ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА
© Соколова И.В.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Представлен анализ определений понятия «интернет-маркетинг», на основе которого была предложена собственная авторская формулировка. Описаны инструменты и специфические особенности интернет-маркетинга.
Ключевые слова маркетинговые коммуникации, маркетинг, интернет-маркетинг, рынок.
Несмотря на кризисные явления и некоторый спад, который наблюдается сегодня в российской экономике вследствие макроэкономических и политических процессов, динамика мирового и российского интернет-рынка остается положительной. Особенно высокую эффективность в продвижении товаров и услуг демонстрируют в последнее время интернет-коммуникации, которые также характеризуются значительной динамикой [3]. На современном рынке регулярно возникают новые коммуникационные инструменты, формируются информационные каналы, появляются новые информационные носители, ускоряется информационный обмен, создаются новые рыночные интеллектуальные активы [4]. Это привлекает большое внимание со стороны ученых, делая интернет-коммуникации объектом научных исследований, приоритетным направлением которых является уточнение понятийно-категориального аппарата.
Исследование современных теоретических и практических работ российских и зарубежных авторов, посвященных различным аспектам интернет-маркетинга, показывает отсутствие единой сложившейся терминологии в данной сфере. Это приводит к непониманию, а как следствие, неприятию маркетологами научных идей, теорий и классификаций интернет-маркетинга в трактовке друг-друга. Соответственно, это значительно замедляет развитие интернет-маркетинга как науки, что в свою очередь тормозит развитие практической отрасли всего современного маркетинга.
Интернет-маркетинг - это новая сфера общественной деятельности, а соответствующая область научных знаний еще только формируется. Поэтому анализируя данное явление, целесообразно рассмотреть не только формулировки интернет-маркетинга из монографий и научных статей, но и определения практиков, работающих в известных интернет-компаниях. Особенно важно здесь проследить взаимовлияние научных и практических воззрений на эту проблему, выявить концептуальные направления.
* Магистрант кафедры Мировой экономики и менеджмента.
Термин «интернет-маркетинг» впервые появился в зарубежной литературе, для которой свойственна определенная понятийная неточность и существование наряду с интернет-маркетингом его близких синонимов: «веб-маркетинг», «электронный маркетинг», «кибермаркетинг» [1]. Многие иностранные авторы в трудах по интернет-маркетингу избегают давать ему определение, считая суть явления интуитивно понятной.
Юрасов А.В. в учебнике «Основы электронной коммерции» дает следующее определение данному понятию: «интернет-маркетинг - это совокупность методов интернет-коммерции, направленных на увеличение экономической эффективности сайтов и содержащих интернетрекламу и другие формы привлечения посетителей; методы удержания посетителей на сайте; обеспечения покупки ими товаров или услуг, предлагаемых на сайте, если такие имеются; либо выполнения других действий (регистрации, подписки на новости и т.п.); методы создания постоянной аудитории сайта и (или) сетевого сообщества (комьюнити)» [13].
Несмотря на относительную полноту данного определения в нем все же не затронуты другие функции маркетинга (поиск информации о клиентах и поставщиках, конкурентах и т.д.). Определение ориентировано на веб-сайт компании, однако веб-сайт хоть и является наиболее эффективным инструментом интернет-маркетинга все же не является единственным и необходимым признаком. Так изучение аудитории интернета, демонстрация банне-ров, продвижение в социальных сетях, распространение интернет-рекламы и прочей маркетинговой информации не предполагают обязательного наличия у фирмы веб-сайта [6].
Успенский И.В. предлагает следующую трактовку исследуемого термина: «Интернет-маркетинг - это совокупность мероприятий, направленных на повышение рейтинга ресурса в сети, увеличение посещаемости и, как следствие, привлечение новых клиентов и рост компании... Интернет-маркетинг (и в частности, поисковое продвижение) - это также профессиональный анализ и исследование ситуации на рынке (деятельность конкурентов, общее положение дел по отрасли, тенденции спроса и предложения), оценка возможности использования интернет-среды для продвижения конкретных товаров или услуг, определение текущего положения интернет проекта и его перспектив» [10].
В данном случае интернет-маркетинг трактуется очень близко к поисковой оптимизации, где основной акцент делается на деятельность, связанную с повышением популярности сайта, и выпадает такой компонент как реклама офлайновых компаний в Интернете.
Наиболее полным, раскрывающим суть понятия «интернет-маркетинг» представляется определение сформулированное В.В. Царевым и А.А. Кан-таровичем: «интернет-маркетинг - это необходимый комплекс мер по исследованию такого специфического рынка, каким является сетевой рынок Ин-
тернета, по эффективному продвижению и продаже товаров (услуг) с помощью современных Интернет-технологий... Интернет-маркетинг - это относительно дешевый общемировой информационный канал, который характеризуется высокой оперативностью, целенаправленностью воздействия, достаточно быстрой обратной связью с потенциальными клиентами, дешевизной рекламных акций и маркетинговых мероприятий» [11].
Основными недостатками данного определения является то, что интернет-маркетинг определяется как канал, что противоречит самой сущности маркетинга. Интернет-маркетинг не может быть каналом, поскольку согласно любым определениям, - это деятельность, «комплекс мер» либо теория, но не коммуникационное средство.
