Научная статья на тему 'Новые результаты исследований курганов скифского времени на могильнике Инской дол'

Новые результаты исследований курганов скифского времени на могильнике Инской дол Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые результаты исследований курганов скифского времени на могильнике Инской дол»

П.к. дашковский

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

новые результаты исследований курганов скифского времени на могильнике инской дол

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №14-31-01201

«Погребально-поминальная обрядность кочевников Западного Алтая и Восточного Казахстана как источник для реконструкции этногенетических и социальных процессов в контексте культурно-исторической ситуации в Саяно-Алтайской горной провинции в древности и раннем средневековье»)

Курганный могильник обнаружен на второй надпойменной террасе, в 2 км к югу-юго-востоку от с. Чинеты, на левом берегу Ини, в южной части долины [Дашковский, 2013]. В той же долине, только в северной и восточной ее частях, ранее выявлены могильники Ханкаринский дол и Чинета-П [Дашковский, 2004]. В 0,8 км к северу от могильника Инской дол протекает р. Ханкара, а в 0,7 км к юго-востоку от памятника находится фундамент от здания пионерского лагеря у края берега Ини. На протяжении последних шести лет Краснощековская археологическая экспедиция АГУ проводит целенаправленное изучение данного некрополя. В результате выявлены объекты энеолита и скифского времени [Дашковский, Гончарова, Мейкшан, 2015; Дашковский, 2014б; Дашковский, Мейкшан, 2014; и др.]. В данной публикации представлены результаты раскопок двух курганов - №12 и 13, расположенных в разных частях могильника.

Курган №12 находится в западной части некрополя, на елбане, к югу от курганов №1-3, исследованных в предшествующие годы [Дашковский, 2014а]. Диаметр каменной насыпи, сложенной в один слой из небольших камней, составлял с севера на юг 6,75 м, а с запада на восток - 6 м. Высота сооружения - 0,3 м, а вместе со слоем грунта - 0,5 м. В центральной части насыпи камни лежали не сплошным слоем. Невыразительность насыпи и мощный слой гумуса затрудняли определение его размеров до проведения раскопок. Наименьшее количество камней выявлено с западной стороны кургана. Под насыпью сооружения зафиксировано могильное пятно подпрямоугольной формы, ориентированное длинной осью по линии ЮВ-СЗ. Могильная яма имела размеры 2,55 х 1,7 х 2,3 м. На глубине 1,85-2,33 м выявлены остатки шести деревянных плах плохой сохранности, вероятно, от продольного перекрытия. Плахи имели длину от 0,2 до 0,9 м, а ширину - 0,1-0,2 м. В центральной части могилы они не сохранились. Под плахами обнаружено погребение человека, которое, возможно, носило вторичный характер, так как не все кости расположены в анатомическом порядке. Погребенный был ориентирован головой на восток и, вероятно, первоначально уложен на правый бок. В районе стоп ног обнаружен костяной наконечник стрелы (рис.-2). В 0,4 м к северу от

Дашковский П.К. Новые результаты исследований курганов...

грудной клетки скелета зафиксированы ритуальная пища (позвонки барана) и рядом керамический сосуд (рис.-З).

Инвентарь из могильника Инской дол: 1 - курган №13; 2-3 - курган №12

Курган №13 обнаружен в центральной части некрополя. Диаметр каменной насыпи кургана, сложенной из камней в 1-3 слоя, составлял с запада на юг 9 м, а с запада на восток - 10 м. Высота сооружения из камней достигала 0,45 м, а вместе с грунтом - 0,6 м. По периметру кургана выявлена кольцевая выкладка - крепида из более крупных камней. Диаметр крепиды с севера на юг - 9 м, а с запада на восток -10 м. В центре кургана зафиксирована западина диаметром до 2,5 м, которая образовалась в результате просада могильной ямы. под на-

сыпью кургана выявлено могильное пятно подпрямоугольной формы, ориентированное длинной осью по линии СЗ-ЮВ. Могильная яма имела следующие размеры 2,35 х 1,61 х 2,79 м. На глубине 2,41 м зафиксированы шесть продольных деревянных плах плохой сохранности, которые образовывали перекрытие. Длина сохранившихся фрагментов - от 0,15 до 1,25 м, ширина - 0,1-0,2 м. Наиболее хорошо сохранились северная и южная плахи. Плохая сохранность плах в центральной части могилы обусловлена ограблением (осквернением) погребения. Под плахами на глубине 2,76 м, выявлено захоронение человека, который лежал в скорченном положении, на правом боку, головой на восток. Погребение оказалось потревоженным. В частности, череп человека находился в 0,6 м к западу от остального скелета. В 0,15 м к востоку от черепа обнаружена нижняя челюсть человека. В районе таза выявлено бронзовое миниатюрное зеркало (рис.-7).

