Научная статья на тему 'Радиоуглеродное датирование кургана пазырыкской культуры с предметами китайского импорта из могильника Чинета-II (Алтай)'

Радиоуглеродное датирование кургана пазырыкской культуры с предметами китайского импорта из могильника Чинета-II (Алтай) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА / АЛТАЙ / ДАТИРОВКА / РАДИОУГЛЕРОДНЫЙ АНАЛИЗ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / АРТЕФАКТЫ / КИТАЙСКИЙ ИМПОРТ / ARCHAEOLOGY / PAZYRYK CULTURE / ALTAI / DATING / RADIOCARBON DATING / BURIAL RITES / ARTIFACTS / СHINESE IMPORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский Петр Константинович

В статье рассматриваются вопросы датировки кургана № 31 могильника Чинета-II, который расположен в Краснощековском районе Алтайского края (Северо-Западный Алтай). При раскопках кургана № 31 могильника Чинета-II были зафиксированы признаки погребального обряда, которые обнаруживают сходство с аналогичными особенностями как на ранее изученных памятниках пазырыкской культуры в Чинетинском археологическом микрорайоне, так и в других частях Алтая. Датировка объекта строилась, во-первых, на результатах анализа сопроводительного инвентаря. При этом важным индикатором выступали деревянные лаковые изделия из Китая. Во-вторых, учитывались результаты радиоуглеродного анализа образца кости лошади, который был проведен сотрудниками Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (г. Томск). На основе сопоставления результатов археологического и радиоуглеродного датирования было установлено, что сооружение кургана № 31 могильника Чинета-II произошло не ранее IV в. до н. э., вероятно, во второй половине IV начале III вв. до н. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дашковский Петр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIOCARBON DATING OF THE KURGAN OF THE PAZYRYK CULTURE WITH CHINESE IMPORTS OF the Burial Ground Chineta II (ALTAY)

The paper discusses the Dating of barrow No. 31 of the burial ground Chineta II, which is situated in Krasnoshchekovskiy district of Altai Krai (North-Western Altai). During the excavation of Kurgan No. 31 of the burial ground Chineta II the definite features of the burial rite were fixed. These features detect the similarity with analogous characteristics with previously studied monuments of the Pazyryk culture in Chinetinskii archaeological district, and in other parts of the Altai. The dating of the object was based, firstly, on the results of the analysis of the accompanying inventory. At the same time, an important indicator was the wooden lacquer products from China. Secondly, the results of radiocarbon analysis of the horse bone sample produced by the Institute of monitoring of climatic and ecological systems of the Siberian branch of RAS (Tomsk) were taken into account. Based on the comparison of the results of archaeological and radiocarbon dating, it was found that the time of construction of the burial mound No. 31 was not earlier than IV century BC, perhaps during the IV beginning of III centuries BC.

Текст научной работы на тему «Радиоуглеродное датирование кургана пазырыкской культуры с предметами китайского импорта из могильника Чинета-II (Алтай)»

УДК 902.652 903.5

https://doi.Org/10.24852/pa2019.3.29.147.158

РАДИОУГЛЕРОДНОЕ ДАТИРОВАНИЕ КУРГАНА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРЕДМЕТАМИ КИТАЙСКОГО ИМПОРТА ИЗ МОГИЛЬНИКА ЧИНЕТА-И (АЛТАЙ)

© 2019 г. П.К. Дашковский

В статье рассматриваются вопросы датировки кургана № 31 могильника Чинета-П, который расположен в Краснощековском районе Алтайского края (Северо-Западный Алтай). При раскопках кургана № 31 могильника Чинета-П были зафиксированы признаки погребального обряда, которые обнаруживают сходство с аналогичными особенностями как на ранее изученных памятниках пазырыкской культуры в Чинетин-ском археологическом микрорайоне, так и в других частях Алтая. Датировка объекта строилась, во-первых, на результатах анализа сопроводительного инвентаря. При этом важным индикатором выступали деревянные лаковые изделия из Китая. Во-вторых, учитывались результаты радиоуглеродного анализа образца кости лошади, который был проведен сотрудниками Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (г. Томск). На основе сопоставления результатов археологического и радиоуглеродного датирования было установлено, что сооружение кургана № 31 могильника Чинета-П произошло не ранее IV в. до н. э., вероятно, во второй половине IV - начале III вв. до н. э.

