Библиографический список
Дашковский П.К. Лошадь в религиозно-мифологической системе номадов Горного Алтая в У1-П вв. до н.э. // Археология и этнография Алтая. Горно-Алтайск, 2003. Вып. 1. С. 16-25.
Дашковский П.К. Чинетинский археологический микрорайон на Алтае: некоторые итоги и перспективы исследования // Археологические микрорайоны Северной Евразии. Омск, 2004. С. 34-37.
Дашковский П.К. Предварительные итоги исследования курганов скифского времени на могильнике Ханкаринский дол (Алтай) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Иркутск, 2011. С. 160-163.
Дашковский П.К. Археологическая разведка в северо-западном Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013. С. 128-133.
Дашковский П.К. Инской дол - новый памятник скифо-сакского периода в Западном Алтае // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Кызыл, 2014а. С. 207-210.
Дашковский П.К. Погребальные памятники кочевников скифо-сакского периода в Северо-Западном Алтае // Диалог культур Евразии в археологии Казахстана. Астана, 2014б. С. 235-243.
Дашковский П.К., Гончарова Н.С., Мейкшан И.А. Продолжение исследования курганов на могильнике Инской дол // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10. Барнаул, 2015. С. 40-44.
Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Исследование курганов скифского времени на могильнике Чинета-П и Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XX. Барнаул, 2014. С. 94-100.
Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул, 2004. 292 с.
Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с.
Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 190 с.
Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992. 220 с.
Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.
Тишкин А.А., Дашковский П.К. Погребение человека с конем в курганах пазырыкской культуры Горного Алтая // История и культура народов Саяно-Ал-тая в прошлом, настоящем и будущем. Горно-Алтайск, 1998. С. 16-19.
П.к. дашковский, н.С. Пшчарова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
курган афанасьевской культуры на могильнике инской дол
Курганный могильник Инской дол расположен на второй надпойменной террасе, в 2 км к юго-юго-востоку от с. Чинеты (Красноще-ковский район Алтайского края), на левом берегу р. Ини в южной ча-
сти долины. В 0,8 км к северу от могильника Инской дол протекает р. Ханкара. В 0,7 км к юго-востоку от памятника находится фундамент от здания пионерского лагеря у края берега Ини [Дашковский, 2013]. Изучение топографии, планиграфии и конструктивных особенностей насыпей курганов позволило установить, что на могильнике Инской дол есть объекты скифо-сакского периода, результаты которых частично опубликованы, а также курганы эпохи энеолита [Дашковский, 2014; Дашковский, Мейкшан, 2014; Дашковский, Гончарова, Мейкшан, 2015; и др.]. Данная публикация посвящена предварительным итогам изучения кургана №5, выявленного в южной части некрополя.
Курган №5 находится в 5 м к северу от кургана №4, образуя с ним одну микрогруппу. Данный объект, несмотря на высокую степень задер-нованности, достаточно хорошо просматривается на уровне современного горизонта, особенно каменная ограда по периметру сооружения. После зачистки каменной насыпи было установлено, что курган имел кольцевую ограду по всему периметру шириной 2,25-3,5 м из средних и крупных камней, в том числе камней в виде плит. Наиболее крупные плиты выявлены в северо-восточном секторе ограды. Диаметр каменной ограды, сложенной в 2-3 слоя, с севера на юг - 15,25 м, а с запада на восток - 15 м. Высота сооружения достигала 0,9 м. В западной части каменной кольцевой ограды зафиксирован преднамеренно оставленный проход шириной до 2 м. Внутри ограды отмечена подпрямоугольная конструкция из камней в один слой, которая углами была ориентирована по сторонам света. Конструкция имела длину с двух стороны по 5,5 м, а ширину других двух сторон - по 5 м. После разбора данной прямоугольной конструкции была обнаружена могильная яма, которая ориентирована сторонами почти строго по направлениям горизонта. Могила имела следующие размеры: 2,3 х 1,67 х 0,72 м. В ней обнаружен скелет человека, который был уложен на спину, вероятно, с подогнутыми ногами и ориентирован головой на запад. В 0,15 м к северу от черепа найден керамический орнаментированный сосуд яйцевидной формы (рис.). В районе грудной клетки зафиксированы следы красной охры.
Важно отметить, что конструктивно курган представлял собой круглую ограду, в центре которой над могилой сооружена подчетырехуголь-ная каменная конструкция, ориентированная углами по сторонам света. По мнению исследователей, такая конструкция афанасьевского кургана может соотноситься с шаманскими представлениями о мироздании [Кузьмин, 1992, с. 127]. Создание модели мира через геометрический код в погребальных памятниках было распространенным явлением у древних и средневековых народов Евразии [Кызласов, 1987; Саенко, 1994; Войтов, 1996; Дашковский, 1997, 2011; Ольховский, 1999; и др.]. Следует обратить внимание на то, что с западной стороны ограды был преднамеренно оставлен вход. Примечательно, что умерший в могиле ориентирован головой также на запад, т.е. в сторону захода солнца, которая в мифологиче-
ской концепции мира многих древних народов часто воспринималась как символ нижнего загробного мира.
