профессией. Конечно, существует множество курсов, выпускникам которых выдают различные удостоверения интернет-маркетологов. Правда, пройти сертифицирование по специальности интернет-маркетолог очень непросто. И проблема не в том, что эта профессия чересчур сложна. Просто в нашей стране до сих пор нет сертификационных центров, принимающих экзамены у интернет-маркетологов [3]. Близкие профили обучения предлагаются по направлению «Реклама и связи с общественностью». Стать специалистом по веб-дизайну можно, овладев соответствующей специализацией в рамках специальности «Дизайн». Неплохим вариантом подготовки является обучение по специальности «Информационные сети и технологии» со специализацией в области электронной коммерции.
Большинство фирм сегодня хотят не просто завести сайт, а гибко управлять своей репутацией, следить, что о них говорят, общаться с потребителями, получать отзывы напрямую, оперативно решать проблемы. И чем активнее будет развиваться глобальная сеть, тем более востребованной будет профессия интернет-маркетолога.
Библиографический список
1. Громов О. В. Формирование и развитие интернет-маркетинга в сфере рекламных услуг. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2012.
2. Копачев А. А. Электронная коммерция как фактор инновационного развития деятельности предприятия. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2009.
3. www.job.ru
Контактная информация
dmitrievaNV@mail .ги 8 495 682 0990