Ключевые слова: археология, пазырыкская культура, Алтай, датировка, радиоуглеродный анализ, погребальный обряд, артефакты, китайский импорт.

Могильник Чинета-П входит в состав Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях с. Чинета Краснощеков-ского района Алтайского края (рис. 1) (Дашковский, 2013). Некрополь зафиксирован в восточной части второй надпойменной террасы на левом берегу р. Иня (левый приток Чарыша) в 1-1,4 км к ЮЮВ от с. Чинета. Начиная с 2001 г., исследования на данном памятнике проводит Краснощеков-ская археологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством автора статьи. В пределах данного памятника исследованы курганы, относящиеся к скифскому времени, тюркской, кыргызской и сросткинской археологическим культурам (Дашковский, 2015а, б; 2016; Тишкин, Дашковский, Горбунов, 2004 и др.). В настоящее время на

некрополе исследовано 14 курганов скифо-сакского периода (№№ 16, 19, 21-24, 26-29, 30-32, 34). На данном этапе получены результаты радиоуглеродного анализа, а также итоги изучения отдельных артефактов - предмета китайского импорта, которые позволяют дополнить информацию о хронологической атрибутации раскопанного объекта.

Курган № 31 располагался в центральной части некрополя Чинета-П. Он имел диаметр каменной насыпи с С на Ю - 15 м, а с З на В - 13 м. Высота сооружения вместе со слоем земли достигала 0,85 м (рис. 2, 3). Высота только каменной насыпи - 0,7 м. Насыпь объекта сооружена преимущественно из средних и больших камней в 2-4 слоя. При этом камни были уложены достаточно плотно, образуя целостность насыпи. По периметру

Рис. 1. Месторасположение могильника Чинета-II на Алтае. Fig. 1. The location of the burial ground Chineta-II in the Altai.

кургана выявлены более крупные, чем в насыпи, камни, которые образовывали кольцевую выкладку крепиду диаметром с С на Ю - 15 м, а с З на В - 13 м. В центре насыпи зафиксирован достаточно большой просад, как выяснилось в процессе раскопок из-за проседания грунта в могиле. Диаметр просада с С на Ю - 1,5, а с З на В -2,5 м. Глубина просада от нулевого репера 55 см. Под насыпью кургана в центральной ее части зафиксирована могильная яма, которая ориентирована длинной осью по линии СЗ-ЮВ и имела следующие размеры на уровне древнего горизонта 3,3^2,5^3,84 м. Могила была полностью забутована камнями разных размеров.

Вдоль северной стенки могильной ямы на глубине 3,34-3,54 м обнару-

жено сопроводительное захоронение лошади. Животное было уложено на живот с подогнутыми копытами и ориентировано головой на восток (рис. 4, 5). Под лошадью ближе к северо-западному углу находились камни. В районе ребер животного на глубине 2,8 м обнаружена костяная подпруж-ная пряжка (рис. 6: 23). В зубах лошади выявлены железные кольчатые удила (рис. 6: 1), а на лбу - золотая налобная бляха из фольги (рис. 6: 19 и др.).

Вдоль восточной и южной стенок могилы на глубине 2,8 м обнаружены следы от древесного тлена от двух плах очень плохой сохранности (рис. 4, 5). Длина восточной плахи составляла 1,6 м, а южной - 2,4 м. Ширина обеих плах составляла 10-12 см. Тлен от плах, вероятно, являлся остат-

Рис. 2. Курган № 31 могильника Чинета-II после зачистки насыпи. Fig. 2. Kurgan No. 31 burial ground Chineta II after stripping of the mound.