Керамический сосуд из кургана №5 могильника Инской дол
Существенным является вопрос о культурно-хронологической атрибутации исследованного кургана на некрополе Инской дол. Курган №5 имеет явные аналогии среди памятников афанасьевской культуры [Ларин, 2005; Афанасьевский..., 2010, 2012; Кирюшин и др., 2010; Ва-децкая, Поляков, Степанова, 2014, с. 319-321]. К числу характерных признаков афанасьевской культуры, зафиксированных при исследовании курган №5 на могильнике Инской дол, можно отнести, во-первых,
указанные выше планиграфические особенности расположения объектов и наличие надмогильной конструкции округой формы, по периметру которой сооружено кольцо из плит, поставленных вертикально, и камней, уложенных плашмя. Во-вторых, зафиксирована грунтовая могила, в которой умершего помещали на спине с согнутыми в коленях ногами и ориентировали головой на запад. В-третьих, в объекте выявлена окраска умерших красной охрой. В-четвертых, в кургане обнаружен сосуд яйцевидной формы с характерным для афанасьевской культуры орнаментом [Степанова, 2010; 2012, с. 174, рис. 1; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014, с. 5-99, 327, рис. 198; и др.].
Достаточно сложным остается проблема хронологии памятников афанасьевской культуры Алтая, в отношении которой исследователями высказываются разные точки зрения [Хлобыстина, 1975, с. 17; Цыб, 1984, с. 12-13; Молодин, 2002, с. 125; Погожева, 2006; Савинов, 1994, с. 134; Бородовский, 2006, с. 95; и др.], в том числе с учетом данных радиоуглеродного анализа [Степанова, 2009; Поляков, 2010, с. 164-167; и др.]. Не останавливаясь подробно на различных мнениях ученых о проблеме датировки афанасьевской культуры Алтая, отметим, что большинство исследователей относят ее, как правило, к разным периодам III тыс. до н.э. Очевидно, в пределах III тыс. до н.э. можно предварительно датировать и курган №5 могильника Инской дол.
Библиографический список
Афанасьевский сборник. Барнаул, 2010. 293 с.
Афанасьевский сборник 2. Барнаул, 2012. 226 с.
Бородовский А.П. Афанасьевские памятники Нижней Катуни // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006. С. 84-95.
Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской культуры. Барнаул, 2014. 380 с.
Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VHI вв. М., 1996. 152 с.
Дашковский П.К. Космологическая модель пазырыкского кургана // Четвертые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск, 1997а. С. 44-47.
Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул, 2011. 244 с.
Дашковский П.К. Археологическая разведка в Северо-Западном Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013. С. 128-133.
Дашковский П.К. Инской дол - новый памятник скифо-сакского периода в Западном Алтае // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Кызыл, 2014а. С. 207-210.
Дашковский П.К. Стелы и оленные камни из памятников древних кочевников Северо-Западного Алтая // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2014б. С. 46-62.
Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Исследование курганов скифского времени на могильнике Чинета-П и Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XX. Барнаул, 2014. С. 94-100.
Дашковский П.К., Гончарова Н.С., Мейкшан И.А. Продолжение исследования курганов на могильнике Инской дол // полевые исследования в прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10. Барнаул, 2015. С. 40-44.
Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., Степанова Н.Ф., Тюрина Е.А. Афанасьевские погребальные комплексы Средней Катуни (результаты исследований Ка-тунской археологической экспедиции в зоне строительства и затопления Алтайской ГЭС в 2006-2007 гг.). Барнаул, 2010. 80 с.
Кузьмин Н.Ю. Генезис саяно-алтайского шаманизма по археологическим источникам // Северная Евразия от древности до средневековья. СПб., 1991. С. 125-130.
Кызласов И.Л. Семантика татарского кургана // Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Ч. 2. Омск, 1987. С. 94-97.
ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Саль-дяр-1. Барнаул, 2005. 208 с.
Молодин В.И. Горный Алтай в эпоху бронзы // История Республики Алтай. Т. I. Горно-Алтайск, 2002. С. 98-142.
Ольховский В.С. К изучению скифской ритуалистики: посмертное путешествие // Погребальный обряд. Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М., 1999. С. 114-136.
Погожева А.П. Афанасьевская культура // Погожева А.П., Рыкун М.П., Степанова Н.Ф., Тур С.С. Эпоха энеолита и бронзы Горного Алтая. Ч. I. Барнаул, 2006. С. 18-48.
Поляков А.В. Радиоуглеродные даты афанасьевской культуры // Афанасьевский сборник. Барнаул, 2010. С. 158-171.
Савинов Д.Г. Могильник Бертек-33 // Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994. С. 39-49.
Саенко В.Н. Скифский курган как семиотическая система // Проблемы скифо-сакской археологии Северного Причерноморья. Запорожье, 1994. С. 164-167.
Степанова Н.Ф. Проблемы абсолютной и относительной хронологии памятников афанасьевской культуры Горного Алтая // Роль естественнонаучных методов в археологических исследованиях. Барнаул, 2009. С. 154-159.
Степанова Н.Ф. Афанасьевская культура Горного Алтая и Енисея: погребальный обряд и керамика (сходство и различие) // Афанасьевский сборник. Барнаул, 2010. С. 177-187.
Степанова Н.Ф. Афанасьевская культура Горного Алтая и погребения ку-ротинского типа // Афанасьевский сборник 2. Барнаул, 2012. С 173-182.
Хлобыстина М.Д. Древнейшие могильники Горного Алтая // СА. 1975. №1. С. 17-34.
Цыб С.В. Афанасьевская культура Алтая : автореф. дис. ... к.и.н. Кемерово, 1984. 19 с.
Шульга П.И. Погребения эпохи энеолита-бронзы в долине Сентелека // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006. С. 47-72.