Научная статья на тему 'Исследование курганов скифского времени на могильниках Чинета-П и Инской дол'

Исследование курганов скифского времени на могильниках Чинета-П и Инской дол Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование курганов скифского времени на могильниках Чинета-П и Инской дол»

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Исследование памятников раннего железного века и средневековья в Лесостепном и Горном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2002. Т. VIII. С. 456-461.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Дашковский П.К. Исследования археологических микрорайонов на Алтае // Археологические открытия 2003 года. М., 2004. С. 476-481.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Дашковский П.К. Исследования в Лесостепном и Горном Алтае // Археологические открытия 2002 года. М., 2003. С. 415-418.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А. Курганный могильник Телеут-ский Взвоз-I и культура населения Лесостепного Алтая в монгольское время. Барнаул, 2002. 276 с.: ил.

Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Археология Западно-Сибирской равнины: учеб. пособие. Новосибирск, 2004. 136 с.

Удодов В.Ф. О некоторых особенностях керамического комплекса поселения Переезд // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул, 1991. С. 74-76.

Федорук А.С., Шамшин А.Б., Папин Д.В. Предварительные итоги исследования поселения Фирсово-XVIII // Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и сопредельных регионах в конце эпохи бронзы: сб. науч. тр. Барнаул, 2008. С. 125-143.

Фролов Я.В. Староалейская культура (по данным погребальной обрядности) // Историко-культурное наследие Северной Азии: сб. науч. тр. Барнаул, 2001. С. 149-155.

Фролов Я.В., Шамшин А.Б. Могильники раннего железного века Фирсов-ского микрорайона (Фирсово-Ш, XI, XIV) // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 225-226.

Шамшин А.Б. Комплексы развитой и поздней бронзы некрополя Фирсово-XIV (Барнаульское Приобье) // Кадырбаевские чтения: мат. междунар. науч. конф. Актобе, 2007. С. 78-81.

П.К. Дашковский, И.А. Мейкшан

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

исследование курганов скифского времени на могильникАх чинета-ii и инской дол

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №14-31-01201, «Погребально-поминальная обрядность

кочевников Западного Алтая и Восточного Казахстана как источник

для реконструкции этногенетических и социальных процессов в контексте культурно-исторической ситуации в Саяно-Алтайской горной провинции в древности и раннем средневековье»)

Начиная с 2001 г. Краснощековская археологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством П.К. Дашковского проводит исследование разновременных памятни-

ков на Чинетинском археологическом микрорайоне, расположенном в окрестностях одноименного села по берегам р. Иня в Краснощековском районе Алтайского края [Дашковский, 2013]. В данной публикации планируется остановиться на предварительных результатах раскопок четырех курганов скифо-сакского времени на могильниках Чинета-II и Инской дол.

Могильник Чинета-II находится в 1-1,5 км к юго-юго-востоку от с. Чинета на второй надпойменной террасе указанной реки. На изучаемом памятнике в настоящее время в процессе проведения теодолитной съемки зафиксировано более 35 объектов. В то же время, вероятнее всего, в древности курганов было значительно больше, но вследствие антропогенного воздействия многие курганы оказались разрушенными. кроме того, данная местность характеризуется высокой степенью за-дернованности, что осложняет выявление новых объектов.

В 2013 г. в пределах указанного некрополя в северной его части исследован курган №29. Курган имел диаметр каменной насыпи с севера на юг - 9,25, а с запада на восток - 9 м. Высота сооружения вместе со слоем земли достигала 0,5 м. Насыпь объекта сооружена преимущественно из мелких и средних камней в 1 слой. При этом камни были уложены неплотно друг к другу, тем самым не образуя единой конструкции. По периметру кургана выявлены более крупные камни, чем в насыпи, образую каменная кольцевую выкладку диаметром с севера на юг - 9,25 м, а с запада на восток - 9 м. В центре насыпи зафиксирован участок без камней, образовавшийся в результате ограбления могилы в древности. Под насыпью кургана в центральной ее части зафиксирована могильная яма, которая ориентирована длинной осью по линии СЗ-ЮВ и имела следующие размеры 3,4х2,5х1,85 м. На глубине 1,11-1,66 м вдоль северной стенки могильной ямы обнаружено сопроводительное захоронение двух лошадей, уложенных на живот и ориентированных головой на восток. Под лошадями и частично у западной стенки могилы находились камни. Под первой лошадью в районе ребер обнаружена костяная пронизка (рис. 1.-4). В центральной части могилы на глубине 1,68-1,85 м зафиксировано сильно потревоженное грабителями парное захоронение двух людей. Судя по сохранившимся in sito костям ног умершие были уложены в вытянутом положении и ориентированы головой на восток. В центральной части погребения на глубине 1,63 м обнаружены два керамических сосуда, фрагмент фольги (рис. 1.-5-27), два набора ритуальной пищи (кости барана), два железных ножа (рис. 1.-2-3), железный боевой кинжал (рис. 1.-1) в деревянных ножнах.