ками от деревянной рамы. В юго-восточном углу на глубине 2,87 м зафиксированы фрагменты черепа человека. Кости скелета оказались очень плохой сохранности из-за многотонного давления каменного заполнения могилы и влажности грунта. В результате скелет сохранился только фрагментарно (рис. 4, 5). При этом сохранились преимущественно кости ног, челюсть, частично кости рук. Возможно, погребение носило вторичный характер, а плохая и неполная сохранность костей усугубилась указанными факторами. Кроме того, не исключено, что погребение также было ограблено в древности. Умерший человек, судя по отдельным сохранившимся in situ костям скелета, первоначально был уложен в скорченном положении на правый бок и ориентирован головой на восток (рис. 4, 5).

У восточной стенки могилы в средней ее части выявлены фрагменты золотой аппликации из фольги (рис. 6: 3-18, 20, 21). Рядом с ней находилась ритуальная пища (кости барана), железный нож (рис. 6: 2). В

20 см к северу и в 25 см к западу от ритуальной пищи зафиксирован развал керамического сосуда (рис. 6: 22). Фрагменты керамики также обнаружены в центральной части могилы, в районе берцовых костей скелета и у задних копыт лошади. Это обстоятельство косвенно указывает на разрушение погребения в древности.

В районе основного развала керамического сосуда на глубине 3,76 м выявлены остатки плохо сохранившейся, вероятно, деревянной чашечки, покрытой красным лаком. Еще одно скопление фрагментов красного лака выявлено в 25 см к юго-западу от первого в районе костей скелета человека.

Изучению указанных деревянных лаковых изделий из Китая посвящены отдельные публикации (Дашков-ский, Новикова, 2015; 2017). В данном случае отметим только некоторые принципиальные моменты, поскольку предметы китайского импорта важны и для установления хронологии объекта.

В кургане № 31 были обнаружены лишь компактные скопления остатков

-23 -70

0___150 сп

Рис. 3. План насыпи кургана № 31 могильника Чинета-П. Fig. 3. Plan of the kurgan mound No. 31 burial ground Chineta II.

Рис. 4. Погребение в кургане № 31 могильника Чинета-П. Fig. 4. The burial in kurgan No. 31 burial Chineta II.

красного лака от артефактов, что было связано со значительным давлением каменной забутовки могилы, глинистым грунтом и грунтовыми водами (рис. 7-8). В захоронении выявлено два рядом расположенных скопления. Именно из-за такого расположения скоплений было сделано предположение относительно формы предмета («деревянная чашечка»), основанное на том, что в процессе расчистки под фрагментами лака обнаружены были очень плохой сохранности древесные фрагменты (из-за сильной деструкции их не удалось взять) (Дашковский, Новикова, 2017). Лаковые фрагменты с остатками древесины на обороте, которые имеют размеры от 0,5 мм до 3 см, располагались в том месте (к северо-востоку от черепа человека), в котором обычно в захоронениях пазырыкской культуры помещали керамическую и деревянную посуду. При этом кочевники использовали деревянную посуду достаточно широко. Это подтверждается значительным количеством находок деревянной посуды в курганах Юго-Восточного Алтая, в частности на могильниках Ак-Алаха-Ш (Полосьмак, 2001, с. 194-202), Юстыд-ХП (Кубарев, 1991, с. 65-68), Барбургазы-1 (Кубарев, 1992, с. 49-51), Уландрык-1, Ташанта-И (Кубарев, 1987, с. 49-50) и др.