Многие специалисты рынка понимают под маркетингом особую деятельность (процесс), в результате которого выигрывают все субъекты рынка [2, 8, 12]:
- предприятие извлекает дополнительную прибыль путем максимального удовлетворения потребностей клиента (потребителя);
- потребитель с помощью этого товара удовлетворяет свою потребность (решает свою проблему);
- общество в целом выигрывает за счет оптимального расходования ресурсов, удовлетворенности своих членов (что положительно сказывается на их физическом и моральном здоровье).
Данная деятельность охватывает как процесс производства (изучение спроса, проектирование, выпуск), так и сбыт продукта (информационное сопровождение продукта, реклама, каналы сбыта, послепродажное обслуживание).
Объединив опыт исследователей понятия интернет-маркетинг можно сделать вывод о том, что он представляет собой теорию и практику использования фирмой средств интернета: веб-сайта, возможностей интернет-рекламы, механизмов изучения рынка (покупателей и конкурентов), создания и корректировки потребительских предпочтений с применением интернета для достижения фирмой ее маркетинговых целей. Интернет-маркетинг - это новый вид маркетинговой деятельности, включающий элементы и функции традиционного маркетинг-микса: товар, цена, дистрибуция и продвижение, однако, действие которой может быть увеличено в геометрической прогрессии за счет использования новых инструментов и ускорения информационного обмена в глобальной сети [7]. Отличительной особенностью этого новейшего инструментария является интерактивный режим [9]. Интернет-технологии позволяют создавать видеоконференции, чаты, группы в социальных сетях. Всё это приводит к более качественной коммуникации с контактными аудиториями и снижению стоимости контакта [5], а, следовательно, открывает новые маркетинговые возможности для малого и среднего бизнеса, делая электронный маркетинг общедоступным.
Таким образом, можно заключить, что активно используемый в последнее время все большим числом компаний нтернет-маркетинг представляет собой совокупность теоретического и прикладного инструментария интернета, применяемого фирмой для достижения маркетинговых целей. Специфические характеристики интернет-маркетинга состоят в появление нового инструментария проведения коммуникационных кампаний - в глобальной информационной сети традиционные инструменты маркетинга интегрируются с новейшими информационными технологиями.
Список литературы:
1. Адамадзиев К.Р. Сетевая экономика: учебное пособие. - Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2011. - 150 с.
2. Алексунин.В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2010. - 380 с.
3. Костарева А.М., Старкова Н.О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 88. - С. 642-652.
4. Старкова Н.О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2001. - 202 с.
5. Старкова Н.О., Козырь Н.С. Обзор состояния и перспектив развития сферы электронной торговли России и мира // Экономика, социология и право в современном мире: материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. -Пятигорск, 2012.
6. Старкова Н.О., Костарева А.М. Роль рекламы в продвижении на рынок продукции современных отечественных предприятий // Перспективы развития современного научного знания: сборник научных трудов. - Чебоксары, 2012. - С. 162-164.
7. Старкова Н.О., Костарева А.М. Применение вирусного маркетинга в деятельности современных предприятий // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: материалы VII международной заочной научно-практической конференции. Часть II. - М., 2012. - С. 73-79.
8. Старкова Н.О., Костарева А.М. Применение инновационных подходов в маркетинговой деятельности современных фирм // Теоретические и практические аспекты экономики и менеджмента: сборник трудов международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2012. -С. 10-16.
9. Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 66. - С. 194-205.
10. Успенский И.В. Интернет-маркетинг: учеб. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2013. - 420 с.
11. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2012. - 265 с.
12. Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования в Интернете. - СПб.: Питер, 2008. - 418 с.
13. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 480 с.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ ОТ КИБЕР-ОРУЖИЯ И ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИОНАЖА
© Шестернина М.В.*, Стоцкий А.Г.*
Уфимский государственный авиационный технический университет,
г. Уфа
В настоящее время кибер-пространству уделяют все больше внимания вследствие новых и разнообразных способах ведения шпионажа, в том числе и промышленного. В данной статье представлены некоторые способы защиты от промышленного шпионажа.
Ключевые слова кибер-война, кибер-атака, кибер-вооружение.
В настоящее время промышленный шпионаж в основном ведется в интернете и превратился в процветающую сферу бизнеса - кибер-шпионаж. Кибер-оружие универсально, оно не знает границ. Если раньше государства, отстаивая свои внешнеполитические интересы, пользовались дипломатическими, экономическими и военными средствами, то теперь для выполнения определенных задач, вместо самолетов, ракет, танков или кораблей, они могут использовать специальные вредоносные программы. Его воздействие на критически важные промышленные системы может быть катастрофически разрушительным [1]. В этих условиях становятся актуальными способы защиты и разработка собственного кибер-вооружения.
История кибер-войн начинается в апреле 2007 г. атакой на эстонские государственные сайты и сети. Вторым ключевым событием кибер-войн считается взлом и вывод из строя иностранными злоумышленниками интернет-сетей в Грузии в августе 2008 г. Первое задокументированное использование кибер-оружия в ходе крупномасштабных военных действий связано с
* Доцент, кандидат экономических наук, доцент.
* Студент (специальность Наноинженерия).