Курганный могильник Инской дол расположен в 0,4 км к югу от могильника Чинета-II в той же долине на второй надпойменной террасе. На некрополе выявлено две группы курганов. Первая группа из двух курганов располагалась в 20 м к западу от дороги, ведущей в направлении

с. Чинета - с. Тигирек. В 0,7 км к юго-востоку от первой группы объектов находится фундамент от здания пионерского лагеря у края берега р. Иня. Вторая группа из 13 курганов находится в 400 м к западу от первой по обе стороны оврага. Изучение топографии, планиграфии и конструктивных особенностей насыпей курганов позволило установить, что на могильнике Инской дол есть объекты афанасьевской культуры и скифо-сакского периода. Для начального этапа исследования выбрана группа курганов №1-3, которые выстроены в цепочку в направлении север-юг в западной части некрополя на елбане.

Рис. 1. Инвентарь из кургана №29 могильника Чинета-П: 1-3 - железо; 4 - кость; 5-27 - золото

курган №1 зафиксирован в северной части елбана. Диаметр насыпи сооружения, сложенной в 1-3 слоя преимущественно из «рваного» мелкого камня и речной гальки, составлял с юга на север - 7,5 м, а с запада на восток - 8 м. Высота кургана вместе с уровнем гумуса достигала 0,5 м. Под насыпью кургана в центральной ее части зафиксирована могильная яма, которая была ориентирована длинной осью по линии СЗ-ЮВ и имела размеры 3,4х2,6х1,85 м. На глубине 1,31-1,43 м выявлены продольные деревянные плахи перекрытия, уложенные в направлении север-юг. Ширина сохранившихся частей плах от 0,5 до 22 см. Точное количество плах установить из-за ограбления могилы затруднительно, но, вероятно, их было не менее пяти.

После снятия плах перекрытия выявлены остатки деревянной рамы относительно хорошей сохранности, которая имела длину до 2 м, ширину до 91 см. Конструкция рамы устроена так, что поперечные плахи перекрывали продольные. Внутри рамы на глубине 1,85 м обнаружено разрушенное грабителями погребение человека, который первоначально, вероятно, был уложен головой на восток. У северной стенки рамы зафиксированы стоявшие в ряд развалы трех керамических сосудов. Рядом с развалом первого сосуда в северо-восточном углу обнаружены позвонки барана от жертвенной пищи и железный нож.

курган №2 находился в 2,5 м к югу от кургана №1. При зачистке каменной насыпи у ее юго-западной полы обнаружена кость животного. диаметр насыпи сооружения, сложенной в 1-4 слоя преимущественно из речной гальки, составлял с юга на север - 10,5 м, а с запада на восток - 10 м. Высота кургана вместе с уровнем гумуса достигала 0,75 м. Под насыпью кургана в центральной ее части зафиксирована могильная яма, которая была ориентирована длинной осью по линии сЗ-ЮВ и имела размеры 3,27х2,35х2,12 м. Могила была забутована речной галькой.