Окраска не дошедших до нас в первозданном виде артефактов из могильника Чинете-П по химическому составу имеет сходство с образцами красно-чернолаковых китайских лакокрасочных покрытий, а также прослеживаются аналогии в материалах из элитных памятников скифской эпохи Алтая (Дашковский, Новикова, 2017). Это подтверждается также данными стратиграфических иссле-

дований красочных слоев проб. Они показали, что лакокрасочные покрытия были изготовлены по традиционной для древнего Китая технологии. Верхние слои красного цвета (пигментированный красный слой чешуек лакокрасочного покрытия) аналогичны слоям из краски тун-ци (кит. - смесь ци-лака с киноварью). Они нанесены на тонкие темно-коричневого прозрачного цвета слои ци-лака, окрашенного солями железа. Следует подчеркнуть, что так же, как в традиционных китайских лаках, эти слои лака лежат поверх тончайшего слоя ткани из растительных волокон. На некоторых образцах сохранился слой из каолина, кварца и альбита. Таким образом, все компоненты красочных слоев традиционны для древних китайских технологов. Данные стратиграфии в совокупности с результатами микроанализа и физико-химических исследований показали, что лакокрасочные покрытия из Чинета-11 уверенно можно сопоставить с лакокрасочными покрытиями из курганов №№ 1-7 могильника Пазырык. Отличием является присутствие в значительных количествах водорастворимых солей меди во многих лакокрасочных покрытиях из курганов могильника Пазырык. В пробах из кургана № 31 соли меди не зафиксированы (Дашковский, Новикова, 2017, с. 110). Необходимо также отметить, что из большой коллекции образцов лакокрасочных покрытий, найденных в древних памятниках в Сибири и Центральной Азии, относительное сходство (по некоторым параметрам) образцов из могильника Чинета-11 наблюдается еще с несколькими образцами лакокрасочных покрытий из курганного комплекса Бугры, расположенного в степной зоне Алтая (Чу-

3. ритуальная пища с деревянной посуды

4. железный нож 8. скопление костей

5. костяная пряжка 9. налобная бляха

из золотой фольги

гунов, 2014, с. 714-725; Тишкин, 2012, с. 507; Сутягина, Новикова, 2016).

Следует отметить, что признаки погребального обряда, зафиксированные в кургане № 31 могильника Чинета-П, имеют аналогии как в ранее изученных памятниках пазырыкской культуры Северо-Западного Алтая (могильники Ханкаринской дол, Ин-ской дол) (Дашковский; 2016; 2017; Дашковский, Ожиганов, 2018) , так и на могильниках скифского времени из других районов Алтая (Кубарев, 1987; 1991; Кубарев, Шульга, 2007; Кирю-шин, Степанова, Тишкин, 2003; Ки-рюшин, Степанова, 2004 и др.). К числу важных признаков погребального обряда пазырыкской культуры Алтая можно отнести наличие сопроводительного захоронения лошади вдоль северной стенки могильной ямы. При этом животное ориентировано головой относительно сторон горизонта в том же направлении, что и умерший

Рис. 5. План погребения в кургане № 31 могильника Чинета-II.

Fig. 5. Plan of burial in the kurgan No. 31 burial ground Chineta II.

человек в могиле, а именно на восток. Другими признаками погребального обряда данной культуры является положение умершего в скорченной позе на правом боку с подогнутыми ногами, ориентированного головой на восток (юго-восток). Определенным своеобразием отличается и сопроводительный инвентарь из погребений. При этом следует подчеркнуть, что «классические» признаки погребального обряда пазырыкской культуры среди всех некрополей Чинетинско-го археологического микрорайона в большей степени присутствуют на памятнике Ханкаринский дол, который представляется более целостным в культурном отношении среди других (Дашковский, 2016; и др.). На некрополе Чинета-II зафиксирована большая вариабельность среди признаков погребального обряда, установленных при исследовании курганов скифской эпохи (Дашковский, 2017).