Исследованные курганы №12-13 имеют определенные аналогии в памятниках пазырыкской культуры [Кирюшин, Степанова, 2004; Ку-барев, 1987, 1991, 1992; Кубарев, Шульга, 2007; и др.], в том числе раскопанных в Северо-Западном Алтае [Дашковский, 2011, 2014б]. На это указывают планиграфические особенности расположения курганов в цепочку в направлении Ю-С, традиция помещения умерших скорчен-но, на правом боку, головой на восток, а также состав сопроводительного инвентаря. Правда, в данном случае отсутствуют сопроводительные захоронения лошадей, характерные во многих случаях для памятников пазырыкской культуры. На могильнике Инской дол такой показатель отмечен из пяти раскопанных курганов только один раз - в объекте №2 [Дашковский, 2014а; Дашковский, Мейкшан, 2014]. Для сравнения отметим, что в целом сопроводительные захоронения лошадей зафиксированы в чуть более чем 37% погребений кочевников горных районов Алтая пазырыкского времени. Лошадь выступала важным социальным маркером, а также занимала значительное место в мировоззрении номадов [Тишкин, Дашковский, 1998; Дашковский, 2003]. Примечательно также, что из 21 погребения пазырыкской культуры могильника Ханка-ринский дол, расположенного в той же долине, что и некрополь Инской дол, данный признак зафиксирован в 13 случаях (61,9%) [Дашковский, 2011]. Погребальный инвентарь из исследованных курганов могильника Инской дол представлен немногочисленными и невыразительными предметами: костяной наконечник стрелы, миниатюрное бронзовое зеркало, керамический сосуд. Данные обстоятельства свидетельствуют о невысоком социальном статусе погребенных. В целом, учитывая особенности погребального обряда и инвентаря, курганы №12-13 можно предварительно датировать, как и ранее раскопанные на данном некрополе объекты №1-3, 10-11, ГУ-ГГГ вв. до н.э. Последующее изучение курганов на могильнике Инской дол позволит расширить источниковую базу по этнокультурным процессам в Западном Алтае в скифо-сакский период.

Дашковский П.К., Гончарова Н.С. Курган афанасьевской культуры...

Библиографический список

Дашковский П.К. Лошадь в религиозно-мифологической системе номадов Горного Алтая в У1-П вв. до н.э. // Археология и этнография Алтая. Горно-Алтайск, 2003. Вып. 1. С. 16-25.

Дашковский П.К. Чинетинский археологический микрорайон на Алтае: некоторые итоги и перспективы исследования // Археологические микрорайоны Северной Евразии. Омск, 2004. С. 34-37.

Дашковский П.К. Предварительные итоги исследования курганов скифского времени на могильнике Ханкаринский дол (Алтай) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Иркутск, 2011. С. 160-163.

Дашковский П.К. Археологическая разведка в северо-западном Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013. С. 128-133.

Дашковский П.К. Инской дол - новый памятник скифо-сакского периода в Западном Алтае // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Кызыл, 2014а. С. 207-210.

Дашковский П.К. Погребальные памятники кочевников скифо-сакского периода в Северо-Западном Алтае // Диалог культур Евразии в археологии Казахстана. Астана, 2014б. С. 235-243.

Дашковский П.К., Гончарова Н.С., Мейкшан И.А. Продолжение исследования курганов на могильнике Инской дол // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10. Барнаул, 2015. С. 40-44.

Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Исследование курганов скифского времени на могильнике Чинета-П и Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XX. Барнаул, 2014. С. 94-100.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул, 2004. 292 с.

Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с.

Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 190 с.

Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992. 220 с.

Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Погребение человека с конем в курганах пазырыкской культуры Горного Алтая // История и культура народов Саяно-Ал-тая в прошлом, настоящем и будущем. Горно-Алтайск, 1998. С. 16-19.

П.к. дашковский, н.С. Пшчарова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

курган афанасьевской культуры на могильнике инской дол

Курганный могильник Инской дол расположен на второй надпойменной террасе, в 2 км к юго-юго-востоку от с. Чинеты (Красноще-ковский район Алтайского края), на левом берегу р. Ини в южной ча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.