На глубине 1,72-1,76 м зафиксирована деревянная конструкция в виде продольного перекрытия из плах, которые были уложены на четыре поперечных плахи. Длина продольных плах достигала 1,91 м, ширина 15 см. Настил возвышался над телом погребенного на 45-50 см. Первоначально перекрытие, очевидно, состояло из шести плах, фрагменты которых длиной до 0,62 м, шириной до 0,15 м сохранились в разных частях конструкции. Плахи перекрытия были уложены на две поперечные торцевые и две дополнительные поперечные плахи в центральной части конструкции. При этом одна поперечная плаха находились на материковой приступке с восточной стороны, а остальные три располагались на камнях, специально подложенных под них, чтобы настил не соприкасался с телом умершего человека. с трех сторон - западной, восточной и южной деревянная конструкция была обложена камнями. Под перекрытием из плах обнаружено погребение человека в скорченном положении на правом боку, ориентированное головой на восток. Вдоль северной стенки могильной ямы выявлено сопроводительное

захоронение лошади, которая ориентирована головой, как и человек, в восточный сектор. Из сопроводительного инвентаря обнаружены керамический сосуд, железный нож, многочисленные фрагменты золотой фольги от головного убора, деревянная гривна, обложенная фольгой, остатки железного предмета, сильно коррозированного и распавшегося на мелкие фрагменты, неподдающиеся восстановлению. Возможно, это фрагменты железного кинжала или большого ножа. В погребении также найдена ритуальная пища (кости барана)

курган №3 находился в 4,75 м к югу от кургана №2. Диаметр насыпи сооружения, сложенной в 1 слой, преимущественно из речной гальки, составлял с юга на север - 5 м, а с запада на восток - 5,5 м. Высота кургана вместе с уровнем гумуса достигала 0,4 м. Под насыпью кургана в центральной ее части зафиксирована могильная яма, которая ориентирована длинной осью по линии СЗ-ЮВ и имела размеры 2,35х1,53х1,6 м. На глубине 1,07-1,17 м обнаружено продольное перекрытие из шести деревянных плах длиной до 1,43 м, шириной 7-22 см. Под деревянными плахами на глубине 1,22-1,58 см выявлен второй слой перекрытия из четырех каменных плит подпрямоугольной формы и двух стел.

Остановимся подробнее на двух стелах, обнаруженных в могиле. Длина первой стелы, уложенной в середине могилы, 97 см, ширина 23 см, толщина 10-15 см. В верхней части стелы прослежена характерная скошенность, а чуть ниже ее центра - небольшой уступ. Внизу стела значительно обтесана для более удобной установки. Вторая стела, расположенная у западной стенки могилы, была длиной 88 см, шириной 22-24 см. Толщина основной части стелы 5-7 см, а верхней - до 12 см. Эта стела также имела вверху типичную скошенность. Выше средней части обелиск был переломан, вероятнее всего, в могиле из-за давления внутримогильного грунта. Аналогичным образом почти по середине переломаны в данной могиле и остальные плиты перекрытия, поскольку они имели незначительную толщину. Интерпретации находок двух стел раннескифского времени посвящена отдельная публикация автора [Дашковский, 2014]. Следует также отметить, что наряду с двумя типичными стелами в этом же погребении находился еще стелообразный камень длиной 92 см, шириной 18-22 см. Он так же, как и стела №2, был переломан чуть выше середины из-за давления заполнения грунтом могилы. Однако на таком камне отсутствуют характерные признаки для стел раннескифского времени, поэтому, возможно, он был просто вырублен именно как необходимый элемент перекрытия.

После снятия второго уровня перекрытия из камней и стел на глубине 1,5 м обнаружено погребение человека, который был уложен на правом боку и ориентирован головой на восток. Под черепом выявлено пятно черной краски от окраски волос погребенной. В средней части могилы напротив таза погребенной найдены развал керамического сосуда, ритуальная пища в виде костей барана и железный нож.