Категории инвентаря их кургана № 31 могильника Чинета-II имеют устойчивые аналоги среди материалов пазырыкской культуры Алтая (Кубарев, 1987, 1991, 1992; Кубарев, Шульга, 2007). Интересным элементом снаряжения лошади является подпружная пряжка (рис. 6: 23), которая, согласно классификации В.Д. Кубарева (1991, с. 49-52, рис. 10: 3; 1987, с. 29-30, рис. 14: 4; и др.), может быть отнесена к типу блоко-видных с двумя овальными вырезами и неподвижным, выступающим наружу язычком. Подпружные пряжки

Рис. 6. Инвентарь из кургана № 31 могильника Чинета-II. 1 - железные удила. 2 - железный нож, 3-18, 20-21 - фрагменты золотой фольги, 19 - золотая налобная бляха из фольги, 22 - керамический сосуд, 23 - костяная подпружная пряжка. Fig. 6. Inventory of the kurgan No. 31 burial ground Chinet-II. 1 - iron bits. 2 - iron knife, 3-18, 20-21 - gold foil fragments, 19 - gold foil plaque, 22 - ceramic vessel, 23 - bone buckle.

такого типа встречаются в курганах пазырыкской культуры второй половины У-Ш в. до н. э. (Кубарев, Шуль-га, 2007, с. 119-123, рис. 81: 4). По классификации П.И. Шульги, указанная подпружная пряжка может быть отнесена к 9 типу (Шульга, 20156, с. 127, рис. 81: 31, 32, 37). Другие категории инвентаря из кургана № 31 также датируются в широких хронологических рамках - вторая половина У-Ш в. до н. э. Определенный интерес представляет налобная бляха круглой формы из золотой фольги (рис. 6: 19), которая была обнаружена на че-

репе лошади. Вероятно, первоначально диск из золотой фольги крепился на основу из кожи (ткани) или дерева. По краям такой бляхи зафиксированы небольшие отверстия. Отметим, что налобные бляхи из дерева и кости хорошо известны по элитным курганам пазырыкской культуры из могильников Пазырык, Башадар, Туэкта и др. (Руденко, 1953, с. 154-156; 1960, с. 125; Шульга, 2015б, с. 54, рис. 27: 1; рис. 33: 1 и др.). Налобные бляхи крепились с помощью двух тонких ремешков. Такой же принцип крепления зафиксирован в большинстве случаев

Рис. 7. Общий вид лакокрасочных фрагментов из кургана № 31 Чинета-II.

Fig. 7. General view of the fragments of varnish and paint from the burial mound No. 31 Chineta II.

в снаряжениях лошадей из элитных курганов на разных этапах пазырык-ской культуры (Шульга, 20156, с. 54, 64, рис. 33: 1 и др.). Другие категории инвентаря из кургана № 31 также датируются в широких временных рамках - вторая половина V-III в. до н. э.

Важно отметить значение китайского импорта для установления хронологии курганов скифской эпохи Алтая. Китайские изделия встречаются в курганах пазырыкской культуры преимущественно в IV-III вв. до н. э. (Шульга, 2015а, с. 30). Ранее в пределах Чинетинского археологического микрорайона предметы китайского импорта были встречены в кургане № 21 могильника Чинета-II (Дашков-ский, Новикова, 2017), для которого также получена радиоуглеродная дата (Дашковский, 2018).

Теперь обратимся к результатам радиоуглеродного анализа образца кости лошади из кургана № 31 могиль-

ника Чинета-II. Радиоуглеродный анализ осуществлялся в Аналитическом центре изотопных исследований Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (ИМКЭС СО РАН, г. Томск). Полученные результаты представлены в таблицах 1-2.

Интервалы калиброванного календарного возраста получены с помощью программы, разработанной в Оксфордском университете (Великобритания) и определены старшим научным сотрудником ИМКЭС СО РАН канд. техн. наук Г.В. Симоновой. Как видно из таблицы, полученная радиоуглеродная дата в целом нивелируется с археологическим материалом из кургана № 31.

Таким образом, проведенный анализ погребального обряда и инвентаря из кургана № 31 могильника Чинета-II свидетельствует о том, что раскопанный курган относится к пазырыкской культуре. Отметим,

Рис. 8. Лакокрасочные фрагменты из кургана № 31 Чинета-II.