Исследованные курганы №1-3 могильника Инской дол и №29 некрополя Чинета-П по признакам погребального обряда имеют аналогии в памятниках пазырыкской культуры Алтая. К числу характерных элементов погребальной обрядности можно отнести следующие: помещение умершего в могиле в скорченном положении на правом боку и ориентация его головой на восток, наличие сопроводительных захоронений лошадей вдоль северной стенки могильной ямы, пятно черной краски под черепом человека и некоторые другие. Немногочисленный погребальный инвентарь и особенности его расположения в могилах исследованного памятника также типичны для пазырыкской культуры ^-Ш вв. до н.э. [Тишкин, Дашковский, 2003; Кубарев, 1987; 1991; 1992; Кубарев, Шуль-га, 2007; и др.]. При этом среди предметов сопроводительного инвентаря особого внимания заслуживает железный боевой кинжал длиной 30 см в деревянных ножнах из кургана №29. В памятниках пазырыкской культуры такие предметы встречаются крайне редко [Кубарев, 1987, с. 54-59; Кубарев, Шульга, 2007, с. 74-78]. В большей степени они известны в курганах каменской культуры Алтая, которая испытала сильное сакское влияние [Могильников, 1997; Шульга, Уманский, Могильников, 2009, с. 148, рис. 108; Шульга, 2004; Уманский, Шамшин, Шульга, 2005; и др.]. Кроме того, расположение кургана №29 в северной части могильника Чинета-П вдали от остальных объектов скифского времени, помещение умерших в могиле в вытянутом положении на спине также не совсем характерны для пазырыкской культуры. Указанные признаки заслуживают особого внимания, если учесть, что в этой же долине исследован могильник Ханкаринский дол с классическими признаками погребального обряда и инвентаря, характерных для пазырыкской культуры [Дашковский, 2011].

дальнейшее изучение курганов на могильниках Инской дол и Чинета-П позволит внести дополнения в культурно-хронологическую атрибутацию памятников скифо-сакского времени Западного Алтая, а также в реконструкцию социальных отношений и мировоззренческих представлений кочевников.

Библиографический список

Дашковский П.К. Предварительные итоги исследования курганов скифского времени на могильнике Ханкаринский дол (Алтай) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Иркутск, 2011. С. 160-163.

Дашковский П.К. Направления комплексного изучения материалов из курганов скифского времени Северо-Западного Алтая // Древние культуры Монголии и байкальской Сибири: мат. междунар. конф. Улан-Батор, 2012. Т. 2. С. 590-594.

Дашковский П.К. Основные направления изучения памятников древних и средневековых кочевников Чинетинского археологического микрорайона на Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013. С. 187-190.

Дашковский П.К. Стелы и оленные камни из памятников древних кочевников Северо-Западного Алтая // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2014. Вып. VII. С. 46-63.

Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время. Барнаул, 1997. 232 с.

Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с.

Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 190 с.

Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992. 220 с.

Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.

Могильников В.А. Население Верхнего Приобья в середине - второй половине I тысячелетия до н.э. М., 1997. 195 с.

Тишкин А.А. Погребальные сооружения курганного могильника Бийке и культура населения, оставившего их // Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул, 1996. С. 20-54.

Тишкин А.А. Новые и известные находки каменных стел и изваяний скифского времени на Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул, 2005. Вып. XIV. С. 171-179.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003. 430 с.

Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И. Могильник скифского времени Рогозиха-I на левобережье Оби. Барнаул, 2005. 204 с.

Шульга П.И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул, 2003. 204 с.

Шульга П.И., Уманский А.П., Могильников В.А. Новотроицкий некрополь. Барнаул, 2009. 329 с.

А.м. илюшин, в.А. Борисов

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбунова

средневековое жилище на комплексе археологических памятников торопово-7

С 2008 г. Кузнецкая комплексная археолого-этнографическая экспедиция проводит полевые исследования на комплексе археологических памятников Торопово-7 в долине р. Касьмы на территории Кузнецкой котловины по программе изучения Касьминского археологического микрорайона [Илюшин, 2013, с. 137-142; Илюшин, Бутьян, Борисов, 2012, с. 149-151]. В 2011 г. на раскопе №3 заложенном в северо-западной части памятника было раскопано уникальное по конструкции средневековое жилище. Настоящая работа представляет собой первый опыт описания и культурно-хронологического анализа этого объекта.

До начала полевых исследований на месте раскопа №3 имелась большая западина в виде сильно задернованного округлого котлована диаметром 4 м и глубиной 0,15 м. раскоп №3 площадью 108 кв. м был заложен над жилищной западиной и прилегающими к ней участками памятника (рис. 1). На раскопе имелся уклон по направлению с востока на запад. Самый большой перепад высот был зафиксирован по южной стенке раскопа, где он составил 0,60 м. В процессе исследования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.