Fig. 8. Fragments of varnish and paint from the burial mound No. 31 Chineta II.

Таблица 1

Результаты радиоуглеродного анализа образца из кургана № 31 могильника Чинета-11

Лабораторный номер Описание образца Место отбора Радиоуглеродный возраст Календарный возраст (Новое время)

ИМКЭС-14С1015 Кость лошади Могильник Чинета -II, могила№1, курган №31 2302±73 По 15 (68%) 480-200 ВС По 25 (95%) 800-150 ВС

что ранее для кургана № 21 этого же могильника была также получена радиоуглеродная дата, которая свидетельствует о принадлежности кургана тоже к скифскому времени (Дашковский, 2018). Особенности сопроводительного инвентаря, в т. ч. наличие предметов китайского импорта, а также результаты радиоуглеродного анализа, позволяют заключить, что время сооружения объекта не ранее IV в. до н. э., возможно, IV - начало

III в. до н. э. Это связано с тем, что предметы китайского импорта встречаются, преимущественно, в курганах пазырыкской культуры Алтая не ранее указанного хронологического периода. Следует также подчеркнуть, что наличие импортных лаковых изделий из Китая указывает на высокий социальный статус погребенного в кургане № 31 могильника Чинета-II, который, вероятно, принадлежал к региональной элите кочевого общества.

Интервалы калиброванного календарного возраста

Таблица 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Дашковский П.К. Основные направления изучения памятников древних и средневековых кочевников Чинетинского археологического микрорайона на Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. С. 187-190.

2. Дашковский П.К. Исследование оградок тюркской культуры на могильнике Чинета-II // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII / Отв. ред. П.К. Дашковский. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015а. С. 20-29.

3. Дашковский П.К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 20156. 224 с.

4. Дашковский П.К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. IX / Отв. ред. П.К. Дашковский. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 42-66.

5. Дашковский П.К. Результаты изучения погребального обряда кочевников Северо-Западного Алтая скифской эпохи (по материалам могильника Чинета-II) // Тр. V (XXI) Всероссийского археологического съезда в Барнауле - Белокурихе. Т. II / Ред. А.П. Деревянко, А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2017. С. 112-116.

6. Дашковский П.К. Радиоуглеродное и археологическое датирование погребения скифского времени на могильнике Чинета-II (Алтай) // Народы и религии Евразии. 2018. № 2 (15). С. 9-23.

7. Дашковский П.К., Новикова О.Н. Китайские лаки из могильника скифской эпохи Чинета-II (Алтай) // АЭАЕ. 2017. № 4 (45). С. 102-112.

8. Дашковский П.К., Ожиганов А.Н. Завершение раскопок курганов скифской эпохи на могильнике Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXIV / Отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. С. 83-88.

9. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2004. 292 с.

10. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. 234 с.

11. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука, 1987. 302 с.

12. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск: Наука, 1991. 190 с.

13. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск: Наука, 1992. 220 с.

14. Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. 282 с.

15. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: Наука, 1953. 555 с.

16. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л.: Наука, 1960. 360 с.

17. Сутягина Н.А., Новикова О.Г. Китайская лаковая чашечка из погребения «золотого человека» (по материалам могильника Бугры в предгорьях Алтая) // АЭАЕ. 2016. № 4 (44). С. 83-91.

18. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Горбунов В.В. Курганы эпохи средневековья на территории предгорно-равнинной части Алтайского края // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. X. Ч. 1 / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. С. 410-415.

19. Чугунов К.В. Захоронения «золотых людей» в традиции номадов Евразии (новые материалы и некоторые аспекты исследований) // Диалог культур Евразии в археологии Казахстана / Отв. ред. М.К. Хабдулина. Астана: Сарыарка, 2014. С. 714-725.

20. Шульга П.И. Датировка курганов Пазырыка и китайских зеркал с Т-образными знаками // Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований. Сб. статей, посвященный 70-летию профессора Ю.Ф. Кирюшина / Ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015а. С. 366-371.

21. Шульга П.И. Снаряжение верховой лошади в Горном Алтае и Верхнем При-обье. Ч. II (VI-Ш вв. до н.э.). Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015б. 322 с.

Информация об авторе:

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, Россия); [email protected]

RADIOCARBON DATING OF THE KURGAN OF THE PAZYRYK CULTURE WITH CHINESE IMPORTS OF THE BURIAL GROUND CHINETA II (ALTAY)

P. K. Dashkovskiy

The paper discusses the Dating of barrow No. 31 of the burial ground Chineta II, which is situated in Krasnoshchekovskiy district of Altai Krai (North-Western Altai). During the excavation of Kurgan No. 31 of the burial ground Chineta II the definite features of the burial rite were fixed. These features detect the similarity with analogous characteristics with previously studied monuments of the Pazyryk culture in Chinetinskii archaeological district, and in other parts of the Altai. The dating of the object was based, firstly, on the results of the analysis of the accompanying inventory. At the same time, an important indicator was the wooden lacquer products from China. Secondly, the results of radiocarbon analysis of the horse bone sample produced by the Institute of monitoring of climatic and ecological systems of the Siberian branch of RAS (Tomsk) were taken into account. Based on the comparison of the results of archaeological and radiocarbon dating, it was found that the time of construction of the burial mound No. 31 was not earlier than IV century BC, perhaps during the IV - beginning of III centuries BC.

Keywords: archaeology, Pazyryk culture, Altai, dating, radiocarbon dating, burial rites, artifacts, Сhinese imports.

REFERENCES

1. Dashkovskiy, P. K. 2013. In Tishkin, A. A. (ed). Sovremennye resheniia aktual'nykh problem evraziiskoi arkheologii (Contemporary Solutions to the Current Issues of Eurasian Archaeology). Barnaul: Altay University Publ., 187-190 (in Russian).

2. Dashkovskiy, P. K. 2015. In Dashkovskiy, P. K. (ed). Mirovozzrenie naseleniia Yuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospective (Worldviews of the Population of Southern Siberia and Central Asia in Historical Retrospect) 8. Barnaul: Altay University Publ., 20-29 (in Russian).

3. Dashkovskiy, P. K. 2015. Kyrgyzy na Altae v kontekste etnokul'turnykh protsessov v Tsentral'noi Azii (Kyrgyz people in Altai in the Context of Ethnic and Cultural Processes in Central Asia). Barnaul: Altay University Publ. (in Russian).

4. Dashkovskiy, P. K. 2016. In Dashkovskiy, P. K. (ed). Mirovozzrenie naseleniia Yuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospective (Worldviews of the population of Southern Siberia and Central Asia in Historical Retrospect) 9. Barnaul: Altay University Publ., 42-66 (in Russian).

5. Dashkovskiy, P. K. 2017. In Derevianko A. P., Tishkin, A. A. (eds.). Trudy V (XX) Vserossiiskogo arkheologicheskogo s "ezda v Barnaule - Belokurikhe (Proceedings of the 5th (21th) All-Russia Archaeological Congress in Barnaul-Belokurikha) II. Barnaul: Altai State University Publ., 112-116 (in Russian).

6. Dashkovskiy, P. K. 2018. In Narody i religii Evrazii (Nations and Religion of Eurasia). 2 (15), 9-23 (in Russian).

7. Dashkovskiy, P. K., Novikova, O. N. 2017. In Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia) 4 (45), 102-112 (in Russian).

8. Dashkovskiy, P. K., Ozhiganov, A. N. 2018. In Tishkin, A. A., (eds.). Sokhranenie i izuchenie kul'turnogo naslediia Altaiskogo kraia (Preservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai) 24. Barnaul: Altai State University Publ., 83-88 (in Russian).

9. Kiriushin, Yu. F., Stepanova, N. F. 2004. Skifskaia epokha Gornogo Altaia. Ch. III: Pogrebal'nye kompleksy skifskogo vremeni Srednei Katuni (Scythian Epoch of Mountain Altai. Part III: Burial Scythian Complexes on the Middle Katun River). Barnaul: Altai State University Publ. (in Russian).

10. Kiriushin, Yu. F., Stepanova, N. F., Tishkin, A. A. 2003. Skifskaia epokha Gornogo Altaia. Ch. II: Pogrebal'no-pominal'nye kompleksy pazyrykskoi kul'tury (Scythian Epoch of Mountain Altay. Part II: Burial And Memorial Complexes of Pazyryk Culture). Barnaul: Altai State University Publ. (in Russian).

11. Kubarev, V. D. 1987. Kurgany Ulandryka (Barrows of Ulandryk). Novosibirsk: "Nauka" Publ. (in Russian).

12. Kubarev, V. D. 1991. Kurgany Yustyda (Barrows of Yustyd). Novosibirsk: "Nauka" Publ. (in Russian).

13. Kubarev, V. D. 1992. Kurgany Sailiugema (Barrows of Sailugem). Novosibirsk: "Nauka" Publ. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kubarev, V. D., Shul'ga, P. I. 2007. Pazyrykskaia kul'tura (kurgany Chui i Ursula) (Pazyryk Culture (Chui and Ursula Burial Mounds). Barnaul: Altai State University Publ. (in Russian).

15. Rudenko, S. I. 1953. Kul'tura naseleniia Gornogo Altaia v skifskoe vremia (Culture of the Population of Mountain Altai in the Scythian Time). Moscow; Leningrad: "Nauka" Publ. (in Russian).

16. Rudenko, S. I. 1960. Kul'tura naseleniia Tsentral'nogo Altaia v skifskoe vremia (Culture of the Population of Central Altai in the Scythian Time). Moscow; Leningrad: "Nauka" Publ. (in Russian).

17. Sutiagina, N. A., Novikova, O. G. 2016. In Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia) 4 (44), 83-91 (in Russian).

18. Tishkin, A. A., Dashkovskiy, P. K. Gorbunov, V. V. 2004. In Derevianko, A. P., Molodin, V. I. (eds.). Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nykh territorii (Issues of Archaeology, Etnography and Anthropology of Siberia and the Adjoining Territories). Vol. 10, part 1. Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 410-415 (in Russian).

19. Chugunov, K. V. 2014. In Khabdulina, M.K. (ed.). Dialog kul'tur Evrazii v arkheologii Kazakhstana (The Dialogue among Cultures of Eurasia through Archaeology in Kazakhstan). Astana: "Saryarka" Publ., 714-725 (in Russian).

20. Shul'ga, P. I. 2015. In Tishkin, A. A. (ed.). Arkheologiya Zapadnoy Sibiri i Altaya: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovaniy: Sb. statey, posvyashhenniy 70-letiyu professora Yu.F. Kiryushina (Archaeology of Western Siberia and the Altai Mountains: Interdisciplinary Research Experience: Collection of Articles Dedicated to the 70th Anniversary of Professor Yu.F. Kiryunin). Barnaul: Altai State University Publ., 366-371 (in Russian).

21. Shul'ga, P. I. 2015. Snariazhenie verkhovoi loshadi v Gornom Altae i Verkhnem Priob'e. Ch. II (VI-III vv. do n.e.). (Saddle Horse Gear in Mountain Altai and Upper Ob Area. Part II (6th - 3rd centuries B.C.). Novosibirsk: Novosibirsk State University Publ. (in Russian).

About the Author:

Dashkovskiy Petr K Doctor of Historical Sciences. Professor. Altai State University, Lenin Ave., 61, Barnaul, 656049, Russian Federation; [email protected]

Статья поступила в номер 01.06.2019 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.